шинстве случаев пока - карманные, не играют самостоятельной роли, не отстаивают права работников, действуют по указке руководства. Областные и отраслевые профсоюзы также почти не видны и не слышны, когда речь идет о реформировании науки, за исключением, видимо, руководства профсоюза РАН во главе с Калинушкиным В.П.
При этом разве не в том состоит основная задача областных и федеральных организаций профсоюзов, чтобы организовывать профсоюзы НИУ на защиту интересов работников, науки, страны?! Разве не для этого они в принципе существуют? Разве нет у них для этого необходимых юридических возможностей, штатного аппарата, средств?
Причина пассивности большинства современных профсоюзов вполне понятна и, можно сказать, простительна. Они вышли из советских профсоюзов, деятельность которых в основном носила социально-поддерживающий и культурно-развлекательный характер. На производстве они должны были поддерживать стремления администрации выполнять план. В этом была, видимо, не их вина, а их беда - иной роли им монополия КПСС не оставляла.
Да и разве мы сами - ученые - требуем от наших профсоюзных деятелей более активной позиции?! Мы и от себя-то ее далеко не всегда требуем.
И, тем не менее, кто, кроме профсоюзных организаций всех уровней, если не иметь в виду отдельных активных лиц, может и должен:
- не допускать сокращения прав работников научных и образовательных организаций,
- обучать их отстаиванию этих прав и
- обеспечивать этой работе организационную и юридическую поддержку?!
Источники
1. Георгиев Г. Что губит российскую науку и как с этим бороться. Часть I. http://trv-science.ru/ 2015/12/22/ chto-guЫt-шssijskuyu-nauku-i-kak-s-etim-borotsya-1/.
2. Дворкович не исключил объединения отдельных институтов развития РФ. РИА-Новости. 26.01.2016.
http://ria.ru/economy/20160126/1365441821.html
3. Российский статистический ежегодник. 2003. С. 185. http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catal og/doc_1135087342078
НАУЧНО-ОБОСНОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗАТРАТ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Гусманов У.Г., д.э.н., проф., чл.-корр. РАН, акад. АН РБ, ГБНУ «АН Республики Башкортостан», Ханова И.М., к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета
Для выживания в условиях конкуренции целесообразным становится разработка нормативов затрат. Нормативные затраты ориентируют предприятие на будущее и в то же время являются средством оценки происходящих изменений в производственной деятельности с точки зрения влияния на прибыль и являются одним из главных инструментов в принятии управленческих решений, обеспечивающих экономию затрат.
Научно-обоснованное определение уровня затрат отличается от традиционных методов сильным воздействием со стороны управления на формирование себестоимости и является более оперативным для принятия управленческих решений в ходе процесса производства. При этом нормы и лимиты расхода ресурсов устанавливаются на единицу производимой продукции и условную голову сельскохозяйственных животных, и отличительной чертой является то, что для всех статей затрат устанавливаются нормы расхода определенных ресурсов с отражением их стоимости в текущих ценах с
ежемесячной корректировкой [6, 9].
Для проведения вариантов расчетов нормативных затрат и анализа их связи с изменением объемов производства продукции целесообразно сгруппировать затраты по элементам, которые обобщали бы переменные и постоянные затраты. При планировании переменные затраты рассчитываются по нормативу на единицу продукции, и величина их меняется в зависимости от объема производства. Постоянные затраты независимо от объема производства переносятся на продукцию в стоимостном выражении (при необходимости корректируются лишь на коэффициент инфляции) [2,7, 9] .
В молочном скотоводстве к переменным производственным затратам, зависящим от валового надоя молока, относятся затраты на корма, оплату труда, электроэнергию, услуги автотранспорта и тракторного парка. К постоянным производственным затратам относятся: амортизация; расходы на производственный и хозяйственный инвентарь, запасные части,
строительные материалы; расчеты со сторонними организациями (расходы по пожарной безопасности, охране труда, экологии и др.); общепроизводственные и общехозяйственные расходы (оплата труда управленческого персонала, ветеринарной и зоотехнической службы, командировочные расходы и др.) [8].
Методы разделения затрат на постоянные и переменные достаточно полно представлены в специальной литературе. Джей К. Шим, Джойл Г. Сигел обсуждают минимаксный метод и регрессионный анализ [9]; К. Друри раскрывает суть метода минимума и максимума [4]; С. А. Николаева указывает на три основных метода: метод высшей и низшей точек, метод корреляции, метод наименьших квадратов [5].
Наиболее точным методом деления затрат на постоянные и переменные, на наш взгляд, является метод наименьших квадратов, который позволит наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них постоянной и переменной составляющих.
На примере данных сельскохозяйственных предприятий Татышлинского района Рес-
Затраты на производство молока по разработанному плану за планируемый год составят 34976 тыс. руб., что по сравнению с отчетными данными ниже на 1,5%, или на 521 тыс. руб. Себестоимость 1 ц молока снизится на 6,2% за счет увеличения объема производства молока и снижения затрат.
Затраты на корма в планируемом периоде сокращаются на 2,9%. Определяющими при этом выступают себестоимость производства кормов, структура рационов, соблюдение нормы расхода кормов на 1 ц молока и на одну корову, качественные характеристики кормов (содержание обменной энергии и переваримого протеина), технология заготовки кормов, их
публики Башкортостан выполнен расчет показателей, которые используются для определения норматива переменных затрат в производстве молока.
