Научная статья на тему 'Научно-образовательный кластер как основа формирования новой экономики региона'

Научно-образовательный кластер как основа формирования новой экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1240
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Елена Александровна

Управление знаниями, нацеленное на их интенсивное использование, занимает центральное место в «новой экономике». Особое значение приобретают каналы перемещения знаний из мест их создания в сферу производства. Поэтому в новой экономике перспективной формой интеграции науки, бизнеса и власти является создание региональных научно-образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный кластер как основа формирования новой экономики региона»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Е.А. Мальцева (Уральский государственный экономический университет) Научный руководитель - д.э.н., профессор Н.М. Сурнина (Уральский государственный экономический университет)

Управление знаниями, нацеленное на их интенсивное использование, занимает центральное место в «новой экономике». Особое значение приобретают каналы перемещения знаний из мест их создания в сферу производства. Поэтому в новой экономике перспективной формой интеграции науки, бизнеса и власти является создание региональных научно-образовательных кластеров.

Введение

В последнее десятилетие ХХ века в научный оборот входит термин «новая экономика» (new economy), появляются научные статьи и монографии, раскрывающие суть данного феномена. Являясь закономерным этапом социально-экономического развития общества, «новая экономика» имеет свои сущностные характеристики. Прежде всего, она связана с возрастанием роли теоретического знания как непосредственного фактора производства, ведущего к созданию, распространению и внедрению инновационных технологий и форм бизнеса. Поиск новый путей развития науки и образования, интеграции в производственный процесс является актуальной проблемой при формировании «новой экономики» как на федеральном, так и на региональном уровне.

Исходя из этого, целью работы является исследование особенностей и выявление перспектив развития регионального научно-образовательного кластера (на примере Свердловской области).

В современной экономике кластеры становятся одной из наиболее эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капитала, обеспечивающей необходимые конкурентные преимущества. Формирование инновационных кластеров способствует эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов как внутри, так и за пределами кластера.

Возросший интерес к созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров является частью экономической политики, основанной на кластерах, так как создание таких организаций призвано обеспечивать необходимую производственно-технологическую инфраструктуру для доступа предприятий к производственным ресурсам. В современных условиях концепция кластеров становится все более связанной с «экономикой знаний» или «новой экономикой» [1].

Особенности формирования новой экономики на региональном уровне

В условиях «новой экономики» традиционные факторы производства утрачивают свое значение, а на первый план выходят нематериальные (знания, умения, информационные технологии и т. д.), которые труднее, нежели материальные, поддаются количественному учету, что усложняет выявление полюсов (центров) «новой экономики» на региональном уровне.

Возникновение и развитие новой экономики - экономики знаний - является важнейшим изменением внешней среды для рынка образования. Формирование экономики знаний и процессы глобализации влияют на структуру рынка труда, повышают зависимость успешного трудоустройства и эффективной профессиональной деятельности от образования и подготовки работников.

В настоящее время наука превратилась в ведущую производительную силу, в базис любой производительной силы и эффективной экономической системы. Это выражается в непосредственном участии науки в производствах и индустриях всех типов -

от ИТ-индустрии и индустрии программного обеспечения до традиционных по внешнему виду индустрий типа сталелитейной. Наука стала практико-ориентированной, т.е. непосредственно нацеленной на развитие практики и повышение экономической эффективности во всех сферах [2]. Наука отвечает за развитие и за неэкономический и неадминистративный рост эффективности деятельности. Наука нужна стране для того, чтобы построить на смену морально и экономически устаревшим отраслям новые перспективные и эффективные практики, в основе которых, в базисе которых лежат научные разработки и исследования.

Наука определяет интеллектуализацию всех систем деятельности и, следовательно, является тем внутренним источником общественного развития и экономического роста, который только и может выступать альтернативой «сырьевому тупику», т.е. зависимости жизни в России от конъюнктуры мировых цен на нефть и другие виды сырьевой продукции. Правильно организованная наука является главным инструментом перевода страны из зависимого к самостоятельному типу развития, от сырьевой к инновационной экономике [3]. Инновационная экономика превращает новую науку в локомотив экономического роста и общественного развития.

