Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ФАО: МОДЕЛЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ФАО: МОДЕЛЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФАО / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

В статье исследуются направления и формы сотрудничества ЕАЭС и ФАО сквозь призму структурированной модели его политико-правового механизма. Автором аргументируется, что функционирующая модель вполне достаточна для фиксации целей сотрудничества, а также их реализации в рамках системным образом закрепленных организационных форм. Делается вывод о том, что политико-правовая модель сотрудничества данных международных организаций детерминирована спецификой их предметной компетенции в сфере науки, технологий и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE EAEU AND FAO: MODEL OF THE POLITICAL AND LEGAL MECHANISM OF INTERACTION

The article studies the directions and forms of cooperation between the EAEU and FAO through the prism of a structured model of its political and legal mechanism. The author argues that the functioning model is quite sufficient for fixing the goals of cooperation, as well as for their implementation within the framework of a systemically fixed organizational forms. It is concluded that the political and legal model of cooperation between these international organizations is determined by the specifics of their subject competence in the field of science, technology and innovation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ФАО: МОДЕЛЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_122 УДК 341.176

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС И ФАО: МОДЕЛЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE EAEU AND FAO: MODEL OF THE POLITICAL AND LEGAL MECHANISM OF INTERACTION

ШУГУРОВ Марк Владимирович,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии. 410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru;

SHUGUROV Mark Vladimirovich,

Doctor of Philosophy, Associate Professor,

Professor of the Department of International Law Saratov State Law Academy. 410056, Russia, Saratov region, Saratov, str. Volskaya, 1. E-mail: shugurovs@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).

Краткая аннотация: В статье исследуются направления и формы сотрудничества ЕАЭС и ФАО сквозь призму структурированной модели его политико-правового механизма. Автором аргументируется, что функционирующая модель вполне достаточна для фиксации целей сотрудничества, а также их реализации в рамках системным образом закрепленных организационных форм. Делается вывод о том, что политико-правовая модель сотрудничества данных международных организаций детерминирована спецификой их предметной компетенции в сфере науки, технологий и инноваций.

Abstract: The article studies the directions and forms of cooperation between the EAEU and FAO through the prism of a structured model of its political and legal mechanism. The author argues that the functioning model is quite sufficient for fixing the goals of cooperation, as well as for their implementation within the framework of a systemically fixed organizational forms. It is concluded that the political and legal model of cooperation between these international organizations is determined by the specifics of their subject competence in the field of science, technology and innovation.

Ключевые слова: ЕАЭС, сельское хозяйство, ФАО, технологии, инновации, устойчивое развитие, научно-техническое сотрудничество.

Key words: EAEU, agriculture, FAO, technology, innovation, sustainable development, scientific and technical cooperation.

Для цитирования: Шугуров М.В. Научно-техническое сотрудничество ЕАЭС и ФАО: модель политико-правового механизма взаимодействия // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 122-125. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_122.

For citation: Shugurov M. V. Scientific and technical cooperation of the EAEU and FAO: model of the political and legal mechanism of interaction // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 122-125. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_122.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2022

Как известно, Евразийский экономический Союз (далее - ЕАЭС) заинтересовано относится к развитию отраслей экономики в направлении их технологической модернизации и инноватизации. Инструментом решения данной задачи выступает не только научно-техническое и производственно-технологическое сотрудничество государств - членов, но и их интегрированность в международные связи с отдельными государствами и их региональными объединениями, а также сотрудничество с международными организациями, в частности входящих в систему учреждений ООН. В последнем случае заинтересованность во взаимодействии с последними обусловлена тем, что они являются своего рода банками знаний и наилучшего опыта, а также носителями экспертных компетенций. Оказываемая данными организациями техническая помощь, направленная на совершенствование государственной политики, а также финансовая и экспертная поддержка программ и проектов приводит, в конечном счете, к модернизации технологической базы производства.

К одной из таких международных организаций относится Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture organization) (далее - ФАО), занимающаяся проблемами развития сельскохозяйственных регионов и формированием устойчивых продовольственных систем. Соответственно, цель представленной статьи заключается в определении политико-правовых и организационных механизмов сотрудничества ЕАЭС и ФАО, а также в системном осмыслении содержания и значимости такого сотрудничества.

