Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. БАЙТУРСЫНУЛЫ В КЫЗЫЛОРДЕ (1925-1928 ГГ.)'

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. БАЙТУРСЫНУЛЫ В КЫЗЫЛОРДЕ (1925-1928 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ахметоведение / учитель нации / ученый / реформатор / Кызылординский период / Akhmet studies / teacher of the nation / scientist / reformer / Kyzylorda period

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бекиш Ербол Тнейбекулы, Абасилов Аман Маделханович, Каримова Галина Аликовна, Уйсинбаева Есенкуль Багдатовна, Мадибаева Света Кушербаевна

Нами исследована жизнь и деятельность известного ученого-педагога, учителя нации Ахмета Байтурсынулы. Период его деятельности, когда он жил и работал в городе Кызылорде (1925-1928 гг.), изучен недостаточно. Изучать труды А. Байтурсынулы начали еще его современники. Современные исследования рассматривают вклад А. Байтурсынулы в национальную педагогику и просвещение. Обобщаются хронологические данные справочников, энциклопедий и крупных исследований. На их основании нами выделяются три основных этапа общественно-политической и научной деятельности А. Байтурсынулы. К первому и второму этапу его общественной и научной деятельности относятся годы его жизни в городе Кызылорде (1925-1928 гг.), который в то время был столицей Казахстана. Нами углубленно изучен данный период в жизнедеятельности одного из видных лидеров нации. В связи с этим исследовались данные, которые освещают жизнь и деятельность А. Байтурсынулы в Кызылорде: дом, где он жил, транспорт, на котором он ездил, труды, которые были изданы здесь. Нами приводятся отдельные исторические данные о системе образования казахского народа, сведения об основных факторах присоединения Казахстана к России. Исторические факты указывают на социальные условия, на особенности формирования различных направлений перехода к системе народного образования. Углубленное систематическое изучение указанного периода жизнедеятельности А. Байтурсынулы станет значительным вкладом в Ахметоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бекиш Ербол Тнейбекулы, Абасилов Аман Маделханович, Каримова Галина Аликовна, Уйсинбаева Есенкуль Багдатовна, Мадибаева Света Кушербаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A. BAITURSYNULY IN KYZYLORDA (1925-1928)

We have studied the life and work of the famous scientist-teacher, teacher of the nation Akhmet Baitursynuly. The period of his activity, when he lived and worked in the city of Kyzylorda (1925-1928), has not been sufficiently studied. His contemporaries began to study the works of A. Baitursynuly. Modern studies examine the contribution of A. Baitursynuly to national pedagogy and education. Chronological data from reference books, encyclopedias and major studies is summarized. Based on them, we identify three main stages of the socio-political and scientific activity of A. Baitursynuly. The first and second stages of his social and scientific activity include the years of his life in the city of Kyzylorda (1925-1928), which at that time was the capital of Kazakhstan. We have studied in depth this period in the life of one of the prominent leaders of the nation. In this regard, data were examined that illuminate the life and work of A. Baitursynuly in Kyzylorda: the house where he lived, the transport he traveled in, the works that were published here. We provide separate historical data about the educational system of the Kazakh people, information about the main factors of Kazakhstan’s accession to Russia. Historical facts point to social conditions, to the peculiarities of the formation of various directions of transition to the public education system. An in-depth systematic study of this period of A. Baitursynuly’s life will be a significant contribution to Akhmetology.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. БАЙТУРСЫНУЛЫ В КЫЗЫЛОРДЕ (1925-1928 ГГ.)»

DOIMO.25198/1814-6457-241-6 УДК 376.1

Бекиш Е.Т., Абасилов А.М., Каримова Г.А., Уйсинбаева Е.Б., Мадибаева С.К.

Кызылординский университет имени Коркыт Ата, г Кызылорда, Казахстан E-mail: bekish_erbol@mail.ru, aman_abasilov@mail.ru, galya19705@mail.ru, esenya_84@mail.ru, s.madibaeva@mail.ru

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. БАЙТУРСЫНУЛЫ В КЫЗЫЛОРДЕ (1925-1928 ГГ.)

Нами исследована жизнь и деятельность известного ученого-педагога, учителя нации Ахмета Байтурсынулы. Период его деятельности, когда он жил и работал в городе Кызылорде (1925-1928 гг.), изучен недостаточно. Изучать труды А. Байтурсынулы начали еще его современники. Современные исследования рассматривают вклад А. Байтурсынулы в национальную педагогику и просвещение. Обобщаются хронологические данные справочников, энциклопедий и крупных исследований. На их основании нами выделяются три основных этапа общественно-политической и научной деятельности А. Байтурсынулы. К первому и второму этапу его общественной и научной деятельности относятся годы его жизни в городе Кызылорде (1925-1928 гг.), который в то время был столицей Казахстана. Нами углубленно изучен данный период в жизнедеятельности одного из видных лидеров нации. В связи с этим исследовались данные, которые освещают жизнь и деятельность А. Байтурсынулы в Кызылорде: дом, где он жил, транспорт, на котором он ездил, труды, которые были изданы здесь. Нами приводятся отдельные исторические данные о системе образования казахского народа, сведения об основных факторах присоединения Казахстана к России. Исторические факты указывают на социальные условия, на особенности формирования различных направлений перехода к системе народного образования. Углубленное систематическое изучение указанного периода жизнедеятельности А. Байтурсынулы станет значительным вкладом в Ахметоведение.

