Научная статья на тему 'Социально-гуманитарные исследования в институте комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН'

Социально-гуманитарные исследования в институте комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко В. Н.

В статье анализируются результаты социально-гуманитарных исследований, проведённых сотрудниками Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН за весь период существования этого исследовательского учреждения в г. Биробиджане. Представлена авторская оценка значимости этих результатов для социальной сферы Еврейской автономной области, Дальневосточного федерального округа и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-Humanitarian research at the Institute for Complex Analysis of Regional Problems FEB RAS

The results of social-humanitarian investigations conducted by the researchers of the ICARP FEB RAS, for the whole period of its activity in Birobidzchan, are analyzed in the article. The authors estimation of the results significance for the JAR, the Far Eastern Federal Territory and for Russia as a whole is given in the work.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарные исследования в институте комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН»

V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 001(571.621)

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНСТИТУТЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДВО РАН

В.Н. Никитенко

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

В статье анализируются результаты социально-гуманитарных исследований, проведённых сотрудниками Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН за весь период существования этого исследовательского учреждения в г. Биробиджане. Представлена авторская оценка значимости этих результатов для социальной сферы Еврейской автономной области, Дальневосточного федерального округа и России в целом.

Наряду с исследованиями природных объектов региона, региональной экономики и экологии, проблем сельского хозяйства, физики Земли и зарождения жизни на ней, планетарных и космических явлений в ИКАРП ДВО РАН проводятся исследования в социальной и гуманитарной сфере. Целью социально-гуманитарных исследований является выявление характерных для региона социальных отношений и процессов, их описание и научное обоснование возможных вариантов развития в перспективе.

С момента начала функционирования института в городе Биробиджане в 1990 г. в нём происходили и происходят изменения состава его лабораторий, их названий, численности и квалификации научных сотрудников. Социально-гуманитарные исследования в различные периоды времени имели разных исполнителей и разные приоритеты. Неизменным было лишь то, что эти исследования всегда в институте проводились, составляли и продолжают составлять неотъемлемую часть комплексного анализа региональных проблем.

Изначально в ИКАРП ДВО РАН проблемами социально-гуманитарного характера непосредственно занимался его бывший директор, доктор географических наук Ф.Н. Рянский. По его инициативе зародились и систематически проводились с 1992 до 2001 гг. симпозиумы ученых российского Дальнего Востока с участием представителей из других территорий России на тему «Человеческое измерение в региональном развитии». Серия проведённых симпозиумов позволила сконцентрировать в последующих публикациях тематических сборников научных статей и в изданиях ИКАРП ДВО РАН «Региональные проблемы» продуктивные идеи, раскрывающие понимание того, какие проблемы имеют статус региональных и каковы возможные варианты их решений. Регион рассматривался как локальная со-циально-территориальная система, развитие которой происходит синергетически, то есть путём взаимодействия всех её составляющих - природной, социальной, экономической и других, имеющих отношение к региону. К региональным отнесены те проблемы, которые возникали в определённых географических и административно-территориальных границах вследствие противоречий между теми или иными составляющими социально-территориальных систем.

Социально-гуманитарными исследованиями непре-

рывно занимались специализированные лаборатории, названия которых претерпевали изменения.

С 1993 по 1998 гг. это была Лаборатория социальных систем, руководила которой В.В. Сухомлинова, ныне кандидат географических наук, доцент кафедры экологии Дальневосточной государственной социально-гума-нитарной академии (г. Биробиджан). Впоследствии это исследовательское подразделение стало совместным с Биробиджанским государственным педагогическим институтом (ныне ДВГСГА) и называлось сначала Лабораторией международного регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии, а затем с 2002 по 2006 гг. - Лабораторией региональных проблем образования и общественно-политических исследований. Заведовал лабораторией с такими названиями ректор бывшего БГПИ, кандидат философских наук А. А. Сурнин. С 2006 г. путём реорганизации прежних учреждена Лаборатория региональных социально-гуманитарных исследований, руководителем которой избран автор настоящей статьи. Независимо от того, как лаборатория называлась, приоритетными в её исследовании были социальные и гуманитарные проблемы.

Лаборатория социальных систем в своих исследованиях делала акцент на выявлении отношений населения региона к последствиям антропогенного вмешательства в естественное состояние природных ландшафтов, связанных со строительством крупных промышленных объектов, гидроэлектростанций, изменяющих привычный уклад жизни людей и даже их местожительства.

