Научная статья на тему 'ВКЛАД КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА XIX-XX ВЕКАХ'

ВКЛАД КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА XIX-XX ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2688
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЖАДИДИЗМ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бекиш Е.Т., Сардарова Э.А., Оразбаков А.Ж., Шукенова К.С.

В данной статье рассматривается существенный вклад казахской интеллигенции в развитии и модернизации общества во время переломного этапа в развитии Казахстана. В современном обществе тенденции развития направлены на глобальность и единообразие культур, которые набирают обороты во многих государствах. Эти государства стараются не потерять свое единство и обращаются к истокам. Казахстан прошел несколько этапов переустройства, во время которых образованная часть населения, а именно казахская интеллигенция сыграла важнейшую роль в преодолении кризисных ситуации. В период присоединения Казахстана к России конца XIX- начало XX веков потребовалось сохранить национальное, историческое и культурное наследия и отвоевать свою независимость. Именно на данном этапе казахская интеллигенция достигла основных результатов в изменении традиционного общества путем «совершенствовании» самосознания. Актуальность статьи обусловлена тем, что и на данном этапе, постсоветский Казахстан часто обращается к началу XX века, когда интеллигенция боролась за независимость, за модернизацию сознания традиционного общества, поэтому изучение этого опыта позволит ответить на многие вызовы современности. Цель статьи заключается в выявлении участия и вклада интеллигенции в переустройстве и развитии общества начала XX века. Таким образом, статья посвящена исследованию того, каким образом казахской интеллигенции удалось привнести новые элементы в традиционное общество и сформировать особую идентичность казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бекиш Е.Т., Сардарова Э.А., Оразбаков А.Ж., Шукенова К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE KAZAKH INTELLIGENTSIA TO THE TRANSFORMATION OF SOCIETY IN THE XIX-XX CENTURIES

This article examines the significant contribution of the Kazakh intelligentsia to the development and modernization of society during a critical stage in the development of Kazakhstan. In modern society, development trends are aimed at globality and uniformity of cultures, which are gaining momentum in many states. These states try not to lose their unity and turn to the sources. Kazakhstan has gone through several stages of reconstruction, during which the educated part of the population, namely the Kazakh intelligentsia, played a crucial role in overcoming crisis situations. During the period of Kazakhstan's accession to Russia in the late XIX- early XX centuries, it was necessary to preserve the national, historical and cultural heritage and win back its independence. It was at this stage that the Kazakh intelligentsia achieved the main results in changing the traditional society by "improving" self-awareness. The relevance of the article is due to the fact that at this stage, post-Soviet Kazakhstan often refers to the beginning of the XX century, when the intelligentsia fought for independence, for the modernization of the consciousness of traditional society, therefore, the study of this experience will allow us to answer many challenges of modernity. The purpose of the article is to identify the participation and contribution of the intelligentsia in the reconstruction and development of society at the beginning of the XX century. Thus, the article is devoted to the study of how the Kazakh intelligentsia managed to introduce new elements into traditional society and form a special identity of the Kazakhs.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА XIX-XX ВЕКАХ»

УДК 37.013.78

Вклад казахской интеллигенции в трансформации общества XIX-XX веках

Contribution of the Kazakh intelligentsia to the transformation of society in the XIX-XX centuries

Бекиш Е.Т., ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», bekish_erbol@mail.ru

Сардарова Э.А., НАО «Кызылординский университет имени eliya_1228@mail.ru

Оразбаков А.Ж., Кызылординский университет имени aorazbakov1961@mail.ru

Шукенова К.С., НАО «Кызылординский университет имени shukenova_1@mail.ru

Bekish E., Naberezhnye Chelny state pedagogical institute, bekish_erbol@mail.ru Sardarova E., Korkyt Ata Kyzylorda university, eliya_1228@mail.ru Orazbakov A., Korkyt Ata Kyzylorda University, aorazbakov1961@mail.ru Shukenova K., Korkyt Ata Kyzylorda University, shukenova_1@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.041

Ключевые слова: становление казахской интеллигенции, формирование народного образования, Джадидизм, дореволюционный период, модернизация.

Keywords: formation of the Kazakh intelligentsia, formation of public education, Jadidism, pre-revolutionary period, modernization.

Аннотация. В данной статье рассматривается существенный вклад казахской интеллигенции в развитии и модернизации общества во время переломного этапа в развитии Казахстана. В современном обществе тенденции развития направлены на глобальность и единообразие культур, которые набирают обороты во многих государствах. Эти государства стараются не потерять свое единство и обращаются к истокам. Казахстан прошел несколько этапов переустройства, во время которых образованная часть населения, а именно казахская интеллигенция сыграла важнейшую роль в преодолении кризисных ситуации. В период присоединения Казахстана к России конца XIX- начало XX веков потребовалось сохранить национальное, историческое и культурное наследия и отвоевать свою независимость. Именно на данном этапе казахская интеллигенция достигла основных результатов в изменении традиционного общества путем «совершенствовании» самосознания.

