Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция "Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи" (Москва, 26 апреля 2018): пост-релиз'

Научно-практическая конференция "Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи" (Москва, 26 апреля 2018): пост-релиз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ / ОТЧЕТ О "КРУГЛОМ СТОЛЕ" / ФОТО АВТОРА / CONFERENCE / CONFERENCE REPORT / ROUND TABLE REPORT / AUTHOR'S PHOTOS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Р. Е.

В пост-релизе представлена информация о состоявшемся мероприятии в рамках пленарного заседания и круглого стола второй международной научно-практической конференции в Москве в апреле 2018 года. Общая тема этой международной конференции: «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Мероприятие проводится организатором во второй раз. В преамбуле краткая предыстория истоков этой конференции. В тексте фото из хроники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанов Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION IN THE CONTEXT OF WORKING WITH DIFFERENT CATEGORIES OF CHILDREN AND YOUTH" (MOSCOW, APRIL 26, 2018): POST-RELEASE

The post-release provides information about the event held in the framework of the plenary session and the round table of the second International scientific and practical conference in Moscow in April, 2018. The general theme of this international conference is "Modern problems of psychology and education in the context of work with different categories of children and youth". The event was held by the organizer for the second time. The preamble provides a brief history of the origins of the conference. There are photos of the conference.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция "Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи" (Москва, 26 апреля 2018): пост-релиз»

Психологические науки

УДК 159.9

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (МОСКВА, 26 АПРЕЛЯ 2018): ПОСТ-РЕЛИЗ

Р.Е. Барабанов

Международная академия социотехнологий. Московский финансово-юридический университет (МФЮА) Москва,

Россия

Аннотация. В пост-релизе представлена информация о состоявшемся мероприятии в рамках пленарного заседания и круглого стола второй международной научно-практической конференции в Москве в апреле 2018 года. Общая тема этой международной конференции: «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Мероприятие проводится организатором во второй раз. В преамбуле -краткая предыстория истоков этой конференции. В тексте - фото из хроники.

Ключевые слова: конференция, отчет о конференции, отчет о "Круглом столе", фото автора

UDC 159.9

SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION IN THE CONTEXT OF WORKING

WITH DIFFERENT CATEGORIES OF CHILDREN AND YOUTH" (MOSCOW, APRIL 26, 2018): POST-RELEASE

R.E. Barabanov International Academy of social technologies.

Moscow University of Finance and law (MFUA) Moscow, Russia

Abstract. The post-release provides information about the event held in the framework of the plenary session and the round table of the second International scientific and practical conference in Moscow in April, 2018. The general theme of this international conference is "Modern problems of psychology and education in the context of work with different categories of children and youth". The event was held by the organizer for the second time. The preamble provides a brief history of the origins of the conference. There are photos of the conference.

Keywords: conference, conference report, round table report, author's

photos

Первое мероприятие по тематике «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи» состоялось в 2016 году [5]. Это начинание было тепло встречено учеными и практиками, принявшими участие, как в очной, так и заочной форме его проведения [2; 3; 4].

Мы понимаем, что делаем только первые шаги, в отличие от столь маститых организаторов мероприятий, как, например, Томский молодежный научно-культурный форум [1]. Тем не менее, и у нас принимают участие в работе

конференции представители других регионов. В целом же это международное мероприятие.

Итак, о нынешней конференции.

Конференция 2018 года

26 апреля на базе главного корпуса МФЮА (Московскпя финансово-юридическая академия) прошла вторая Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Впервые конференция проходила 18 февраля 2016 года и вызвала тогда большой интерес со стороны научного сообщества.

В этом году организаторами конференции выступили: кафедра психолого-педагогических и театральных дисциплин МИТУ-МАСИ, Московское отделение Российского психологического общества и секция Психологии Московского отделения Петровской академии наук и искусств.

На конференции были рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы с детьми и молодежью с различными потребностями и особенностями развития, а также затронуты актуальные проблемы психологии и образования. В работе приняли участие более 50-ти человек, среди них преподаватели ВУЗов, практикующие психологи и педагоги-психологи, дефектологи и другие специалисты, работающие в системе здравоохранения, образования и социальной защиты. Охват аудитории получился достаточно широким, поскольку мероприятие посетили коллеги из различных уголков, как России, так и стран СНГ и Восточной Европы. Среди участников были представители Института одаренного ребенка НАПН Украины (Украина, г. Киев,), Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Россия, г. Ростов-на-Дону), Федерального

исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (Россия, г. Новосибирск), ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» (Россия, г. Воронеж), Гжельского государственного университета, Луганского национального университета им. Т. Шевченко (ЛНР, г. Луганск), Польской Православной Церкви (Польша, г. Варшава) и многие другие.

