Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция "конкурентоспособность финансовых рынков единого экономического пространства"'

Научно-практическая конференция "конкурентоспособность финансовых рынков единого экономического пространства" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В Научно-исследовательском финансовом институте 14 марта 2014 г. при поддержке Департамента финансовой политики Минфина России прошла научно-практическая конференция, в ходе которой обсуждались вопросы интеграции финансовых рынков стран, входящих в ЕЭП. В работе конференции приняли участие: директор Департамента финансовой политики Минфина России С. В. Барсуков, председатель наблюдательного совета ОАО «Банк ВТБ» С. К. Дубинин, председатель правления Банка «Церих» (ЗАО) А. А. Арифов, заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России С. Р. Платонов, заместитель начальника отдела Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России К. К. Милантьев, представители вузов, научных организаций, сотрудники НИФИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Financial Journal publishes here materials of the conference where integration of the Common Free Market Zone financial markets has been discussed. S.V. Barsukov, Head of the Financial Policy Department of the Ministry of Finance of the Russian Federation, and other representatives of the Ministry, S.K. Dubinin, Chairman of the Supervisory Board of JSC “Bank VTB”, V.S. Nazarov, Director of the Financial Research Institute, and other leading researchers of the Institute, as well as representatives of research and higher education institutions of the Russian Federation have taken part in this conference.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция "конкурентоспособность финансовых рынков единого экономического пространства"»

НИФИ И МИНФИН РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Научно-практическая конференция

«Конкурентоспособность финансовых рынков Единого экономического пространства»

В Научно-исследовательском финансовом институте 14 марта 2014 г. при поддержке Департамента финансовой политики Минфина России прошла научно-практическая конференция, в ходе которой обсуждались вопросы интеграции финансовых рынков стран, входящих в ЕЭП. В работе конференции приняли участие: директор Департамента финансовой политики Минфина России С. В. Барсуков, председатель наблюдательного совета ОАО «Банк ВТБ» С. К. Дубинин, председатель правления Банка «Церих» (ЗАО) А. А. Арифов, заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России С. Р. Платонов, заместитель начальника отдела Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России К. К. Милантьев, представители вузов, научных организаций, сотрудники НИФИ.

приветственным словом к участникам конференции обратился директор НИФИ,

к. э. н. В. С. Назаров, который подчеркнул, что конференция проходит под эги-

дой Департамента финансовой политики Минфина России, и это, несомненно, повышает ее значимость. Он отметил также, что тема интеграции с нашими ближайшими соседями весьма актуальна, а финансы — это кровь экономики, и для интеграции необходима общая кровеносная система. Важная тема в данном контексте — регулирование финансовых рынков. В. С. Назаров выразил уверенность, что взаимодействие практиков и представителей научного сообщества сделает данное мероприятие плодотворным.

Презентацию на тему «Оценка конкурентоспособности финансовых рынков Единого экономического пространства» представила модератор конференции, руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ, д. э. н. И. Н. Рыкова. Она отметила, что глобальная конкуренция предъявляет повышенные требования к финансовым рынкам, поэтому необходимо выработать методологические подходы к оценке

На фото: президиум конференции. Слева направо: И. Н. Рыкова, А. А. Арифов, В. С. Назаров, С. В. Барсуков, С. К. Дубинин, К. К. Милантьев.

конкурентоспособности. В презентации был сделан акцент на оценке таких факторов влияния международной конкуренции, как масштабность конкуренции на финансовых рынках (рынок производных финансовых инструментов в десятки раз превышает валовой продукт развитых стран), повышение роли государства в стабильности финансового рынка.

И. Н. Рыкова представила результаты проведенного сотрудниками Центра отраслевой экономики анкетирования респондентов (участников финансового рынка и научных работников) по следующим вопросам: ключевые цели развития финансовых рынков ЕЭП; барьеры, препятствующие гармонизации финансового рынка государств — участников ЕЭП; краткосрочные приоритеты гармонизации норм законодательства государств — участников ЕЭП до 2015 г. Были получены подробные и интересные ответы, которые планируется систематизировать и направить в Департамент финансовой политики.