Актуальность статьи обусловлена тем, что и на данном этапе, постсоветский Казахстан часто обращается к началу XX века, когда интеллигенция боролась за независимость, за модернизацию сознания традиционного общества, поэтому изучение этого опыта позволит ответить на многие вызовы современности. Цель статьи заключается в выявлении участия и вклада интеллигенции в переустройстве и развитии общества начала XX века. Таким образом, статья посвящена исследованию того, каким образом казахской интеллигенции удалось привнести новые элементы в традиционное общество и сформировать особую идентичность казахов.

Abstract. This article examines the significant contribution of the Kazakh intelligentsia to the development and modernization of society during a critical stage in the development of Kazakhstan. In modern society, development trends are aimed at globality and uniformity of cultures, which are gaining momentum in many states. These states try not to lose their unity and turn to the sources. Kazakhstan has gone through several stages of reconstruction, during which the educated part of the population, namely the Kazakh intelligentsia, played a crucial role in overcoming crisis

Коркыт Ата», Коркыт Ата, Коркыт Ата»,

situations. During the period of Kazakhstan's accession to Russia in the late XIX- early XX centuries, it was necessary to preserve the national, historical and cultural heritage and win back its independence. It was at this stage that the Kazakh intelligentsia achieved the main results in changing the traditional society by "improving" self-awareness.

The relevance of the article is due to the fact that at this stage, post-Soviet Kazakhstan often refers to the beginning of the XX century, when the intelligentsia fought for independence, for the modernization of the consciousness of traditional society, therefore, the study of this experience will allow us to answer many challenges of modernity. The purpose of the article is to identify the participation and contribution of the intelligentsia in the reconstruction and development of society at the beginning of the XX century. Thus, the article is devoted to the study of how the Kazakh intelligentsia managed to introduce new elements into traditional society and form a special identity of the Kazakhs.

Введение. Существующие в современном мире процессы экономической, информационной, социокультурной глобализации, с одной стороны, способствуют объединению людей разных этнических групп в совместной деятельности по развитию производства, по расширению границ культурного пространства; с другой стороны, существует серьезная опасность утраты исторически сложившегося разнообразия и самобытности этнических культур [1]. Под особой угрозой находятся страны, которые долгое время находились в одном культурном и геополитическом пространстве, например в социалистическом блоке. Однако после 1991 года, после распада СССР, страны СНГ восстанавливают свою историю и культуру и на этом основании восстанавливают свое самосознание. В социокультурной

трансформации Казахстана, исследователи выделяют несколько исторических периодов протоказахский (У1-Х1У вв. н.э.), период первых казахских ханств (ХУ-ХУШ вв.), период царско-советского колониализма (Х1Х-ХХ вв.) и период независимости, начавшийся с 1991 г. [2]. Таким образом, на современном этапе многие обращаются к опыту поиска своей идентичности в начале ХХ века, когда активизировавшаяся интеллигенция пыталась вывести свой народ из кризиса.

Новым фактором данного периода становится сформировавшаяся национальная казахская интеллигенция, которая была немногочисленна, но крайне заинтересованная в трансформации и модернизации общества. Представители национальных элит стали главной движущей силой политических и государственных изменений. Несмотря на многочисленные трудности, аресты и заключения, они продолжали бороться за формирование собственной государственности и пробуждение национального самосознания. Исследованию биографии самых активных деятелей посвящен ряд работ, например, в статье [3] дается краткий анализ особенностей формирования интеллигенции, рассказывается о достижениях основных деятелей. Формирование интеллигенции и система образования крайне связаны, поэтому ряд

исследователей обращаются к вопросу особенностей образовательной системы Казахстана в данный период, например работа А.А. Aytmukhambetov (2000), в которой он подробно анализирует, взаимосвязь деятельности интеллигенции и реформы системы образования. Также комплексный анализ особенностей государственной политики в образовательной системе Казахстана в начале XX столетия дает работа [4].

Фактором активизации национальной интеллигенции стала реформа образования в Российской империи, которая позволила заметно увеличить число образованной молодежи из казахских семей. Именно эта молодежь сформирует первое поколение интеллигенции. Национальная казахская интеллигенция ориентировала людей на развитие страны на пути независимости, вела пропаганду для получения знаний, занятия наукой и искусством. В этом процессе большая роль отводилась казахской литературе, которая способствовала изображению жизни казахского народа и защите его интересов. Ещё одним важным фактором, который можно охарактеризовать как деструктивный, являлся фактор русской колонизации, насильственной христианизации и русификации. Все это способствовало генезису казахского

