Научная статья на тему 'Научно-технический прогресс как механизм развития экономики'

Научно-технический прогресс как механизм развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раджабова З. К., Будайчиева М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-технический прогресс как механизм развития экономики»

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства России от 9 сентября 1994 года № 1024, определяет ряд отрицательных свойств организационно правовой формы - государственное унитарное предприятие и института -хозяйственное ведение.

В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей, но и даже определять эти показатели.

Очевидна отрицательная роль дочерних предприятий в изменении финансовых потоков государственного унитарного предприятия.

Кроме того, заключение сделок, в которых заинтересовано руководство унитарных предприятий, приводит в ряде случаев к хищениям государственного имущества, т.к. действующее гражданское законодательство представляет исключительные права собственника государственному унитарному предприятию в отношении имущества дочерних предприятий.

На наш взгляд, целесообразно вернуться к идее создания на базе существующих в Дагестане объединений вертикально интегрированных холдинговых структур. Наработанный в Российской Федерации опыт подтверждает возможность эффективного функционирования региональных корпораций, как в форме холдингов, так и в форме финансово-промышленных групп. Инициативы по формированию указанных региональных структур обычно пользовались поддержкой местных властей, а нередко исходили от нее самой. Например, “Уральские заводы” (г. Ижевск), “Объединенная промышленно -строительная группа” (г. Рязань), “Каменская агропромышленная группа финансовая группа” (г. Каменск Пензенской области) и др.

В условиях Дагестана аналогичные структуры можно создать на базе объединений системы Минсельхозпрода РД (мясное, молочное, пищевое и др.).

Раджабова З.К., Будайчиева М.Б.

Научно-технический прогресс как механизм развития экономики

Ускорение научно-технического прогресса (НТП) и использование новейших технологий является главным направлением устойчивого экономического роста в перспективе. Динамика роста экономики и уровня жизни народов индустриально -развитых стран за длительный период времени показала, что наряду с более полным использованием фундаментальных факторов роста экономики, таких, как труд, земля, капитал и сырьевые ресурсы, все большее значение, особенно за последние тысячелетия, приобретает ускорение научно-технического прогресса, применение новейших технологий. Это достигается как за счет усиления роли фундаментальной и прикладной науки в развитии производства, так и все большего использования нововведений во всех отраслях и сферах деятельности [3; С. 37].

Благодаря ускорению научно-технического прогресса и совершенствованию организации производства в ХХ веке, и особенно во второй его половине, во многих государствах произошли глубокие количественные и качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, на транспорте. В последние десятилетия развитые страны в какой-то мере смягчают кризисные процессы в экономике. Среди факторов повышения эффективности производства доминирует научно-технический прогресс с широким применением новейших технологий. Он играет важную роль в росте производительности труда, фондоотдачи, объемов выпуска конкурентоспособной продукции. На предприятиях все четче проявляются такие тенденции конкурентоспособности, как снижение производственных издержек и улучшение качества изделий. В результате рыночная система во многих государствах становится динамичной и эффективной [2; С. 33].

Американские авторы, отвечая на вопрос: является ли экономический рост в основном результатом научно -технического прогресса, или он понемногу зависит от всех факторов?, пишут, что из всех источников роста наибольший вклад - у научно-технического прогресса. Они приводят следующие расчеты: за 115 лет (1870-1985 гг.) реальный ВВП на душу населения возрос в Германии в 10,0 раз, в США - в 8,1, в Швеции - в 12,9, в Финляндии - в 12,3, во Франции - в 8,4, а в Японии - в 20,8 раза [5; гл.35]. Как видно, больше всего этот показатель он возрос в Японии, где (наряду с более низкой стартовой базой) на основе внедрения разработок фундаментальной и прикладной науки в большей степени осуществляется применение кардинальных нововведений в промышленном производстве, способствующих ускорению роста производительности труда, снижению издержек производства и улучшению качества товаров. Повы-

шение производительности труда достигалось в Японии путем улучшения коллективных методов управления, организации производства. Здесь применяются действенные системы стимулирования труда и улучшения качества продукции. Японский опыт промышленных инноваций заслуживает большего внимания специалистов и менеджеров России.