В.В. Сухомлиновой в качестве итога проведённого исследования в этом направлении обоснована необходимость проведения оценки последствий планируемых крупных строек не только профессиональными экспертами, но и общественностью, которая, по мнению автора, должно выполнять «функцию экологического фильтра - гаранта экологической оптимальности существования человека» [30]. Такой вывод явился дополнительной научной предпосылкой для внедрения в практику так называемых «общественных слушаний» по актуальным экологическим проблемам.

Другим направлением исследования этой лаборатории было выявление состояния здоровья жителей Дальнего Востока и условий адаптации их организма на территориях с различной природой и климатом [1, 2]. В результате исследования сделан вывод о том, что «целе-

сообразно все население дифференцировать на группы, в каждой из которых формируется свое специфическое здоровье: коренное, представленное малочисленными народами Севера; коренное пришлое, прожившее на данной территории более трех поколений и достигшее степени социально-биологической адаптации, близкой к коренным народам Севера; пришлое в пределах одно-го-двух поколений, так называемая «проточная миграция» или «люди, не имеющие постоянного места жительства, меняющие его через несколько лет» [2]. То есть, автор в качестве эталона предложил адаптацию к природно-климатическим условиям аборигенных жителей Дальнего Востока, установил, что приближение пришлого населения к уровню адаптации аборигенов достигается не ранее, чем в третьем поколении при условии постоянной жизни предков и потомков на этих территориях. Практическим выводом из такого научного заключения является то, что в решении задач охраны здоровья населения Дальнего Востока необходимо ориентироваться на образ жизни коренного населения этих территорий. Однако автор не разрешил проблему, почему же продолжительность жизни коренных жителей Приамурья и Севера не превосходит, а зачастую даже не достигает средней продолжительности жизни пришлого на Дальний Восток населения.

В рамках Лаборатории социальных систем с 1997 г. стали проводиться исследования региональных проблем образования. Их результаты нашли своё отражение в разработанной коллективом авторов Концепции «Российское образование на Дальнем Востоке», в которой обоснована необходимость особенного образования личности россиянина-дальневосточника, наследующего естественно сложившийся менталитет жителей этого региона в силу особенных для этой территории природно-климатических условий, истории её заселения и отношений между людьми [15]. Предложена модель личности россиянина-дальневосточника, разработаны принципы, методы и организационные формы российского образование на Дальнем Востоке. Для системы образования Еврейской автономной области (ЕАО) разработка Концепции стала в дальнейшем предпосылкой для подготовки перспективного плана установления в области национально-регионального компонента общего образования [27] и практических шагов в этом направлении, приведших впоследствии к изданию ряда региональных учебников и учебных пособий для школьников [11, 14, 19].

Результатом исследований Лаборатории международного регионального сотрудничества в Северо-Вос-точной Азии стало обоснование и в дальнейшем налаживание сотрудничества в области образования и науки между ИКАРП ДВО РАН, ДВГСГА и научными и образовательными учреждениями провинции Хэйлунцзян (КНР).

Лаборатория региональных проблем образования и общественно-политических исследований в основном сосредоточила своё внимание на выявлении влияния образования на состояние и развитие социально-территориальных систем. В рамках этого направления проводилось изучение образовательных услуг, индивидуальных и корпоративных образовательных запросов в ЕАО.

Методами мониторинга этих запросов являлись социологические опросы, проведенных по специально разработанным для этой цели анкетам, анализ потребностей различных отраслей и организаций региона в специалистах различного уровня и вида образования.

