Научная статья на тему 'О вкладе сотрудников института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в образование молодёжи и населения Еврейской автономной области'

О вкладе сотрудников института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в образование молодёжи и населения Еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / НАУЧНОЕ И УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / ЗНАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / EDUCATION / TEACHING / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PUBLICATIONS / KNOWLEDGE / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко В. Н.

Автор делится опытом участия сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, сложившимся за 20 лет его существования в Биробиджане, в образовании населения Еврейской автономной области. Даётся его систематизация по направлениям и формам внедрения результатов научных исследований в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the academic research establishment contribution to education of students and the population in the Jewish Autonomous Region

The experience of twenty years, gained by the scientists of the Institute for comples analysis of regional problems FEB RAS in training the young people and other groups of population in the Jewish autonomous region, is revealed in th article. It is systematized according to its directions and the forms of scientific achievements adoption in educational practice.

Текст научной работы на тему «О вкладе сотрудников института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН в образование молодёжи и населения Еврейской автономной области»

Региональные проблемы. 2010. Том 13,№2. С. 26-31.

УДК 061.61(571.621)

О ВКЛАДЕ СОТРУДНИКОВ ИНСТИТУТА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДВО РАН В ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЁЖИ И НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

В.Н. Никитенко

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

Автор делится опытом участия сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, сложившимся за 20 лет его существования в Биробиджане, в образовании населения Еврейской автономной области. Даётся его систематизация по направлениям и формам внедрения результатов научных исследований в образовательную практику.

Кратчайший и наименее затратный путь внедрения результатов научных исследований в практику - это их трансформация в учебную информацию, а также привлечение студентов и школьников к проведению научных исследований. Понимая это, сотрудники академического научного учреждения - института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН - в течение двадцати лет работы в Еврейской автономной области (ЕАО) проявили себя не только как исследователи, но и как преподаватели, руководители научных работ студентов вузов, аспирантов, разработчики учебных и научных изданий. Такого рода содружество сложилось в сотрудничестве с Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академией (ДВГСГА), биробиджанскими филиалами Амурского государственного университета (БФ АмГУ), Дальневосточного государственного аграрного университета (БФ ДальГАУ), Хабаровской государственной академии экономики и права (БФ ХГАЭ-иП), Современной гуманитарной академии (БФ СГА), областным Институтом повышения квалификации педагогических работников, а также с учреждениями общего, начального и среднего профессионального образования. Разумеется, что не только желание сотрудников института внедрять результаты своих исследований в образовательную практику, а преподавателей и студентов вузов самоутверждаться в научных поисках приводит к такому сотрудничеству. Есть причины и другого характера: недостаток в вузах собственных высококвалифицированных кадров, интерес научных сотрудников к преподавательской работе. В результате такого многолетнего сотрудничества сложился опыт интеграции академической науки и образования по следующим направлениям:

1) непосредственное участие научных сотрудников института в преподавании; участие вузовских преподавателей и студентов в научных исследованиях по программам ИКАРП ДВО РАН;

2) совместная с педагогами разработка учебных и научных изданий для школьников, студентов;

3) привлечение выпускников учреждений высшего образования, проявивших на студенческой скамье склонность к научной работе, в аспирантуру и штат научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН;

4) совместная работа сотрудников ИКАРП, преподавателей и студентов образовательных учреждений по реализации научных проектов, в том числе и осуществляемых по грантам ДВО РАН, Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и других.

Преподавание

В разные годы образовательной деятельностью занималась и занимается в настоящее время значительная часть научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН.

Традиция участия сотрудников института в образовательной деятельности изначально была заложена первыми руководителями ИКАРП ДВО РАН - д.г.н., проф. Ф.Н. Рянским и д.г.-м.н., проф., Заслуженным деятелем науки РФ A.A. Врублевским. Ф.Н. Рянский с 1992 по 1997 гг. руководил институтом и одновременно преподавал базовые учебные дисциплины на факультете географии и экономики тогда ещё Биробиджанского государственного педагогического института (ныне ДВГСГА). С 1997 по 2002 гг. А. А.Врублевский преподавал студентам-географам курс по «Палеонтологии».

