Научная статья на тему 'КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РИТЕЙЛЕРОВ'

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РИТЕЙЛЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ОМНИКАЛЬНОСТИЬ / РИТЕЙЛЕР / РЫНОК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзун И.Г., Хлусова О.С., Гриневич Я.А.

В статье авторы провели исследование роли фактора клиентоориентированности как фактора обеспечения конкурентоспособности компании и формирования прибыли. Выведены тенденции рынка розничной торговли. Актуальность темы исследования обусловлена темпами прироста онлайн-продаж среди крупнейших продовольственных ритейлеров. В работе сопоставлены ключевые операционные показатели крупнейших публичных ротвейлеров России в сегменте FMCG за 2020 г. Учитывается концепция «Здесь и сейчас» которая продиктована изменениями потребностей покупателя и формирует новый подход к формированию Интернет-торговли. В связи с чем в работе был произведен сравнительный анализ потенциальных возможностей ведущих торговых компаний. Полученные результаты могут быть направлены на обоснование для формирования новой модели трудоустройства - это курьерская служба, которая занимает основополагающую роль в реализации торговли через Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMER ORIENTATION AS A NEW FACTOR OF FORMATION OF RETAILERS' PROFIT

In the article, the authors conducted a study of the role of the customer focus factor as a factor in ensuring the company's competitiveness and profit generation. Retail market trends are derived. The relevance of the research topic is due to the growth rate of online sales among the largest food retailers. The paper compares the key operating indicators of the largest public Rottweilers in Russia in the FMCG segment for 2020. The concept of "Here and Now" is taken into account, which is dictated by changes in the needs of the buyer and forms a new approach to the formation of Internet commerce. In this connection, a comparative analysis of the potential opportunities of leading trading companies was carried out in the work. The results obtained can be used to justify the formation of a new employment model - this is a courier service, which plays a fundamental role in the implementation of trade via the Internet.

Текст научной работы на тему «КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РИТЕЙЛЕРОВ»

2. Petrakhina N.V. Formation of regional innovation subsystems in the spatial aspect of the development of the national innovation system: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, Bryansk, 2018// http://tsu.tula.ru/files/67/Petruhina-dissertaciya.pdf // http://tsu.tula.ru.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 6, 2021 N 2816-r "On approval of the list of initiatives for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/.

4. Rating of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation //https://d-russia.ru/opublikovan-rejting-nauchnogo-i-tehnologicheskogo-razvitija-subektov-rf.html.

5. Joint meeting of the State Council and the Council for Science and Education// http://www.kremlin.ru/ events/president/ news/67448.

6. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 N 642 (as amended on March 15, 2021) "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/.

7. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 N 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"// [Electronic resource]. - Access mode: //http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _389271/.

EDN: WEMBRG

И.Г. Рзун - к.физ.-мат.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, irarzun@yandex.ru,

I.G. Rzun - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, branch in Novorossiysk, Kuban State University;

О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, o.s.khlusova@gmail.com,

O.S. Khlusova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, branch in Novorossiysk, Kuban State University;

Я.А. Гриневич - обучающийся направления подготовки «Экономика», профиль (направленность) Финансы и кредит, филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, yanahighland@gmail.com,

Ya.A. Grinevich - student of the direction of preparation "Economics", profile (orientation) Finance and credit, branch in Novorossiysk FSBEI HE Kuban State University.

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ РИТЕЙЛЕРОВ CUSTOMER ORIENTATION AS A NEW FACTOR OF FORMATION OF RETAILERS' PROFIT

Аннотация. В статье авторы провели исследование роли фактора клиентоориентированности как фактора обеспечения конкурентоспособности компании и формирования прибыли. Выведены тенденции рынка розничной торговли. Актуальность темы исследования обусловлена темпами прироста онлайн-продаж среди крупнейших продовольственных ритейлеров. В работе сопоставлены ключевые операционные показатели крупнейших публичных ротвейлеров России в сегменте FMCG за 2020 г. Учитывается концепция «Здесь и сейчас» которая продиктована изменениями потребностей покупателя и формирует новый подход к формированию Интернет-торговли. В связи с чем в работе был произведен сравнительный анализ потенциальных возможностей ведущих торговых компаний.

