Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петрухина Н.В.

Статья посвящена анализу научно-технологического развития регионов как основы национальной безопасности. Проанализированы стратегические национальные приоритеты, в качестве основного определено научно-технологическое развитие. Приводятся задачи, поставленные на высшем уровне для достижения независимости в научно-технологическом развитии регионов. В рамках проводимого исследования анализируются данные по научнотехнологическому развитию регионов центрального федерального округа, полученные из открытых источников информации. Приводится статистика по рейтингу регионов центрального федерального округа по указанному показателю за анализируемый период. Выявлены регионы, которые показывают наибольшее и наименьшее значение в центральном федеральном округе. Автор считает, что платформа университетского технологического предпринимательства, в качестве регионального инфраструктурного объекта будет способствовать синергетическому эффекту взаимодействия участников региональной инновационной подсистемы и приведет к повышению уровня научно-технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY

The article is devoted to the analysis of scientific and technological development of regions as the basis of national security. Strategic national priorities are analyzed, scientific and technological development is identified as the main one. The tasks set at the highest level to achieve independence in the scientific and technological development of the regions are given. Within the framework of the conducted research, data on the scientific and technological development of the regions of the central Federal District obtained from open sources of information are analyzed. The statistics on the rating of the regions of the central Federal District according to this indicator for the analyzed period are given. The regions that show the highest and lowest value in the central Federal District have been identified. The author believes that the university technological entrepreneurship platform, as a regional infrastructure facility, will contribute to the synergetic effect of interaction between participants of the regional innovation subsystem and will lead to an increase in the level of scientific and technological development.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

EDN: VWJFLK

Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, natalia_petr@mail.ru,

N. V.Petrukhina - Candidate of Economic Sciences, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONS AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY

Аннотация. Статья посвящена анализу научно-технологического развития регионов как основы национальной безопасности. Проанализированы стратегические национальные приоритеты, в качестве основного определено научно-технологическое развитие. Приводятся задачи, поставленные на высшем уровне для достижения независимости в научно-технологическом развитии регионов. В рамках проводимого исследования анализируются данные по научно-технологическому развитию регионов центрального федерального округа, полученные из открытых источников информации. Приводится статистика по рейтингу регионов центрального федерального округа по указанному показателю за анализируемый период. Выявлены регионы, которые показывают наибольшее и наименьшее значение в центральном федеральном округе. Автор считает, что платформа университетского технологического предпринимательства, в качестве регионального инфраструктурного объекта будет способствовать синергетическому эффекту взаимодействия участников региональной инновационной подсистемы и приведет к повышению уровня научно-технологического развития.

Abstract. The article is devoted to the analysis of scientific and technological development of regions as the basis of national security. Strategic national priorities are analyzed, scientific and technological development is identified as the main one. The tasks set at the highest level to achieve independence in the scientific and technological development of the regions are given. Within the framework of the conducted research, data on the scientific and technological development of the regions of the central Federal District obtained from open sources of information are analyzed. The statistics on the rating of the regions of the central Federal District according to this indicator for the analyzed period are given. The regions that show the highest and lowest value in the central Federal District have been identified. The author believes that the university technological entrepreneurship platform, as a regional infrastructure facility, will contribute to the synergetic effect of interaction between participants of the regional innovation subsystem and will lead to an increase in the level of scientific and technological development.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, регион, национальная безопасность, показатель, инжиниринговые центры, цифровая платформа.

Keywords: scientific and technological development, region, national security, indicator, engineering centers, digital platform.

Введение. Научно-технологическое развитие сегодня является основой национальной безопасности страны. Указанное видится и на самом высоком уровне управления. Так, например, 8.02.2021г. было проведено заседание Совета по науке и образованию, в соответствии с которым глава государства В.В. Путин отметил необходимость обсуждения вопросов, которые связанны с формированием конкурентных условий для успешного технологического развития страны. Представители заседания отметили, что развитие научных центров и передовой исследовательской инфраструктуры вузов и существующая система поддержки молодых талантов, а также привлечение к научным проектам соотечественников являются крайне важными в борьбе за технологический суверенитет государства [1].