Исследование осуществлялось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 04-06-00343-а). В результате исследования было установлено, что в сложившейся практике образования имеет место ситуация, противоречащая определению сущности образования, данному в Законе Российской Федерации «Об образовании». В большинстве образовательных учреждений ЕАО приоритет отдаётся удовлетворению интересов общества и государства, интересы же человека в большинстве случаев не только не удовлетворяются, но и не изучаются, не учитываются и не формируются. Услуги образовательных учреждений направлены преимущественно на реализацию государственных образовательных стандартов (ГОС) в их инвариантной (федеративной) части. Запросы обучающихся, жителей конкретного региона, района, работников предприятий и учреждений не учитываются даже в вариативной части ГОС, устанавливаемой региональными законами, органами управления образованием и самими образовательными учреждениями. Такое положение дел тормозит развитие регионов, муниципальных территорий и живущих на них людей [4]. По итогам исследования в адрес педагогических работников, органов управления образованием и руководителей ведомств и предприятий было разработано, издано и распространено специальное методическое пособие по мониторингу образовательных запросов и их учёту при формировании содержания общего и профессионального образования и заказов на подготовку специалистов [3]. Образование по запросам потребителей образовательных услуг является залогом устойчивого функционирования и развития локальных, региональных и более крупных социально-территориальных систем. Более полно теоретические выводы и рекомендации по результатам исследования нашли отражение в изданной позже монографии «Образование в социально-террито-риальных системах», в которой сопоставлены онтологический и социально-педагогический смыслы образования, отражены результаты исследования проблемы соответствия образовательных услуг индивидуальным и корпоративным запросам их потребителей на территории Еврейской автономной области [23]. На основе онтологического анализа смысла образования ему дано принципиально новое определение, отличающееся от его толкования в Законе Российской Федерации «Об образовании». Под образованием автор монографии предлагает понимать не только «процесс целенаправленного воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [31], но явление более широкого плана, заключающееся в «непрерывном изменении образа сложноорганизованных систем вследствие синергии их составляющих». Иначе говоря, образование в социально-педагогическом смысле является одним из конкретных проявлений образования в более широком онтологическом смысле. В монографии теоретически обосновано, что образование личности, общественных

групп и общества в целом может и должно быть основополагающим фактором в развитии социально-территориальных систем более широкого масштаба - от локальных до глобальных. Эта идея очень созвучна с тем, что было высказано в январе 2008 г. на Втором Общероссийском гражданском форуме в выступлении Первого заместителя Председателя правительства Российской Федерации, кандидата на пост президента на новый срок Д.А. Медведевым: «В дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. А это, как вы понимаете, уже во многом проблема воспитания и образования» [29].

Внедрение полученных результатов исследования в широкую практик образования является залогом сбалансированного соотношения образовательных запросов и образовательных услуг, следовательно, и других сфер общественной жизни. Эта миссия образования должна осознаваться и практически осуществляться на всех уровнях общественного и государственного устройства.

Параллельно с исследованиями соотношения образовательных запросов и образовательных услуг в лаборатории проводились исследования проблем управления образовательными системами с практическим внедрением их результатов в систему образования региона путём обучения руководителей муниципальных органов управления образованием и учреждений дошкольного, общего и профессионального образования. Обучение осуществлялось при финансовой поддержке Дальнево-сточног отделения Фонда Евразия Результаты исследований отражены в брошюрах в адрес руководителей различных учреждений образования и учебных пособиях для студентов педагогических специальностей [5,10,12,

13, 24, 25]. Второе издание учебного пособия «Управление образовательными системами» представлялось на всероссийский конкурс Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу, изданную в 2006 г., и его автор удостоен звания лауреата конкурса.

Основными направлениями научных поисков Лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований являются:

1) выявление региональных особенностей социальной адаптации иммигрантов на территории ЕАО;

2) выявление и классификация детерминант территориальной локализации населения ЕАО;

3) обоснование воспитательных возможностей полиэтнических молодёжных сообществ.

Первое и второе из направлений актуальны для решения проблемы укоренения населения на территории ЕАО. Сотрудниками лаборатории получены предварительные результаты, нашедшие отражение в докладах на научных конференциях разного уровня и опубликованные в открытой печати [7, 16, 17, 18]. Установлена зависимость между миграционными процессами и территориальной локализацией населения в Среднем Приамурье.

Исследование по третьему направлению значимо в связи с тем, что в течение нескольких десятилетий на территориях российского Дальнего Востока не было каких либо крупных межэтнических конфликтов, и изу-

чение этого феномена предполагает выявить дополнительные возможности для решения проблемы предупреждения такого рода конфликтов на других территориях. Исследование проводится также при финансовой поддержке РГНФ (грант № 07-06-00159-а).

К настоящему времени проведены социологические опросы более 800 молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет, представляющих 30 различных этносов, и более 120 педагогических работников образовательных учреждений на территориях ЕАО, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Анализ полученных результатов позволяет сделать приведённые ниже выводы.

1. Сложившиеся на территории Дальнего Востока России молодёжные сообщества отражают по своему составу всё население этого региона и России в целом -они полиэтнические. В каждой молодёжной группе представлены от трех до восьми различных этносов.

