УДК 796.325
КОРРЕКЦИЯ ТАКТИКИ НАПАДЕНИЯ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики спортивных игр,
В.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,
М.Б. Бойкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, А.Б. Курдюков, кандидат педагогических наук, судья Всероссийской категории по волейболу, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected]
Аннотация.
Актуальность. Волейбол как игровой вид спорта привлекает к себе внимание большого числа поклонников. При этом он представляет собой весьма сложную спортивную деятельность, насыщенную трудными для выполнения технико-тактическими действиями. К числу подобных относится нападающий удар -элемент, который завершает атакующие действия команды и нацелен на результативное завершение розыгрыша. Сложность его обусловлена тем, что выполняется он в прыжке, в безопорном положении, по мячу, перемещающемуся в пространстве, и ему противодействует организованный блок обороняющейся команды.
В последнее время отмечается значительное увеличение ростовых параметров волейболистов. Данное обстоятельство позволило превратить блок в эффективное средство противодействия нападающему удару. В связи с этим в современном волейболе проблема поиска эффективных тактических решений в нападении является весьма актуальной.
Целью исследования являлось обоснование возможности повышения результативности игровых действий за счет коррекции тактики нападения в волейболе.
Методы исследования. Для сбора необходимых сведений использовались общеизвестные психолого-педагогические методы диагностики:
анализ литературных данных, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, сравнительный анализ, синтез, педагогический эксперимент.
Результаты. В статье представлены установленные факторы, провоцирующие ошибки игроков при выполнении различных технико-тактических действий. Показаны реальные возможности повышения результативности за счет использования технико-тактических действий в нападении. Представлены обоснования коррекции тактики нападения и результаты ее реализации.
Заключение. Повышение результативности игры в нападении возможно за счет коррекции тактических действий в нападении, что гарантированно приводит к достижению желаемого результата. Адекватность тактики нападения реальным возможностям игроков формирует у них уверенность в собственных силах и настраивает на успех.
Ключевые слова: волейбол, тактические действия, нападающий удар, эффективность нападения.
Для цитирования: Курдюков Б.Ф., Костюков В.В., Бойкова М.Б., Курдюков А.Б. Коррекция тактики нападения в волейболе на этапе подготовки к соревновательной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. - С. 93-97.
For citation: Kurdyukov B., Kostyukov V., Boikova M., Kurdyukov A. Correction of attacking tactics in volleyball
at the stage of preparation for a competition activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 1, pp. 93-97 (in Russian).
Актуальность. Главным смыслом спортивных игр является достижение результата в виде победы над соперником. В волейболе достижение победы обеспечивается либо за счет выигрыша очка в розыгрыше, в результате собственных эффективных действий, либо в результате ошибки, допущенной соперником. Практика показывает, что выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок при выполнении технико-тактических действий в нападении [1].
В последнее время подготовка волейболистов к нападающим действиям осуществляется с выраженным акцентом на силу нападающего удара. Однако игра против группового блока значительно снижает результативность его выполнения. Блок в волейболе, в сравнении с нападающим ударом, технически является более простым элементом. В то же время это эффективное средство защиты от нападающих ударов. В связи с этим, актуальным является поиск более эффективных технико-тактических действий в нападении [2].
Методы и организация исследований. Для сбора требуемой информации использовались общеизвестные, опробованные, информативные психолого-педагогические методы диагностики. Для изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решений, использовалась методика «Измерение рациональности».
Исследования проводились с учетом игроков мужских волейбольных команд в количестве 40 человек. Экспериментальные исследования проводились с командой Краснодарской таможни, в естественных условиях. Общее количество участников составило 48 человек. Педагогические наблюдения проводились в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Всего наблюдалось шесть команд. Фиксировались данные, входящие в круг исследовательских интересов.
Результаты исследований. Современный волейбол привлекает внимание большой аудитории почитателей. Зрелищность игры достигается за счет того, что соперничество команд происходит на фоне постоянно меняющейся ситуации; применения игроками сложных и разнообразных технико-тактических действий; в условиях лимита времени, отводимого на принятие адекватных и эффективных решений. В связи с этим во время игры волейболисты испытывают большие трудности в обработке летящего мяча, соприкосновение с которым длится всего лишь доли секунды. При этом иногда это происходит, когда игрок находится в безопорной фазе движения. Данное обстоятельство является одной из причин высокого процента ошибок, допускаемых волейболистами во время игры.