Длительное время работавший заместителем директора института по научной работе к.г.-м.н. В.И. Журнист, специалист по буровым работам обладая большим опытом, преподавал в ДВГСГА «ГСМ» и «Гидравлику».

Руководители института понимали важность их участия в образовательной деятельности, ибо это, помимо дополнительной возможности для пропаганды научных знаний среди населения, является ещё важной предпосылкой для подготовки и отбора из числа выпускников вузов кандидатов для последующего обучения в аспирантуре и работы в ИКАРП ДВО РАН.

Вслед за руководителями включались в образовательную деятельность и другие сотрудники института. В прошлом активно участвовал в обучении студентов д.г.-м.н. В. А. Буряк - крупный учёный, лауреат Ленинской премии за изучение уникального золоторудного месторождения Сухой Лог на севере Иркутской области, уроженец с. Русская Поляна Биробиджанского района ЕАО. По его инициативе была собрана коллекция минералов, ставшая основой для последующего создания в институте геологического музея. На базе музея до 2003 г. под

Таблица

Участие сотрудников ИКАРП ДВО РАН в образовательной деятельности

Лаборатории, отделы и группы Сотрудники института Участие в образовательной деятельности

1 2 3

Региональных биоценологиче-ских исследований Рубцова Т.А., к.б.н., доц. (зав. лаб.) Преподавание учебных дисциплин в ДВГСГА «Ботаника с основами экологии», «Зоология с основами экологии», руководство полевыми практиками студентов, ежегодные студенческие комплексные научные экспедиции, привлечение студентов к работе в лаборатории, участие в организации олимпиад и конкурсов научных работ школьников, пропаганда через СМИ знаний по биологии и экологии, лекции и экскурсии в природу учителей биологии, школьников и студентов.

Бурик В.Н., к.пс.н. (н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Зоопсихология» в БФ АмГУ, спец. курса «Экология и психология» в ДВГСГА (2001-2002 гг.).

Кодякова Т.Е., к.б.н. (с.н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Земледелие с основами агрохимии и почвоведения», «Технологии производства продукции растениеводства», «Технологии переработки продукции растениеводства» в БФ. ДальГАУ.

Региональной геоэкологии Коган P.M., к.х.н., доц. (зав. лаб.) Преподавание в ДВГСГА учебных дисциплин «Общая экология», «Биоэкология», «Геоэкология», «Краеведение», «Аналитическая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия», руководство «Большим экологическим практикумом», полевыми практиками, курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов, в том числе выполняемыми с использованием атомно-абсорбционного спектрометра 8о1ааг 6М и другого оборудования лаборатории.

Глаголев В.Н., (асп., м.н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Высокоуровневые методы программирования», «Программирование сетевых баз данных» и спецкурса «Информационные системы» в ДВГСГА.

Григорьева Е.А., к.г.н (уч. секр. ин-та, с.н.с.), доцент Преподавание учебной дисциплины «Общая экология» в ДВГСГА, БФ АмГУ, БФ ДальГАУ.

Строения и динамики геосфер Петрищевский А.М., д.г-м.н. (зав. лаб.) Разработаны по заказу администрации ДВГСГА программы учебных курсов «Геотектоника», «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых», «Математические методы обработки геофизической информации».

Морозова Л.И., к.г.н. (в.н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Дистанционные методы изучения Земли», «История географических открытий» в ДВГСГА (2000-2004 гг.).

Математического моделирования динамики региональных систем Фрисман Е.Я., д.б.н., проф. (дир. ин-та, зав. лаб.) Преподавание учебных дисциплин в ДВГСГА «Дифференциальные уравнения», «Математические методы моделирования природных и экономических процессов», научное руководство разработками студентов региональных аналогов моделей Форестера и их использованием для анализа состояния хозяйственного комплекса, растительного и животного мира на территории ЕАО, руководство выпускными квалификационными работами и отбор выпускников вуза, выполнивших их на максимуме своих возможностей, для последующего привлечения к работе в ИКАРП ДВО РАН.

