Научная статья на тему 'Научно-образовательная деятельность и задачи привлечения студентов к научным исследованиям'

Научно-образовательная деятельность и задачи привлечения студентов к научным исследованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматов Александр Васильевич

Становление инновационной экономики предполагает создание научно-образовательных структур, в которых обеспечивается эффективная интеграция исследовательской и учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная деятельность и задачи привлечения студентов к научным исследованиям»

А. В. Долматов,

профессор кафедры управления образованием

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Становление инновационной экономики предполагает создание научно-образова-тельных структур, в которых обеспечивается эффективная ин-

теграция исследовательской и учебной деятельности. На факультете управления в рамках реализации инновационной образовательной про-

16

граммы реализован ряд проектов в сфере управления качеством образования, мониторинга деятельности педагогических вузов, формирования моделей компетентности выпускников . В то же время интеграция научной и образовательной деятельности предполагает разработку соответствующих механизмов в режиме проектной деятельности.

Научная работа факультета базируется на ряде ключевых принципов, к которым можно отнести: активную поисковую деятельность, формирование временных творческих групп, дивергентную стратегию, управление качеством научных исследований, реализацию комплексных исследовательских проектов, использование результатов исследований в образовательном процессе, привлечение к научной работе студентов и магистрантов, процессный подход, эффективное информационное обеспечение научной работы.

На факультете сложилась система научных направлений, которые неразрывно связаны с образовательной деятельностью: теория и практика социального менеджмента и управления качеством, комплексные междисциплинарные исследования по проблемам гуманитарных технологий, образовательный менеджмент, методология и методы проектирования и исследования систем управления, разработка моделей эффективного управления образованием, проектирование и внедрение систем менеджмента качества в образовательном учреждении, социально-педагоги-

ческий мониторинг качества образования, разработка моделей и методов внешней и внутренней экспертизы качества деятельности вузов, управление инновационными процессами в образовании в контексте гуманитарных технологий, развитие человеческого потенциала в организациях социальной сферы.

В планах факультета разработка ряда проектов, объединенных общей идеей интеграции научных исследований и образовательного процесса. Один из таких проектов должен

обеспечить научно-методическое сопровождение внедрения результатов инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в научно-образовательную деятельность факультета.

Миссия данного проекта — использование эвристического потенциала гуманитарных технологий для повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров.

Реализация проекта на основе системного междисциплинарного подхода позволит разработать научно обоснованную инновационную концепцию и модель подготовки научных кадров, повысить качество, востребованность результатов и инвестиционную привлекательность научных исследований, обеспечить формирование инновационной конкурентоспособной научно-образователь-ной среды факультета и университета в рамках ведущих научных школ и направлений, повысить эффективность использования потенциала такой среды. В ходе проекта предполагается провести анализ потребностей в использовании достижений науки и квалифицированных кадрах различных профессиональных сфер (образование, менеджмент, управление качеством, государственное и муниципальное управление). Обобщить отечественный и зарубежный опыт подготовки научных кадров и организации научных исследований. Выявить степень взаимосвязи эффективности научных исследований и подготовки научно-педагогиче-ских кадров. Определить условия повышения эффективности подготовки научных кадров на основе принципов реализации активной поисковой деятельности по приоритетным направлениям, дивергентной стратегии исследований, системно-процес-сного подхода, управления качеством научных исследований и подготовкой научных кадров. Предполагается разработать модель эффективной системы подготовки научно-педагогических кад-

ров, обеспечивающую интеграцию: содержания исследований, потребностей профессиональной области, формирования общенаучной, методологической и специальных компе-тентностей научных кадров, гуманитарных проектно-сози-дательных технологий в рамках комплексных междисциплинарных научных проектов и внедрения их результатов, эффективного информационного обеспечения научной работы. В данной модели формирование приоритетных научных направлений и разработка стратегических программ (планов) междисциплинарных научных исследований с практическим использованием результатов является частью подготовки молодых ученых. Важную роль играет создание системы заказов тем научных исследований, организация временных творческих групп, привлечение к научной работе студентов и магистрантов, диагностика их возможностей в качестве будущих научных работников. Ключевая составляющая подготовки научных кадров — развитие их креативных способностей, овладение методами и технологиями научного творчества.

Научно-практический основой проекта выступает сложившаяся на факультете управления система подготовки научно-педагогических кадров. На факультете создан и активно работает научно-методологический семинар для аспирантов и соискателей под руководством профессора И. А. Богачека. За последние два года защитили диссертации 80% выпускников очной аспирантуры факультета. В рамках студенческого научного общества проводится ежегодный конкурс проектов «День карьеры менеджера» и студенческая конференция. Аспиранты и студенты выполняют научные прикладные исследования в интересах университета и различных организаций.

Ведущими учеными факультета профессорами Л. А. Громовой, А. П. Панфило-вой, В. А. Абчуком, С. Ю. Трапицыным,

И. А. Богачеком, А. В. Долматовым за последние 5 лет подготовлено

более 2 0 кандидатов и докторов наук. Учеными факультета за последние 2 года опубликовано свыше 30 работ по проблематике подготовки научных кадров, управления качеством научных исследований, методологии научного творчества. На факультете созданы две научные школы — профессора В. А. Абчука и профессора С. Ю. Трапицына.