Далее докладчик оценил уровень развития финансовых рынков стран — участников ЕЭП на основе следующих показателей: монетизация экономики, уровень ПИИ, количество банков и банковских учреждений и темпы их роста, объем кредитов и депозитов в банковской системе, количество банкоматов. Также была дана сравнительная характеристика страховой и биржевой инфраструктуры.

В обсуждении темы конференции приняла участие руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ, д. э. н. К. В. Швандар с докладом «Методические подходы к оценке конкурентоспособности национальных финансовых рынков». Она остановилась на основах теории конкурентоспособности, привела современный перечень показателей конкурентоспособности финансового рынка. Среди них: ассортимент финансовых услуг; доступность услуг; доступность финансирования проектов (в т. ч. инновационных) за счет местного рынка ценных бумаг; простота доступа к кредитам; устойчивость банков; эффективность регулирования фондовых бирж; степень правовой защиты заемщиков и кредиторов. Докладчик сделал вывод о том, что задача повышения уровня развития финансовых рынков ЕЭП — сложная и долгосрочная. Начинать улучшения следует с отдельных показателей: устойчивость банков, индекс правовой защиты.

С презентацией «Совершенствование интеграционного механизма как основы создания конкурентоспособного финансового рынка в рамках ЕЭП» выступила ведущий научный сотрудник Центра международных финансов НИФИ, к. э. н. Л. Ю. Рыжановская. По ее оценке, создание общего конкурентоспособного финансового рынка — важнейшая составляющая интеграционных процессов, без которых невозможно полноценное функционирование ЕЭП. В презентации было дано определение конкурентоспособности, намечены методологические подходы к решению проблемы ее повышения. Докладчик подчеркнул, что установление общих норм и стандартов требует целенаправленного управления интеграционным процессом, а также создания межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) институциональных структур, которые формируют правовые основы для унификации законодательства государств — участников ЕЭП. При этом механизм гармонизации национальных законодательств должен основываться на лучших мировых стандартах. Наиболее подходящим индикатором оценки реальной финансовой интеграции можно считать прямые иностранные инвестиции, показатель ВНД на душу населения по ППС, по которым обычно судят об уровне конвергенции.

Доклад «Оценка возможности координации государственной монетарной политики стран ЕЭП» представила профессор, зав. кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н. М. А. Абрамова. Она проанализировала уровень развития монетарной сферы и банковского сектора трех государств и предложила алгоритм их координации. По мнению докладчика, все должно начинаться с гармонизации нормативной сферы, т. к. речь идет о независимых государствах. Далее должно последовать создание Наднационального органа по регулированию финансового рынка государств — членов Таможенного союза и участников Единого экономического пространства. Должна быть предусмотрена координация денежно-кредитной политики, сближение структуры банковских систем.

В выступлении была рассмотрена структура и роль центральных банков трех государств, проведено сравнение их кредитно-денежной политики, в т. ч. политики валютного курса, регулирования ликвидности (денежной массы), дан анализ состояния банковского сектора. М. А. Абрамова отметила, что теоретической основой координации функционирования денежной, кредитной, финансовой и платежной систем выступают имманентно присущие любой экономической системе отношения взаимодействия. Наработки по вопросу мегарегулятора также могут быть полезны, при этом особое внимание нужно обращать на возможность возникновения различных рисков. В заключение была подчеркнута необходимость создания научно-консультативного совета при Евразийской экономической комиссии с привлечением представителей центральных банков по координации денежно-кредитной политики и оценке перспектив введения коллективной валюты. При этом нужно учитывать, что введение единой валюты в рамках ЕЭП — это длительный и сложный процесс, требующий согласования не только денежно-кредитных параметров, но и налогово-бюджетной политики.

Директор Департамента финансовой политики Минфина России С. В. Барсуков в своем выступлении поблагодарил руководство НИФИ за организацию мероприятия в таком формате, который обеспечивает эффективное взаимодействие представителей Минфина России с научным сообществом. Он отметил, что Департамент нацелен на активную совместную работу с научным и вузовским сообществом, и выразил надежду, что теперь контакты с учеными, которые должны выступать в роли экспертов, станут регулярными и принесут пользу обеим сторонам. В частности, мнения ученых очень важны для эффективной работы над соглашениями по координации деятельности членов ЕЭП на финансовых рынках.

