Научная статья на тему 'Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики'

Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интеграция / коллаборация / научно-исследовательские проекты / научно-образовательный консорциум / научный фронтир / национальная технологическая инициатива / неоэкономика / региональное развитие / сетевая модель взаимодействия / форсайт / цифровизация / scientific and educational consortium / neo-economics / integration / collaboration / scientific frontier / national technology initiative / regional development / foresight / research projects / network model of interaction / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна, Тополева Татьяна Николаевна

Введение. Становление неоэкономики, основанной на знаниях и инноватизации, характеризуется существенным возрастанием роли интеллектуального капитала относительно осязаемых активов в контексте организации бизнес-процессов нового уровня, обеспечивающих усиление лидерства и рост конкурентоспособности в глобальном масштабе. Интеграция науки и образования в целях обеспечения научно-технологического развития страны актуализирует необходимость исследования проблематики координации деятельности в рамках научно-образовательных консорциумов, различных аспектов эффективности организационного взаимодействия и механизмов встраивания в направления фронтирной повестки. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являются научные труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам интеграции корпоративных структур, коллаборационных партнерств в научно-образовательной сфере, а также данные открытых источников о деятельности консорциумов. В работе использован комплекс общенаучных методов. Результаты. Исследована международная практика образования консорциумов. Обозначены предпосылки формирования консорциумов в российских условиях и накопленный опыт организационного сотрудничества за последние годы. Отмечено, что создание консорциумов обеспечивает усиление образовательной среды потенциалом академической науки, расширяет спектр и повышает качественный уровень образовательных программ подготовки кадров для экономики, ориентированной на инновационное развитие, а также способствует росту сетевых коммуникаций и расширению международного сотрудничества. Проведен анализ установок и направлений федеральной программы «Приоритет 2030». Предложена методика определения совместной тематики исследовательских проектов организаций науки и высшего образования в рамках консорциумов, основанная на технологии «Rapid foresight» и апробированная в деятельности Консорциума Уральского государственного экономического университета и Института экономики Уральского отделения РАН. Обсуждение. Организация консорциумов происходит в условиях смены приоритетов государственного финансирования научно-образовательной сферы, обострения конкуренции организаций за лидерство и грантовую поддержку проектов развития. Критерии и индикаторы результативности для вхождения в федеральную программу «Приоритет 2030» являются труднодостижимыми, особенно для отраслевых университетов. Заключение. Главная задача научно-образовательных консорциумов – объединить потенциал участников, усилив синергию организационной проективности. Инновационная кооперация и вовлеченность в проекты представителей производственного сектора экономики, органов государственной власти всех уровней будут способствовать повышению эффективности деятельности консорциумов и достижению национальных целей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна, Тополева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic consortium: balanced development of the science and the higher school in conditions of neo-economics

Introduction. Formation of neo-economics based on the knowledge and innovatization, characterized by the significant increase of intellectual capital relative to the tangible assets in the context of organization of new level business processes, providing the strengthening of leadership and growth of the competitiveness at a global scale. Integration of science and education with the purpose of provision of the science and technology development of the country actualizes the necessity of study of the activity coordination problems within the frameworks of academic consortiums, various aspects of efficiency of the organized interaction and integration mechanisms in the fronting agenda. Materials and methods. Empirical base of the study consists of the scientific works of the foreign and domestic scientists in the issues of integration of the corporate structures, collaborative partnerships in the academic sphere, and also open sources about the consortium activity. Complex of general scientific methods is used in this paper. Results. There was carried out the study of the international practice of consortiums formation. We have indicated the preconditions of consortium forming in Russia and the accumulated experience of the organizational cooperation of recent years. There was noted that creation of consortiums provides the strengthening of educational programs for personnel preparation for the economy oriented to the innovative development and also contributes to the growth of the network communication and enhancement of the international cooperation. We have carried out analysis of the aims and areas of the federal program «Priority 2030». There was suggested method of how to determine the consistent theme of the exploratory projects of the science and higher education within the framework of consortiums based on the technology «Rapid foresight» and approved in the activity of the Consortium of the State Ural economic university and Institute of economics of RAS Ural branch. Discussion. Organization of consortiums takes place in conditions of the priorities of the academic sphere state financing, increased competition of the organizations for the leadership and the development project grant support. Criterion and indicators of the effectiveness to be included in the federal program «Priority 2030», are hard to achieve, especially for the sectoral universities. Conclusion. The main objective of the academic consortiums is to unite the potential of participants, having strengthened synergy of the organizational projectivity. Innovative cooperation and project involvement of the representatives of the industrial sector of the economy, public authorities of all levels will contribute to the achievement of national aims of development.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики»

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 334.752

DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96

Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики

Анна Владимировна Овчинникова1, Татьяна Николаевна Тополева2в

12Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения РАН, г. Ижевск, Россия 1оуеЫптквуа. ау@шее. ги 2Ш-1оро1еуа@таИ гия

Аннотация

Введение. Становление неоэкономики, основанной на знаниях и инноватизации, характеризуется существенным возрастанием роли интеллектуального капитала относительно осязаемых активов в контексте организации бизнес-процессов нового уровня, обеспечивающих усиление лидерства и рост конкурентоспособности в глобальном масштабе. Интеграция науки и образования в целях обеспечения научно-технологического развития страны актуализирует необходимость исследования проблематики координации деятельности в рамках научно-образовательных консорциумов, различных аспектов эффективности организационного взаимодействия и механизмов встраивания в направления фронтирной повестки.

Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являются научные труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам интеграции корпоративных структур, коллаборационных партнерств в научно-образовательной сфере, а также данные открытых источников о деятельности консорциумов. В работе использован комплекс общенаучных методов.

Результаты. Исследована международная практика образования консорциумов. Обозначены предпосылки формирования консорциумов в российских условиях и накопленный опыт организационного сотрудничества за последние годы. Отмечено, что создание консорциумов обеспечивает усиление образовательной среды потенциалом академической науки, расширяет спектр и повышает качественный уровень образовательных программ подготовки кадров для экономики, ориентированной на инновационное развитие, а также способствует росту сетевых коммуникаций и расширению международного сотрудничества. Проведен анализ установок и направлений федеральной программы «Приоритет 2030». Предложена методика определения совместной тематики исследовательских проектов организаций науки и высшего образования в рамках консорциумов, основанная на технологии «Rapid foresight» и апробированная в деятельности Консорциума Уральского государственного экономического университета и Института экономики Уральского отделения РАН. Обсуждение. Организация консорциумов происходит в условиях смены приоритетов государственного финансирования научно-образовательной сферы, обострения конкуренции организаций за лидерство и гранто-вую поддержку проектов развития. Критерии и индикаторы результативности для вхождения в федеральную программу «Приоритет 2030» являются труднодостижимыми, особенно для отраслевых университетов. Заключение. Главная задача научно-образовательных консорциумов - объединить потенциал участников, усилив синергию организационной проективности. Инновационная кооперация и вовлеченность в проекты представителей производственного сектора экономики, органов государственной власти всех уровней будут способствовать повышению эффективности деятельности консорциумов и достижению национальных целей развития.