Ключевые слова: Ахметоведение, учитель нации, ученый, реформатор, Кызылординский период.

Bekish Y.T., Abasilov A.M., Karimova G.A., Uisinbayeva E.B., Madibayeva S.K.

Korkyt Ata Kyzylorda University, Kyzylorda, Kazakhstan E-mail: bekish_erbol@mail.ru, aman_abasilov@mail.ru, galya19705@mail.ru, esenya_84@mail.ru, s.madibaeva@mail.ru

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A. BAITURSYNULY IN KYZYLORDA (1925-1928)

We have studied the life and work of the famous scientist-teacher, teacher of the nation Akhmet Baitursynuly. The period of his activity, when he lived and worked in the city of Kyzylorda (1925-1928), has not been sufficiently studied. His contemporaries began to study the works of A. Baitursynuly. Modern studies examine the contribution of A. Baitursynuly to national pedagogy and education. Chronological data from reference books, encyclopedias and major studies is summarized. Based on them, we identify three main stages of the socio-political and scientific activity of A. Baitursynuly. The first and second stages of his social and scientific activity include the years of his life in the city of Kyzylorda (1925-1928), which at that time was the capital of Kazakhstan. We have studied in depth this period in the life of one of the prominent leaders of the nation. In this regard, data were examined that illuminate the life and work of A. Baitursynuly in Kyzylorda: the house where he lived, the transport he traveled in, the works that were published here. We provide separate historical data about the educational system of the Kazakh people, information about the main factors of Kazakhstan's accession to Russia. Historical facts point to social conditions, to the peculiarities of the formation of various directions of transition to the public education system. An in-depth systematic study of this period of A. Baitursynuly's life will be a significant contribution to Akhmetology.

Key words: Akhmet studies, teacher of the nation, scientist, reformer, Kyzylorda period.

Введение

В развитых странах мира ведутся фундаментальные исследования, посвященные жизнедеятельности и творчеству вышедших из этих стран известных людей - великих поэтов и писателей, ученых, известных музыкантов и художников и др. И хотя проходят столетия, интерес к их личностям не угасает; в соответствии с требованиями времени их жизнь и деятельность рассматриваются с новых позиций. Описываются и пропагандируются не только их жизнь и творчество, но и их быт, еда, симпатии, круг общения, привычки, характер. Например, и сегодня немцами ведутся исследования, посвященные Данте и Гейне, французами - Мопассану и Бальзаку, англичанами -Шекспиру и Байрону, русскими - Пушкину и Толстому.

Казахский народ также богат своими знаменитыми личностями, и в этом направлении у нас тоже ведутся исследования. Можно назвать такие исследовательские направления, как Фарабиеведение, Абаеведение, Шоканове-дение, Алашоведение и др. И, конечно, в этот ряд включается Ахметоведение.

Если обратиться к сведениям о жизни и деятельности А. Байтурсынулы, изложенным в энциклопедических, научно-познавательных справочниках и учебных пособиях, то выстраивается следующая хронология: родился он в Тургае, учился в Оренбурге, трудовой путь начал в Актобе,продолжил в Костанае, Каркаралы, в Семее находился в заключении, далее занимался изданием газеты в Оренбурге, преподавал в институте в Ташкенте и Алматы.

Но мы обратили внимание на то, что ни в статьях, ни в каких-либо крупных исследованиях о жизнедеятельности ученого-педагога не упоминаются годы его жизнедеятельности в Кызылорде. Этот этап либо опускается, либо забывается. На наш взгляд, это объясняется тем, что изучение жизненного пути и творчества А. Байтурсынулы еще не приведено к единой системе и что еще много неизученных сторон его жизни, деятельности и творчества. В частности, с полным основанием можно сказать, что это относится и к кызылординскому периоду, изучение которого является целью нашей работы. Этим и определяется актуальность предлагаемого нами исследования.

Материалы и методы исследования

Казахи - народ, который все, что видел и слышал на просторах бескрайней степи, не записывал на бумаге, а сплетал в уме и передавал свои мысли посредством художественного слова. Наш народ не собирал книги и бумаги, а собирал россыпи слов.

