Научная статья на тему 'Научно-образовательная парадигма опорного университета'

Научно-образовательная парадигма опорного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПАРАДИГМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FLAGSHIP UNIVERSITIES / PARADIGM / INTEGRATION / ENGINEERING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Н.А.

Исследуются инновационные основания научно-образовательной парадигмы опорного университета, его функциональные особенности в процессе решения региональных проблем по наращиванию инженерного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PARADIGM of flagship universities

The article examines the innovative base of scientific-educational paradigm of flagship universities, its functional features in the process of solving regional problems, to increase engineering capacity

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная парадигма опорного университета»

Решетневские чтения. 2017

УДК 101:001

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. А. Князев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: knyazev@sibsau.ru

Исследуются инновационные основания научно-образовательной парадигмы опорного университета, его функциональные особенности в процессе решения региональных проблем по наращиванию инженерного потенциала.

Ключевые слова: опорный университет, парадигма, интеграция, инженерное образование.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PARADIGM OF FLAGSHIP UNIVERSITIES

N. A. Knyazev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: knyazev@sibsau.ru

The article examines the innovative base of scientific-educational paradigm of flagship universities, its functional features in the process of solving regional problems, to increase engineering capacity.

Keywords: flagship universities, paradigm, integration, engineering training.

Социально-экономическое положение стран в современном обществе в значительной степени зависит от уровня их инновационного развития, от способности быстро реагировать на появление событий глобального мира. В качестве радикального направления модернизации в нашей стране взят курс на создание новой парадигмы развития государства. Особое место в решении этой государственной задачи отводится высшему образованию, инженерным кадрам. В данной связи в субъектах Российской Федерации были учреждены опорные университеты. В отличие от других университетов опорный вуз выступает в качестве особого функционального центра, призванного координировать с позиции современного уровня развития науки и учебных технологий процессы наращивания инженерного потенциала региона и повышения качества жизни.

Цель статьи - раскрыть основания научно-образовательной парадигмы опорного университета, определив функциональную роль его исследовательской и учебной деятельности в целостном инновационном процессе развития региона. Понимание научно-образовательной специфики опорного университета, существующего в качестве координирующего звена по отношению к инновационным событиям региона, является важнейшей стороной развития инженерного образования, о проблемных исследованиях которой пока еще отсутствуют публикации в отечественной литературе. Методология исследования, которая используется в нашей работе, основана на теории постиндустриального типа общества и его центральном понятии - «общество знания». В статье применены

также междисциплинарный, системный и структурно-функциональный подходы при раскрытии сущности анализируемых явлений.

Современная наука в огромном разнообразии своих дисциплин и технологических приложений предпочитает интегративный способ развития. В данной связи создание в регионе опорного университета без преувеличения можно считать началом качественно новых изменений того, что называется интеграционным научно-образовательным пространством, включающим в себя интеллектуальную и технологическую сферы региональной жизни. Его исследовательская тематика включает в себя не только взаимодействие различных классических отраслей знания, но еще и тематику сложных межотраслевых хозяйственных процессов, пронизанных экономическими, информационными, инфраструктурными и социально-культурными проблемами региона. В инновационных условиях стремительного сближения системы образования с обществом, властью и предпринимательством «внешняя» (по отношению к университетской проблематике) интеграционная среда очень активно взаимодействует с традиционными для любого университета научными и учебными делами.

В зарубежной литературе методологической группе вопросов, связанных с исследованием в региональных практиках межотраслевой тематики, уделяется большое внимание. В основе понимания сущности межотраслевой технологической интеграции и конструктивного ее использования на практике приоритет отдается либо поиску «узловых» (практически доказавших свою надежность) структур, либо примене-

Опорный университет — социальная ответственность и региональное развитие

нию так называемой «дорожной карты», либо методу специальных экспертиз [1; 2]. Часто в зарубежных статьях отражается опыт, накопленный в рамках взаимодействия межотраслевого и междисциплинарного видов интеграционного процесса [3]. И если при этом ситуация касается деятельности междисциплинарных научных коллективов, то в целом интеграция рассматривается еще и как процесс совместного производства знаний и взаимного обучения [4].

