Научная статья на тему 'ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА "КАДРЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА "КАДРЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / КАДРЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ / КОНСОРЦИУМ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕНТР / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Светлана Петровна, Вишняков Яков Дмитриевич

Статья посвящена институциональному аспекту становления и инновационного развития эколого-ориентированного образования и экологической культуры кадров для зеленой экономики. В статье представлен обзор ведущих российских вузов, реализующих экологическое образование, обозначена их роль в подготовке кадров для зеленой экономики. Изложены основание и история создания в 2020 г. Международного научно-образовательного Консорциума «Кадры для зеленой экономики», участниками которого являются образовательные, научные, производственные и иные организации. В интересах подготовки кадров для зеленой экономики авторы предлагают обратить пристальное внимание на развитие эколого-ориентированного образования - образования по всем направлениям и образовательным программам подготовки кадров с учетом экологического императива развития. Предложено придать Консорциуму статус интеллектуального и методического Центра, Идеолога и Организатора эколого-ориентированного образования для достижения целей устойчивого развития. Авторами предложено создать и развить единую идеологическую, интеллектуальную, информационно-аналитическую, организационно-методическую, экспертную платформу Консорциума, которая будет объединять участников Консорциума и помогать им готовить кадры для «зеленой» экономики с учетом современных вызовов, угроз и рисков. Для создания такой площадки авторы предлагают создать Центр компетенций и экспертизы по эколого-ориентированному образованию и инновационному развитию. В статье представлены разработанные авторами миссия, цели, виды деятельности, задачи Центра и интересы участников Консорциума. В качестве теоретической базы развития Центра предлагается использовать достижения ведущих Научных школ организаций-участников Консорциума. В основу теоретической базы развития Центра предлагается положить достижения Научной школы заслуженного деятеля науки РФ, профессора Вишнякова Я.Д. «Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Светлана Петровна, Вишняков Яков Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CONSORTIUM "PERSONNEL FOR THE GREEN ECONOMY" IN THE INTERESTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED EDUCATION

The article is devoted to the institutional aspect of the formation and innovative development of environmental-oriented education and environmental culture of personnel for the green economy. The article presents an overview of the leading Russian universities that implement environmental education, and outlines their role in training personnel for the green economy. The article describes the foundation and history of the creation in 2020 of the International Scientific and Educational Consortium "Personnel for the Green Economy", whose participants are educational, scientific, industrial and other organizations. In the interests of training personnel for the green economy, the authors propose to pay close attention to the development of environmental-oriented education - education in all areas and educational training programs, taking into account the environmental imperative of development. It is proposed to give the Consortium the status of an intellectual and methodological Center, an Ideologist and Organizer of environmental-oriented education to achieve the goals of sustainable development. The authors propose to create and develop a single ideological, intellectual, information and analytical, organizational and methodological, expert platform of the Consortium, which will unite the Consortium participants and help them train personnel for the "green" economy, taking into account modern challenges, threats and risks. To create such a platform, the authors propose to create a Center of Competence and Expertise on environmental-oriented education and Innovative Development. The article presents the mission, goals, activities, tasks of the Center and the interests of the Consortium members developed by the authors. As a theoretical basis for the development of the Center, it is proposed to use the achievements of the leading scientific schools of the organizations participating in the Consortium. The theoretical basis for the development of the Center is proposed to be based on the achievements of the Scientific School of the Honored Scientist of the Russian Federation, Professor Vishnyakov Ya.D. "Risk management and security of socio-economic and socio-political systems and natural and man-made complexes".

