Научная статья на тему 'Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности'

Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / HISTORY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / KNOWLEDGE AND SKILLS / CIVIC IDENTITY / SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергачева Н. С., Барабанов Р. Е.

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности учителя истории. Рассматриваются психолого-педагогические принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории. Описываются различные педагогические приемы взаимодействия с учениками. Делается вывод, что на уроках истории можно сформировать личность, соответствующую всем требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS AND PRINCIPLES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE LESSONS OF HISTORY AS A METHOD OF FORMATION OF CULTURAL IDENTITY, SOCIAL AND CIVIL IDENTITY

The article deals with the organization of the history teacher. We consider the psychological and pedagogical principles of the organization of educational process in the framework of the lessons of history. Describes the different pedagogical methods of interaction with the students. It is concluded that the lessons of history can shape a person meets all the requirements of the federal state educational standard average (full) general education.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности»

Педагогические науки

УДК 372.893

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ УРОКОВ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ И

ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ5

Н.С. Дергачева, Средняя общеобразовательная школа №22 (Балашиха,

Россия).

Р.Е. Барабанов, Московский финансово-юридический университет МФЮА

(Москва, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации деятельности учителя истории. Рассматриваются психолого-педагогические принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории. Описываются различные педагогические приемы взаимодействия с учениками. Делается вывод, что на уроках истории можно сформировать личность, соответствующую всем требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования.

Ключевые слова: история, ФГОС общего образования, развитие личности, знания и умения, гражданская идентичность, самосознание.

5 Материал рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия).

THEORETICAL ASPECTS AND PRINCIPLES OF EDUCATIONAL PROCESS IN LESSONS OF HISTORY AS METHOD OF FORMATION OF CULTURAL SELF-CONSCIOUSNESS, SOCIAL AND

CIVIL IDENTITY

N.S. Dergacheva, Secondary school №22 (Balashikha, Russia) R.E. Barabanov, Moscow Financial and Law University (Moscow, Russia)

Abstract. The article deals with the organization of the history teacher. The authors consider the psychological and pedagogical principles of the organization of educational process in the framework of the lessons of history. The article describes the different pedagogical methods of interaction with the students. It is concluded that the lessons of history can form a person appropriate to the requirements of the federal state educational standard of average (full) general education.

Keywords: history, federal state educational standard of general education, personality development, knowledge and skills, civic identity, self-consciousness.

Введение

В современной общественной жизни нашего государства открывается новая — школьная страница. Вопросы, связанные со школьной системой образования, становятся как никогда актуальными и приоритетными как для педагогической, так и психологической науки. Первый из этих вопросов - как добиться хороших результатов в результате освоения той или иной дисциплины и как на основе полученных знаний сформировать полноценную личность - частичку того общества, в котором она растет и развивается? Все это обуславливает актуальность выбранной тематики.

Цель настоящей работы - на основе имеющихся литературных и методических данных сформулировать теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории. Соответственно, опираясь на цель представленной работы, были поставлены следующие задачи:

1. Исходя из положений ФГОС среднего (полного) общего образования, определить набор личностных результатов освоения учебной дисциплины;

2. Сформулировать основные вопросы, требующие проработки в рамках реализации учебной программы на уроках истории;

3. Определить набор характеристик, которыми должна обладать личность по итогам реализации воспитательной и образовательной деятельности на уроках истории;

4. Выделить аспекты, в русле которых необходимо планировать процесс обучения на уроках истории;

5. Сформулировать основные принципы, на которые должен опираться образовательный процесс в рамках уроков истории.

Новизна работы заключается в том, что применяя описанные в статье принципы работы на уроках истории, а также опираясь на развитие личностных универсальных учебных действий и определенных умений, можно сформировать личность, соответствующую всем требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования.

Основная часть

Основываясь на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, к личностным результатам освоения программы можно отнести:

1. воспитание гражданской идентичности;

2. формирование мотивации к обучению и саморазвитию;

3. формирование целостного мировоззрения;

4. освоение социальных норм и правил поведения и т.д. [7].

Вся система образования на сегодняшний день выстроена таким образом, чтобы в результате окончания школы каждый выпускник был подготовлен к социальной жизни в обществе. Но для достижения этой цели, принципиально важным становится и то, что именно и как именно формировать у учащихся. Какие конкретные знания и умения должен получить школьник на уроках и во внеурочной деятельности, а также, какие компетенции и универсальные учебные действия должны быть у него сформированы.

Все вышеуказанные требования к личностным результатам освоения программы, которые четко прописаны во ФГОС, необходимо реализовывать, в том числе и на уроках истории. И на этом этапе каждый учитель истории должен ответить для себя на два вопроса:

1. Как реализовать данные требования на своих уроках, т.е. через подачу какого именно материала?

2. Какие педагогические методы и приемы необходимо использовать для реализации этой задачи?

Цель всей воспитательной работы в рамках уроков истории - это формирование полноценной личности, здоровой психически и физически, с устойчивыми нравственными представлениями, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

На наш взгляд такая личность должна обладать определенным набором характеристик, среди которых:

1. умение взаимодействовать с другими людьми;

2. готовность к обучению и восприятию новых знаний и новой информации;

3. умение управлять своими эмоциями;

4. обладание гражданской идентичностью;

5. умение самостоятельно выстраивать план действий.

При этом процесс обучения в рамках уроков истории необходимо планировать в русле нескольких аспектов:

1. В аспекте методов и средств обучения - здесь направление обучения должно проявляться в построении таких образовательных программ, которые включали бы в себя специфические средства обучения, более дифференцированные, направленные на «пошаговое» восприятие материала.