© Овчинникова А. В., Тополева Т. Н., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Ключевые слова: интеграция, коллаборация, научно-исследовательские проекты, научно-образовательный консорциум, научный фронтир, национальная технологическая инициатива, неоэкономика, региональное развитие, сетевая модель взаимодействия, форсайт, цифровизация

Для цитирования: Овчинникова А. В., Тополева Т. Н. Научно-образовательные консорциумы: сбалансированное развитие науки и высшей школы в условиях неоэкономики // Вестник НГИЭИ. 2021. № 9 (124). С. 80-96. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96

Academic consortium: balanced development of the science and the higher school in conditions of neo-economics

Anna V. Ovchinnikova1, Tatiana N. Topoleva2^

12Udmurt Branch ofInstitute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Izhevsk, Russia

1ovchinnikova.av@uiec.ru

2tn-topoleva@mail. ruя

Abstract

Introduction. Formation of neo-economics based on the knowledge and innovatization, characterized by the significant increase of intellectual capital relative to the tangible assets in the context of organization of new level business processes, providing the strengthening of leadership and growth of the competitiveness at a global scale. Integration of science and education with the purpose of provision of the science and technology development of the country actualizes the necessity of study of the activity coordination problems within the frameworks of academic consortiums, various aspects of efficiency of the organized interaction and integration mechanisms in the fronting agenda. Materials and methods. Empirical base of the study consists of the scientific works of the foreign and domestic scientists in the issues of integration of the corporate structures, collaborative partnerships in the academic sphere, and also open sources about the consortium activity. Complex of general scientific methods is used in this paper. Results. There was carried out the study of the international practice of consortiums formation. We have indicated the preconditions of consortium forming in Russia and the accumulated experience of the organizational cooperation of recent years. There was noted that creation of consortiums provides the strengthening of educational programs for personnel preparation for the economy oriented to the innovative development and also contributes to the growth of the network communication and enhancement of the international cooperation. We have carried out analysis of the aims and areas of the federal program «Priority 2030». There was suggested method of how to determine the consistent theme of the exploratory projects of the science and higher education within the framework of consortiums based on the technology «Rapid foresight» and approved in the activity of the Consortium of the State Ural economic university and Institute of economics of RAS Ural branch.

Discussion. Organization of consortiums takes place in conditions of the priorities of the academic sphere state financing, increased competition of the organizations for the leadership and the development project grant support. Criterion and indicators of the effectiveness to be included in the federal program «Priority 2030», are hard to achieve, especially for the sectoral universities.

Conclusion. The main objective of the academic consortiums is to unite the potential of participants, having strengthened synergy of the organizational projectivity. Innovative cooperation and project involvement of the representatives of the industrial sector of the economy, public authorities of all levels will contribute to the achievement of national aims of development.

Keywords: scientific and educational consortium, neo-economics, integration, collaboration, scientific frontier, national technology initiative, regional development, foresight, research projects, network model of interaction, digitalization

For citation: Ovchinnikova A. V., Topoleva T. N. Academic consortium: balanced development of the science and the higher school in conditions of neo-economics // Bulletin NGIEI. 2021. № 9 (124). P. 80-96. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2021-9-80-96

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

Введение

На современном этапе трансформация социально-экономических процессов, обусловленная инновационным вектором развития национальной экономики, цифровизацией и высокой рыночной динамикой, сопровождается поиском эффективных форм и механизмов взаимодействия субъектов экономической деятельности на фоне глобального тренда интегративности. Драйверы неоэкономики -сферы с высоким удельным весом нематериальных активов, в числе которых ведущее место занимают наука и образование, призваны модифицировать традиционные отрасли, инкорпорируя в них новые знания [1, с. 5]. Амбициозные цели прорывного развития страны обозначены в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.», где, в частности, отмечено: обеспечение присутствия России в числе десяти стран-лидеров по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования, рост экспорта несырьевых товаров не менее 70 % к уровню 2020 г., достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы1. Приоритеты инноватизации предопределяют консолидацию академической и вузовской науки для генерации совместных проектов создания технологий и наукоемкой продукции, укрепления кадрового и научно-технологического потенциала реального сектора экономики, социально-экономического развития регионов РФ. Переход от иерархических к сетевым моделям взаимодействия позволяет реализовать преимущества коллаборации - специфической формы сотрудничества для создания инноваций, особенно характерной для научно-образовательной сферы. Консорциум является одной из наиболее востребованных организационных моделей интеграции, получившей широкое распространение во всем мире.

Материалы и методы

В научной литературе сложилось несколько подходов к дефиниции организационной модели консорциума. Зарубежный вектор исследований представлен работами Б. Макфарлайна, М. Л. Хуотари, Дж. Бланко, С. Бергана, И. Фрейтаса, Т. Герлака и др. [2; 3; 4; 5; 6; 7]. Проблематику синергии интегрированных корпоративных структур, основанных на договорных началах, в число которых входят и консорциумы, рассматривают отечественные исследователи: Ю. Б. Винслав, Ю. В. Якутин, В. А. Безуев-ская и др. [8, с. 259; 9, с. 184; 10, с. 599]. Так,

Н. В. Василенко, А. А. Костенко, К. А. Назаретян характеризуют консорциум как метапредприятие, сочетающее возможности, технологии и опыт нескольких организаций для разработки сложных инновационных (научно-исследовательских) проектов производства продукции, не имеющей мировых аналогов [11, с. 198]. В. Г. Шелудько, А. В. Цветных подчеркивают важность интеграционной роли консорциума, выступающего связующим звеном науки, высшей школы и бизнеса для координации, контроля и продвижения проектов [12, с. 13]. М. В. Си-гова, С. А. Банников рассматривают виртуально-сетевые принципы взаимодействия в рамках консорциумов [13, с. 115].

Обобщая исследовательские подходы, мы определяем консорциум в качестве организационной модели, объединяющей на договорных условиях общие цели, компетенции, технологии, научный и практический заделы нескольких юридических лиц для разработки и реализации крупных проектов инновационной направленности в целях повышения уровня научно-технологического развития страны.

В процессе исследования авторы использовали общенаучные методы, в числе которых: монографический, абстрактно-логический, сравнительный, анализ, обобщение, рассуждение, а также метод графической визуализации.

Результаты

В историческом аспекте развитие консорциумов происходило в три этапа:

1 этап (начало ХХ - середина 50-х гг. ХХ вв.) характеризовался созданием университетских сообществ в целях расширения географии образовательного процесса и улучшения обслуживания населения.

2 этап (середина ХХ - конец ХХ вв.) - наблюдалось постепенное привлечение к сотрудничеству организаций научной сферы, проведение совместных НИОКР, интенсивное развитие международных образовательных и исследовательских обменов.

3 этап (конец ХХ - начало ХХ! вв.), продолжающийся до настоящего времени, ознаменован вовлечением в консорциумы представителей бизнес-среды и развитием коллаборационных парт-нерств.

Обратимся к международному опыту образования консорциумов. Успешным воплощением организационной модели является проект, реализованный в формате Седьмой рамочной программы Европейского союза («РР7»), целью которой являлось создание единого Европейского Научного

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

Пространства (ERA) - базиса европейского рынка в сферах научно-технологических разработок, открытых инноваций, свободного обмена результатами НИОКР и координации научно-исследовательской деятельности, направленных на рост конкурентоспособности и инновационной активности стран Европы. В состав международного консорциума, созданного в рамках «FP7», вошли университеты, научные организации, инновационные компании, а также предприятия, являющиеся конечными пользователями инновационных товаров.

Программа «FP7» была реализована в период 2007-2013 гг., общая сумма финансовой поддержки инновационной кооперации во всех областях составила 55 млрд евро2. В «FP7» вошли три группы стран: члены ЕС, ассоциированные и неассоцииро-ванные страны (Россия, Китай, США, Япония и др.). Россия принимала активное участие в программе, занимая лидирующие позиции в категории неассо-циированных стран. Наибольшую вовлеченность в проекты «FP7» демонстрировали научно-исследовательские организации Российской академии наук (РАН) по тематическим направлениям: биотехнологии, нанотехнологии, здравоохранение, транспорт. Всего 452 российские организации были задействованы в 281 проекте с совокупным финансированием 54,9 млн евро (таблица 1).