национального самосознания [5]. Географический фактор также негативно влиял на процесс формирования интеллигенции, тормозив его. Отсутствие транспорта, инфраструктуры, огромные незаселенные территории степей - все это негативно сказалось на распространении просветительской деятельности. Существует ряд работ, посвященных исследованию особенностей социальных, экономических и политических сфер на рубеже веков, которые и привели к подобному кризису и необходимости поиска самостоятельного пути. Одной из ярких работ по данном вопросу является монография [6], которая констатирует углубление кризиса кочевого образа жизни казахов в начале ХХ в. Народ оказался между «двумя огнями»: на него влияла, с одной стороны мусульманская культура, с другой -Россия и Запад. Представители обеих групп получили русское образование и не сомневались

в необходимости изучать европейскую культуру. Они обсуждали проблемы перехода от кочевого образа жизни к оседлому, роль ислама, сохранения казахского языка и культуры [6]. Влияние со стороны мусульманского общества выразилось в распространении в казахской степи движения Джадидизм, влияние которого тоже часто анализируется исследователями. Например, яркой работой является статья [7], в которой не только дается определение джадидизма, но и раскрываются особенности его влияния на интеллигенцию Казахстана. О роли мусульманского образования также написан ряд статей и исследований, например, статья [8], в которой дается комплексная характеристика религиозного образования в предреволюционном Казахстане.

Таким образом, мы видим, что формирование национальной интеллигенции было неизбежным процессом, для которого сложились многочисленные факторы - реформа образования, демократизация с одной стороны. С другой стороны казахское население все больше испытывало гнет со стороны царской власти. В это же время, в мусульманских странах Азии возникают многочисленные философские и общественные движения, которые помогли казахскому народу найти собственную идентичность. Весь этот комплекс причин привел к формированию интеллигенции и невозможности откладывать модернизацию общества и общественного сознания.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования необходимо

использование многочисленных методов для комплексного анализа процесса становления интеллигенции и её роли в трансформации традиционного общества. Для того, чтобы учесть особенности исторического контекста Казахстана в рамках существования Российской империи и с учетом ее политики, был выбран исторический подход. В рамках этого подхода был использован метод сравнительного анализа, для того чтобы подчеркнуть разницу общества, в котором формировалась интеллигенция и общества в начале 20 века. Для анализа причин и факторов, повлиявших на формирование, как кризиса идентичности, так и появления первого поколения казахской интеллигенции был использован генетический метод. Исходя из цели научного исследования, была предпринята попытка ответить на вопросы роли, для чего был использован проблемный метод, целью которого является поиск особенностей деятельности интеллигенции, её направления, а также результаты. Исследовательская работа включает

анализ определений, характеризующих все исследование, и их применение к определенным историческим ситуациям. Использование данных методов позволит более комплексно рассмотреть влияние интеллигенции на общество на рубеже веков и позволит сделать вывод о роли просвещенной элиты в модернизации общества и сознания.

Для глубокого погружения в тему исследование проводилось в несколько этапов, на каждом из которых применялся принцип историзма, однако для каждого из них был применен особенный метод, который позволил более детально выполнить поставленные цели. Этапы исследования соответствуют структуре работы:

1. На первом этапе был произведен анализ историографического материала, изучена литература и материалы по каждому аспекту, который поможет глубоко рассмотреть процесс изменения общества Казахстана в выбранный период.

2. На втором этапе были проанализированы причины и факторы возникновения интеллигенции, был сделан анализ политической, социальной, экономической сферы.

3. Третий этап посвящен анализу образовательной системы периода формирования интеллигенции, рассмотрено как светское образование, так и религиозное, особое внимание уделено их соотношению и их влияния на интеллигенцию и общество.

4. Отдельно было рассмотрено влияние движения Джадидизма на формирование взглядов интеллигенции, а также влияние ей на образовательную систему.

5. Последний этап - это рассмотрение тех преобразований, которые привнесла интеллигенция в общество начала 20 века, сравнение этого общества с традиционным и ответ на вопрос о роли интеллигенции в трансформации и модернизации традиционного общества.

Реализация всех этих этапов позволила комплексно рассмотреть многие аспекты процесса формирования и активной деятельности интеллигенции и прийти к поставленной цели в начале статьи.

Результаты и обсуждение исследования. Отправной точки для сравнительного анализа будет первый пункт - характеристика традиционного общества, многие черты которого были характерны и для жителей Казахстана. Во-первых, это экономическая слабость, развитие аграрного хозяйства, а для некоторых территорий степей для было характерно превалирование

кочевого образа жизни над оседлым. Важной чертой традиционного общества, которая так же связана с экономической отсталостью -отсутствие социальной мобильности,

существование социальной иерархии отношений внутри общества. На многих территориях существовали на момент рубежа веков пережитки феодального строя. Отсутствие политической активности, гражданского общества,

самосознания - все это черты традиционного, закостенелого общества, модернизацию которого было необходимо провести. Тем не менее, даже подобное общество не может противостоять тенденциям времени, а рубеж веков приходится на развитие стран второго эшелона модернизации, в том числе и на Российскую империю, в составе которой находился Казахстан. Подъем и рост производительных сил и торговли, развитие товарно-денежных отношений, нарушивших экономическую и социальную изоляцию казахских деревень, а также развитие капиталистической системы усилили классовую дифференциацию в конце 19 - начале 20 веков. Культурному и идеологическому сдвигу способствовало появление представителей социальной элиты, узкого слоя людей с европейскими культурными ценностями [9].