2. В молодёжных полиэтнических сообществах имеются дополнительные предпосылки и возможности для успешного воспитания культуры межэтнических отношений, для патриотического, гражданского и интернационального воспитания:

- почти все члены сообществ вполне идентифицируют себя с тем или иным этносом, гордятся своей национальной принадлежностью и одновременно уважительно относятся к культуре, традициям и обычаям других народов, одобряют дружбу между людьми разных национальностей и большинство из них хотят больше знать о культуре, традициях и обычаях этноса, к которому они себя относят, и других;

- абсолютное большинство молодых людей никогда не испытывали дискриминационных отношений в связи со своей национальной принадлежностью;

- значительно больше половины молодых людей никогда не испытывают никакого напряжения в окружении представителей других этносов или чувств неприязни к людям иной национальности, не раздражаются при близком общении с людьми другой этнической принадлежности, относятся к межнациональным бракам как к обычному явлению, считают недопустимыми какие-либо ограничения по национальному признаку в праве проживания на территориях Дальнего Востока.

В то же время имеют место факторы, неблагоприятные для воспитания указанных качеств личности:

- почти для 2/3 части молодых людей не имеет никакого значения повседневное общение с людьми других национальностей, что таит в себе возможность для закрепления в их сознании и поведении безразличного отношения к своему и другим этносам;

- только 1/3 из них лишь иногда задумываются наедине с собой и разговаривают в кругу друзей о своей национальной принадлежности, что говорит о недостаточном уровне национальной рефлексии и саморефлек-сии, без которых невозможно сполна реализовать воспитательный потенциал полиэтнических сообществ.

Молодёжные сообщества в регионе по критерию имеющихся в них возможностей для публичного национального самовыражения и организации воспитания у молодых людей культуры межнационального общения подразделяются на три неравные группы:

1) сообщества, в которых межэтнические отноше-

ния складываются спонтанно;

2) сообщества, в которых межэтнические отношения складываются вследствие систематической организации межнационального общения и воспитания;

3) сообщества, в которых межэтнические отношения складываются спонтанно и вследствие эпизодической организации межнационального общения и воспитания.

В этом соотношении преобладают сообщества, отнесённые к первой группе (более половины).

Выявлено также, что более 60 % педагогических работников не используют дополнительный образовательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ. В связи с этим в адрес педагогических работников и организаторов образования сформулированы следующие рекомендации:

- сделать предметом анализа национальные составы обучающихся и воспитанников, дабы полнее использовать возможности межэтнического общения для воспитания у детей и юношей потребностей в бесконфликтном сосуществовании и взаимодействии представителей различных этносов;

- в преподавании всех учебных дисциплин наиболее полно представлять интернациональный характер наук, основы которых составляют содержание этих дисциплин, показывать, что та или иная наука формировалась усилиями учёных различных национальностей на протяжении всей истории развития человечества;

- предлагать ученикам и студентам курсы по выбору, раскрывающие особенности культуры, традиций и обычаев различных этносов, которые они представляют;

- способствовать проведению учащимися и воспитанниками поисковой работы и исследований по проблемам национальных культур, межэтнических взаимодействий и межнациональных отношений;

- создавать условия для публичного национального самовыражения представителей разных этносов, а не довольствоваться ситуацией умолчания молодыми людьми о своей национальной принадлежности (способствовать формированию постоянных и временных разноэтнических молодёжных групп, проведению тематических круглых столов представителей разных национальностей, фестивалей национальных искусств и культуры, интернациональных молодёжных клубов и т.п.) [8, 9, 21, 22].

Кроме плановых Лаборатория осуществляет исследования социологического характера по заказам организаций и учреждений социальной сферы ЕАО. Так в 2004 г. по договору с Правительством ЕАО выполнялся заказ Управления по труду на аналитическое исследование трудовых ресурсов различных отраслей, учреждений, организаций и предприятий области по уровням и видам образования. Всего проанализировано около 40 тысяч работающих. Из анализа установлено, что среди работающего населения области работники с общим средним образованием (00), начальным (НПО), средним (СПО) и высшим профессиональным образованием ВПО) представлены в относительно равном количестве. Небольшой перевес в сторону работников с общим образованием можно объяснить частым привлечением на работу выпускников общеобразовательных школ в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышлен-

ность, коммунальное хозяйство и т.п., где проблема с подготовкой кадров решается за счет обучения непосредственно на производстве.