Шлюфман К.А., (асп., м.н.с.) Преподавание учебных дисциплин в ДВГСГА «Математическая логика», «Теория алгоритмов», «Числовые системы» и курса по выбору студентов «Статистический анализ временных рядов».

Г руппа экономических исследований Комарова Т.М., к.г.н. (зам. дир. ин-та по науч. раб., рук. группы), доцент Преподавание учебной дисциплины «Общая экономическая и социальная география» и спецкурса «Экономическая география Еврейской автономной области» в ДВГСГА.

Мищук С.Н., к.э.н. (с.н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Мировая экономика», «Национальная экономика», «Региональная экономика» в ДВГСГА и БФ ДальГАУ.

Аносова С.В. (н.с.) Преподавание учебных дисциплин «Логистика», «Статистика», «Экономический анализ», «Экономика предприятия» в БФ АмГУ и БФ ДальГАУ.

Региональных социально- гуманитарных исследований Никитенко В.Н., д.пед.н., проф. (зав. лаб.) Разработан по заказу Комитета образования ЕАО «Перспективный план подготовки и внедрения национально-регионального компонента в систему общего образования ЕАО» (2000 г.). Научное руководство аспирантами и соискателями подготовлены 23 кандидата педагогических наук и 2 кандидата социологических наук. Подготовлены и изданы учебные пособия для студентов педагогиченских специальностей «Основы педагогики» (2003 г.), «Классное руководство в школе» (2006 г.), «Управление образовательными системами» (2006 г.).

Издательский отдел Кузьменко Г.А., вед. спец. отдела Преподавание учебной дисциплины «Отечественная история» в БФ ДальГАУ (2005-2007 гг.).

Бухгалтерия Бакланова Н.И., гл. бух. Преподавание учебных дисциплин «Бухучёт, контроль и ревизия», «Бюджетный учёт и отчётность» в БФ ДальГ АУ.

Селезнёва С.В., вед. экономист Преподавание учебных дисциплин «Экономика и социология труда», «Доходы бюджета», «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» в БФ ДальГАУ (2007-2008 гг.).

Отдел кадров Соболева М.А., зав. ОК Преподавание учебных дисциплин «Управление персоналом», «Документальное обеспечение управленческой деятельности» в БФ ДальГАУ (2005-2008 гг.).

руководством Е.Д. Кабанцовой и Г.А. Кузьменко функционировала «Малая академия» и проводились регулярные экскурсии для школьников и студентов.

Доктора биологических наук Г.А. Белая, В.Л. Морозов, бывшие до 1998 г. сотрудниками института, занимались изучением лекарственных растений и растений-ги-гантов Камчатки, Сахалина и Курильских островов. Результаты своих исследований активно использовали для обучения студентов и аспирантов. В частности, под руководством Г.А. Белой успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук Т. А. Рубцова, которая в настоящее время заведует Лабораторией региональных биоценологических исследований.

Значительный вклад в развитие образования в области внёс В.Г. Шведов, работавший в институте до 2006 г., ныне профессор, д.г.н. Он фактически был создателем географического факультета и первым заведующим кафедрой географии в Биробиджанском государственном педагогическом институте. Его монография «Историческая политическая география: обзор становления, теоретические основы, практика», вышедшей в издательстве «Дальнаука» в 2006 г. [24], является не только научной, но и учебной книгой для студентов, источником информации для широкого круга читателей, интересующихся геополитическими процессами, происходившими в Приамурье с древних времён по настоящее время.