Исходя из вышесказанного следует, что в современном волейболе одной из задач является снижение количества ошибок, совершаемых игроками при выполнении технико-тактических действий. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении нападающих действий [5].
Анализ частоты допускаемых ошибок в игре показал, что если рассматривать их по отдельным элементам, то это будет выглядеть следующим образом: подача (14,0%), нападающий удар (33,0%), блокирование (27,0%), страховка (16,0%), прочее (10,0%). Приведены средние значения за игру, которые могут меняться в зависимости от того, выигрывает команда или проигрывает.
Очевидно, что ошибки в игровой деятельности происходят в результате влияния разнообразного рода факторов. Проведя исследования по выявлению причин, провоцирующих ошибки, было установлено (таблица 1), что на результат выполнения каждого технико-тактического действия влияет своя группа факторов.
Так как в рамках данного исследования нападающий удар занимал особое место, дальнейшие исследования были сосредоточены на решении вопроса, связанного с повышением его эффективности. В частности, была проанализирована результативность вы-
Таблица 1
Факторы, провоцирующие технико-тактические ошибки игроков в волейболе (%)
№ п/п Факторы, провоцирующие ошибки Технико-тактические действия
подача н/удар блок страховка
1 Техническая ошибка 60,0±4,0 30,0±4,2 28,0±2,2 27,0±3,0
2 Нестандартная ситуация - 21,0±3,3 20,0±2,0 34,0±3,0
3 Неуверенность 12,0±3,0 7,0±1,1 5,0±1,0 3,0±0,5
4 Сильный соперник 8,0±1,0 11,0±2,0 14,0±2,5 18,0±2,1
5 Сложный элемент для выполнения 8,0±1,2 5,0±1,0 - 11,0±3,0
6 Ошибка партнера - 18,0±2,5 8,0±1,0 2,0±0,5
7 Прочее 12,0±2,3 8,0±2,0 25,0±3,0 5,0±1,0
полнения нападающего удара в различных условиях противодействия команды соперника. Полученные данные показали, что при отсутствии блока и других помех игроки при выполнении нападающего удара показывают высокую результативность. В среднем, из десяти ударов качественно выполняется порядка 80,0%. При этом 20,0% приходится на ошибки, к числу которых относятся: удар за пределы площадки, касание сетки, удар в сетку, заступ средней линии, касание мяча антенны, некачественная передача, низкое взаимодействие нападающего и связующего.
Учитывая высокий уровень спортивной подготовки игроков, можно предположить, что результативность выполнения нападающего удара обеспечивается их высокой физической и технической подготовкой. Однако 20,0% ошибок, допускаемых в условиях отсутствия каких-либо помех, указывают на сложность этого элемента. Опрос волейболистов показал, что при выполнении нападающего удара игроки руководствуются установкой - попасть в площадку соперника, направив мяч с наибольшей силой [3].
Определено, что особое удовлетворение от игры они получают именно тогда, когда удачно выполняют нападающий удар с максимальной силой. Логично, что, отрабатывая данный элемент на тренировочном занятии, желание перерождается в целевую установку.
Следующая ситуация - нападающий удар выполнялся против группового блока. Данное обстоятельство снизило результативность почти в два раза (35,0%). А с каждой неудачной попыткой визуально фиксируется рост неуверенности. В частности, на это указывает то, что выход из этой ситуации игроки пытаются найти за счет корректировки второй передачи. То есть игроки стараются переложить вину за неудачу на другого игрока. Однако подобные действия малоэффективны. Также было установлено, что не стоит полагаться на силу удара, так как это не дает желаемого результата.
Дело в том, что правильно поставленный тройной блок обыграть чрезвычайно сложно. В условиях ведения игры, за счет командных тактических действий, блок может быть «разорван». Тогда нападающего игрока можно вывести на двойной или даже одиночный блок. Но даже в этой ситуации результативно сыграть в нападении не так просто.
Далее был опробован вариант нападающего удара против двойного блока. Проводя педагогические наблюдения, было зафиксировано, что результативность в этом случае увеличилась до 56,0%.
По мнению игроков, повысить результативность в нападении возможно за счет: обманных действий, переводов в линию, съема мяча поверх блока, игры блок-аут и др. Это указывает на их спортивно-игровую граммотность.
То есть они знакомы с арсеналом технико-тактических действий в нападении. Однако на вопрос: как часто вы их применяете? - обобщенный ответ: нечасто. Такие же данные были получены и в ходе наблюдений.
