Научная статья на тему 'Исследовательские стратегии во взаимоотношениях между инженерным обучением и отраслевыми субъектами региона'

Исследовательские стратегии во взаимоотношениях между инженерным обучением и отраслевыми субъектами региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ENGINEERING TRAINING / SCIENTIFIC STRATEGIES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Н.А.

Анализируются исследовательские стратегии как фактор отношений между инженерным вузом и отраслями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC STRATEGIES IN THE RELATION BETWEEN ENGINEERING EDUCATION AND STRUCTURE OF THE REGION

Examines scientific strategies in the relation between engineering education and structure of the region.

Текст научной работы на тему «Исследовательские стратегии во взаимоотношениях между инженерным обучением и отраслевыми субъектами региона»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 101:001

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ИНЖЕНЕРНЫМ ОБУЧЕНИЕМ И ОТРАСЛЕВЫМИ СУБЪЕКТАМИ РЕГИОНА

Н. А. Князев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: knyazev@sibsau.ru

Анализируются исследовательские стратегии как фактор отношений между инженерным вузом и отраслями региона.

Ключевые слова: инженерное образование, исследовательские стратегии, интеграция.

SCIENTIFIC STRATEGIES IN THE RELATION BETWEEN ENGINEERING EDUCATION

AND STRUCTURE OF THE REGION

N. A. Knyazev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: knyazev@sibsau.ru

Examines scientific strategies in the relation between engineering education and structure of the region.

Keywords: engineering training, scientific strategies, integration.

Для развития знания поиск его оптимальных интеграционных траекторий всегда оправдан. Это связано с тем, что современное научное знание превратилось в активный проводник интеграционных процессов, отражающих глубокое взаимодействие всех видов естественнонаучной, инженерно-технологической и социально-организационной деятельности. Как следствие указанной новации, качественные изменения произошли и в субъектной основе научных и технологических отношениях регионального масштаба. Открылась широкая перспектива совместного участия вузовских ученых, студентов, выпускников-инженеров и ведущих отраслевых специалистов в виде больших и малых творческих коллективов, способных самостоятельно вырабатывать свои собственные научные стратегии. Эта качественно новая субъектная основа, формирующаяся в отношениях между инженерным университетом и отраслевой структурой региона, превращается в ключевой фактор понимания сложных интеграционных событий, которые происходят в современной социально-экономической и производственной жизни.

Проблеме существования исследовательских стратегий в передовых научно-технологических коллективах, их роли и функциональных особенностях посвящена данная статья.

В российских университетах в последнее время активизировалось освоение передовых способов и методов тесного взаимодействия между выпускающими инженерными кафедрами и соответствующими отраслями региона. Но концептуально-методологического осмысления эта новация еще не достигла не-

обходимого уровня. В ранее опубликованной нами работе [1] уже был предложен проект исследования аналогичных вопросов. Указанная работа базировалась на понятии социальной парадигмы опорного университета. В данной же статье в качестве ее цели мы выделяем особый аспект взаимоотношений инженерного вуза и его отраслевого окружения - изучение исследовательских стратегий.

Судя по зарубежным публикациям, специалистами, занимающимися решением проблемы взаимодействия высших учебных заведений с отраслевыми субъектами территорий, накоплен определенный концептуальный опыт. Так, например, в публикации 2017 года [2] раскрывается динамика межотраслевой технологической интеграции на основе выдвижения особой концептуальной «платформы». Эта платформа представляет собой наиболее известный и авторитетный для специалистов фрагмент научно-технологических знаний, который обладает притягательной силой в отношении к удаленным от него областям познания. Используя сведения о патентах четырех стран Евросоюза (Германия, Великобритания, Франция и Италия), специалисты получили эмпирические доказательства того, что работа на базе «платформ» позволяет обнаружить актуальные для них новации в весьма отдаленных технологических областях. Применение таких новаций может способствовать усилению потенциала исходного технологического варианта.