Россия / Russia 452

США / USA 369

Индия / India 254

Китай / China 269

ЮАР / South Africa 195

Бразилия / Brazil 235

Источник: составлено на основании данных2

Взаимодействие в рамках консорциумов по линии «Erasmus+» осуществляется в логике проектной технологии, с четко регламентированными едиными правилами по следующим направлениям:

- Key Action 1 - новые возможности мобильности в образовательном процессе для студентов, преподавателей и исследователей;

- Key Action 2 - кооперация университетов, обмен лучшими практиками для развития инновационного потенциала;

Сохраняя целевую преемственность, ЕС разработал обновленную рамочную программу «Гори-зонт-2020» (2014-2020 гг.), в соответствии с которой поддержка научно-исследовательской деятельности была увеличена до 80 млрд евро, особое внимание уделялось процессам коммерциализации результатов НИОКР и непрерывной поддержке проектов от идеи до рыночного воплощения3.

Программа «Горизонт-2020» реализовывалась по трем направлениям:

- передовые научные исследования (упрочнение позиций ЕС через генерацию прорывных технологий);

- индустриальное лидерство (развитие приоритетных направлений промышленности, поддержка малых и средних предприятий инновационной сферы);

- социальные вызовы (решение проблем современности в областях здравоохранения, демографии, экологии, ресурсосбережения и др.).

Условия для кооперации научных и образовательных организаций созданы также еще одной масштабной программой ЕС - «Erasmus+», разработанной для повышения качества образования, диссеминации европейского опыта по всему миру, развития новых форм сотрудничества и диалога культур.

:, млн евро / ion euros

281 54,9

287 36,4

164 34,6

237 30,1

158 27,5

166 26,5

- Jean Monnet Activities - расширение возможностей европейских исследовательских проектов в рамках подпрограммы «Jean Monnet» (исследование европейских процессов)4.

Участники консорциума получают доступ к широкому рынку потребителей образовательных услуг по всему миру, а научные разработки, осуществляемые на общей исследовательской платформе, приобретают высокий международный статус. Поскольку программа «Erasmus+» направлена в

Таблица 1. Участие научных организаций неассоциированных стран в программе «FP7» Европейского союза (2014-2020 гг.)

Table 1. Participation of scientific organizations of non-associated countries in the «FP7» program of the European Union (2014-2020)

Страна / Country

Количество организаций / Number of organizations

Количество проектов / Number of projects

Объем финансирования Funding volume, milli

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

первую очередь на интеграцию университетов, они аккумулируют основную часть финансирования. Объем средств программы, включая стипендиальный фонд консорциума, составляет 20 млрд евро.

Консорциум «Cluster» в настоящее время объединяет 13 европейских университетов технико-технологического профиля, взаимодействие которых позволило существенно расширить узкую специализацию инжиниринга до парадигмы: «образование -наука - инновации». Ассоциированными партнерами консорциума являются университеты в Канаде (университет Монреаля), Китае (Пекинский университет «Цинхуа»), Бразилии (Escola Politecnica San Paulo) и России (Томский политехнический университет). Консорциум активно сотрудничает с индустриальными партнерами как по линии магистерских программ (организация практики), так и по линии НИОКР (внедрение результатов на производственных площадках партнеров)5. В общем виде консорциум «Cluster» представляет собой сетевую структуру, призванную осуществлять финансирование и координацию новых знаний и инновационной деятельности, подготовку специалистов высокого уровня с лидерскими и предпринимательскими навыками на основе ресурсной интеграции участников.

В США практика образования консорциумов насчитывает многолетнюю историю. Так, консорциум «Five College Consortium», созданный в 1965 г., объединяет четыре гуманитарных университета, исследовательский университет первого дивизиона и два колледжа. Консорциум входит в «Ассоциацию коллаборативного лидерства», деятельность организации нацелена на поддержание долгосрочных форм сотрудничества в направлении сохранения и приумножения академического и куль-

6

турного потенциала участников .

«Claremont Colleges-Claremont University Consortium» - консорциум, созданный в 1925 г. в Клер-монте, штат Калифорния. В составе консорциума в настоящее время 7 частных университетов, образовательные программы которых доступны для всех обучающихся независимо от их аффилиации. На базе консорциума функционируют: межвузовский исследовательский факультет, межвузовский факультет религиоведения, межвузовский факультет медиаисследований, центр естественных наук .

Еще один пример консорциума «Committee on Institutional Cooperation» - академический консорциум 15 американских университетов, образованный в 1958 г. Данный консорциум задействован в

федеральных научно-исследовательских программах с совокупным финансированием 6 млрд долл., что составляет 18 % от общего объема средств Национального научного фонда8. Взаимодействие университетов предполагает совместные закупки, разработку образовательных курсов и программ профессионального роста, обучение за рубежом, цифровизацию образовательных процессов.

В 2018 г. в Китае по инициативе Сямэньского транспортного университета был запущен консорциум «Морской шелковый путь XXI в.», в состав которого вошли 60 университетов из 17 стран мира, в их числе: Франция, Великобритания, Австралия, Сингапур, Новая Зеландия и др.9. Совместная декларация участников отражает намерения к усилению сотрудничества в образовательной и научной сферах, использованию образовательного потенциала и поощрению культурных обменов, содействию экономическому росту стран, расположенных вдоль исторического маршрута Шелкового пути.

Таким образом, организационное сотрудничество и проектно-грантовая деятельность характеризуются в последние десятилетия экспоненциальным ростом, сближая не только различные учебные культуры, но и формируя единое научно-образовательное пространство, выходящее за рамки национальных границ [14, с. 27; 15, с. 1158]. Для современной системы взаимодействия научно-образовательных учреждений в рамках консорциумов характерны следующие тенденции:

- развитие сетевого проектирования;

- расширение предметной направленности проектов до междисциплинарного уровня;

- разработка образовательных программ, включающих научное сопровождение учебного процесса, организацию научных мероприятий, зарубежных стажировок студентов, магистрантов, аспирантов и преподавательского состава;

- формирование кросс-культурных коммуникаций в контексте международных связей партнеров;

- усиление сотрудничества с индустриальными партнерами, заинтересованными во внедрении новых технологий и модернизации производств.

Современные консорциумы, требующие для реализации совместных проектов компетенций различного рода, характеризуются: свободой выбора и добровольностью участия, договорной основой взаимодействия и юридической самостоятельностью сторон, общностью экономических и иных интере-

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

сов, равноправием, оптимизацией использования ресурсного потенциала и разделением рисков. При этом по сравнению с иерархическими структурами стабильность консорциумов характеризуется как неоптимальная. Также высока вероятность конфликта интересов как в связи с разным организационным масштабом участников, так и с их ролью в реализации инновационных процессов [16, с. 36].

Переходя к российскому опыту функционирования научно-образовательных консорциумов, следует отметить две важнейшие предпосылки их формирования. Первая - это заявленная в документах стратегического развития страны инновационная направленность экономики, актуализация запроса на прорывные разработки. Поскольку образовательные и научные организации генерируют кадровую основу развития, новые знания и технологии, то их интеграция позволяет объединить усилия на важнейших стадиях создания инноваций, таких как: проведение фундаментальных и прикладных исследований, лицензирование, маркетинг, коммерциализация результатов деятельности. Вторая предпосылка - это общественный запрос на подготовку кадров для неоэкономики [17, с. 31; 18, с. 355]. В данном контексте повышаются требования к компетенциям обучающихся. Необходим системный анализ и стратегическое прогнозирование отраслевого развития, выявление приоритетных сфер, для которых в перспективе будут затребованы кадры, корректировка существующих и разработка новых образовательных программ [19, с. 16].

