Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС начального общего образования'

Научно-методическое сопровождение образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршукова И. Л.

Статья рассказывает о научно-методическом сопровождении образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршукова И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС начального общего образования»

___^ТТЕОРИИ£ДРАКТИКЕРЕАЛИЗАЦИИФГО£ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ____

И. Л. Паршукова

J Ч

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

перехода региональной системы образования на фгос начального общего образования

Аннотация. Статья рассказывает о научно-методическом сопровождении образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.

Ключевые слова: научно-методическая поддержка образовательного учреждения, готовность к введению ФГОС начального общего образования.

Сегодня в региональной системе образования происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на новые ФГОС [6], изучение которых ведётся на территории Ленинградской области в течение последних лет: сначала в режиме апробации проекта, а с 2010 года в режиме пилотирования в ОУ Охват образовательных учреждений (113) и участников образовательной программы большой, и для того, чтобы помочь каждому решить поставленные перед ним задачи, необходимо было выстроить систему поэтапной помощи и поддержки. Уточним, что есть сопровождение.

Сопровождаемость - характеристики некоего продукта, позволяющие минимизировать усилия по внесению в него изменений:

для устранения ошибок;

для модификации в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей. Научно-методическое сопровождение - процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов системного продукта после передачи в эксплуатацию.

В ходе сопровождения в программу деятельности вносятся изменения, с тем чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности с целью повысить эффективность использования.

Важно было также сориентировать систему сопровождения на ключевые особенности ФГОС НОО и реальные возможности региональной и муниципальных систем образования [1,2, 3, 4], такие, как:

- дифференцированный учёт новых задач, связанных не только с гибким реагированием на имеющиеся социальные запросы в сфере образования, но также их формированием;

- проектирование в школе такой образовательной системы, которая позволит сохранить сложившиеся традиции и в то же время изменить уклад школы, обеспечив необходимый уровень гуманизации и гуманитаризации образования;

- системная подготовка педагогов к работе в новых условиях, требующих мобильности, умения поддерживать и развивать разнообразные социальные связи и отношения.

Создание такой системы помощи и поддержки - задача непростая, многоплановая. Поэтому работа специалистов ЛОИРО велась в нескольких направлениях и отражала 4 основные идеи сопровождения: взаимодействие, координация, интеграция, сетевой подход. Какие же результаты мы имеем на сегодняшний день?

1. Начальное общее образование в регионе можно оценить как развивающееся на основе изучения и удовлетворения социальных запросов семьи и общества. Согласно мониторингу, проведённому в области: значительная часть образовательных учреждений, в том числе задействованных в пилотировании стандарта, имеет высокий и средний рейтинг среди образовательных учреждений, пользуется спросом среди основного потребителя образовательных услуг - семьи (по данным мониторинга - около 70% ОУ);

абсолютное количество родителей учащихся начальных классов (более 90%) удовлетворены качеством образования, реализуемого в регионе: их устраивает содержание образования, школа и, самое главное, педагог, учитель, умеющий взаимодействовать, пользующийся авторитетом в родительской и педагогической среде, творчески решающий задачи не только обучения, формирования знаний, но также воспитания каждого ребёнка;

начальные школы региона взаимодействуют сегодня с широким кругом лиц, помогающих им формировать ресурсную базу учреждения, решать насущные управленческие и методические задачи. И вот почему. Эксперимент по апробации проекта ФГОС второго поколения, проводимый в области, позволил наладить межотраслевое взаимодействие, в которое включились представители здравоохранения, Роспотребнадзора, культуры, бизнеса. Организованное взаимодействие дало возможность разработать в территориях программы оптимизации сети образовательных учреждений сообразно реализуемым учреждениями образования социальным запросам. Отдельная роль принадлежит в этом взаимодействии представителям структур власти, правительства, Законодательного собрания области, депутатского кор-

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

пуса, проявляющим определённое внимание к проблемам образования.

Кроме этого, наша система сопровождения ОУ опирается на устойчивые связи с авторами - разработчиками ФГОС (в том числе УМК), сложившиеся ещё в период апробации проекта [1,2].

Однако есть и проблемы. Общественно-государственное управление школой как новый механизм согласования и удовлетворения образовательных запросов пока развит мало. В настоящий момент эффективные школьные советы, по оценкам экспертов, существуют не более чем в четверти российских школ. В Ленинградской области этот процент также невелик, что может рассматриваться как проблема в условиях массового перехода ОУ на новые механизмы управления.

