Научная статья на тему 'Выбор эффективной стратегии деятельности крупного предприятия автосервисных услуг (на примере Техцентра «Варшавский»)'

Выбор эффективной стратегии деятельности крупного предприятия автосервисных услуг (на примере Техцентра «Варшавский») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор эффективной стратегии деятельности крупного предприятия автосервисных услуг (на примере Техцентра «Варшавский»)»

3. Бачурин А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист. - М. - 1998. - №11. - С. 34-42.

4. Матвеев А. Наука и производство на весах рынка // Экономика и жизнь. - М. - 1998. - №11. - С. 1.

5. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: «Дело», 1993. - Гл. 35.

Мудунов А.С.

Выбор эффективной стратегии деятельности крупного предприятия автосервисных услуг (на примере Техцентра «Варшавский»)

Хотя Россия не относится к числу стран с высокой степенью автомобилизации, тем не менее динамика численности автомобилей на 1000 жителей постоянно растет. В 1972 г. она составляла 8 автомобилей, в 1992 г. - уже 59, а сейчас - 100- 110. Особенно интенсивно идет прирост численности автопарка и числа автомобилей на 1000 жителей в последние годы. Это связано с тем, что выпуск легковых автомобилей отечественными автозаводами, хотя и снизился по сравнению с уровнем 1991 г., но значительно в меньшей степени, чем произошел спад российской экономики в целом. Кроме того, заметно возрос ввоз в страну автомобилей иностранного производства (иномарок) как новых, так и подержанных. В то же время численность населения России по различным причинам сократилась, что в значительной степени способствовало росту показателя автомобильной «насыщенности» в России.

Тем не менее наша страна по-прежнему отстает по этому индикатору от развитых зарубежных стран. Для сравнения: в США на 1000 жителей приходится 600 автомобилей (т.е. в 6 раз больше). Очевидно, что резервы роста динамики численности автомобилей далеко не исчерпаны. Увеличение автопарка автомобилей будет происходить не только из-за подтягивания населения к зарубежным стандартам благосостояния. Рост темпа жизни (особенно в крупных городах) в связи с переходом страны на рыночный тип хозяйствования постепенно меняет отношение россиян к автомобилю: он все больше становится «не роскошью, а средством передвижения», насущной потребностью выживания в быстроменяющихся рыночных условиях.

Все это создает предпосылки для ускоренного развития подотрасли автосервисных услуг и делает изучение возможных стратегий ее роста особенно актуальным. Основные проблемы развития этой отрасли концентрируются на уровне первичного ее звена - автосервисного предприятия, которое и является основным объектом исследований в данной работе.

Поддержание автомобилей предприятий и населения в исправном состоянии -необходимый элемент в цепочке автомобиль - автовладелец, который 2 осуществляется на станциях технического обслуживания (СТО) автомобилей.

Главная цель СТО - оказание комплексных услуг автовладельцам, таких как продажа автомобилей, запасных частей, материалов, проведение технического обслуживания, текущего ремонта и ряда других.

Сеть автосервисных предприятий регулируется Российской государственной ассоциацией по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (Ро-савтосервис). Она состоит из: станций послепродажного обслуживания автомобилей отечественных автозаводов и иностранных автомобильных компаний, работающих, как правило, с автомобильными марками соответствующих компаний; крупных станций технического обслуживания, осуществляющих полный спектр услуг по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей, а также консалтинговые услуги автовладельцам и другие виды делового обслуживания автовладельца; средние и мелкие станции обслуживания, расположенные, как правило, на трассах, при автозаправочных станциях и т.п. Станции послепродажного обслуживания являются отделениями соответствующих автомобильных компаний. Крупные станции технического обслуживания являются акционерными обществами; средние и мелкие, как правило, принадлежат частным владельцам. Стратегия деятельности крупного СТО описана ниже на примере технического центра автосервисных услуг «Варшавский».