Наибольшее число работников в области занято в следующих отраслях: образование (20 % от общего количества работающих), промышленность (17 %), ЖКХ (12 %), здравоохранение (10 %) и индивидуальное предпринимательство (с преобладанием торгового профиля) (10 %).

Наибольшие потребности в кадрах испытывают такие отрасли, как промышленность - 1621 чел., образование - 839, ЖКХ - 564, здравоохранение - 435, индивидуальное предпринимательство (с преобладанием торгового профиля) - 398 и строительство - 395.

Наибольшая потребность в кадрах с ВПО относительно общей потребности отмечается в финансовой сфере (78 %), образовании (65 %), государственном и муниципальном управлении (60 %), культуре (60 %). В промышленности же преобладает потребность в кадрах со средним общим образованием (65 %), в ЖКХ и индивидуальном предпринимательстве - с НПО (50 % и 65 % соответственно).

Строительная отрасль испытывает дефицит в рабочих с НПО (80 %).

Большая часть запросов в соответствующих специалистах может быть удовлетворена в учреждениях образования области [23].

В 2007 г. Лабораторией выполнены заказы «Еврейского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Муниципальная Академия» по изучению отношения нанимателей и собственников жилья, педагогических работников к дополнительной образовательной программе для школьников «Жилищный урок». Установлено, что 97 % опрошенных считают целесообразным реализовать такую программу.

По заказу МУП «Единый Заказчик» г. Биробиджана в том же году был проведён социологический опрос различных категорий населения города об их отношениях к проводимым реформам ЖКХ. Анализ итогов опроса показал, что полностью удовлетворены услугами ЖКХ только около 5 % жителей города; большинство не связывают проводимые реформы с улучшением комфортности проживания; около 70 % считают необоснованными повышения тарифов на услуги ЖКХ; большая часть опрошенных считает, что затраты на эти услуги не должны превышать 10 % семейного бюджета; более половины испытывают потребность в более полном информировании о правах и обязанностях нанимателей и собственников жилья; почти 3/4 считают возможным участие самих жильцов в поддержании порядка в подъездах и во дворах.

По заказу отдела культуры Мэрии г. Биробиджана исследовано отношение населения города к качеству услуг муниципальных учреждений культуры. Выяснилось, что горожане высоко оценивают культуру обслуживания в этих учреждениях, что наиболее востребованными являются услуги городской библиотеки и её филиалов, кинотеатра «Родина». Жители города считают необходимым улучшить комфортность этих и других учреждений культуры.

Одновременно с сотрудниками лабораторий с «со-

циальными» названиями исследования, имеющими отношение к развитию и состоянию общества в Приамурье, проводили другие лаборатории и отдельные сотрудники Института. К таковым относятся исследования, проводимые до 2006 г. Лабораторией региональных гео-исторических и геостратегических исследований под руководством доктора географических наук В.Г. Шведова. Социальный смысл исследований этой лаборатории заключается в том, что её сотрудниками на основе геоисторического и геополитического анализа выделен Амурский историко-политический район как территория освоения и проживания российского населения [32,

33, 34]. Результаты этих исследований важны для современного формирования соответствующего сознания людей и патриотического воспитания молодёжи

Научным сотрудником Лаборатории региональных биоценологических исследований В.Н. Буриком осуществлено социально и экологически значимое исследование по психологии, направленное на изучение образа браконьера и причин неэкологического поведения в семантике различных групп населения ЕАО [6]. Полученные результаты могут служить убедительным материалом для формирования у населения нетерпимого отношения к браконьерству.

В исследованиях ведущего научного сотрудника Лаборатории математического моделирования динамики региональных систем, ныне доктора философских наук А.М. Шкуркина обоснована роль труда и трудовой миграции в стратификации общества, выявлены источники эволюции социумов - интегрирование индивидуальных воль, социальная конкуренция на территориальном, экономическом, социальном и культурном уровнях [35, 36]. Анализ математических моделей демографических процессов проводится сотрудниками той же лаборатории Г.П. Неверовой и О.Л. Ревуцкой [20]. Социальная значимость этих исследований выражается в уровне их научного обобщения, позволяющего считать их теоретико-методологической базой для решения региональных и более масштабных проблем социума.

Часть исследований в социальной сфере проводилась творческими коллективами научных сотрудников различных лабораторий и способствовала их межлабора-торной интеграции вокруг общей проблемы, что само по себе социально значимо [3], [4].