24.12.2021 г. на совместном заседании Государственного Совета и Совета по науке и образованию Президент РФ, В.В. Путин отметил возрастающий запрос людей на использование передовых научных разработок в повседневной жизни, использование современных технологических, экологических стандартов в целях обновления населенных пунктов и городов страны. Наращивание инновационного потенциала в регионах страны есть ключевое условие высокого качества и благополучия жизни наших граждан на всей ее территории. Создание новых знаний и использование технологий при их практическом применении во всех сферах деятельности, в том числе в здравоохранении и образовании, использование их в решении экологических, социальных и других сферах, а также в транспортной, энергетической, коммунальной, информационной инфраструктуре, позволят удовлетворить запросы граждан. Флагманом российских территорий становятся научно-исследовательские университеты, опорные университеты в регионах страны, в связи с тем, что для нашей родины крайне необходимо именно распределённое научное развитие. Необходимо настоящее целостное пространство, связывающее всю страну, - как говорил академик Вернадский, своего рода сфера научного поиска, креативных решений, просвещения, поддержки и поощрения талантов передового технического бизнеса [5].

Законодателем среди стратегических национальных приоритетов[7] определены следующие, отраженные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Стратегические национальные приоритеты

Научно-технологическое развитие определено в качестве одного из ключевых стратегических национальных приоритетов. Сегодня она является основой национальной безопасности.

Стоит отметить, что главной целью научно -технологического развития нашей страны является обеспечение ее конкурентоспособности, а также технологической независимости, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов [7].

Перспективы развития экономики страны, а также ее регионов отражены в Стратегии научно-технологического развития РФ [6]. Существующие глобальные научно-технологические вызовы, а также необходимость создания и использования прорывных технологий во всех сферах региональной экономики обуславливают формирование и функционирование единого научно-технологического пространства[4] как отдельно взятых регионов, так и страны в целом.

Разрешение вышеуказанных проблем Президент России В.В. Путин видят в активном развитии сферы науки, технологий и инноваций, предусматривающих внедрение прорывных технологий также в создании и, главное, в использовании новых технологий, в интересах социально-экономического развития России. В этой связи в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации выделяют следующие приоритетные задачи [4], представленные на рисунке 2 [6].

Высшими должностными лицами государства непрерывно реализуются идеи по повышению уровня научно-технологического потенциала регионов.

6.10.2021 г. на законодательном уровне был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года, в соответствии с которым были выделены следующие важные сферы: технологический рывок, социальная сфера, экология, цифровая трансформация, строительство, государство для граждан [3].

Развитие указанных сфер является важнейшими функциями деятельности всех государственных органов и должностных лиц. Так, например, развитие определенных сфер деятельности правительством видится через реализацию на федеральном уровне и на уровне субъектов нижеуказанных инициатив, представленных на рисунке 3.

и В

б

■ создание неооходимои модели международного научно-технического сотрудничества, а также возможность интеграции

развитие интеллектуального потенциала старны через обеспечение условий д.тя развития талантов у молодого поколения

ооесиечение условии д.тя осуществления высокотехнологичных и продуктивных исследований и разработок

создание аффективной системы управления, обеспечивающая инвестиционную привлекательность регионов, а также результативность и востребованность разработок и исследований

создание соответсвгующей системы коммуникации в области развития науки, технологий и инноваций

Рисунок 2 - Приоритетные задачи развития страны в области ее научно-технологического развития

Рисунок 3 - Инициативы госорганов по технологическому рывку

Особо следует выделить Минобрнауки, как орган, отвечающий за направление по технологическому развитию страны. Указанный орган будет реализовывать платформу университетского технологического предпринимательства, а также обеспечивать развитие передовых инженерных школ. 16.12.2021 г. были одобрены два новых федеральных проекта с одноименным названием указанных инициатив.

К инженерному образованию со стороны государства всегда уделялось особое внимание. Оно является драйвером развития региональной экономики, поскольку возникает необходимость развивать на территории конкретного региона производство, создавать рабочие места, что позволяет пополнять региональный бюджет и способствует социальной стабильности среди населения региона. В итоге все указанное является гарантом технологической независимости страны в целом и отдельных ее регионов.

