Научная статья на тему 'Научно-методическое обоснование эффективности принципов построения защитных тактических взаимодействий в волейболе'

Научно-методическое обоснование эффективности принципов построения защитных тактических взаимодействий в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПРИНЦИПЫ / ЗАЩИТА / ТАКТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ГОДИЧНЫЙ / VOLLEYBALL / PRINCIPLES / PROTECTION / TACTICAL INTERACTIONS / SPORTSMANSHIP / ONE-YEAR TRAINING CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родин Андрей Викторович

В статье рассматриваются вопросы анализа и пути повышения защитных тактических взаимодействий в современном волейболе. Рассматриваемые принципы построения тактических взаимодействий прошли проверку в экспериментальных условиях и показали высокую эффективность, что позволяет рекомендовать их специалистам в качестве ключевых положений, определяющих результат подготовки волейболиста при игре в защите. Определяющим фактором повышения результативности тактических взаимодействий волейболистов в защите является акцентированное применение специализированной программы подготовки игроков, выполняющих функции либеро (защитника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF EFFECTIVENESS OF PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF PROTECTIVE TACTICAL INTERACTIONS IN VOLLEYBALL

The article discusses the analysis and ways to increase protective tactical interactions in modern volleyball. The principles of tactical interaction construction under consideration have been tested under experimental conditions and have shown high efficiency, which allows to recommend them to specialists as key positions determining the result of volleyball player preparation when playing in defense. A determining factor in improving the effectiveness of tactical interactions of volleyball players in protection is the emphasis on the application of a specialized training program for players performing the functions of libero (defender).

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обоснование эффективности принципов построения защитных тактических взаимодействий в волейболе»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

А.В. РОДИН, СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы анализа и пути повышения защитных тактических взаимодействий в современном волейболе. Рассматриваемые принципы построения тактических взаимодействий прошли проверку в экспериментальных условиях и показали высокую эффективность, что позволяет рекомендовать их специалистам в качестве ключевых положений, определяющих результат подготовки волейболиста при игре в защите. Определяющим фактором повышения результативности тактических взаимодействий волейболистов в защите является акцентированное применение специализированной программы подготовки игроков, выполняющих функции

либеро (защитника).

Ключевые слова: волейбол, принципы, защита, тактические взаимодействия, спортивное мастерство, годичный

тренировочный цикл.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION OF EFFECTIVENESS OF PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF PROTECTIVE TACTICAL INTERACTIONS IN VOLLEYBALL

A.V. RODIN, SSAPCST, Smolensk, Russia

Abstract

The article discusses the analysis and ways to increase protective tactical interactions in modern volleyball. The principles of tactical interaction construction under consideration have been tested under experimental conditions and have shown high efficiency, which allows to recommend them to specialists as key positions determining the result of volleyball player preparation when playing in defense. A determining factor in improving the effectiveness of tactical interactions of volleyball players in protection is the emphasis on the application of a specialized training program for players performing the functions

of libero (defender).

Keywords: volleyball, principles, protection, tactical interactions, sportsmanship, one-year training cycle.

Актуальность исследования

В волейболе высокий уровень тактической подготовки создает благоприятные предпосылки для максимального применения волейболистами в игре всего технического потенциала и индивидуальных особенностей каждого игрока в отдельности. Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры приучает игрока к коллективным действиям, стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и единства команды [1, 3, 4, 5].

В условиях неуклонно повышающихся требований к уровню спортивного мастерства волейбол переживает стадию форсированного развития, которая была вызвана изменениями в правилах игры. На место старому поколению приходит новое, более высокий рост которого дает многие преимущества в нападении и на блоке, но, к сожалению, приводит к ухудшению защиты на задней линии [2, 6]. Нападение в последние годы сделало резкий скачок вперед и значительно обогнало в своем развитии

защиту. Одной из попыток восстановить баланс между нападением и защитой является введение в игровой процесс 7-го игрока (либеро) [3, 7].

В связи с тем, что защита в волейболе явно отстает от нападения, а команды в основном укомплектованы рослыми игроками, которые с детских лет больше всего занимались совершенствованием нападения и блокирования, отодвигая при этом на второй план оборонительные действия в поле, возникла необходимость поиска новых, эффективных принципов формирования защитных тактических взаимодействий у игрока-либеро со спортсменами, выполняющими функции защитников.

Цель исследования - разработать и дать научно-методическое обоснование эффективности принципов построения защитных тактических взаимодействий в волейболе.