Первостепенное значение в увеличении доходов консолидированного бюджета и объемов инвестиций в России будет иметь в ближайшие годы научнотехнический прогресс и внедрение новых технологий. Только на их основе можно преодолеть отставание от Запада в конкурентоспособности большинства видов продукции конечного потребления. Однако сейчас никак не решаются проблемы научно-технического развития и прикладного использования достижений фундаментальной науки. В результате отставания в НТП либерализация экономики и приватизация собственности в России практически не влияет на становление эффективного и социально направленного рынка. Его еще только предстоит создать с помощью проведения более конструктивной экономической политики.

Без повышения роли науки и ускорения научно-технического прогресса добывающие и перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство и транспорт не достигнут необходимого уровня развития. Поэтому и нужна увязанная с социально-экономическими целями научно-техническая политика, предусматривающая системный подход к использованию всех факторов интенсификации и роста эффективности производства в условиях многоукладности.

Переход на цивилизованные рыночные отношения позволил бы добиться решительного ускорения научно-технического прогресса. В настоящее время в экономике страны сложилась кризисная ситуация. На первый план государственного управления выдвигаются задачи принятия экстренных мер, направленных на восстановление прежних объемов производства и предотвращения разрушения народного хозяйства страны, обуздание неуправляемой инфляции, стабилизацию денежного обращения и покупательной способности населения, нормализацию снабжения населения основными видами продовольствия, медикаментами, товарами первой необходимости. Необходимость оперативного решения этих первоочередных задач оставляет пока в стороне проблему ускорения научно-технического прогресса. Помимо того, на хозрасчетном уровне получаемый доход предприятия и фирмы направляют в основном на потребление, потребность производственного аппарата в приобретении и освоении новой техники [1; С. 336].

В цивилизованной рыночной экономике, когда отсутствует дефицит товара, и цены на эти товары регулируются лишь механизмом спроса и предложения, единственным путем роста прибыли является снижение себестоимости товаров и услуг. Необходимость снижать себестоимость побуждает предприятия осваивать и внедрять новую технику и прогрессивную технологию, намечать и осуществлять мероприятия по экономии сырья и материалов, топлива и энергии, требует лучшего использования машин, оборудования, производственных площадей, роста производительности труда.

В период формирования рыночной экономики ускорению научно-технического прогресса могут также способствовать развитие здоровой конкуренции, осуществление антимонопольных мер, изменение форм собственности. При этом конкуренция должна вестись не только в сфере производства, но и в научно-технической деятельности.

Определенную роль в ускорении научно-технического прогресса должны сыграть малые предприятия. При этом стимулы научно-технического прогресса будут проявляться в сфере создания, а не потребления новаций. Начнут работу специальные, так называемые венчурные фирмы, основной задачей которых будут поддержка ученых, инженеров, рационализаторов и изобретателей, а также предпринимателей, желающих создать свою научную фирму или воплотить на практике свои идеи. Таким образом, будет создана организационно-экономическая среда, способствующая научно-техническому прогрессу [1; С. 337].

Наша промышленность, к сожалению, еще слабо осваивает научную мысль. Она с большим трудом расстается с «наследством» царских времен, когда предприятия по принуждению тогдашних руководителей государства шарахались от научно -технического прогресса. Преодоление этой инерции возможно лишь на базе реформирования предприятий [4; С. 1].

Мы располагаем огромным научно-техническим потенциалом. По данным зарубежных экспертов, интеллектуальная собственность России оценивается в 400 млрд. долларов. Не пора ли нам начать использовать этот огромный потенциал уже сейчас? Генерировать идеи мы научились уже давно. Пора бы уже научиться получать от них конкретную отдачу - деньги для себя и государства. Нужно свести, наконец, науку с рынком.

Литература:

1. Экономика предприятия // Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.: «Банки и биржи». - 1998. - 742 с.

2. Бачурин А. Условия экономического роста // Экономист. - М. - 1998. - №2. - С. 32-38.

3. Бачурин А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист. - М. - 1998. - №11. - С. 34-42.