С. В. Барсуков сообщил, что Минфин России готовит для внесения в Правительство нормативные акты — международный договор и два соглашения, одно из которых — «Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках» — является предметом обсуждения на данной конференции. Он отметил: «Чтобы соглашения заработали и чтобы население и бизнес в наших странах ощутили повышение конкурентоспособности финансового рынка, мы должны наполнить их конкретным содержанием, конкретными действиями по сближению наших рынков. Нам нужен фундаментальный научный подход, в т. ч. анализ опыта Еврокомиссии, там тоже произошли серьезные изменения, прежде всего усиление роли надзорных органов. В то же время мы заинтересованы получать практическую экспертную оценку изменений на страховом и банковском рынке, рынке ценных бумаг».

Докладчик заявил, что по большому счету в документах должны быть отражены «точечные изменения» для поэтапного снятия барьеров на пути формирования единого финансового рынка; на данном этапе это прежде всего признание странами, входящими в ЕЭП, лицензий, выданных друг другу. Например, нужно создать условия, чтобы банки через филиалы могли принимать вклады на территории других стран, и выработать понимание, что делать вкладчикам, если банк того или иного государства будет объявлен банкротом. С точки зрения массовых финансовых услуг это самое главное. Вопросы по страхованию — как белорусские или казахстанские компании могут войти на наш страховой рынок и наоборот. С точки зрения рынка ценных бумаг нужно разработать порядок размещения на российской бирже облигаций эмитентов из Казахстана и Белоруссии, а на биржах этих государств — акций российских компаний. Практические вопросы переходят в плоскость трех отраслей: регулирование финансовых рынков, денежно-кредитная политика и валютный контроль. Так, валютный контроль в России самый либеральный, а в Белоруссии — самый жесткий. Сложность интеграционных процессов в этом и заключается — понимать, как происходит продвижение по этим направлениям. При этом нужно учитывать необходимость взаимодействия между разными ведомствами, которые занимаются данными направлениями.

Заканчивая выступление, С. В. Барсуков сказал: «Я попросил раздать участникам совещания проекты соглашений, которые мы разработали, для внесения замечаний и предложений по их реализации. Текущая ситуация, в т. ч. напряженность на финансовом рынке, будет, конечно, вносить изменения в темп нашего продвижения к цели. Но планы — долгосрочные, и наша поэтапная работа очень полезна, чтобы повысить конкурентоспособность всех участников рынка ЕЭП. Ваши предложения по имплемен-тации этих положений в российское законодательство также очень важны, в частности, по унификации терминов: что такое банк, страховая организация. В самом соглашении можно сделать ссылку на принципы эффективного банковского надзора, но ключевые вещи там не отличаются от того, что определено на международном уровне. В случаях, когда особенности законодательства той или иной страны мешают интеграции, мы должны найти взаимоприемлемое решение».

В своем выступлении председатель правления МФР «Евразия», к. э. н. Д. В. Лызлов предложил ориентироваться не только на западные оценки. Он высказал мнение, что российское научное сообщество должно проанализировать западные критерии развития финансового рынка и выработать свои подходы. Базовые принципы конкурентоспособности были обозначены в предыдущих выступлениях — это прибыльность, ликвидность и обеспеченность активов. Д. В. Лызлов далее отметил, что у наших стран фондовые рынки не завязаны с материальными ресурсами (нефть, древесина и пр.): сейчас акции отдельно, а активы отдельно. Научное сообщество должно искать пути для разрешения этого противоречия. Кроме того, нужно ограничить приток эмиссионного, спекулятивного капитала на финансовый рынок. Срок по гармонизации отношений стран ЕЭП — 15 лет — избыточен. Это упрощает работу юристов, но процесс нужно оптимизировать, наладить взаимоотношения между реальными участниками финансового рынка — банками, населением и предприятиями. На это должны быть направлены усилия научного сообщества.

