Научная статья на тему 'Национально-региональные аспекты общего образования'

Национально-региональные аспекты общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональные аспекты общего образования»

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Никитенко БГПИ, г. Биробиджан

Национально-региональные аспекты образования вновь приобрели актуальность в связи с принятием Государственной думой России в 1992 году первой, а в 1996 году - второй редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». В качестве принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает «воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье», «защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [1].

К необходимости включать в содержание образования национально-региональный компонент побуждает и один из ведущих принципов обучения, сформулированный ещё Я.А. Коменским в его «Великой дидактике». Обучать «от близкого к не столь отдалённому, от не столь отдалённого к более отдалённому и от более отдалённого к совсем удалённому», - призывал основоположник научной педагогики [2]. Само собой разумеется, что «близкое» и «не столь отдалённое» для учащихся содержится, прежде всего, в среде их обитания, на территории, которая является местом их жизни. Познание этой территории во всех её аспектах и составляет содержание национально-регионального компонента образования.

В настоящее время разработка и внедрение национально-регионального компонента общего образования на территории Еврейской автономной области находятся только в начальной стадии. Существенный вклад в решение этой проблемы на теоретическом уровне вносят сотрудники Еврейского филиала института проблем национального образования (ЕФИПНО), Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ). Разработана «Концепция: Российское образование на Дальнем Востоке» [3]. Созданы и работают общеобразовательная еврейская школа, еврейская воскресная школа, школы с углубленным изучением русской и других национальных культур. Областным институтом усовершенствования учителей начата работа по подготовке учительских кадров для реализации национальнорегионального компонента образования.

Однако проблема регионализации образования в области требует своего дальнейшего решения. Пока преимущество отдаётся федеральному компоненту образования без должного сочетания его с национально-региональным.

Для решения рассматриваемой проблемы полезным может быть опыт разработки и внедрения национально-

регионального компонента образования в других территориях Дальневосточного федерального округа, в частности, в Хабаровском крае.

По инициативе комитета общего образования администрации Хабаровского края главой администрации были приняты специальные постановления «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования» и «Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в части общих требований к его структуре и содержанию». В соответствии с этими постановлениями в крае при активном участии Хабаровского краевого института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ХКИППКПК) разработан перспективный план подготовки и издания региональных учебников и учебных пособий, который в настоящее время успешно реализуется. Затраты, связанные с разработкой и изданием этих книг для учащихся и учителей, несёт краевой бюджет. Естественно, что федеральный комплект учебников издаётся за счёт федерального бюджета, а региональный - за счёт краевого бюджета. Школьники края имеют возможность по региональным учебникам изучать природу, историю, географию, экономику своего края, произведения дальневосточных писателей и народное творчество коренных народов. Это имеет особое значение для формирования соответствующего отношения к своему краю.

Учёными края осуществляется разработка научных основ регионального образования. Началом таких разработок можно считать «Программу развития Хабаровского края через образование и культуру», изданную под названием «Пайдейя - регио - Хабаровск» [4]. Ведущими в этой программе являются идеи сопряжённого развития экономики и образования, территории и людей, на ней проживающих, воспитания менталитета россиянина-дальневосточника, «связывающего себя с Дальней Россией и Хабаровским краем, с его прошлым, настоящим и будущим».

Один из разработчиков программы, Г.И. Мызан в дальнейшем осуществил исследование проблем физкультурного образования на территории края, издал монографию «Физкультурное образование: региональные проблемы» и защитил по соответствующей теме докторскую диссертацию [5]. Автор монографии показал особенности физического развития школьников на территории Хабаровского края, разработал с их учётом особые нормативы физического развития, отличные от общероссийских.

Впоследствии эти нормативы были утверждены коллегией комитета общего образования администрации Хабаровского края и действуют в настоящее время.

Комитетом общего образования края совместно с ХК ИППК ПК разработаны и приказом председателя комитета введены в действие «Дополнительные краевые требования к стандартам» буквально по всем образовательным областям, предусмотренным базисными учебными планами общего образования. Эти требования доведены до всех образовательных учреждений специально издаваемым и распространяемым по подписке «Информационным бюллетенем Комитета общего образования администрации Хабаровского края». Соответствующая работа по внедрению Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования проводится в форме курсовой подготовки в ХК ИППК ПК.