Полученные результаты могут быть направлены на обоснование для формирования новой модели трудоустройства - это курьерская служба, которая занимает основополагающую роль в реализации торговли через Интернет.

Abstract. In the article, the authors conducted a study of the role of the customer focus factor as a factor in ensuring the company's competitiveness and profit generation. Retail market trends are derived. The relevance of the research topic is due to the growth rate of online sales among the largest food retailers. The paper compares the key operating indicators of the largest public Rottweilers in Russia in the FMCG segment for 2020. The concept of "Here and Now" is taken into account, which is dictated by changes in the needs of the buyer and forms a new approach to the formation of Internet commerce. In this connection, a comparative analysis of the potential opportunities of leading trading companies was carried out in the work.

The results obtained can be used to justify the formation of a new employment model - this is a courier service, which plays a fundamental role in the implementation of trade via the Internet.

Ключевые слова: электронная торговля, клиентоориентированность, омникальностиь, ритейлер, рынок розничной торговли.

Keywords: e-commerce, customer focus, omnicity, retailer, retail market.

Быстрая перестройка в понимании электронной торговли, развитие новых форм доставки товара потребителю и осуществление услуг через курьерскую службу приводят к противоречиям между существующей модели торговли и развивающейся новой модели. В связи с чем становится актуальным вопрос внедрения в городах, субъектах новых баз данных по новым видам занятости населения, требующие переосмысления.

Модель появления ИТ-центра по трудоустройству подкрепляется мировой экономической ситуацией и в частности изменениями на рынке торговли и предоставления услуг клиенту. Концепция «Здесь и сейчас» которая продиктована изменениями потребностей покупателя формирует новый подход к формированию центров по трудоустройству курьеров. К 2040 году по данным компании Euromonitor International, физические магазины, какими мы их знаем, полностью изменятся. Сдвиг в сторону электронной коммерции заставит ритейлеров и бренды переосмысливать назначение и использование магазинов и способов доставок. В связи с чем магазины должны придерживаться концепции клиентоориентированности и омникальности [1]. В связи с чем и возникла потребность в исследовании рынка ритейлеров и формирование в торговых компаниях нового понимания клиентоориентрованности и влияния на формирование прибыли.

Рынок электронной торговли за 2021 год вырос на 44 %, в частности нужно отметить рост интернет-торговли. Рост интернет-торговли подтверждают и крупные ритейлеры. Так, оборот Wildberries в первом квартале 2021 года по сравнению с прошлым годом вырос на 79 %, составив 134,7 млрд руб., сообщили «Газете^и» в пресс-службе компании. Низкий уровень клиен-тоориентированности приводит к снижению прибыли в среднем на 10 %. Согласно статистике, только 4 % недовольных клиентов обращаются с претензиями и выражают недовольство -остальные 96 % молча уходят в другие компании. На протяжении 2020 года ситуация на российском рынке розничной торговли оставалась сложной не только для ритейлеров, но и для потребителей. Тем не менее, несмотря на общий экономический спад как в мире, так и в России, розничная торговля продуктами питания стала одной из наименее пострадавших отраслей из-за COVID-19. Кроме того, ведущим игрокам на современном рынке розничной торговли (особенно тем, кто ориентирован на формат магазинов у дома) удалось добиться значительного увеличения продаж и укрепления своих позиций на рынке.

Одним из основных факторов, оказывающих влияние на рынок продуктовый розницы, являются изменения в поведении российских покупателей. Наблюдаемые тренды свидетельствуют о постепенном размывании границ между современной продуктовой розницей в ее традиционном понимании и более широким рынком еды (рисунок 1).