Возвращаясь к теме исследования опорного университета, обратим внимание на еще один актуальный аспект междисциплинарных процессов. Этот аспект касается интеграционного единства между теоретической и научно-методической сторонами существования научных дисциплин, преподаваемых в университете. Речь идет о профильных дисциплинах в учебных программах, по которым на старших курсах готовятся к выпуску будущие инженеры-исследователи. Одна из проблем выпуска первоклассных инженеров и специалистов состоит в необходимости устранения образовавшегося пробела между интеграционными реалиями внутри дисциплинарного существования научного знания, с которыми имеет дело будущий специалист или будущий инженер-исследователь, и общенаучными, методологическими аспектами понимания этих реалий. Указанный нами научно-методический пробел в учебном процессе вуза нельзя недооценивать, так как обобщенный (точнее сказать, философски обобщенный) аспект решения данной проблемы предполагает раскрыть его будущему инженеру или магистру со стороны наиболее устойчивых и наиболее глубоких закономерностей развития современного научного и научно-технического знания.

Философски обобщенный аспект решения обозначенной учебной проблемы не просто вооружает инженера существенными методологическими и мировоззренческими компетенциями. Этот аспект одновременно формирует в теоретической и творческой его деятельности весьма ценный компонент - расширительные (а, следовательно, адекватные) способности мыслить в процессе научной или научно-технической деятельности с позиции современных рационалистических ценностей науки. В ранее опубликованных нами исследованиях [5] мы уже формулировали ряд новых методов для применения их в учебном процессе опорного университета. К ним, например, относится метод создания диалоговой обстановки в процессе усвоения учебно-исследовательского материала с акцентом на организацию научных дискурсов.

Как результат проведенного нами исследования подчеркнем, что опорный университет - это новый компонент в инновационном взаимодействии системы образования с властью, обществом и предпринимательством. Передовой по своим структурно-функциональным параметрам и научным основаниям опорный вуз выступает в качестве особого функционального центра, призванного координировать с позиции современного уровня развития науки и учебных техно-

логий процессы наращивания интеллектуального потенциала региона и повышения качества жизни. Научно-образовательная парадигма опорного университета означает его способность осуществлять оптимальную координацию между основными звеньями инновационного развития региона в целом, предвидеть перспективные направления подготовки инженерных кадров.

Библиографические ссылки

1. Matthias Weber K., Schaper-Rinkel Petra. European sectoral innovation foresight: Identifying emerging cross-sectoral patterns and policy issues // Technological Forecasting and Social Change. February 2017. Vol. 115. P. 240-250.

2. Keun Lee, Franco Malerba. Catch-up cycles and changes in industrial leadership: Windows of opportunity and responses of firms and countries in the evolution of sectoral systems // Research Policy. 2017. Vol. 46, Iss. 2. March. P. 338-351.

3. Interdisciplinary Engineering Methodology for changeable Cyber-Physical Production Systems / E. Marseu, D. Kolberg, M. Birtel, D. Zühlke // IFAC-PapersOnLine. 2016. Vol. 49, Iss. 31. P. 85-90.

4. Melanie Kröger, Martina Schäfer. Scenario development as a tool for interdisciplinary integration processes in sustainable land use research // Futures. 2016. Vol. 84, Part A. November. P. 64-81.

5. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. Научные основания в структурном развитии философии образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 17-27. DOI: 1015372/PHE20160201.

References

1. Matthias Weber K., Schaper-Rinkel Petra. European sectoral innovation foresight: Identifying emerging cross-sectoral patterns and policy issues // Technological Forecasting and Social Change. February 2017. Vol. 115. P. 240-250.

2. Keun Lee, Franco Malerba. Catch-up cycles and changes in industrial leadership: Windows of opportunity and responses of firms and countries in the evolution of sectoral systems // Research Policy. 2017. Vol. 46, Iss. 2. March. P. 338-351.

3. Interdisciplinary Engineering Methodology for changeable Cyber-Physical Production Systems / E. Marseu, D. Kolberg, M. Birtel, D. Zühlke // IFAC-PapersOnLine. 2016. Vol. 49, Iss. 31. P. 85-90.

4. Melanie Kröger, Martina Schäfer. Scenario development as a tool for interdisciplinary integration processes in sustainable land use research // Futures. 2016. Vol. 84, Part A. November. P. 64-81.

5. Knyazev N. A., Buyankina R. G., Zukov R. A. [Nauchnie osnovaniya v strukturnom razvitii philosophii obrazovaniya]. Philosophiya obrazovaniya. 2016. № 2 (65). С. 17-27. DOI: 1015372/PHE20160201.

© Князев Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.