Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ЗАЩИТА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов М. Г.

В статье обозначены научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы защиты чести и достоинства человека. Показано, что эти проблемы во-многом обусловлены неоднозначностью трактовок авторов о понимании чести и достоинства человека. В результате законодатель не определяет этих терминов в официальных текстах нормативных правовых актов, что не может не осложнять правовое регулирование защиты этих ценностей общества. Предложено понимать честь и достоинство духовно-нравственными ценностями человека, свойством его психики и проявления в поведении человека соответственно. Сделан вывод о необходимости комплексного научного исследования терминологического аппарата о чести и достоинстве человека с целью закрепления соответствующих их определений в текстах нормативных правовых актов, и разработки механизма правового регулирования их защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL PROBLEMS LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF HUMAN HONOR AND DIGNITY

The article outlines the scientific, theoretical and regulatory issues of protecting the honor and dignity of a person. It is shown that these problems are largely due to the ambiguity of the authors' interpretations of the understanding of the honor and dignity of a person. As a result, the legislator does not define these terms in the official texts of regulatory legal acts, which cannot but complicate the legal regulation of the protection of these values of society. It is proposed to understand honor and dignity by the spiritual and moral values of a person, the property of his psyche and its manifestation in human behavior, respectively. The conclusion is made about the need for a comprehensive scientific study of the terminological apparatus on human honor and dignity in order to consolidate their respective definitions in the texts of regulatory legal acts, and to develop a mechanism for legal regulation of their protection.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА»

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА

М.Г. Потапов, канд. юрид. наук, доцент

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-229-231

Аннотация. В статье обозначены научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы защиты чести и достоинства человека. Показано, что эти проблемы во-многом обусловлены неоднозначностью трактовок авторов о понимании чести и достоинства человека. В результате законодатель не определяет этих терминов в официальных текстах нормативных правовых актов, что не может не осложнять правовое регулирование защиты этих ценностей общества. Предложено понимать честь и достоинство духовно-нравственными ценностями человека, свойством его психики и проявления в поведении человека соответственно. Сделан вывод о необходимости комплексного научного исследования терминологического аппарата о чести и достоинстве человека с целью закрепления соответствующих их определений в текстах нормативных правовых актов, и разработки механизма правового регулирования их защиты.

Ключевые слова: человек, честь, достоинство, защита, правовое регулирование.

Действующие нормативные правовые акты в определённой мере закрепили нормы права о защите чести и достоинства субъектов. В частности, в ст. 21 Конституции РФ установлена охрана государством достоинства личности. В ч. 1 ст. 23 этого же документа речь идёт о защите чести и доброго имени человека. В Гражданском кодексе РФ (ст. 150) честь, доброе имя и деловая репутация отнесены к нематериальным благам человека. Однако, ни в нормах права, ни в судебных решениях автору данной работы не удалось обнаружить легальные дефиниции этим терминам. Объясняется это тем, что законодатель не записал в нормативных актах таких определений, поскольку в науке нет их однозначных трактовок [3]. При всех неоднозначных трактовках чести и достоинства думается, что эти категории являются неотъемлемыми духовно-нравственными качествами личности. В жизни их понимание зависит от уровня культуры человека и общества.

Честь - это духовно-нравственное свойство психики человека, проявляющееся в его совести, честности, добродетели, благородстве, великодушии, смирении. Человек без чести (не имеет чести) означает

отсутствия в его психике духовно-нравственных свойств, т.е. он без совести, без честности, без добродетели, без благородства, без смирения.

Достоинство - это проявление в действиях, поступках, поведении человека его духовно-нравственных свойств психики, его совести, честности, добродетели, благородства, великодушия, смирения. Человек без достоинства (не проявляет достоинства) означает отсутствие в его действиях, поступках, поведении духовно-нравственных свойств психики, нет совести, нет честности, нет добродетели, нет благородства, нет великодушия, нет смирения.

Таким образом, физическое лицо, которое позволяет себе порочить честь и достоинство другого субъекта, во-первых, обвиняет последнего в отсутствии в его психики и поведении духовно-нравственных свойств, и тем самым, по сути, во-вторых, либо подтверждает достоверный факт таких свойств и поведения, либо, если нет фактов, то сам совершает неблаговидный поступок.

Индифферентное отношение родителей, педагогов, чиновников органов публичной власти, общества к решению вопросов

формирования духовно-нравственных качеств человека, включая его честь и достоинство, приводит к снижению уровня его культуры и деградации, что соответственно отражается в целом на общем уровне духовно-нравственного и культурного состояния общества. В решении этих проблем весьма значимыми являются вопросы воспитания человека, позволяющими ему жить в согласии со своей совестью, и совершать адекватные, правильные и ответственные поступки в любой жизненной ситуации.