Успешная интеграция науки и образования определяет необходимость повышения эффективности образовательного процесса, качества результатов и условий обучения за счет формирования инновационной образовательной среды, включающей в себя достижения науки, современные гуманитарные технологии, обусловливающие необходимый уровень компетентности специалистов.

Создание инновационной образовательной среды (ИОС) предполагает активное внедрение и использование принципов непрерывного, личностно-ориентированного высшего образования, вариативности, управления качеством образования; исследовательского подхода, гуманитарных технологий педагогики партнерства, обеспечивающих интеграцию обучения, научной работы, воспитания на факультете и в вузе. Развитие сетевых, в том числе корпоративных форм организации учебного процесса с целью реализации образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов в междисциплинарных областях; создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ. Осуществление проекта должно способствовать расширению возможностей

экспорта образовательных услуг и технологий, развитию связей с работодателями и социальными партнерами, консолидации родительской и педагогической общественности.

Формирование ИОС требует создания

концепции и научно-методического обеспечения совершенствования процессов: образовательного, научно-исследователь-ского, воспитательного, управленческого, а также вспомогательных, предполагающих формирование и развитие инфраструктуры образовательной среды. В 2007-2008 гг. на факультете успешно реализованы мероприятия инновационной образовательной программы (ИОП), цели которых созвучны задачам проекта, в частности мероприятия: 1.7.1 (Методическое обобщение передового опыта сетевого взаимодействия в вузах) и 1.8.1 (Разработка методики взаимодействия университета с работодателями и социальными партнерами), функционирует сертифицированная система менеджмента качества и центр аудита качества образования, создан информационный учебно-ме-тодический ресурсный центр, в настоящее время перепрофилированный в лабораторию. Основными направлениями ее деятельности являются: организация мониторинга перспективных направлений научно-исследовательской работы; разработка информационной базы направлений научных исследований факультета, университета, гуманитарных вузов и научно-исследова-тельских организаций; организация научных исследований по заказам государственных, общественных, коммерческих организаций, образовательных учреждений по пробле-мам социального менеджмента, управления образованием, управления персоналом;

организация консалтинговой деятельности сотрудников факультета в области инновационных технологий социального менеджмента, управления образованием, управ-ления персоналом, информационного обеспечения .

На факультете реализуется модульная система организации образовательного процесса, традиционно проводятся лекции

иностранных специалистов, функционирует творческая мастерская по игротехническим технологиям А. П.

Панфиловой. «День карьеры менеджера» стал традиционным элементом проектного взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей. Результаты ряда студенческих проектов внедряются в образовательную среду факультета. Созданный на факультете ресурсный центр (лаборатория) является важным элементом инновационной образовательной среды. В рамках ИОП разработаны модули 2 4 «Технологии управления в социальной сфере» и 25 «Технологии управления образовательными системами», завершено создание учебно-методических комплексов по дисциплинам модулей: «Технологии образования средствами высокотехнологичной информационной среды», «Гуманитарные технологии социального менеджмента», «Технологии формирования деловой этики», «Гуманитарные технологии управления профессиональным и личностным ростом», «Гуманитарные технологии корпоративного обучения в социальной сфере», «Управление проектами в социальной сфере», «Управление качеством образования», «Управление развитием образовательных систем», «Информационные технологии в управлении образованием», «Креативные технологии в управленческой деятельности». Все модули апробированы в образовательном процессе.

Одна из главных задач профессорско-преподавательского состава факультета — привлечение студентов и магистрантов к научной работе, что невозможно без внедрения результатов научных исследований в образовательный процесс. В этих целях на факультете начата реализация проектного подхода к подготовке магистрантов. Сформулированы и обсуждены требования к магистерской диссертации, которая в соответствии с новым стандартом должна включать в себя: содержательный анализ деятельности конкретной организации, отрасли, анализ целей, организационной структуры, стратегии, кадрового потенциала, а также проект управленческого решения, содержащий его замысел, необходи-

мые организационно-

распорядительные документы, оценку потенциальной эффективности.

Такой подход к самой работе поддерживается работой в семестре, значительную долю учебных занятий в магистерских программах занимают такие формы, как разработка проектов, решение учебных и профессиональных задач. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Социокультурный сервис и туризм», в качестве практических занятий принимают участие в организации проводимых на факультете конференций и выставок, разработанные студентами проекты представляются на конкурс, организуемый ежегодно в рамках «Дня карьеры менеджера».

Студенты активно участвуют в организации и работе ежегодных международных конференций по проблемам управления: «Менеджмент XXI века» и «Гуманитарные технологии и инновационные аспекты управления человеческими ресурсами».

Важным инструментом привлечения студентов к исследованиям является студенческое научное общество. Значимые показатели его деятельности — ежегодная студенческая конференция, конкурс студенческих проектов «День карьеры менеджера», участие в работе СНО 85% сту-дентов.

Студенты факультета являются лауреатами выставки НТТМ, конкурса комитета по науке и высшей школы администрации Санкт-Петербурга, победителями всероссийского конкурса студенческих проектов.

Перечисленные позитивные тенденции определяют дальнейшие задачи факультета на ближайшую перспективу: выявление точек роста и, естественно, слабых мест практической интеграции исследовательской и образовательной деятельности, разработка эффективных механизмов ее осуществления и развития, повышения эффективности участия студентов в научно-исследовательской работе .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.