Научная статья на тему 'Научно-педагогические исследования в Еврейской автономной области'

Научно-педагогические исследования в Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические исследования в Еврейской автономной области»

IV. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.01(571.621)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

В.Н. Никитенко

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

В комплексном анализе региональных проблем Еврейской автономной области (ЕАО) видное место занимают научно-педагогические исследования. Их осуществляют как сотрудники ИКАРП ДВО РАН и вузов, функционирующих на территории области, так и практические работники системы общего, начального, среднего профессионального и дополнительного образования. Включаются в научно-педагогические изыскания и работники учреждений культуры, государственные и муниципальные служащие.

Научный поиск решений проблем образования для судеб области не менее значим, чем изыскания в области природопользования, экономики, социологии и в других сферах. Более того, высказываются суждения о том, что сфера образования является решающей в комплексном развитии не только отдельного региона, но и в глобальном масштабе. Это утверждают и публикации в предыдущих изданиях сборников по региональным проблем, и Закон Российской Федерации «Об образовании», провозгласивший эту сферу приоритетной. Однако в условиях рыночной экономики и экономикоцентрического мышления подлинная роль образования в обустройстве жизни людей всё ещё не до конца осознаётся.

Для практических работников образования проведение научно-педагогических исследований -наиболее эффективный способ интеграции науки и педагогической практики, направленный на её осмысление и преобразование. Прошедшие школу научных исследований приобретают навыки вариативного мышления, творчески подходят к решению профессиональных задач.

Пионерами научно-педагогических изысканий и первыми кандидатами педагогических наук в ЕАО стали Л.В.Блинов, И.С. Дашкевич и С.В.Щербаков. Работая в конце 80-х-начале 90-х гг. прошлого столетия на разных должностях в системе образования области (Л.В. Блинов

- инспектором отдела образования облисполкома, И.С. Дашкевич - директором средней школы пос. Николаевка Смидовичского района, С.В. Щербаков -директором средней школы с. Ленинское), они по собственной инициативе стали соискателями Института содержания и методов обучения АПН СССР в Москве, в котором в итоге успешно защитили кандидатские диссертации. Ныне Л.В.Блинов уже доктор педагогических наук - проректор по научно-исследовательской работе Биробиджанского государственного педагогического института, И. С. Дашкевич - декан факультета педагогики

и методики начального образования в том же институте, С.В.Щербаков выехал за пределы области и работает деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета. Исследования первых кандидатов наук касались решения проблем развития политехнических знаний и умений учащихся общеобразовательных школ в процессе осуществления межпредметных связей в обучении, формирования интеллектуальных умений и повышения качества знаний учащихся в процессе изучения биологии.

Главными катализаторами активных научнопедагогических исследований в области стали учреждённые на территории ЕАО в 1989 году Биробиджанский государственный педагогический институт и в 1991 Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН. Во-первых, открытие этих институтов привлекло в Биробиджан учёных-педагогов из других регионов бывшего СССР и России. Во-вторых, началась целенаправленная подготовка научно-педагогических кадров при аспирантурах других вузов и научных учреждений. Первыми московскими аспирантами по педагогике, направленными на учёбу от БГПИ и впоследствии защитившими диссертации, стали Е.И.Горячева, Н.Н.Кириенко (Паранчер), А.Е.Рынков, Н.А.Яценко (Горлова). Аспирантом при Хабаровском государственном педагогическом институте стал М.Х.Фишбейн - ныне старший научный сотрудник БГПИ, работающий по теме докторской диссертации, связанной с аксиологическими (ценностными) аспектами в истории национального образования. В-третьих, в 1994 году была открыта аспирантура по педагогическим специальностям при БГПИ. За первые 10 лет в ней подготовлены и успешно защищены в различных диссертационных советах 18 кандидатских диссертаций по педагогике, в том числе преподавателями, работающими не только на педагогических, но и на математических, лингвистических и других кафедрах, а также учителями, преподавателями других образовательных учреждений ЕАО и сопредельных территорий. Среди обучавшихся при аспирантуре БГПИ и защитивших диссертации - начальник Управления образования Правительства ЕАО Л.П.Губенко, офицер Российской Армии К.А.Кисин, гражданка КНР, преподаватель Цзямусского университета Ли Цзюньюй.