Возможно, поэтому, не говоря уже о таких наших далеких предках, как Коркыт и Асан-кайгы, многое из наследия представителей прошлого века, лидеров Алаша, в том числе А. Байтурсынулы, не сохранилось на бумаге, и в результате не изучено и не систематизировано.

Основы Ахметоведения были заложены его современниками, представителями казахской культуры М. Ауэзовым, М. Дулатовым, С. Саду-акасулы. Е. Омаровым, С. Сейфуллиным, Т. Шо-нанулы. Всестороннюю оценку многогранному труду А. Байтурсынулы дали русские тюркологи Е. Поливанов и А. Самойлович.

В советский период известный ученый-тюрколог, академик А.Н. Кононов в 1974 году издал «Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов (доктябрьский период)», в котором одну страницу посвятил А. Байтурсынулы, где была дана краткая биография ученого-педагога, названы его основные труды и труды о нем.

Выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов в статье, посвященной 50-летию А. Байтурсынулы, которая была опубликована в газете «Ак жол» (Светлый путь) за номером 270 от 4 февраля 1923 года, так написал о его деятельности: «В эти дни Ахмет в Оренбурге. Несмотря на трудности, пережитые им, он здоров, занимается любимым делом. Работает преподавателем в институте, школе, где обучаются дети казахов. В свободное от занятий время пишет книги для казахских школ».

Следующие слова М. Ауэзова ярко раскрывают гениальность личности А. Байтурсынулы: «Казахская школа, открытая Ахметом; реформированный Ахметом родной язык; созданные им в литературе «К^ырыщ мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар); его труд в газете «Казах», общественная деятельность могут быть забыты нами, но не будут забыты в истории» [1, с. 1415]. Народный поэт, писатель, государственный и общественный деятель С. Сейфуллин в статье, посвященной 50-летнему юбилею А. Бай-

турсынулы, также дал оценку деятельности А. Байтурсынулы. Статья была опубликована в газете «Енбекши казак» за номером 64 от 2 февраля 1923 года под псевдонимом Манап Шамил. Он писал: « Ахмет Байтурсынулы -не простой человек, это образованный человек, вышедший из образованной среды. В свое время он поднял голос в защиту униженного и оскорбленного царскими прислужниками народа. Он не разделял казахский народ на богатых и бедных, он защищал интересы и честь всего казахского народа.

Другие образованные господа выслуживались ради чинов, терпели унижения и пренебрежение. В царский период только Ахмет пытался пробудить ото сна казахов, защищал честь и совесть нации. В то время некоторые образованные казахи работали в уездных, губернских судах переводчиками, некоторые из них искали для себя выгоду, а Ахмет, не жалея себя, служил своему народу... защищал честь народа, всего себя посвятил избранному делу [2, с. 67].

В начале XX века справедливая оценка научному наследию А. Байтурсынулы дана в трудах российских академиков А.Н.Самойловича («Байтурсынов Ахмет Байтурсынулы», 1919; «Литература тюркских народов», 1919), Е.Д. Поливанова («Новая казак-киргизская (Байтурсы-новская) орфография», 1924), А.Н. Кононова («Байтурсынов Ахмет Байтурсынулы», 1924), Н.Ф. Яковлева (« Математическая формула построения алфавита», 1928), в трудах деятелей Алаша Е. Омарулы, М. Дулатулы, Т. Шонану-лы [3, с. 35].

Так, в 1931 году в Москве была издана «Литературная энциклопедия», в которой академик А.Н. Самойлович опубликовал статью объемом в три страницы о биографии, творчестве А. Байтурсынулы и о созданном им казахском алфавите. В ней он дал следующую оценку: «Народник-националист Байтурсыну-лы является первым выдающимся казахским ученым-лингвистом. Он - реформатор орфографии казахского языка, основоположник его грамматики и основатель теории казахской литературы» [4, с. 77].

В изданном в 1974 году в Москве «Биобиблиографическом словаре отечественных тюркологов (дооктябрьский период)» академик

А.Н. Кононов опубликовал материал об Ахмете Байтурсынулы, где он указал дату и место его рождения, сведения об образовании и трудовой деятельности. Также он дал ему следующую характеристику: «Автор усвершенствованной казахской азбуки, созданной на основе арабского алфавита, им же написаны (на казахском языке) учбники по фонетике, синтаксису и этимологии казахского языка, а также по теории словесности и истории культуры. Все перечисленные труды написаны по-казахски [5, с. 80].

Н.Ф.Яковлев в статье «Математическая формула построения алфавита (Опыт практического приложения лингвистической теории)» казахское письмо, созданное А. Байтурсынулы оценивает как «интуитивно придуманный» алфавит: «... Тем не менее применение тождестве-ного способа сокращения числа букв в алфавите к одному из тюрко-татарских языков, а именнно к казахскому (бывш. киргизскому), полностью сохранившему закон так называемого «сингор-манизма» - способа, интуитивно изобретенного одним из местных культурных работников-казаков, Байтурсуном, и примененного вслед за ним Н. Тюрякуловым в его проекте латинской графики, дает новое поле для совершенно безупречного употребления выведенной формулы» [6, с. 71].