Заведуя до 2006 г. редакционно-издательским отделом института Г. М. Матинина преподавала студентам БФ ДальГАУ учебную дисциплину «Культурология». Совместно с заведующей в то время научной библиотекой института Е.Г. Буниной открыли при ИКАРП ДВО РАН один из первых пунктов коллективного доступа в сеть 1гисгпс1. который функционировал при поддержке гранта Фонда Евразия в течение 1998-1999 гг. и пользовался повышенным спросом со стороны учащейся молодёжи и предпринимателей области. Эго была одна из первых в области школа получения знаний с помощью современных информационных технологий.

Использование результатов научно-исследовательс-кой работы в преподавании продолжают сотрудники ИКАРП ДВО РАН и сегодня. Ниже в таблице представлена информация об участии в образовательной деятельности ныне работающих сотрудников ИКАРП ДВО РАН.

С 2002 г. институтом руководит д.б.н., проф. Е.Я. Фрис-ман - крупный специалист в области математического моделирования сложноорганизованных систем. Он преподает на математическом отделении ДВГСГА дисциплины образовательного стандарта и специальные курсы по математическому моделированию систем разной степени сложности, учит на основе этих моделей анализу природных, социальных и экономических объектов и процессов в регионе, осуществляет научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными (дипломными) работами на эту тему.

Ныне работающие в институте к.б.н. Е. А. Григорьева, к.э.н. С.Н. Мищук, к.б.н. Т.А. Рубцова получили за преподавательскую деятельность в вузах научные звания доцентов.

Заведующая Лабораторией региональных биоцено-

логических исследований, к.б.н., доцент Т.А. Рубцова систематически пропагандирует на научных конференциях, на совещаниях, в средствах массовой информации, проводимых Правительством ЕАО и экологическими общественными организациями, результаты научных исследований лаборатории. Из этой информации жители области узнают об экологической обстановке, растительном мире, редких и исчезающих растениях, о мерах, принимаемых для их сохранения.

К.пс.н., научный сотрудник В.Н. Бурик ведет как ихтиологические исследования в водоёмах ЕАО, так и работы по психологическому направлению - изучение экологического сознания населения региона [6]. Результаты его исследований включены в содержание учебного материала по дисциплине «Зоопсихология» и спецкурса «Экологическая психология».

Знания и исследования к.б.н., старшего научного сотрудника Т.Е. Кодяковой по защите культурных растений и обеспечению продовольственной безопасности в регионе более всего востребованы Управлением сельского хозяйства правительства ЕАО, которое постоянно привлекает её интеллектуальный багаж при разработке перспективных проектов развития сельского хозяйства области [7]. Кроме того, Татьяна Евдокимовна преподает аграрные специальности в БФ ДальГАУ

К. х. н., доцент P.M. Коган, заведует Лабораторией региональной геоэкологии и одновременно преподаёт для студентов Д ВГСГА биоэкологию и химию, проводит большой экологический практикум и полевые работы по экологии объектов окружающей среды. Под ее руководством студенты выполняют курсовые и дипломные проекты, магистрские диссертации. При этом используется информация о научных исследованиях, проводимых сотрудниками лаборатории: о состоянии и возможностях предупреждения размывов берегов рек (A.B. Аношкин), о причинах пожаров растительности и возможностях их предсказания и предупреждения (В.Н. Глаголев и А.М. Дорошенко), об экологическом состоянии растительности различных зонах города Биробиджана и области (В.Б. Калмановой) и др.

В приведённой выше таблице отражено, какие учебные дисциплины и где преподают другие сотрудники ИКАРП ДВО РАН.

В преподавании учебных дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами, сотрудники института включают полученную ими и их коллегами научную информацию в учебный материал по соответствующим темам, а спецкурсы и курсы по выбору студентов строят исключительно на использовании материалов собственных диссертаций, научных публикаций и результатов научных исследований.

Старший научный сотрудник Лаборатории строения и динамики геосфер, к.г.н. Л.И. Морозова имеет патент за открытие природного феномена размывания облачности над разломами земной коры, названными ею «линейными облачными аномалиями» (ЛОА). Ею была установлена зависимость между ЛОА и активизацией разломов, сопровождающаяся землетрясениями. Эго открытие Л.И. Морозова включила в содержание своей моно-

графии [11] и учебного курса для студентов-географов «Дистанционные методы изучения Земли».