Соискатели учёных степеней разрабатывали актуальные для сферы образования проблемы. В защищённых кандидатских диссертациях представлены решения проблем профессионально-педагогического

образования и профессиональной деятельности учителя

- развития общей и речевой культуры студентов в процессе изучения иностранных языков в вузе (Е.Г.Обухова), подготовки будущих педагогов для работы с детьми, нуждающимися в коррекции отклонений в их психическом и физическом развитии (Л.Н.Блинова), развития профессиональных способностей студентов во время их учебной педагогической практики (В.Н.Иванченко), внутришкольного управления как фактора профессионального становления педагогов (С.А.Болгова), овладения студентами технологиями развивающего обучения (Н.С.Николаева). Другие исследования касались актуальных проблем региональной этнопедагогики (Н.Г.Баженова), методики преподавания информатики (Р.И.Баженов), профессионального самоопределения учащихся учреждений среднего профессионального образования (Г.3.Арутюнова), самоопределения и децентрации личности младшего школьника (О.Е.Шафранова, И.Н.Ищенко), психологопедагогической поддержки личностного становления школьника в социально-воспитательной работе (Г.В.Митина), развития творческого потенциала старшеклассников в процессе изучения иностранного языка (В.Н.Ивченко), использования потенциала внутришкольного управления для преодоления затруднений подростков в учении (Н.И.Межуев), организации региональной художественной среды для развития творческого потенциала младших школьников (В.Н.Андреев), ресоциализации личности подростков воспитательной колонии через их творческую деятельность (И.В.Королёва), гуманизации и демократизации управления региональной системой образования (Л.П.Губенко), развития культуры межличностных отношений в воинском подразделении (К.А.Кисин), истории специального образования в регионе (О.Б.Григорьева), сравнительного анализа реформ образования в России и КНР (Ли Цзюньюй) и др.

В настоящее время диссертационные исследования по педагогическим наукам при аспирантуре БГПИ осуществляют более 40 аспирантов и соискателей.

БГПИ поддерживает научные связи с Международной Академией наук педагогического образования (МАНПО). Институт является коллективным членом МАНПО, а 9 его преподавателей являются действительными членами и членами-корреспондентами Академии. Благодаря результативной деятельности аспирантуры по педагогическим специальностям и тесным связям с МАНПО, институт является одним из самых «педагогизированных» вузов региона. Из 160 преподавателей 25 являются докторами и кандидатами педагогических и психологических наук. Такой научный потенциал позволяет Биробиджану постепенно становиться «педагогической столицей» Дальнего Востока. На базе института по решению Минобразования и науки РФ созданы и действуют региональные центры коррекционной педагогики и профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей педагогики и психологии педагогических вузов Дальнего Востока. При совместном учредительстве

академического Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук и Биробиджанского государственного педагогического института создан и функционирует «Совместный научно-образовательный центр ИКАРП-БГПИ». Центр содействует интеграции академической и педагогической науки, науки и образования. В рамках такой интеграции большинство учёных ИКАРП ДВО РАН работают преподавателями на кафедрах БГПИ и в других образовательных учреждениях области, а преподаватели вузов участвуют в проведении научных исследований в лабораториях ИКАРП. Совместно с Управлением образования Правительства Еврейской автономной области научному сообществу несколько раз удавалось выигрывать гранты Института «Открытое Общество», Фонда Евразия и других фондов, за счёт которых были реализованы региональные программы повышения квалификации учителей-гуманитариев, руководителей системы образования и программа региональной интеграции системы образования в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». В 2003 г. выиграны лоты Минобразования и науки РФ для проведения конференции по проблеме модернизации начального общего образования и проектной сессии для преподавателей педагогических вузов региона. В Биробиджане всякий раз собирается широкое представительство педагогической общественности Дальнего Востока и всей России.

БГПИ имеет свои представительства во Владивостоке, Находке, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Верхне-Буреинском районе Хабаровского края (п.Чегдомын), Чите, Канске, на базе которых оказывает учебно-методическую помощь студентам, пожелавшим обучаться в институте заочно, и реализует свои научно педагогические изыскания.

Всего на территории ЕАО в настоящее время научнопедагогические исследования и образовательную деятельность осуществляют 3 доктора и 26 кандидатов педагогических наук по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования», «Теория и методика обучения и воспитания», «Коррекционная педагогика». Некоторые из кандидатов наук приступили к исследованиям на уровне соискания учёной степени доктора педагогических наук. Локальными центрами проведения этих исследований являются учреждения, в которых работают учёные-педагоги - прежде всего БГПИ, ИКАРП ДВО РАН, а также Биробиджанский областной институт усовершенствования учителей, филиалы вузов в Биробиджане (Амурского государственного университета, Современной гуманитарной академии). Эти же учреждения, в основном, являются и полем для практического внедрения результатов исследований в содержание образования и методы обучения студентов и слушателей. Нет более короткого и менее затратного пути внедрения результатов научных изысканий, как через образование, когда полученная научная информация «из первых рук» становится учебным материалом для обучающихся. Почти все учёные-педагоги являются

преподавателями в тех или иных образовательных учреждениях.