Эта статья впервые была опубликована в 1928 году в журнале «Культура и письменность Востока», издаваемом в Москве. Позже, в 1970 году, она была напечатана в сборнике А.А. Реформатского «Из истории отечественной фонологии».

В фундаментальной статье профессора Е.Д. Поливанова «Новая казакско-киргизская (Байтурсуновская) орфоргафия», опубликованной в 1924 году в Ташкенте в бюллетене Среднеазиатского государственного университета, отмечается, что казахи счастливее других тюркских народов в области создания алфавита, в частности, фонетически очень удобно и гибко адаптирован арабский алфавит к звуковой системе казахско-кыргызского языка благодаря получившей всеобщее признание и реализуемой на практике графике Байтурсынова [7, с. 52].

В 1967 году президент Академии наук Казахстана Шахмардан Есенов выступил перед членами президиума академии и руководителями институтов отделения общественных

наук с предложением об оправдании А. Байтурсынулы. В своем выступлении он отметил: « Куда бы я не приезжал, где бы не встречался с народом, мне всегда задают вопрос: почему до сих пор Ахмет Байтурсынулы не оправдан. Я ознакомился с документами и удостоверился в том, что и он сам, и его отец терпели притеснения царской власти. А что касается советской власти, то он ни делом, ни словом не был против неё. Единственная вина его в том, что он входил в состав правительства Алаш. Известно, что в свое время Советское правительство простило его. Поэтому непонятно, почему до сегодняшнего дня его имя предано забвению, а труды хранятся в закрытых фондах. Если вы поддержите мое предложение, то необходимо из числа среднего поколения ученых (не включая старшее поколение и молодежь) создать комиссию для проведения всестороннего исследования. Если заключение комиссии будет положительным, то мы будем ходатайствовать перед компетентными органами об оправдании А. Байтурсынулы» [8, с. 21].

Академик Рабига Сыздык - один из ученых, внесших вклад в дело оправдания А. Байтурсынулы; ею написаны работы о жизни и деятельности учителя нации. Она пишет: «Мы можем утверждать, что деятельность Ахмета Байтурсынулы в области просвещения и образовании является феноменальным явлением, не имеющим аналогов в нашей истории. Им создан для шести миллионов казахов ХХ века национальные письменные знаки (алфавит); он приложил усилия для того, чтобы дети казахов учились в школах на родном языке, им написаны азбука родного языка (учебное пособие) и учебники для начальной ступени образования (Язык - инструмент); предложены методы обу-чени грамоте (Баяншы); позже, в 1926 году, им написана книга по литературоведению (Литературоведение, эту книгу можно назвать и научной монографией, и первым учебником для филологических факультетов высших учебных заведений)» [9, с. 250].

Известный писатель А. Кекилбаев, бывший в свое время Государственным секретарем Республики Казахстан, отмечает: «... В нашей национальной истории А. Байтурсынулы нельзя ни с кем сравнить. Возможно, кто-то с этим не согласиться. Ведь были в нашей степи Фараби,

Йассауи, Коркыт, Асан Кайгы, Ыбырай, Шокан, Абай. И это действительно так. Но А. Байтур-сынов и похож и не похож на них. Сходство: он, как и перечисленные выше личности, хотел вывести свой народ на правильный путь развития в соответствии с тенденциями и темпами развития всего мира. Различие: он не понимал, что этот путь лежит в сохранении привычных тенденций; Фараби и Йассауи в свое время не осознали того, что все проблемы могли быть решены путем перехода на античное или исламское мировооззрение; он не хотел, как Абай, Шокан, Ыбырай, добиваться равенства только просветительством. Преувеличением было бы сказать, что кто-либо из этих выдающихся личностей оказал непосредственное влияние на духовное становление А. Байтурсынова. В то время многие люди были не только не осведомлены о жизнедеятельности Фараби и Йассауи, но даже не знали их имен» [10, с. 85-86].

Из оценки А. Кекильбаева видно, что А. Байтурсынулы был не только просветителем, хотя именно так его представляют в учебниках и энциклопедических справочниках. Эту мысль подтверждают и слова известного ученого Б. Капалбека: « Мне кажется, что деятельность А. Байтурсынулы не вписывается в рамки лишь просветительства. Да, вначале сборниками «Маса», «Сорок басен» он пробудил сознание казахов. Но трудно согласиться с тем, что его называют только просветителем. Он не только просветитель. Он создал систему письма, создал казахский алфавит, которым пользуются и сегодня, написал азбуку, которую через 110 лет мы намерены снова использовать. И сегодня актуальны его позиции в области терминообразования и заимствования слов из других языков. Мы используем и будем использовать созданные им предметные слова. Ахмет Байтурсынулы - ученый, реформатор, лидер национально-освободительного движения, государственный и общественный деятель»[11].

