Д. Р. Худайназарова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов
В статье рассмотрены проблемы вовлечения женщин-военнослужащих в научно-техническое творчество в образовательном процессе вуза. Показаны препятствующие этому гендерные стереотипы и пути их преодоления. Обоснованы педагогические методы формирования творческих команд смешанного типа, в которых наиболее полно реализуется творческий потенциал военнослужащей-женщины.
Ключевые слова: военнослужащие-женщины, гендерные отношения, научно-техническое творчество обучающихся.
D. Khudaynazarova
MILITARY WOMEN'S SCIENTIFIC AND TECHNICAL WORK IN HIGHER EDU-CATION: GENDER ASPECT
The paper deals with the problems of military women's scientific and technical work during training in a higher educational institution. Gender stereotypes that hinder work and ways to overcome them are presented. Methods to create mixed creative teams, which enable the most effective use of a military woman's scientific and technical potential, are justifed.
Key words: military women, gender relations, scientific and technical students' work.
В связи с все возрастающим привлечением женщин к военной службе в настоящее время актуальной стала задача развития педагогической теории и практики профессиональной подготовки женщин-военнослужащих. В целом существующая система профессиональной подготовки женщин-военнослужащих наряду с позитивным опытом, значительным научным и педагогическим потенциалом имеет определенные противоречия и недостатки, которые не позволяют в полной мере обеспечить ее соответствие возрастающим требованиям армии.
Имеющиеся противоречия проявляются в том числе и в недостаточном уровне профессиональной подготовленности женщин-военнослужащих, особенно в части их практических умений и готовности принимать правильные решения в проблемных ситуациях. Поэтому задача профессиональной подготовки женщин-
военнослужащих в вузе как предмет научного исследования является актуальной.
В рамках этой задачи особое место занимает проблема вовлечения женщин-военнослужащих в научно-техническое творчество, которое в данной работе представлено как предмет исследования.
Научно-техническое творчество - это форма деятельности человека или коллектива, направленная на создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего, это конструктивная деятельность по созданию нового в науке и технике. В процессе творчества не только создаются новые объекты, но и происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя.
Активное включение женщин-военнослужащих в процессе обучения в вузе в творческую научно-техническую деятельность
позволяет им приобрести навыки решения плохо структурированных задач, которые приходится решать военнослужащим в нестандартной служебной обстановке. В то же время в армейской среде женщина-военнослужащая должна обладать рядом качеств, часто несовместимых с традиционным пониманием роли женщины в российском обществе, что является предпосылкой противоречивых представлений об их роли в армии, и в частности в научно-техническом творчестве. Прежде всего это обусловлено существующими тендерными стереотипами, т. е. утвердившимися в воинской среде мнениями о личностных качествах военнослужащей-женщины, которые чаще всего могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и нечувствительными к новой информации.
Многие представления о тендерных различиях, привычно рассматриваемые как биологические индивидные, в действительности довольно слабо влияют на поведение женщины. Гораздо большее влияние оказывают существующие в обществе социальные нормы [1, с. 13]. Отличия возникают из-за разницы в требованиях, предъявляемых военным социумом к мужской и женской тендерной роли.
Кроме того, имеются ограничения на выполнение некоторых видов обязанностей при несении службы в нарядах, привлечение к тяжелым физическим работам и т. п., что во многих случаях приводит к отрицательным реакциям со стороны военнослужащих-мужчин. Отмеченное является одной из психологических предпосылок возникновения негативных проявлений во взаимоотношениях в разнополых воинских коллективах. Таким образом, несмотря на достаточно динамичные процессы феминизации армии, адекватных изменений во взглядах на роль и место женщины в военной организации, в том числе в военном вузе, не происходит.
В числе других стереотипов остается устойчивое представление о том, что военнослужащие-женщины не склонны к научно-техническому творчеству, обладают меньшими математическими способностями, малоэффективно их участие в инновационном процессе. Действительно, как показывают результаты
ряда исследований [1, с. 45], тендерные отличия в математических способностях проявляются в пубертатный период. Однако решающую роль в этом играют не биологические, а социальные факторы. Более того, результаты анализа, выполненного рядом зарубежных исследователей Фридманом (Fridman), Хайдом (Hyde), Фейнгольдом (Feingold) и др. [1, с. 45], свидетельствуют, что «средние половые различия в выполнении математических заданий в настоящее время очень малы» и «с годами стираются».
В результате проведенного анализа можно выделить несколько причин существующих гендерных различий, ограничивающих творческую деятельность военнослужащих-женщин в период обучения в вузе [2, с. 493]:
• недостаточная уверенность в своих способностях при освоении наукоемких предметов (математики, физики, электродинамики, ряда технических дисциплин);
• представление военнослужащей-женщины о том, что достижения в наукоемких дисциплинах являются неактуальными для ее гендерной роли;
• преподаватели не проявляют достаточного внимания к более активному вовлечению военнослужащих-женщин в инновационный процесс;
• вне сферы воинского коллектива вуза интересы военнослужащей-женщины не связаны с решением творческих задач, в частности в технической сфере.
