12
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-222-2-126-134
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ SCIENTIFIC
AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AS A FACTOR IN ACCELERATING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA
ЛЕНЧУК Елена Борисовна
Член Правления ВЭО России, директор Института экономики Российской академии наук, д.э.н.
Elena В. LENCHUK
Member ofthe Board of VEO ofRussia, Director of the Institute ofEconomics ofthe Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются проблемы ускорения экономического роста российской экономики на предстоящий период, которые требуют поиска новых подходов и инструментов формирования экономической поли-
тики на базе активизации научно-технологического фактора развития. В качестве таких подходов предлагается совершенствование процесса целеполагания на основе последовательной реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», предполагающего содержательную увязку задач социально-экономического и научно-технологического развития. Другим направлением, обеспечивающим активизацию технологического фактора,является повышение качества управления этим процессом.
ABSTRACT
The article deals with the problems of accelerating the economic growth in Russia for the coming period, which require the search for new approaches and tools for shaping economic policy in the direction to the activation ofthe scientific and technologicaldevelopment.As such approaches, the author proposes the improvement ofthe goal-setting process based on the consistent implementation ofthe Law № 172-FZ «On the strategic planning in the Russian Federation». This law requires coordinated linking the so-do-economic and scientific-technological development. Another direction for providing intensification technology factor, is to increase the quality ofthe of management of this process.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Экономический рост, инновационное развитие, государственное управление, стратегическое планирование, национальные проекты, передовые производственные технологии, промышленная политика.
KEYWORDS
Economic growth, innovative development, public administration,strategic planning, national projects, advanced manufacturing technologies, industrial policy.
Подводя итоги социально-экономического развития предшествующего года и определяя основные задачи в этой области на предстоящий период, важно еще раз взглянуть на ту систему координат, в которой мы существуем, чтобы определить те задачи, которые предстоит решать для выхода из столь
1 28
сложного состояния экономической рецессии, в котором мы находимся. По данным Минэкономразвития РФ, в 2019 г. темпы роста составили 1,4%, в 2020 г. они не превысят 2%, и похоже, что сложившаяся модель экономического развития, базирующаяся на либеральных подходах и поддержании финансовой стабилизации, исчерпала себя. И прогнозируемых темпов роста экономики, о которых говорит сегодня Минэкономразвития РФ, явно недостаточно, чтобы решать накопившиеся проблемы в области социально-экономического развития и качества жизни российских граждан.
Постоянно обостряющаяся геополитическая обстановка обусловливает невозможность и нецелесообразность встраивания России в глобализированную мировую экономику и требует поиска новых внутренних драйверов развития, перехода к новой модели экономического роста, базирующейся на новых технологиях и инновациях. Таким образом, проводимая экономическая политика должна быть направлена на развитие страны, на глубокую технологическую и социально-экономическую модернизацию. Актуальность ее решения диктуется задачей сохранения России в качестве одного из центров силы в существующем глобальном мире.
Решение этой проблемы требует заметных изменений в подходах к моделям управления экономикой, прежде всего в механизмах целеполагания. В этой связи хочется обозначить ряд несколько важных, на наш взгляд, тезисов и проблем.
В условиях отсутствия стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период, которая должна была определить модель развития страны на предстоящий 10-15-летний период, мы живем в рамках тех контуров развития, которые определяются среднесрочным Прогнозом социально-экономического развития, который представлен в прошлом году до 2024 г. Среднесрочные цели и стратегические задачи экономического развития определяет и майский инаугурационный Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Рос-
сийской Федерации на период до 2024 года», принятый в 2018 г. Однако между этими документами есть некоторая нестыковка.
Так, Указ № 204 определяет довольно подробную систему целей и задач в области обеспечения «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития», для чего осуществляется реализация 12 нацпроектов, успех которых в определяющей степени будет зависеть от наращивания ресурсных возможностей. Прежде всего такая возможность зависит от общих темпов экономической динамики, однако в рамках среднесрочного Прогноза такая задача не решается, поскольку прогнозируемые темпы роста в 2020 г. не превысят, как было отмечено выше, 2%.
Следует отметить, что до сих пор Указы Президента РФ не встроены в государственную систему стратегического планирования и не включены в Перечень документов федерального уровня, предусмотренных Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», как и сами нацпроекты. Как указывают в своих отчетах аудиторы Счетной Палаты: «инициатива в части внесения соответствующих изменений в ФЗ-172 от правительства не поступала» [1]. Кроме того, опора в целеполагании на среднесрочный период значительно сужает горизонты стратегического планирования и приоритеты развития, поскольку многие задачи структурной модернизации, инфраструктурного и технологического развития явно выходят за рамки одного политического цикла. Очевидно, что и система целеполагания должна покрывать более широкий горизонт.