Авторы обсуждаемой публикации приходят к выводу, что не только Государственные научно-исследовательские организации, но и продвинутые

Решетневские чтения. 2018

группы вузовских выпускников-инженеров можно отнести к новаторским группам, играющим важную роль с точки зрения развития технологической интеграции и региональных инноваций. Даже если трудности в поисках отдаленных областей знаний носят фундаментальный характер, то их преодоление оправдано, иначе будет утрачена возможность устранять нестыковки, рассогласования между различными технологическими секторами. А из-за этого в образовательном процессе не будут преодолены совершенно разные характеристики знаний и компетенций, необходимые для инновационной деятельности и, следовательно, для усвоения новой информации. Для фирмы подобная ситуация оборачивается ограничением ее способности накапливать в целом позитивный результат и иметь адекватное представление о необходимой модели обучения специалистов, соответствующей передовым технологиям. В анализируемой нами публикации подчеркивается роль общих исследовательских поисков для развития таких оригинальных изобретений, которые связаны, например, с лазерами и синтетическими волокнами, а также с опто-электроникой через сочетание оптики и электронных технологий.

Из зарубежных публикаций обращает на себя внимание также исследование, проведенное группой немецких ученых [2]. В этой статье используется термин «сценарии» для образного представления модели первичного этапа зарождения в типичных ситуациях междисциплинарной интеграции. В термине «сценарии», на наш взгляд, нетрудно обнаружить свойства, родственные понятию исследовательской стратегии. Так, например, в постановке исследовательской задачи, на которую направлен метод «сценария» фиксируется конкретный вопрос: каким образом и в какой степени развитие сценария может обеспечить междисциплинарную и коллективную устойчивость познавательного и социального аспектов интеграции. Другая характеристика, указывающая на схожесть между понятиями «сценарий» и «исследовательская программа» заключена в следующем коллективном императиве: интеграция выступает как процесс совместного производства знаний и взаимного обучения. По замыслу авторов анализируемой статьи, сценарии создаются для решения трех междисциплинарных задач: а) облегчить составление и рекомбинации существующих знаний и создание новых общих рамок для ранее разделенных знаний; б) совместно разработать сценарий, способствующий социальной интеграции между исследователями с различным образовательным уровнем и поддержанию групповой деятельности; в) связать с помощью сценария новые результаты различных суб-проектов и исследователей в совместный продукт, который, в конечном итоге,

укрепляет интегративный характер проекта как такового.

Аналогию по отношению к понятию «исследовательские стратегии» мы находим и в других иностранных публикациях. Так, группа ученых в статье [3] применяет междисциплинарный и межкультурный подходы для определения способов повышения творческой эффективности и уровня креативности студентов.

Таким образом, исследовательские стратегии занимают важное место в развитии субъектной основы современных взаимоотношений между инженерными вузами и отраслевой структурой региона. Социальная и когнитивная функция исследовательских стратегий заключается в преодолении концептуальных и временных разрывов между учеными разных дисциплин, между учеными и инженерами, предпринимателями, отраслевыми специалистами и властными структурами.

Библиографические ссылки

1. Князев Н. А. Научно-образовательная парадигма опорного университета // Решетневские чтения : материалы XX юбилейной Междунар. науч.-практич. конф., посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем акад. М. Ф. Решет-нева (08-11 ноября 2017, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ. Красноярск, 2017. Ч. 2. С. 730-731.

2. Corradini, Carlo; Lisa De Propris. (2017). Beyond local search: Bridging platforms and inter-sectoral technological integration, Research Policy. 2017. Vol. 46, Issue 1. P. 196-206.

3. Kröger, Melanie, Schäfer, Martina. Scenario development as a tool for interdisciplinary integration processes in sustainable land use research, Futures. 2016. Vol. 84, Part A. November 2016. P. 64-81.

References

1. Knyazev N. A. [Scientific and educational paradigm of flagship universities]. Materialy XX Meghdunar. nauch.-prakt. konf., "Reshetnevskie chteniya" v 2 chast. [Materials XX Intern. Scientific konf. "Reshetnev reading"]. Krasnoiyrsk, 2017. СЬ 2. P. 730-731. (In Russ.)

2. Corradini, Carlo; Lisa De Propris. (2017). Beyond local search: Bridging platforms and inter-sectoral technological integration, Research Policy. Vol. 46, Issue 1. February 2017. P. 196-206.

3. Kröger, Melanie, Schäfer, Martina. (2016). Scenario development as a tool for interdisciplinary integration processes in sustainable land use research, Futures, Vol. 84, Part A, November 2016. P. 64-81.

© Князев Н. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.