И так, Ахмет Байтурсынулы - всесторонняя личность, а именно:

1. Человек искусства (поэт, переводчик, певец, исполнитель кюев);

2. Человек, пропагандировавший здоровый образ жизни;

3. Создатель казахской системы образования;

4. Методист, сформировавший содержание образования;

5. Ученый-реформатор, заложивший основы казахской науки (языкознание, литературоведение);

6. Государственный деятель (коммисар народного просвещения, создатель Академического центра);

7. Культуролог (автор исследовательской работы «История культуры»);

8. Критик (давал оценку произведениям литературы и искусства, писал отзывы);

9. Организатор издательского дела (создал газету «Казах», тираж которой доходил до 8 тыс. экземпляров);

10. Публицист (журналист, главный редактор первой национальной газеты);

11. Собиратель народного наследия (жыры «Ерсайын», «23 жокгау» (оплакивания), собрал и издал казахские песни и кюи);

12. Один из создателей правительства Ала-шорды (написал программу партии Алаш);

13. Один из первых создателей казахского радио и др. [11].

Результаты/обсуждение: Как мы уже отметили выше, в различных энциклопедиях и справочниках, специальных научных исследованиях, в которых дается хронология жизни и творчества А. Байтурсынулы, практически нет данных о его жизнедеятельности и творчестве в период, когда он проживал в городе Кызылорде.

В процессе работы над данной темой мы ознакомились с работами Р.С.Имаханбета «Ах-мет Байтурсынулы: биографические данные», «Алаштыц АхметЬ» (Ахмет Алаша) [12, с. 18] и статьей Б. Алиевой, С.У. Жауымбаева «Жизнь и общественно-политическая деятельность А. Байтурсынулы», опубликованной на сайте е-Ы81огу.к2 [13]. В названных работах говорится о деятельности А. Байтурсынулы в период его пребывания в Кызылорде.

На основе собранных данных этапы жизни и творчества А. Байтурсынулы можно разделить на три периода:

1. В 1895-1909 годы на протяжении 1314 лет обучал детей (Тургай, Актобе, Костанай, Каркаралы).

3. В 1913-1929 годы на страницах газет и журналов, на заседаниях маслихатов выступал по вопросам просвещения населения казахской

степи, выдвигал различные предложения (Оренбург, Кзылорда, Ташкент, Алматы).

3. С июля 1929 года до января 1931 года сидел в бутырской тюрьме в Москве и был отправлен на поселение в Архангельскую область. Был освобожден досрочно и в 1934 году вернулся. Но свобода была недолгой. 8 октября 1937 года он был вновь заключен в тюрьму и расстрелян (Алматинский период).

Из приведенной периодизации можно видеть, что основная деятельность А. Байтур-сынулы на благо казахского общества и науки приходится на первый и второй периоды, а 1925— 1928 годы второго периода - это время, когда он жил и трудился в Кызылорде, бывшей в то время столицей Казахстана. Изучение этого этапа жизни ученого педагога имеет большое значение.

В годы пребывания в Кызылорде А. Бай-турсынулы наряду с преподавательской деятельностью в Казахском институте народного просвещения занимался научной работой. Его учебник «Тш-^¥рал» (Язык-орудие), признанный вершиной его научного творчества неоднократно дополнялся и переиздавался. Впервые названный труд был издан в 1914 году в Оренбурге, объем составлял 53 страницы. В последующие годы он неоднократно дополнялся и переиздавался. Например,

в 1915 году - в Оренбурге (объем 120 с.),

в 1918 году - в Ташкенте (объем 32 с.),

в 1920 году - в Ташкенте (объем 96 с.),

в 1920 году - в Казани (объем 104 с.),

в 1922 году - в Ташкенте (объем 90 с.),

в 1922 году - в Ташкенте (объем 96 с.),

в 1923 году - в Оренбурге (объем 128 с.),

в 1923 году - в Оренбурге (объем 46 с.),

в 1923 году - в Оренбурге (объем 68 с.),

в 1924 году - в Оренбурге (объем 48 с.),

в 1924 году - в Оренбурге (объем 128 с.),

в 1924 году - в Оренбурге (объем 67 с.),

в 1925 году - в Кызылорде (объем 39 с.),

в 1925 году - в Кызылорде (объем 122 с.),

в 1925 году - в Кызылорде (объем 73 с.),

в 1926 году - в Кызылорде (объем 39 с.),

в 1927 году - в Кызылорде (объем 39 с.),

в 1927 году - в Кызылорде (объем 122 с.),

в 1927 году - в Кызылорде (объем 73 с.),

в 1927 году - в Кызылорде (объем 73 с.),

в 1928 году - в Ташкенте и Кызылорде

(объем 72 с.) [14].