2. В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в иной пространственной и временной организации образовательной среды.

3. В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения (походы в музеи, выезды на открытые семинары и т.п.).

4. В аспекте формы образовательного процесса - потребность в использовании проектной деятельности, кейсовых ситуаций, моделирования и пр.

5. В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовательном процессе, и их взаимодействия - потребность в согласованном участии

на разных этапах обучения квалифицированных специалистов разных профилей (историков, социологов, политологов, социальных психологов и др.).

Естественно, речь не идет о конкретном уроке истории, и даже не об одном учебном годе. Для того чтобы сформировать у учащегося приведенные выше характеристики на основе различных аспектов обучения, необходим достаточно длительный промежуток времени, при этом всегда будет существовать проблема оценки результата, получить который, в данном случае, можно лишь по прошествии нескольких лет, а то и десятилетий.

Для формирования у учащегося знаний и умений, о которых уже шла речь выше, учителю необходимо придерживаться на своих уроках нескольких принципов. Рассмотрим их более подробно.

Первый принцип - это принцип самоактуализации [1]. Каждый ребенок нуждается в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, творческих и физических способностей. Поэтому очень важно поддержать стремление ребенка к проявлению своих природных и социально приобретенных возможностей. Но тут возникает вопрос, как же этот принцип можно применить непосредственно на уроке истории? А сделать это возможно, например, через проектную деятельность, когда на выходе ученик получит некий продукт своей когнитивной, творческой и аналитико-поисковой деятельности. Таким образом, ребенок, во-первых, приобретет необходимые знания и умения по определенному вопросу, связанные с его творческо-поисковой деятельностью, во-вторых, сформирует высокий уровень познавательной самостоятельности [5], что будет способствовать развитию критического мышления ученика [6].

Второй принцип - это неделимость процессов воспитания и обучения [4]. История полна примеров мужественного и героического поведения определенных личностей, их подвигов и поступков. Добавление таких примеров в базовый школьный фактический материал необходимо. Это поможет воспитать у ученика образ «правильного человека», того, на которого хотелось бы равняться. Кроме того, если брать на рассмотрение курс Отечественной истории, то здесь также будет развиваться и гражданская идентичность наряду с патриотизмом, проявлением которых станет гордость за свою страну и ее героев.

Третий принцип - это принцип персонализации [3]. На сегодняшний день речь постоянно идет о необходимости включения данного принципа в

обучение в целом. Когда по отношению к каждому ученику необходимо использовать индивидуальный подход. На уроках истории этот принцип можно использовать следующим образом:

1. Определить уровень познавательной самостоятельности каждого ученика: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый [5].

2. Разработать комплект дидактических материалов к каждому уроку, учитывая эти три уровня.

3. Предоставить возможность ученикам на уроке и дома работать с материалами, подходящими их уровню познавательной самостоятельности.

Для наибольшей эффективности работы, можно учесть еще два нюанса. Во-первых, размещение в классе - можно рассадить учеников как раз по принципу уровней познавательной самостоятельности, что даст более эффективную работу. Во-вторых, применять принцип персонализации на протяжении всего периода обучения (5-9 классы).

Заключение

Таким образом, при соблюдении всех трех принципов, описанных выше, учитель сможет добиться динамичности образовательного процесса, адекватности целям и задачам воспитания и обучения, что позволит реализовать главную задачу: сформировать самосознание учащихся и развить их практические действия через направленное поведение.

Литература:

1. Барабанов Р.Е. Систематизация школьного процесса обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 35-40.

2. Барабанов Р.Е. Достоинства и недостатки дистанционного обучения при подготовке учеников старшей школы к сдаче ЕГЭ // Молодой ученый. 2011. № 6-2. С. 136-137.

3. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С., Чистовский Д.И., Чистякова И.Г. Современное мировое образовательное пространство и перспективы его развития//Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции. М., 2016.

4. Барабанов Р.Е. «Роботы в школе» - перспектива развития россий-

ского образования?! // ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ научный альманах. Москва, 2016. С. 76-78.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

7. ФГОС основного общего образования (5-9 класс). Приказ Минобр-науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

References:

1. Barabanov R.E. Sistematizacija shkol'nogo processa obuchenija // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2013 g.). - Ufa: Leto, 2013. - S. 35-40.

2. Barabanov R.E. Dostoinstva i nedostatki distancionnogo obuchenija pri podgotovke uchenikov starshej shkoly k sdache EGJe // Molodoj uchenyj. 2011. № 6-2. S. 136-137.

3. Barabanov R.E., Misochenko M.S., Chistovskij D.I., Chistjakova I.G. Sovremennoe mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo i perspektivy ego razvitija//Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2016.

4. Barabanov R.E. «Roboty v shkole» - perspektiva razvitija rossijskogo obrazovanija?! // PSIHOLOGIJa OBRAZOVANIJa nauchnyj al'manah. Moskva, 2016. S. 76-78.

5. Gora P.V. Povyshenie jeffektivnosti obuchenija istorii v srednej shkole. -M., 1988.

6. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove aktivizacii, intensifikacii i jeffektivnogo upravlenija UVP. M.: NII shkol'nyh teh-nologij, 2005.

7. FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija (5-9 klass). Prikaz

Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897.

— • —

Сведения об авторах

& Н.С. Дергачева, Преподаватель истории и обществознания, Средняя общеобразовательная школа №22 (Балашиха, Россия).

Р.Е. Барабанов, Преподаватель кафедры психологии, Московский финансово-юридический университет (Москва, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.