В последнее время можно видеть активное сотрудничество ЕАЭС и его государств - членов с ФАО. Дело в том, это специализированное учреждение ООН является ключевой международной организацией, играющей важную роль в содействии передаче технологий и становлению инновационных систем в сельскохозяйственном секторе, а также в развитии агроэкологических подходов [1; 2]. В этой связи, как отмечается в литературе, «активное взаимодействие с ФАО позволит «развивать биотехнологии и селекцию сельскохозяйственных растений и животных, повысить уровень безопасности пищевых продуктов в ЕАЭС» [3, с. 30]. Соприкосновение интересов ЕАЭС и ФАО вызвано тем, что интеграционная повестка Союза в сфере сельского хозяйства, являющаяся результатом совпадения приоритетов государств - членов по обеспечению устойчивого сельскохозяйственного производства на основе технологического развития отрасли, коррелирует политике ФАО по содействию переходу к устойчивому развитию сельского хозяйства в Европе и Центральной Азии в соответствии с Целью устойчивого развития № 2.

Продуктивность сотрудничества ЕАЭС и ФАО во многом зависит от эффективного функционирования соответствующего механизма

взаимодействия. Как можно видеть, данный механизм имеет политико-правовой характер. Выскажем мысль о том, что этого вполне достаточно для достижения намеченных целей. Но прежде чем давать развернутую характеристику данного механизма, укажем, что контур наиболее общих правовых основ задан п. 1 ст. 95 «Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства» Договора о ЕАЭС. В нем в качестве одного из основных направлений использования механизмов межгосударственного взаимодействия для решения задач согласованной политики в сфере АПК указано научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса.

В настоящее время, как это наглядно демонстрируется в научной литературе, тематические контуры научно-технологической интеграции государств Союза в сфере АПК имеют наиболее комплексный характер [4]. Здесь мы имеем в виду согласованные направления совместных НИОКР и закрепление соответствующих организационных механизмов взаимодействия. В одном из специальных аналитических докладов указано, что «объединением научно-исследовательских и производственно-технологических ресурсов обеспечивается решение прикладных задач в сельском хозяйстве стран ЕАЭС, стимулируется трансфер технологий, разработка инновационных продуктов» [5, с. 64]. Соответственно, это создает объективную основу для повышенной интенсивности взаимодействия ЕАЭС и ФАО.

В качестве другой объективной основы следует выделить членство государств - членов Союза в данной организаций: Армения и Кыргызстана - с 1993 г., Казахстан - с 1997 г., Беларусь с 2005 г., Россия - с 2006 г. Так, наращивание сотрудничества России с ФАО по линии реализации программ и проектов позволяет использовать передовые знания и технологии, распространяемые организацией посредством многообразных информационных систем и баз данных. В качестве успешного примера расширения вовлечения фермеров из Казахстана в производственно-сбытовые цепочки на основе использования ИКТ можно привести проект ФАО и ЕБРР «Поддержка инклюзивности цепочки добавленной стоимости молока в Казахстане» (2016-2017 гг.). Данная бесплатная технология была разработана ФАО и передана заинтересованным участникам проекта в результате обучения (тренингов). Это еще раз подтверждает перспективность участия в программах развития, реализуемых ФАО.

Если непосредственно рассматривать систему политико-правового механизма сотрудничества, то его образуют несколько блоков. Первый блок представлен общими и специальными положениями ежегодных программно-стратегических документов, таких как Основные направления международной деятельности ЕАЭС, утверждаемые на каждый календарный год. В них происходит детализация целей международной деятельности, в том числе взаимодействия со специализированными международными организациями. Например, в Основных направлениях на 2022 г. в качестве целей сотрудничества с ФАО определяется разработка принципов и общих подходов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, а также устойчивого развития плодоводства и овощеводства в государствах - членах [6]. Это предполагается дополнить внедрением цифровых и инновационных технологий, созданием механизма по подготовке кадров и повышением квалификации сельхозтоваропроизводителей государств - членов. Заметим, что сферы сотрудничества предстают здесь более детализированными по сравнению с Основными направлениями международной деятельности ЕАЭС на 2021 г., согласно которым сотрудничество с ФАО было нацелено на разработку общих подходов к обеспечению продовольственной безопасности на основе методологии, разработанной данной организацией.