Требует коррекции также общественный договор как ключевой документ о согласовании запроса на образование. Сегодня значительная часть ОУ региона нуждается в правовой поддержке, так как до сих пор отсутствует полный пакет организационно-распорядительных документов.

Осуществляемая научно-методическая поддержка ОУ не может, конечно, решить все возникающие управленческие вопросы, но взаимодействие между специалистами ЛОИРО и КОПО Ленинградской области помогает поэтапно регулировать все имеющиеся проблемы.

2. Важной частью научно-методического сопровождения является обеспечение готовности ОУ к введению ФГОС начального общего образования.

Работа с ОУ, их педагогическими и управленческими кадрами ведётся на протяжении последних трёх лет (с 2007 года, когда с ФГОС знакомились педагоги 10 ОУ - апробационных площадок).

В эти годы закладывались основания системной подготовки специалистов ОУ области.

Во-первых, велась поэтапная подготовка самих специалистов ЛОИРО (в частности, УМЦ факультета дошкольного и начального школьного образования), которые постоянно участвуют в мероприятиях всероссийского, межрегионального и институционального уровней (внутренний курс «Педагогическое проектирование дистанционных учебных курсов», что позволило подготовить дистанционные ресурсы). Мы считаем такую подготовку важнейшим условием качественной реализации ФГОС и благодарим ректорат ЛОИРО за поддержку и помощь (моральную и материальную).

Достигнутый уровень готовности помог выстроить сетевую модель мероприятий на базе ЛОИРО и муниципальных районов. Специалистам ОУ на протяжении последних лет предлагались различные формы изучения ФГОС НОО в курсовой и межкурсовой период.

Сегодня вопросы изучения ФГОС включены во все виды КПК (профильные, специализированные, тью-торские, переподготовка), в систему повышения квалификации вовлечены все категории кадров - от управленческих до педагогических, в том числе учителя искусства, музыки, физкультуры, работающие в начальной школе [4, 5].

В целях изучения особенностей ФГОС были организованы КПК в ИСИО РАО в Москве для представителей МОУО области (в группу входили представители

МОУО, муниципальных методических служб, руководители ОУ, руководители РМО, практики). Это помогло нам определить ключевые вопросы введения ФГОС в муниципальных системах образования.

За период с 2009 по 2011 год курсовую подготовку в ЛОИРО прошли около 45% учителей 1 и 4 классов, при этом охват методическими мероприятиями - свыше 90%.

В течение этого учебного года будет подготовлена группа тьюторов - более 100 человек для организации работы на местах, в том числе на базе областных ресурсных центров образования (что важно, принимая во внимание особенности территории региона и высокий процент сельских школ).

Учитывая, что процент педагогов, нуждающихся в курсовой подготовке, остаётся значительным, мы планируем в следующем учебном году опереться на наших тьюторов, а также специалистов ОУ - пилотных площадок, базовых школ и школ-лабораторий ЛОИРО.

Сетевой ресурс используется и во взаимодействии со специалистами разных подразделений ЛОИРО (кафедра педагогики и психологии, кафедры социального здоровья школьников, факультета дополнительного образования, факультета информатизации образования, НИЦ и др.).

Кроме этого, предполагается организовать специализированный сетевой центр, задача которого - обеспечить поэтапный переход ОУ на ФГОС НОО, а затем основного общего образования.

3. Переход на ФГОС - изменения в образовании, требующие системного подхода к управлению этим процессом.

В связи с этим в Ленинградской области на протяжении последних 5 лет идёт системное обновление содержания начального общего образования:

- в курсовой и межкурсовой период на базе ОУ организовано пилотирование современных УМК при участии представителей ключевых издательств и авторов УМК;

- на сайте ЛОИРО создан интернет-портал РЦИП (региональный центр информационной поддержки открытого обсуждения учебников в Ленинградской области);

- ведётся работа на сайте Федерального совета по учебникам Минобрнауки России «Общественно-государственная экспертиза учебников», в которой задействованы все участники повышения квалификации;

- обновление содержания идёт на основе ежегодных мониторингов реализации УМК по начальному общему образованию;

- на сайте ЛОИРО открыты рубрики и форум, размещён банк инновационных продуктов, включающий лучший региональный опыт, проводятся видеоконференции по вопросам ФГОС НОО;

- используются рекомендации и пособия, разработанные специалистами разных подразделений ЛОИРО (рекомендации к работе с родителями по пособию «Бабочка над заливом»).