J, Удобство «здесь и сейчас»

Цена

п га

с; £ S о

1 с О)

1 О)

2 га

Акцент на ЗОЖ ^ Осознанное потребление

Стремление к простоте и удобству (Ф? Стремление к безопасности Технологичность Омникальность

Покупатели старшего поколения

Рисунок 1 - Основные тенденции рынка розничной торговли [1]

В исследовании Euromonitor International отмечается, что потребители стремятся вернуться к удобству доковидного мира, поэтому компании должны быстро адаптировать свои процессы таким образом, чтобы оставаться клиентоориентированными и поддерживать удобство по отношению к потреблению. Еще до появления коронавирусной инфекции большинство потребителей приобретали продукты питания в офлайн-магазинах. Это было обычным делом: в выходной день отправиться за покупками, простоять в очереди на кассе, а затем самостоятельно нести сумки с продуктами домой. Пандемия и режим самоизоляции заставили людей изменить данный сценарий - им пришлось заказывать товары повседневного спроса через Интернет. И выяснилось, что это удобно. Привыкнув к доставке продуктов, многие из них продолжили со-

вершать покупки через Интернет даже после отмены самоизоляции. За 2020 год объем рынка онлайн-торговли продуктами питания вырос на 229 % и достиг 148 млрд рублей, составив 0,9 % от общего объема розничных продаж продуктов питания. Тенденция к онлайн-покупкам стремительно набирает обороты, особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Предпочтения потребителей продолжают смещаться в сторону более полезной и безопасной продукции, удобного сервиса, качественных и свежих продуктов (особенно фруктов и овощей), местных производителей, ответственного потребления, стремительного развития и применения высокотехнологичных и омниканальных сервисов (различные способы покупки продуктов питания - в магазинах, с экспресс-доставкой или в онлайн-гипермаркетах), а также получения информации из СМИ [3].

Одним из основных каналов, для которого характерен высокий рост, независимо от страны, региона или континента, является онлайн-торговля. В отличие от офлайнового рынка, который часто развивается под влиянием инфляции, электронной коммерцией движет реальное потребление. Онлайн-торговля продолжает оставаться лидером роста [2].

Причины, по которым покупатели предпочитают совершать покупки FMCG в интернет-магазинах, сильно отличаются от страны к стране. К примеру, в Финляндии больше всего ценится удобство и простота навигации на сайтах онлайн-ритейлеров, во Франции - это ассортимент свежих продуктов, в Италии - наличие большого количества новинок, а в России - возможность быстрой доставки. Если же исключить из списка преимуществ названия конкретных стран, то становится очевидной важная вещь: на сегодняшний день онлайн-торговля покрывает все самые ключевые потребности покупателей. Онлайн становится абсолютной репликой офлайна, для современного покупателя он становится таковым даже для мелких покупок.

Буквально за последний год объем онлайн-заказов FMCG увеличился в четыре раза. По данным опроса ритейлеров и производителей NielsenlQ ожидается, что к концу 2022 года доля данного сектора достигнет уровня 5-10 % в России [3].

Рассмотрим крупнейших российских FMCG-ретейлеров (fast-moving consumer goods -товары повседневного спроса) и основные операционные показатели по ним (таблица 1).

Таблица 1 - Ключевые операционные показатели крупнейших публичных ретейлеров России в сегменте FMCG за 2020 г. [4]

Показатели

Компания Количество Выручка, Средний чек, Доля рынка, Количество посеще-

магазинов млрд руб. руб % ний, млрд руб.

X5 RETAIL GROUPS т.ч. 17 707 1 973,7 427,6 12,8 5,3

Перекресток 933 320 624,6 2,5 0,562

Пятерочка 16 709 1597 393 9,1 4,7

Карусель 56 56 948,1 1,2 0,68

Магнит 21 564 1553,8 643 8,8 4,6

Лента 393 437 493 1 115 2,7 0,392

Наиболее успешным 2020 год оказался для X5 RetailGroup. За прошедший год X5 Retail Group увеличил розницу на 1 410 магазинов или на 601 тыс. м2, что в целом обеспечило рост продаж компании на 8,8 %. В условиях COVID-19 X5 уделил особое внимание развитию цифрового бизнеса. На сегодняшний день данное направление включает онлайн-гипермаркет «Пере-крестокВпрок», экспресс-доставку и 5Post.