В областном центре имеются и иные организованные формы внедрения результатов педагогических исследований в практику образования. Таковыми являются «Педагогическая ассоциация ЕАО», Общественная организация «Совместный научнообразовательный центр ИКАРП-БГПИ» (СНОЦ «ИКАРП-БГПИ»), Учебно-научно-педагогический комплекс БГТТИ-МОУ № 14-ДОУ № 3» (УНПК БГПИ-МОУ № 14-ДОУ № 3), Центр непрерывного художественного образования «БГПИ-Биробиджанская детская художественная школа», Дальневосточный центр коррекционной педагогики, Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей педагогики и психологии вузов Дальнего Востока и другие. В рамках СНОЦ «ИКАРП-БГПИ» осуществлена научная разработка важных для системы образования области проблем. В частности, разработана и издана отдельной брошюрой «Концепция: Российское образование на Дальнем Востоке» [2], «Перспективный план разработки и внедрения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на территории ЕАО на 2001 -2005 гг.»

[4]. Эти разработки стали научной основой для системы образования области в практическом решени проблемы регионализации образования, нацелили на издание учебных и методических пособий по региональной литературе, истории, географии, природоведению. Группа сотрудников ИКАРП ДВО РАН выиграла грант Российского гуманитарного научного Фонда для проведения в 2004-2005 гг. исследования по проблеме «Проектирование региональной системы образования на основе запросов потребителей образовательных услуг» и приступила к его реализации.

Опыт интеграции педагогической науки и практики образования в ЕАО нашёл своё отражение в специальном выпуске научно-педагогического журнала, издаваемого МАНПО [3]. Однако часто внедрение результатов педагогических исследований в практику образования заканчивается проведением экспериментальной работы в период подготовки диссертаций к защите. Устойчивое позитивное влияние педагогической науки на практику образования в ЕАО - проблема, требующая своего 6. решения в законодательном, правовом, финансово-экономическом и организационном аспектах.

В целом, потенциал педагогической науки в ЕАО за

последние 10 лет значительно вырос, и это открывает новые возможности для практического решения самых актуальных образовательных и социальных проблем области, для модернизации существующей системы образования. Однако в большинстве случаев темы кандидатских и докторских диссертаций по педагогике формулируются по инициативе самих соискателей или их научных руководителей, и они часто являются надуманными и не всегда отражают потребности реальной педагогической практики. Очень мало научно-педагогических исследований проводится по заказам образовательных учреждений, органов управления образованием, методических служб, института усовершенствования учителей, институтов и факультетов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Согласование планов и тем этих исследований с поставщиками образовательных услуг позволило бы повысить их практическую направленность и позитивное влияние педагогической науки на усовершенствование педагогической практики не только в автономии, но и во всём Дальневосточном федеральном округе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

2. Концепция: «Российское образование на Дальнем Востоке» / сост.: Б.П. Андриевский, А. А.Врублевский, Е.Г.Миков, В.Г.Невструев, В.Н.Никитенко, Л.Г.Решке, Ю.С.Салин. Под общ. ред. В.ННикитенко. Биробиджан: БГПИ; ИКАРП ДВО РАН, 1999.

3. Педагогическое образование и наука. М., 2004. № 3.

4. Перспективный план разработки и внедрения

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта общего образования на территории ЕАО на 2001-2005 гг. / автор-сост. В.Н.Никитенко. Биробиджан: Ротапринт ИКАРП ДВО РАН, 2001.

5. Проблемы устойчивого развития регионов в XX1 веке (М-лы VI между на р. симпозиума 30 сент.-02 окт. 2002 г.) / отв. ред. Т.М.Комарова, В.В.Юшманов. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, БГПИ, 2002. С. 21-22. Региональные проблемы / под ред. А. А. Врублевского, В.Н.Никитенко. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН. 1998. №3-4. С. 100-102.

Печатается в рамках проекта РГНФ № 04-06-00343-А «Проектирование региональной системы образования на основе запросов потребителей образовательных услуг»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.