Применение нормативов переменных затрат позволяет рассчитать оптимальные суммы по каждому элементу затрат на плановый объем производства молока. Данные элементы затрат составляют в структуре себестоимости продукции 80%. Поэтому расчет планируемых сумм затрат по данным элементам и контроль за их соблюдением позволяет снизить себестоимость 1 ц молока. На основании этого составляется план производственных затрат.
В табл. 1 представлен годовой план производственных затрат для СПК им. Ленина Татышлинского района Республики Башкортостан, который составлен на основании ежемесячных расчетов. В расчет было включено имеющееся поголовье коров с продуктивностью 4092 кг молока от одной коровы в год (рост 5%). В результате этого годовой валовой надой молока достигнет 26642 ц за планируемый 2015 г.
подготовка к скармливанию и сам процесс кормления.
В планируемом периоде сокращаются также затраты на транспортные услуги на 2,3%, что может быть достигнуто за счет жесткой увязки объема транспортных работ с объемом производства молока. Увеличение объема производства молока позволит обеспечить большегрузные автомобили транспортировкой молока, исключить затраты на простои, сверхурочные, холостые пробеги, позволит более эффективно организовать схему их движения и добиться экономии расхода горюче-смазочных материалов. Повышение качества кормов, сокращение потерь при их транспортировке в
Таблица 1 - План затрат на производство молока в СПК им. Ленина Татышлинского района РБ
Показатели Данные за 2014 г. Проектные данные на 2015 г. План к факту
% (+; -)
Валовой надой, ц 25373 26642 105,0 1269
Всего затрат, тыс.руб.: 35497 34976 98,5 -521
в т.ч. оплата труда с отчислениями 7169 7569 105,6 400
корма 14514 14098 97,1 -416
электроэнергия 1861 1509 81,1 -352
транспортные услуги 6682 6530 97,7 -152
амортизация 2056 2056 100,0 0
накладные расходы 1323 1323 100,0 0
прочие затраты 1892 1892 100,0 0
Себестоимость 1 ц молока, руб. 1399 1313 93,8 -86
период заготовки и транспортировке с мест хранения на молочно-товарные фермы позволит снизить объем работ автотранспортного цеха, а следовательно себестоимость молока. Затраты на оплату труда с отчислениями с увеличением производства молока возрастут на 5,6%. Размер других статей затрат необходимо утвердить в составе сметы и придерживаться ее размера, независимо от снижения или роста производства молока.
Таким образом, научно-обоснованная определение уровня затрат на основе взаимосвязи объемов производства молока и переменных затрат (с применением переменных нормативов по каждому элементу затрат) позволяет не только планировать будущие затраты и на их основе определять планируемую эффективность производства молока, но и выявить внутренние резервы снижения затрат на производство. Такой механизм управления дает возможность оперативно контролировать затраты и своевременно оказывать корректирующие воздействия во избежание негативных результатов производственной деятельности.
Источники
1. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения): В 2 т. Т.1. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - 564 с.
2. Гусманов У.Г. Управление затратами и результатами производства продукции (опыт и рекомендации) / У. Г. Гусманов, В. Н. Лукьянов, И. М. Хамидуллина; Акад. наук Респ. Башкорто-
стан, Башкирский науч. центр РАСХН и АН РБ. Уфа, 2007.
3. Гусманов У.Г., Хамидуллина И.М. Опыт управления затратами и его эффективность // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007.- №9. - С. 35-39.
4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -560с.: ил.
5. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика.- М.: Финансы и статистика, 1993. - 128 с.: ил.
6. Ханова И.М. Оптимизационная модель как основа эффективного управления затратами в производстве продукции // В сборнике: Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XIX Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2009" ответственные за выпуск: Р.С. Гизатул-лин, Г.Х. Ибрагимова. - 2009. - С. 258-260.
7. Ханова И.М. Оптимизация затрат через совершенствование системы управления затратами // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014.- № 1-2. - С. 170-180.
8. Ханова И.М. Состояние и перспективы производства молока в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2014.- №3. - С. 135-140.
9. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996. - 344 с.
ПРИОРИТЕТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ВОЛАНТИЛЬНОМУ РЫНКУ РОССИИ
Солдатова И. Ю., д.э.н., проф., гл. науч.сотр., Всероссийский НИИ экономики и нормативов, Высшая школа бизнеса в Южном федеральном университете
В Отчёте Правительства РФ о результатах работы в 2015 г. выделено пять направлений, без которых перспективное развитие невозможно: это оптимизация бюджетной политики, поддержка не сырьевого экспорта, им-портозамещение, улучшение деловой среды, повышение качества государства, развитие социальной сферы. Управление рисками и возможностями сельского хозяйства определяется ростом государственной поддержки. Главное значение государства в управлении рисками заключается в том, что оно должно руководствоваться принципами, основанными на международном передовом опыте.
В 2015 г. производство пищевых продуктов выросло на 2%, сельское хозяйство выросло практически на 3%. Сельское хозяйство демонстрировало уверенный рост по всем по-
зициям. Мы впервые выполнили 5 из 8 показателей Доктрины продовольственной безопасности, обеспечили рынок мясом и мясопродуктами отечественного производства и уже наращиваем экспорт. Мы способны кормить не только себя, но и заниматься экспортом. Произошло это, благодаря беспрецедентному решению о государственной поддержке сельского хозяйства. На развитие села было направлено 222 млрд рублей.
В результате, было предусмотрено увеличить производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2018 г. по отношению к 2012 г. на 15,2%, в том числе, продукции растениеводства - на 15,5%, животноводства - на 14,7%; довести объем производства рыбной продукции до 4,59 млн тонн. За счет реализации инвестиционных проектов