Процессы межвузовской кооперации в России обозначились еще в первой половине 2000-х гг., за истекший период был создан целый ряд университетских консорциумов: Образовательный консорциум «Среднерусский университет» (2004 г.), суперкомпьютерный консорциум университетов России (2008 г.), консорциум опорных вузов госкорпорации «Росатом» (2011 г.), консорциум научно-образовательных сетевых структур КНОСС» (2012 г.), Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций (2012 г.), консорциум «Технологическая водородная долина» (2020 г.), консорциум «Цифровые университеты» (2020 г.) и др. С течением времени трансформация в системе высшего образования набирает обороты, обозначив ясные ориентиры на модернизацию как образовательной компоненты, так и на задачи от-

раслей производственного комплекса и региональные интересы, в том числе в сфере молодежной политики. Особо следует отметить вектор на развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, преодоление сложившейся разобщенности науки и образования.

Запуск Национальной технологической инициативы (НТИ) в 2014 г., инициированной для обеспечения ускоренного выхода российских компаний на высокотехнологичные рынки, способствовал сближению научной, образовательной и технологической сфер. Так, в рамках «дорожных карт» по направлениям НТИ было предусмотрено создание консорциумов, реализующих образовательные программы и осуществляющих содействие технологическому трансферу посредством кооперации с индустриальными партнерами. Так, в 2017 г. в результате конкурсного отбора, оператором которого стала Российская венчурная компания, в ведущих российских университетах и институтах РАН были созданы Центры компетенций НТИ - структурные подразделения, целью которых является разработка инновационных решений в области сквозных технологий (основных направлений рынка НТИ), обеспечивающих лидерство отраслей и предприятий, использующих данные технологии в производственных процессах. В числе «сквозных технологий» можно отметить: квантовые технологии, новые производственные технологии, технологии виртуальной реальности, механотроники и робототехники, «интернет вещей», когнитивные технологии.

Центры компетенций были созданы в МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ИПХВ РАН, ИБХ РАН, СПбГУ, ИТМО и др. (всего 14 структур). Организованные по модели консорциумов, на начало 2020 г. Центры привлекли более 350 компаний-соинвесторов, бюджетные ассигнования на их гран-товую поддержку за 2017-2020 гг. составили 7,8 млрд руб. Для разработки, внедрения и коммерциализации технологий университеты создают малые инновационные предприятия или совместные предприятия, работающие по заказам производственных компаний. Таким образом, образовательный, научный и технологический сектора способны получить сбалансированное развитие под эгидой университетов, которые сегодня не только концентрируют знания и аналитику, но и транслируют инновации (рис. 1).

economics and national economy management

услуг/ Market of educational

Подготовка кадров (научных групп / Personnel training (scientific groups)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуализация образовательных программ за счет генерации новых знаний / Updating educational programs by generating new knowledge

Научный сектор/ Scientific sector

Рынок научной продукции / Scientific products market

Запрос на результаты НИР / Request for research results

Новые технологии и команды внедрения (студенты, аспиранты) / New technologies and teams of implementa-tion(students, graduate students)

Технологический сектор/ Technological sector

Рынок технологий (рынки НТИ) / Technology market (markets of NTI)

Рис. 1. Связь образовательного, научного и технологического секторов в структуре университета Fig. 1. Connecting the educational, scientific and technological sectors at the university Источник: составлено на основании данных [10; 15] и

К настоящему времени при участии Центров компетенций НТИ реализовано свыше 150 проек-тов10, в числе крупнейших разработок можно отметить следующие:

- интеллектуальная микроэнергосистема, получившая международную премию Quality Innovation Award;

- киберфизическая модель распределенной сети для Интернета;

- трекинг-технологии для игровой индустрии и аналитики спорта;

- препарат для лечения болезни Паркинсона;

- квантовые сети;

- платформа для нейроинтерфейсов;

- облачные технологии для медицинской диагностики на основе анализа больших данных.

В 2018 г. для повышения роли университетов в инновационном и социально-экономическом развитии регионов России МГУ им. М. В. Ломоносова презентовал концепцию создания научно-образовательных консорциумов «Вернадский». По словам ректора МГУ им. М. В. Ломоносова В. Са-довничева, программа нацелена на опережающую, междисциплинарную, многопрофильную подготов-

ку высококвалифицированных кадров для экономи-ки11. Проект объединяет ведущий российский университет с сетью региональных вузов, научно-исследовательских институтов, учреждений СПО, институтов развития и представителей предпринимательского сектора федерального и регионального уровней. В ряду основных задач консорциумов «Вернадский» обозначены: укрепление единства общероссийского образовательного пространства, распространение передовых практик образования, научные исследования по инновационным направлениям, академическая коммуникация, использование инновационной и научной инфраструктуры ведущих университетов в интересах развития кадрового потенциала регионов, расширение международного сотрудничества.

В субъектах РФ консорциумы формировались по приоритетным направлениям развития территорий, с опорой на региональные вузы и сложившиеся научные школы. В период 2019-2021 гг. соглашения по проекту «Вернадский» были подписаны в 22 субъектах РФ. Практики сетевого взаимодействия участников консорциума позволяют расширить целевые ориентиры региональных вузов за

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

пределы регионов присутствия на уровень мирового академического лидерства. В ряду реализованных проектов в рамках консорциумов «Вернадский» следует отметить 14 законченных проектов по фундаментальным и прикладным исследованиям экономических потребностей регионов РФ, 9 проектов по подготовке кадров на базе научно-образовательных кластеров с участием региональных производственных компаний, 34 проекта по формированию единого научно-образовательного пространства на основе цифровизации, создание 3-х сетевых научно-образовательных центров12. Кроме того, на площадках консорциума реализуются новые образовательные программы мирового уровня (уникальные сетевые программы магистратуры и аспирантуры), создаются новые кафедры, лаборатории, центры коллективного пользования [20, с. 18]. Наиболее эффективно консорциумы функционируют в регионах, где они активно поддерживаются региональными органами государственной власти (Московская область, ХМАО, Алтайский край, Кемеровская область, Тульская область) и социально ответственным бизнесом. Ключевой индустриальный партнер программы - корпорация «Роснефть», перспективные участники проектов - ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк».

В настоящее время на площадках консорциумов «Вернадский» продолжается реализация серии проектов и мероприятий, в частности:

- МГУ им. М. В. Ломоносова: внедрение УЯ-технологий в образовательный процесс, развитие системы наставничества, летняя дистанционная школа «Вернадский», программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава региональных вузов;

- КемГУ (г. Кемерово): создание Центра мониторинга трудоустройства выпускников, открытие кафедры стратегии регионального и отраслевого развития под руководством члена РАН, д.э.н., профессора В. Л. Квинта, осуществляющей подготовку специалистов по стратегированию;

- ТГТУ (г. Тамбов): проекты по сохранению окружающей среды и экологической безопасности, проекты высокотехнологичной направленности в сельском хозяйстве и др.

В октябре 2020 г. по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ был образован университетский консорциум «Недра», объединяющий 48 учебных заведений, готовящих кадры по специальности 21.00.00 - «прикладная геология,

горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»13. Вузы интегрировались с целью повышения качества технического образования и НИОКР с учетом специфики и потребностей российского минерально-сырьевого комплекса. В планах консорциума привлечение более широкого круга участников из образовательной сферы, научных организаций и отраслевых лидеров для консолидированного решения задач эффективного использования природных ресурсов, а также активного сотрудничества с Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Как национальный координатор, консорциум ставит задачи повышения наукометрических показателей участников, создания межвузовских исследовательских групп, получения совместных патентов на разработки и объединение усилий по их коммерциализации. На 2021 г. план консорциума содержит широкий перечень мероприятий начального этапа взаимодействия, в их числе:

- создание учебно-методических советов и рабочих групп;

- создание образовательной платформы «Цифровая образовательная среда»;

- проведение тематических диалогов по 20-ти научным направлениям в дистанционном формате;

- подготовка и размещение публикаций по результатам научно-исследовательской деятельности участников в высокорейтинговых журналах-партнерах консорциума (квартиль журналов Q1-Q4);

- организация научных стажировок магистров и аспирантов;

- разработка нормативной базы для реализации программы совместных PhD (подготовка научных кадров при совместном международном научном руководстве на соискание ученой степени PhD и российской степени кандидата наук).