Как видим, учебник «Тш-к¥рал» издавался в Кызылорде в 1925 году 3 раза, один раз в 1926 году, 4 раза в 1927году и один раз в 1928 году - всего 9 раз. Учебник «Тшж^мсар» для начальной школы также был издан в 1928 году издательством «Казахстан» в городе Кызылорде. Учебник-хрестоматия, написанный А. Байтурсынулы совместно с Т. Шонанулы, дважды издавался в Кызылорде в 1926 и 1927 годах. В 1926 году в типографии Кызылорды был издан учебник «Элшби, жаца К^рал» (Алфавит, новое средство). Труд ученого «Эдебиет таныткыш» (Литературоведение) также был написан и издан в Кызылорде. Очень важным историческим фактом является то, что А. Байтурсынулы в кызылординский период написал и напечатал сборник «Жоктау» (плач-оплакивание), в котором собраны 23 стихотворения, описывающие скорбные события, произошедшие в истории казахского народа.

Данных об общественно-политической и научно просветительской деятельности Ах-мета Байтурсынулы в период его пребывания в Кызылорде очень мало, специальное исследование этого периода еще не налажено и не систематизировано.

В своем исследовании мы взяли за основу два конкретных материала, которыми на данное время располагаем. Это мемуары Гульнар Мыржакыпкызы Дулатовой «Алаштьщ сенбес ж^лдыздары» (Немеркнущие звезды Алаша) и «Шындык шырагы» (Свет правды) и материалы Кызылординского областного государственного архива Республики Казахстан (фонд 184. Опись-1, дело 17).

В своих воспоминаниях Гульнар Мыржа-кыпкызы рассказывает о том, когда А. Бай-турсынулы приехал в Кызылорду, где он жил, чем занимался: «В Кызылорде мы проживали в доме Ергали Касымова по адресу улица Садовая, 7. Позже Селиверстова, 17. В одной части дома жила семья Байтурсыновых, во второй части - наша семья, семья Дулатовых. В этом доме мы жили по соседству с Байтурсыновы-ми с 1925 по 1929 год, до самого ареста моего отца. В 1928 году столицей Казахстана стал город Алма-ата, и по долгу службы Байтурсынов переехал в столицу. В их дом переехала семья младшего брата Ергали Ибрагима Еликейулы Касымова» [15, с. 127].

Учитель нации А. Байтурсынулы в период с 1925 по 1928 годы жил в городе Кызылор-де, занимался преподавательской, научной и методической деятельностью. Он преподавал в Казахском институте народного просвещения. Это специальное учебное заведение было открыто в 1919 году в Оренбурге, в нем готовили учителей для казахских школ. Преподаватели и студенты института принимали активное участие в ликвидации неграмотности среди населения страны. В 1925 году данное учебное заведение было переведено в Кызы-лорду. В 1925- 1928 годы в нем преподавал С. Сейфуллин, позже он был назначен ректором института. В этом институте читал лекции А. Байтурсынулы (1925-1929 гг.). В связи с открытием в 1928 году в Алма-ате Казахского педагогического института (ныне КазНПУ) институт в Кызылорде вновь был преобразован в среднее учебное заведение - Казахский институт народного просвещения [14]. Воспоминания об А. Байтурсынулы, архивные материалы свидетельствуют о том, что он был выдающейся личностью. Весь период его пребывания в Кы-зылорде , как и вся его жизнь, был посвящен народу: каждое его дело, будь то образование, наука или методология, - это был честный, благородный труд для казахского народа, для науки.

Мы должны пропагандировать все грани жизни и творчества этого выдающегося человека, чтобы он служил последующим поколениям примером служения своему народу, науке и образованию.

Мы всегда должны помнить слова А. Ке-кильбаева о том, что А. Байтурсынулы, « словно батыр из сказки в одиночку сдвинул застывшее колесо развития нации и привел его в движение. Ни до него, ни после него не было на казахской земле человека, который бы так знал пути духовного возрождения родного народа и безупречно трудился на этом поприще, не жалея себя» [10, с. 90].

Заключение

На основе вышеизложенного мы пришли к следующим выводам:

1. Казахский народ богат выдающимися личностями. И в этом направлении у нас ведутся многие исследования - Фарабиеведение, Абаеведение, Шокановедение, Шокаеведение,

Алашоведение и др. И, конечно, к ним относится и Ахметоведение.

2. Основы Ахметоведения были заложены его современниками, представителями казахской культуры М. Ауэзовым, М. Дулатовым, С. Садуакасулы. Е. Омаровым, С. Сейфулли-ным, Т. Шонанулы. Всестороннююю оценку многогранному труду А. Байтурсынулы дали русские тюркологи Е. Поливанов, А. Самойло-вич, А.Н. Кононов. В советский и постсоветский периоды такие ученые, как Ш. Есенов, Р. Сыздык, Ш. Сарыбаев, А. Кекилбаев, А. Ес-макова, Абдиманов, О. Жубаева, Д. Камзабек, Б. Капалбек и др. в своих работах анализируют и пропагандируют научные труды учителя нации.

