Научная статья на тему '«Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Пост-релиз'

«Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Пост-релиз Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
825
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / CONTEMPORARY ISSUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Р. Е., Иванова Е. А., Чистовский Д. И.

Статьяᄀ поᄀсвящена подведению итогов прошедшей научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанов Р. Е., Иванова Е. А., Чистовский Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of psychology and education in context of working with different categories of children and youth". Post-release

The article is devoted to summarizing held scientific-practical conference «Modern problems of psychology and education in the context of working with different categories of children and youth».

Текст научной работы на тему ««Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Пост-релиз»

УДК 159.9

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ». ПОСТ-РЕЛИЗ

Р. Е. Барабанов, Московский финансово-юридический университет -МФЮА (Москва, Россия) e-mail: [email protected] Е. А. Иванова, психолог, сотрудник Московской службы психологической помощи населению, филиал в ТиНАО (Москва, Россия) e-mail: [email protected] Д. И.Чистовский, Московский психолого-педагогический университет

(Москва, Россия) e-mail: [email protected]

Резюме Статья посвящена подведению итогов прошедшей научно-практической конференции «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи».

Ключевые слова: конференция, современные проблемы, психология, образование.

Стратегия развития научной деятельности кафедры психологии Московского финансово-юридического университета ставит своей целью переход от формирования научного потенциала к его развитию, повышению его роли в научно-практическом и инновационном комплексе системы высшего образования, применение науки в практике, что дает возможность подготовить

высококвалифицированных специалистов в современных социально-экономических условиях.

В соответствии с этим впервые в Москве 18 февраля 2016 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи» под руководством кафедры психологии АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Одним из важнейших аспектов проводимой на кафедре научно-исследовательской работы является ее взаимосвязь с учебным процессом. Обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов-психологов на кафедре психологии является научная работа, которой уделяется большое внимание. В связи с этим, в рамках реализации научно-практического потенциала в 2016 году было принято решение об образовании на кафедре психологии «Центра психолого-педагогической помощи МФЮА», а также «Школы инновационного человека: социально-когнитивные исследования и разработки в психологии и образовании». Главным руководителем проектов стал преподаватель кафедры психологии МФЮА, дефектолог, клинический психолог, советник Российской академии естествознания Р.Е. Барабанов. Научное руководство возглавил преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета социальной коммуникации, редактор отдела WEB-разработок управления «Пресс-службы» МГППУ, историк, социальный психолог Д.И. Чистовский. Особенностью данных проектов является то, что научно-исследовательской работой занимаются молодые практические специалисты, готовые к творческой реализации своих знаний, умений и навыков. Такая работа в рамках ВУЗа и кафедры позволит расширить методологию научного поиска, а также нарастить исследовательский опыт. Помимо всего прочего, организации конференции предшествовало активное участие специалистов кафедры психологии в международных и региональных научных мероприятиях.

В результате центральной темой проводимой конференции стали практические вопросы, касающиеся психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями в развитии, нейропсихологических исследований и когнитивных разработок в психологии и образовании, определения современных направлений медико-социальной и психологической реабилитации

лиц с ограниченными возможностями здоровья, модернизации образования и психологической службы в РФ, психолого-педагогической работы с одаренными детьми с различными видами одаренности, а также роли современной семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка с позиции современной психологии.

На конференции присутствовало около 100 человек, из них профессорско-преподавательский состав различных ВУЗов России, стран СНГ, а также ближнего зарубежья, практикующие специалисты-психологи, педагоги, врачи. Кроме участников из Москвы, в работе конференции приняли участие гости из Абакана, Казани, Коломны, Краснодара, Нижнего Новгорода, Самары, Черногорска, Минска, Киева, Улан-Батора. Заседание секций проходило в течение дня. Отличительной особенностью стал необычный формат мероприятия: после пленарного заседания работу начали тематические секции, которые были разбиты на два заседания, в рамках каждого одновременно работало по 4 секции. При этом выступления докладчиков чередовались с мастер-классами.