Организация исследования

В исследовании приняли участие юные и квалифицированные волейболисты, выполняющие на площадке

функции либеро. Для оценки тактических взаимодействий в защите проведены педагогические наблюдения с элементами видеосъемки за командами - участницами первенства ЦФО среди спортсменов 2001-2002 гг. рождения (г. Смоленска, Санкт-Петербурга, Владимира, Твери, Одинцово, Москвы) в количестве 24 человек, а также чемпионата России среди команд высшей лиги «Б» и «А» в количестве 28 человек. По итогам полученных результатов были сформированы основные принципы построения эффективных защитных тактических взаимодействий спортсменов различной квалификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Для успешной технико-тактической подготовки юных игроков-либеро необходимо рациональное применение в тренировочном процессе средств физической, технической и тактической подготовки.

К сожалению, часто упражнения, направленные на обучение и совершение защитных взаимодействий, проходят стихийно. Задача тренера - проводить такие упражнения организованно, регулярно, постепенно приучая к выполнению защитных взаимодействий всех без исключения игроков, воспитывая у них потребность в таких упражнениях.

Для тактически грамотных взаимодействий игрока-либеро при приеме подач необходимо учитывать следующее:

а) знать свое место расположения при приеме подач конкретно в каждой расстановке в зависимости от тактической направленности команды, своей технической подготовленности и тактики подач противника;

б) в каждой расстановке, в зависимости от тактики нападения своей команды, заранее определять, куда нужно направить мяч после приема.

При обучении и совершенствовании защитных тактических взаимодействий при приеме нападающих ударов необходимо знать следующие принципы:

а) систему защиты, которую применяет команда («углом вперед» или «углом назад»);

б) особенности постановки блока (зонный или ловящий);

в) свои функции (защитника или страхующего) в зависимости от расположения в той или иной зоне площадки.

Для успешной игры в защите игрок, прежде всего, должен определить, из какой зоны противник будет выполнять нападающий удар. Затем по качеству второй передачи, разбегу и высоте прыжка нападающего и действиям своих «блокирующих» защитник должен предугадать действия нападающего и возможные направления удара для правильного перемещения и выбора места. Дальнейшие действия игрока определяются его функциями в каждой конкретной ситуации, создавшейся на площадке. В зависимости от этой ситуации игрок определяет направление, куда он должен будет направлять мяч, и выбирает способ его приема.

В процессе исследования была определена эффективность основных технических приемов при игре в защите. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью игроков-либеро позволили выявить средний процент показателей и сравнить полученные данные с ранее полученными специалистами [3, 5] в области волейбола.

Сразу хочется отметить, что данные, оставшиеся практически без изменения (соответственно 46 и 43%) относятся к блокированию. Остальные показатели изменились в сторону увеличения: прием подачи увеличился на 8%; игра в защите - на 12%; страховка блока - на 6%. В среднем каждый из показателей улучшился на 9%. Это довольно высокий результат. Можно предположить, что с появлением игрока-либеро команда стала лучше играть в защите.

На следующей стадии нашей работы мы составили сводную табл. 1, куда внесли процентные показатели всех возможных вариантов игры в защите. Данные таблицы подтверждают, что произошли изменения в сторону улучшения при игре в защите.

Если вычислить средний показатель, то получится, что игроки-либеро в 63,2% случаях играют в защите, а это значит, что из трех мячей два «играет» «свободный защитник». Полученные данные позволяют констатировать, что это не случайно, так как игрок-либеро способен эффективно предугадать, куда будет направлен мяч.

Таблица 1

Эффективность защитных тактических взаимодействий на этапах эволюции правил волейбола

Прием подачи

Показатель эффективности Игра в защите после нападающего удара Страховка блока Хорошо Удовлетворительно Ошибки Страховка своих нападающих Мяч перебрасывается без атаки

(%)

До введения либеро 45 55 33 67 63 24 13 31 69 83 17

Игра с либеро 58 42 47 53 10 18 12 44 56 90 10

Составляющая либеро от общего показателя 63 48 71 42 92

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, на очередном этапе работы мы сделали записи игр. Нас интересовало: в каком процентном соотношении производится выполнение нападающего удара по зонам в сравнении с архивными данными (до появления игрока-либе-ро) и в каких зонах игровой площадки и с какой часто-

той играет в защите и принимает подачи либеро. Полученные данные мы занесли в табл. 2 и 3 и построили диаграмму.

На рисунке 1 отражены процентные показатели выполнения нападающего удара по зонам и, для сопоставления, игры либеро в этих же зонах.

