Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение гуманитарно-ценностной подготовки специалистов техносферы'

Научно-методическое обеспечение гуманитарно-ценностной подготовки специалистов техносферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ОРИЕНТИРЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ / ЦЕЛОСТНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN COMPONENT OF INDUSTRIAL ACTIVITY / HUMANIZATION OF TRAINING / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / MODEL / LANDMARKS HUMANIZATION / HOLISTIC HUMANITARIAN PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю.

Освещены возможности разработки научно-методического обеспечения современного технического образования с гуманитарной направленностью. Раскрыты возможности ориентированного на компетенции обучения, проблемного построения его содержания, сотворчества студентов и преподавателей, а также создания общей гуманитарной культуры в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support for Humanities and the value of training specialists technosphere

Highlighted the potential development of scientific and methodological support of modern technical education with a humanitarian focus. The possibilities based on competence training, the problem of constructing its content co-creation of students and teachers, as well as the establishment of a common humanitarian culture in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение гуманитарно-ценностной подготовки специалистов техносферы»

УДК 378

Л.С. Колодкина, канд. пед. наук С.Ю. Черноглазкин, канд. пед. наук

Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской академии образования

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНО-ЦЕННОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОСФЕРЫ

Гуманитаризация подготовки специалистов технического и естественнонаучного профиля привлекает к себе большое внимание при решении проблем качества производства и профессионального образования. Становится все более ясно, что гуманитарная составляющая производственной деятельности является важнейшей частью ее содержания. Она встраивает эту деятельность в «большую» культуру, определяет ее существование в культуре, с принципиальным учетом фактора человека и адаптации производства к нему.

По мнению экспертов, сегодня в центре внимания, наряду с управленческими, транспортными, энергетическими, находятся именно гуманитарные, образовательные технологии производства. Роль человека как уникального носителя знаний, информации, интеллекта рассматривается как фактор производства, а общественное развитие переходит к так называемому первому когнитивному укладу, означающему, что на смену человеку технологическому идет человек творческий [1, С. 8].

Необходимое сегодня производственное творчество — это, преимущественно, именно гуманитарное творчество. Л.И. Гурье отмечает уменьшение доли материальных факторов в цикле инженерного проектирования. До 2/3 всех работ и затрат приходится на организационную деятельность, обсуждение проблем, знакомство с литературой, подготовку документации, инструкций и т. д., причем чем сложнее продукт, тем выше удельный вес организационно-коммуникативной компоненты по сравнению с материальными компонентами, Критериями же замены выпускаемых изделий служит, как правило, не техническая целесообразность, а соображения иного плана: экологические, экономические, правовые, ограничения со стороны моды, престижа, культурных традиций и пр. «Технически возможное» является последним фактором при принятии решения о производстве [2, С. 13—14].

Гуманитаризация производства требует и гуманитаризации содержания образования, его очеловечивания что означает, на наш взгляд, его приведение в соответствие с нормами построения как значимого, интересного для человека процесса, в котором превалируют человеческие смыслы, способы человеческого самовыражения и оценки дей-

ствительности. Это значит, что гуманитаризация исходит из необходимости приближения образовательного процесса к возможностям развития широкой культуры человека при обучении его тому или иному виду наук, искусств или ремесел, из необходимости развития таких способностей, которые помогали бы человеку жить и действовать в качестве носителя высокой общей культуры как базиса культуры профессиональной. В этом отношении гуманитаризация объективно ориентирована на формирование человека как носителя культуры и транслирующих ее социальных взаимодействий.

Возникает проблема воспитания человека как такого носителя — носителя культуры, имеющей надпрофессиональный характер и востребуемой в ходе осуществления любой профессиональной деятельности. Такой человек, его характеристики явятся непосредственно целевой базой проведения гуманитаризации образования — или, иначе говоря, в расчете на них и должна быть выполнена перестройка образовательного процесса. Овладевая этими общекультурными подходами к своей деятельности, человек в процессе образования становится гуманитарно образованным вне зависимости от того, какую профессию, специальность он получает.

Дело, однако, заключается в том, что сегодня изменяется содержание понятия общей культуры. Это уже не просто широкий кругозор, пресловутая начитанность и т. п., но способности быть субъектом производственной и социальной жизни, ощущать себя полноправным членом социума, строителем собственной судьбы. Для подготовки в техносфере получает значение формирование способностей к принятию социально ответственных решений, сохранению и укреплению положительных научно-технологических традиций, к самореализации в производственной и социальной жизни.

