Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ В СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА'

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ В СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2524
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW MEDIA / POPULAR SCIENCE PUBLICATIONS / NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жохов Сергей Борисович

В статье рассматриваются типологические признаки современных научно-популярных изданий. Анализируются характеристики современного медиаресурса по популяризации науки. Автор обращает внимание на специфику работы в социальных медиа и особенности взаимодействия с аудиторией как важные факторы успешного развития современного сетевого издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORECASTS OF DEVELOPMENT OF POPULAR SCIENTIFIC PUBLICATIONS IN THE ENVIRONMENT OF NEW MEDIA

The growing interest to popular science has always been inextricably linked and dependent on the press as one of the main channels for information dissemination. The emergence of new technologies of information dissemination, primarily, the Internet, paved the way for many popular science websites, some of which came online from traditional popular science media. The development of technical means and the huge potential of modern data transmission networks led to a quicker and wider distribution of scientific news. Such stories are now rich in multimedia and analytical content, and their overall quality has become much higher than ever before. The article also discusses the specific features of social media as a means for interaction with the audience highlighting their growing importance for the successful development of modern online media.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ В СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА»

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10416

С. Б. Жохов

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ В СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА

В статье рассматриваются типологические признаки современных научно-популярных изданий. Анализируются характеристики современного медиаресурса по популяризации науки. Автор обращает внимание на специфику работы в социальных медиа и особенности взаимодействия с аудиторией как важные факторы успешного развития современного сетевого издания.

Ключевые слова: новые медиа, научно-популярные издания, сетевые технологии.

Донести до широкой публики адаптированные научные знания, которые неподготовленная аудитория сможет понять и использовать в дальнейшем развитии социума, применить полученные знания на практике, есть важнейшая задача в популяризации науки. Особенно актуализировалась эта задача в нынешних условиях, когда распространение информации происходит моментально, неконтролируемо, и любая гипотеза находит своих последователей, когда истинные популяризаторы науки вынуждены встать в ряды борцов с лженаукой, с экстрасенсами и прочими дельцами от околонаучных знаний, заполонившими в наше время экраны телевизоров, страницы и паблики в интернете растущими как грибы роликами в видеосервисах.

Развитие популяризации науки всегда было неразрывно связано и зависело от прессы как одного из основных каналов распространения информации. Зарождение научно-популярной журналистики и ее развитие в России происходило все последние триста лет функционирования прессы, начиная с первых газет и журналов, потом плавно перетекая на экраны телеприемников и вливаясь в радиоэфир. Как результат, к концу двадцатого столетия это - четко сформированная сеть научно-популярных СМИ с охватом многомиллионной аудитории Советского Союза. К сожалению, на переходном периоде веков и тысячелетий, лишившись государственной поддержки в связи со сменой политического и экономического строя, налаженная система популяризации знаний резко деградировала. Журналистика, встав на новые экономические рельсы свободы, сменила вектор своих интересов, а общество, занятое выживанием в новом экономическом хаосе, мало думало о саморазвитии и техническом прогрессе. Но экономическая ситуация начала выправляться, СМИ сформировали иные пути развития.

Появление новых технологий распространения информации, позволивших снизить себестоимость проектов и ускорить их развитие, послужило стартом к появлению в сети «Интернет» множества научно-популярных сайтов. Сайты появлялись как по инициативе отдельных ученых и популяризаторов науки, так и при поддержке государства, которое к тому времени нашло средства и силы для патронажа научно-популярных изданий. Интернет, обладая уникальным набором достоинств (гипертекстуальностью, глобальностью, невысокой ценой на изготовление сайтов, мультимедийностью и цифровой формой хранения и передачи информации), способствовал развитию научно-популярных изданий и их широкому распространению в обществе. Эта группа научно-популярных изданий в сети получила устойчивое оформление и имеет определенные типологические признаки: это издания, пришедшие в сеть из традиционных научно-популярных СМИ, газеты, журналы и телевизионные телепрограммы,

самостоятельно возникшие научно-популярные сайты. И как дальнейшее развитие сетевого средства массовой коммуникации следовало появление «новых медиа», вобравших в себя признаки старых традиционных и приобретших новые.