Таблица 2

Частота выполнения нападающего удара по зонам

Показатель Зона 4 Зона 5 Зона 6 Зона 1

До введения либеро 11 44 24 21

Игра с либеро 10 61 17 12

Таблица 3

Процентное соотношение игры по зонам и приемам подачи у либеро

Показатель Зона 5 Зона 6 Зона 1

(%)

Игра в защите 86 14 0

Прием подачи 33 32 35

Рис. 1.

Тактические взаимодействия игрока-либеро в процессе соревновательной деятельности

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

10

11

4 зона

5 зона

□ Игра по зонам либеро

□ Нападающие удары по зонам сейчас

■ Нападающие удары до появления либеро

fll.fl, 6 зона 1 зона

14

Установлено, что в зоне № 4 существует незначительный процент выполнения нападающего удара (10%) и отсутствие игры либеро, но это по правилам и запрещено. Максимальные значения по всем показателям выполнения нападающего удара - 61%, игра либеро -86% от общего числа отмечаются в зоне № 5. Зона № 6 суммировала средние показатели по всем трем характеристикам, а в зоне № 1 мы имеем практически сходные с зоной № 4 показатели и в нападении, и при игре либеро.

Те данные, что мы получили, дают нам право утверждать, что с появлением и рациональным использованием игрока-либеро процентные показатели при игре в защите увеличились. Тактические взаимодействия в игре акцентировались на этом. Игра на блоке отошла от системы «ловящего» (подвижного) блока и вернулась к системе игры зонного блокирования с открытием свободной зоны № 5 для игры либеро. Однако, играя на приеме, свободный защитник одинаково находится во всех зонах (1, 6, 5) и эффективность абсолютно одинаковая.

Выводы

Проведенное исследование показало, что для дальнейшего увеличения объема, результативности и эффективности игровых действий в защите у игроков-либеро необходимо руководствоваться принципами построения тактических взаимодействий в защите, и в тренировочном процессе особое внимание уделять подбору средств, направленных на совершенствование приема мяча с подачи напа-

дающего удара и при страховке, которые обеспечивают достижение высоких спортивных результатов командой в целом. Объем тренировочных средств технической и тактической подготовки, направленной на совершенствование «защитных» и взаимодействий для игроков-либеро должен быть увеличен примерно до 300 часов (34,3% от всех видов подготовки).

С*)

Литература

1. Губа, В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учебное пособие / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 164 с.

2. Клещев, Ю.Н. Тактические действия волейболистов в нападении и защите: учебное пособие / Ю.Н. Клещев. -М., 1986. - 52 с.

3. Колеманова, И.В. Технология формирования навыков приема подач мяча у квалифицированных волейболисток на основе выбора рациональных тактических действий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.В. Колеманова. - Смоленск, 2003. - 150 с.

4. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.М. Макаров. -СПб, 2013. - 325 с.

5. Пустошило, П.В. Дифференцированная методика технической подготовки волейболистов студенческих команд в структуре годичного тренировочного цикла: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / П.В. Пустошило. - Тула, 2012. - 24 с.

6. Родин, А.В. Совершенствование индивидуальных тактических действий у юных спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта / А.В. Родин // Физическая культура в школе. - 2014. - № 7. - С. 4853.

7. Шипулин, Г.Я. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 5. - С. 34-36.

References

1. Guba, V.P. and Rodin A.V. (2009), Volleyball at the University: Theoretical and educational and methodological support of the system of training of students in sports club: educational manual, Moscow: Sovetskiy sport, 164 p.

2. Kleschev, Yu.N. (1986), Tactical actions of volleyball players in attack and protection: tutorial, Moscow, 52 p.

3. Kolemanova, I.V. (2003), Technology of formation of skills of receiving ball deliveries in qualified volleyball players on the basis of choice of rational tactical actions: Dis. ... PhD Ped. Sciences, Smolensk, 150 p.

4. Makarov, Yu.M. (2013), Methodology of formation

of game activity at young athletes in game sports: dis.... Dr.

Ped. Sciences, Saint Petersburg, 325 p.

5. Pustoshilo, P.V. (2012), Differentiated technique of technical training of volleyball players of student teams in the structure of a year training cycle: autoreferat Dis.... PhD. Ped. Sciences, Tula, 24 p.

6. Rodin, A.V. (2014), Improvement of individual tactical actions in young athletes specializing in game sports, Fizi-cheskaya kul'tura v shkole, no. 7, pp. 48-53.

7. Shipulin, G.Ya. and Serdyukov, O.E. (2001), Effectiveness of technical and tactical actions in competitive activity of elite volleyball players, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 5, pp. 34-36.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.