В первой половине дня в конференц-зале проходило открытие конференции, старт которой дал заведующий кафедрой психологии гуманитарного факультета МФЮА, профессор, д.ист.н. Игорь Николаевич Лозбе-нев, а также преподаватель кафедры психологии гуманитарного факультета МФЮА, председатель оргкомитета конференции - Родион Евгеньевич Барабанов. Затем приветственные и напутственные слова были даны участникам конференции Главным ученым секретарем оргкомитета, преподавателем кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета социальной коммуникации МГППУ Дмитрием Ивановичем Чистовским, а также координатором конференции, сотрудником Московской службы психологической помощи населению (филиал в Ти-НАО) Еленой Андреевной Ивановой.

В качестве почетных гостей и наблюдателей в этом году были приглашены Анна Михайловна Щербакова, к.п.н, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии ГБОУ ВПО МГППУ, которая также передала поздравление и приветственные слова участникам конференции, Наталья Валерьевна Тарасова, к.п.н., ведущий научный сотрудник отделения сурдологии, аудиологии и слухопротезирования ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», а также Наталья

Георгиевна Малюкова, к.псх.н., заведующая отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ.

После чего перешли к слушанию докладов участников конференции на следующие темы:

1. «Психологическая реабилитация в контексте Федерального стандарта профессиональной деятельности специалиста по реабилитационной работе», А.М. Щербакова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии ГБОУ ВПО МГППУ

2. «Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации (5-ти летний опыт наблюдения)», Н.В. Тарасова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»

3. «Нейропсихологическая диагностика нарушений когнитивных функций в системе комплексной реабилитации детей с последствиями черепно-мозговой травмы», Н.Г. Малюкова, ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ, заведующая отделением медицинской психологии, кандидат психологических наук

4. «Видеомоделирование от первого лица как способ обучения имитации детей с аутизмом», Н.В. Яковлева, магистрант МГППУ

5. «Развитие ощущений слепых и слабовидящихв процессе игровой деятельности», Т.М. Исмаков, магистрант СГУ имени Н.Г. Чернышевского

6. «Формирование правильного речевого дыхания у детей с узелками голосовых складок», Ю.С. Кривых, фонопед ФГБУ «НКЦ оториноларингологии ФМБА России»

7. «Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр», Р.Е. Барабанов, преподаватель кафедры психологии АОЧУ ВПО МФЮА, логопед в НДОУ Семейный клуб «РадостьВилль»

8. «О чем может сказать голос?», Н.М. Котельникова, мл.н.с. ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»

9. «Современные возможности исследования и восстановления голоса у детей», И.А. Михалевская, к.п.н., логопед ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»

10. «Концепция терапевтического отдыха (Therapeutic recreation) и

её применение в реабилитации детей, перенесших онкологическое заболевание», Е.Ю. Голяновская, координатор реабилитационного направления фонда «Подари жизнь»

11. «Особенности нарушений памяти и методы её восстановления у детей с умственной отсталостью», А.А. Спирина, психолог в ООО «Лабиринт детства»

12. «Особенности социально-психологической адаптации пациентов с нарушением статодинамической функции», С.В. Косяева, психолог, АО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление»

13. «Социокультурные подходы к интеграции людей с ментальными нарушениями и психологическая реабилитация», А.Ю. Шеманов, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ГБОУ ВПО МГППУ

14. «Педагогические критерии отбора студентов-актеров на этапе поступления в театральный колледж», Т.А. Лыкова, ФГБНУ «ИУО РАО», научный сотрудник

15. «Нежеланность рождения и девиантные формы поведения в подростковом возрасте», Т.И. Комиссаренко, к.псих.н., профессор, ФГБОУ ВПО МПГУ

16. «Гражданская идентичность: основные направления психологических исследований», Д.И. Чистовский, аспирант, преподаватель психологии ГБОУ ВПО МГППУ