Работа конференции началась с пленарного заседания, где с приветственным словом к участникам обратилась председатель оргкомитета, к.пед.н., доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогических и театральных дисциплин АНОВО «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт» Жундрикова Светлана Владимировна. В своем приветственном слове Светлана Владимировна отметила значимость проведения таких мероприятий для развития науки и практики, сделала акцент на междисциплинарном аспекте профессионального взаимодействия, а также зачитала гостям приветственное слово к.пед.н., профессора, ректора Московского информационно-технологического университета (МИТУ-МАСИ) Забелиной Галины Аркадьевны. Затем эстафету переняли и также обратились с приветственным словом к гостям Барабанов Родион Евгеньевич - координатор конференции, член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ, преподаватель Института прикладного анализа поведения ФДПО МПСУ, член Российского психологического общества и Чистовский Дмитрий Иванович - секретарь оргкомитета, научный руководитель секции психологии Московского отделения Петровской академии наук и искусств, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств».

На пленарном заседании Конференции выступили такие видные деятели науки и практики как: д.пс.н., профессор, академик РАО и РАЕН Д.Б. Богоявленская; к.пс.н., профессор, декан факультета дистанционного образования МГППУ Б.Б. Айсмонтас; д.пс.н., профессор, преподаватель кафедры медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Троицкая Л.А.; д.пс.н., профессор, академик РАО В.С. Собкин; к.пс.н., доцент Жатько Е.В.; к.пс.н., доцент, врач высшей квалификационной категории И.Ф. Токарева; к.пед.н., доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН О.Б. Михайлова и многие другие.

В ходе конференции велась работа по двум секционным направлениям, в рамках которых был произведен обмен опытом работы психологов и педагогов с одаренными детьми и молодежью в образовательных учреждениях разного типа и рассмотрены психологические и педагогические проблемы диагностики интеллектуальной одаренности и креативности, проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками

одаренности, а также обсуждены профессиональные и личностные требования к педагогу, работающему с одаренными детьми. Велось обсуждение вопросов относительно современных подходов в психологии и педагогике к коррекции и реабилитации детей и подростков с различными особенностями развития. В этом отношении стоит отметить доклад «Особенности социализации детей с ОВЗ школьного возраста в общеобразовательной организации» Балясниковой Любови Владиславовны,к.пс.н., доцента, начальника отдела психолого-педагогической поддержки Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы».

Также на обсуждение аудитории были вынесены вопросы, касающиеся содержания и видов реабилитации посредством медицинских и социальных технологий, рассмотрены индивидуальные программы и технические средства реабилитации, освещены вопросы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарных медико-социальных учреждениях. Помимо этого, специалистами были освещены клинико-психологические и психолого-педагогические подходы к восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психических функций и состояний, обеспечивающих достижение оптимального личностного и социального статуса людей с ограниченными возможностями здоровья.

В своем докладе «Родительские компетенции как предиктор развития психосоматических расстройств» Ирина Андреевна Феткулова - клинический психолог, член Ассоциации междисциплинарной медицины. Сотрудник отделения комплексной реабилитации ГБУ Центра содействия семейному воспитанию «Южный» сделала акцент на передовом опыте науки и практики относительно терапевтических методов и средств, позволяющих оптимизировать, а также ускорить процесс обучения, адаптации и лечения различных категорий детей и

подростков с особыми потребностями за счет ресурсности родителей, сделать реабилитацию более эффективной и расширить возможности медико-психолого-педагогической коррекции.

Также на секции «Кросс-культурная психология и проблемы межгрупповых отношений» были

затронутыактуальные вопросы этнопсихологии, кросс-культурных исследований, психологических проблем межэтнического взаимодействия и поликультурного образования.

В рамках работы секции «Когнитивные исследования и разработки в психологии и образовании» гостями и выступающими были обсуждены познавательные процессы человеческой психики, связанные с вопросами памяти, внимания, чувств, развития эмоционально-личностной сферы, представления информации и логического мышления, применения когнитивных технологий в психологии и образовании.

Также во время конференции неоднократно поднимались проблемы современного образования и психологической службы. Обсуждались направления изменений в образовательной среде и организации деятельности психологических служб. В рамках направления «Психопрофилактическая работа в условиях среднего общего, среднего профессионального и высшего образования» была затронута проблема СМИ в психопрофилактической работе с детьми и подростками, которую вынесла на обсуждение преподаватель кафедры «Журналистики, рекламы и связей с общественностью» МФЮА, почетный радист России Зинаида Сергеевна Сашенкова.

В заключении к гостям конференции обратилась член оргкомитета Иванова Елена Андреевна - клинический психолог, психотерапевт, ведущий сотрудник Московской службы психологической помощи населению, филиал в

ТиНАО, поблагодарив всех за проявленный интерес к мероприятию и выразив надежду на дальнейшее научное и практическое сотрудничество.

Информационными партнерами вот уже второй год подряд выступают: портал психологических изданий PsyJoumals.ru и портал психологических новостей PsyPress.ru.

Круглый стол

Проблему жестокого обращения с детьми обсудили на круглом столе, который проходил в Центре «Детство» 27 апреля в рамках второй Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи».

Темой круглого стола стали «Психолого-педагогические проблемы работы с жестоким обращением и его последствиями для развития ребенка (в том числе, оставшегося без попечения родителей)».

Участие в заседании приняли психологи, педагоги, социальные работники, специалисты органов опеки и попечительства, представители ОСЗН, - всего более 47-ми человек.