Отметим, что сейчас популяризация науки обретает второе рождение. Потребность в популяризаторах в связи с экономическим ростом страны была озвучена правительством в 2010 году [16]. Но наряду с возрождением традиционных средств популяризации науки очень важно использовать и открывающиеся новые возможности: интернет-сми, паблики, социальные сети в интернете, ютьюб-каналы. Развитие технических средств распространения информации, вхождение в нашу жизнь таких гаджетов, как смартфоны предопределило направление развития научной популяризации на ближайшие десятилетия. Уже сейчас аудитория интернета обогнала, казалось бы, незыблемых обитателей информационного олимпа - радио и телевидение. Согласно отраслевому докладу «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2018 год, доля пользователей интернета в России выросла до 76 %, а это 93 миллиона жителей [7], для сравнения в 2000 было всего 3 миллиона пользователей.

Основой теоретической базы нашего исследования стали работы по изучению популяризации науки А. И. Акопова [1], А. Г. Качкаевой [8], Б. И. Есина [4], Э. А. Лазаревич [10; 11; 12], Е. Л. Вартановой [2]. Основываясь на исследованиях отечественных ученых [3; 5; 6; 9; 13; 14; 15; 17] и данных о пользователях интернета в России, можно с уверенностью сказать, что будущее научно-популярных ресурсов неразрывно связано с новыми медиа. Современные исследователи определяют следующие типологические признаки новых медиа:

- они должны быть в цифровой форме и распространяться в цифровой среде интернета

- они должны быть мультимедийными и гипертекстуальными;

- новые медиа интерактивны и изменяемы.

Поскольку образовываются новые средства распространения массовой информации, или, правильнее сказать, средства массовой коммуникации в интернете, постоянно возникают новые течения и приемы подачи информации, интерактивность ресурсов и гибкость их создания, то они дают несравнимо большую функциональную свободу авторам. Таким образом, определение особенностей функционирования тематики и формы подачи материала, дающих конкурентные преимущества перед традиционными медиа, являлось первоочередной задачей нашего исследования.

Проанализировав ряд основных научно-популярных изданий, нами были выявлены два наиболее успешно функционирующих и развивающихся ресурса. Одно из них - издание, перешедшее в сеть из классического бумажного научно-популярного журнала «Популярная механика», русская версия выпускаемого в США с 1902 года. Впрочем, журнал существует в двух ипостасях: как классический бумажный журнал, так и сетевое издание. А второе - типичный представитель нового формата научно-популярных изданий, существующее только в сети, но не менее популярное у аудитории и финансово успешное «N+1».

Для проведения исследования были взяты все публикации изданий в период с сентября 2019 по май 2020 года. Рассматривались и анализировались публикации не только на основных платформах, но и посты на страницах изданий в социальных сетях и мессенджерах. Такой сравнительно короткий период исследования был выбран из-за большого количества публикаций и невозможности обработать все их в выделенные временные рамки. Количество публикаций в месяц доходило до полутора тысяч на всех площадках только для одного издания. По результатам проведенного исследования были выявлены основные группы тем публикаций, география источников информации, их надежность и близость к научным кругам. Сравнивались такие параметры, как развлекательность контента и его научная направленность. Были определены формы и методы монетизации контента изданий. Так как издания априори уже финансово успешны и известны среди целевой аудитории, то была выдвинута научная гипотеза о том, что их формула работы уже доказала свою эффективность и может послужить основой для построения модели современного научно-популярного сетевого издания. Сравнив форматы изданий, проанализировав приемы и основные параметры их деятельности по популяризации научных знаний, были выявлены положительные и отрицательные показатели их деятельности по всем направлениям и на разнообразных платформах. Для подтверждения теоретических

выводов был проведен опрос, который позволил выявить предпочтения целевой аудитории, ее мнения и желания по ключевым вопросам, например, готовность платить за знания, доверие к определенным источникам.

Исследование подтвердило выводы о том, что научно-популярное «новое» медиа должно обладать следующими характеристиками:

- Интерактивностью;

- Быть цифровым и распространятся через интернет;

- Быть мультимедийным;

- Быть гипертекстуальным;

- Быть гибким и изменяемым;

- Иметь мультиплатформенность.

