Научная статья на тему 'Функциональные особенности развития опорного университета'

Функциональные особенности развития опорного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / БИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATIVE POLICY / EDUCATION / SCIENCE AND RESEARCH / BUSINESS / INTEGRATION / FLAGSHIP UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Н.А.

Исследуется процесс инновационного сближения в отношениях между властью, обществом и бизнесом. Сформулированы функциональные особенности опорного университета как нового образовательного компонента в интеграционном взаимодействии системы образования с властью, наукой и предпринимательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functional features in the development of flagship universitY

This brief article discusses the process of innovative convergence between government, society and business. Among the discussed topics are the functional features of flagship universities a new higher education component in the integrative interaction of education with the government, science and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности развития опорного университета»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

влиянием технического прогресса повышаются требования к общеобразовательному и профессиональному уровню рабочих. Поэтому как бы тщательно не был отобран учебный материал, в него придется периодически вносить коррективы.

При реализации программ индивидуализации подготовки специалистов по программам СПО осуществляются следующие мероприятия:

- корректировка рабочих программ профессиональных модулей совместно со специалистами организаций ОПК;

- формирование комплексного методического обеспечения образовательных модулей;

- обеспечение условий для доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам;

- организация учебных занятий и производственной практики на базе организаций ОПК в формате сетевого обучения;

- разработка фонда оценочных средств для проведения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- участие специалистов организаций ОПК в промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- организация трудоустройства выпускников согласно договорам о целевом обучении.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт Минобрнауки России [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки.рф/ новости/8668 (дата обращения: 15.08.2016).

2. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентирован-ных технологий [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. 2012. № 12(20). URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 15.08.2016).

3. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика : учебник. М., 2007.

4. Солянкина Л. Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. 2011. № 1.

5. Скамницкий А. А. Модульно-компетентност-ный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. М., 2006. 247 с.

References

1. The official website of the Ministry of education and scienc ^йр://минобрнауки.рф/новости/8668).

2. Kanaeva T. A. Professional development of students SPO in the context of practice oriented technologies, Modern research of social problems (electronic scientific journal). 2012. № 12(20). www.sisp.nkras.ru.

3. Mikheev V. A. Bases of social partnership: theory and policy practice : textbook. M., 2007.

4. Solyankina L. E. Model of development of professional competence in the practice oriented to the educational environment // Izvestia vgpu. 2011. No. 1.

5. Scandicci A. A. Module and competence approach and its implementation in average vocational education. M., 2006. 247 p.

© Кашко Г. И., 2016

УДК 101:001

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. А. Князев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: knyazev@sibsau.ru

Исследуется процесс инновационного сближения в отношениях между властью, обществом и бизнесом. Сформулированы функциональные особенности опорного университета как нового образовательного компонента в интеграционном взаимодействии системы образования с властью, наукой и предпринимательством.

Ключевые слова: инновационная политика, образование, наука, бизнес, интеграция, опорный университет.

THE FUNCTIONAL FEATURES IN THE DEVELOPMENT OF FLAGSHIP UNIVERSITY

N. A. Knyazev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsk^ Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: knyazev@sibsau.ru

This brief article discusses the process of innovative convergence between government, society and business. Among the discussed topics are the functional features of flagship universities - a new higher education component in the inte-grative interaction of education with the government, science and entrepreneurship.

Keywords: innovative policy, education, science and research, business, integration, flagship universities.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Социально-экономическое положение общества в современном мире во многом определяется проводимой федеральными властями инновационной политикой. В общенаучном смысле слова в основе инновационной политики (как считают ученые) должно лежать понимание единства и глубокого взаимодействия между законами природы, законами экономики, новейшими достижениями в области образования и науки, а также потребностями развития человека. Принципиальную новизну заложенной в этом единстве интеграционной идеи мы видим в ее радикальном влиянии на содержание отношений между властью, обществом и бизнесом. Речь идет, в первую очередь, о стремительном сближении науки, образования, экономики и управления, о превращении данного процесса в интеграционное исследовательское пространство. Новизна данного предмета исследования состоит, на наш взгляд, в том, что его теоретическая основа должна быть представлена не просто структурами междисциплинарного разнообразия, а системными признаками трансдисциплинарного типа интеграции и, следовательно, новейшего (ранее в истории науки не существовавшего) типа научной рациональности.

Инновационная политика в России с целью ускорения темпов социально-экономического развития страны и укрепления ее конкурентной способности в мире осуществляется на двух относительно самостоятельных уровнях: федеральном и региональном. На федеральном уровне задачи решаются в аспекте общегосударственных масштабов социально-экономического развития страны. В региональном варианте инновационной политики решение комплексных социально-экономических задач неразрывно связывается с деятельностью недавно учрежденных в ряде субъектов Российской Федерации опорных университетов. Опорный университет - новый образовательный компонент во взаимодействии системы образования с властью, наукой и предпринимательством, новый тип университета, который органически встроен в целостную структуру региональной инновационной политики и поэтому несет на себе огромную идейную и теоретическую нагрузку в отношении эффективности ее общих результатов. В данной связи исследование социально-экономических условий возникновения такого университета в регионе, функциональных особенностей, направления развития и степени влияния его на инновационное развитие общества относится к весьма важной научной проблеме, теоретическая разработка которой еще не осуществлялась в научной литературе. Цель статьи - проанализировать с общенаучной точки зрения функциональные особенности опорного университета, раскрыть его всестороннюю связь с инновационным направлением развития региона в целом.