Интеграция науки и образования с промышленностью, включая аграрные производства и все виды современных производств товаров и услуг, позволяет формировать устойчивые системы наивысшей конкурентоспособности. Только тесная интеграция науки, образования и промышленности позволит развивать реальную экономику, а не обслуживать псевдоэкономическую идеологию.

В проведенном исследовании автором были проанализированы особенности развития научно-образовательного комплекса Свердловской области, определены его связи с другими учреждениями региона, выявлены проблемы и перспективы развития с точки зрения новой экономики.

Для позиционирования региона относительно других субъектов, выявления динамики изменения отдельных индикаторов и показателей необходимо использовать методы диагностики состояния региональной экономики, что в конечном итоге позволит определить приоритетные направления развития региона в условиях формирования «новой экономики». В нашей работе для оценки возможностей формирования «новой экономики» на уровне региона использовались следующие показатели: расходы областного бюджета на науку, валовые затраты на научные исследования и разработки, среднемесячная заработная плата работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки, объем выполненных научно-технических работ, износ основных средств, инвестиции в основной капитал, доля затрат на исследования и разработки в объеме выполненных работ и др.

На основе анализа сводного индекса комплексной оценки региона в сфере образования можно сделать вывод о том, что Свердловская область имеет по большинству показателей (по 20-ти из 32-х) положительное отклонение, о достаточно высоком уровне развития начального и среднего профессионального образования. Высока доля занятых (96,45%) среди лиц с начальным профессиональным образованием, что свидетельствует о высокой потребности в рабочей силе (аналогичная тенденция сложилась сейчас в целом в РФ). Среди проблем в сфере начального профессионального образования можно отметить нехватку преподавателей в штате учреждений НПО и недостаток помещений (мастерских) в учреждениях НПО. Старение кадров остается одной из актуальных проблем в сфере среднего профессионального образования. Востребованность выпускников со средним профессиональным образованием очевидна: доля безработных-выпускников учреждений СПО в выпуске - всего 3,1%.

В настоящее время систему высшего образования можно охарактеризовать как наиболее перспективную сферу с точки зрения формирования «новой экономики», что выражается в виде наиболее устойчивых связей с другими учреждениями, а также хо-

роших возможностей для создания инноваций. Все связи учреждений высшего профессионального образования можно разделить на две группы: связи с научными учреждениями и связи с производством. Первый вид связей выражается в обмене научными кадрами между учреждениями, подготовке научных кадров вузами для научно-исследовательских организаций, отделений РАН, а также совместном проведении научно-исследовательских работ. Второй вид связей выражен в подготовке системой высшего профессионального образования кадров для промышленного производства, переподготовке и повышении квалификации работников предприятий. Связи научного комплекса и производственных предприятий в настоящее время не носят партнерского характера, в редких случаях научно-исследовательские организации выполняют некоторые работы по договорам с предприятиями, однако пока такие случаи редки и не носят устойчивого характера.

Важными показателями развития научного потенциала Свердловской области является количество аккредитованных научных организаций и численность работников научно-технической деятельности. Оценка сложившихся тенденций в Свердловской области позволяет делать вывод о том, что в перспективе будет наблюдаться рост этих показателей, при этом темп роста численности научных работников к 2015 г. будет существенно превышать темп роста количества научных организаций

Важнейшим фактором развития научного потенциала Свердловской области является интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, при этом основными направлениями сотрудничества будут создание общей информационной системы, обмен информацией, совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы, развитие информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий.

В сфере науки и научного обслуживания в 2006 г. занято более 33 тыс. человек. Научная деятельность Свердловской области представлена Уральским отделением РАН (22 учреждения), наукой высших учебных заведений (32 вуза), отраслевой наукой (92 института), заводской наукой. Различными видами научной, научно-технической и про-ектно-изыскательской деятельности в Свердловской области занимается более 1000 организаций, из них 146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу, а также соответствующую квалификацию специалистов [4].

В 2001-2005 гг. происходит увеличение затрат на исследования и разработки на всех направлениях научной деятельности, так, затраты на фундаментальные исследования увеличиваются ежегодно в среднем на 31,6%, на прикладные исследования на 34,1%, на прочие исследования 21,9%.