Министерство науки и высшего образования РФ разработало Программу стратегического академического лидерства (обновленное название программы - «Приоритет 2030») для поддержки развития организаций высшего образования посредством предоставления на конкурсной основе субсидий и грантов на проекты развития, реализуемые в том числе в коллаборациях с научными организация-ми14. Старт программы состоялся в мае 2021 г. В настоящее время для вхождения в проект вузы разрабатывают специальную документацию, включающую в том числе программы организационного развития, в которых должны найти отражение стра-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

тегические направления взаимодействия вузов с регионами, научным сообществом и индустриальными партнерами на ближайшие 10 лет.

«Приоритет 2030» является самым масштабным проектом в сфере высшего образования РФ за последние годы. Он определяет 2 направления развития организаций высшего образования: исследо-

вательское лидерство национальных университетов и территориальное, технологическое лидерство опорных университетов (таблица 2). В период 2021-2024 гг. на финансирование проектов развития из федерального бюджета будет направлено 52 млрд рублей15. Принять участие в программе смогут до 25 % организаций высшего образования страны.

Таблица 2. Основные направления развития организаций высшего образования в соответствии с программой «Приоритет 2030»

Table 2. The main directions of development of higher education organizations in accordance with the «Priority 2030» program

Направление / Direction

Участие в формате национального исследовательского университета (НИУ) / Participation in the format of a national research university (NRU)

Участие в формате национального опорного университета (НОУ) /

Participation in the format of a national pivotal university (NFU)

Цели / Objectives

- генерация прорывных исследований / breakthrough research generation;

- интеграция с институтами РАН / integration with the institutes of the RAS;

- подготовка кадров для сектора НИОКР / training for the R&D sector;

- глобальная конкурентоспособность / global competitiveness

- содействие инновационному развитию региона или отрасли / promoting the innovative development of a region or industry;

- интеграция с индустриальными партнерами / integration with industrial partners;

- наращивание технологического потенциала / technological capacity building;

- наукоемкие разработки / science intensive developments

Уровень / Level

Мировая научно-исследовательская повестка / World research agenda

Территориальное или технологическое лидерство / Territorial or technological leadership

Дисциплинарный охват / Disciplinary coverage

Исследовательская специализация / Research specialization

Интенсивность НИОКР /

Многопрофильные университеты / Multidisciplinary universities Фундаментальные и прикладные исследования и разработки / Basic and applied research and development

Высокая / High

Специализированные университеты / Specialized universities Прикладные исследования и разработки / Applied research and development

Средняя / Average

R&D intensity

Уровень технологической готовности (TRL - зрелость технологии) / Technological readi- TRL1-TRL6 TRL4-TRL7

ness level (TRL - technology maturity)

Ресурсоемкость и капиталоемкость НИОКР / Resource intensi- Высокая / High Средняя / Average ty and capital intensity of R&D Источник: составлено на основании данных14

На первом этапе реализации программы для держка которых составит 100 млн рублей для каж-

участия в ней запланирован экспертный отбор не дого участника программы. Помимо базовой части

менее 100 университетов, ежегодная грантовая под- гранта, предоставляемой в соответствии с перечнем

88

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

заданных критериев и направленной на увеличение вклада организации в социально-экономическое развитие Российской Федерации, предусмотрена также специальная часть по двум трекам: территориальное (отраслевое лидерство) и исследовательское лидерство. Более 80 % средств, выделяемых в рамках поддержки, будет направлено на проведение НИОКР. По итогам ежегодной публичной отчетности вузов о реализации программ организационного развития предусматривается ежегодная ротация участников проекта. Ожидается, что в программной перспективе существенно сократится разрыв между отечественными вузами, будут созданы возможности для их устойчивой трансформации в университеты мирового уровня.

Организации, включившие в проекты развития мероприятия по объединению с другими образовательными или научными организациями, независимо от ведомственной принадлежности, на основании соглашений о сотрудничестве получат дополнительную финансовую поддержку. Кроме того, органам государственной власти регионов также предложено рассмотреть возможности поддержки образовательных организаций в рамках программы «Приоритет 2030». Внимание к новым инициативам стейкхолдеров регионов позволит повысить эффективность ожидаемых результатов в аспекте общей интегративности [21, с. 287; 22, с. 158].

Таким образом, программа «Приоритет 2030» призвана содействовать увеличению вклада российской науки и высшей школы в достижение национальных целей развития России, а также существенному усилению роли университетов в региональной повестке. В настоящее время в соответствии с программными установками проходят организационные мероприятия по созданию структурных и проектных консорциумов - это обязательное условие для участников программы, претендующих на грантовую поддержку по линии исследовательского, территориального или технологического лидерства.

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) выступил с инициативой создания научно-образовательного консорциума УрГЭУ и Института экономики Уральского отделения РАН (ИЭ УрО РАН), соглашение о создании которого было подписано 24.11.2020 г.16 Участниками консорциума был избран формат сотрудничества без образования юридического лица по направлению территориального и технологического ли-

дерства. В этой связи задачами консорциума заявлено:

- содействие научно-технологическому и инновационному развитию территорий и отраслей;

- подготовка кадров для реального сектора экономики;

- вовлеченность в проекты развития Уральского макрорегиона;

- достижение лидерства в научно-образовательной сфере.

По словам директора Института экономики УрО РАН, д.э.н. Ю. В. Лавриковой, сотрудничество организаций не является новой вехой, а носит давний и плодотворный характер. Так, в 2019 г. было организовано и проведено 15 совместных мероприятий, 25 сотрудников Института экономики УрО РАН задействованы в преподавательской деятельности университета17. Руководство консорциумом осуществляет Координационный Совет, определивший основные направления организационного сотрудничества, в числе которых:

- взаимодействие с потребителями результатов научно-исследовательской деятельности: корпоративным сектором, региональной государственной властью, институтами развития и др.;

- совместное участие в грантовых конкурсных программах научных фондов;

- подготовка совместных публикаций в высокорейтинговых изданиях;

- проведение совместных научных мероприятий («партнерских секций») по актуальной тематике фундаментальной и прикладной направленности;

- создание научно-исследовательской лаборатории по региональным и отраслевым исследованиям.

В период 16-18.03.2021 г. в рамках развития консорциума состоялись стратегические сессии по трем направлениям: региональная экономика, промышленность и технологическое развитие, человеческий капитал (таблица 3). Были обозначены темы исследований, наиболее перспективные и востребованные на современном этапе - научные фронтиры, которым свойственны актуальность, релевантность и высокая наукометрия18.

Для определения фронтиров использованы сервисы аналитических цифровых платфом (Sci Val и др.), объединяющие различные метрики определения проминентности (topic prominence) - индикатора, отражающего текущее внимание исследовательского сообщества к той или иной научной теме.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх

Проминентность характеризуют три метрики: количество цитирований, количество просмотров и средний «cite score» журналов в году. По сути платформы являются аналитическими надстройками над базами «Scopus» и «Web of Science» с удобными средствами визуализации данных. В качестве аналитического инструмента они помогают исследователям выделить перспективные направления, найти

потенциальных соавторов, а управленческим структурам научных и образовательных организаций -оценивать результативность и планировать деятельность в аспекте решения стратегических задач развития. Кроме того, аналитика платформ дает пользователям некое представление о сферах, в которые с наибольшей вероятностью будет направляться финансирование.