Участие сотрудников научного учреждения в образовательной деятельности способствует также решению проблемы кадрового состава преподавателей в учебных заведениях области, и повышению научного уровня преподавания. Благодаря такому участию, образовательные стандарты, знания школьников, студентов, слушателей различных курсов обогащаются теми сведениями, которые получены в результате научных изысканий, проводимых в лабораториях института. Кроме того, содержание учебного материала приобретает ярко выраженную региональную направленность, связанную с темами научных исследований сотрудников института.

Участие вузовских преподавателей и студентов в научных исследованиях по программам ИКАРП ДВО РАН Консолидирующее значение для академического научного учреждения и образования имела созданная в 1999 г. и зарегистрированная в Управлении юстиции ЕАО общественная организация «Совместный научно-обра-зовательный центр ИКАРП-БГПИ». Центру удалось получить грант Фонда Евразия для реализации проекта по проведению серии обучающих семинаров для руководителей образовательных учреждений по программе «Управление образовательными системами», разработанной автором настоящей статьи. В течение 1999-2000 гг. прошли обучение более 100 руководителей учреждений дошкольного, общего, профессионального образования и специалистов органов управления образованием из Еврейской автономной, Амурской, Сахалинской областей и Хабаровского края.

С 2003 по 2005 гг. под руководством к.ф.-м.н. И.Н. Пицюк и д.пед.н., проф. кафедры математики ДВГСГА Б.Е. Фишмана работала совместная с ИКАРП ДВО РАН лаборатория математического моделирования природных, социальных и экономических процессов. В состав лаборатории входила группа студентов и аспирантов. В лаборатории исследовались актуальные для области проблемы, результаты которых впоследствии находили отражение в курсовых и дипломных работах студентов, также применялись на практике. Таким образом, был создан прецедент получения студентами знаний путём собственных научных исследований, что для вуза со статусом академии, по сравнению с вузами со статусом института, должно быть массовым явлением. В академиях и университетах большинство студентов должны обучаться, исследуя, а, исследуя учиться.

Сотрудничество с педагогами, разработка учебных и научных изданий дляшкольников, студентов и широких кругов населения Одним из первых изданий, подготовленным под ре-дакциейд.г.н. Ф.Н. Рянского и при участии школьных педагогов и преподавателей кафедр БГТТИ (ныне ДВГСГА), было учебное пособие для школьников и широких кругов населения «Еврейская автономная область» [2]. В нём отражены сведения об истории, географии и природе области. Издание пособия фактически открывало серию учебных книг по национально-региональному компонен-

ту общего образования, который стал обязательной частью содержания образования в соответствии с вышедшим в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об образовании» [22].

Впоследствии сотрудники почти всех лабораторий ИКАРП ДВО РАН совместно со школьными учителями, преподавателями факультета географии и природопользования ДВГСГА, работниками областного ИУУ (ныне ИПК ПР) приняли непосредственное участие в разработке и подготовке к изданию учебных пособий для школьников «География Еврейской автономной области», «Ис-торико-географический атлас Еврейской автономной области» [1,5].

Интересную информацию содержат книги д.г.-м.н., Члена Союза писателей России Ю. С. Салина, который работал в ИКАРП ДВО РАН старшим научным сотрудником до 2006 г. Они содержат информацию регионального характера и предназначены для школьников, студентов, аспирантов и более широкого круга читателей, интересующихся ку льтурой коренных народов российского Дальнего Востока и задумывающихся над проблемами гармоничного существования человека и природы [17,18].