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА "КАДРЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ" В ИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esj.todav/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/57ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Киселева С.П., Вишняков Я. Д. Институализация деятельности Международного научно-образовательного консорциума «Кадры для зеленой экономики» в интересах инновационного развития эколого-ориентированного образования // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/57ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kiseleva S.P., Vishnyakov Ya.D. (2021). Institutionalization of the activities of the International Scientific and Educational Consortium "Personnel for the Green Economy" in the interests of innovative development of environmental-oriented education. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj. today/PDF/57ECVN 121.pdf (in Russian)

Киселева Светлана Петровна

Международный научно-образовательный консорциум «Кадры для зеленой экономики», Москва, Россия

Член Координационного совета Доктор экономических наук, профессор, действительный член РАЕН и РЭА

E-mail: svetlkiseleva@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=342966

Вишняков Яков Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Профессор

Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Вице-Президент Национальной технологической палаты, Член НТС Росприроднадзора

E-mail: vishnyakov1@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id= 113806

Институализация деятельности Международного научно-образовательного консорциума «Кадры для зеленой экономики» в интересах инновационного развития эколого-ориентированного образования

Аннотация. Статья посвящена институциональному аспекту становления и инновационного развития эколого-ориентированного образования и экологической культуры кадров для зеленой экономики. В статье представлен обзор ведущих российских вузов, реализующих экологическое образование, обозначена их роль в подготовке кадров для зеленой экономики. Изложены основание и история создания в 2020 г. Международного научно-образовательного Консорциума «Кадры для зеленой экономики», участниками которого являются образовательные, научные, производственные и иные организации. В интересах подготовки кадров для зеленой экономики авторы предлагают обратить пристальное внимание на развитие эколого-ориентированного образования - образования по всем направлениям и образовательным программам подготовки кадров с учетом экологического императива развития. Предложено придать Консорциуму статус интеллектуального и методического Центра, Идеолога и Организатора эколого-ориентированного образования для достижения целей устойчивого развития. Авторами предложено создать и развить единую идеологическую, интеллектуальную, информационно-аналитическую, организационно-методическую, экспертную платформу Консорциума, которая будет объединять участников Консорциума и помогать им готовить кадры для «зеленой» экономики с учетом современных

вызовов, угроз и рисков. Для создания такой площадки авторы предлагают создать Центр компетенций и экспертизы по эколого-ориентированному образованию и инновационному развитию. В статье представлены разработанные авторами миссия, цели, виды деятельности, задачи Центра и интересы участников Консорциума. В качестве теоретической базы развития Центра предлагается использовать достижения ведущих Научных школ организаций-участников Консорциума. В основу теоретической базы развития Центра предлагается положить достижения Научной школы заслуженного деятеля науки РФ, профессора Вишнякова Я.Д. «Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов».

Ключевые слова: зеленая экономика; инновационное развитие; институализация; кадры для зеленой экономики; консорциум; обеспечение безопасности; управление рисками; устойчивое развитие; центр; экологическое образование; эколого-ориентированное образование

Многообразный и противоречивый мир человеческой цивилизации в настоящее время проходит критический период своего исторического развития [1]. Проблемы экологии и обеспечения экологической безопасности определяют дальнейшее существование человеческой цивилизации на Земле и приобретают важнейшее стратегическое значение для всего мира [2]. Природа на всех этапах истории человека и человеческой цивилизации толкала и продолжает толкать человека на развитие, в том числе на развитие возможностей человека для выживания и достойной жизни [3-5]. Природа и человек, динамика их взаимоотношений, коэволюция природы и человека становятся основой идеологии развития Человеческой цивилизации XXI века [3-5]. Как провозгласил Моисеев Н.Н., «Человечество, как единой целое, должно подчиняться условиям экологического императива» [6]. В условиях развития инновационных процессов феномен технологического развития является предметом особой важности и должен рассматриваться в свете экологического императива технологического развития [3-5].

Сложившаяся система духовно-нравственных ценностей в социуме больше не может поддерживать стабильное существование человечества и устойчивое развитие человеческой цивилизации [7]. Необходимо ускоренное опережающее системное развитие эколого-ориентированного образования и формирование риск-ориентированного мышления у различных слоев населения Земного шара [8-11], требуется формирование современной экологической культуры общества [12-16]. Инновационное развитие эколого-ориентированного образования - определяющий фактор решения социально-экономических задач, обеспечивающих эколого-ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 1

Значительный опыт эколого-ориентированного образования накоплен в технических университетах, среди которых Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Воронежский государственный технический университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Саратовский

1 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012 г.).

