Научная статья на тему 'Научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции'

Научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНО ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / ОТБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / MULTIMEDIA TRAINING COMPLEX / SELECTION OF EDUCATIONAL MATERIAL / STRUCTURING OF EDUCATIONAL MATERIAL / INTERNATIONAL SPORTS EVENTS / POLICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халметов Тимур Анварович, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

Актуальность исследования обусловлена внедрением в учебный процесс мультимедийных обучающих комплексов. Цель статьи разработать научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между особенностями обучения сотрудников полиции охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях и отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Основные результаты исследования состоят в том, что выявлены особенности обучения сотрудников полиции охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях; дана сущностная характеристика учебного материала мультимедийного обучающего комплекса; определены и научно обоснованы принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халметов Тимур Анварович, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and pedagogical bases of design and implementation of a multimedia training complex on law enforcement at international sports events for police officers

The relevance of the study is due to the introduction of multimedia learning complexes into the educational process. The purpose of the article is to develop a scientific and pedagogical basis for designing and implementing a multimedia law enforcement training complex at international sports events for police officers. The leading approach to the study was a network approach, which allows to establish the relationship between the features of training police officers for law enforcement at international sports events and the selection and structuring of educational material of the multimedia training complex. The main results of the study are that the features of training police officers to protect law and order at international sports events have been revealed; given the essential characteristics of the educational material multimedia training complex; The principles of selection and structuring of the educational material of the multimedia educational complex are determined and scientifically grounded.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции»

В методике обучения иностранным языкам овладение орфографией рассматривается как одна из сторон понятия «усвоить слово», т.е. овладеть акустической, семантической, функциональной и графико-орфографической сторонами слова. А лексика обычно вводится в связи с изучаемой темой определенными «порциями» и отрабатывается в рамках системы уроков по данной теме. Поэтому и предлагаемая система организации обучения английской орфографии относится к овладению правописанием определенной «порции» слов и должна осуществляться в рамках одной системы уроков.

Литература:

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Издат. акад. пед. наук, 1966. - 376 с.

2. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М.: МГУ, 1968. — 135 с.

3. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. М.: МГУ, 1962. - 143 с.

4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 352 с.

5. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 448 с.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 2015. — 319 с.

7. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956, № 5. — С. 35-36.

Педагогика

УДК: 37.02

преподаватель Халметов Тимур Анварович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань); доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) (г. Казань)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА НА

МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена внедрением в учебный процесс мультимедийных обучающих комплексов. Цель статьи - разработать научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между особенностями обучения сотрудников полиции охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях и отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Основные результаты исследования состоят в том, что выявлены особенности обучения сотрудников полиции охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях; дана сущностная характеристика учебного материала мультимедийного обучающего комплекса; определены и научно обоснованы принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса.

Ключевые слова: мультимедийно обучающий комплекс, отбор учебного материала, структурирование учебного материала, международные спортивные мероприятия, обучение сотрудников полиции.

Annоtation. The relevance of the study is due to the introduction of multimedia learning complexes into the educational process. The purpose of the article is to develop a scientific and pedagogical basis for designing and implementing a multimedia law enforcement training complex at international sports events for police officers. The leading approach to the study was a network approach, which allows to establish the relationship between the features of training police officers for law enforcement at international sports events and the selection and structuring of educational material of the multimedia training complex. The main results of the study are that the features of training police officers to protect law and order at international sports events have been revealed; given the essential characteristics of the educational material multimedia training complex; The principles of selection and structuring of the educational material of the multimedia educational complex are determined and scientifically grounded.

Keywords: multimedia training complex, selection of educational material, structuring of educational material, international sports events, police training.

Введение. Международные спортивные мероприятия, выполняя социально-экономические функции (оздоровительную, патриотическую, накопительную), привлекают и криминальные структуры, что обуславливает существование в спорте высших достижений разных видов преступлений (спортивно ориентированных, делинквентных, сопутствующих) [1]. Задачи по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях направлены на предупреждение видов и форм преступлений различными субъектами. Методы обеспечения правопорядка на международных спортивных мероприятиях предусматривают специальное обучение сотрудников МВД России для организации превентивно-профилактических мер, информационно-аналитического обеспечения, оперативно-служебной деятельности. Особенности такого обучения состоят в следующем: 1) усвоении знаний о природе преступности в сфере спорта, ее основных характеристиках и детерминантах, индивидуальных свойствах лиц, совершивших преступления; 2) приобретении профилактических, оперативно-служебных, административно-надзорных умений и навыков; 3) формировании компетенции обеспечения виктимологической профилактики преступлений [5].