Но при подготовке специалистов гуманитарные аспекты зачастую не обретают интегративной идентификации, связи с собственно технико-технологическими сторонами осваиваемой обучающимися деятельности, подаются в отрыве от них и не образуют собой ведущих направлений. Говоря о гуманитаризации, речь следует вести не об от-

дельных ориентирах и технологиях сопроводительного плана, а о стратегических технологических решениях метаконструктивного характера, которые направляют весь процесс подготовки, устремляя его в русло гуманитарных ценностей. Требуется системная гуманитарная ориентация подготовки, принципиально связанная с естественнонаучными и техническими сторонами и учитывающая необходимость обеспечения личностного включения и личностного роста обучающихся. А системная ориентация выступает как системное обеспечение предстоящей образовательной деятельности в удовлетворяющей полноте ее методических составляющих.

Такое комплексное научно-методическое обеспечение было разработано нами для подготовки специалистов по специальностям 131000 « Нефтегазовое дело», 240100 «Химическая технология» и т. п. [3, 4].

Обучение велось в рамках курса исторических основ специальности. Этот курс был выбран неслучайно.

История специальности формирует понимание истоков эффективности современной деятельности специалиста. На фоне и исторических знаний более органично выглядят предъявляемые знания по экономике, праву и т. д., согласованные с профессиональной спецификой. История специальности создает некий общий формат многосторонней подготовки, сплавляя содержание различных дисциплин в единый монолит.

Обучение истории специальности выполняет для студента роль своеобразного «входного тренинга» в овладении специальностью, служит в этом овладении первой и очень важной ступенью, заключает в себе все прообразы будущей активности студента в рамках других учебных дисциплин. Наиболее важно такое обучении истории, в котором есть место профессиональному взгляду, посильным творческим решениям, самооценкам и рефлексии, задает тон всей последующему обучению, формируя у студента способности и привычку к культурно организованной работе, вкус к ней.

Ориентирами гуманитаризации в рамках истории специальности явились следующие условия:

• выражение целей подготовки в виде предназначенных к овладению студентами личностных профессиональных компетенций, связанных с социальными ценностями, ценностями рефлексии и диалога;

• проблемное построение образовательного процесса, активизирующее аналитические, рефлексивные и диалоговые стороны деятельности студентов;

• образовательное-педагогическое сотворчество преподавателей и студентов, закрепленное в соответствующих механизмах образователь-

ного процесса, выраженное, помимо прочего,

опережающим познанием студента по отношению к деятельности преподавателя.

Остановимся на каждом условии подробнее.

Ориентация на формирование компетенций. Формирование компетенций оказывается важной стороной гуманитаризации, поскольку в компетенциях сосредоточиваются смыслы педагогической работы. Компетенции являются целями образовательной деятельности, и требуют ориентации на них образовательного процесса. При разнообразии состава формируемых компетенций важным становится избрание их общей направленности, придающей им качество системы. Для этого, в рамках гуманитаризации, среди общего состава формируемых компетенций должны быть выбраны те, что наиболее точно отвечают социальным ориентирам подготовки данных специалистов. Это диалоговые коммуникативные, рефлексивные компетенции, компетенции, связанные с анализом и принятием общественно-позитивных конструктивных решений.

Особо следует отметить отнесенные нами к важным компетенциям компетенции межэтнической солидарности, а также компетенции, связанные со знанием и пониманием произведений искусства, связанных с профессиональной тематикой будущих специалистов. Формирование всех этих компетенций было предусмотрено содержанием обучения в рамках изучения истории специальности. Проявление и развитие компетенций было обусловлено использованием в структуре научно-методического обеспечения учебных заданий, содержание которых активизировало соответствующие стороны деятельности студентов. В заданиях актуализировалось понимание студентами важности межэтнической сплоченности людей на производстве и вне его, значимости уважения к людям разной этнической принадлежности, их оценки, прежде всего, по моральным и деловым качествам.

Социально-адаптивные компетенции, связанные с межэтнической солидарностью и социальной контактностью, а также художественно-эстетическим видением связанной с профильным производством действительности и им подобные весьма значимы для подготовки специалистов нефтяной промышленности. Нередко им приходится трудиться вахтовым методом, на территории с непривычными природным ландшафтом и климатом, а также укладом жизни местного населения. Это в части случаев порождает отторжение действительности, уход от нее, замыкание людей в себе и попытки компенсировать потерю психологических связей с окружающей жизнью разными, не всегда социально-одобряемыми способами.