Указ № 204 затрагивает главным образом бюджетные сферы деятельности, за развитие которых государственные органы власти несут непосредственную ответственность. Это не более 40% бюджета. Следовательно, регулирующее влияние на результаты реализации объявленных целей ограничено и возможно лишь в области государственного спроса и государственных инвестиций [2].
Разрабатываемые нацпроекты несут в основном социальную направленность и создают слабый посыл для развития бизнеса,
130
поскольку они практически не касаются задач развития производственного потенциала национальной экономики как основы роста экономической динамики и глобальной конкурентоспособности страны. По оценкам экспертов Института исследований и экспертизы ВЭБ России, реализация нацпроектов позволит увеличить ежегодный потенциальный рост ВВП на 0,5-0,7% в 2020-2024 гг. и станет лишь одним из факторов ускорения ВВП, при этом не обеспечивая переход к новой модели развития [3].
В таких условиях крайне важно обеспечить разработку и реализацию полноформатной стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочный период, которая бы определила основные цели, задачи и приоритеты и инструменты их реализации, обеспечивающие разворот российской экономики на развитие и ускорение динамики роста.
Прежде всего наращивание темпов экономического роста предполагает проведение структурных сдвигов в экономике. Должны быть созданы условия для возрождения и развития реального сектора экономики, в рамках которого как раз и формируются объективные предпосылки экономического роста. Такое возрождение и развитие должны происходить на базе технологической модернизации и внедрения самых передовых технологий и инноваций формирующегося нового технологического уклада и четвертой промышленной революции. Ни для кого не секрет, что именно технологический фактор развития сегодня во многом определяет конкурентоспособность и процветание той или иной страны.
Сегодня довольно модно говорить о цифровой экономике, но это как раз и есть процесс внедрения во все сферы экономической деятельности передовых прорывных технологий. В настоящее время в стране ведется активная работа в области цифровизации госуправления, использования цифровых технологий в финансовой сфере, довольно успешно используются цифровые технологии в фискальной области (сбор налогов), но важно, чтобы эти передовые технологии внедрялись прежде всего в сфере промышленного
производства. Именно цифровизация промышленности определяет наши возможности в выпуске конкурентоспособной продукции и наращивании несырьевого экспорта — тех задач, которые обозначены в рамках Указа Президента РФ № 204 [4]. Возникает вопрос, насколько «цифровая повестка» сможет вывести технологическое развитие страны на новый уровень? [5, 8].
Следует отметить, что внедрение цифровых технологий в промышленном производстве требует соответствующей технологической базы, а значит, этот процесс должен сопровождаться технологической модернизацией, активизацией инновационной деятельности, которая в условиях происходящей деиндустриализации экономики страны вряд ли возможна. В настоящее время Россия имеет отрицательный баланс в торговле технологиями в 2,1 млрд долл., экспорт которых находится приблизительно на уровне Тайваня и Португалии; и слабую динамику создания передовых производственных технологий, из которых лишь 10-11% соответствуют мировомууровню [6]. Импортозависимость в отдельных отраслях, например в станкостроении, доходит до 70-90%, что создает высокую степень уязвимости страны в условиях обостряющейся геополитической обстановки и разного рода санкций. В страну импортируется от 80 до 100% ИТ-оборудования по различным категориям и около 75% программного обеспечения [7].
Решение этой проблемы видится в рамках выстраивания стратегических приоритетов развития страны, определения целей и задач восстановления промышленного комплекса, выделения под них соответствующих ресурсов, формирования соответствующих программ. Для этого должна проводиться соответствующая промышленная и технологическая политика. Так, например, в национальной программе развития науки и технологий в Китае поставлена задача овладеть 402 основными технологиями — от беспилотных автомобилей и искусственного интеллекта до интегральных микросхем и сверхмощных компьютеров. И под разработку каждой мобилизованы финансовые и человеческие ресурсы. Конечная цель —
132
превратить страну в такое же государство-новатор, каковым в Азии стали Япония, Сингапур, Южная Корея и Тайвань [8].
Важность прорывного научно-технологического развития для России крайне актуальна, поскольку технологическая независимость определяет национальную безопасность России. Вместе с тем комплексного решения этой проблемы у нас нет. Так, среди реализуемых сегодня нацпроектов нет ни одного, который был бы направлен на поддержку развития реального сектора экономики, в рамках которого формируется спрос на новые технологии. Не решает эти задачи и принятая в 2016 г. Стратегия научно-технологического развития, поскольку ее направленность — поиск ответов на «большие вызовы»: экологические, демографические, продовольственные, энергетические и т.п. О каких-то ключевых технологиях, необходимых для развития реального сектора экономики, речь в этой Стратегии не идет.
