УДК 343.2 ББК 67.99(2)8
О ПОНЯТИИ И ПРИЗНАКАХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА КЛЕВЕТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 1281 УК РФ
ИВАН ИГОРЕВИЧ ХАРИТОНОВ,
адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Л.Д. Гаухман
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы правового регулирования защиты и охраны чести и достоинства личности. Проведено разграничение понятий «защита» и «охрана» указанных прав. Даны понятия «честь», «достоинство» и «репутация» личности как основных непосредственных объектов клеветы. Даны рекомендации по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности уголовно-правовой нормы, закрепленной в ст. 1281 УК РФ.
Ключевые слова: честь, достоинство, репутация, защита, охрана, клевета.
Annotation. Considered the legal regulation of the defense and protection of honor and dignity. Drew a distinction the concepts of «defense» and «protection» of these rights. Given the concept of «honor», «dignity» and «reputation» of the person as the main direct objects of slander. The author offers recommendations for improving the legislation in order to improve the efficiency of the criminal law, enshrined in Article 1281 of the Criminal Code of Russia.
Keywords: honor, dignity, reputation, defense, protection, slander.
Честь, достоинство и репутация в настоящее время являются неотъемлемыми благами и представляют собой высшие нравственные ценности личности. Находясь в обществе, человек ставит честь, достоинство и репутацию в иерархию потребностей на одно из первых мест после биологических, которые, в свою очередь, обеспечивают его сохранность как организма. Честь и достоинство относятся к духовным нематериальным благам и уважение к ним, пресечение и предупреждение посягательств на них является характерной чертой деятельности правового государства в условиях демократизации общества.
Клевета, ответственность за которую была предусмотрена в ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), как известно, декримина-лизована законодателем Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ1, а через некоторое время снова возвращена в УК РФ Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 141-ФЗ. Редакция данной статьи действует по настоящее время.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу последнего из приведенных выше законов прошло без малого три года, дискуссии о целесообразности декриминализации клеветы в науке уголовного права продолжаются2. Помимо этого, данный вопрос активно обсуждается и в СМИ, представители которых противопоставляли интересам охраны чести и достоинства интересы реализации свободы слова3.
Конституционный Суд РФ на основании международных законодательных актов и правоприменительного опыта в определении от 27 сентября 1995 г. № 69-О4 выражает, на наш взгляд, справедливую и обоснованную правовую позицию. В данном определении указано, что при рассмотрении дел о защите чести и достоинства суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова, - с другой.
Рассматривая вопрос правового регулирования защиты и охраны чести и достоинства личности, необходимо уделить внимание разграничению самих понятий «защита» и «охрана» в связи с неточностью в их употреблении законодателем. Ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности, ст. 23 - защиту чести, в ст. 152 Гражданского кодекса РФ говорится о защите чести, достоинства и деловой репутации.
По нашему мнению, термины «защита права» и «охрана права», несмотря на свою тесную взаимосвязь, не могут употребляться как тождественные. Следует согласиться с мнением Н.В. Витрука, что, в отличие от охраны, защита прав наступает при возникновении препятствий к их осуществлению либо налицо спор о наличии самого права или обязанности. Охрана - это деятельность, направленная на устранение препятствий в реализации прав и обязанностей5.
Охрана прав не ограничивается мерами только правового характера. В ее понятие входят также меры политического, экономического, организационного и иного характера. При этом они направлены на создание условий для осуществления указанных прав.
Напротив, защита права предполагает лишь совокупность предусмотренных законом мер, направленных на признание прав, восстановление или защиту прав и законных интересов при их нарушении. Защита права наступает лишь при его нарушении, оспаривании либо угрозе нарушения. Эта точка зрения поддерживается в науке уголовного права6. Применительно к УК РФ следует сказать, что все составы преступлений, находящиеся в Особенной части УК РФ, направлены на защиту тех или иных прав от посягательств, признаваемых законодателем преступными.
Идея защиты и охраны чести, достоинства и репутации отразилась в уголовном праве посредством создания целой системы норм Особенной части УК РФ, устанавливающих ответственность за посягательства на эти блага, а также, определяющих принципы уголовного права, его цели и задачи.
Создание гарантий, обеспечивающих важнейшие нематериальные блага граждан, в том числе право на честь, достоинство и их защиту, является условием реализации принципа гуманизма и подчеркивает ценность указанных благ.
Кроме того, наряду с охранительной уголовно-правовые нормы имеют регулятивную и воспитательную функции. Наравне с другими нравственными понятиями честь и достоинство входят в содержание ряда уголовно-правовых норм, содействуя тем самым укреплению в сознании граждан высоких моральных принципов, требующих уважения личности, охрану и защиту ее прав и интересов.
В указанную нами выше систему норм Особенной части УК РФ входит целая гл. 17, а также ряд составов преступлений, помещенных в различные главы этого УК7. Общественные отношения, обеспечивающие право на защиту чести, достоинства и репутации личности выступают основными непосредственными объектами в ст. 1281 УК РФ. Таким образом, только норма, устанавливающая уголовную ответственность за клевету, направлена непосредственно на защиту указанных благ.
При определении понятий «честь», «достоинство» и «репутация» возникает целый ряд проблем, связанных с многозначностью этих понятий. Слова и выражения, используемые в законе, должны пониматься однозначно и адекватно содержанию нормы и точно соответствовать намерению и воле законодателя. Если в законе не определено значение юридических терминов, следует придавать им то значение, в котором они употребляются в юридической науке и практике. При этом, понятия «честь», «достоинство» и «репутация» в законодательстве и судебной практике РФ не определены.