Между тем в демократическом устройстве общества права и свободы «.. без соответствующих удерживающих начал не только не возвышают человека в его достоинстве, но часто служат одним из эффективных средств его духовно-нравственного разложения и унижения» [4]. Желание и стремление людей к хорошей, беззаботной жизни, «.. к наслаждению, конечно, немыслимо без социальных и политических свобод, они - необходимое условие материалистического рая. Однако к чему ведут эти свободы в их современном виде? Что, например, делает современная свобода телеинформации? Она стала, по меткому выражению одной популярной газеты, «телевизионной чумой насилия» [4]. Действительно, если по коммуникационным средствам люди ежедневно смотрят и видят сцены насилия, разбоя, убийств, разврата и прочую негативную информацию, то, каково может быть их духовное и нравственное состояние и достоинство? О какой чести и каком достоинстве человека в таком обществе можно тогда говорить? Социальная демократическая власть, включая политическую, в обществе определяет характер воспитания человека, и при этом «.. решительно отвергает саму идею духовной свободы и насаждает свободу плоти. К чему это приводит, очевидно для всех. Свобода слова, печати и проч., не подчинённые идее любви к человеку, оказались большей частью в плену порока, «золотого тельца» и других идолов, и легко превращаются в инструмент лжи, пропаганды разврата, насилия, сатанизма и проч., т.е. становятся узаконенным орудием зла» [4]. Права и свободы

человека, получаемые им «.. по рождению, а не в силу его соответствующего воспитания, нравственной зрелости и моральной устойчивости, является одним из эффективных средств развития в нем сил стихийных, инстинктивных, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями» [4].

Можно согласиться с мнением проф. А.И. Осипова в том, что:

1) свобода воли проявляется «.. в нравственном самоопределении личности перед лицом добра и зла. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности» [4];

2) «.. свобода духовная .. означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями - над самим собой. Такая свобода приобретается только при правильной духовной жизни. Что это за жизнь, какие существуют в ней законы, по каким критериям можно судить о правильности или неверности ее, наконец, какие ступени проходит в ней человек, достигая такой свободы, - эти важные вопросы требуют, естественно, специального рассмотрения;

3) «.. к категории свободы могут быть отнесены только те права, которые, с одной стороны, несут в себе высокие нравственные и духовные нормы жизни; с другой - максимально исключают возможность использовать их для причинения какого-либо морального, психического, физического или иного вреда кому или чему-либо: человеку, обществу, государству, природе, вещам, всякого рода деятельности» [4];

4) «Свободы и права - это лишь средства и условия создания такой нравственной и правовой атмосферы в обществе, которая способствовала бы духовному росту человека, а не опустошала его, не стимулировала страсти, убивающие душу и тело ..» [4].

Общество, которое стремится к признанию, пониманию, уважению, воспитанию, формированию духовно-нравственных ценностей и их правовой защите, включая честь, достоинство человека, является наиболее устойчивым к различного рода негативным социальным или асоциальным

проявлениям в своей жизнедеятельности. Такое общество способно более эффективно решать многие проблемы своего существования и функционирования.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты содержат норм права о чести, достоинстве и деловой репутации субъектов и их защите, но не определяют этих терминов, что осложняет, затрудняет правовое регулирование общественных отношений, связанных с пониманием и защитой этих духовно-нравственных ценностей человека. В этой

связи предлагается, во-первых, провести комплексное научные исследования терминологического аппарата и многих других правовых проблем по данной теме, а также определения и разработки четкого, последовательного и логичного механизма правового регулирования обозначенных общественных отношений, результатом которых, во-вторых, должны быть предложения законодателю о разработке проекта федерального закона о защите чести, достоинства и деловой репутации субъектов.

Библиографический список

1. Конституция РФ 12.12.1993 / Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

2. Гражданский кодекс РФ / СПС «Консультант Плюс.

3. Барсуков В.Н. Законодательное регулирование института чести и достоинства в Российском государстве: дефекты, причины их возникновения и пути преодоления // Юридическая техника. - 2015. - № 9. - С. 126-134.

4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 494 с.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL PROBLEMS LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF HUMAN HONOR AND DIGNITY

M.G. Potapov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article outlines the scientific, theoretical and regulatory issues of protecting the honor and dignity of a person. It is shown that these problems are largely due to the ambiguity of the authors' interpretations of the understanding of the honor and dignity of a person. As a result, the legislator does not define these terms in the official texts of regulatory legal acts, which cannot but complicate the legal regulation of the protection of these values of society. It is proposed to understand honor and dignity by the spiritual and moral values of a person, the property of his psyche and its manifestation in human behavior, respectively. The conclusion is made about the need for a comprehensive scientific study of the terminological apparatus on human honor and dignity in order to consolidate their respective definitions in the texts of regulatory legal acts, and to develop a mechanism for legal regulation of their protection.

Keywords: person, honor, dignity, protection, legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.