Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛОВЦЫ / СПРИНТЕРЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пригода Геннадий Сергеевич

В представленной работе, изначально, была поднята проблематика поиска новых научно теоретических подходов к совершенствованию системы подготовки квалифицированных спринтеров кролистов. Проведя исследование, сделав анализ и обобщив литературные материалы, была найдена обновленная версия поиска решения этого вопроса, которая базировалась на предполагаемом принципе индивидуализации тренировочного процесса. На основе полученных результатов исследования данное предположение полностью оправдалось и легло в основу таблиц и выводов с описанием подтверждения прямой зависимости предлагаемых стандартных систем подготовки и вновь предложенных методов углубления индивидуального подхода в процессе тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING FREESTYLE SPRINTERS ON THE BASIS OF INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS

In the presented work, initially, the problem of finding new scientific and theoretical approaches to improving the system of training qualified freestyle sprinters was raised. After conducting research, analyzing and summarizing the literature materials, the updated version of the search for the solution to this issue was found, which was based on the supposed principle of individualization of the training process. Based on the results of the study, this assumption was fully justified and formed the basis of tables and conclusions with a description of the confirmation of the direct dependence of the proposed standard training systems and the newly proposed methods of deepening the individual approach in the training process.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 797.21

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПРИНТЕРОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

В представленной работе, изначально, была поднята проблематика поиска новых научно теоретических подходов к совершенствованию системы подготовки квалифицированных спринтеров кролистов. Проведя исследование, сделав анализ и обобщив литературные материалы, была найдена обновленная версия поиска решения этого вопроса, которая базировалась на предполагаемом принципе индивидуализации тренировочного процесса. На основе полученных результатов исследования данное предположение полностью оправдалось и легло в основу таблиц и выводов с описанием подтверждения прямой зависимости предлагаемых стандартных систем подготовки и вновь предложенных методов углубления индивидуального подхода в процессе тренировки.

Ключевые слова: подготовка, индивидуализация, тренировочный процесс, пловцы, спринтеры, исследование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p452-455

. IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING FREESTYLE SPRINTERS ON THE BASIS OF INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS

Gennady Sergeevich Prigoda, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

In the presented work, initially, the problem of finding new scientific and theoretical approaches to improving the system of training qualified freestyle sprinters was raised. After conducting research, analyzing and summarizing the literature materials, the updated version of the search for the solution to this issue was found, which was based on the supposed principle of individualization of the training process. Based on the results of the study, this assumption was fully justified and formed the basis of tables and conclusions with a description of the confirmation of the direct dependence of the proposed standard training systems and the newly proposed methods of deepening the individual approach in the training process.

Keywords: preparation, individualization, training process, swimmers, sprinters, research.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день большинство специалистов в области плавания обращают внимание на индивидуализацию тренировочного процесса как способ совершенствования подготовки спортсменов [4]. Плавание кролем на груди включает в себя высокие требования к морфофункциональным характеристикам пловцов, поэтому большинство кролистов отличаются атлетическим типом телосложения [3]. Достижение высоких результатов в данном виде реализуется за счёт комплексного тренировочного процесса как в воде, так и на суше [5]. Отсюда следует, что для оценки перспективности спринтеров-кролистов необходимо использовать множество различных критериев, параметров и оценок [2].

В настоящее время можно увидеть существенный рост спортивных результатов в плавании, который обусловлен индивидуализацией специальной спортивной подготовки спринтеров-кролистов с использованием разнообразных средств и методик тренировочного процесса, а также контролем эффективности использующихся методов физической подготовки [1].

Цель исследования - определить критерии индивидуализации тренировочного процесса пловцов спринтеров-кролистов, позволяющих совершенствовать спортивную

подготовку.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение современных литературных источников, постановка педагогического эксперимента, статистический анализ полученных результатов.