Немаловажное значение имеют Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., являющиеся основополагающим документом стратегического планирования. В них предусмотрено научно-технологическое сотрудничество государств - членов ЕАЭС в сфере АПК. В п. 7 можно видеть актуализацию, по крайней мере, двух направлений сотрудничества государств - членов ЕАЭС, а именно семеноводства и племенного животноводства.

Сам факт участия государств - членов в Союзе приводит к новому качеству их сотрудничества в составе интеграционного объединения с ФАО. Оно заключается в том, что, во-первых, это сотрудничество приобретает интегрированный характер, а, во-вторых, роль координатора выполняет Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК). Однако надо понимать, что рассматриваемое сотрудничество не будет подменяться сотрудничеством ЕЭК как органа Союза. Это означает, что страны ЕАЭС и далее будут участвовать в программах ФАО, но это сотрудничество будет скоординированным. ЕЭК, имеющая статус наблюдателя, участвует в конференциях и встречах, проводимых ФАО. Это формирует эффект коллективного участия государств ЕАЭС в деятельности последней.

Ко второму блоку рассматриваемого нами политико-правового механизма относятся положения Меморандума 2013 г., не имеющего юридической силы, но являющегося документом политического характера [7]. В нем целевые ориентиры сочетаются с перечислением форм и направлений сотрудничества. Сотрудничество ЕЭК и ФАО в Меморандуме излагается сквозь призму решения задач в сфере продовольственной безопасности и устойчивого развития. Многообещающим является такое направление сотрудничества, как проведение совместных научных исследований по вопросам, которые связаны с развитием агропродовольственных рынков и повышением эффективности их функционирования. Формы сотрудничества включают: обмен информацией, опытом и знаниями в соответствии с полномочиями Сторон; проведение совместных консультаций, конференций и т.д., а также подготовку публикаций по актуальным проблемам развития сельского хозяйства. Отметим, что научно-техническое сотрудничество между ЕАЭС и ФАО теснейшим образом связано с участием в совместных проектах, которые в том числе имеют экономический эффект, например, в виде выхода на рынки развивающихся государств.

В целом научно-техническое сотрудничество ЕАЭС и ФАО не следует понимать в смысле, который характерен для межгосударственного взаимодействия. В последнем случае имеется значительный перечень форм, включая, например, передачу технологий и их совместную коммерциализацию, что свидетельствует о «перетекании» научно-исследовательского и научно-технологического сотрудничества в сотрудничество производственно-технологическое. Между ЕАЭС в лице ЕЭК и ФАО имеет место преимущественно научно-исследовательское сотрудничество, теснейшим образом связанное с экспертно-аналитическим взаимодействием. В этом случае происходит как обмен знаниями, так и их сов

местное генерирование. Если эти знания касаются методов проведения государственной политики, направлений институциональных реформ и организации сельскохозяйственного производства, то их условно можно назвать социальными технологиями, которые, действительно, могут совместно разрабатывать ЕЭК и ФАО.

В подтверждение этого сошлемся на положения Протокола от 8 ноября 2018 г. о продлении срока применения Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО на 5 лет [8]. С точки зрения предмета нашей статьи укажем на проведение научных исследований по проблемам, которые связаны с развитием аграрно-продовольственных рынков и повышением эффективности их функционирования. Разумеется, ни о какой совместной разработке производственных технологий речи не идет, т.к. ФАО осуществляет лишь содействие по доступу к ним в рамках поддерживаемых программ и проектов. Впрочем, и сама ЕЭК, будучи органом Союза, полномочна лишь координировать разработку био- и сельскохозяйственных технологий на интеграционном уровне в формате совместных программ и проектов, а также в рамках Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы. Но совместная разработка социальных технологий на основе совместных научных исследований вполне возможна и даже необходима.