Тем не менее есть и проблемы, в частности, выбора учебных программ и пособий. И это очень важный вопрос, который затрагивает интересы всех - родителей, учителей, школьной администрации, а также местных

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

11

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

органов управления образованием. Родители заинтересованы в выборе наилучших программ, но при этом стеснены в расходах на покупку учебников. В свою очередь учителя как представители профессионального сообщества имеют собственные приоритеты и иногда совершенно иное видение проблемы.

Возможности для согласования потребностей между этими группами существуют - это родительские собрания, заседания совета школы. И такой опыт есть в отдельных ОУ Ленинградской области. Однако полное согласование потребностей невозможно без участия представителей тех органов управления образованием, которые влияют на выбор учебных программ и закупки школами учебников, причём, как правило, влияют определяющим образом. Кроме этого, вариативность содержания образования, которая приветствовалась в предыдущие годы, становится проблемой для ОУ в связи с новым форматом федерального перечня учебников и пособий, в котором вообще оказались не представлены отдельные авторы. Мы видим эти проблемы и пытаемся их регулировать. В ЛОИРО с этой целью реализуются совместно с издательствами специальные пилотные проекты (апробация учебнометодических пособий на базе ОУ). Также мы взаимодействуем с представителями муниципальной методической службы. Задача такого взаимодействия - помочь школе грамотно осуществить выбор дидактической системы, освоить тот или иной вариант УМК, наиболее отвечающий современным стандартам, что важно для нашего региона, где высок процент используемого ОУ самостоятельно сформированного учебнометодического комплекта.

Система научнометодического сопровождения в области направлена на решение ещё одной актуальной потребности современного педагога - потребности в нормализации условий профессиональной деятельности.

В связи с изменением условий и содержания труда, вызванных переходом на ФГОС, у педагогов начальной школы наблюдается существенное усиление чувства дискомфорта и неудовлетворённости, растёт доля учителей, жалующихся на чрезмерную нагрузку, вызванную бюрократизацией учительского труда (работой по подготовке разного рода документов). Действительно, учитель сегодня становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с людьми.

В частности, проблемой для большинства ОУ сегодня становится необходимость самостоятельной разработки рабочих программ (как указано в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих - приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593). Это опасная тенденция, решить которую в рамках одного региона нельзя. Поэтому требуются конструктивные решения на уровне министерства.

Проблемой для учительства Ленинградской области является растущая доля детей мигрантов с неродным русским языком, а также необходимость обучения в одном классе детей с совершенно разным состоянием физического и психического здоровья, иногда даже с задержкой психического развития. Подобная интеграция требует использования специальных методик интегрированного обучения. Причём эти методики должны предусматривать в числе прочего и гибкие кри-

терии оценки успеваемости учеников, поскольку дети, относящиеся, к примеру, к седьмой или восьмой группе по здоровью, существенно снижают показатели школы.

Данная проблема решается нами в ходе разработки рекомендаций, в том числе к организации образовательного процесса (ИМП КОПО), а также проектирования образовательных программ школы. Специалистами ЛОИРО подготовлены пособия в серии «Библиотечка ФГОС» по организации условий для сохранения здоровья учащихся, системы их психологопедагогического сопровождения в образовательном процессе на основе формирования УУД, модели интеграции основного и дополнительного образования.

Сопровождение, таким образом, позволяет поэтапно минимизировать риски, которые неизбежно возникают в процессе трансформации системы образования как результата введения ФГОС, а также повысить эффективность деятельности ОУ.

В заключение хочу обозначить проблемы, которые мы выявили в ходе организованного сопровождения и планируем решить в дальнейшем:

- необходима поддержка общественных ассоциаций (попечительских, управляющих советов, ассоциаций медиков и психологов);

- несмотря на то, что в регионе 3/4 учителей начальных классов имеют высшее образование, 70% -высшую и первую квалификационные категории, важно совершенствовать систему повышения квалификации и подготовки специалистов для начальной школы, ибо свыше 76% педагогов имеют стаж работы более 15 лет (а по отдельным муниципальным образованиям этот показатель превышает 90%);

- особое внимание надо уделить малокомплектной и коррекционной школе.

Введение ФГОС - глобальная проблема, которая непосредственно связана с задачей обновления содержания образования, создания новой системы оценивания, просвещения родителей в области педагогики и других вопросов. Поэтому необходима государственная поддержка развития муниципальной методической службы, так как именно на неё замыкается сегодня миссия объединения всех заинтересованных сил, решения многочисленных задач перевода системы образования на новое качество.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов и др.; под ред. А.Г.Асмолова. -2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в обра зовании. - 2008. - №1.

4. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. Феникс, 2009.

6. http://standart.edu.ru

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.