Целью проведения круглого стола являлось обобщение и анализ опыта выявления, предупреждения, профилактики насилия в отношении детей и подростков, поиск путей повышения эффективности данной работы, составление рекомендаций по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, в том числе, оставшихся без попечения родителей.

В роли модератора круглого стола выступил клинический психолог, руководитель секции «Психология» Московского отделения Петровской академии наук и искусств, член Европейской федерации ассоциаций психологов, советник Российской академии естествознания

по секции «Психологические науки» Родион Евгеньевич Барабанов.

Заседание открыла директор Центра «Детство», доктор педагогических наук Татьяна Сапожникова. Выступление Татьяны Николаевны было посвящено актуальности обозначенной темы. Также она наметила основные вопросы, которые предстояло обсудить участникам.

Отказу от приемного ребенка как об одной из форм насилия над ним было посвящено выступление заместителя начальника организационно-методического отдела по профилактике неблагополучия в семьях опекунов и попечителей, кандидата медицинских наук, Евгения Цымбала.

С презентацией деятельности «Кризисного центра помощи женщинам и детям» выступила заведующая отделением психологической помощи организации Любовь

Выжанова. Она рассказала об опыте работы Центра со случаями жесткого обращения в семье, отличиях семейных конфликтов от семейного насилия.

Было приятно видеть среди выступающих представителей общественности в лице ювенолога, члена Комитета за гражданские права и сотрудника Московской хельсинской группы Николая Кавказского, который затронул вопросы правового регулирования различных форм жестокого обращения.

Также с докладами выступили медицинский психолог Научно-практического центра психологического здоровья детей и подростков имени Г.Е Сухаревой Наталья Бычкова, рассказавшая участникам о проблеме жестокого обращения с детьми, страдающими от психических заболеваний; доцент кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета Елена Жатько, педагог дополнительного образования ЦССВ «Южный», кандидат психологических наук, доцент Константин Чедия и другие специалисты.

Без сомнения, такие мероприятия способствуют аккумуляции накопленного опыта в сфере работы с домашним насилием, консолидации усилий разных специалистов и структур, так или иначе соприкасающихся с проблемой.

По итогам обсуждения вопроса, проект резолюции круглого стола будет направлен в профильный комитет по вопросам семьи, женщин и детей ГД ФС РФ VII созыва, а также уполномоченному по защите прав ребёнка в г. Москве Евгению Бунимовичу.

Список литературы

1. Ахметова Л.В., Балган Ц., Барабанов Р.Е., Берлов А.В., Воропаев М.В., Зеличенко А.И., Комарова Н.М., Костригин А.А., Лакомова А.А., Перчеклийски Л., Хусяинов

Т.М., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К., Ясницкий А. Наука и мысль границ не имеет (приветствие к VI Международному молодежному научно-культурному форуму) Томск, 2016 // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 11-26.

2. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков м поведенческими нарушкниями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. М.: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. С. 21-31.

3. Костригин А.А. О ценностях заведующих и их образе идеального дошкольника как факторах формирования образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении //Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. М.: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. С. 362371.

4. Мантикова А.В. Этнопсихологические особенности ценностно-потребностной сферы личности в период пубертата // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. М.: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. С. 283292.

5. Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и

молодежи. материалы научно-практической конференции / 2016. 538 с.

6. Чупров Л.Ф., Сабанин П.В., Ропотько Н.В. Межрегиональные особенности развития словесно-логического мышления младших школьников //

Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. М.: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. С. 272-278.

References

1. Ahmetova L.V., Balgan C., Barabanov R.E., Berlov A.V., Voropaev M.V., Zelichenko A.I., Komarova N.M., Kostrigin A.A., Lakomova A.A., Percheklijski L., Husjainov T.M., Chuprov L.F., Janakieva E.K., Jasnickij A. Nauka i mysl' granic ne imeet (privetstvie k VI Mezhdunarodnomu molodezhnomu nauchno-kul'turnomu forumu) Tomsk, 2016 // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. Pp. 11-26.

2. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Osobennosti sub"ektivnogo perezhivanija odinochestva u podrostkov m povedencheskimi narushknijami // Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. R.E.Barabanov. M.: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet (MFJuA), 2016. Pp. 21-31.

3. Kostrigin A.A. O cennostjah zavedujushhih i ih obraze ideal'nogo doshkol'nika kak faktorah formirovanija obrazovatel'noj sredy v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii //Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red.

R.E.Barabanov. M.: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet (MFJuA), 2G16. Pp. 3б2-371.

4. Mantikova A.V. Jetnopsihologicheskie osobennosti cennostno-potrebnostnoj sfery lichnosti v period pubertata // Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. R.E.Barabanov. M.: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet (MFJuA), 2G16. Pp. 283-292.

5. Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi. materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / 2G16. 538 p.

6. Chuprov L.F., Sabanin P.V., Ropot'ko N.V. Mezhregional'nye osobennosti razvitija slovesno-logicheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov // Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. R.E.Barabanov. M.: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet (MFJuA), 2G16. Pp. 272-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.