Как таковое, сотрудничество ЕЭК и ФАО осуществляется в соответствии с планами мероприятий по реализации Меморандума. Структура и содержание планов соответствуют стратегическим целям и взаимным интересам ЕЭК и ФАО. Так, в Плане мероприятий на 2015-2018 гг. были определены направления сотрудничества, такие как растениеводство и защита растений, животноводство и охрана здоровья животных, природные и биотехнологические ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, продовольственная политика и питание. Все мероприятия были выполнены в полном объеме. При этом указанные направления, безусловно, являются наукоемкими и предусматривают научное и экспертно-аналитическое сотрудничество. В настоящее время реализуется План на 2019-2023 гг. Его проект был одобрен Коллегией ЕЭК 21 мая 2019 г. года [9] и принят 14 августа 2019 г.

В качестве приоритетных направлений совместной работы определены растениеводство и защита растений, животноводство и охрана здоровья животных, продовольственная политика, а также проведение совместных исследований в области новейших аграрных технологий. Здесь мыслится не разработка этих технологий под эгидой ЕЭК и ФАО, а исследование новых, новейших, а также эффективных традиционных технологий с точки зрения перспективности и результативности их внедрения. Как нам представляется, именно в таком разрезе следует воспринимать следующее пункты плана: п. 15 «Развитие сектора семеноводства», п. 18 «Развитие биотехнологий и селекции сельскохозяйственных растений и животных». В последнем случае в качестве формы сотрудничества указано участие представителей ЕЭК в консультативных совещаниях ФАО в рамках Международного договора о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г. Одновременно с этим сотрудничество ЕЭК и ФАО обладает потенциалом по формированию кооперационных цепочек в сфере разработки и использования аграрных технологий, в которые вовлечены сельхозпроизводители из ЕАЭС и зарубежные контрагенты, в том числе в рамках этого договора, который на сегодняшний день является единственный договором универсального характера в сельскохозяйственной сфере, в котором предусматриваются обязательства Сторон по передаче технологий (ст. 13), являющихся залогом международной продовольственной безопасности. Обратим также внимание на другие направления и формы сотрудничества, например, на предусмотренное в п. 2 изучение международного опыта мониторинга и обмен знаниями в сфере реализации программ государственной поддержки сельского хозяйства и развития сельских территорий. Здесь вполне просматривается обмен социальными технологиями.

В рамках Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО проделана большая работа по гармонизации нормативно-правовой базы Союза с международными стандартами, руководствами и рекомендациями. В частности, передовой опыт ФАО в агропромышленной сфере помогает совершенствовать законодательную базу государств Союза в области селекционно-племенной работы, представляющей собой одно из ключевых приоритетных направлений научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере АПК. К одной из задач устойчивого развития АПК относится сокращение потерь продовольствия и пищевых отходов в ЕАЭС решаются в рамках сотрудничества с евразийскими технологическими платформами. Другое направление сотрудничества - это развитие органического сельского хозяйства (далее - ОСХ) [10], имеющее международный вектор. Как следует из п. 2 плана мероприятий («дорожной карты») по развитию рынка органической сельхозпродукции в ЕАЭС, запланировано мероприятие по подготовке меморандума о сотрудничестве ЕЭК с научно-исследовательским институтом органического сельского хозяйства (FIBL) будет дополнять сотрудничество с ФАО.

Подводя итоги проделанного исследования, следует заключить, что ФАО не следует рассматривать исключительно как донора технической помощи, так как опыт государств Союза также интересен организации и может внести вклад в накопленную ей базу передового опыта. Этот механизм вполне соответствует специфике научно-технического сотрудничества ЕАЭС и ФАО и учитывает их равноправное партнерство. В свою очередь на его основе вполне возможно позиционирование государств ЕАЭС в качестве доноров помощи развивающимся странам в рамках инициатив ФАО, что могло бы внести вклад в укрепление имиджа Союза на международной арене.

Библиография:

1. Biotechnologies at Work for Smallholders: Case Studies from Developing Countries in Crops, Livestock and Fish / Ed. by J. Ruane et al. Rome: FAO, 2013. 209 p.

2. Шугуров М.В. «Организация знаний»: деятельность ФАО в сфере содействия международной передачи инновационных сельскохозяйственных технологий // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5. С. 230-241.

3. Бубен С. Б., Аверьянова Е.Г. Международная деятельность Евразийской экономической комиссии в сфере АПК / Торговая политика. 2019. № 2. С. 25-38.

