Научная статья на тему 'Научно обоснованная система процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений'

Научно обоснованная система процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
669
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OPTIMIZATION OF WORK OF CRIME INVESTIGATION BODIES AND UNITS / ORGANIZATIONAL SUPPORT OF WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Можаева И.П.

В статье рассматриваются процессуальные, управленческие и криминалистические меры, направленные на оптимизацию деятельности органов расследования преступлений. Представлены наиболее типичные проблемы в организации деятельности органов расследования преступлений и предложен алгоритмизированный комплекс мер по повышению эффективности деятельности органов расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Можаева И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science-Backed System of Procedural, Managerial and Forensic Measures to Improve the Efficacy of Organizational Support of Everyday Work of Crime Investigation Bodies and Units

The author calls attention to some of the most pressing organizational problems encountered by crime investigation bodies and units in their everyday work. Procedural, managerial and forensic measures to fix these problems are proposed. The hope is to apply management and forensic science to optimizing crime investigation.

Текст научной работы на тему «Научно обоснованная система процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений»

I_

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

И. П. МОЖАЕВА,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра,

доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

I. P. MOZHAYEVA,

Doctor of Law, Chief Researcher at the Research Center (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.132

Научно обоснованная система процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений

Science-Backed System of Procedural, Managerial and Forensic Measures to Improve the Efficacy of Organizational Support of Everyday Work of Crime Investigation Bodies and Units

В статье рассматриваются процессуальные, управленческие и криминалистические меры, направленные на оптимизацию деятельности органов расследования преступлений. Представлены наиболее типичные проблемы в организации деятельности органов расследования преступлений и предложен алгоритмизированный комплекс мер по повышению эффективности деятельности органов расследования преступлений.

Оптимизация деятельности органов расследования преступлений, организационное обеспечение деятельности.

The author calls attention to some of the most pressing organizational problems encountered by crime investigation bodies and units in their everyday work. Procedural, managerial and forensic measures to fix these problems are proposed. Importantly, the proposed measures are in the form of a clear algorithm. The hope is to apply management and forensic science to optimizing crime investigation.

Optimization of work of crime investigation bodies and units, organizational support of work.

При обосновании научной необходимости и практической значимости системы процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности

организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений нами были обозначены нижеприведенные гипотезы данного исследования.

1. Эффективность деятельности в значительной мере предопределяется тем, насколько она соответствует современным организационным требованиям и подчинена организационным закономерностям.

2. Одним из способов повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений является ее оптимизация. Системный подход к решению многочисленных и разноплановых задач, возникающих при оптимизации деятельности органов предварительного следствия и дознания, обеспечивается за счет совокупного использования различных отраслей научного знания.

3. Целостность и полнота познания вопросов оптимизации деятельности органов предварительного следствия и дознания не будут достигнуты без системного рассмотрения правовых, управленческих и криминалистических аспектов.

4. Направления совершенствования организации расследования преступлений в долгосрочной перспективе должны быть связаны с законодательным закреплением порядка использования организационных приемов, методов и средств при производстве расследования. Сегодня их абсолютное большинство регламентируется посредством ведомственных нормативных актов.

С учетом изложенного данная проблематика представляется актуальной для дальнейшего развития междисциплинарных научных знаний и совершенствования следственной и судебной практики. Общие сведения о состоянии преступности, рост нераскрытых преступлений, нарушение разумного срока уголовного судопроизводства, факты следственных, экспертных и судебных ошибок, следствием которых становились необоснованные, незаконные решения о прекращении, приостановлении уголовного дела, осуждение невиновных — все это актуализирует необходимость всестороннего изучения и использования рекомендаций организационного характера с целью повышения качества и результативности деятельности в сфере уголовного судопроизводства.

Организация раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от уголовно-процессуальных условий, в которых осуществляется эта деятельность. С принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) реформирование уголовного судопроизводства не только не завершилось, а многогранно продолжилось, перейдя в другое направление, предусматривающее создание необходимых условий для эффективной реализации норм УПК РФ, которые, к сожалению, не всегда характеризуют оптимальный порядок организации расследования преступлений.

При этом, как отмечено выше, организационное обеспечение является одним из способов повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Решение этой задачи может быть реализовано в случае обеспечения алгоритмизированного комплекса всех либо основных организационных положений. Для этого важно в процессе раскрытия и расследования преступлений на любом уровне организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений (управленческом, криминалистическом) осуществлять практическую реализацию всего комплекса организационных положений и рекомендаций [2].