В докладе «Проблемы интеграции фондовых бирж стран ЕЭП: возможность использования зарубежного опыта» доцента МГИМО (У) МИД РФ, к. э. н. О. В. Хмыз было отмечено, что определить причины такой интеграции сложно: она может быть вызвана как внутренними факторами (необходимостью увеличения степени финансового взаимодействия именно этих государств), так и внешними, т. е. являться следствием глобализации. Докладчик подчеркнул, что возможности интеграции фондовых рынков стран ЕЭП связаны с интеграцией не только финансовых рынков, но и реального сектора экономики этих стран, ведь практика других государств показывает, что финансовой интеграции обычно предшествует промышленная. Сложен также вопрос, насколько нужно форсировать интеграцию. В качестве образца для ЕЭП взят ЕС, но он шел к объединению постепенно.

Далее в докладе были рассмотрены условия интеграции фондовых бирж. В Европе интеграция заняла довольно длительное время. Для государств ЕЭП трансграничное объединение бирж пока что не планируется, хотя интеграцию инфраструктуры фондовых рынков можно рассматривать как один из первых шагов к интеграции бирж, а мегарегулятор — как стимулирующий эту интеграцию компонент. Фондовой интеграции будет содействовать и сближение требований к эмиссии основных видов ценных бумаг, в т. ч. государственных. В заключение О. В. Хмыз сказала, что основная задача ясна — необходимо подойти к свободному перемещению капитала, для чего необходимо не только соответствующее законодательство, но и обмен информацией, и гармонизированные условия для финансовых институтов стран ЕЭП, и соответствующая защита потребителей финансовых услуг. Это необходимые, но не исчерпывающие условия для фондовой интеграции в ЕЭП.

Председатель наблюдательного совета ОАО «Банк ВТБ» С. К. Дубинин заявил в своем выступлении, что для людей, вкладывающих деньги (и профессиональных участников рынка, и частных инвесторов), главным вопросом является уровень управления рисками. «С моей точки зрения, — сказал докладчик, — конкурентоспособность — прежде всего вопрос степени риска. Цена и качество финансовой услуги соотносятся с рисками: готовы ли покупатели финансовой услуги заплатить соответствующие деньги за то, чтобы институты, работающие на рынках, сняли эти риски (хеджировали их). И конкуренция за привлечение денег идет по этому направлению. Виды конкуренции — конкуренция между рыночными институтами и конкуренция финансовых инструментов. Главный вопрос — что вы предпочтете в условиях кризиса и нестабильности финансовых рынков: консервативную политику вложений в облигации с фиксированным доходом либо игру на акциях, которые потенциально могут расти быстрее».

На фото: председатель наблюдательного совета ОАО«Банк ВТБ» С. К. Дубинин

В выступлении было отмечено, что человечество пока не изобрело способов работать с денежными потоками, кроме как через финансовые рынки. Сейчас, в условиях глобализации, с помощью электронных площадок можно выйти на любой рынок. Банки, по сути, продают доверие инвестора к себе, поэтому должны снимать риски. Именно этим объясняется необходимость избавления банковской системы от тех институтов, которые не выполняют установленные нормативы или не соответствуют принятым в системе обязательствам.

С. К. Дубинин продолжил: «Процесс создания единого финансового рынка на основе ЕЭП — это синергия или конкуренция? Мне кажется, что до кризиса 2008 г. это была скорее конкуренция, и Россия выигрывала у стран СНГ. До сих пор на этих рынках остается валютный контроль. В период кризиса многие преимущества были утеряны, и сейчас российский финансовый рынок характеризуется большей во-латильностью и одновременно отсутствием роста вложений. В этом смысле он проигрывает международному. В последний период деньги ушли с нашего рынка и пока не возвратились — был небольшой приток, потом (летом) отток, и это не связано с политическими событиями. Скорее с тем, насколько успешно финансовая система как система рынков выполняет свои функции в интересах развития страны.

К сожалению, выполняет не очень успешно: недостаточна глубина рынка, низка ликвидность и велика волатильность».