Эффективное средство педагогического управления процессом обучения представляет собой мультимедийный обучающий комплекс. Педагогическое управление процессом обучения - это процесс

устойчивого взаимодействия субъектов преподавания и учения с целью получения качественных новых результатов по освоению содержания образовательных программ [4]. Мультимедийный обучающий комплекс - это информационно-методическое средство педагогического управления процессом обучения, представляющее собой электронное интерактивное издание, в содержании которого представлен учебный материал, необходимый для решения конкретных образовательных задач, способ взаимодействия с которым устанавливается заданным алгоритмом или самостоятельно составленным обучающимся [2]. Ведущим подходом к исследованию стал сетевой подход, позволяющий установить взаимосвязи между особенностями обучения сотрудников полиции охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях и отбором и структурированием учебного материала мультимедийного обучающего комплекса [3].

Цель статьи: разработать научно-педагогические основы проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях для сотрудников полиции.

Изложение основного материала статьи. Содержание учебного материала составляет специально отобранный и методически организованный комплекс:

1)учебной информации, как педагогически адаптированного социального опыта человечества, изоморфного по структуре человеческой культуре во всей ее компонентной полноте;

2) научной информации, как логически организованных сведений о законах природы, общества и мышления;

3) познавательных задач и упражнений, обеспечивающих эффективность репродуктивной учебной деятельности (понимание-усвоение-овладение);

4) исследовательских заданий, предусматривающих вариативные виды продуктивной деятельности.

Структурообразующим компонентам учебного материала свойственны целостность и эмерджентность,

интеграция которых создает синергетический эффект, обеспечивающий развитие творческого потенциала всех субъектов учебного процесса [6].

Отбор и структурирование учебного материала мультимедийного обучающего комплекса опирается на общедидактические и специальные принципы [7]. Общедидактические принципы указывают общее направление деятельности по отбору и структурированию учебного материала мультимедийного обучающего комплекса. Специальные принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса обусловлены закономерностями информационно-коммуникационных технологий обучения и возрастного развития обучающихся, а также особенностями (задачами) процесса обучения [8].

Определено, что специальные принципы отбора учебного материала включают: когерентность, обеспечивающую скоррелированность информации, заданий, упражнений; трансдисциплинарность, направленную на создание универсальных моделей охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях; рациональность, обуславливающую освоение и совершенствования специальных умений и навыков по обеспечению охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях; компаративность, предусматривающую проведение сравнительно-сопоставительного анализа отечественного и зарубежного опыта организации охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях.

Принципы структурирования учебного материала включают: нелинейность, обуславливающую гипертекстовое структурирование учебной и научной информации и возможность выделения инвариантной и вариативной частей в содержании обучения; кластеризацию, обеспечивающую оптимальное разбиение учебной и научной информации на группы в соответствие с задачами обучения и трансформацию ее в знания; каскадность, позволяющую обучающему выполнять познавательные задачи и упражнения в соответствии с указанным и самостоятельно заданным алгоритмами; модульность, направленную на конструирование автономных целенаправленных комплексов учебного материала, содержание и объём которых обеспечивают эффективное освоение компетенции.

Критерии освоения учебного материала (знаниевый, деятельностный, компетентностный) позволяют идентифицировать достигнутые результаты с поставленными задачами, обеспечивают полноту информации о качестве овладения содержанием учебного материала, разрешают определить градиент роста знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях [9].

Диалектическая взаимосвязь принципов отбора и структурирования учебного материала, критериев и показателей его усвоения позволили разработать алгоритм педагогического управления процессом обучения сотрудников МВД по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях посредством мультимедийно обучающего комплекса. Данный алгоритм включает следующие шаги: 1) выявление особенностей обучения и постановка задач; 2) установление критериев освоения содержания образовательных программ; 3) установление закономерностей информационно-коммуникационных технологий обучения и возрастного развития обучающихся; 4) выяснение содержания учебного материала; 5) определение принципов отбора учебного материала; 6) определение принципов структурирования учебного материала.

Методологическое значение принципов отбора и структурирования учебного материала мультимедийно-обучающего комплекса состоит в следующем: определяют требования к отбору и структурированию содержания обучения; обеспечивают целеустремленность, непрерывность педагогического управления процессом обучения и обосновывают критерии оценки его эффективности; обосновывают единство преподавания и учения субъектов процесса обучения; устанавливают взаимосвязь обучения, воспитания, социализации обучающегося; обобщают и систематизируют формы, методы, средства обучения; актуализируют педагогические условия процесса обучения.

Выводы:

1. Особенности обучения сотрудников МВД по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях включают: 1) усвоение знаний, инвариантная часть которых, объединяет информацию о видах преступлений и задачах по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях, вариативная часть - информацию о формах преступлений и методах по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях, моделях личности преступников; 2) освоение профилактических, оперативно-служебных, административно-надзорных умений и навыков; 3) формирование компетенции обеспечения виктимологической профилактики преступлений.