Социально-гуманитарные исследования в настоящее время приобретают особую актуальность для решения региональных и общероссийских проблем в социальной сфере. В докладе «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин особо отметил значение человеческого капитала для будущего страны и её народа: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации.. .и от отдачи, которую приносит труд каждого человека. Нам надо добиться, чтобы все граждане страны имели возможность получить качественное образование, поддержать своё здоровье, приобрести жильё, получить достойные доходы» [28]. Позиция Президента вселяет надежду на то, что социальная сфера наконец-то признана не про-

изводной от экономики и технического прогресса, а является решающей.

Напечатано по итогам реализации исследовательских проектов при финансовой поддержке

РГНФ, гранты № 07-06-00159-а и № 04-06-00343-а.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андриевский Б.П. О роли и месте общественного здоровья в комплексном анализе региональных проблем // Исследования закономерностей развития регионов как сложных интегральных систем / Под ред. Ф.Н. Рянского. Биробиджан, 1996. С. 84-87.

2. Андриевский Б.П. Воспроизводство населения и тенденции в его здоровье на Дальнем Востоке к исходу XX века // Доклады регион, науч.-практич. конф. «Дальний Восток: территория, природа, люди». В 3-х ч. / Отв. ред. В.Г. Шведов. Биробиджан, 1997. Ч. 1. С. 54-60.

3. Аносова С.В., Григорьева Е.А., Майоренкова О.С., Матинина Г.М., Никитенко В.Н., Суховеева А.Б., Фетисов Д.М. Региональная система образования по запросам потребителей образовательных услуг. Методическое пособие для педагогических работников и руководителей региональной системы образования / Под ред. В.Н.Никитенко. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2005. 72 с.

4. Аносова С.В., Григорьева Е.А., Фетисов Д.М. Запросы потребителей образовательных услуг и возможности их удовлетворения в учреждениях образования Еврейской автономной области // Проблемы устойчивого развития регионов в XXI веке. Мат-лы VII междунар. симпоз. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2004. С. 5-6.

5. Беленький М.Г., Паранчер Н.Н. Методическое пособие для руководителей учреждений профессионального образования / Под ред. В.Н.Никитенко. Биробиджан: СНОЦ «ИКАРП-БГПИ», 2000. 72 с.

6. Бурик В.Н. Образ браконьера и причины неэкологических поступков в семантике различных групп населения: автореф. дисс... канд. псих. наук. Хабаровск: ДВГУПС, 2005. 22 с.

7. Воронина М. А. Обоснование исследования миграционных процессов в Еврейской автономной области // Территориальные исследования: цели, результаты, перспективы: Мат-лы IV регион, школы-семи-нара молодых учёных, аспирантов и студентов. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН-ДВГСГА, 2007. С. 24-26.

8. Воронина М.А., Кутовая С.В. Межличностные отношения в молодежных полиэтнических сообществах и их воспитательные возможности // Молодёжь Востока России: история и современность: Мат-лыIII Всерос. науч.-практич. конф. Хабаровск, 23 ноября 2007 г. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. Ч. 1. С. 81-84.

9. Воронина М. А., Кутовая С.В. Молодежные организации как фактор развития благоприятных межэтнических отношений в обществе // Высшая школа -важнейший ресурс регионального развития региональная межвузовская научно-практическая конфе-

ренция, Биробиджан, 17 мая 2007 г.: [сб. ст.]. В 2 т. Биробиджан: АмГУ БФ, 2007. Т. 2. С.57-61.

10. Воротилкина И.М., Герасименко Д.И. Методическое пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Под ред. В.Н.Никитенко. Биробиджан: СНОЦ «ИКАРП-БГПИ», 1999. 64 с.

11. География Еврейской автономной области: учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений ЕАО / Ред. коллег.: Л.П.Губенко, Е.Я.Фрисман. Хабаровск: Изд-во РИОТИП краевой типографии, 2007. 127 с.

12. Голубь Б.М., Остальцова Г.П. Методическое пособие для руководителей учреждений общего образования / Под ред. В.Н.Никитенко. Биробиджан: СНОЦ «ИКАРП-БГПИ», 2000. 76 с.

13. Губенко Л.П., Никитенко В.Н. Методическое пособие для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием. Биробиджан: СНОЦ «ИКАРП-БГПИ», 1999. 64 с.

14. Историко-географический атлас Еврейской автономной области: учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. / Ред. коллег.: Л.П.Губенко, А.А.Сурнин, Е.Я.Фрисман. Биробиджан: Комитет образования ЕАО, 2006. 44 с.