История Техцентра «Варшавский» берет начало с 1969 г. и связана с созданием ВАЗа. Официальное открытие состоялось в 1973 г. Проект Техцентра был разработан специалистами «Моспроект-2» по рекомендациям Р1АТ для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ. Его строительство было завершено в 1975 г.; а с 1977 г. он был передан в состав крупной фирмы «Мосавтотехобслуживание», объединившей более 20 СТО по Москве и ставшей головным предприятием. В 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации предприятие «Мосавтотехобслуживание» было акционировано. На его основе была создана акционерная компания АК «ТТЦ» (технический и торговый центр), получившая название «Варшавский» по своему месту расположения (Варшавское шоссе). В настоящее время Центр занимает площадь 15 га, располагая в том числе производственными

помещениями площадью 95,6 тыс. кв.м и площадью общего назначения 75 тыс. кв.м; численность работающего персонала составляет 940 человек, что позволяет отнести его к крупнейшим автосервисным предприятиям в Европе.

Центр состоит из 5 хозрасчетных подразделений:

° производство по текущему ремонту;

° кузовное производство;

° производство по ремонту иномарок;

° магазин и склады автозапчастей;

° коммерческая служба.

Эти подразделения являются экономически самостоятельными, но подчиняются единому органу управления Центра, который осуществляет финансовую, инвестиционную, техническую и организационную политику. Таким образом, соблюдается иерархический принцип управления в сочетании с предоставлением хозяйственной инициативы на местах.

В основу стратегии предпринимательской деятельности Центра было положено «четыре кита»:

- ориентация на максимально широкий спектр и комплексный характер услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей;

-ценовая конкуренция по стоимости услуг;

-жесткая политика по расходованию материалов и энергозатрат;

-ориентация на современные системы бухгалтерского учета.

Рассмотрим эти стратегические направления деятельности Центра более подробно.

Комплексность услуг. Хотя основной специализацией Центра всегда был и является до сих пор ремонт автомобилей марки ВАЗ, в связи с ростом специализированного спроса было организовано также производство по ремонту иномарок, в основном «Вольво», а также российских «Волг», «Москвичей», украинских «Таврий», автомобилей других отечественных и зарубежных заводов. Центром осуществляются все виды ремонта автомобилей (слесарный ремонт, подвески, электрооборудования, ремонт двигателей, кузовной, окрасочный ремонт, диагностические работы, ремонт агрегатов, составление калькуляций, эвакуация аварийных автомобилей, стоянка). На все виды ремонта предоставляется гарантия в соответствии с «Правилами пользования услугами СТОА». На территории Центра функционируют 4 коммерческие и 2 технологические мойки.

Центр имеет лицензию Московской транспортной инспекции на основную деятельность, сертификат Госстандарта на услуги сервиса, лицензию «Москомприроды» на экологический аудит и выдачу экологических сертификатов, а также все необходимые лицензии и документы, связанные с эксплуатацией и инженерным хозяйством предприятия.

На территории Центра расположены два отделения ГИБДД ЮЗАО (МРЭ0-1, регистрация и техосмотр новых автомобилей и МРЭ0-5, замена водительских удостоверений). Здесь же находится медицинская водительская комиссия; организована благоустроенная площадка для парковки машин; построен расчетно-кассовый центр для приема платежей при оформлении документов; работает кафе, столовая.

Несмотря на то, что спектр оказываемых Центром услуг очень широк, его возможности в диверсификации деятельности далеко не исчерпаны. Здесь можно выделить следующие перспективные направления.

1. Взаимодействие с крупным автомобилестроительным предприятием, изготавливающим продукцию родственного профиля (завод ВАЗ).

В процессе деятельности Центр пытался наладить прямой контакт с ВАЗом по вопросу осуществления гарантийного ремонта выпускаемых заводом автомобилей. Однако в настоящий момент экономическая целесообразность этого направления деятельности отсутствует, так как не осуществляется компенсация затрат на ремонт со стороны завода-изготовителя. Хотя договор с ВАЗом на поставку автомобилей и запасных частей к ним у магазина и коммерческой службы Центра имеется, но фактически этот путь взаимодействия пока не реализуется.

2. Организация на мощностях и в производственных помещениях Центра необходимого по стандарту годового технического осмотра автомобилей. Данное направление весьма перспективно, учитывая, что рядом находится сервисная база, касса по приему платежей, отделение ГИБДД и вся техниче-

ская инфраструктура Центра. Для предприятия это создало бы существенную дополнительную загрузку производственных мощностей и усилило бы его ответственность за качество работ и предоставление сервисных услуг.