3. А. Байтурсынулы не только просветитель. Он создал систему письма, создал казахский алфавит, которым пользуются и сегодня, написал азбуку, которую через 110 лет мы намерены снова использовать. И сегодня актуальны его позиции в области терминообразования и заимствования слов из других языков. Мы используем и будем использовать созданные им предметные слова. Ахмет Байтурсынулы -ученый, реформатор, лидер национально-освободительного движения, государственный и общественный деятель. Иными словами, это всесторонне развития личность.

4. В энциклопедических, научно-познавательных справочниках и учебных пособиях

выстраивается следующая хронология жизни и деятельности ученого-педагога: родился он в Тургае, учился в Оренбурге, трудовой путь начал в Актобе,продолжил в Костанае, Карка-ралы, в Семее находился в заключении, далее занимался изданием газеты в Оренбурге, преподавал в институте в Ташкенте и Алматы.

Но мы обратили внимание на то, что ни в статьях, ни в каких-либо крупных исследованиях о жизнедеятельности А. Байтурсынулы не упоминаются годы его жизнедеятельности в Кызылорде. Этот этап либо опускается, либо забывается. На наш взгляд, это объясняется тем, что изучение жизненного пути и творчества А. Байтурсынулы еще не приведено к единой системе и что еще много неизученных сторон его жизни, деятельности и творчества. Это относится и к кызылординскому периоду, изучение которого является целью нашей работы. В этом заключается актуальность предлагаемого нами исследования.

5. С 1925 по 1928 годы А. Байтурсынов жил и работал в Кызылорде, бывшей в то время столицей Казахстана. В этот период он был лидером нации и честно трудился на благо казахского общества и науки. Этот этап деятельности А. Байтурсынулы требует специального исследования и должен стать одним из направлений в Ахметоведении.

16.11.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Ауэзов, М. 50-летний юбилей А. Байтурсынулы / М. Ауэзов // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

2. Сейфуллин, С. Ахмету Байтурсынулы- 50 лет / С. Сейфуллин // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

3. Есмакова, А. Ахмета Байтурсынулы А. Ахмет Байтурсынулы - реформатор казахского литературоведения / А. Есмакова // Наследие Ахмета Байтурсынулы: исследования, систематизация и пропаганда. Материалы международной научно-теоретической конференции / Ответственные редакторы - Е. Кажыбек, Ж. Сейдуманов. - Алматы; Елтаным, 2017. - 396 с.

4. Самойлович, А.Н. Байтурсунов Ахмет Байтурсунович (1873 -) / А.Н. Самойлович // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

5. Кононов, А.Н. Байтурсунов Ахмет Байтурсунович (28. 1. 1873 - ?) / А.Н. Кононов // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

6. Яковлев, Н.Ф. Математическая формула построения алфавита (Опыт практического приложения лингвистической теории / Н.Ф. Яковлев // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

7. Поливанов, Е.Д. Новая казак-киргизская (Байтурсуновская) орфоргафия / Е.Д. Поливанов // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

8. Абилкасымов, Б. Прошлое и настоящее Ахметоведения / Б. Абилкасымов // Наследие Ахмета Байтурсынулы: исследования, систематизация и пропаганда. Материалы международной научно-теоретической конференции / Ответственные редакторы -Е. Кажыбек, Ж. Сейдуманов. - Алматы; Елтаным, 2017. - 396 с.

9. Сыздык, Р. Терминообразование - один из исторических трудов Ахмета Байтурсынулы / Р. Сыздык // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

10. Кекилбаев, А. Учитель нации / А. Кекилбаев // Великая основа национального духа. Сборник научных статей (на казахском, русском, английском и др. языках). - Алматы: Гылым, 1999. - 568 с.

11. Капалбек Б. : страница соц. сети Facebook*. URL: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid02j9ZUXRfEZUbuLGK2 LfZWW3ERdTSurc43bAJV4v7nt1U8c9Rt1QPQBcjKK5SR7Mmbl&id=100012706335108&sfnsn=mo ) (Facebook* - Компания запрещена в России и/или признана как экстремистская).

12. Имаханбет, Р.С. Ахмет Байтурсынулы: биографические данные / Р.С. Имаханбет // «Алаштьщ АхметЬк Материалы республиканской научно-практической конференции. - Караганда: «TENGRI Ltd», 2013. - 382 с.