Второй ключевой игрок на рынке продуктовой розницы за 2020 год - «Магнит», который открыл 839 новых точек. Для повышения эффективности бизнеса, «Магнит» уделил большое внимание вопросам цифровизации и внедрению передовых IT-решений. Оператор направил немалые усилия на трансформацию цепочек поставок, начав внедрение единой системы прогнозирования спроса и планирования запасов на базе облачного решения Relex Solutions. Также была запущена и протестирована система Vendor Managed Inventory для поставщиков по прогнозированию и пополнению запасов на распределительных центрах. Во второй половине 2020 года «Магнит» начал сотрудничество с Delivery Club и «Яндекс.Едой». Наряду с этим оператор запу-

стил собственный сервис онлайн-заказов и доставки продуктов из магазинов. По данным ритей-лера к концу 2020 года к сервисам e-commerce были подключены более тысячи розничных точек «Магнит» в 47 регионах и 72 городах России.

По динамике роста продаж «Лента» вдвое уступает как X5 Retail Group, так и «Магниту». По итогам 2020 года чистая розничная выручка оператора увеличилась на 7,3 %, до 437,5 млрд руб. Компания активно занялась экспансией лишь во второй половине года. Было открыто 14 новых розничных точек. За счет новых объектов торговая площадь оператора выросла на 2 %, а число магазинов, работающих под вывеской «Лента», достигло 393. Рассмотрим темп прироста чистой розничной выручки крупнейших FMCG-ритейлеров (рисунок 2).

17,6

15,3 15,4

-—»12,8 11 > t 13,2

9,9

10,S ^llX 11,4 10,7 5,7

4/7"-» 9,1 2,9 "-» 9,2 / 7,5 4,6

IQ2019 IIQ2019 11IQ2019 IVQ2019 IQ2020 IIQ2020 IIIQ2020 IVQ2020

Х5 R ETAI L G R OU Р -МАГНИТ - ЛЕНТА

Рисунок 2 - Темпы прироста чистой розничной выручки крупнейших FMCG-ритейлеров

за IQ 2019 г. - IVQ 2020 г., % [5]

В то время как X5 Retail Group в течение 2020 года поддерживал темп прироста квартальных розничных выручек на уровне 13-16 % по сравнению с аналогичными периодами 2019 года, «Магнит», установивший в I квартале рекордный показатель прироста в 17,6 %, во II, Ш и IV кварталах стал замедляться. Чистая розничная выручка оператора за сентябрь - декабрь 2020 года увеличилась на 10,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Прирост чистой розничной выручки Группы X5 оказался на 0,9 п.п. выше показателя по «Магниту». В целом темп прироста X5 2019 году составил 13,3 %, а в 2020 - 14,2 %.

В 2020 г. одним из основных приоритетов стало ускоренное развитие онлайн-бизнесов (рисунок 3).

4747

3592

2%Ъу

2096/ 3083

922 1630 ___^

891 867 48S 1382

233 208 7Ш— 350

IQ2019 IIQ2019 IIIQ2019 IVQ2019 IQ2020 IIQ2020 IIIQ2020 IVQ2020 -ЛЕНТА Х5 RETAIL GROUP

Рисунок 3 - Выручка крупнейших FMCG-ритейлеров от онлайн-каналов за ^ 2019 г. - ^ 2020 г., млн руб. без НДС [6]

По итогам 2020 года Х5 продолжает лидировать по выручке от онлайн-канала, более чем в 2 раза опережая других крупнейших продовольственных ритейлеров. Оборот от продаж от он-лайн-гипермаркета «ПерекрестокВпрок», вырос в 3 раза. Высоких показателей роста удалось

достичь благодаря активному масштабированию на фоне увеличения спроса из-за пандемии. Так, в течение 2020 года ритейлер запустил два новых даркстора (торговое помещение, которое открыто только для курьеров и в котором собираются онлайн-заказы для дальнейшей доставки). Помимо «ПерекресткаВпрок», X5 Retail Group развивает направление доставки «Пятерочки» в нескольких районах Москвы, оператор расширил доступность сервиса до 13 регионов, запустил сервис-агрегатор «Около», объединяющий в одном приложении возможность заказа из локальных магазинов X5. По данным компании, выручка от направления экспресс-доставки, включая сервис «Около», принесла X5 по итогу 2020 года 6,1 млрд руб [5].