Высшими должностными лицами государства непрерывно реализуются идеи по повышению уровня научно-технологического потенциала регионов.

Технические университеты сегодня могут быть особыми субъектами по реализации программы технологического предпринимательства.

Практические аспекты научно-технологического развития регионов ЦФО.

Сегодня наблюдается низкая эффективность и результативность освоения новых знаний в целях развития научно-технологической сферы регионов. Указанное наблюдается среди регионов ЦФО, в который входят 18 субъектов. Результаты данного исследования отражены на рисунке 4,5.

Рисунок 4 - Показатели научно-технологического развития регионов ЦФО

Полученные показатели были сформированы с помощью использования данных, представленных на официальном сайте в открытом доступе. Данные по рейтингу научно-технологического развития регионов были представлены агентством «РИА-Рейтинг» [4] .

Указанный рейтинг использует понятие индекса научно-технологического развития и включает в себя оценку следующих показателей: эффективность и масштаб научно-технологической деятельности; наличие и характеристики материальной базы; наличие и характеристики человеческих ресурсов, задействованных в рассматриваемой сфере.

Проанализированные показатели научно-технологического развития регионов ЦФО свидетельствуют о том, что из восемнадцати регионов ЦФО в 2018 г. по индексу научно-технологического развития только два региона входят в первую десятку: г. Москва занимает 1 место (79,91), Московская область - 5 (67,01). Во вторую десятку входит: Тульская область - 14 (51,38), Воронежская область - 15 (50,53), Ярославская область - 16 (50,18), Калужская область - 17 (50,13).

Представителями третьей десятки являются: Владимирская область - 22 (46,68), Рязанская область - 25 (46,18), Белгородская область - 28 (43,48).

В четвертую десятку входят такие субъекты как: Курская область - 34 (37,53).

Пятая десятка представлена такими регионами как: Тверская область - 41 (35,23); Брянская область - 44 (34,46), Тамбовская область - 45 (34,3), Липецкая - 49 (31,66).

Представителями шестой десятки являются: Смоленская область - 53 (29,25).

Седьмая десятка представлена следующими субъектами: Ивановская область -64 (26,01), Костромская область - 68 (23,8).

Рисунок 5 - Место субъекта среди регионов ЦФО по научно-технологическому развитию

Кроме того, по данным федерального органа статистики доля инновационно-активных организаций в стране в 2020 году составила 10,8 процента. К ним относятся рганизации, которые осуществляли затраты на свою инновационную деятельность, производили инновационную продукцию и выполняли научные исследования и разработки. Показатель в развитых странах свыше 50 процентов, что свидетельствует о недостаточном развитии указанной области. Однако, статистические данные свидетельствуют о том, что научные исследования, выпуск высокотехнологичных товаров, внедрение новых технологий неравномерно, но осуществляются в каждом субъекте страны [4] .

Заключение. Проанализированные данные позволяют заключить, что научно-технологическое развитие регионов является как основой национальной безопасности. Без совершенствования и усиления роли науки и образования, а также эффективного взаимодействия между бизнесом и представителями госструктур, сегодня нельзя противостоять в научно-технологической сфере другим странам и конкурировать на международной арене.

В связи с указанным, автор считает, что необходимо развивать имеющуюся в регионе инфраструктуру или создавать новые ее объекты [2]. Именно поэтому платформа университетского технологического предпринимательства, в качестве регионального инфраструктурного объекта будет способствовать синергетическому эффекту взаимодействия участников региональной инновационной подсистемы и приведет к повышению уровня научно-технологического развития.

Источники:

1. Заседание Совета по науке и образованию //http://kremlin.ru/events/president/news/64977.

2. Петрухина Н.В. Формирование региональных инновационных подсистем в пространственном аспекте развития национальной инновационной системы : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, Брянск, 2018// http://tsu.tula.ru/files/67/Petruhina-dissertaciya.pdf // http://tsu.tula.ru.

3. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/.