Согласно отраслевому отчету Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России за 2019 год (7), показатель использования интернета в России достигает 94 миллиона человек, а это 76 % от всего населения России. Согласно данным того же отчета, основные пользователи интернета - это молодежь 55 % (16-30 лет) и 40 % (31-45 лет), в основном это жители крупных мегаполисов 75 % (более 1 миллиона человек) и 20 % (более 100 тысяч человек), с высоким (40 %) и средним (40 %) достатком. Этот аудиторный портрет практически полностью совпадает с портретом пользователей научно-популярных медиа. Добавим только - имеющими или получающими высшее образование, интересующимися достижениями науки и техники или работающими в этой области. Согласно данным проведенного опроса, большинство респондентов получают научные знания в сети интернет (см. Рис. 1).

Рис. 1. Источники получения информации

Жанрово-тематический обзор, выявленный на этапе контент-анализа двух выбранных журналов для исследования, показал, что основной продукт успешного научно-популярного медиа - это аналитические статьи на темы: оружие, космос, гаджеты и достижения современной науки, имеющие часто, кроме популяризирующего, еще и развлекательный характер. Последние исследования медиапотребления (16) показали, что развлекательность научно-популярного контента часто востребована в социальных медиа, а на сайтах более популярны серьезные и объемные статьи для вдумчивого и неспешного чтения. Важно отметить, что несмотря на практически одинаковый выбор тематики публикаций, различия в форме подачи материала двух объектов исследования вполне очевидны. И если «Популярная механика», следуя традициям своего «бумажного прошлого», придерживается развлекательной формы подачи материала, который не содержит в себе большого количества научных терминов и информации, то журнал «N+1» больше ориентирован на научное сообщество и его статьи имеют более высокую степень научности языка, которая индексируется редакцией. Также издание предпочитает брать информацию из серьезных научных источников с последующей профессиональной редакторской обработкой материала и трансформацией его для широкого потребления. Также интересен разный подход изданий к монетизации свих услуг. И если «Популярная механика», подтверждая свой консервативный подход к работе, отдает предпочтение традиционной рекламе в виде постеров

и рекламных статей, то «N+1» не использует прямую рекламу. Издание применяет партнерские программы и систему донатов (анг. Donate), при этом искусно «вплетая» в выпускаемый материал спонсоров, так что они не кажутся чуждыми в общей канве текста. Новизна решения в том, что не ищется спонсор под проект, а проект создается уже под готового заказчика, этим редакция добивается естественности контента. Также выявилась существенная разница в использовании социальных медиаресурсов. Если «Популярная механика» не придает развитию присутствия и продвижения в социальных сетях и мессенджерах большого внимания, публикуя там только анонсы и ссылки на материалы, размещенные на основной платформе, то «N+1» использует опыт работы в сетевых изданиях, готовит специальные публикации, которые созданы для социальных сетей. Эти публикации адаптированы под аудиторию сетей. И даже создали специальные ресурсы (Образовач), которые функционируют только в социальных медиа. Согласно данным опроса, мнения разделились практически в равных долях, что доказывает правильность предположения, что научно-популярные знания должны обладать вариативностью подачи (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Что привлекает в получаемой информации

Чем для вас интересен материал?

Содержанием —[81.4Ч4>

Формой подачи -[59.3%)

10 20 40 50

Рис. 3. Чем интересен материал

Однако период бессистемного поглощения информации подходит к концу, аудитория становится требовательна не только к форме подачи, но и к содержанию. Повсеместная борьба с лженаучными теориями и псевдонаукой ставит серьезные научно-популярные издания выше по лестнице доверия среди целевой аудитории. Ставшая уже привычной ссылка на источник информации, а сейчас это и целая серия продолжающихся историй, связанных с помощью гиперссылок в одну развивающуюся, позволяет отделить качественный контент от фейка. Согласно данным того же опроса, большинство опрашиваемых склонны доверять науке (рис. 4). Однако влияние лидеров мнений, а сейчас это известные личности, блогеры, остается достаточно сильным, видимо, этим объясняется появление множества научно-популярных пабликов в

сети «Интернет», которые имеют больше развлекательный контент, чем образовательный, и в основном сообщают о научных фактах, не имея желания объяснить их причину.