13. Алиева, Б. Жизнь и общественно-политическая деятельность Ахмета Байтурсынулы / Б. Алиева, С.У. Жауымбаев // Портал «История Казахстана». - URL: https://e-history.kz/kz/history-of-kazakhstan/show/9024/© e-history.kz]

14. Ахмет Байтурсынулы. Энциклопедия / глав. ред. Ж.Тойбаева. - Алматы: казахская энциклопедия, 2017. - 744 с.

15. Дулатова, Г.Ж. Свет правды / Г.Ж. Дулатова. - Алматы: Мектеп, 2013. - 405 с.

16. Дулатова Г.Ж. Немеркнущие звезды Алаша / Г.Ж. Дулатова. - Алматы: Мектеп, 2010. - 355 с.

17. Махамбет, А. Ахмет Байтурсынулы: неизвестные нам факты / А. Махамбет // Ана тт., 05 мая, 2022.

References:

1. Auezov M. (1999) 50th anniversary of A. Baitursynuly. The Great Basis of the National Spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

2. Seifullin S. (1999) Akhmet Baitursynuly - 50th anniversary. The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

3. Esmakova A. (2017) Akhmet Baitursynuly A. Akhmet Baitursynuly is a reformer of Kazakh literary knowledge. The legacy of Akhmet Baitursynuly: research, systematization and propaganda. Materials of the international scientific-theoretical conference. Responsible editors - E. Kazhybek, Zh. Seidumanov. Almaty; Eltanym, 396 p.

4. Samoilovich A.N. (1999) Baitursunov Akhmet Baitursunovich (1873 -). The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

5. Kononov A.N. (1999) Baitursunov Akhmet Baitursunovich (28.1.1873 - ?). The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

6. Yakovlev N.F. (1999) Mathematical formula for constructing the alphabet (Experience in the practical application of linguistic theory. The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

7. Polivanov E.D. (1999) New Cossack-Kyrgyz (Baitursunov) organization. The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

8. Abilkasymov B. (2017) Past and present of Akhmetology. Heritage of Akhmet Baitursynuly: research, systematization and propaganda. Materials of the international scientific-theoretical conference. Responsible editors - E. Kazhybek, Zh. Seidumanov. Almaty; Eltanym, 396 p.

9. Syzdyk R. (1999) Terminology - one of the historical works of Akhmet Baitursynuly. The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

10. Kekilbayev A. (1999) Teacher ofthe nation. The great basis of the national spirit. Collection of scientific articles (in Kazakh, Russian, English and other languages). Almaty: Gylym, 568 p.

11. Kapalbek B. Facebook* page. URL: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid02j9ZUXRfEZUbuLGK2LfZWW3ERdTSurc43 bAJV4v7nt1U8c9Rt1QPQBcjKK5SR7Mmbl&id=100012706335108&sfnsn=mo (Facebook* - The company is banned in Russia and/or recognized as extremist)

12. Imahanbet R.S. (2013) Akhmet Baitursynuly: biographical information. "Alashtyn Akhmeti": Materials of the republican scientific and practical conference. Karaganda: "TENGRI Ltd", 382 p.

13. Alieva B., Zhauymbaev S.U. Life and socio-political activities of Akhmet Baitursynuly. Portal "History of Kazakhstan". URL: https://e-history.kz/kz/history-of-kazakhstan/show/9024/© e-history.kz]

14. Toibaeva Zh. (ed.) (2017) Akhmet Baitursynuly. Encyclopedia. Almaty: Kazakh Encyclopedia, 744 p.

15. Dulatova G.Zh. (2013) Light of truth. Almaty: Mektep, 405 p.

16. Dulatova G.Zh. (2010) Unfading stars Alasha. Almaty: Mektep, 355 p.

17. Makhambet A. (2022) Akhmet Baitursynuly: facts unknown to us. Ana tili., May 05.

Сведения об авторах:

Бекиш Ербол Тнейбекулы, старший преподаватель кафедры Иностранные языки и перевод Кызылординского университета имени Коркыт Ата, магистр педагогических наук Orcid ID 0000-0002-0723-8527, Web of Science Researcher ID ABI-4535-2020, E-mail: bekish_erbol@mail.ru Абасилов Аман Маделханович, ассоциированный профессор кафедры «Казахский язык, литература и журналистика» Кызылординского университета имени КоркытАта, кандидат филологических наук

Orcid ID 0000-0003-4660-454X Каримова Галина Аликовна, старший преподаватель кафедры Иностранные языки и перевод Кызылординского университета имени Коркыт Ата, магистр педагогических наук Orcid ID 0000-0002-3436-4860 Уйсинбаева Есенкуль Багдатовна, старший преподаватель кафедры Иностранные языки и перевод Кызылординского университета имени Коркыт Ата, магистр педагогических наук Orcid ID 0000-0003-3939-2403 Мадибаева Света Кушербаевна, преподаватель кафедры Иностранные языки и перевод Кызылординского университета имени Коркыт Ата, магистр педагогических наук Orcid ID 0000-0003-1116-3991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.