Таким образом, несмотря на очевидное снижение гендерных различий обучающихся разнополых военнослужащих проблема активизации деятельности военнослужащих-женщин в научно-технической деятельности вуза остается актуальной и определяет необходимость:
• изучения социально-психологических последствий растущего числа военнослужащих-женщин, обучающихся в военных вузах;
• исследования причин сформировавшихся взглядов на роль и место военнослужащих-женщин в творческом процессе военного вуза;
• разработки дидактических приемов и педагогических методик, направленных на
активизацию роли военнослужащих-женщин в инновационном процессе, в том числе в техническом творчестве;
• обоснование методов определения наиболее эффективной функциональной роли военнослужащих-женщин в составе творческих коллективов смешанного типа;
• разработки методов решения творческих задач, учитывающих существующую типологию гендерных установок в инновационной среде военных вузов.
В значительной мере перечисленные задачи могут быть решены путем формирования смешанных творческих научных коллективов. В общем случае решение творческой задачи представляет сложный, многоуровневый, многоэтапный, многоаспектный, комплексный процесс. Его успешность в смешанном творческом коллективе зависит от многих факторов: от состава участников, их сработанности, творческой и профессиональной квалификации, ген-дерных установок. Принципиальным является характер решаемой задачи - хорошо или плохо структурированной. В первом случае всегда имеет место логическое решение, во втором логические этапы решения отсутствуют.
Решение хорошо структурированных задач, как правило, достигается построением иерархической многоуровневой структуры коллектива, в котором каждый этап (моделирование, измерение, разработка программ для ЭВМ, вычисление и обработка данных и т. п.) может осуществляться одним из членов коллектива, обладающим должным уровнем квалификации.
В этих условиях основными требованиями к участнику творческого научного технического процесса являются:
• энтузиазм, проявляющийся в интересе к работе, страстности, мотивированности, здоровье и энергии;
• настойчивость, характеризуемая преданностью цели, устойчивостью к неудачам, терпимостью к однообразию;
• оригинальность, выражающаяся в независимости мышления, непредубежденности, развитом воображении, интуиции;
• инновационный интеллект, характеризуемый профессионализмом, восприимчивостью
новых идей, способностью к поддержке новых идей, готовностью к реализации новшеств;
• этика, проявляющаяся в честности перед собой, способности к самоанализу, умственной самодисциплине, контроле над своим разумом;
• контакт с членами смешанного коллектива, выражающийся в психологической совместимости, способности убеждать и слушать других.
Важно, что указанные выше признаки субъектов смешанного творческого воинского коллектива должны проявляться на фоне специфичных гендерных отношений межличностного уровня взаимодействия, которые обладают рядом особенностей [3, с. 287]:
• выраженной взаимной направленностью субъектов отношений друг на друга;
• обязательным наличием реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи;
• существованием выраженной эмоциональной основы, определяющей специфику межличностных отношений мужчин и женщин;
• значимостью роли процесса общения в формировании и развитии межличностных отношений;
• высокой степенью значимости индивидуально-личностных особенностей субъектов творческого процесса;
• влиянием существующих в обществе гендерных стереотипов.
Межличностные отношения характеризуются наличием субъективной и объективной сторон. Субъективная сторона представлена системой установок, ориентацией в отношении друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной творческой деятельности.
Объективная сторона межличностных гендерных отношений проявляется в реальных практиках взаимодействия субъектов и в значительной мере будет определяться типами включаемых в творческий коллектив военнослужащих-мужчин с характерными для них гендерными установками: традиционный положительный, традиционный отрицательный или эгалитарный типы [7, с. 10].
Традиционный положительный тип мужчин, хотя и видит роль и место женщин прежде всего в семье, все же допускает их службу на должностях, не связанных с руководством, и в целом считает положительным присутствие женщин в творческом коллективе, так как этот факт улучшает его эмоциональное состояние. Эгалитарный тип военнослужащего-мужчины воспринимает военнослужащих-женщин как полноправных сотрудников, имеет положительное отношение к их службе в армии.
Таким образом, требования, предъявляемые к участнику творческого научно-технического процесса в военном вузе при решении плохо структурированных задач, будут в полной мере реализованы в случае, если наряду с военнослужащими-женщинами в творческий коллектив будут включены военнослужащие-мужчины традиционно положительного или эгалитарного типа.
Выявление гендерных установок военнослужащих-мужчин выполняется с помощью модифицированной психосемантической методики В. Ф. Петренко [4, с. 10] и методики изучения профессиональной и гендерной идентичности [7, с. 78].
Для формирования творческого опыта в таком коллективе необходимо:
• конструировать специальные педагогические ситуации, создающие условия для творческого решения;
• использовать методики формирования команд смешанного типа;
• трансформировать структуру творческого коллектива в процессе перехода от этапа нахождения общей идеи к этапу логической реализации этой идеи.