Таблица 3. Научные фронтиры по совместным исследовательским направлениям консорциума УрГЭУ и ИЭ УрО РАН

Table 3. Scientific frontiers in joint research areas of the USUE consortium and IE UB RAS

Научные направления

Научные фронтиры

Региональная экономика / Regional economy

Промышленность и технологическое развитие / Industry and technological development

Человеческий капитал / Human capital

- региональные инновационные системы / regional innovation systems;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цифровая трансформация индустрии региона / digital transformation of the region's industry;

- новые бизнес-решения в экономике региона / new business solutions in the regional economy;

- межрегиональная асимметрия и др. / interregional asymmetry, etc.

- открытые инновации / open innovation;

- цифровая трансформация / digital transformation;

- циркулярная экономика / circular economy;

- индустрия 4.0, платформизация / industry 4.0, platformization;

- карбоновая экономика и др. / carbon economy, etc.

- естественный и искусственный интеллект в формировании человеческого капитала / natural and artificial intelligence in the formation of human capital;

- влияние человеческого капитала на экономический рост в условиях циф-ровизации / the impact of human capital on economic growth in the context of digitalization;

- сетевые формы человеческого капитала на уровне корпорации, региона, страны и др. / network forms of human capital at the level of a corporation, region, country, etc.

Источник: составлено на основании данных [18]

Для выбора тематики совместных исследовательских проектов УрГЭУ и ИЭ УрО РАН была предложена методика «Rapid foresight» - одна из наиболее эффективных в технологии форсайта, позволяющая получить востребованные результаты в кратчайшие сроки. В рамках методики одновременно реализуются 4 функции: прогнозирование, проектирование, программирование и проецирование. При этом готовность участников форсайт-сессий к продолжению коммуницирования и совершению совместных действий по реализации проектов отличает «Rapid foresight» от других прогностических методик, в которых аналитики, как правило, отделены от акторов. Важным преимуществом методики является возможность оперативной технологизации

элементов работы форсайт-сессии (в части разработки шаблонов модерации, шаблонов конвертации проектов в дорожные карты и т. д.).

Поле форсайта сформировали представители организаций - непосредственные участники будущей проектной деятельности консорциума. Экспертные (научные) группы в рамках обозначенных исследовательских направлений и научных фрон-тиров организовали работу в соответствии с последовательностью элементов «Rapid foresight», таких как: анализ ситуации, объективация, выявление проблемных зон, субъективация, выбор приоритетов (таблица 4). Результатом стратегических сессий стал сформированный пул совместных проектов.

экономика и управление народным хозяйством]

Таблица 4. Элементы «Rapid foresights-сессии по определению тематики совместных исследовательских проектов УрГЭУ и ИЭ УрО РАН

Table 4. Elements of the «Rapid foresight»-session to determine the topics of joint research projects USUE and IE UB RAS

Последовательность элементов «Rapid foresight» / Sequence of elements «Rapid foresight»

Описание / Description

1. Анализ ситуации / Analysis of the situation

2. Объективация / Objectification

3. Проблемные зоны / Problem areas

Постановка проблемы, определение трендов / Problem statement, trend identification

Разбор действующих форматов проекта, определение стейкхолдеров, постановка задач, выбор ключевых компетенций / Analysis of the current project formats, identification of stakeholders, setting tasks, selection of key competencies Выявление проблемных областей реализации проектов / Identification of problem areas of project implementation

4. Субъективация / Subjectivation

Идентификация участников экспертной (научной) группы в проектной последовательности / Identification of members of the expert (scientific) group in the project sequence

5. Выбор приоритетов / Priority selection Присоединение участников к проекту / Joining the project

Источник: составлено авторами на основании исследований

Экспертными группами в интересах консорциума были отобраны следующие проекты:

- максимизация социального эффекта в условиях цифровизации промышленности;

- регулирование рынка компетенций и квалификаций на национальном, региональном и отраслевом уровне;

- исследование динамики трансакционных издержек промышленных предприятий;

- цифровые «ямы» в управлении человеческим капиталом города;

- трансформация человеческого капитала наукоемкого сектора в условиях цифровой экономики;

- оценка влияния реформ здравоохранения и образования на человеческий капитал.

Обсуждение

В целях консорциумов заложена не просто кооперация в тех или иных областях деятельности, а работа над конкретными проектными решениями, вписанными как в общую стратегию организационного развития, так и в стратегию развития страны и отдельных регионов. Мотивацией к совместной деятельности является грантовая поддержка, что в условиях дефицита финансирования научных исследований позволяет отчасти решить данную проблему. Совместные проекты способны существенно усилить каждого из участников в достижении общих результатов, поскольку удержать высокую планку по всему спектру заданных направлений от-

дельно взятой организации не представляется возможным ввиду ограниченности ресурсов, а также установленных временных рамок.

Новая программа поддержки университетов стартует не с нулевых позиций, а сохраняет преемственность предыдущей масштабной программы повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов (Проект «5-100»), благодаря которой была создана Национальная цифровая платформа открытого образования, в 2,4 раза увеличилась доля аспирантов в расчете на одну организацию высшего образования, в 4 раза выросло количество публикаций в международных высокорейтинговых журналах, количество цитирований увеличилось в 6,4 раза. При поддержке Проекта «5100» в университетах были сохранены научные группы, более того, они заявили о себе и стали партнерами крупных корпораций, ряд университетов вышел с узкопрофильного на междисциплинарный уровень, повысилось качество образовательных программ в региональных филиалах и подразделениях федеральных и национальных исследовательских университетов.

Тем не менее следует отметить, что уже на начальном этапе проявляются определенные трудности и двойственность программы «Приоритет 2030»: с одной стороны, речь идет об активизации интеграционных процессов, с другой - в академической среде усиливается конкуренция, задача завоевания лидерства становится намного более слож-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement-ХЖХЖХЖХЖЖХ

ной. Это связано с тем, что критерии входа в программу и целевые показатели результативности ее реализации являются труднодостижимыми для большинства отраслевых вузов, особенно в краткосрочной перспективе. На гранты могут претендовать университеты, заручившиеся поддержкой региональных властей в виде софинансирования. Учитывая дефицитное состояние целого ряда региональных бюджетов, только небольшое число субъектов РФ в состоянии оказать подобную финансовую поддержку. При этом даже при ее наличии необходимо соответствие и другим критериям отбора (бюджет организации, количество студентов, доля доходов от научной деятельности). Войти в консорциумы могут также организации производственного, финансового секторов экономики и социальной сферы. Круг участников не ограничен, но их состав должен отвечать реальным потребностям проектов. Поскольку заинтересованность участников сосредоточена преимущественно вокруг финансово-экономической сферы, это может способствовать возникновению конфликта интересов в процессах обоснования и распределения затрат при реализации проектов. Ввиду того, что создание консорциумов является обязательным условием федеральной поддержки, существует вероятность формального объединения, что может привести к неоптимальному расходованию ресурсов. Развитию консорциумов с международным участием на современном этапе могут препятствовать нестабильность политической обстановки в мире, усиление эскалации и последствия санкционного режима.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Россия наряду с передовыми странами мира активно развивает концепции и механизмы интеграции науки, образования и производства в целях научно-технологического развития и достижения глобальной конкурентоспособности.

2. Важнейшими предпосылками формированиями научно-образовательных консорциумов являются стратегические приоритеты инноватизации

и общественный запрос на кадровое обеспечение неоэкономики.