4. Матвеев А. Наука и производство на весах рынка // Экономика и жизнь. - М. - 1998. - №11. - С. 1.

5. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: «Дело», 1993. - Гл. 35.

Мудунов А.С.

Выбор эффективной стратегии деятельности крупного предприятия автосервисных услуг (на примере Техцентра «Варшавский»)

Хотя Россия не относится к числу стран с высокой степенью автомобилизации, тем не менее динамика численности автомобилей на 1000 жителей постоянно растет. В 1972 г. она составляла 8 автомобилей, в 1992 г. - уже 59, а сейчас - 100- 110. Особенно интенсивно идет прирост численности автопарка и числа автомобилей на 1000 жителей в последние годы. Это связано с тем, что выпуск легковых автомобилей отечественными автозаводами, хотя и снизился по сравнению с уровнем 1991 г., но значительно в меньшей степени, чем произошел спад российской экономики в целом. Кроме того, заметно возрос ввоз в страну автомобилей иностранного производства (иномарок) как новых, так и подержанных. В то же время численность населения России по различным причинам сократилась, что в значительной степени способствовало росту показателя автомобильной «насыщенности» в России.

Тем не менее наша страна по-прежнему отстает по этому индикатору от развитых зарубежных стран. Для сравнения: в США на 1000 жителей приходится 600 автомобилей (т.е. в 6 раз больше). Очевидно, что резервы роста динамики численности автомобилей далеко не исчерпаны. Увеличение автопарка автомобилей будет происходить не только из-за подтягивания населения к зарубежным стандартам благосостояния. Рост темпа жизни (особенно в крупных городах) в связи с переходом страны на рыночный тип хозяйствования постепенно меняет отношение россиян к автомобилю: он все больше становится «не роскошью, а средством передвижения», насущной потребностью выживания в быстроменяющихся рыночных условиях.

Все это создает предпосылки для ускоренного развития подотрасли автосервисных услуг и делает изучение возможных стратегий ее роста особенно актуальным. Основные проблемы развития этой отрасли концентрируются на уровне первичного ее звена - автосервисного предприятия, которое и является основным объектом исследований в данной работе.

Поддержание автомобилей предприятий и населения в исправном состоянии -необходимый элемент в цепочке автомобиль - автовладелец, который 2 осуществляется на станциях технического обслуживания (СТО) автомобилей.

Главная цель СТО - оказание комплексных услуг автовладельцам, таких как продажа автомобилей, запасных частей, материалов, проведение технического обслуживания, текущего ремонта и ряда других.

Сеть автосервисных предприятий регулируется Российской государственной ассоциацией по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (Ро-савтосервис). Она состоит из: станций послепродажного обслуживания автомобилей отечественных автозаводов и иностранных автомобильных компаний, работающих, как правило, с автомобильными марками соответствующих компаний; крупных станций технического обслуживания, осуществляющих полный спектр услуг по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей, а также консалтинговые услуги автовладельцам и другие виды делового обслуживания автовладельца; средние и мелкие станции обслуживания, расположенные, как правило, на трассах, при автозаправочных станциях и т.п. Станции послепродажного обслуживания являются отделениями соответствующих автомобильных компаний. Крупные станции технического обслуживания являются акционерными обществами; средние и мелкие, как правило, принадлежат частным владельцам. Стратегия деятельности крупного СТО описана ниже на примере технического центра автосервисных услуг «Варшавский».

История Техцентра «Варшавский» берет начало с 1969 г. и связана с созданием ВАЗа. Официальное открытие состоялось в 1973 г. Проект Техцентра был разработан специалистами «Моспроект-2» по рекомендациям Р1АТ для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ. Его строительство было завершено в 1975 г.; а с 1977 г. он был передан в состав крупной фирмы «Мосавтотехобслуживание», объединившей более 20 СТО по Москве и ставшей головным предприятием. В 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации предприятие «Мосавтотехобслуживание» было акционировано. На его основе была создана акционерная компания АК «ТТЦ» (технический и торговый центр), получившая название «Варшавский» по своему месту расположения (Варшавское шоссе). В настоящее время Центр занимает площадь 15 га, располагая в том числе производственными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.