Структурно-содержательный анализ позиций известных ученых [1] относительно организации деятельности органов расследования преступлений и судебно-следственная практика позволяет выявить наиболее типичные проблемы в организации деятельности органов расследования преступлений и предложить комплекс мер по повышению эффективности организационного обеспечения их деятельности. В этой связи необходимо сосредоточить усилия на нижеследующих направлениях.

1. Комплексное всестороннее изучение положений научной организации деятельности, отражающих современные потребности органов предварительного расследования в организационном обеспечении деятельности, в ходе которого должны быть разработаны научно обоснованные рекомендации. При этом тот объем рекомендаций, который на сегодняшний день имеется в арсенале, как правило, не используется либо используется ненадлежащим образом [3]. Вследствие чего меры по повышению эффективности данного направления заключаются в следующем:

— разработка, внедрение и использование рекомендаций по научной организации деятельности органов предварительного следствия и подразделений дознания, отвечающих современным потребностям практики;

— внедрение и использование процессуальных и непроцессуальных форм организации деятельности (коллективные формы организации деятельности, специализация, комбинированные формы организации деятельности);

— совершенствование различного рода технологических условий, способствующих повышению эффективности деятельности следователя и дознавателя;

— рациональная организация рабочего времени и отдыха следователя и дознавателя;

— внедрение и использование рекомендаций по нормированию деятельности;

— учет количественных и качественных нормативов трудовых затрат на различные виды деятельности следователя и дознавателя;

— выработка оптимальных (наиболее эффективных) критериев оценки деятельности следователя и дознавателя, поскольку действующие не эффективны;

— внедрение и использование рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки следователей: профориентация, профотбор и подготовка следственных кадров; подбор и расстановка кадров (средний начальствующий состав); профессиональные качества следователя; профессиограмма следователя.

2. Информационное обеспечение деятельности органов расследования преступлений. Основой оптимизации этого направления может стать эффективная государственная информационная политика — деятельность системы органов государственной власти и управления по обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства в информационной сфере, недостаточная эффективность которой влечет за собой несовременное и неполное информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений, а также утрату части криминалистически значимой информации. В этой связи необходима реализация следующих мер:

— использование инновационных технологий в процессе информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений;

— своевременное и непрерывное информационное сопровождение расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства и т. п.;

— своевременный информационный обмен (ведомственного и межведомственного характера), причем как в масштабах страны, так и на международном уровне в рамках сотрудничества в сфере обмена и получения информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

3. Эффективное прогнозирование в деятельности органов расследования преступлений. Сложность события преступления, наличие большого числа элементов, требующих познания (субъекты, объекты, орудия преступления, механизм преступления, связи между элементами и т. д.); длительность процесса расследования преступлений и, как следствие, возможность неточности прогноза; наличие значительного числа неопределенностей, требующих предвидения, в том числе планирования расследования, максимального использования собранной по делу информации; целенаправленность в деятельности следователя, корректировка процесса расследования. Все это требует постоянного прогнозирования.

При этом важно обеспечить следующее:

— интенсификацию процесса информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений и его максимальное использование в целях эффективного криминалистического прогнозирования;

— своевременное прогнозирование и, как следствие, недопустимость ошибок со стороны лиц, осуществляющих расследование по уголовному делу;

— своевременное прогнозирование поведения подозреваемого (обвиняемого) и других участников процесса расследования по уголовному делу;

— осуществление предвидения развития процесса расследования, исходя из имеющейся на данный момент следственной ситуации;

— динамичность следственных ситуаций и др.

4. Эффективность принятия и реализации управленческих и криминалистических решений. На сегодняшний день как никогда остро стоит проблема несвоевременности принятия и реализации управленческих и криминалистических решений, неверного анализа и оценки криминалистической сложности расследования, ситуации тактического риска.

Меры по повышению эффективности организационно-управленческого и организационно-криминалистического обеспечения принятия и реализации управленческих и криминалистических решений состоят в следующем:

— создание и совершенствование условий, способствующих эффективному анализу ситуаций расследования, и принятие на их основе адекватных управленческих и криминалистических решений;

— разработка, принятие и реализация криминалистических решений на основе эффективной подготовки, использования технико-криминалистических, тактико-криминалистических, ме-тодико-криминалистических приемов, методов и средств и оценки полученных результатов;

— использование алгоритмов принятия криминалистических решений с учетом специфики как деятельности по выявлению, расследованию, предупреждению преступлений и судебному разбирательству, так и субъектов, осуществляющих и обеспечивающих указанную деятельность.