Современная научно-техническая революция, обладая перманентной способностью влиять на социальную динамику, стимулирует ускорение инновационных перемен в жизни общества. В этот процесс вовлекается вся система постоянно обновляемого научного знания, его взаимодействие с передовыми технологиями и трансформациями таких социальных факторов, как структура занятости населения, качество

жизни социума. Единое интегральное качество, создаваемое в поисках инновационного пути развития региона, во все большей степени становится условием системных обновлений в образовании и науке, требованием высокой их практической отдачи. Данное обстоятельство в немалой степени заставляет исследователей и практиков акцентировать внимание на изучении структурных особенностей опорного университета, на совершенствовании функциональной отдачи от его деятельности. Это тем более актуально, поскольку деятельность опорного университета, как мы уже упоминали выше, предполагает в региональном масштабе внесение значительного вклада в оптимизацию потоков знаний и информации в рамках единой информационной и коммуникационной системы «наука - образование - экономика - бизнес -структура занятости населения».

Одним из важнейших условий развития качественно нового интеграционного феномена под названием «опорный университет» является превращение науки XX века в особую отрасль общественного производства. Именно с того времени наука органично вписалась в базисные (экономические) общественные отношения, став тем самым в рамках материального производства непосредственной производительной силой. Позже, на рубеже ХХ-ХХ1 веков, эта ее функция получила качественно новое продолжение. Наука как непосредственная производительная сила уверенно заняла позиции не только в сфере материального производства, но и в других областях общественного производства (образовании, региональном развитии, создании наукоградов и техноградов, регулировании сетевых коммуникаций в области экономических и рыночных отношений, производстве программных продуктов в процессе информатизации, телекоммуникации и сервисного обслуживания общества). Благодаря этим завоеваниям науки проблема ее существования встала в один ряд с проблемами существования природы, общества и человека. Осознание важности данных проблем и необходимости глубокого исследования их внутреннего единства приходится, по нашему мнению, как раз на стартовый период в развертывании деятельности опорного университета.

Научная деятельность и образование в современных условиях обретают особо значимые и взаимно развивающиеся связи. Только такая система образования, которая готовит специалистов в рамках требований и потребностей современной науки как целостной социальной системы, может называться инновационной и, следовательно, полностью соответствовать инновационной политике развития социума.

В связи с общими положениями рассмотренных в статье актуальных вопросов о современном состоянии науки и образования в стране, их взаимодействии с властью и бизнесом, а также изложенными нами исходными положениями об опорном университете, сформулируем следующий ряд функциональных особенностей его деятельности.

1. Развитие на инновационной основе междисциплинарных и трансдисциплинарных научных направлений, подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с многоотраслевой

Решетневс^ие чтения. 2016

структурой развития промышленности и экономики региона.

2. Разработка научных критериев определения региональной стратегии с целью повышения качества жизни социума на основе роста доли высококвалифицированных кадров в сфере занятости населения.

3. Активное участие в региональном создании важнейших практических приложений науки и технологии: мегаполисов, наукоградов, техноградов, отдельных экономических эон и других локальных территорий.

4. Осуществление теснейшего взаимодействия по линии фундаментальных исследований с другими научными и образовательными центрами региона (например, федеральным университетом, академическим филиалом РАН).

5. Развитие научных исследований в области применения таких теоретических концептов регионального управления, как кластерный анализ, интеллектуальный потенциал, социальный капитал.

6. Воспитание интеллектуальной, творческой молодежи, имеющей прогрессивные мировоззренческие знания, устойчивые ориентиры в жизни и способность к инновационной профессиональной деятельности.

Таким образом, в деятельности опорного университета находят свое интеграционное единство две составляющие: с одной стороны, инновационная политика развития региона в целом, а с другой -подготовка специалистов высшей квалификации на основе учебных программ, адекватных современным требованиям научной интеграции. Концепция глубокой интеграционной связи между деятельностью опорного университета и региональной инновационной политикой в целом отражает, на наш взгляд, перспективное направление развития в теоретической и практической деятельности опорного университета.

© Князев Н. А., 2016

УДК 378.14:70

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

М. В. Лукьяненко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sibgau-sau@mail.ru

Рассмотрены проблемы подготовки магистров для высокотехнологичных наукоемких производств, к которым относятся предприятия ракетно-космической отрасли. Сформулированы предложения по обеспечению высокого качества подготовки магистров.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, практико-ориентированная система обучения, проектное обучение.

TRAINING MASTERS FOR ROCKET AND SPACE INDUSTRY

M. V. Luk'yanenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sibgau-sau@mail.ru

The paper considers some problems of master education for advanced technology and science intensive industries such as rocket and space enterprises. Some suggestions on providing high quality master education are presented.

Keywords: professional competence, practice-oriented educational system, project-based learning.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. В магистратуре даются более конкретные, узкопрофессиональные знания. В системе многоуровневого высшего образования магистерские программы были ориентированы преимущественно на подготовку магистров для научно-исследовательской и научно-педагогической деятель-

ности (академическая магистратура), т. е. готовили выпускников к научной и преподавательской карьере. Это ограничивало сферу приложения таких образовательных программ и снижало востребованность выпускников магистратуры [1; 2].

Как оказалось, высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах для работы в качестве преподавателей и для проведения исследований в научных организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.