Как уже было отмечено, одним из важнейших факторов, повлиявших на появление интеллигенции, стала реформа образования в Российской империи, отголоски которой коснулись и территории Казахстана. Новейшие демократические веяния позволили выходцам из казахских семей получить образование в школе, а затем продолжить его в университетах России или Европы. Дети состоятельных родителей получили образование в медресе Бухары. Самарканд, Хива, Ташкент. Дети обычных кочевников, в основном мальчики, получали элементы грамотности в мусульманских школах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с требованием подготовки чиновников из колониальных специалистов: переводчиков, делопроизводителей [10].

В конце 19 - начале 20 веков в Казахстане было два варианта получения начального образования: мусульманские мектебы и русско-киргизские сельские школы. Религиозные школы превосходили по численности светские школы и составляли систему образования для местного населения. Только в 1874 году Министерство народного образования начало контролировать религиозные мусульманские школы в Казахстане. Уроки русского языка были введены в 1876 году. Российское царское правительство настаивало на ограничении начального образования для казахов

и уделяло основное внимание русскому языку и основам арифметики в качестве школьных предметов. Царское правительство не было заинтересовано в развитии среднего и высшего образования. Отсутствие национальных средних школ в конце 19 - начале 20 веков вынудило казахов отдавать детей в российские учебные заведения [11]. Первым русским средним учебным заведением, которое стало доступным для казахских детей, было Оренбургское Неплюевское военное училище, впоследствии переименованное в Оренбургский кадетский корпус. Что касается высшего образования, у казахов было два варианта. Первым вариантом было обучение в высших учебных заведениях Российской Империи. Второй вариант получения высшего образования - это обучение в религиозном, а не светском формате - в медресе. Эти учреждения представляли высшее образование и подготовили религиозных деятелей, которые профессионально разбирались в законах шариата, нормах мусульманского права и священной книге Корана, а также учителей исламских богословских школ [12].

Во второй половине XIX века открытие русско-казахских школ в степи напрямую связано с именем известного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина, внесшего большой вклад в просвещение казахского народа. Алтынсарин инициировал открытие русскоязычных школ, в частности специализированных школ, во всех уездных городах Тургайской области. Он участвовал в открытии ремесленных и фермерских школ в районе; в каждой школе была библиотека. Он является автором двух учебников для учащихся русско-казахских школ: «Киргизская хрестоматия» и «Первоначальное руководство по обучению киргизов русскому языку». Однако русскоязычных и русско-казахских школ на степных территориях все равно не хватало [9].

Кроме того, в развитии культуры и общественной мысли Казахстана во второй половине XIX века решающую роль играли научные организации, культурно-

просветительные учреждения. Одним из таких заведений можно назвать Русское географическое общество, отделения которого были открыты в Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Туркестане. Они издавали сборники, в которых публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахстанская интеллигенция, например, И. Алтынсарин, опубликовавший исследователей в своих сборниках, был членом-корреспондентом

Оренбургского отделения географического общества.

Государственные, светские школы вызывали недовольство населения, так как ограничения учебной программы давали ясно понять, что образованные люди российский властям не нужны, нужны только те, кто могут переводить восточные языки. Образовательный процесс носил яркий вектор русификации казахского населения. Именно из-за этой политики, образованный слой общества, независимо от глубины своего вероисповедания, начали понимать угрозы утраты казахской идентичности, произошло осознание необходимости изменения образовательного процесса для сохранения истории и культуры народа. Однако часть людей, занимающихся вопросом образования, признавала ценности изучения достижений Европы, выступала против усиления религии в образовательном процессе. Были и традиционные мусульмане, которые выступали против светского образования по европейским образцам [13]. Особое направление представляли джадидисты, о которых речь пойдет в следующем параграфе. Таким образом, с одной стороны, именно благодаря государственным школам многие выходцы из казахских семей смогли получить достойное образование и сформировать первую волну интеллигенции, которая будет понимать важность изменения в образовательной системе в родном регионе. Именно система образования станет камнем преткновения многих общественных движений, которые получат свой импульс в данный период.

Джадидизм и его влияние на казахскую интеллигенцию. Исторически доказано, что мощное культурно-просветительское движение в стране -джадидизм - возникло как альтернатива государственному просвещению, проводимому колониальными властями. Идеи джадидов о модернизации образования, возникшие с учетом национальных особенностей, были абсолютно не приняты и не признаны властями. С другой стороны, учитывая невозможность удержания завоеванных территорий без модернизации традиционного общества и интеграции населения в общее имперское пространство, власти взялись за создание русскоязычных школ.