2. Сущность учебного материала состоит в том, что это средство педагогического управления процессом обучения с целью усвоения знаний, освоения умений, навыков, формирования компетенций, приобретения опыта их применения в повседневной жизни и профессиональной деятельности, формирования мотивации получения образования в течение всей жизни. Установлено, что:

- эффективность усвоения учебного материала повышается при условии нелинейного взаимодействия обучающегося с интеллектуальной средой с целью саморазвития и самореализации, как основы увеличения потенциала самой среды;

- значение учебного материала возрастает при условии компаративного анализа личностных смыслов (ценностей) обучающихся с общекультурными ценностями с целью поиска и приобретения новых смыслов;

- интернализация учебного материала усиливается при условии интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса с целью формирования трансдисциплинарных компетенций и развития способности осуществления трансфера технологий из разных научных областей;

- прочность освоения учебного материала возрастает при условии включения обучающихся в вариативные виды продуктивной деятельности с целью обеспечения целостности знаний, умений, навыков, компетенций для увеличения их потенциала, а также формирования мотивации получения образования в течение всей жизни.

Синергетические связи учебного материала с содержанием образования обеспечивают их согласованность, самоорганизацию, саморазвитие.

3. Принципы отбора и структурирования учебного материала обеспечивают целеориентированность и непрерывность педагогического управления процессом обучения, диалектическую взаимосвязь структурообразующих компонентов учебного материала и критериев их освоения.

Отбор учебного материла на основе принципов когерентности, трансдисциплинарности, рациональности, компаративности обуславливает эквивалентность учебной и научной информации, познавательных задач и упражнений, исследовательских заданий и научную селективность содержания учебного материла как основания качества обучения.

Структурирование учебного материала на основе принципов нелинейности, кластеризации, каскадности, модульности обеспечивает интеграцию учебной и научной информации, познавательных задач и упражнений, исследовательских заданий по различным логическим основаниям для получения смысловых (семантических) выводов, а также экспоненциальный рост знаний, умений и навыков, компетенции, необходимых для эффективного обеспечения правопорядка на международных спортивных мероприятиях.

Критерии освоения учебного материала (знаниевый, деятельностный, компетентностный) позволяют составить комплексную характеристику результатов обучения и корректировать его процесс. Идентифицировать достигнутые результаты с поставленными задачами позволяют знания о природе преступности в сфере спорта, ее основных характеристиках и детерминантах, индивидуальных свойствах лиц, совершивших преступления; профилактические, оперативно-служебные, административно-надзорные умения и навыки; компетенция обеспечения виктимологической профилактики преступлений. Полноту информации о качестве овладения каждым компонентом учебного материала обеспечивают умения и навыки решать познавательные задачи, делать упражнения, выполнять исследовательские задания. Определить градиент роста знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для охраны правопорядка на международных спортивных мероприятиях, разрешают трансдисциплинарность и рациональность содержания учебного материала (качественные характеристики, обеспечивающие детерминацию структурообразующих компонентов учебного материала), а также его нелинейное и модульное структурирование (количественные характеристики, отражающие уровни обучения и числовое выражение учебных действий).

Принципы отбора и структурирования учебного материала - это гносеологический феномен, определяющий сущность педагогического управления процессом обучения в конкретно-историческом виде. Педагогическое управление процессом обучения допускает широкую вариантность взаимодействия субъектов преподавания и учения. Однако, мультимедийно обучающий комплекс обеспечивает инвариантность педагогического управления, определяя порядок установления взаимосвязи входа и выхода с целью оптимального решения поставленных задач.

Литература:

1. Алексеева А.П. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности в сфере профессионального спорта при подготовке и проведении спортивных мероприятий международного уровня (Олимпиады 2014 г. в г. Сочи). - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 64 с.

2. ГОСТ Р 7.0.83-2013 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»: Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения http://docs.cntd.ru/document/1200104766 (дата обращения 07.11.2018)

3. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 176 с.

4. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 300 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/256/79256/59866?p_page=1(дата обращения 07.11.2018)

5. Халметов Т.А. Особенности обучения сотрудников МВД России по охране правопорядка на международных спортивных мероприятиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 225-233.

6. Халметов Т.А. Сущностная характеристика учебного материала мультимедийного обучающего комплекса // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 270-279.

7. Халметов Т.А. Проектирование и реализация мультимедийного обучающего комплекса для сотрудников МВД России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 46-52.

8. Халметов Т.А. Принципы отбора и структурирования учебного материала мультимедийного обучающего комплекса // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 264-268.