17. «Нынешнее состояние гендерной социализации младших школьников Монголии», А.Н. Найдан, Ph.D психологии, старший преподаватель, Монгольский Государственный Университет науки и технологии

18. «Нейропсихологическое развитие дошкольников с внутриутробной гипоксией в анамнезе», М.С. Мисоченко, магистрант МГППУ

19. «Особенности эмоционального интеллекта интернет-аддиктов в ранней юности», Т.В. Пантелеева, аспирант кафедры психологии МПГУ

20. «Алекситимия как феномен клинической психологии. Проблемы исследований», С.Г. Агафьина, магистрант МГППУ

21. «Коучинговые технологии в образовании как альтернатива насилию и принуждению», А.О. Рыбаков, коуч, лайф-тренер, лингвотехнолог тренингового проекта

22. «Особенности психологической устойчивости в связи с профессиональным выгоранием», Е.А. Иванова, психолог, сотрудник Московской службы психологической помощи населению, филиал в ТиНАО

23. «Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте», Ю.А. Варицкий, кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры психологии и педагогики МУГУ

24. «Проблема эффективности профессиональной ориентации как основы самореализации личности в труде», С.Б. Кондратьева, к.ф.н., доцент, МПГУ

25. «Процесс формирования личности ученика во внеурочной деятельности», Н.С. Дергачева, учитель истории и обществознания, МБОУ "Школа №22" г. Балашиха

26. «Инновационные технологии в подборе, обучении и управлении персоналом», И.В. Галанова, кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры психологии МУГУ, доцент кафедры гуманитарных дисциплин МФЮА, Директор по персоналу ООО ПСК АТЛАНТ, бизнес-консультант компании LIFEMODUL

27. «Эгоистичный ребенок - особый ребенок?!», Е.В. Омельчанко, к.псих.н., доцент, МУГУ

Также в рамках каждой из секций было проведено немалое количество мастер-классов на следующие темы:

1. «Применение пластических методов в реабилитации детей с хроническими соматическими заболеваниями», Ю.Е. Куртанова, к.псих.н, доцент, преподаватель психологии МГППУ

2. «Двумя руками. Из опыта художника и учителя», С.Л. Яворская, МАУ ДО детский экологический Центр «Эко-Дом» г. Домодедово, педагог дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории

3. «Творческое музицирование как средство психологической реабилитации», Д.А. Виноградова, педагог-психолог

4. «Методы арт-терапии в психологической реабилитации подростков с ментальной недостаточностью», О.В. Белозерская, МГППУ, аспирант, магистр психологии

5. «Применение программно-аппаратного комплекса «Нейрософт» и «БОСЛАБ» в клинико-психологической и медицинской практике», Р.Е. Барабанов, преподаватель кафедры психологии АОЧУ ВПО МФЮА, сотрудник научно-клинического отдела фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»

6. «Куклотерапия как инновационная технология в работе педагога-психолога», Е.В. Пучкина, преподаватель психологии НМК

7. «Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте», А.А. Спирина, психолог, ООО «Лабиринт детства»

8. «Методика подготовки сопровождающих для работы с людьми с ограниченными возможностями», Е.Ю. Голяновская, координатор реабилитационного направления фонда «Подари жизнь»

9. «Инновационные технологии в подборе, обучении и управлении персоналом», И.В. Галанова, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии МУГУ, доцент кафедры гуманитарных дисциплин МФЮА, Директор по персоналу ООО ПСК АТЛАНТ, бизнес-консультант компании LIFEMODUL

10. «Колесо жизненного баланса», Е.А. Иванова, психолог, сотрудник Московской службы психологической помощи населению, филиал в ТиНАО

В ходе конференции было интересно отметить, что в докладах не только остро озвучены проблемы в области психологии и педагогики, но и пути их решения. Были затронуты вопросы о качестве оказания психологической и медико-педагогической помощи. Отдельный интерес вызвал доклад об особенностях психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте.