В 2005 г. по сравнению с 2000 г. в структуре затрат на исследования и разработки произошли изменения: увеличились затраты на фундаментальные исследования с 10,4% в 2000 г. до 14,2% в 2005 г., выросли затраты на прикладные исследования до 10,2% в 2005 г. (7,9% в 2000 г.). В 2002-2005 г. произошло увеличение числа сотрудников УрО РАН (на 14,0%), высших учебных заведений (на 3%), занятых заводской наукой (на 29,5%). Значительно снизилось число сотрудников, занимающихся отраслевой наукой (на 29,3%). Снижение числа сотрудников, занимающихся отраслевой наукой, негативно сказывается на развитии инновационной деятельности, поскольку от эффективности их работы зависит внедрение инноваций в производство. Академические институты не должны заниматься прикладными разработками, их обязанность - добывать новые знания. Перспективы развития отраслевой науки во многом зависят от государственной промышленной политики. Так, в целях проведения предметного анализа тенденций и проблем развития отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Свердловской области в 2006 г. Министерством эконо-

мики и труда Свердловской области было проведено обследование деятельности НИИ, участие в котором приняли 52 организации [5].

На основании проведенного анализа было сделано заключение о некоторой положительной динамике развития отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Свердловской области в 2006 г. [6]:

- сдаваемые в аренду площади постепенно сокращаются;

- растет численность сотрудников, занятых исследованиями и разработками (в 2006 г. численность сотрудников на 2,5% выше уровня 2005 г.);

- растет численность молодых специалистов (рост на 18,7% за 2005 г. к уровню 2004 г., на 10,2% за 2006 г. к уровню 2005 г.) и доля их в общей численности сотрудников, занятых исследованиями и разработками (с 11,9% в 2004 г. до 14,9% в 2006 г.);

- растет среднемесячная заработная плата сотрудников, занятых исследованиями и разработками;

- растет объем выполненных работ (темп роста в 2006 г., по оценке, 123,8% к уровню 2005 г.);

- растет экспорт технологий и услуг технического характера (в 2006 г. стоимость соглашений по экспорту технологий составила 12302,6 тыс. долларов США, что в 23 раза больше, чем в 2005 г.).

В то же время существует ряд негативных моментов в общем развитии данных организаций:

- увеличивается износ основных средств (износ основных средств увеличился в 2005 г. к уровню 2004 г. на 2,1%, в 2006 г. к уровню 2005 г. на 3,6% и составляет 49,7%);

- растет доля затрат на исследования и разработки в объеме выполненных работ;

- снижаются инвестиции в основной капитал (в 2006 г. инвестиции в основной капитал снизились на 41,3% по отношению к 2005 г. и составили 175,4 млн. рублей).

Важнейшим фактором развития научного потенциала Свердловской области является интеграция академической, вузовской и отраслевой науки, при этом основными направлениями сотрудничества будут создание общей информационной системы, обмен информацией, совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы, развитие информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий. Таким образом, в Свердловской области сложились благоприятные условия для формирования «новой экономики» (развитый научно-образовательный комплекс, высококвалифицированные кадры), но не налажены партнерские отношения между участниками образовательных и других учреждений региона, слаба интеграция результатов научно-исследовательской деятельности в производственную практику.

Институциональные основы новой экономики: модель научно-образовательного кластера

Достижение высоких показателей развития экономики региона невозможно без активизации инновационной деятельности, которая подразумевает создание благоприятных условий для освоения в промышленности и других отраслях экономики области передовых научно-технических разработок и технологий на основе развития и координации деятельности инновационно-технологических центров, технопарков и других новых форм организации науки и образования.

Кластеры представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении конкретного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний

и, следовательно, кластера в целом. Основная роль кластера, на наш взгляд, заключается в формировании устойчивых, партнерских связей между участниками кластерами, основанных на их взаимных интересах. Кластерный подход является актуальным в современное время для развития науки и образования [7, 8]. Формирование научно-образовательных кластеров позволит создать те связи между образовательными, научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями (промышленными кластерами), общественными объединениями и информационной средой (1Т-кластерами), которые отсутствуют в рамках обычно научно-образовательного комплекса. Под научно-образовательным кластером будем понимать устойчивое территориально-отраслевое партнерство между учреждениями дошкольного, общего, профессионального образования, научно-исследовательскими организациями и предприятиями региона, их объединениями и информационной средой [9].