В XIX веке среди казахской интеллигенции были популярны две образовательные концепции, соответствующие двум геополитическим векторам. Н.И. Ильминский поддержал одну из них, согласно которой христианство опередило русификацию. Вторую концепцию образования представляли джадиды. Особое влияние оказали джадиды, продвигающие образовательные

реформы, основанные на достижениях мировой науки, с сохранением национальных традиций и мусульманского учения [14]. Большинство джадидов были сыновьями богатых купцов и промышленников, имели светское и духовное образование и имели большой опыт путешествий

[15].

Абай Кунанбаев, бесспорный авторитет, был одним из первых просветителей. Он разделял большинство идей джадидов о необходимости образования, его преимуществах для развития личности. Постичь науки, по его мнению, можно в основном через русский язык. Одним из проповедников «нового метода» в казахстанском образовании был Мухаммед-Салим Кашимов. В своих статьях он стремился не только наметить педагогические рекомендации для учителей и школьников, но и сформулировать подсказки для повседневной жизни. Так, в книге «Пропаганда» он рекомендовал отказаться от зубрежки, а вместо этого стимулировать интерес детей к уроку. Кашимов уделял особое внимание воспитанию женщин, считая, что будущее нации во многом зависит от воспитания матерей в семьях. Казахский язык стал литературным языком со второй половины века, помимо казахских мулл, стремившихся проповедовать ислам и читать Коран на казахском языке [7].

Основные направления в мусульманском образовании представляли кадимизм и джадидизм. Кадимизм отстаивал традиционное, изоляционистское и неграмотное неполноценное и среднее образование с элементами суфизма. Джадидизм боролся за реформистское, рационалистическое исламское образование с элементами светского, среднего и высшего образования. Примечательно, что российской администрации было гораздо удобнее иметь дело с бывшими кадимистскими учебными заведениями [16].

Рациональные преимущества джадидистов были намного значимее традиционных кадимистских. Новые школы джадидов с более продуманной системой обучения по сравнению с традиционным позволили значительно сократить срок обучения, особенно благодаря методу чтения вслух. Кроме того, изменения коснулись и самой программы, дополненной новыми дисциплинами и литературой. В методе обучения джадидов полностью поддерживается баланс. Согласно методу джадидов, детей учат арабскому языку и фарси разных национальностей. Обучение проходит на родном языке. В связи с этим Ахмет Байтурсынов издал учебник «ТилКурал», по которому казахские дети учили казахскому языку. Издание этого учебника стало

большим нововведением в казахской культуре. Искусство и образование должны быть на родном языке. Очевидно, что без народного образования не было бы и национальной литературы. Интеллигенция страны была в авангарде этих новых направлений образования и обучения. Интеллигенции также беспокоили

профессиональная подготовка учителей в джадидских школах, их состояние и увеличение количества учителей. Они также принимали участие в разработке методик обучения и учебных пособий и заботились о подрастающем поколении. Таким образом, организуя новые методологические школы, интеллигенция способствовала пробуждению национального самосознания. Они внес значительный вклад в развитие культуры и образования в начале ХХ века [17].

Итоги деятельности казахской

интеллигенции в дореволюционный период. За несколько десятилетий сформировалось два поклонения интеллигенции, которые внесли свой вклад сначала в развитие образования и культуры Казахстана. С активизацией политических движений накануне революции 1905 г., национальные партии возникли и среди казахов. Перед Октябрьской революцией у казахов был очень тонкий слой интеллигенции: всего около ста человек имели высшее и незаконченное высшее образование, около тысячи являлись выпускниками гимназий, прогимназий, училищ, а также несколько тысяч лиц, окончивших восточные учебные заведения. Те из них, которые получили европейское образование, формировали своеобразный политический климат в начале XX века. Участие казахских депутатов Алихана Букейханова, Ахмета Беремжанова, Бахытжана Каратаева, Мухаметжана Тынышбаева в Государственной Думе, накопленный ими опыт парламентской работы сыграли важную роль в их общественно-политической деятельности. Такая политическая активность масс была связана с революцией 1905 года и последующей политизацией степи. Алихан Букейханов, виднейший казахский интеллектуал начала ХХ века, считал, что опыт 1905 года сыграл важную роль в формировании интеллигенции. Он писал, что вся степь была вовлечена в политическую сферу, велся оживленный разговор о нуждах казахского народа, в котором религиозные и аграрные вопросы стояли выше вопросов политической свобод. В 1917 году была образована партия «Алаш», которая объединила прогрессивных этнических казахов, видевших судьбу своей страны свободной от имперской колонизации. Программа партии призывала к

национальной автономии с казахстанскими судами и армией, но в рамках федеральной демократической России, социальному равенству для всех, свободе слова, справедливости для бедных, разделению религии и государства, бесплатному и общедоступному образованию на родном языке, решение земельного вопроса и прекращение миграции русских [6].