Как известно, целью каждого розыгрыша мяча является выигрыш очка. При этом в основном используется тактическая схема: прием - передача - нападающий удар. То есть нападающий удар завершает цепочку командных действий в стремлении выиграть очко в розыгрыше.
Рассуждая о нападающем ударе как технико-тактическом действиии, необходимо понимать, что данное действие является не единственным способом нападения. Однако надо признать, что оно все же остается основным и наиболее эффективным. Результаты исследований показали, что из общего числа выполненных нападающих действий (без учета подачи), нападающий удар составляет в среднем 90,0±5,0%, а его результативность в пределах 47,0±6,0%. На остальные элементы приходится 10,0±3,0%. При этом результативность последних (сбросы, накаты, обманные удары и др.) гораздо выше - 70,0±8,0%. Но, как показывает практика, существует определенная закономерность обратной связи: увеличение использования в нападении обманных действий снижает их результативность.
Рассмотрев характеристики командного действия, направленного на достижение конечного результата в розыгрыше мяча, необходимо понимать, что они отражают действия только той команды, которая организует атаку. В свою очередь должны быть учтены действия и возможности обороняющейся команды. Набор выполняемых действий в защите общеизвестен: блок, страховка, прием. В классическом варианте действия обороняющейся команды направлены на организацию противодействия нападению соперника. В зависимости от выбранной тактики защиты, между игроками распределяются зоны ответственности, с учетом занимаемого ими номера на площадке [2, 4].
Для того, чтобы понять, насколько сложно обороняться от нападающих действий команды соперника, приведем некоторые количественные характеристики. Так, площадь игровой зоны, на которой располагается команда, составляет 81,0 м2 (9х9). Защищают ее шесть игроков. То есть на каждого игрока приходится 13,5 м2 игровой площади. Это можно представить в виде квадрата со сторонами 3,67 м. Однако при организации защиты с двойным блоком эти параметры увеличиваются в 1,5 раза. А при тройном блоке - в два раза. В связи с этим разрабатывается тактика защиты, где распределяются зоны и способы их защиты. И все же во время игры возникают незащищенные зоны, попадание мяча в которые гарантированно приносит выигрыш нападающей команде.
Основываясь на данных проведенных исследований и учитывая возможности нападающей и защищающейся команд, исходя из логики собственных рассуждений, были выдвинуты некоторые предложения.
С целью повышения результативности командных действий в нападении целесообразно разнообразить технико-тактические действия и акцентировать внимание на ударе, нацеленном на незащищенную зону.
Приоритет в нападении следует отдать обводящим ударам, накатам, ударам по траектории выше блока. Не следует увлекаться сбросами за блок. Силовые удары должны соотноситься с качеством блока.
В зависимости от тактики защиты соперника, нападение следует сосредоточить на шестой зоне или первой - пятой.
С целью подтверждения выдвинутых предположений, был проведен эксперимент по разработанному плану подготовки к официальным соревнованиям, проводимым в рамках Спартакиады работников таможни Южного федерального округа. То есть был сделан упор на отработку нападающих ударов в зоны, предположительно незащищенные соперником. Доказано, что данный элемент доступен и выполним. Эффективность его реализации составляет порядка 94,0%, если атака осуществляется без блока; 80,0% - если нападению противостоит групповой блок. Таким образом, было подтверждено, что мяч, направленный нападающим со средней силой в незащищенную зону, игроки обороняющейся команды принять не могут.
В качестве оценки достигнутого результата были использованы данные педагогических наблюдений, проводимых в условиях соревновательной деятельности. Акцентируя внимание на результативности нападающих действий, выполняемых в соответствии с принятой тактикой игры и учетом тактики защиты, используемой соперником, было установлено, что результативность команды в нападении в среднем выросла и составила 68,0%, в расчете на одну партию. Если сравнить этот показатель со средним показателем (47,0%), регистрируемым при игре в традиционном стиле, нетрудно заметить преимущество экспериментальной тактики нападения.
Еще одним существенным аргументом, подтверждающим правоту предпринятых преобразований процесса тактической подготовки в нападении, является результат выступления в официальных соревновани-
ях. Мужская команда Краснодарской таможни по волейболу, принявшая участие в Спартакиаде общества «Динамо», во второй квалификационной группе заняла первое место.