По нашему мнению, наиболее точное определение чести в современной юридической науке дано Р.Б. Осокиным. По его мнению, честь является «... нравственной категорией, представляющей собой общественную оценку личности вне зависимости от ее социального положения, обусловленную поведением человека, его отношением к социальным, духовным и культурным ценностям, окружающим, обществу»8. Это определение в значительной степени выражает сущность чести, а также отражает отличие его от понятия достоинства.
Необходимо отметить, что понятие достоинства имеет определенные сходства с понятием чести. Одни авторы определяют его как «сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании» 9, другие - как «самооценку личности, основанную на ее оценке обществом» 10. В отличие от чести, достоинство есть не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным (моральным) нормам, но, прежде всего, ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определённой социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство).
Существует точка зрения, согласно которой в понятие чести входит признание достоинства лица, основанное на его общественной оценке. Следовательно, достоинство есть не что иное, как форма внутренней оценки личностью собственных положительных ка-честв11. Различие категорий «честь» и «достоинство», на наш взгляд, заключается в том, что честь является общественной оценкой личности, а достоинство - его внутренней, субъективной оценкой. Однако, говоря о достоинстве как об этическом понятии, следует признать, что оно включает в себя самооценку, но не является тождественным ей.
Сходство понятий «честь» и «достоинство» заключается в том, что они оба характеризуют ценность личности. Вместе с тем, достоинство присуще индивиду вне зависимости от отношения к нему со стороны окружающих, а честь оценивается по общественной значимости человека, роду его деятельности и моральным заслугам. Данное положение лежит в основе объективных теорий чести, разработанных немецкими учеными12.
В УК РФ понятие репутации введено лишь применительно к определению признаков клеветы как распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В науке уголовного права нет единого мнения относительно определения репутации, используемого в УК РФ. Наиболее приемлемой в качестве рабочего определения представляется нам следующая формулировка: «Репутация - это общественная оценка лица, основанная на оценке его общественно значимых качеств»13. Репутация, наряду с позитивны-
ми, включает в свое понятия также негативные качества лица, в чем и заключается ее отличие от чести. Нередко понятие репутации смешивается с понятием деловой репутации, используемой в ГК РФ. Однако, «.. .деловая репутация - это оценка профессиональных качеств лица»14. Мнение относительно того, что деловая репутация, в отличие от репутации, указывает на положительные оценки лица со стороны общественного сознания15 также спорно, поскольку не позволяет разграничить данные понятия с понятием чести.
Поскольку честь, достоинство и репутация подлежат защите не только в уголовно-правовом порядке, но и в порядке ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», требуются определения этих понятий, которые будут использованы в судебной практике.
Избежать бланкетности диспозиции ст. 1281 УК РФ, по нашему мнению, не представляется возможным, поскольку, исходя из законодательных конструкций примечаний УК РФ, определения даются законодателем только применительно к статьям этого УК. На наш взгляд, следует внести изменения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Данный вывод подкрепляется и тем, что в действующем постановлении используются утратившие силу положения ст. 152 ГК РФ, а также делаются ссылки на утратившую силу ст. 129 УК РФ «Клевета». Представляется необходимым дополнить указанное постановление определениями чести, достоинства, репутации и деловой репутации.
Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть важность уголовно-правовой защиты чести, достоинства и репутации личности. Совершенствование законодательства в этой сфере необходимо для охраны и защиты данных благ как первоосновы всех остальных прав человека. Предложения, изложенные автором в настоящей статье, позволят достигнуть терминологического единства в действующем российском законодательстве в сфере правовой защиты чести и достоинства личности; облегчат реализацию данных прав на практике путем эффективного применения уголовно-правовых запретов, установленных в норме об ответственности за клевету в УК РФ.
1 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (7 декабря 2011 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_122864/ // КонсультантПлюс, 1992-2014.
2 См.: Григонис Э.П. Честь и достоинство человека как объект уголовно-правовой охраны // Мир юридической науки. СПб.: ООО «МНИОЦ», 2012. № 6. С. 46-52.
3 См.: Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами / Отв. ред. А. Симонов, М. Горбаневский. М.: Медея, 2004. 328 с.
4 Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. № 69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козырева Андрея Владимировича» // Российская газета. 1995. 22 ноября.
5 См.: ВитрукН.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.,1979. С. 203-204.
6 См. Там же; Тархов В.А. Осуществление гражданских прав. // Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962. С. 115; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
7 К данным составам относятся: ст. 297 «Неуважение к суду», ст. 2981 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава», а также, ст. 319. «Оскорбление представителя власти».
8 Осокин Р.Б. К вопросу о природе чести и достоинства как нравственных категорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10. С. 214.
9 Компенсация морального вреда / Эрделевский А.М. М.: Юрист, 1996. С. 16.
10 А.Л. Анисимов. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994. С. 14.
11 См.: Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. С. 218.
12 Подробнее об этих теориях см. Н.Н. Розин, Об оскорблениях чести, Уголовно - юридическое исследование, второе переработанное и дополненное издание, Общая часть, Опозорение, Томск, 1910. С. 21-48.
13 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М., 1999. С. 78. См. также: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 469.
14 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского) // Подготовлен для системы Консультант-Плюс. 2006.
15 См.: Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М.: Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М., 1997. С. 95.