Ближайший конкурент X5 начал тестировать сервисы e-commerce во второй половине 2020 года. Собственный сервис онлайн-заказа и доставки из магазинов сети «Магнит» запустил в начале ноября в Москве, чуть позже расширив предложение доставки из гипермарке-тов в Краснодаре. Услуга доступна в приложении «Магнит Доставка». Сервисы e-commerce «Магнита» охватывают более 1 тыс. магазинов сети в 47 регионах и 72 городах. При этом 50% выручки онлайн-сегмента ритейлера генерируются за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Магнит» не раскрывает финансовые показатели по онлайн-сегменту. Все ecommerce проекты ритейлера пока находятся в стадии пилотного проекта. Однако, по оценке компании, исходя из оборота за декабрь 2020 года, экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-направления «Магнита» составляет 2,2 млрд руб.

Наибольший темп прироста онлайн-продаж среди крупнейших продовольственных ритейлеров по итогу 2020 года зафиксирован у «Ленты». Выручка от e-commerce сегмента оператора увеличилась более чем в 6 раз и достигла отметки в 6,3 млрд руб. При этом доля онлайн-продаж в обороте сети выросла с 0,2 % до 1,4 %. Рост показателей e-commerce «Ленты» обусловлен повышенным спросом на фоне пандемии, а также расширением географии доставки. Собственный сервис экспресс-доставки «Ленточка», который компания начала тестировать в декабре 2019 года на территории Москвы, теперь работает в 80 городах России.

В предшествующие годы многие российские ритейлеры инвестировали в ИТ-инфраструктуру, запускали и тестировали цифровые сервисы в соответствии со стратегией цифровой трансформации, но 2020 год стал поворотным для этого сегмента. Пандемия COVID-19 массово подтолкнула потребителей во многих секторах экономики ускоренному освоению цифровых сервисов, что привело к росту их востребованности.

Источники:

1. Angus A., Westbrook G. Top 10 Global Consumer Trends 2022 - [Электронный ресурс] - URL: https://go. euromonitor. com/white-paper-EC-2022-Top- 10-Global-Consumer-Trends.html.

2. NielsenIQ retail measurement data. Latest year ended June 2021 vs. year-ago, US data ended Jun. 26, 2021, Chile & Brazil ended March 2021. Russia data MAT Aug 2021 - [Электронный ресурс] - URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Розничная торговля, услуги населению, туризм агентства - [Электронный ресурс] - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1.

4. Статистика, тренды и прогнозы развития ритейла в 2021 году - [Электронный ресурс] - URL: https://www.idexpert.ru/news/Statistika--trendy-i-prognozy-razvitiya--riteyla-v-2021-godu/.

5. Состояние потребительского рынка России и рейтинг торговых сетей FMCG 2021 - [Электронный ресурс] - URL: https://infoline. spb.ru/upload/iblock/ee0/ee024009bd188ce191f15e07a1 a32210.pdf.

6. Исследования рынка Интернет-торговли 2021 // РБК. Исследования рынков - [Электронный ресурс] - URL: https://marketing.rbc.ru/landings/3/.

References:

1. Angus A., Westbrook G. Top 10 Global Consumer Trends 2022 - [Electronic resource] - URL: https://go.euromonitor.com/ white-paper-EC-2022-Top- 10-Global-Consumer-Trends .html.

2. NielsenIQ retail measurement data. Latest year ended June 2021 vs. year-ago, US data ended Jun. 26, 2021, Chile & Brazil ended March 2021. Russia data MAT Aug 2021 - [Electronic resource] - URL: https://nielseniq.com/global/ru/insights/.

3. Official website of the Federal State Statistics Service // Retail trade, public services, tourism agencies - [Electronic resource] - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1.

4. Statistics, trends and forecasts for the development of retail in 2021 - [Electronic resource] - URL: https://www.idexpert.ru/news/Statistika-trendy-i-prognozy-razvitiya-riteyla-v-2021-godu/.

5. The state of the Russian consumer market and the rating of FMCG retail chains 2021 - [Electronic resource] - URL: https://infoline. spb.ru/upload/iblock/ee0/ee024009bd188ce191f15e07a1 a32210.pdf.

6. Internet commerce market research 2021 // RBC. Market research - [Electronic resource] - URL: https://marketing.rbc.ru/ landings/3/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.