Студенты, обучающиеся по специальностям «География», «Экология», «Педагогика и методика начального образования», активно используют монографии, учебные пособия, справочные издания, автором, соавтором, составителем или ответственным редактором которых является Т. А. Рубцова. Среди них вышедшие в издательстве «Дальнаука» монография «Флора Малого Хингана» [16], коллективная монография «Флора, микобиота и растительность заповедника «Бастак» [23], справочник «Дендрофлора Еврейской автономной области» [15], фотоальбом о природе Еврейской автономной области [4]. Фотоснимки в альбоме, запечатлевшие красоты растительной природы области, сделаны самой Т. А. Рубцовой и неоднократно экспонировались на выставках в престижных залах Биробиджана наряду с работами профессиональных фотографов.

Бывшая сотрудница института, ныне вышедшая на пенсию, Е.Д. Кабанцова, располагая обширными знаниями по истории области, за время своей работы в ИКАРП ДВО РАН внесла значительный вклад в подготовку к изданию рукописи энциклопедического словаря «Еврейская автономная область» [3]. После издания словарь поступил в книжные магазины Биробиджана, библиотеки и учреждения области, стал для многих жителей ЕАО источником знаний о «малой родине».

Коллективным трудом, подготовленным к изданию группой сотрудников института, является книга «Природные ресурсы Еврейской автономной области» [14], ставшая незаменимым пособием для студентов и школьников по региональному компоненту биологического и географического образования.

Содействие развитию Д ВГСГА на перспективу оказал заведующий Лабораторией строения и динамики геосфер, д.г.-м.н., геофизик по профессии, доцент А.М. Пет-рищевский. По заказу ректора ДВСГА и совместно с к.г.-м.н., доцентом кафедры географии Ю.П. Юшмано-вым были разработаны программы учебных курсов по

геологии и геофизике для планируемой к открытию при вузе специальности «Геология».

Научные публикации сотрудников ИКАРП ДВО РАН систематически издаются в виде монографий, сборников научных статей и тезисов научных конференций, размещаются в регулярно издаваемом институтом журнале «Региональные проблемы». Публикации содержат уникальную информацию, которая могла бы обогатить содержание большинства школьных учебных предметов и образовательных дисциплин в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Сотрудниками института разработана и распространена среди образовательных учреждений концепция воспитания россиянина-дальневосточника [8], теоретически обоснована ведущая роль образования в развитии региона как социально-территориальной системы [12]. региональные аспекты управления образовательными системами разных масштабов и уровней [13]. Знания о дендрофлоре, сельском хозяйстве, минеральных ресурсах, о решении в области экологических, природопользовательских и природоохранных проблем, региональной политике и её истории, о населённых пунктах и жителях области педагоги, школьники и студенты могут получить из других изданий института [ 19-21 ].

Привлечение выпускников учреждений высшего образования, проявивших на студенческой скамье склонность к научной работе, в аспирантуру и в штат научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН Среди сотрудников института в настоящее время более половины составляет молодёжь - выпускники разных факультетов ДВГСГА, слушавшие в студенческие годы лекции квалифицированных специалистов из ИКАРП ДВО РАН, проявившие склонность к научной работе, а теперь научные сотрудники и аспиранты этого академического учреждения. Среди них выпускники факультета математики и информатики В.А. Глаголев, B.C. Василенко, М. А. Воронина, А.Н. Колобов, М.П. Кулаков, Е.В. Курило-ва, Г.П. Неверова, O.JI. Ревуцкая, М.Ю. Хавинсон, К.В. Шлюфман; факультета географии и природопользования A.B. Аношкин, И.В. Гаева, М.В. Горюхин, А.М. Дорошенко, В.А. Зубарев, Н.В. Матвиенко, В.Б. Калманова, Т. А. Капитанова, С.Н. Мишук, В. А. Потурай, С.А. Солов-ченков, А.Б. Суховеева, Д.М. Фетисов; факультета социальной педагогики и психологии С.В. Кутовая. За время работы в институте успешно защитили кандидатские диссертации С.Н. Мишук по экономике, С. А. Соловченков по социологии, А.Б. Волынчук и Д.М. Фетисов по географии. Обучение в аспирантуре и защита диссертаций - это уже иной, более высокий уровень овладения знаниями и это является основным видом образовательной деятельности ИКАРП ДВО РАН.