4. Шугуров, М. В. Правовая модель научно-технологического сотрудничества государств - членов ЕАЭС в агропромышленной сфере // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 4. С. 223-237.

5. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи России. Доклад НИУ ВШЭ / отв. ред. Т.А. Мешкова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 123 с.

6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. № 20 "Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2022 год". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403310607/#1000 (дата обращения: 01.08.2022).

7. Меморандум о взаимопонимании между ЕАЭС и ФАО (12 ноября 2013 г.). URL: https://docs.eueunion.org/docs/ru-ru/0143826/ms_18112013 (дата обращения: 02.08.2022).

8. Протокол о продлении срока применения Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций от 12 ноября 2013 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/promJ_agroprom/dep_agroprom/international/Documents/Протокол%o20ЕЭК-ФАО.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 г. № 90 «Об одобрении проекта плана мероприятий на 2019-2023 гг. по реализации Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций от 12 ноября 2013 года». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19r00090/ (дата обращения: 17.07.2022).

10. ЕЭК и ФАО: органическое сельское хозяйство - новый драйвер экономики АПК ЕАЭС (28.11.2017). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-11-2017.aspx (дата обращения: 24.07.2022).

11. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.08.2021 № 16 «О плане мероприятий ("дорожной карте") по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в рамках Евразийского экономического союза». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H21M000016R/history (дата обращения: 04.08.2022).

References:

1. Biotechnologies at Work for Smallholders: Case Studies from Developing Countries in Crops, Livestock and Fish / Ed. by J. Ruane et al. Rome: FAO, 2013. 209 p.

2. Shugurov M.V. «Organizaciya znanij»: deyatel'nost' FAO v sfere sodej -stviya mezhdunarodnoj peredachi innovacionnyh sel'skohozyajstven-nyh tekhnologij // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5. S. 230-241.

3. Buben S. B., Aver'yanova E.G. Mezhdunarodnaya deyatel'nost' Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii v sfere APK / Torgovaya politika. 2019. № 2. S. 25-38.

4. Shugurov M. V. Pravovaya model' nauchno-tekhnologicheskogo sotrudnichestva gosudarstv - chlenov EAES v agropromyshlennoj sfere // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2021. № 4. S. 223-237.

5. Evrazijskaya ekonomicheskaya integraciya: perspektivy razvitiya i strategicheskie zadachi Rossii. Doklad NIU VSHE / otv. red. T.A. Meshko-va. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. 123 s.

6. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta ot 10 dekabrya 2021 g. № 20 "Ob Osnovnyh napravleniyah mezhdunarodnoj deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza na 2022 god". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403310607/#1000 (data ob-rashcheniya: 01.08.2022).

7. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu EAES i FAO (12 noyabrya 2013 g.). URL: https://docs.eueunion.org/docs/ru-ru/0143826/ms_18112013 (data ob-rashcheniya: 02.08.2022).

8. Protokol o prodlenii sroka primeneniya Memoranduma o vzaimo-ponimanii mezhdu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissiej i Prodo-vol'stvennoj i sel'skohozyajstvennoj organizaciej Ob"edinennyh Nacij ot 12 noyabrya 2013 g. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/international/Documents/Protokol%20EEK-FAO.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2022).

9. Rasporyazhenie Kollegii Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 21 maya 2019 g. № 90 «Ob odobrenii proekta plana meropriyatij na 20192023 gg. po realizacii Memoranduma o vzaimoponimanii mezhdu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissiej i Prodovol'stvennoj i sel'skohozyajstvennoj organizaciej Ob"edinennyh Nacij ot 12 noyabrya 2013 goda». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19r00090/ (data obrashcheniya: 17.07.2022).

10. EEK i FAO: organicheskoe sel'skoe hozyajstvo - novyj drajver ekonomiki APK EAES (28.11.2017). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-11-2017.aspx (data obrashcheniya: 24.07.2022).

11. Rasporyazhenie Evrazijskogo mezhpravitel'stvennogo soveta ot 20.08.2021 № 16 «O plane meropriyatij ("dorozhnoj karte") po for mirovani-yu obshchego rynka organicheskoj sel'skohozyajstvennoj produkcii v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/H21M000016R/history (data ob-rashcheniya: 04.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.