Участниками кластера являются образовательные учреждения, научно-исследовательские организации и вузы, профессиональные и общественные организации производители и поставщики, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов (рис. 1).

Органы власти

Образовательные учреждения

Научно-исследовательские организации

Предприятия Общественные и профессиональные объединения

Рис. 1. Участники научно-образовательного кластера

Кластер представляет собой блок, главными действующими «юридическими лицами» которого являются предприятия и вузы, взаимодействующие с образовательными учреждениями. Участники кластера будут действовать на основе соглашений о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки кадров в рамках научно-образовательного кластера. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Предлагается следующая система взаимодействия предприятия и образовательного учреждения по подготовке необходимых специалистов. Учебные заведения будут координировать образовательный процесс с базовыми предприятиями. Предприятие дает заявку образовательному учреждению на подготовку необходимого количества специалистов, оплачивает обучение учащихся, организует производственную практику. Для решения проблемы неудовлетворенности работодателями уровнем образования выпускником предлагается согласование учебных планов образовательных учреждений с представителями предприятий (бизнес-структур). После окончания учебного заведения, выпускник будет иметь определенное место работы [9].

В условиях научно-образовательного кластера будет обеспечена интеграция вузовской, академической и отраслевой науки. Тесное сотрудничество университетов с

бизнесом и местным сообществом (властью) - одна из главных формул научно-образовательного кластера.

Наука, научная среда и научное управление в научно-образовательном кластере создает ядро кластеров - устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - технологическую сеть. Финансирование инноваций в основном будет происходить за счет коммерческих структур, вкладывающих средства в предприятия, работающие в соответствии с современным пониманием менеджмента. Именно за счет науки предприятия получают дополнительные конкурентные преимущества и возможность осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В условиях высокого уровня конкуренции предприятие получает значительный эффект от наличия инновационных разработок.

В условиях современного рынка осуществляется схема, минимизирующая риски разработчиков технических инноваций (рис. 2).

Рис. 2. Процесс создания инноваций [9]

Для государственного финансирования остаются те инновационные разработки, которые не финансируются коммерческими структурами, так как эффект от их внедрения не может быть предсказан бизнесом или не может быть продан с необходимой выгодой. Многие научные работы не могут дать необходимый уровень дохода для коммерческих структур из-за их специфики. Фундаментальные открытия могут использоваться при разработках технических инноваций без ссылок на соответствующие результаты, время внедрения научных открытий может составлять не только годы, а даже десятилетия.

Информация для выработки решений по бюджетному финансированию науки и созданию инноваций будет зависеть от финансовых затрат на инновации коммерческими структурами и их прогнозами по научным исследованиям, которые будут ими востребованы. На рис. 3 представлена схема для моделирования причинно-следственных связей для научных исследований.

Приоритетные направления развития науки будут формироваться исходя из потребностей бизнеса и приоритетов регионально развития.

Среди факторов, мотивирующих интеграцию организаций в научно-образовательный кластер, можно отметить следующие:

- согласованные требования предприятий к образовательным учреждениям, в том числе к качеству образовательных услуг, обеспечение соответствия требований предприятий к уровню образования и квалификацией выпускников образовательных учреждений;

- снижение затрат на внедрение новых образовательных технологий за счет эффекта масштаба;

- более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях;

- расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;

- повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;

- кластер - это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом (кластеры обеспечивают экономический рост региона, в том числе повышение инвестиционной привлекательности и занятости населения);

- повышение эффективности научно-исследовательской деятельности путем обеспечения высокой материально-технической базы.

Рис. 3. Формирование приоритетных направлений науки в научно-образовательном

кластере Свердловской области [9]

Немаловажную роль в функционировании кластера играет контроль и помощь со стороны органов власти в сфере мониторинга рынка труда области и определения текущей и прогнозной потребности отраслей региона в кадрах.