9. Халметов Т.А. Педагогические условия проектирования и реализации мультимедийного обучающего комплекса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 2. С. 40-47.

Педагогика

УДК:796.011.3

доцент Ханевская Галина Валентиновна

Российский государственный профессионально-педагогический университет Институт психолого-педагогического образования (г. Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье подняты проблемы модернизации современной системы преподавания физической культуры. В качестве средства формирования устойчивой мотивации молодежи к занятиям физической культурой и спортом предложен личностно-ориентированный подход. Описаны возможные условия внедрения личностно-ориентированного подхода в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, педагогическая инновация, педагогическая технология, физическое воспитание.

Annotation. The article raises the problems of modernization of the modern system of teaching physical education. А personality-oriented approachis proposedas a means of formation of stable motivation of youth to physical culture and sport. The possible conditions for the introduction of personality-oriented approach in higher educationalare described.

Keywords: personality-oriented approach, pedagogical innovation, educational technology, physical education.

Введение. Снижение физической активности является актуальной проблемой общества уже на протяжении нескольких десятилетий. Безусловно, ее возникновение связано с развитием технологического прогресса, в результате которого было создано множество средств и устройств, облегчающих трудовую деятельность человека. В подобных условиях важно знать, каким образом можно восполнять ресурсы в виде физической активности, необходимые для здорового функционирования организма и уметь это делать. Занятия физической культурой и спортом являются основным способом компенсации снижения физических нагрузок.

Понимание необходимости повышения собственной активности должно прививаться человеку с раннего детства, а кроме того - поддерживаться и укрепляться во время обучения в образовательных учреждениях. Однако, далеко не все родители добросовестно относятся к таким аспектам жизни ребенка, уделяя гораздо большее значение его умственному развитию. В результате, весь труд по формированию заинтересованности человека в занятиях физической культурой и спортом ложится на учебные заведения. Отсюда можно сделать вывод, что образовательные учреждения играют огромную роль в становлении активного и здорового общества. Вот почему на сегодняшний день мы можем наблюдать критику физического воспитания, в том виде, в котором оно есть сейчас. Критике подвергается как его организация, так и результаты в учебных заведениях. Высказывается мнение о том, что «многие школьные программы физического воспитания во всем мире находятся в глубоком кризисе» и даже говорится о «всемирном кризисе физического воспитания в школах» и других учебных заведениях [1, с. 1321.

«Кризис», о котором говорится выше, проявляется в потере интереса молодежи к занятиям физической культурой и спортом, и, как следствие, в понижении уровня физической подготовленности и ухудшении состояния здоровья. В связи с этим, сегодня одной из актуальных задач является поиски педагогических инноваций в области физической культуры, способствующих борьбе с данными проблемами.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом [2, c. 781. Важной особенностью педагогической инновации является учет положительного опыта прошлых лет. Именно этот опыт составляет ее основу, но дополняется мероприятиями, выходящими за рамки установленных стандартов с целью улучшения результатов деятельности.

Методически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые строятся с учетом новой методологии, и, в частности, таких объективно существующих подходов в российской педагогике, как личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный, интегрированный [3].

Анализ литературы показал, что отсутствие мотивации в занятиях физической культурой и спортом у молодежи в большой степени обусловлено до сих пор практикующейся во многих учебных заведениях советской системой физического воспитания. Несмотря на то, что данная система направлена на всестороннее физическое развитие молодых людей, она базируется на программно-нормативных правилах, которые не учитывают индивидуальные качества и интересы личности. Сформировать положительную мотивацию к регулярным занятиям спортом, поддержанию хорошей физической формы и ведению здорового образа жизни таким способом достаточно сложно. Поэтому важным фактором увеличения качества физического воспитания является изменение устоявшейся системы. Основой новой системы физического воспитания в учебных заведениях может стать личностно-ориентированный подход. Такой подход предусматривает соответствие используемых форм, средств, методов и условий обучения индивидуально-психологическим особенностям человека, а также свободу выбора физической активности, в наибольшей степени, отвечающей личностным склонностям и способностям отдельно взятого человека [4]. Благодаря предоставлению свободы выбора вида спорта (или какого-либо другого спортивно-ориентированного занятия), учащийся имеет возможность проявить самостоятельную активность и, как следствие, имеет полную добровольность познания: он сам выбрал этот вид деятельности, а значит, заинтересован в нем и хочет получить знания и умения в данном направлении. Большое значение тут имеет то, что при выборе деятельности, личность может положиться на собственные чувства и желания. Ведь если двигательная задача при выполнении физических упражнений не навязывается силой, а совпадает с интересами и потребностями человека, то ее успешное решение будет связано с положительными эмоциями, которые активизируют последующую работу и создают благоприятные условия для познавательных процессов. Напротив, личность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.