В исследовании приняли участие 20 человек (юноши) сборной команды ГУАП в возрасте от 18 до 24 лет. Средний возраст испытуемых составил 22±1,2. Постановка педагогического эксперимента заключалась в привлечении спортсменов, специализирующихся в спринтерском кроле (100 м и 50 м) с сентября 2019 по май 2022 года. Для достоверности были учтены все критерии и факторы, которые могли повлиять на результат исследования. Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Содержание тренировочного процесса по объему и интенсивности не имело существенных различий в обеих группах. Исключением явилось добавление специальных скоростно-силовых методик, которые отсутствовали в контрольной группе. Общее количество физической нагрузки как в воде, так и на суше было одинаковым для двух групп.

Индивидуализация тренировочного процесса спринтеров-кролистов экспериментальной группы характеризовалась включением в занятия специальных упражнений на растягивание резинового амортизатора, позволяющих пловцам увеличивать силу и скорость гребковых движений. На протяжении всего исследования занятия проводились 7-9 раз в неделю на суше с продолжительностью не более 60 минут. Занятия в воде проводились 9-11 раз в неделю с продолжительностью каждого - 1,5 часа. Посещаемость в обеих испытуемых группах была достаточно высокой: контрольная - 93,5%, экспериментальная 93,8%.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для достоверности исследования была выполнена сравнительная характеристика спортивных показателей пловцов спринтеров-кролистов в контрольной и экспериментальной группе до начала проведения эксперимента, не имеющих достоверных различий (р>0,05). В процессе подведения итогов исследования, было установлено, что индивидуализация тренировочного процесса наиболее тесно связана со следующими показателями: плавание на дистанции 50 м, силовая характеристика мышц на суше, сила тяги в воде, полная координация спортсменов, показатели реализации силовых возможностей и коэффициент координации. Данные показатели были включены в результаты исследования, так как другие спортивные характеристики не оказали существенного влияния на спортивный результат.

Результаты исследования до начала эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика спортивных результатов пловцов спринтеров-кролистов до начала эксперимента_

№ Показатели Контрольная группа Эксперимент. группа

1 Результат 50 м в/с (с) 35,6 35,9

2 Сила мышц на суше (кг) 51,1 50,8

3 Сила тяги в воде Руки (кг) 23,45 23,32

Ноги (кг) 9,76 9,81

4 Полная координация (кг) 31,35 31,76

5 Показатели реализации силовых возможностей (у.е.) 0,595 0,605

6 Коэффициент координации (у.е.) 0,978 0,976

Анализ результатов проведённого эксперимента показывает, что между показателями контрольной и экспериментальной групп были выявлены достоверные различия, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика спортивных результатов пловцов спринтеров-кролистов после эксперимента_

№ Показатели Контрольная группа Эксперимент. группа

1 Результат 50 м в/с (с) 33,9 32,6

2 Сила мышц на суше (кг) 56,3 56,8

3 Сила тяги в воде Руки (кг) 25,6 26,8

Ноги (кг) 10,42 10,92

4 Полная координация (кг) 35,02 36,84

5 Показатели реализации силовых возможностей (у.е.) 0,602 0,628

6 Коэффициент координации (у.е.) 0,924 0,954

Благодаря правильно спланированным тренировочным нагрузкам, показатели спортивных результатов эффективно увеличились как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Несмотря на это, выявлены особенности в динамике спортивных показателей. Так, например, в экспериментальной группе пловцов спринтеров-кролистов сила тяги в момент плавания в полной координации возросла на 16, 2% (р<0,01) в сравнении с контрольной группой. Помимо этого, в контрольной группе заметно увеличился коэффициент координации (4,1%, р<0,05), в то время как в контрольной группе достоверных различий не было обнаружено. В целом, несмотря на улучшение спортивных показателей в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, можно отметить, что результаты в обеих группах заметно изменились к концу проведения эксперимента, что подтверждает эффективность выбранных методик и способов учебно-тренировочного процесса.