Страница 2 из 12

57ECVN121

Государственный Технический Университет имени Гагарина Ю.А., Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и другие. В этих вузах, кроме непосредственной подготовки специалистов, бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации по эколого-ориентированным направлениям, проводится общая экологическая подготовка выпускников всех специальностей и направлений, реализуемых в этих университетах.

Среди нетехнических университетов яркий свет в сфере эколого-ориентированного образования излучал Международный независимый эколого-политологаческий университет (МНЭПУ), существовавший с 1992 по 2018 год. МНЭПУ основан в 1992 году как первое в России высшее учебное заведение социально-экологического профиля для того, чтобы не только готовить высококвалифицированных специалистов в области природоохранной деятельности, но и содействовать формированию у молодежи нового мировоззрения, необходимого для пересмотра взаимоотношений человека и биосферы на принципах универсального эволюционизма академика Н.Н. Моисеева. Одним из создателей и первым президентом МНЭПУ стал выдающийся российский ученый и общественный деятель академик Н.Н. Моисеев. У истоков нового вуза стояли также видные российские ученые Н.Ф. Реймерс, В.И. Данилов-Данильян, О.С. Колбасов, А.В. Кива, М.Я. Лемешев, А.С. Панарин, Г.И. Загорский и др. Большой вклад в развитие вуза внес профессор, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, член Международной академии наук (русская секция), член Совета Ассоциации негосударственных вузов России Степанов С.А. - первый ректор МНЭПУ, позже Президент МНЭПУ. Многолетние достижения МНЭПУ стали основой для создания в 2018 г. АНО ВО «МНЭПУ» (официальный сайт: https://mnepu-ras.ru/). В настоящее время АНО ВО «МНЭПУ» работает под эгидой Российской академии наук и руководствуется в своей деятельности российским законодательством и нормативными документами в области науки, образования, природоохранной и природно-ресурсной деятельности, а также Уставом и документами Российской академии наук.

Одним из немногих нетехнических университетов, который в течение 25 лет по-современному решал вопросы эколого-ориентированного образования управленцев и экономистов, являлся до 2020 г. Государственный университет управления (ГУУ). Инновационное эколого-ориентированное управленческое образование в ГУУ с 1994 г. до 2020 г. реализовывала Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью (УПиЭБ), являясь одной из ведущих кафедр в России в области развития и реализации концепции управленческого эколого-ориентированного образования и воспитания в интересах устойчивого развития экономики. На протяжении 25 лет (1994-2019 гг.) Кафедра УПиЭБ - активное ядро Научной школы «Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов» (далее - Научная школа). Основателем и руководителем Научной школы является Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук, профессор Государственного университета управления, член научно-технического совета Росприроднадзора, Вице-президент Национальной технологической палаты Вишняков Яков Дмитриевич [17-23].

Существенное внимание экологическому образованию уделяется в классических университетах, среди которых: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тюменский государственный университет, Московский государственный областной университет и другие [24]. Среди классических университетов,

уделяющих значительное внимание экологическому образованию, отдельно стоит отметить Российский университет дружбы народов (РУДН). Экологический факультет РУДН, созданный в 1992 году, является первым системным факультетом в России в этой области знаний.2 В настоящее время РУДН активно и эффективно реализует научно-образовательную деятельность в интересах подготовки кадров для зеленой экономики на Экологическом факультете, а также в Агро-технологическом институте и других структурных подразделениях РУДН.