5. Организация планирования в деятельности органов расследования преступлений. Наиболее типичные недостатки в организации планирования заключаются в следующем: несвоевременное выдвижение всех возможных следственных версий по уголовному делу и отсутствие их всесторонней проверки; отсутствие своевременной разработки и реализации планов подготовки и производства как отдельных следственных действий, так и расследования

в целом; ограничение в процессе построения версий и планирования расследования типичной совокупностью версий и элементов планирования (без учета специфики находящегося в производстве уголовного дела) и как следствие — неиспользование максимальных возможностей планирования расследования в целях повышения эффективности деятельности; нереализация возможностей планирования деятельности органов расследования преступлений в целом.

Нейтрализовать последствия вышеуказанного позволит следующее:

— внедрение и использование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию процесса построения и проверки версий и организации планирования расследования;

— обязательность и своевременность планирования расследования;

— использование информационных технологий в процессах построения и проверки версий, а также планирования расследования;

— при построении версий и планировании расследования должны использоваться результаты положительного опыта предыдущих расследований: информация органов расследования о сходных по способу совершения раскрытых преступлений, об однотипных нераскрытых преступлениях; анализ способа совершения преступления и обнаружение аналогичных преступлений (по месту их совершения, времени, применяемым орудиям преступления, объектам преступного посягательства и т. д.); обобщение, в том числе и научное, практики расследования по конкретной категории уголовных дел, позволяющее избрать определенное направление расследования для данного конкретного случая; теоретические знания и практический личный опыт должностного лица органа расследования, которые помогают ему в выдвижении версии по сходной ситуации совершения преступления.

6. Организация взаимодействия в деятельности органов расследования преступлений — это проблема, которая остается неразрешенной в течение десятилетий и, как следствие, несвоевременное и неэффективное взаимодействие при раскрытии и расследовании преступлений; разобщенность внутриведомственных и межведомственных связей; использование минимальных возможностей взаимодействия. Это лишь те вопросы, которые находятся на поверхности.

Решение проблемы организации взаимодействия в деятельности органов расследования преступлений заключается в следующем:

— внедрение и использование научно обоснованных рекомендаций по организационно-управленческому и организационно-кримина-

листическому обеспечению взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений;

— обязательность и своевременность планирования процесса взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений;

— создание и функционирование временных следственно-оперативных групп по возбужденным и принятым к производству уголовным делам, а также постоянно действующих либо специализированных следственно-оперативных групп;

— оперативное сопровождение расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства и т. п.;

— межведомственное взаимодействие при расследовании преступлений, осуществляемых в следующих формах: обмен информацией, статистическими и справочными материалами, методическими рекомендациями; взаимный доступ к базам данных, перечень которых и порядок доступа к ним устанавливаются ведомствами по согласованию; проведение совместных совещаний, семинаров, рабочих встреч; взаимное консультирование в соответствии с компетенцией; разработка, издание и внедрение в практическую деятельность научной и прикладной продукции по проблемам в сфере уголовного судопроизводства и др.;

— привлечение населения к участию в раскрытии и расследовании конкретного преступления;

— информационный обмен (ведомственного и межведомственного характера) о преступлениях и лицах, их совершивших;

— расширение и повышение эффективности международного сотрудничества российских и зарубежных правоохранительных органов путем организации непрерывного обмена оперативной информации; направления и исполнения запросов общего и конфиденциального характера; организации и проведения совместных международных межведомственных оперативно-профилактических операций; проведения совместных мероприятий по сбору доказательной базы об участии в террористической деятельности, организации розыска лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбытия наказаний; а также реализация мероприятий, предусмотренных межгосударственными программами; координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами.

7. Организация разыскной деятельности следователя — проблема, связанная с осуществлением поисково-познавательной деятельности в процессе расследования преступлений.

В качестве ее частных недостатков можно выделить несвоевременное и недостаточное информационное обеспечение разыскной деятельности; неиспользование возможностей прогнозирования процесса раскрытия и расследования преступлений; неверный анализ и оценка криминалистической сложности расследования и возможных рисков при принятии и реализации управленческих и криминалистических решений; отсутствие плановости в проведении разыскной деятельности следователя; неиспользование возможностей внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, направленного на осуществление разыскной деятельности.