До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни - интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, получившие русское образование, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре. Другие - получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ.

Представляли эти два направления газеты -«Казах» и «Айкап», которые часто характеризуют как консервативный и прогрессивный соответственно. Обе группы казахских интеллектуалов высказывались за оседлость. То есть за преодоление традиционного кочевого образа жизни и за модернизацию. Таким образом, отличиеэтих направлений заключалась в ориентации - Казах обращался к мусульманскому, восточному наследию, а Айкап к европейскому, западному [6].

Самым большим достижением и фактором, повлиявшим на формирование класса интеллигенции в Казахстане, стала возможность получить образование для казахстанских детей. Помимо традиционных мусульманских мектебов, начальное образование стало доступно и в прогрессивных русскоязычных школах. Кроме того, выходцы из Казахстана также получили доступ к высшему образованию в таких крупных образовательных центрах, как Казань, Москва, Санкт-Петербург, Омск и других. Увеличение числа образованной молодежи способствовало формированию в государстве нового класса, который желал лучших условий жизни для своего народа.

Как видно из биографий некоторых общественно-политических деятелей,

представители интеллигенции интересовались не только политикой, но и многими другими сферами - искусством, литературой, историей, фольклором. В начале 20 века культурные связи Казахстана укрепились. Прогрессивно мыслящие поэты и писатели, все больше обращаясь к русской и западноевропейской классике, начали переводить произведения А.С. Пушкина, М.Ю.

Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.А. Крылова и других передовых русских художников слова, в том числе их переводы и адаптации из западноевропейской культуры [12].

Разнообразился и жанровый состав казахской литературы: именно в этот период были написаны первые казахские романы, драмы и рассказы, появились первые критические статьи и очерки, возникла сатира.

Центральной проблемой казахской интеллигенции начала ХХ века было «национальное и культурное выживание казахского народа, то есть сохранение казахской культуры и менталитета - «казахскость», уходящего корнями в кочевничество. Казахская интеллигенция примирила историческое значение кочевничества в казахстане с оседлостью, «представив поселение как следующий этап в развитии развитого общества», даже если оно им навязывалось. Также следует отметить, что конец 19 - начало 20 века ознаменовались началом журналистики в Казахстане. Основными предпосылками становления этого поля явились рост населения и несколько образованных людей, а также появление первых печатных изданий, почты и телеграфа. Газеты лучше всего подходили для распространения идей интеллигенции. Любой вид искусства может быть использован для передачи идеи обычным людям, включая театральные постановки, оперы, спектакли и концерты [9].

Выводы. Исследование позволяет сделать вывод, что именно благодаря усилиям казахской интеллигенции удалось сохранить казахов как нацию, народ не смог быть полностью ассимилированы колониальными властями, несмотря на многочисленные указы и даже репрессивные действия, направленные на подавление инакомыслия покоренных народов. Представители разных элитных слоев всячески способствовали развитию страны на всем пути до независимости. Казахской интеллигенции удалось добиться не только сохранения и дальнейшего развития понятия казахской идентичности, но и повлиять на многие сферы жизни общества. Интеллигенция пришла на

историческую сцену в момент кризиса, как это часто случается в других государствах, её возникновению способствовали реформа образования, активное проникновение капитализма в казахские степи и деревни, активизация политической жизни накануне революции 1905 года. Казахской интеллигенции удалось преодолеть этот кризис. Первое поколение начало преобразовывать

образовательную сферу, особое влияние здесь произвело движение джадидизма, без которого невозможно было бы представить казахский народ сегодня. Обращение к русскому языку, при сохранении мусульманских и степных особенностей позволило сформировать единую казахскую идентичность. Распространение грамотности, а соответственно и литературы, печатных изданий, способствовало поднятию уровня грамотности, способности внедряться в современные тогда экономические тенденции. Первому поколению интеллигенции принадлежат первые учебники по языку, именно они являются отцами казахской литературы, искусства. Медленно, но неуклонно росло количество образованных людей, что меняло социальный облик казахских степей.

Таким образом, можно увидеть, что интеллигенции удалось провести определенную трансформацию и модернизацию традиционного общества - благодаря реформе образования казахский язык получил новый импульс своего развития и позволил сохранить историческое и культурное наследие, повлиял на самосознание и на формирование гражданского общества. Внедрение новых методов ведения хозяйства в соответствии с требованиями времени позволяли преодолеть традиционные аграрные методы, разрушался феодальный строй. Несмотря на то, что при советской власти национальная интеллигенция подверглась репрессиям, многие её деятели были казнены, память о них важна для современных жителей Казахстана. Пример интеллигенции, главным интересом которой было сохранение казахской идентичности и продолжение существования Казахстана как независимой страны сейчас как никогда важен.

Литература:

1. Жумагулов М.Д. Национальное общество и его ценности как отправная точка социокультурной трансформации современного Казахстана / М.Д. Жумагулов // Наука, новые технологии и инновации в Кыргызстане. - 2019. - Т.7. - С. 172-176.