Рис. 4. Кому больше доверяют

Также исследования показали востребованность оперативного представления научных новостей. Благодаря развитию технических средств и возможностям современных сетей передачи данных появилась возможность быстро и в полном объеме помещать научные новости, наполняя их мультимедийным и аналитическим контентом, тем самым удовлетворяя потребность в данном виде научно-популярной информации представителей ученых и студентов, занимающихся научными исследованиями.

Падение просмотров телевизионных программ и, как следствие, миграция рекламных кампаний и бюджетов в интернет позволили появиться новым моделям монетизации научно-популярных изданий в интернете. Старая модель размещения прямой рекламы на сайте плохо работает в заполненном информацией цифровом мире. Современное научно-популярное издание зарабатывает на других принципах. Грамотное использование нативной рекламы, специально написанные рекламные тексты собирают иногда больше просмотров, чем основной материал, что привлекает партнеров и заказчиков. В современной научно-популярной среде заказчик создает направление научной популяризации, и он же оплачивает работу редакции и иногда приглашенных авторов. Согласно данным опроса, только 12 % готовы платить за контент, остальные же предлагают зарабатывать средства самим изданиям или жить на дотации государства (см. рис. 5)

Нужно ли монетизировать научно-популярные ресурсы?

■ Да, я готов(а) платить за научно-популярный контент, если это интересно

■ Нет, пусть платит государство

■ Такие издания должны существовать за счет спонсоров и донатов

Рис. 5. Нужно ли монетизировать научно-популярные ресурсы

Согласно данным того же опроса, источники получения научного знания достаточно разнообразны и среди них преобладают те, что выделяются качеством и количеством

предлагаемого контента, что говорит о достаточно большом объеме рынка этих услуг и их востребованности среди аудитории.

Проведенный анализ показал важность влияния социальных сетей на развитие научно-популярных медиа. Необходимо предметно подходить к работе по взаимодействию с каждой сетью как в тематическом подборе материала, так и в формате его представления. При продуманном и тактически выверенном плане работы в социальных медиа научно-популярное издание может гарантировать себе постоянный приток аудитории из социальных сетей и рассчитывать на быструю ответную реакцию аудитории на публикуемые материалы. Важно понимать, что аудитория социальных сетей - это еще одна, она другая, но она ваша аудитория.

Важная стратегия работы - это мультиплатформенность проекта, диверсификация направлений не только на разных платформах, но и разных, хотя часто и смежных, темах. Все это расширяет аудиторию, привлекая соседние сегменты рынка. Также необходимо использовать офлайн-каналы работы с аудиторией, организуя мероприятия, презентации, выездные лектории и конкурсы, связанные с популяризацией науки и технического прогресса.

В попытке прогнозировать успешное научно-популярное медиа будущего вырисовывается такой портрет - это научно-популярный ресурс, обладающий всеми признаками «новых медиа», содержащий себя сам и зарабатывающий достаточно для развития проекта и открытия новых направлений, имеющий отделы для работы в социальных сетях и представительства во всех основных социальных медиа с предметным подходом действия в каждом, имеющий своих или приглашенных научных консультантов, гарантирующих научность публикуемых материалов и пользующихся достоверными и уважаемыми источниками. Научно-популярное медиа будущего является мультидисциплинарным и имеет материал на различные темы и для разных уровней подготовленности пользователей, что в купе с внятной классификацией позволяет удовлетворить все запросы аудитории. Это нишевое издание, но оно имеет постоянную и преданную аудиторию, которую гарантированно может предложить рекламодателям и партнерам. Тут нет прямой рекламы, только нативная и партнёрские проекты. Тут всегда современный и свежий дизайн, тут всегда новинки технологического взаимодействия с техникой пользователей и удобный интерфейс, так как чуткое следование развитию технологий - залог успеха современного научно-популярного медиа.

Список литературы

1. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. На примере специализированных журналов / А. И. Акопов. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. - 196 с. - Текст : непосредственный.

2. Вартанова, Е. Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ / Е. Л. Вартанова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». - 2012. - № 1. - С. 7-26.

3. Дугин, Е. Я. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа / Е. Я. Дугин, О. А. Куприянов. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. - 2017. - № 5.- С. 72-83.

4. Есин, Б. И. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002) / Б. И. Есин, И. В. Кузнецов. - Москва: Изд-во МГУ, 2002. - 224 с. - Текст : непосредственный.