4. Рейтинг научно-технологического развития субъектов РФ //https://d-russia.ru/opublikovan-rejting-nauchnogo-i-tehnologicheskogo-razvitija-subektov-rf.html.

5. Совместное заседание Государственного Совета и Совета по науке и образованию// http://www.kremlin.ru/events/ president/news/67448.

6. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207967/.

7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _389271/.

References:

1. Meeting of the Council for Science and Education //http://kremlin.ru/events/president/news/64977.

2. Petrakhina N.V. Formation of regional innovation subsystems in the spatial aspect of the development of the national innovation system: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, Bryansk, 2018// http://tsu.tula.ru/files/67/Petruhina-dissertaciya.pdf // http://tsu.tula.ru.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 6, 2021 N 2816-r "On approval of the list of initiatives for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/.

4. Rating of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation //https://d-russia.ru/opublikovan-rejting-nauchnogo-i-tehnologicheskogo-razvitija-subektov-rf.html.

5. Joint meeting of the State Council and the Council for Science and Education// http://www.kremlin.ru/ events/president/ news/67448.

6. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 N 642 (as amended on March 15, 2021) "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/.

7. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 N 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"// [Electronic resource]. - Access mode: //http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _389271/.

EDN: WEMBRG

И.Г. Рзун - к.физ.-мат.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, irarzun@yandex.ru,

I.G. Rzun - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, branch in Novorossiysk, Kuban State University;

О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, o.s.khlusova@gmail.com,

O.S. Khlusova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, branch in Novorossiysk, Kuban State University;

Я.А. Гриневич - обучающийся направления подготовки «Экономика», профиль (направленность) Финансы и кредит, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, yanahighland@gmail.com,

Ya.A. Grinevich - student of the direction of preparation "Economics", profile (orientation) Finance and credit, branch in Novorossiysk FSBEI HE Kuban State University.

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РИТЕЙЛЕРОВ CUSTOMER ORIENTATION AS A NEW FACTOR OF FORMATION OF RETAILERS' PROFIT

Аннотация. В статье авторы провели исследование роли фактора клиентоориентированности как фактора обеспечения конкурентоспособности компании и формирования прибыли. Выведены тенденции рынка розничной торговли. Актуальность темы исследования обусловлена темпами прироста онлайн-продаж среди крупнейших продовольственных ритейлеров. В работе сопоставлены ключевые операционные показатели крупнейших публичных ротвейлеров России в сегменте FMCG за 2020 г. Учитывается концепция «Здесь и сейчас» которая продиктована изменениями потребностей покупателя и формирует новый подход к формированию Интернет-торговли. В связи с чем в работе был произведен сравнительный анализ потенциальных возможностей ведущих торговых компаний.

Полученные результаты могут быть направлены на обоснование для формирования новой модели трудоустройства - это курьерская служба, которая занимает основополагающую роль в реализации торговли через Интернет.

Abstract. In the article, the authors conducted a study of the role of the customer focus factor as a factor in ensuring the company's competitiveness and profit generation. Retail market trends are derived. The relevance of the research topic is due to the growth rate of online sales among the largest food retailers. The paper compares the key operating indicators of the largest public Rottweilers in Russia in the FMCG segment for 2020. The concept of "Here and Now" is taken into account, which is dictated by changes in the needs of the buyer and forms a new approach to the formation of Internet commerce. In this connection, a comparative analysis of the potential opportunities of leading trading companies was carried out in the work.

The results obtained can be used to justify the formation of a new employment model - this is a courier service, which plays a fundamental role in the implementation of trade via the Internet.

Ключевые слова: электронная торговля, клиентоориентированность, омникальностиь, ритейлер, рынок розничной торговли.

Keywords: e-commerce, customer focus, omnicity, retailer, retail market.

Быстрая перестройка в понимании электронной торговли, развитие новых форм доставки товара потребителю и осуществление услуг через курьерскую службу приводят к противоречиям между существующей модели торговли и развивающейся новой модели. В связи с чем становится актуальным вопрос внедрения в городах, субъектах новых баз данных по новым видам занятости населения, требующие переосмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.