15. Концепция: «Российское образование на Дальнем Востоке» / Сост.: Б.П. Андриевский, А.А. Врублевский, Е.Г. Миков, В.Г. Невструев, В.Н. Никитенко, Л.Г. Решке, Ю.С. Салин. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН-БГПИ, 1999. 22 с.

16. Кутовая С.В. Миграционные процессы в системе детерминант территориальной локализации населения в Среднем Приамурье / Сб. докл. междунар. науч.-практич. конф. «Эмигранты и этнические диаспоры в региональных политических процессах в Российской Федерации и зарубежных странах». Екатеринбург, 10 ноября 2007 г. Екатеринбург: «Экспресс-дизайн», 2007. С. 105-108.

17. Кутовая С.В. Патриотические настроения в освоении Дальнего Востока // Науч.-практич. конф. «Роль и место патриотизма в возрождении России и Дальнего Востока». Хабаровск, 27-28 апреля 2007 г. / Отв. ред. Е.Г. Миков. Хабаровск: Дальневосточ. Народная Академия Наук, 2007. С. 259-264.

18. Кутовая С.В. Причины освоения и заселения Приамурья // Территориальные исследования: цели, результаты, перспективы: Мат-лы IV регион, школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН-ДВГСГА, 2007. С. 44-46.

19. Литература Еврейской автономной области. Хрестоматия: учеб. пособие для учащихся 9-11 кл. Биробиджан: Комитет образования ЕАО, 2005. 367 с.

20. Неверова Г.П., Ревуцкая О.Л. Математическое моделирование и прогноз демографической динамики региона на примере Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2007. № 8. С. 37-43.

21. Никитенко В.Н. Воспитательные возможности меж-

национальных отношений в полиэтнических сообществах // Региональные проблемы. 2007. № 8.

С. 184-185.

22. Никитенко В.Н. Воспитательный потенциал студенческих полиэтнических сообществ // Высшая школа - важнейший ресурс регионального развития региональная межвузовская науч.-практич. конф. Биробиджан, 17 мая 2007 г. [сб. ст.] / под ред. Н.Н.Па-ранчер, Т.Х.Невструевой. В 2 т. Биробиджан: АмГУ БФ, 2007. Т. 1. С. 70-74.

23. Никитенко В.Н. Образование в социально-террито-риальных системах. Владивосток: Дальнаука, 2006.

151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Никитенко В.Н. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. Биробиджан: ДВГСГА-ИКАРП ДВО РАН, 2000. 125 с.

25. Никитенко В.Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: ДВГСГА-ИКАРП ДВО РАН, 2006.

152 с.

26. Никитенко В.Н., Сурнин А. А. Разработка национально-регионального компонента общего образования в ЕАО // Проблемы реализации государственных стандартов высшего педагогического образования второго поколения: [сб. ст.] / Отв. ред. А.В.Кулинец. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001. С. 65-71.

27. Российская газета. 9 февраля 2008 г. № 4585.

28. Российская газета. Неделя. 24 января 2008 г. №4571.

29. Сухомлинова В.В. Социологический блок в экспертизе природоразрушающих объектов: логика подхода к оценке ущерба // Человеческое измерение региональных проблем / Отв. ред. Ф.Н.Рянский. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1992. Ч. 1. С. 111-114.

30. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».М., 1996. 85 с.

31. Фролова Я. А. Выделение Дальневосточного района военных действий и идентификация его границ: предварительный историко-географический анализ // Региональные проблемы. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2007. № 8. С. 176-179.

32. Харчевникова Е.С. Формирование территориальной структуры хозяйства на примере юга российского Дальнего Востока // Региональные проблемы. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2007. № 8. С. 171-175.

3 3. Шведов В.Г. Историческая политическая география: обзор становления, теоретические основы, практика. Владивосток: Дальнаука, 2006. 259 с.

34. Шкуркин А.М. Иммиграционный потенциал труда российского Дальнего Востока (китайцы на рынке труда дальневосточного региона). Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. 168 с.

35. Шкуркин А.М. Очерки философии и социологии труда: уч. пособие. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. 337 с.

The results of social-humanitarian investigations conducted by the researchers of the ICARP FEB RAS, for the whole period of its activity in Birobidzchan, are analyzed in the article. The author s estimation of the results significance for the JAR, the Far Eastern Federal Territory and for Russia as a whole is given in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.