5. Засурский, И. И. Реконструкция в России: (Масс-медиа и политика в 90-е) / И. И. Засурский. - Москва: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. - 286 с. - Текст : непосредственный.

6. Засурский, И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа 2009 : исследования в 3-х частях / И. И. Засурский, А. О. Алексеева. - Москва: МГУ, 2010. - 54 с. - Текст : непосредственный.

7. Интернет в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. -Москва : Типография «Форвард Принт», 2019. - 109 с. - Текст : непосредственный.

8. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А. Г. Качкаева. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 200 с. -Текст : непосредственный.

9. Кульчицкая, Д. Ю. Научная коммуникация в онлайн-среде: вызовы и новые возможности / Д. Ю. Кульчицкая. - Текст : непосредственный // Творчество, профессия, индустрия. Материалы

Международной научно-практической конференции «Журналистика 2017». - Москва : Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2018. - С. 121-122.

10. Лазаревич, Э. А. С веком наравне: Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал / Э. А. Лазаревич. - Москва : Книга, 1984. - 383 с. - Текст : непосредственный.

11. Лазаревич, Э. А. Искусство популяризации: Академики С. И. Вавилов, В. А. Обручев, А. Е. Ферсман - популяризаторы науки / Э. А. Лазаревич. - Москва : Изд-во АН СССР, 1960. -190 с. - Текст : непосредственный

12. Лазаревич, Э. А. Популяризация науки в России / Э. А. Лазаревич. - Москва : Изд-во МГУ, 1981. - 244 с. - Текст : непосредственный.

13. Мадиану, М. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении / М. Мадиану, Д. Миллер. - Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2018. - № 1. - С. 334-356.

14. Парафонова, В. А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: типологические и профильные особенности специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Вера Александровна Парафонова ; Тверской государственный университет. - Тверь, 2017. - 187 с. - Текст : непосредственный.

15. Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 29 апреля 2010 г. - Текст : электронный // Kremlin.ru : Официальный сетевой ресурс Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/7585 (дата обращения: 03.10.2020).

16. Тенденции монетизации контента в Интернете Медиапотребление в России - 2019. -Текст : электронный // Deloitte. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/technology-media-telecommunications/russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf (дата обращения: 03.10.2020).

17. Трищенко, Н. Д. Влияние открытого доступа на современную научную коммуникацию / Н. Д. Трищенко. - Текст : непосредственный // Творчество, профессия, индустрия. Материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2017». - Москва : Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2018. - С. 122-123.

ANALYSIS AND FORECASTS OF DEVELOPMENT OF POPULAR SCIENTIFIC PUBLICATIONS IN THE ENVIRONMENT OF NEW MEDIA

Zhokhov S. B., Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod,

[email protected]

The growing interest to popular science has always been inextricably linked and dependent on the press as one of the main channels for information dissemination. The emergence of new technologies of information dissemination, primarily, the Internet, paved the way for many popular science websites, some ofwhich came online from traditional popular science media. The development of technical means and the huge potential of modern data transmission networks led to a quicker and wider distribution of scientific news. Such stories are now rich in multimedia and analytical content, and their overall quality has become much higher than ever before. The article also discusses the specific features ofsocial media as a means for interaction with the audience highlighting their growing importance for the successful development of modern online media.

Keywords: new media, popular science publications, network technologies.

References

1. Akopov, A. I. (1985). Metodika tipologicheskogo issledovaniya periodicheskih izdaniy. Na primere specializirovannih izdaniy [Methodology for typological research of periodicals. On the example of specialized magazines]. Irkutsk, 196 p. (in Russ.).

Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2020. № 4 (38)

2. Vartanova, E. L. (2012). O neobkhodimosti modemizatsii kontseptsiy zhurnalistiki i SMI [On the need to modernize the concepts of journalism and the media]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10 «Zhurnalistika» [Bulletin of Moscow University. Ser. 10: Journalism], pp. 7-26 (in Russ.).

3. Dugin, E. Ya. & Kupriyanov, O. A. (2017). Modeli vzaimodeystviya televideniya s auditoriyey: mezhdu novymi i traditsionnymi media [Models of interaction between television and the audience: between new and traditional media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10 «Zhurnalistika» [Bulletin of Moscow University. Epizode 10: Journalism], 5, pp. 72-83 (in Russ.).