Исходя из вышесказанного, необходимо определить основу тренировочного процесса, необходимую для совершенствования результатов пловцов спринтеров-кролистов. Данную основу составляют несколько последовательных уровней индивидуализации:

1. Первый уровень индивидуализации - это составление программы тренировочного процесса пловцов, начиная от новичков до спортсменов высокого уровня. Здесь можно выделить систему возрастных стандартов спортивных нагрузок для мужчин и для женщин, учитывая последовательность физических нагрузок в зависимости от возраста, пола и квалификации пловцов[3];

2. Второй уровень индивидуализации заключается в комплексном подходе к использованию и перспективному планированию тренировочного процесса пловцов спринтеров-кролистов. На данном уровне необходимо учитывать результаты предыдущего, с целью анализа эффективности выполненной программы тренировок.

3. Третий уровень индивидуализации - это последовательное управление процессом тренировок как недельных микроциклов, так и этапов годового цикла. Выбранная программа должна соответствовать подготовке и квалификации пловцов, что позволит тренеру определять её эффективность, а также динамику развития спортивных характеристик и работоспособности спортсменов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, тренировочный процесс пловцов спринтеров-кролистов позволил выявить положительную динамику основных изучаемых спортивных характеристик. Так, спортсмены контрольной и экспериментальной группы существенно улучшили спортивные результаты от начала проведения исследования. При этом показатели координации силовых возможностей и коэффициент координации достоверно отличался в экспериментальной группе. В соответствии с этим, можно сделать вывод, что в относительно равных условиях тренировочного процесса, индивидуальная подготовка спортсменов показывает более высокие результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание / Н.Ж. Булгакова. - Москва. : ФОН, 2006. - 430 с.

2. Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание / Дж.Е. Каунсилмен. - Москва : Физкультура и спорт, 2002. - 208 с.

3. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 288 с.

4. Пригода Г.С. Противоречия и факторы, снижающие эффективность подготовки квалифицированных спринтеров кролистов / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 392-395.

5. Пригода Г.С. Современные требования, предъявляемые к подготовке пловцов спринтеров кролистов / Г.С. Пригода // Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 388-392.

REFERENCES

1. Bulgakova, N.J. (2006), Sport swimming, Physical culture and Sport, Moscow.

2. Counsilman, J.E. (2002), Sport swimming, Physical culture and Sport, Moscow.

3. Platonov, V.N. (2009), Training of qualified athletes, Physical culture and Sport, Moscow.

4. Prigoda, G.S., Sidorenko A.S. (2022), "Contradictions and factors that reduce the effectiveness of the training of qualified freestyle sprinters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (211), pp. 392-395.

5. Prigoda G.S. (2022), "Modern requirements for the training of swimmers freestyle sprinters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (211), pp. 389-392.

Контактная информация: prigoda123@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 37.013.42

ЗАВИСИМОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Павел Дмитриевич Прозоров, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

В данной статье исследуется тема современных социальных зависимостей, присущих молодому поколению, которые мешают вести здоровый образ жизни, негативно влияют как на физическое, так и психическое состояние человека. Приведены сведения о нескольких наиболее распространенных зависимостях современной молодежи, рассмотрены отрицательные последствия аддикций как для отдельного человека, так и для его социального окружения. Данная тема актуальна как никогда, так как в настоящее время влияние зависимостей на общество очень существенно, и оно стремительно растет, поскольку создаются новые технологии, увеличивается количество пропаганды, которая поощряет некоторые из зависимостей, а также развивается бизнес, который паразитирует на современных зависимостях молодого поколения. Ключом к решению проблемы зависимостей является высокий уровень осведомленности общества в этой теме.

Ключевые слова: современные зависимости, аддикции, влияние зависимостей, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p455-458

ADDICTIONS OF TODAY'S YOUNG PEOPLE AND THEIR IMPACT ON HEALTHY

LIFESTYLES

Pavel Dmitrievich Prozorov, the student, Evgeny Anatolievich Mazurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

This article explores the topic of modern social addictions inherent to the young generation, which prevent from leading a healthy lifestyle, negatively influencing both physical and mental state of the per-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.