3. Консорциумы способствуют преодолению сложившейся в российских условиях разобщенности научной и образовательной сфер, выступают синергетическим звеном реализации прорывных проектов, разрабатывают действенные инструменты привлечения корпоративных партнеров и зарубежных инвесторов.

4. Коллаборационное взаимодействие участников консорциумов в формате сетевого проектирования должно быть взаимовыгодным и направленным, прежде всего, на повышение эффективности в сфере их основной организационной деятельности с дальнейшей проекцией на глобальные приоритеты.

5. Федеральная программа поддержки организаций высшего образования «Приоритет 2030» направлена на увеличение вклада образования и науки в достижение национальных целей развития, рост эффективности инновационной кооперации, в том числе на региональном уровне. Для участников программы сформирован конкурентный механизм получения грантовой поддержки, нацеленный, главным образом, на перспективную генерацию университетов третьего поколения, в которых будут сбалансированно развиваться образование, наука и технологическое предпринимательство. Одним из главных критериев грантовой поддержки в рамках программы является образование консорциумов.

6. Для определения тематики совместных научно-исследовательских проектов участников консорциумов, соответствующей научным фронти-рам, целесообразно использование методики «Rapid foresight», которая позволяет в условиях прямой коммуникации заинтересованных сторон получить емкий результат проектирования в ограниченные сроки, с возможностью проектного позиционирования (самоопределения) участников непосредственно в ходе проведения форсайт-сессий. Особенностью методики является возможность ее масштабирования - согласованного видения проектных решений как на уровне интересов отдельных команд, так и на уровнях региональных, федеральных и межгосударственных интересов.

Примечания:

1 Указ Президента РФ «О национальных целях развития» от 21.07.2020 № 474[Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 29.03.2021).

2 Седьмая рамочная программа ЕС [Электронный ресурс]. URL: http://bio-economy.ru/ramochnaya_programma_es/ 7_ramochnaya_programma_es/ (дата обращения: 02.04.2021).

3 Восьмая рамочная программа ЕС «Горизонт-2020» [Электронный ресурс]. URL: http://bio-economy.ru/ ramoch-naya_programma_es/gorizont_2020/ (дата обращения 05.04.2020).

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

4 Программа «Erasmus+» [Электронный ресурс]. URL: http://erasmusplusinrussia.ru/ru/home-ru-ru (дата обращения 05.04.2020).

5 Консорциум «Cluster», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://cluster.org/about-us/general/ (дата обращения 07.04.2020).

6 Консорциум «Five College Consortium», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.fivecolleges.edu/consortium (дата обращения 07.04.2020).

7 Консорциум «Claremont Colleges-Claremont University Consortium», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.xpcourse.com/claremont-consortium-colleges (дата обращения 08.04.2020).

8 Консорциум «Committee on Institutional Cooperation», официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.university-directory.eu/United-States-USA/Committee-on-Institutional-Cooperation.html (дата обращения 08.04.2020).

9 В Китае запущен университетский Консорциум Морского шелкового пути 21 в. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/1023/c31518-9510774.html (дата обращения 10.04.2020).

10 Центры компетенций НТИ [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/technology/competence (дата обращения 13.04.2020).

11 Консорциумы «Вернадский» [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/projects/proekt-vernadskiy/ konsort-siumy-vernadskiy.php (дата обращения 13.04.2020).

12 Примеры реализованных проектов «Вернадский» [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/projects/ proekt-vernadskiy/primery-realizovannykh-proektov.php (дата обращения 13.04.2020).

13 Учрежден консорциум университетов «Недра» [Электронный ресурс]. URL: https://rosnedra.gov.ru/article/ 12391.html (дата обращения 13.04.2020).

14 Программа «Приоритет 2030» (ПСАЛ) [Электронный ресурс]. URL: https://psal.ru/ (дата обращения 16.04.2020).

15 Подготовлены определяющие программу «Приоритет 2030» документы [Электронный ресурс]. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/podgotovleny-opredelyayushie-realizaciyu-programmy-prioritet-2030-dokumenty-31-03-2021.htm (дата обращения 16.04.2020).

16 Консорциум УрГЭУ и ИЭ УрО РАН - Наука УрГЭУ [Электронный ресурс]. URL: http://science.usue.ru/ deyatelnost/konsortsium-s-ie-uro-ran (дата обращения 16.04.2020).

17 УрГЭУ и Институт экономики УрО РАН создали совместный консорциум [Электронный ресурс]. URL: https://ural.aif.ru/society/urgeu_i_institut_ekonomiki_uro_ran_sozdali_sovmestnyy_konsorcium (дата обращения 19.04.2020).

18 В УрГЭУ и Институте экономики УрО РАН состоялись стратегические сессии [Электронный ресурс]. URL: http://science.usue.ru/deyatelnost/konsortsium-s-ie-uro-ran?layout=edit&id=171 (дата обращения 19.04.2020).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Трофимова Н. Н. Проблемы и перспективы формирования экономики знаний в условиях постиндустриальной экономики // Стратегии бизнеса. 2021. Т.9. № 1. С. 4-8.

2. Macfarlane B. The paradox of collaboration: a moral continuum // Higher Education Research & Development. 2017. V. 36. № 3. P. 472-485.

3. HuotaryM.-L., Keranen T., Suorsa A. Knowledge Management in a research consortium: What impact stories tell about tackling a contemporary societal problem such as transforming an energy system? // Informaatiotutkimus. 2020. V. 29. № 2-3. P. 76-79.

4. Blanco J. D., Castro-Abancens I., Cepeda-Carrion G. Antecedents of success in a research and development consortium // International Journal of Innovation Management. 2021. V. 25. № 1. P. 1-29.

5. Bergan S. The European Higher Education Area: A Road to the Future or at Way's End? // Tuning Journal for Higher Education. 2019. V. 6. № 2. P. 23-49.

6. Freitas I. M., Geuna A., Rossi F. Finding the right partners: Institutional and personal modes of governance of university-industry interactions // Research Policy. 2013. V. 42. № 1. P. 50-62.

7. Gerlak Т., Heikkila T. Building a theory of learning in collaborative institutions: evidence from the Everglades restoration program // Journal of Public Administration Research and Theory. 2011. V. 21. №. 4. Р. 619-644.

8. Винслав Ю. Б. Об условиях повышения инновационной активности организаций // Профессиональное образование и общество. 2020. № 4 (36). С. 257-266.

9. Якутин Ю. В. Параметры выхода на траекторию опережающего социально-экономического развития России // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 3. С. 160-189.

10. Безуевская В. А. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 595-604.

11. Василенко Н. В., Костенко А. А., Назаретян К. А. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов // Вопросы управления. 2017. № 1 (44). С. 196-204.

xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш

12. Шелудько В. Г., Цветных А. В. О создании научно-образовательного центра в г. Красноярске // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 2. С. 12-16.

13. СиговаМ. В., Банников С. А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6 (90). С. 114-117.

14. Буньковский Д. В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 3. С. 27.

15. Гапонова О. С., Смельцова С. В., Чилипенок Ю. Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 4. С.1147-1161.

16. Евстафьева Ю. В. К становлению научно-технологических консорциумов в российской экономике // Российский экономический журнал. 2019. № 6. С. 34-51.

17. Кузнецов А. Л. Роль технических университетов в подготовке кадров для новой экономики // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 1 (32). С. 30-33.

18. Матвеев В. В. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 28. № 3. С. 355-365.

19. Некрасов В. И., Сутыгина А. И., Сутыгин П. Ф. Региональная экономика в условиях ВТО. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 158 с.

20. Просеков А. Ю., Леухова М. Г. Научно-образовательный консорциум «Вернадский-Кузбасс»: возможности стратегического сотрудничества для регионального опорного вуза // Теория и практика стратегиро-вания. Серия «Экономическая и финансовая стратегия». 2021. С. 16-20.