Значительные достижения РУДН в области подготовки кадров для зеленой экономики послужили импульсом для создания в 2020 г. Международного научно-образовательного Консорциума «Кадры для зеленой экономики» 3 , участниками которого являются образовательные, научные, производственные и иные организации (далее - Консорциум). Как показывают исследования ученых и специалистов [25; 26], термин «зеленая экономика» имеет множество трактовок: в традиционном смысле «зеленая экономика» определяется как экономика, которая приводит к сокращению экологических рисков и экологических дефицитов и стремится к устойчивому развитию без ущерба окружающей среде; в широком смысле «зеленую экономику» рассматривают как экономику, которая совместима с устойчивым развитием, и эту новую форму экономического развития следует рассматривать как долговременную адаптацию экономической системы к различным кризисам, которые могут возникнуть. На базе современных представлений о зеленой экономике, деятельность Консорциума определена как деятельность, направленная на интеграцию образовательного, научного и технологического потенциалов его участников для формирования современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров в интересах устойчивого инновационного развития ресурсо- и энергосберегающей (циркулярной) экономики РФ, базирующейся на эколого-ориентированных системах технологий. Основной функцией Консорциума является межведомственная, межвузовская, межпредметная координация деятельности Консорциума в области экологического образования. 4 Опережающая подготовка грамотных и квалифицированных эколого-ориентированных кадров - основа устойчивого развития зеленой экономики [27-31].

12.03.2020 г. в зале Ученого Совета Российского университета дружбы народов (РУДН) состоялось установочное совещание Международного научно-образовательного Консорциума «КАДРЫ Для ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» (председатель совещания - ректор РУДН Филиппов В.М.). Филиппов В.М., открывая Совещание, сделал акцент на необходимости радикальной модернизации подготовки специалистов в сфере экологической политики, управления природопользованием, внедрения методов инженерной экологии за счет открытия универсальных междисциплинарных инновационных образовательных программ экологического содержания в различных сферах естественно-научного и гуманитарного образования. В совещании приняли участие представители научно-образовательного сообщества, бизнес-структур, сферы государственного управления, а также общественных организаций. 5 В настоящее время Консорциум развивается, участники Консорциума

2 Официальный сайт РУДН / Экологический факультет / История факультета (Материал Е.В. Станиса). Электронный ресурс: https://esystem.rudn.ru/faculty/ef/istoriya-fakulteta, дата обращения: 17.01.2021 г.

3 Официальный сайт Международного научно-образовательного консорциума «Кадры для зеленой экономики»: http://greencons.ru/consortium/. Дата обращения: 17.01.2021 г.

4 Официальный сайт Международного научно-образовательного Консорциума «Кадры для зеленой экономики»: http://greencons.ru/, дата обращения: 17.01.2021 г.

5 Электронный ресурс: https://www.dpo.rudn.ru/news/kadry-dlya-zelenoy-ekonomiki/. Дата обращения: 17.01.2021 г.

Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум / Москва, 2011. Страница 4 из 12

организуют мероприятия и принимают участие в различных мероприятиях в интересах подготовки кадров для зеленой экономики.

Следует отметить, что в рамках деятельности Консорциума в настоящее время основное внимание уделяется развитию экологического образования - образованию по экологическим направлениям подготовки и экологическим программам (подготовке кадров в сфере экологии и рационального природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической и техносферной безопасности). Подходы, методы и методики экологического образования, безусловно, нуждаются в совершенствовании, однако, экологическое образование прошло этапы становления, апробировано и уже много лет реализуется в различных вузах РФ самостоятельно (во многих вузах весьма успешно). В настоящих условиях предлагается обратить пристальное внимание на развитие эколого-ориентированного образования -образования по всем направлениям и образовательным программам подготовки кадров с учетом экологического императива развития (для подготовки эколого-ориентированных управленцев, экономистов, инженеров, социологов, политиков, педагогов и др., деятельность которых напрямую НЕ связана с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, однако, ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ВЛИЯЕТ НА ЭКОЛОГИЮ согласно Закону экологии Барри Коммонера «Все связано со всем») [17-23]. Предлагается придать Консорциуму СТАТУС интеллектуального и методического Центра, Идеолога и Организатора эколого-ориентированного образования - Именно такое образование может обеспечить достижения целей устойчивого развития (образование для устойчивого развития), о котором говорят уже несколько десятилетий, но которое так и не прошло этапы становления, подготовку кадров для всех областей «зеленой» экономики.