Из анализа опыта Хабаровского края по решению проблемы регионализации образования вытекают полезные выводы для решения этой проблемы на территории ЕАО. Решение названной проблемы многоаспектное и включает в себя:

разработку нормативно-правовой базы; соответствующую организационную работу; программно-методическое обеспечение; информационное обеспечение; кадровое обеспечение.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» «установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов» является компетенцией субъектов Российской Федерации. Строго говоря, введение национально-регионального компонента ГОС на территории ЕАО должно осуществляться соответствующим законом, принятым Законодательным собранием ЕАО. Это возможно в том случае, если этот компонент разработан, апробирован на практике. На этапе же его разработки и апробации, по аналогии с положением на федеральном уровне, введение временных образовательных стандартов национально-регионального компонента на территории области возможно соответствующими постановлениями председателя правительства области и приказами начальника областного управления образования. В целом же норма-тивно-правовую базу национально-регионального компонента ГОС на территории ЕАО должны составить сово-купностъ соответствующих областных законов, постановлений председателя правительства области, приказов и распоряжений начальника областного управления образования, национально-региональный компонент базисного учебного плана общего образования и программы соответствующих учебных предметов.

Организация разработки и внедрения на территории ЕАО национально-регионального компонента общего образования предполагает привлечение к этой работе квалифицированных специалистов, создание творческих коллективов, способных выполнять эту работу, стимулирование их соответствующей деятельности. Такие специ-

алисты в составе учреждений общего образования, БГТТИ, ИКАРП ДВО РАН, ЕФИПНО, областного ИУУ учреждений культуры, профессионального образования, творческих объединений на территории области имеются.

До того, как соответствующие разработки и учебные пособия по национально-региональному компоненту образования будут разработаны, организационная работа органов управления образованием на территории ЕАО и областного ИУУ может опираться на имеющиеся в области издания и материалы регионального характера. Прежде всего, имеются в виду энциклопедический словарь «Еврейская автономная область» [6], произведения местных писателей и поэтов, возможности областных музеев, творческих коллективов, старожилов области и других источников информации областного содержания.

Программно-методическое обеспечение национально-регионального компонента ГОС предполагает разработку и обеспечение педагогов и учащихся образовательных учреждений области соответствующими программами по учебным предметам регионального характера, учебными пособиями, методическими рекомендациями и разработками, проведение курсов повышения квалификации при областном ИУУ с целью обучения слушателей методическим основам регионализации образования.

Для информационного обеспечения национальнорегионального компонента образования целесообразно было бы регулярное издание и распространение по подписке во всех образовательных учреждениях соответствующего сборника нормативных и методических документов типа «Вестника образования ЕАО». Учитывая, что на территории области имеется немало компьютеризированных образовательных учреждений и компьютеризация системы образования продолжается, информационное обеспечение возможно через сеть Шегпй или локальную областную компьютерную сеть.

Наконец, регионализация образования на территории ЕАО существенно зависит от подготовленности педагогических кадров к этой работе. Следовательно, на всех факультетах БГПИ необходима модернизация профессионального образования будущих педагогов с позиций регионализации общего образования. Возможности для такой модернизации имеются как в рамках содержания нормативных учебных курсов, так и курсов по выбору.

Для работающих педагогов вопросы национальнорегионального компонента образования должны занять значимое место в их самообразовании, методической работе, мероприятиях и формах учебы, проводимых в рамках районных методических кабинетов и областного ИУУ

Комплекс всех перечисленных мер и факторов позволит решать проблемы регионализации образования, что является не только дидактическим принципом, но и важным фактором коренизации населения, привития положительного отношения к территории своего проживания, любви к ней. Коренизация населения для ЕАО в настоящее время является проблемой актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. 85 с.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. М.: Просвещение. 1977. С. 91-180.

3. Концепция: «Российское образование на Дальнем Востоке» / Сост. Б.П. Андриевский, A.A. Врублевский, Е.Г. Миков, В.Г. Невструев, В.Н. Никитенко, Л.Г. Решке, Ю.С. Салин. Под общ. ред. В.Н. Никитенко. Биробиджан, ИКАРП. 1999.22с.

4. Пайдейя - регио - Хабаровск (1995-2005 гг.). Программа развития Хабаровского края через образование и культуру. Генеральная стратегия (проект) / Сост. А.М. Печенюк, Е. Д. Бляхер, Г.И.Мызан, В.Ю.Шубин, В.И. Пахомов, A.B. Мендель, А.М. Король. Хабаровск, ХГПУ 1995. 45 с.

5. Мызан Г.И. Физкультурное образование. Монография. Хабаровск, ХГПУ 1996.76 с.

6. Еврейская автономная область: энциклопедический словарь / Отв. ред. B.C. Гуревич, Ф.Н. Рянский. Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 1999. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.