Работа конференции была весьма оживленной, доклады вызывали множество интересных вопросов, и как, отметили впоследствии выступавшие исследователи, дали толчок к новым идеям. Конференция прошла в теплой дружеской атмосфере обмена опытом, обсуждения важных для всех присутствующих вопросов.

Подводя итог и анализируя заслушанные выступления участников, и организаторами конференции и уважаемыми приглашенными наблюдателями от кафедры психологии был отмечен достаточно высокий уровень научно-исследовательских работ.

В связи с этим организаторами конференции было принято решение обойтись без выделения отдельных докладов. Все участники получили памятные сертификаты и благодарности. Причем специально для конференции было разработано четыре типа сертификатов: «сертификат слушателя докладов», «сертификат докладчика», «сертификат лектора на мастер-классе», «сертификат участника на мастер-классах».

Гости конференции во время перерыва смогли познакомиться с ВУЗом, посетить музейный комплекс «Дворянское собрание», а также насладиться выставкой известного российского художника Ильи Комова, выставка которого в это время проходила в МФЮА. Помимо этого, для всех гостей конференции, преподавателей и студентов ВУЗа в библиотеке была организована выставка научной литературы от таких известных издательств как «ВЛАДОС», «ПРОМЕТЕЙ», «СМЫСЛ» и «ОПЕРАНТ».

Все присутствовавшие на конференции, участники, гости были едины во мнении, проведенная конференция удалась, внеся большой вклад в механизм сотрудничества и преемственности между психолого-педагогической наукой и практикой, а также выразили надежду на проведение подобного мероприятия в следующем году с расширением тематики и географии.

Особо хочется отметить поступившие в адрес организаторов и ВУЗа благодарственные письма от участников мероприятия:

1. «...конференция прошла на высоком профессиональном уровне, были замечательные мастер-классы, работа секций продолжалась до 19 часов (чуть дольше), я лично участвовала, получила истинное наслаждение и огромный творческий заряд. Некоторые идеи уже успела внедрить в колледже, сама провела несколько благотворительных мастер-классов» -Л.В. Головчанская, психолог-консультант, магистр государственного управления, заместитель директора по учебной работе ФГБОУ «Медицинский колледж», Москва.

2. «.весьма признательна организаторам конференции за то, что дали мне возможность выступить на конференции. Особо хочется отметить новизну в организации конференции: доклады чередовались с мастер-классами, что позволяло каждый раз быстро перейти от теории к практике. Полученные знания и опыт пригодятся мне в моей профессиональной деятельности» - М.С. Мисоченко, сотрудник городского ресурсного центра

Содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

1. Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции. / Отв. ред. Барабанов Р.Е. - М.: МФЮА. 2016. - 538 с.

— • —

Abstract. The article is devoted to summarizing held scientific-practical conference «Modern problems of psychology and education in the context of working with different categories of children and youth».

Keywords: conference, contemporary issues, psychology, education.

Barabanov R.E., Ivanova E.A., Chistovskij D.I. «Sovremennye ф problemy pslhologü I obrazovanlja v kontekste raboty s razllchnyml kategorljaml detej I molodezhi». Post-reliz / R.E. Barabanov, E.A. Ivanova, D.I. Chistovskij // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1, 2016.

Сведения об авторах

Родион Евгеньевич Барабанов, преподаватель кафедры психологии гуманитарного факультета МФЮА, председатель оргкомитета конференции.

Елена Андреевна Иванова, сотрудник Московской службы психологической помощи населению (филиал в ТиНАО).

Дмитрий Иванович Чистовский, преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета социальной коммуникации, редактор отдела WEB-разработок управления «Пресс-службы» МГППУ, историк, социальный психолог.

© Р. Е. Барабанов, 2016.

© Е. А. Иванова, 2016. © Д. И. Чистовский, 2016. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016.

Подписано в печать 08.04.2016. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.