Не решает задачи научно-технологического развития и нац-проект «Наука». Он тоже направлен на поиск ответов на большие вызовы и на расширение позиционирования российской науки в мировом научном пространстве. Так, одна из главных целей нацпроекта «Наука» — войти в пятерку стран-лидеров, которые ведут исследования в приоритетных направлениях развития. Измерение достижения этой цели лежит в плоскости показателей наукометрии — наращивания публикаций в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, улучшения позиций России в разного рода международных рейтингах в сфере науки и инноваций, наращивания инфраструктуры. Однако во многом это создает ложную мотивацию. Цели и задачи нацпроекта «Наука» никак не увязаны с потребностями экономики. В нем закреплены целевые ориентиры развития научного сектора страны, но не конкретизируются пути дальнейшего его влияния на рост, эффективность и конкурентоспособность экономики.
Таким образом, в стране сложилась ситуация, когда в век динамично развивающегося научно-технического прогресса, превра-
щающего научно-технологический фактор в важнейший драйвер экономического развития, в нашей стране нет никакой внятной технологической политики и субъекта управления этим процессом. Возникает закономерный вопрос, а кто занимается технологиями и инновациями? Кто определяет, какие ключевые технологии нужны нашей экономике? Эти проблемы не решают ни Минэкономразвития России, ни Минпромторг России. Не способно взять на себя решение этих проблем и Министерство науки и высшего образования РФ. Как отраслевое ведомство оно решает в основном задачи развития науки и образования, а не технологий и инноваций. Здесь можно полностью согласиться с мнением академика С.Ю. Глазьева [9, с. 768], который отмечает, что реализуемый ныне подход к управлению наукой как отдельной отраслью в формате министерства является заведомо неэффективным, поскольку научно-инновационная деятельность пронизывает все сферы экономики.
Таким образом, чтобы активизировать научно-технологический фактор в обеспечении динамичного развития страны, он должен быть вписан в систему целеполагания, что предполагает содержательное сопряжение целей, задач, целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития РФ и Стратегии научно-технологического развития РФ. Кроме того, необходимо наконец определить субъект управления научно-техническим развитием. Без эффективной научно-технологической политики невозможно сформировать новую модель развития, потому что в век научно-технического прогресса для достижения устойчивого роста в стране нет альтернативы курсу на инновационное развитие.
Библиографический список
1. «Коммерсантъ», №21от 06.02.2020.
2. Минакир П.А. Указная экономика // Пространственная экономика, 2018, № 2, с. 8-16.
3. Прогноз экономического развития России на 2019-2024 годы. ВЭБ РФ Институт исследований и экспертизы. 2019 г., апрель. URL: http://www.in-veb.ru/attachments/article/115/%D0%9F%Dl%80%D0%BE%D0%B3%D0%B-D%D0%BE%D0%B7%202019%2004%2016.pdf
134
4. Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 7 мая 2018 г.
5. Дежина И.Г. Российская наука и новые планы ее развития // Инновации, 2018, № 12 (242), с. 3-10.
6. Индикаторы науки 2019. Статистический сборник. М., НИУ ВШЭ, 2019, с. 241242.
7. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность // Digital. McKinsey. Июль 2017.
8. Берлин Е. Первая технологическая война // Эксперт, 2019, № 51,16-22 декабря, с. 66-69.
9. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018, с. 768.
List of References
1. «Kommersant», № 21,06.02.2020.
2. Minakir P.A. Ukaznaya ekonomika // Prostranstvennaya ekonomika, 2018, № 2, s. 8-16.
3. Prognoz ekonomicheskogo razvitiya Rossii na 2019-2024 gody. VEB RF Institut issle-dovaniji ekspertizy. 2019 g., aprel'. URL: http://www.inveb.ru/attachments/article /115/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%202019%20 04%2016.pdf
4. Ukaz Prezidenta RF № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya RossijskojFederacii na period do 2024 goda», ot 7 maya 2018 g.
5. Dezhina I.G. Rossijskaya nauka i novye plany ее razvitiya // Innovacii, 2018, № 12 (242), s. 3-10.
6. Indikatory nauki 2019. Statisticheskijsbornik. M., NIU VSHE, 2019, s. 241-242.
7. Aptekman A., Kalabin V., Klincov V. i dr. Cifrovaya Rossiya : novaya real'nost' // Digi-tal.McKinsey. Iyul', 2017.
8. Verlin E. Pervaya tekhnologicheskaya vojna // Ekspert, 2019, № 51, 16-22 dekabrya, s. 66-69.
9. Glaz'ev S.YU. Ryvok v budushchee. Rossiya v novyh tekhnologicheskom i mirohozya-jstvennom ukladah. M.: Knizhnyjmir, 2018, s. 768.
Контактная информация / Contact Information
Институт экономики РАН, 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32 / Institute
of Economics of the Russian Academy of Sciences, 32, Nakhimovsky prospect, Moscow,
117218, The Russian Federation
Елена Борисовна Ленчук/Elena В. Lenchuk
+7 (499) 724-14-19, e-mail: [email protected]