Совместная работа сотрудников ИКАРП, преподавателей и студентов образовательных учреждений по реализации научных проектов, в том числе и осуществляемых по грантам ДВО РАН, Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и других Под руководством P.M. Коган, постоянно работающей по совместительству на факультете географии и при-

родопользования ДВГСГА, студенты выполняют научные исследования по темам лаборатории, имеют возможность использовать в своих научных исследованиях современный атомно-абсорбционный спектрометр 8о1ааг 6М, выполняют практические работы и оформляют их результаты в форме курсовых и выпускных квалификационных работ.

Лаборатория региональных социально-гуманитарных исследований хотя и существует всего лишь с 2006 г., но уже неоднократно выигрывала гранты Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), за счёт которых проводила исследования по проблемам взаимосвязи индивидуальных и корпоративных образовательных запросов и образовательных услуг, по выявлению образовательного потенциала молодёжных полиэтнических сообществ на территории ЕАО. В настоящее время при финансовой поддержке ДВО РАН проводит исследование по проблеме социальной дифференциации населения ЕАО по профилям и уровням знаний. К проведению этих исследований привлечены студенты и преподаватели БФ АмГУ и ДВГСГА.

Заключение

За двадцатилетнюю историю существования и развития в ЕАО академического научного учреждения ИКАРП ДВО РАН сложились разнообразные формы участия его сотрудников в образовательной деятельности молодёжи и населения. Такое участие способствует приобщению жителей области к научным знаниям, полученным в результате исследований сотрудников института, что является кратчайшим и наименее затратным путём внедрения научных результатов в практику.

Вклад научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН в образование способствует реализации национально-регионального компонента общего и профессионального образования, повышению научного уровня преподавания, обеспечению учебными и научными пособиями региональной направленности, приобщению учащейся молодёжи и практических работников к научным исследованиям, частичному восполнению дефицита научно-педа-шгических кадров высшей квалификации, научному обеспечению деятельности различных предприятий, организаций, учреждений и органов управления.

В то же время, сложившиеся взаимодействия института с образовательными и другими учреждениями и организациями области ещё нельзя считать системой в полном смысле слова. Эти взаимодействия в значительной мере пока фрагментарны, спонтанны, осуществляемые в большей мере по инициативе либо самого института и его сотрудников, либо отдельных потребителей научных знаний.

Пока научные сотрудники преподают студентам и школьникам преимущественно то, что предусматривают государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования, то есть, не ими добытую научную информацию. Это могут делать и не сотрудники академического научного учреждения, что по сути и делают учителя и преподаватели образовательных учреждений. Для более полной реализации потенциала научных сотрудников уместнее трансформировать результаты исследований, полученных в ИКАРП ДВО

РАН, в учебную информацию с последующим её предъявлением обучающимся в форме спецкурсов, тематических лекториев, научных семинаров, «круглых столов», через средства массовой информации.

Для системной интеграции науки и образования необходим координирующий общественный или государственный орган, который ведал бы запросами потенциальных потребителей в научных знаниях, согласовывал направления научных изысканий с этими запросами.

Печатается при финансовой поддержке ДВО РАН в рамках проекта М 09-1-П28-01 «Социальная дифференциация населения российского Дальнего Востока по профилям и уровням знаний».

ЛИТЕРАТУРА:

1. География Еврейской автономной области, учеб. пособие для уч-ся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений ЕАО / ред. коллег.: Л.П. Губенко, Е.Я. Фрис-ман. Хабаровск: Изд-во РИОТИП Краевой типографии, 2007.127 с.

2. Еврейская автономная область: учеб. пособие для школьников и населения / под ред. Ф.Н. Рянского. Биробиджан, 1992.151 с.