В настоящий период Консорциум является общественной организацией, что определяет круг его прав и обязанностей. Для институализации деятельности Консорциума необходимо создание и развитие единой идеологической, интеллектуальной, информационно-аналитической, организационно-методической, экспертной платформы Консорциума, которая будет объединять участников Консорциума и помогать им готовить кадры для «зеленой» экономики с учетом современных вызовов, угроз и рисков. Такой площадкой мог бы стать Центр компетенций и экспертизы по эколого-ориентированному образованию и инновационному развитию (далее - Центр).

В качестве Миссии Центра авторы определяют: формирование компетенций и экспертизы по эколого-ориентированному образованию и инновационному развитию. В рамках данного направления необходимо разработать и создать инновационно-информационную среду, позволяющую систематически обучать, аттестовывать и опережающе обеспечивать на коммерческой основе современными учебно-методическими материалами профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий персонал российских и зарубежных научно-образовательных организаций в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров XXI века для различных сфер деятельности и отраслей зеленой экономики с учетом современных вызовов, угроз и рисков.

Авторы определяют следующие цели Центра:

1. Создать творческую структуру по разработке и коммерциализации

дидактических, учебных и контрольных ресурсов для научно-теоретического, научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения эколого-ориентированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, способных осуществлять эколого-ориентированную профессиональную деятельность в различных сферах деятельности и отраслях экономики с учетом современных вызовов, угроз и рисков.

57ECVN121

2. Разработать и реализовать систему дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала российских и зарубежных научно-образовательных организаций в интересах опережающей подготовки и дополнительного образования кадров для различных сфер деятельности и отраслей экономики, способных осуществлять эколого-ориентированную профессиональную деятельность с учетом современных вызовов, угроз и рисков.

В качестве основных функций Центра авторы обозначают следующие функции:

1. Проведение научных исследований в интересах формирования и развития системы эколого-ориентированного образования для «зеленой» экономики.

2. Обеспечение комплексной экспертизы проектов, инновационных технологий и образовательных программ в интересах формирования и развития системы эколого-ориентированного образования для «зеленой» экономики.

3. Реализация образовательных программ и учебных модулей дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала организаций-участников и сотрудников Консорциума для подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики.

4. Разработка и регулярное совершенствование научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности членов Консорциума по подготовке эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики.

5. Разработка и регулярная актуализация информационно-аналитического обеспечения образовательной деятельности членов Консорциума по подготовке эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики.

6. Обеспечение коммуникаций и консультаций членов и партнеров Консорциума в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики.

Основные задачи Центра и интересы членов Консорциума Центра авторы представляют следующим образом (см. таблицу).

Таблица

Задачи Центра компетенций и экспертизы

Вид деятельности Задачи Интересы членов Консорциума

Научно-исследовательская и проектная работа 1. Проведение фундаментальных и прикладных исследований для достижения целей Центра компетенций и экспертизы. 2. Подготовка и выполнение коммерческих проектов для достижения целей Центра компетенций и экспертизы. Представительство в Консорциуме; участие членов Консорциума в исследованиях и проектах; возможность получения консультационной и иной помощи от Консорциума.

Экспертиза проектов, инновационных технологий и образовательных программ 1. Разработка организационно -методического обеспечения комплексной экспертизы проектов, инновационных технологий и образовательных программ. 2. Организация, проведение и контроль комплексной экспертизы проектов, инновационных технологий и образовательных программ. Представительство в Консорциуме; участие членов Консорциума в разработке организационно-методического обеспечения, организации и проведении экспертизы; возможность получения консультационной и иной помощи от Консорциума.