4. Esin, B. I. (2002). Trista let otichestvennoy zhurnalistiki (1702-2002) [Three hundred years of Russian journalism (1702-2002)]. Moscow, 224p. (in Russ.).

5. Zasursky, I. I. (2001). Rekonstruktsiya v Rossii: (Mass-media ipolitika v 90-ye) [Reconstruction in Russia: (Mass media and politics in the 90s)]. Moscow, 286p. (in Russ.).

6. Zasursky, I. I. (2010). Internet i interaktivnyye elektronnyye media 2009: issledovaniya v 3-kh chastyakh [Internet and interactive electronic media 2009: research in 3 parts]. Moscow, 54p. (in Russ.).

7. Internet v Rossii v 2018. Sostoyanie, tendencii i perspektivi razvitiya. (2019). [Internet in Russia in 2018. State, trends and development prospects], available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2019/teleradio/main/custom/0/0/file.pdf, accessed: 29.04.2020. (in Russ.).

8. Kachkaeva, A. G. (2010). Zhurnalistika i konvergenciya: Pochemu i kak tradicionnie SMI prevrashayutsya v multimediynie [Journalism and convergence: why and how traditional media are turning into multimedia]. Moscow, 200 p. (in Russ.).

9. Kulchitskaya D. Yu. (2018). Nauchnaya kommunikatsiya v onlayn-srede: vyzovy i novyye vozmozhnosti [Scientific communication in the online environment: challenges and new opportunities]. Tvorchestvo, professiya, industriya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zhurnalistika 2017» [Creativity, profession, industry. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Journalism 2017"]. Moscow, pp. 121-122. (in Russ).

10. Lazarevich, E. A. (1984). S vekom naravne: Populyarizaciya nauki v Rossii. Kniga. Gazeta. Zhurnal [On a par with the century: Popularization of science in Russia. Book. Newspaper. Magazine]. Moscow, 383p. (in Russ.).

11. Lazarevich, E. A. (1960). Iskusstvopopulyarizacii [The art of popularization: Academicians S.I. Vavilov, V.A. Obruchev, A.E. Fersman - popularizers of science]. Moscow, 190 p. (in Russ.).

12. Lazarevich, E. A. (1984). Populyarizaciya nauki v Rossii [Popularization of science in Russia] Moscow, 244 p. (in Russ.).

13. Madianu, M. & Miller, D. (2018). Polimedia Polimedia: novyy podkhod k ponimaniyu tsifrovykh sredstv kommunikatsii v mezhlichnostnom obshchenii [Polymedia: a new approach to understanding digital means of communication in interpersonal communication]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyyeperemeny [Monitoring of public opinion: Economic and social changes], 1. pp. 334-356 (in Russ.).

14. Parafonova, V. A. (2017). Nauchno-populyarnie zhurnali v strukture sovremennih SMI: tipologicheskie i profilnie osobennosti [Popular science journals in the structure of modern media: typological and profile features]: dis. ... kandidata filologicheskih nauk. Tver, 187 p. (in Russ.).

15. Stenograficheskiy otchet o zasedanii Komissii po modernizacii i tehnologicheskomu razvitiyu ekonomiki Rossii (2010). [Verbatim report on the meeting of the Commission for the modernization and technological development of the Russian economy]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/7585, accessed: 29.04.2020. (in Russ.).

16. Tendentsii monetizatsii kontenta v Internete Mediapotrebleniye v Rossii - 2019. (2019). [Trends in content monetization on the Internet Media consumption in Russia - 2019], available at: https:// www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/ russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf, accessed: 29.04.2020. (in Russ.).

17. Trishchenko, N. D. (2018). Vliyaniye otkrytogo dostupa na sovremennuyu nauchnuyu kommunikatsiyu [The influence of open access on modern scientific communication]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zhurnalistika 2017» [Creativity, profession, industry. Materials of the International Scientific and Practical Conference "Journalism 2017"]. Moscow, pp. 122-123. (in Russ.).

Жохов Сергей Борисович, ассистент кафедры преподавания русского языка в других языковых средах, преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.

[email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жохов С. Б. Научно-популярные издания в среде новых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 142-150. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10416.

Zhokhov S. B. Analysis and forecasts of development of popular scientific publications in the environment of new media // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 142-150. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.