Заключение. Результаты проведенных экспериментальных исследований позволили разработать эффективный вариант тактики нападения, суть которого состоит в расширении арсенала технико-тактических действий. Оставляя приоритет за нападающим ударом, результативность может быть достигнута за счет разнообразия технических приемов его выполнения. При этом важным моментом, предопределяющим результативное нападение, является установка на конечный результат в розыгрыше.
Устойчивая результативность выполнения технико-тактических действий в нападении способствует формированию у игроков уверенности в себе и готовности к участию в бескомпромиссной спортивной борьбе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьин А.С. Тенденции развития соревновательной деятельности в мужском волейболе / А.С. Ананьин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 4.
2. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 30-33.
3. Николаева И.В. Современное состояние проблемы совершенствования защитных действий в волейболе / И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Ю.В. Кудинова, Ю.Ю. Карева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.31. - С. 1366-1370. - 1т: http://e-koncept.ru/2017/970288.htm.
4. Официальные волейбольные правила 2017-2020 / Всерос. федерация волейбола. - М.: [б.и.], 2017. - 90 с.
5. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития / М.П. Спирин, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков, Л.В. Жилина, О.В. Черных // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 34-37.
CORRECTION OF ATTACKING TACTICS IN VOLLEYBALL AT THE STAGE OF PREPARATION FOR A COMPETITION ACTIVITY
B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Theory and Methodology of Sports Games Department,
V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methodology of Sports Games Department,
M. Boikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Adaptive Physical Education Department,
A. Kurdyukov, Candidate of Pedagogical Sciences, Judge of the all-Russian category of volleyball, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Relevance. Volleyball, as a game sport, attracts the attention of a large number of fans. At the same time, it is a very complex sports activity, saturated with difficult to perform technical and tactical actions. Among these are the attacking strike - an element that completes the attacking actions of the team and is aimed at the effective completion of the rally. Its complexity is due to the fact that it is performed in a jump, in an unsupported position, on a ball moving in space, and it is opposed by an organized block of a defending team.
Recently, there has been a significant increase in the growth parameters of volleyball players. This circumstance made it possible to turn the block into an effective mean of counteraction of an attacking strike. In this regard, in modern volleyball, the problem of finding effective tactical solutions in an attack is very actual.
Research aim. The aim of the study was to justify the possibility of increasing the effectiveness of game actions by correcting the tactics of attack in volleyball.
Research methods. To collect the necessary information, well-known psychological and pedagogical diagnostic methods have been used: analysis of literature data, pedagogical observation, pedagogical testing, comparative analysis, synthesis, pedagogical experiment.
Research results. The article presents the established dominant factors that provoke the mistakes of players when performing various technical and tactical actions. The real possibilities of increasing the effectiveness have been shown, due to the use of technical and tactical actions in an attack. The rationale for the correction of attack tactics and the results of its implementation have been presented.
Conclusions. Improving the effectiveness of the game in attack is possible due to the correction of tactical actions
in the attack, which guaranteedly leads to the achievement of the desired result. The adequacy of the attack tactics to the real capabilities of the players forms their confidence in their own abilities and sets them up for success.
Keywords: volleyball, tactical actions, attacking strike, attack efficiency.
References:
1. Ananyin A.S. Tendencies of development of competitive activity in men's volleyball. Fizicheskaya kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Training], 2017, no. 3, 4 p. (in Russian).
2. Zheleznyak Yu.D., Shipulin G.Ya., Serdyukov O.E. Trends in the development of classical volleyball at the present stage. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2004, no. 4, pp. 30-33. (in Russian).
3. Nikolaeva I.V., Shekhovtsov Yu.V., Kudinova Yu.V., Kareva Yu.Yu. Current state of the problem of improving protective actions in volleyball. Nauchno-metodicheskij elek-tronnyj zhurnal«Koncept» [Scientific and Methodological Electronic Journal "Concept"], 2017, T. 31, pp. 1366-1370. Available at: URL: http://e-koncept.ru/2017/970288.htm. (in Russian).
4. Oficial'nye volejbol'nye pravila 2017-2020 / Vseros. feder-aciya volejbola [Official volleyball rules 2017-2020 / vseros. federation of volleyball]l. Moscow: [b. I.], 2017, 90 p. (in Russian).
5. Spirin M.P., Shipulin G.Ya., Serdyukov O.E., Zhilina L.V., Chernykh O.V. Competitive activity of volleyball players at the present stage of development. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no. 9, pp. 34-37. (in Russian).
Поступила / Received 02.12.2019 Принята в печать / Accepted 03.03.2020