21. Родина Т. Е., Адельгейм Е. Е. Региональные аспекты развития малого и среднего бизнеса // Никоновские чтения. 2019. № 24. С. 286-287.

22. Рахмеева И. И., Лысенко А. Н. Институты технологического развития старопромышленных регионов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 152-166.

Статья поступила в редакцию 2.07.2021; одобрена после рецензирования 4.08.2021;

принята к публикации 6.08.2021.

Информация об авторах:

А. В. Овчинникова - доктор экономических наук, директор Удмуртского филиала Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Spin-код: 9347-3802;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. Н. Тополева - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Spin-код: 4885-9153.

Заявленный вклад авторов: Овчинникова А. В. - общее руководство проектом, формулирование основной концепции исследования, написание окончательного варианта текста.

Тополева Т. Н. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCE

1. Trofimova N. N. Problemy i perspektivy formirovaniia ekonomiki znanii v usloviiakh postindustrial'noi ekonomiki [Problems and prospects of the formation of the knowledge economy in the post-industrial economy], Strategii biznesa [Business Strategies], 2021, Vol. 2, No. 1, pp. 4-8.

2. Macfarlane B. The paradox of collaboration: a moral continuum, Higher Education Research & Development, 2017, Vol. 36, No. 3, pp. 472-485.

3. Huotary M.-L., Keranen T., Suorsa A. Knowledge management in a research consortium: what impact stories tell about tackling a contemporary societal problem such as transforming an energy system? Informaatiotutkimus, 2020, Vol. 29, No. 2-3, pp. 76-79.

ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ

4. Blanco J. D., Castro-Abancens I., Cepeda-Carrion G. Antecedents of success in a research and development consortium, International Journal of Innovation Management, 2021, Vol. 25, No. 1, pp. 1-29.

5. Bergan S. The European higher education area: a road to the future or at Way's end? Tuning Journal for Higher Education, 2019, Vol. 6, No. 2, pp. 23-49.

6. Freitas I. M., Geuna A., Rossi F. Finding the right partners: institutional and personal modes of governance of university-industry interactions, Research Policy, 2013, Vol. 42, No. 1, pp. 50-62.

7. Gerlak T., Heikkila T. Building a theory of learning in collaborative institutions: evidence from the Everglades restoration program, Journal of Public Administration Research and Theory, 2011, Vol. 21, No. 4, pp. 619-644.

8. Vinslav Iu. B. Ob usloviiakh povysheniia innovatsionnoi aktivnosti organizatsii [On the conditions for increasing the innovative activity of organizations], Professional'noe obrazovanie i obshchestvo [Professional Education and Society], 2020, No. 4 (36), pp. 257-266.

9. Iakutin Iu.V. Parametry vykhoda na traektoriiu operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Ros-sii [Parameters of entering the trajectory of advanced socio-economic development of Russiay, Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration], 2019, No. 3, pp. 160-189.

10. Bezuevskaia V. A. Proektnoe upravlenie v universitete - otvet na vyzovy vremeni [Project management at the university - answering the challenges of the times], Ekonomika, predprinimatel'stvo i parvo [Economics, Entre-preneurship and Law], 2019, Vol. 9, No. 4, pp. 595-604.

11. Vasilenko N. V., Kostenko A. A., Nazaretian K. A. Kollaboratsiia v vysshem obrazovanii: organizatsionnye perspektivy konsortsiumov [Collaboration in higher education: organizational perspectives of consortia], Voprosy up-ravleniia [ManagementIssues], 2017, No. 1 (44), pp. 196-204.

12. Shelud'ko V. G., Tsvetnykh A. V. O sozdanii nauchno-obrazovatel'nogo tsentra v g. Krasnoiarske [On the creation of a scientific and educational center in Krasnoyarsk], Menedzhment sotsial'nykh i ekonomicheskikh system [Management of Social and Economic Systems], 2018, No. 2, pp. 12-16.

13. Sigova M. V., Bannikov S. A. Mezhdunarodnye konsortsiumy kak forma realizatsii sotrudnichestva v sfere nauki i obrazovaniia [International consortia as a form of cooperation in science and education], Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics], 2014, No. 6 (90), pp. 114-117.

14. Bun'kovskii D. V. Evropeiskii opyt vzaimodeistviia malogo, srednego i krupnogo proizvodstvennogo predprinimatel'stva [European experience of interaction between small, medium and large industrial enterprises], Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii [Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy], 2011, No. 3, pp. 27.

15. Gaponova O. S., Smel'tsova S. V., Chilipenok Iu.Iu. Integratsiia organizatsii vysshego obrazovaniia dlia resheniia zadach sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regionov [Integration of higher education organizations to solve the problems of socio-economic development of regions], Ekonomika regiona [Economy of Region], 2020, Vol. 16, No. 4, pp. 1147-1161.

16. Evstafeva Iu. V. K stanovleniiu nauchno-tekhnologicheskikh konsortsiumov v rossiiskoi ekonomike [Towards the formation of scientific and technological consortia in the Russian economy], Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal [Russian Economic Journal], 2019, No. 6, pp. 34-51.

17. Kuznetsov A. L. Rol' tekhnicheskikh universitetov v podgotovke kadrov dlia novoi ekonomiki [The role of technical universities in training personnel for the new economy], Sotsial'no-ekonomicheskoe upravlenie: teoriia i praktika [Socio-economic Management: Theory and Practice], 2018, No. 1 (32), pp. 30-33.

18. Matveev V. V. Sistema vysshego obrazovaniia v Rossii kak faktor obespecheniia sovremennogo ekonomicheskogo rosta [The system of higher education in Russia as a factor in ensuring modern economic growth], Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia Ekonomika i parvo [Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law], 2018, Vol. 28, No. 3, pp. 355-365.

19. Nekrasov V. I., Sutygina A. I., Sutygin P. F. Regional'naia ekonomika v usloviiakh VTO [Regional economy in the context of the WTO], Ekaterinburg: IE UB RAS, 2013, 158 p.

20. Prosekov A. Iu., Leukhova M. G. Nauchno-obrazovatel'nyi konsortsium «Vernadskii-Kuzbass»: vozmozhnosti strategicheskogo sotrudnichestva dlia regional'nogo opornogo vuza [Scientific and educational consortium «Vernadsky-Kuzbass»: opportunities for strategic cooperation for a regional flagship university], Teoriia i prak-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXЖXЖXЖЖXш

tika strategirovaniia. Seriia «Ekonomicheskaia i finansovaia strategiia» [Theory and practice of strategizing. Series «Economic and Financial Strategy»], 2021, pp. 16-20.

21. Rodina T. E., Adel'geim E. E. Regional'nye aspekty razvitiia malogo i srednego biznesa [Regional aspects of small and medium business development], Nikonovskie chteniia [Nikon Readings], 2019, No. 24, pp. 286-287.

22. Rakhmeeva I. I., Lysenko A. N. Instituty tekhnologicheskogo razvitiia staropromyshlennykh regionov [Institutes of technological development of old industrial regions], Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [PNRPUBulletin. Socio-economic sciences], 2020, No. 4, pp. 152-166.

The article was submitted 2.07.2021; approved after reviewing 4.08.2021; accepted for publication 6.08.2021.

Information about the authors: A. V. Ovchinnikova - Dr. Sci. (Economy), Director of the Udmurt Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Spin-code: 9347-3802; T. N. Topoleva - Ph. D. (Economy), Senior Researcher, Spin-code: 4885-9153.

Contribution of the authors: Ovchinnikova A. V. - managed the research project, developed the theoretical framework, writing the final text. Topoleva T. N. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.