3. Еврейская автономная область. Энциклопедический словарь/отв. ред. B.C. Гуревич, Ф.Н. Рянский. Хабаровск: Изд-во РИОТИП кр. типограф., 1999. 368 с.

4. Жемчужина Приамурья: Природа Еврейской автономной области: фотоальбом / сост. А.М. Палачёв, Т.А. Рубцова. Хабаровск: Изд. дом «Дальний Восток», 2004. 64 с.

5. Историко-географический атлас Еврейской автономной области, учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. / ред. коллег.: Л.П. Губенко, A.A. Сурнин, Е.Я. Фрис-ман. Биробиджан: Комитет образования ЕАО, 2006. 44 с.

6. КалитаВ.В., БурикВ.Н. Представления о браконьере и его деятельности в групповом сознании. Владивосток: Дальнаука, 2008. 163 с.

7. КодяковаТ.Е., Петров Г.И., УваровВ.А., ШиндинИМ. Экономический потенциал агропромышленного комплекса Еврейской автономной области. Владивосток: Дальнаука, 2007. 123 с.

8. Концепция: «Российское образование на Дальнем Востоке» /сост.: Б.П. Андриевский, A.A. Врублевский, Е.Г. Миков, В.Г. Невструев, В.Н. Никитенко и др. / под общ.ред. В.Н. Никитенко. Биробиджан: ИКАРП ДВОРАН-БГПИ, 1999. 22 с.

9. Красная Книга Еврейской автономной области. Хабаровск: Изд-во РИОТИП Хабаровской кр. типограф., 2004.143 с.

10. Литература Еврейской автономной области. Хрестоматия. учеб. пособие для уч-ся 9-11 кл. Биробиджан: Комитет образования ЕАО, 2005. 367 с.

11. Морозова Л.И. Спутниковый мониторинг землетрясений. Владивосток: Дальнаука, 2005.137 с.

12. Никитенко В.Н. Образование в социально-террито-риальных системах. Владивосток: Дальнаука, 2006. 151с.

13. Никитенко В.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: ДВГСГА-ИКАРП ДВО РАН, 2006. 152 с.

14. Природные ресурсы Еврейской автономной области/В.И. Журнист, P.M. Коган, Т.Е. Кодякова, Т.М. Комарова, Т.А. Рубцова. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2004.112 с.

15. Рубцова Т.А. Дендрофлора Еврейской автономной области. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2006. 98 с.

16. Рубцова Т.А. Флора Малого Хингана. Владивосток: Дальнаука, 2002.194 с.

17. Салин Ю.С. Иная цивилизация: По стране о ленных людей. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006.240 с.

18. Салин Ю.С. Потерянный рай народной культуры. Спб.: Ин-т народов Крайнего Севера РГПУ им. А.И Герцена, 2009. 415 с.

19. Современные проблемы регионального развития: мат-лы II междунар. науч. конф. Биробиджан, 06-09 окт. 2008 г. / под ред. Е.Я. Фрисмана. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАД 2008.240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Территориальные исследования: цели, результаты, перспективы: мат-лы IV регион, школы-семинара молодых учёных, аспирантов и студентов / отв. ред. Е.Я. Фрисман. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН-ДВГСГА, 2007. 215 с.

21. Усиков В.И. Минеральные ресурсы Еврейской автономной области. Опыт их изучения и освоения, проблемы, перспективы. Владивосток: Дальнаука, 2006. 144 с.

22. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

23. Флора, микобиота и растительность заповедника «Ба-стак» / отв. ред Т.А. Рубцова. Владивосток: Дальнаука, 2007.283 с.

24. Шведов В.Г. Историческая политическая география: обзор становления, теоретические основы, практика. Владивосток: Дальнаука, 2006.259 с.

The experience of twenty years, gained by the scientists of the Institute for comples analysis of regional problems FEB RAS in training the young people and other groups ofpopulation in the Jewish autonomous region, is revealed in th article. It is systematized according to its directions and the forms of scientific achievements adoption in educational practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.