Далее докладчик рассказал об эмиссии акций ВТБ, когда через Московскую биржу банку удалось привлечь средства норвежского и азербайджанского нефтяных фондов, чтобы соответствовать современным требованиям Банка России и работать в том масштабе, который нужен экономике. В этом смысле разговоры о том, чтобы закрыть российский фондовый рынок, тогда он станет надежным и обеспеченным, контрпродуктивны. Страна уже жила при закрытом рынке: его просто не было, не считая сберкасс. Но и сегодня рынок не созрел для реализации в полном объеме рыночного механизма мобилизации инвестиционных (денежных) ресурсов. Норма сбережений в российской экономике — 30 % ВВП, а норма инвестиций — 20 %, и эта разница выводится за рубеж. Это не злонамеренные или криминальные действия, а просто следствие политики защиты финансовых средств. Потом эти деньги возвращаются: например, Кипр и Нидерланды — основные источники ПИИ в Россию.

«Необходимо сделать наш рынок конкурентоспособным на глобальном уровне, чтобы не было необходимости эти десять процентов пропускать через офшоры для нивелирования рисков, — подчеркнул С. К. Дубинин. — Эту задачу и пытаются решить, строя ЕЭП. Здесь возникают определенные коллизии, в частности, коллизия встречной девальвации. Российский рубль обесценился примерно на 20 % — это накопленная девальвация. Ответный ход со стороны казахской валюты — девальвация тенге как защитная мера, чтобы товары Казахстана были конкурентоспособны. При реализации системы валютной привязки (сразу единую валюту ввести невозможно) нужно предусмотреть переходные механизмы, когда такие соглашения готовятся. Но глобализация — объективный процесс, и участвовать в нем необходимо, не копируя слепо западный опыт, а вырабатывая собственные решения».

Председатель правления Банка «Церих» (ЗАО) А. А. Арифов, отвечая на вопрос, могут ли микрофинансовые (небанковские) организации конкурировать с банками, сказал, что этот вопрос поставлен некорректно. На 1 сентября 2013 г. количество банков и небанковских организаций составляло 951, микрофинансовых организаций — 4060, при этом на их долю приходилось всего 0,3 % объема кредитных портфелей. У микрофинансовых организаций другая задача — помощь начинающим предпринимателям, работа на селе и в малых городах. По стране кредитных организаций (в т. ч. офисов) — много, а на селе их мало. Сегодня в России регулирование микрофинансирования только формируется, и от этого зависят дальнейшие результаты деятельности. Выступающий отметил, что должны быть созданы эффективный институт саморегулирования и система финансового просвещения населения, цель которых — сделать микрофинансовый рынок более цивилизованным.

В презентации доцента Волгоградского государственного университета, к. э. н. К. А. Туманянца «Регулирование негосударственных пенсионных фондов в России и Казахстане: возможности конвергенции» были проанализированы особенности государственного регулирования деятельности НПФ в двух странах. Докладчик обозначил общие проблемы НПФ и пути их решения, которые будут способствовать развитию НПФ как финансового института негосударственного пенсионного обеспечения.

С докладом «Методы определения кредитоспособности кредитной организации» выступила профессор Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н. Н. Э. Соколинская. Она подробно остановилась на методах оценки финансового состояния и устойчивости кредитной организации, предложила систему внутренней оценки кредитоспособности банка. Докладчик отметил, что банкам, рейтинговым

агентствам и надзорному органу необходимо определить критерии надежности коммерческого банка, прежде всего долгосрочной. Особое внимание было уделено системному риску, который реализуется в результате накопления совокупности факторов и непосредственно связан с банковским регулированием и надзором. Было предложено создать единый документ для мониторинга концентрации крупных кредитных рисков, а также внести в банковское законодательство дополнительные меры надзорного реагирования на неисполнение и неэффективную организацию оценки кредитоспособности и долгосрочной надежности кредитной организации.

В заключительном слове директор НИФИ В. С. Назаров выразил присутствующим благодарность за участие в конференции, отметил интересное содержание дискуссий и подчеркнул важность практической реализации выступлений, заметив, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Он предложил присутствующим представить свои комментарии к тексту соглашения, чтобы затем обобщить поступившие замечания и предложения и передать их в Департамент финансовой политики Минфина России. Скорректированное соглашение должно стать своего рода дорожной картой по интеграции финансовых систем на уровне ЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.