Меры по нейтрализации либо минимизации последствий недостатков заключаются в следующем:

— осуществление разыскной деятельности следователем на основе использования технико-криминалистических приемов, методов и средств; результатов производства экспертиз и исследований;

— своевременное информационное обеспечение разыскной деятельности;

— анализ источников и носителей информации, который позволит аккумулировать ее достаточный объем и обеспечить эффективную разыскную деятельность, направленную на установление информации о месте нахождения лица, его обнаружение и задержание;

— своевременное планирование и согласованное взаимодействие в процессе организации разыскной деятельности следователя;

— осуществление криминалистических операций и криминалистических комбинаций разыскного характера;

— использование возможностей средств массовой информации в организации и осуществлении разыскной деятельности следователя;

— нейтрализация либо минимизация противодействия осуществлению разыскной деятельности следователя и его последствий;

— выявление причин и условий, повлекших необходимость осуществления разыскной деятельности следователя, и т. п.

8. Эффективная организация преодоления противодействия расследованию. В современных условиях деятельность органов расследования преступлений по противодействию расследованию преступлений осуществляется в условиях непринятия мер к нейтрализации либо минимизации последствий распространения (утечки) информации по уголовному делу, либо воздействия на участников уголовного судопроизводства, а также несвоевременного выявления противодействия расследованию преступлений; неиспользования современных инновационных достижений в целях преодоле-

ния противодействия расследованию преступлений и т. п.

Это возможно устранить с помощью следующих мер:

— внедрение и использование научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности организации преодоления противодействия расследованию;

— обязательность криминалистического прогнозирования и предотвращения наступления нежелательных последствий либо минимизация тактического риска в связи с имеющимся противодействием расследованию;

— обязательность всестороннего анализа имеющейся информации, мысленное моделирование необходимого и ожидаемого результата с учетом повторяемости способов совершения противодействия расследованию преступлений;

— обязательность и своевременность планирования мероприятий по нейтрализации либо минимизации последствий противодействия расследованию преступлений;

— использование возможностей криминалистических комбинаций и криминалистических операций, реализуемых в целях нейтрализации либо минимизации последствий противодействия расследованию преступлений;

— применение научно-технических и технико-криминалистических приемов, методов и средств в процессе производства следственных действий с целью фиксации криминалистически значимой информации, минимизируя тем самым противодействие расследованию преступлений со стороны лиц, заинтересованных в исходе дела, и т. п.

9. Организация профилактической деятельности. Несвоевременное осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в процессе расследования уголовного дела; несвоевременное направление представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления должностными лицами органов предварительного следствия; неисполнение или ненадлежащее исполнение представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления; отсутствие своевременного контроля либо недостаточный контроль за надлежащим исполнением представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления со стороны должностных лиц органов предварительного следствия.

Все вышеперечисленное приводит к снижению эффективности профилактической деятельности, оптимизировать которую позволит следующее:

— внедрение и использование научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование криминалистической профилактики;

— обязательное и своевременное планирование мероприятий по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений в процессе расследования уголовного дела;

— осуществление комплекса мероприятий профилактического характера в процессе расследования уголовного дела;

— выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в ходе использования технико-криминалистических, тактико-криминалистических, методико-кри-миналистических приемов, методов и средств, а также осуществление комплекса мероприятий профилактического характера.

Комплекс процессуальных, организационно-управленческих и организационно-криминалистических положений направлен в том числе и на выявление и принятие мер к устра-

нению наиболее типичных проблем, ошибок и просчетов в организации расследования преступлений, минимизации их последствий и как следствие — обеспечение эффективности деятельности в сфере уголовного судопроизводства. Одним из способов повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений является ее оптимизация. Как сложный управляемый процесс оптимизация состоит из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих перевод процесса деятельности из начального состояния, существующего в данный момент времени, в новое состояние, максимально соответствующее современным условиям и потребностям органов расследования преступлений. Следовательно, целостность и полнота познания вопросов повышения эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений не будет достигнута без системного рассмотрения процессуальных, управленческих и криминалистических аспектов.

Список литературы:

1. Гаврилов Б. Я. Досудебное производство по УПК РФ: концепция совершенствования // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

2. Можаева И. П. Организация расследования преступлений: правовой, управленческий и криминалистический аспекты //

Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28). 3. Можаева И. П. Структура научной организации деятельности следователя // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

E-mail: mirina-crim@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.