3. Взаимодействие с муниципальными автохозяйствами и хозяйственным управлением ГУВД. Зная их низкий уровень обслуживания автомобилей и, как правило, малоудовлетворительное техническое состояние их автопарка, Центр мог бы оказать качественное сервисное обслуживание. При этом можно было бы использовать безналичную форму оплаты по предоставлению широкого спектра услуг и запчастей. Данное предложение услуг Центра особенно актуально для автомобилей иностранного производства ХозУ ГУВД, требующих кузовного и окрасочного ремонта, причем Центр готов выполнять эти услуги по приемлемым ценам (стоимости работ не более 20 у.е. за нормо-час.).

Ценовая конкуренция - очень тонкий механизм в работе с заказчиками, поэтому в Центре пользуются им очень осторожно, повышая цены только в крайних случаях (при увеличении налогов, росте стоимости электроэнергии, всплеске инфляции).

Ценовая политика предприятия определяется двумя основными компонентами: а) жесткой экономией расхода материалов, энергоресурсов, затрат на коммунальные платежи и т.д., постоянно осуществляемой Центром; б) ценой на аналогичные услуги на других автосервисных предприятиях города (Центр ежемесячно отслеживает стоимость нормо-часа на других сервисных предприятиях Москвы и оперативно корректирует свои расценки).

Начиная с января 1992 г. при формировании цены предприятие перешло на базовый показатель трудоемкости завода-изготовителя, устанавливая стоимость нормо-часа в соответствии со своими расходами и придерживаясь планки чуть ниже среднего уровня по г. Москве. В результате средняя стоимость нормо-часа в настоящий момент на предприятии составляет:

- слесарный ремонт - 110 руб./час = 4 у.е./час;

- окрасочно-кузовные работы - 150 руб./час - 6 у.е./час;

- слесарный ремонт автомобилей «Вольво» - 36 у.е./час.

Для сравнения: средняя стоимость нормо-часа технического обслуживания отечественных автомобилей в г. Москве находится в пределах 100-120 руб.; для иномарок стоимость аналогичного обслуживания составляет 35-50 у.е./час.

Сложившаяся система цен позволяет Центру эффективно осуществлять маркетинговую ценовую политику при привлечении клиентов, при наличии достаточно плотной конкурентной среды. Тем не менее Центр продолжает предпринимать заметные усилия по организации маркетинговых служб и проведению энергичной эскалационной политики, расширяющей сферу влияния этого предприятия на рынке автосервисных услуг среди населения.

Ценовая политика для заказчиков, осуществляющих безналичные платежи, имеет свою специфику. Эта форма оплаты выгодна для Центра: объемы услуг, оказываемых услуг по безналичной форме, характеризуются большой устойчивостью и постоянным ростом. Клиенты-заказчики (как правило, юридические лица) имеют средства для обслуживания своих машин, практически круглогодично эксплуатируют свой транспорт и формируют постоянный спрос на его ремонт. В связи с этим осуществляется разработка системы оптимизации поступления платежей с использованием различных вариантов скидок при оплате услуг. Учитывая, что клиентами с безналичной формой оплаты сервисных услуг являются предприятия - естественные монополисты (Мосэнерго, Мосводоканал, Мосгаз и т.д.), которые сами назначают пеню за просрочку платежей, важное значение приобретает также и контроль за своевременной оплатой произведенных работ.

В Центре постоянно осуществляется поиск возможностей экономии на издержках, которые непосредственно влияют на цену производимых услуг и, в конечном счете, на прибыль предприятия. При этом используются как экономические методы экономии (минимизация брака, непроизводственных потерь, суммы штрафных выплат различного рода и т.д.), так и инженерные методы экономии (устранение утечек, утепление помещений, установка энергосберегающих приборов и т.д.).

Наиболее крупным за последнее время экономическим решением, обеспечивающим снижение издержек, было сокращение занимаемой Центром площади в связи с высокой арендной платой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.