В процессе исследования первая проблема -конструирование специальной педагогической ситуации - реализовалась путем формулирования известной, но новой для обучающихся задачи. В частности, задача заключалась в разработке технического решения, на которое ранее был получен патент на изобретение, но неизвестное членам творческого коллектива.
Более сложной представляется методика формирования творческих команд смешанного типа при решении плохо структурированных задач, требующая определения ролевой функ-
ции участников команды в научном процессе. В процессе решения задачи один из членов коллектива находит прием, высказывает идею, которые, возможно, приведут к решению задачи. Эта роль, по Я. А. Пономареву [5, с. 321], может быть названа ролью «реализатора». Остальные члены группы находятся в роли «активных наблюдателей». Найденная «реализатором» идея порождает побочный продукт, требующий вербализации, что осуществляет один из «активных наблюдателей», выступающий в роли «резонатора». Вербализованная «реализатором» идея, в свою очередь, является основанием для другого участника сделать дополнительную «подсказку» и таким образом выступить в роли «генератора идей».
При исполнении ролевых функций, требующих тесного взаимодействия, терпимости к чужим идеям и готовности развивать предложения, высказанные другими, необходим более тщательный отбор членов смешанного творческого коллектива.
Указанные педагогические подходы были основаны на использовании способа ролевого структурирования творческих коллективов [6, с. 199].
Третья проблема - трансформирования структуры творческого коллектива решалась следующим образом. На этапе поиска общей идеи творческий коллектив представляет собой одноуровневую структуру, а роли его членов разделяются и в то же время находятся в непрерывной динамике смены друг друга. После нахождения пути решения хорошо структурированной задачи коллектив строится по иерархическому принципу во главе с лидером команды.
Таким образом, активизация творческой научной и учебно-познавательной деятельности военнослужащих-женщин в ходе образовательного процесса вуза возможна при разработке педагогических методик, учитывающих: во-первых, наиболее приемлемую для них ролевую функцию («генератор», «резонатор», «реализатор»); во-вторых, подбор военнослужащих-мужчин как членов творческого научного коллектива, соответствующих типам гендерных установок традиционно положительного или эгалитарного типов.
Для оценки правомерности рассмотренных педагогических методик активизация роли женщин-военнослужащих в творческой деятельности на базе Военной академии связи проведены лонгитюдные экспериментальные исследования результативности творческой деятельности смешанных коллективов. Для этой цели в период с 2001 по 2008 г. два раза в год формировались по два смешанных коллектива: один экспериментальный с использованием описанных выше педагогических методик, второй - контрольный с привлечением обучаю-
щихся мужского и женского полов без предварительного отбора. Средний балл успеваемости в группах был примерно одинаков.
Результаты исследования показали, что экспериментальные группы успешно решали около 90% творческих задач, контрольные группы - не более 60%. Полученные результаты подтверждают возможность повышения уровня профессиональной подготовки женщин-военнослужащих путем привлечения их к творческой деятельности на основе рассмотренных педагогических методик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 320 с.
2. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
3. КлецинаИ. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с. (Серия «Гендерные исследования).
4. Овчинникова В. В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах (на примере вузов ФСБ России пограничного профиля): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Голицыно, 2004. 213 с.
5. Пономарев Я. А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1999. 480 с. (Серия «Психология отечества»).
6. Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов военного профессионального образования: теория и практика. СПб.: ВУС, 2004. 236 с.
7. ШнейдерЛ. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
REFERENCES
1. Bern Sh. Gendernaya psikhologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo povedeniya. SPb.: Praym-EVROZNAK, 2007. 320 s.
2. Voyennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / pod red. O. Yu. Yefremova. SPb.: Piter, 2008. 640 s.: il. (Seriya «Uchebnik dlya vuzov»).
3. Kletsina I. S. Psikhologiya gendernykh otnosheniy. Teoriya i praktika. SPb.: Aletey'ya, 2004. 408 s. (Seriya «Gendernye issledovaniya).
4. Ovchinnikova V. V. Vliyaniye gendernykh ustanovok na vzaimootnosheniya v raznopolykh voinskikh kollektivakh (na primere vuzov FSB Rossii pogranichnogo profilya): avtoref. dis. ... kand. psikhologicheskikh nauk. Golitsyno, 2004. 213 s.
5. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvoreniya. M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'ny institut; Voronezh: Izd. NPO «MODEK», 1999. 480 s. (Seriya «Psikhologiya otechestva»).
6. Kholodkova L. A. Innovatsionnaya kul'tura sub'yektov voyennogo professional'nogo obrazovaniya: teoriya i praktika. SPb.: VUS, 2004. 236 s.
7. Shneyder L. B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identich-nost': teoriya i metody diagnostiki. M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'ny institut, 2007. 128 s.