2. Бозахаев Г.К. Казахская интеллигенция в начале 20 века: сборник статей / Г.К. Бозахаева // Материалы VIII Международной научно-практической

конференции «Достижения науки и техники». -Москва. - 2017. - Ч. 2. - С. 12-13.

3. Шалгимбекова А.Б. Особенности государственной политики в области системы образования Казахстана в начале ХХ века (1901-1917) / А.Б. Шалгимбекова // Материалы Международной научно-практической конференции "Национальные и этнические приоритеты в решении социально-

экономических проблем мировой культуры и цивилизации". - Новосибирск. - 2006. - Ч. 2. - С. 140144.

4. Сабол С. Русская колонизация и генезис казахского национального самосознания / С. Сабол. -Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003.

5. Кендирбаева Г. "Мы - дети Алаша...". Казахская интеллигенция начала 20 века в поисках национальной идентичности и перспектив культурного выживания казахского народа / Г. Кендирбаева // Обзор Центральной Азии. - 1999. - № 18(1). - С. 5-36.

6. Ковальская С.И. Распространение идей джадидизма в казахской степи (вторая половина XIX -начало XX вв.) / С.И. Ковальская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - 2015. - С. 76-83.

7. Раздыкова Г.М. История изучения общественного ислама и мусульманского образования в дореволюционный период казахов / Г.М. Раздыкова // Журнал естественных наук. - 2014. - № 11(8). - С. 563567.

8. Бегимбаева З., Калибаева А. Рост интеллектуального потенциала в XX веке в Казахстане / З.Бегимбаева, А. Калибаева, Л. Искакова, Г. Назарова // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. - 2018. - № 4(374). - С. 68-77.

9. Оразбек М.С. Дореволюционное образование в Казахстане. Астана / М.С. Оразбек. - Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2017.

10. Дуйсембаева Н.Б. Образование в Казахстане в конце 19-го и начале 20-го веков и казахская интеллигенция / Н.Б. Дуйсембаева // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия социальных и гуманитарных наук. - 2019. - № 4(326). - С. 91-96.

11. Бердыгужин Л., Нагимов Ш., Сарсенов А. Формирование казахских национальных элит в конце

19-го и начале 20-го веков / Л. Бердыгужин, Ш. Нагимов, А. Сарсенов. - 2020. - № 26(1). - С. 57-72.

12. Битемиров К.Т., Кожамбеков Д.Р. Влияние религиозного и светского образования на становление Республики Казахстан как светского государства в 19 веке / К.Т. Битемиров, Д.Р. Кожамбеков // Академические исследования в области образовательных наук. - 2020. - № 3. - С. 1008-1013.

13. Базарбаев К., Адильбекова З.А. Движение джадидов в Центральной Азии в конце 19-го и начале

20-го веков / К. Базарбаев, З.А Адильбекова // Азиатские социальные науки. - 2012. - № 8(8). - С. 225237.

14. Исмайлов А.И., Базарбаев К.К. Джадидизм -история просветительского движения и свободной мысли в Центральной Азии, конец девятнадцатого -начало двадцатого века / А.И. Исмайлов, К.К. Базарбаев. - Изд.: Лет, 2013. - № 1(27). - С. 44-51.

15. Кубеев Р.Д., Мурзаходжаев К.М. О некоторых вопросах джадидистских учебных заведений Казахстана в контексте соотношения традиционализма и модернизма / Р.Д. Кубеев, К.М. Мурзаходжаев // Национальный исторический научный журнал. - 2018. - № 1(81). - С. 165-180.

16. Жолсеитова М.А., Сембиева Ш.Р. Некоторые аспекты деятельности казахской интеллигенции в движении джадидов в Казахстане / М.А. Жолсеитова, Ш.Р. Сембиева // Исторический вестник. - 2021. - № 1(100). - С. 28-38.

17. Ескалиев С. Казахская интеллигенция в начале прошлого века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://avestnik.kz/kazahskaya-intelligentsiya-v-nachale-pro/

References:

1. Zhumagulov M.D. National society and its values as a starting point of socio-cultural transformation of modern Kazakhstan / M.D. Zhumagulov // Science, new technologies and innovations in Kyrgyzstan. - 2019. - T.7. -S. 172-176.

2. Bozakhaev G.K. Kazakh intelligentsia at the beginning of the 20th century: collection of articles / G.K. Bozakhaeva // Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference "Achievements of Science and Technology". - Moscow. - 2017. - Part 2. - S. 12-13.

3. Shalgimbekova A.B. Features of state policy in the field of the education system of Kazakhstan at the beginning of the twentieth century (1901-1917) / A.B. Shalgimbekova // Materials of the International Scientific and Practical Conference "National and Ethnic Priorities in Solving the Socio-Economic Problems of World Culture and Civilization". - Novosibirsk. - 2006. - Part 2. - S. 140144.