Вид деятельности Задачи Интересы членов Консорциума

Научно-методическая и учебно-методическая работа 1. Разработка научно-методического сопровождения, учебно-методических, инструктивных и контрольных ресурсов для эколого-ориентированной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала научно-образовательных организаций в интересах подготовки кадров для «зеленой» экономики. 2. Разработка инструктивных, учебных и учебно-методических и иных материалов для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала научно-образовательных организаций для подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 3. Разработка образовательных программ и учебных модулей дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала научно-образовательных организаций в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 4. Разработка образовательных программ и учебных модулей дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации коллектива и партнеров Консорциума для подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 5. Участие в разработке образовательных и профессиональных стандартов в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. Представительство в Консорциуме; участие членов Консорциума в разработке материалов, программ, стандартов; возможность получения консультационной и иной помощи от Консорциума.

Организация учебного процесса 1. Организация учебного процесса дополнительного профессионального образования для эколого-ориентированной переподготовки и аттестации профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала организаций-участников Консорциума в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 2. Организация учебного процесса дополнительного профессионального образования для эколого-ориентированной переподготовки и повышения квалификации коллектива и партнеров Консорциума в интересах подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. Представительство в Консорциуме; участие членов Консорциума в реализации образовательных программ, возможность получения консультационной и иной помощи от Консорциума.

Вид деятельности Задачи Интересы членов Консорциума

Информационно-аналитическая, консультационная и коммуникационная работа 1. Создание информационно -аналитического обеспечения для наполнения единой информационной платформы по подготовке эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 2. Проведение регулярных консультаций уполномоченных представителей Консорциума по вопросам организации и реализации подготовки эколого-ориентированных кадров для «зеленой» экономики. 3. Подготовка Ежегодника «Кадры для «зеленой» экономики: состояние и перспективы развития» по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Представительство в Консорциуме; участие членов Консорциума в мероприятиях; возможность размещения и продвижения своей информации и материалов на единой информационной платформе; возможность получения консультационной и иной помощи от Консорциума.

Разработано авторами

Создание и развитие Центра предполагает деятельность по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий6 в интересах экологического развития.7'8 Теоретической базой для развития Центра могут послужить достижения ведущих Научных школ организаций-участников Консорциума. В основу теоретической базы развития Центра предлагается положить достижения Научной школы «Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов», основателем и руководителем которой является Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук, профессор Государственного университета управления, член научно-технического совета Росприроднадзора, Вице-президент Национальной технологической палаты Вишняков Яков Дмитриевич. Для развития Консорциума представляется перспективным использовать накопленный опыт научной, учебно-методической, учебной работы Кафедры управления природопользованием и экологической безопасности Государственного университета управления (ядро Научной школы в период с 1994 г. по 2020 г.), ключевые научные достижения Научной школы [17-23].

Статья подготовлена на базе Концепции Центра, разработанной профессором, д.э.н, академиком РАЕН и РЭА, членом Координационного совета Международного научно-образовательного Консорциума «Кадры для зеленой экономики» Киселевой С.П. при консультационной поддержке руководителя Научной школы, заслуженного деятеля науки РФ, профессора, д.т.н., вице-Президента Национальной технологической палаты, члена НТС Росприроднадзора Вишнякова Я.Д.

Авторы выражают признательность исполнительному директору Консорциума, члену Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, члену Рабочей группы по экологическому образованию при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, к.п.н. Судариковой Е.В. и заместителю исполнительного директора Консорциума

6 Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899 (с изменениями на 16 декабря 2015

года).

7 Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).

8 Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» № 76 от 08.02.2021 г.

Гавриловой М.В. за поддержку и активное взаимодействие в интересах развития Консорциума.