Ключевыми факторами успеха при создании научно-образовательного кластера Свердловской области являются:

- концентрация научно-образовательных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов;

- инновационная инфраструктура профессионального образования (многоуровневые, многофункциональные, многопрофильные образовательные учреждения);

- организация многоуровневого профессионального образования по согласованным учебным программам;

- активное взаимодействие науки и бизнеса;

- поддержка со стороны государства кластерных инициатив на стадии формирования и развития кластеров.

Предполагаемыми результатами внедрения научно-образовательного кластера Свердловской области являются:

- расширение доступа к инновациям и технологиям;

- коммерциализация результатов научных разработок;

- изменение стратегии развития профессионального образования;

- повышение качества подготовки кадров;

- диалог с работодателем: понимание общих интересов и проблем.

В долгосрочной перспективе результатом формирования научно-образовательного кластера можно выделить рост производительности труда и уровня занятости населения и повышение качества жизни в области.

Заключение

В условиях формирования «новой экономики» особое внимание должно быть уделено развитию человеческого потенциала, его интеллектуальной составляющей. Наиболее приоритетными направлениями развития страны являются инновационные технологии и, как их неотъемлемая составляющая, научно-образовательный комплекс.

Повышение конкурентоспособности в условиях «новой экономики» должно происходить, главным образом, за счет роста конкурентоспособности человеческого капитала и активного привлечения науки к процессам повышения конкурентоспособности. Наука все заметнее инициирует общественный прогресс в различных его проявлениях, одновременно формируя потенциал знаний. Высокий научно-технический потенциал является одним из главных условий формирования новой экономики.

В Свердловской области, несмотря на некоторые негативные тенденции, сложились благоприятные условия для формирования «новой экономики» - в традиционных научных центрах региона еще существует потенциал для создания современных инновационных центров. Важной задачей в сфере образования, науки (инноваций) Свердловской области в условиях формирования «новой экономики» является поиск новых форм их организации, обеспечивающих их интеграцию как между собой, так и с бизнес-структурами.

Кластерный подход представляет эффективный способ формирования инновационной экономики. На наш взгляд, кластерный подход к развитию научно-образовательного комплекса является действенным инструментом, позволяющим учесть интересы образовательной среды и бизнес-сообщества, создающим условия для производства и внедрения инноваций, а в конечном итоге - для перехода к «экономике знаний».

Особенность научно-образовательного кластера заключается в его функции формировать развитие важнейших аспектов регионального развития (экономического, социального, экологического и административного), развитие которых, в свою очередь определяет развитие самого научно-образовательного кластера. При этом уникальность научно-образовательного кластера определяется его первичностью в указанном процессе циклического развития, его главной ролью, определяющей функцией.

Таким образом, кластерный подход является эффективным методом становления новой экономики. Создание научно-образовательного кластера Свердловской области обеспечит расширение доступа к инновациям и технологиям, будет способствовать коммерциализации результатов научных разработок, повышению качества подготовки кадров, т.е. формированию на территории региона «новой экономики» - экономики знаний, а также созданию крупного научного центра в масштабах всей страны.

Литература

1. Юргенс И.: «Для создания новой экономики нужны кластеры». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allmedia.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Задорожный А. Укрепите фундамент // Эксперт Урал. 2004. №5(132) С. 21. Крупнов Ю.В. Зачем России нужна наука? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/08/30/10407/print.html, свободный. - Загл. с экрана.

3. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobraz.ru, свободный. - Загл.

с экрана.

4. Наука и инновации в регионах России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regions.extech.ru/regions/reg print22.php?id=66, свободный. - Загл. с экрана.

5. Наука и образование Свердловской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sverdl.invest.ru, свободный. - Загл. с экрана.

6. Юргенс И.: «Для создания новой экономики нужны кластеры». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allmedia.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

7. Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. - 2006. - №5.

8. Кластеры нооэкономики: региональные особенности, методы и механизмы / под науч. ред. д-ра экон. наук, профессора Н.М. Сурниной. - Екатеринбург: Изд-во Урал гос. экон. ун-та, 2007. - 160 с.

9. Инвестиции в науку. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4plus5.ru/13_3.htm, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.