4. Sabol S. Russian colonization and the genesis of the Kazakh national identity / S. Sabol. - New York: Palgrave Macmillan, 2003.

5. Kendirbaeva G. "We are the children of Alash ...". Kazakh intelligentsia of the early 20th century in search of

national identity and prospects for the cultural survival of the Kazakh people / G. Kendirbaeva // Review of Central Asia. - 1999. - № 18(1). - S. 5-36.

6. Kovalskaya S.I. The spread of the ideas of Jadidism in the Kazakh steppe (second half of the 19th - early 20th centuries) / S.I. Kovalskaya // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. - 2015. - S. 76-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Razdykova G.M. History of the study of social Islam and Muslim education in the pre-revolutionary period of the Kazakhs / G.M. Razdykova // Journal of Natural Sciences. -2014. - № 11(8). - S. 563-567.

8. Begimbaeva Z., Kalibaeva A. The growth of intellectual potential in the XX century in Kazakhstan / Z. Begimbaeva, A. Kalibayeva, L. Iskakova, G. Nazarova // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. - 2018. - № 4(374). - S. 68-77.

9. Orazbek M.S. Pre-revolutionary education in Kazakhstan. Astana / M.S. Orazbek. - Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, 2017.

10. Duisembaeva N.B. Education in Kazakhstan in the late 19th and early 20th centuries and the Kazakh intelligentsia / N.B. Duisembaeva // News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan.

Social Sciences and Humanities Series. - 2019. - № 4(326). - S. 91-96.

11. Berdyguzhin L., Nagimov Sh., Sarsenov A. Formation of Kazakh national elites in the late 19th and early 20th centuries / L. Berdyguzhin, Sh. Nagimov, A. Sarsenov. - 2020. - № 26(1). - S. 57-72.

12. Bitemirov K.T., Kozhambekov D.R. The influence of religious and secular education on the formation of the Republic of Kazakhstan as a secular state in the 19th century / K.T. Bitemirov, D.R. Kozhambekov // Academic research in the field of educational sciences. - 2020. - № 3. -P. 1008-1013.

13. Bazarbaev K., Adilbekova Z.A. Jadid movement in Central Asia in the late 19th and early 20th centuries / K. Bazarbayev, Z.A. Adilbekova // Asian social sciences. -2012. - № 8(8). - S. 225-237.

14. Ismayilov A.I., Bazarbayev K.K. Jadidism - the history of the educational movement and free thought in

Central Asia, late nineteenth - early twentieth century / A.I. Ismayilov, K.K. Bazarbayev. - Publ.: Let, 2013. - № 1(27). - S. 44-51.

15. Kubeev R.D., Murzakhodzhaev K.M. On some issues of the Jadid educational institutions of Kazakhstan in the context of the relationship between traditionalism and modernism / R.D. Kubeev, K.M. Murzakhodzhaev // National Historical Scientific Journal. - 2018. - № 1(81). -S. 165-180.

16. Zholseitova M.A., Sembieva Sh.R. Some aspects of the activities of the Kazakh intelligentsia in the Jadid movement in Kazakhstan / M.A. Zholseitova, Sh.R. Sembieva // Historical Bulletin. - 2021. - № 1(100). - S. 2838.

17. Eskaliev S. Kazakh intelligentsia at the beginning of the last century [Electronic resource]. - Access mode: https://avestnik.kz/kazahskaya-intelligentsiya-v-nachale-pro/

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы Сведения об авторах:

Бекиш Ербол Тнейбекулы (г. Кызылорда, Казахстан), аспирант ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», заведующий кафедры Практический английский язык, НАО Кызылординский университет имени Коркыт ата, е-шай: bekish_erbol@mail.ru

Сардарова Эльвира Асанбековна (г. Кызылорда, Казахстан), магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Практический английский язык, НАО Кызылординский университет имени Коркыт ата, е-шай: eliya_1228@mail.ru

Оразбаков Айтжан Жумабаевич (г. Кызылорда, Казахстан), кандидат исторических наук, заведующий кафедры «История и Ассамблея народа Казахстана» НАО Кызылординский университет имени Коркыт Ата, е-шай: aorazbakov1961@mail.ru

Шукенова Куралай Сеитовна (г. Кызылорда, Казахстан), магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Практический английский язык, НАО Кызылординский университет имени Коркыт ата, е-mail: shukenova_1@mail.ru

Информация

УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ НА «КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»

Журнал выходит 6 раз в год и предназначен для научных и практических работников в области образования, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов. В отделениях почтовой связи по Каталогу изданий можно оформить подписку по индексу 16885.

SUBSCRIPTION TO KAZAN PEDAGOGICAL JOURNAL

The Journal appears six times a year. It is intended for researchers and practitioners in the field of education, for academic staff, postgraduate students, applicants and students. The subscription is available at post office through the publications directory of the index is 16885.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.