Официальный сайт Консорциума: http: // greencons.ru/.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьянчиков Н.Н., Гагут Л.Д. Манифест ноосферного развития общества. - М.: Изд-во «Максимум», 2015. - 60 с.

2. Осипов, В.И. Биосфера и экологическая безопасность: юбилейная лекция / В.И. Осипов. - Москва: РУДН, 2017. - 136 с.

3. Экологический императив технологического развития России Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Материалы ежегодной научно-практической конференции Экологическое образование в интересах устойчивого развития. 2016. Т. 2. С. 4248.

4. Анализ результатов международной научно-практической конференции "Экологический императив технологического развития России". Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Проблемы машиностроения и автоматизации. 2019. № 3. С. 139143.

5. Коэволюция человеческого разума и цифровой экономики - основа успешной реализации экологического императива технологического развития. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. В сборнике: Экологический императив технологического развития России. сборник материалов Международной научно-практической конференции (в рамках международного научно-практического форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения»). Государственный университет управления. 2019. С. 5-9.

6. Моисеев Н.Н. Избранные труды. М. Тайдекс Ко, 2003 г.

7. Лукьянчиков Н.Н. Планетарный кодекс развития человеческой цивилизации / Н.Н. Лукьянчиков; Международное движение ноосферного (разумного) развития общества. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. - 46 с.

8. Вишняков Я.Д. Университеты России в условиях кризиса национальной системы "Кадры-образование". Экология и промышленность России. 2011. № 4. С. 62-65.

9. Катастрофы и образование. Вишняков Я.Д., Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Грацианский Е.В., Мастрюков Б.С., Махутов Н.А., Никопорова Е.В. Под редакцией Ю.Л. Воробьева. Москва, 1999.

10. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Проблемы машиностроения и автоматизации. 2013. № 2. С. 3-9.

11. Россия В XXI Веке: Глобальные вызовы, риски и решения Барматова С.П., Вишняков Я.Д., Грачев В.А., Гринберг Р.С., Залиханов М.Ч., Ивашов Л.Г., Ильин И.В., Киселева С.П., Малков С.Ю., Петрищев В.Н., Проскурякова В.А., Саямов Ю.Н., Степанов С.А., Тарко А.М., Тишков В.А., Урсул А.Д., Шестова Т.Л. Москва, 2019.

12. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Экологическая культура и российская идеология XXI века. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2017. Т. 3. № 4. С. 4-11.

13. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Природа и человек в российской идеологии XXI Века. Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2016. Т. 6. С. 92-99.

14. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Национальная идеология и эколого-ориентированное технологическое развитие России в XXI веке. Экология и промышленность России. 2016. Т. 20. № 4. С. 53-56.

15. Ишков А.Г., Рыбальский Н.Г., Грачев В.А. Экологическая культура. Изд. М.: РЭА; НИА-природа, 2015. - 416 с.

16. Ишков А.Г., Рыбальский Н.Г., Грачев В.А. Экологическая культура. Изд. 2-ое, Уточн. и обнов. - М.: РЭА; НИА-природа, 2019. - 416 с.

17. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Научная школа "Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем" ГУУ. Управление. 2015. Т. 3. № 3. С. 5-17.

18. Киселева С.П. Становление и развитие научной школы "управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем" в интересах обеспечения национальной безопасности РФ (ГУУ, 1994-2017). В сборнике: Эколого-ориентированное управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов. Сборник материалов круглого стола. Государственный университет управления. 2017. С. 16-35.

19. Киселева С.П. Стратегическое руководство научной школой "управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем" . В сборнике: Эколого-ориентированное управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов. Сборник материалов круглого стола. Государственный университет управления. 2017. С. 35-40.

20. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Развитие эколого-ориентированного управленческого образования в России. Вестник университета. 2015. № 12. С. 284-293.

21. Киселева С.П. Эколого-ориентированное образование в интересах устойчивого развития народного хозяйства. Проблемы машиностроения и автоматизации. 2013. № 2. С. 132-135.

22. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических систем: эколого-ориентированное управленческое образование (опыт государственного университета управления). Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 7.

23. Вишняков Я.Д., Гвоздкова И.А., Киселева С.П. Состояние и перспективы развития современной системы подготовки кадров в области управления природопользованием и экологической безопасностью (опыт государственного университета управления, 1994-2014 гг.) Экология и промышленность России. 2015. Т. 19. № 7. С. 57-62.

24. Университетское экологическое образование в современном мире / Под ред. Н.С. Касимова, Н.Н. Алексеевой. М.: Издательство «Буки Веди», 2020 г.

25.

26.

27.

28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.

30.

31.

«Зеленая» экономика: перезагрузка: коллективная монография / С.П. Анисимов, С.Н. Бобылев, И.И. Комарова [и др.]; под общ. ред. А.В. Шевчука. - М.: Зимородок, 2017. - 448 с.

Гусев А.А., Новоселова И.Ю., Новоселов А.Л. Моделирование «зеленой» экономики. Теория и практика. Монография. М.: Экономика, 2017. 207 с.

Авраменко А.А., Вишняков Я.Д., Аракелова Г.А., Киселева С.П. Экология и рациональное природопользование. Москва, 2013.

Вишняков Я.Д., Лозинский С.В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса. Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3. С. 43.

Капмар В.В., Косякова И.В. Рациональное использование природного капитала с учётом порога экологической безопасности. В сборнике: Молодая экономическая наука. сборник тезисов докладов 70-й научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. ответственный редактор Л.А. Ильина. 2015. С. 33-37.

Разовский Ю.В. Закон природной ренты. В сборнике: Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте сборник научных статей. Москва, 2015. С.180-190.

Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Проблемы устойчивого развития России // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 5. С. 23-30.

Kiseleva Svetlana Petrovna

International scientific and educational consortium «Cadres for the green economy», Moscow, Russia

E-mail: svetlkiseleva@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=342966

Vishnyakov Yakov Dmitrievich

State university of management, Moscow, Russia E-mail: vishnyakov1@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=113806

Institutionalization of the activities of the International Scientific and Educational Consortium "Personnel for the Green Economy" in the interests of innovative development of environmental-oriented education

Abstract. The article is devoted to the institutional aspect of the formation and innovative development of environmental-oriented education and environmental culture of personnel for the green economy. The article presents an overview of the leading Russian universities that implement environmental education, and outlines their role in training personnel for the green economy. The article describes the foundation and history of the creation in 2020 of the International Scientific and Educational Consortium "Personnel for the Green Economy", whose participants are educational, scientific, industrial and other organizations. In the interests of training personnel for the green economy, the authors propose to pay close attention to the development of environmental-oriented education - education in all areas and educational training programs, taking into account the environmental imperative of development. It is proposed to give the Consortium the status of an intellectual and methodological Center, an Ideologist and Organizer of environmental-oriented education to achieve the goals of sustainable development. The authors propose to create and develop a single ideological, intellectual, information and analytical, organizational and methodological, expert platform of the Consortium, which will unite the Consortium participants and help them train personnel for the "green" economy, taking into account modern challenges, threats and risks. To create such a platform, the authors propose to create a Center of Competence and Expertise on environmental-oriented education and Innovative Development. The article presents the mission, goals, activities, tasks of the Center and the interests of the Consortium members developed by the authors. As a theoretical basis for the development of the Center, it is proposed to use the achievements of the leading scientific schools of the organizations participating in the Consortium. The theoretical basis for the development of the Center is proposed to be based on the achievements of the Scientific School of the Honored Scientist of the Russian Federation, Professor Vishnyakov Ya.D. "Risk management and security of socio-economic and socio-political systems and natural and man-made complexes".

Keywords: green economy; innovative development; institutionalization; personnel for the green economy; consortium; security; risk management; sustainable development; center; environmental education; environmental-oriented education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.