Профилактика психологического отрыва от действительности людей, временно проживаю-

щих в тех или иных регионах, («вахтовиков»), требует повышения степени их укорененности в этноре-гиональных культурах и принятия природных условий, в которых им выпадает жить и работать. В целях такой профилактики и оказывается значимым наличие у будущих специалистов компетенций, связанных с многоаспектным видением особенностей регионов временного проживания, со способностями получать позитивные впечатления от их природной среды, со способностями понимать, рационально и эмоционально оценивать феномены этнических культур, участвовать в разнообразной (внутриполитической, экономической, бытовой и пр.) общественной жизни населения этих регионов.

Проблематизация. Проблематизация означает не просто указание на проблемы. Это их показ в виде хорошо выполненной, внутренне цельной выборки, соотнесенной с формируемыми компетенциями будущего специалиста и со способами построения обучения, ориентированного на адекватное восприятие обучающимися предстоящей им учебной работы. Иными словами, это проблема-тизация стоящей за изучаемыми проблемами учебной деятельности, позволяющая преодолеть обез-личенность учебного материала.

К сожалению, вполне тривиальный факт необходимости личностной ориентации материала не всегда получает должное отражение в учебно-методических разработках, в содержании обучения. Хотя очевидно, что сама по себе общественная значимость, актуальность материала еще не может служить достаточным основанием для успешного овладения им обучающимися. Первостепенную роль играют здесь их личные образовательные потребности, интересы, включая интересы к проектированию решений, учебно-деловому общению, осмыслению достигнутых результатов и пр.

Вопросы преодоления обезличенности материала, учета образовательных интересов есть, по сути, вопросы о направленности изложения материала, об адекватном уровне сложности, структурном порядке его представления, о возможностях обучающихся на уровне своего опыта прогнозировать, обсуждать его и пр. Проблематизация охватывает не только вопросы количества и состава раскрываемых проблем, но и внутреннее содержание отражающего их материала.

При создании научно-методического обеспечения мы стремились к построению обладающего внутренней логикой содержания учебного курса, к демонстрации его связей с профессиональной проблематикой, к доступности излагаемых вопросов, способов и языка изложения. Тем самым, проблематизация использовалась как аналог методической обработки «сырого» учебно-информационного материала, привлекаемого в состав учебных курсов из тех или иных областей знания.

В содержание научно-методического обеспечения нами были включены материалы, отражающие историю нефтегазовой промышленности и распределенные по соответствующим темам. В их числе «Знакомство» «Занимательная история о нефтяной промышленности» и пр., в т. ч. имеющие региональную направленность: последовательно отражены вопросы становления нефтегазовой промышленности в Урало-Поволжском регионе. В названиях тем использован мягкий юмор, информационное наполнение содержания было включено в общую технологическую схему осуществления образовательной деятельности. Информация не являлась самоцелью, а предполагала ее использование в активных формах работы.

Приоритетными технологиями образовательного процесса явились диалоговые, дискуссионные технологии, побуждающие обучающихся к обсуждению учебного материала и активно вовлекающие в такую работу. Информационный материал являлся исходным фактором активной деятельности, совершенно не сводящейся к элементарному заучиванию сведений. Структуру используемых технологий составили такие технологии как задачная технология, игровая технология и пр. Деятельность в рамках этих технологий носила интеллектуально и эмоционально насыщенный характер, осуществлялась как в индивидуальном, так и в групповом порядке.

Для эффективной технологической организации образовательного процесса в структуре научно-методического обеспечения было предусмотрено специальное пособие для преподавателей под названием «Современные педагогические технологии в гуманитарно-ориентированном техническом образовании» [5]. В нем раскрыты возможности и методические схемы технологий групповой дискуссии, деловой игры, мультимедийной презентации и пр.

Итак, проблематизация в нашем подходе затрагивала не просто постановку тех или иных активизирующих вопросов перед обучающимися, но явилась, прежде всего, постановкой разработчиков методологических вопросов перед самими собой. Отвечая на эти вопросы, мы пытались выстроить общие структурные контуры информационного массива содержания обучения и принципиальных технологических возможностей предстоящей работы над ним.

Проблемность материала — это продуманная тематика содержания, его концептуальные логические связи, ведущие («маячковые») аспекты, адекватность текстуального выражения. Проблемность сосредоточена на том, как группируются, выстраиваются, развертываются излагаемые вопросы. Все это создает базу мотивированного общения участников образовательного процесса, порождает лич-

ностные смыслы содержания учебного материала, делает его предметом заинтересованного внимания обучающихся.

Образовательно-педагогическое сотворчество преподавателей и студентов. Сотворчество подразумевает, что в планировании, организации и осуществлении образовательной деятельности участвуют и те и другие. Студенты как субъекты образовательного процесса, должны реально выступать в субъектном качестве. Качество ведущейся образовательной деятельности в значительной степени зависит от посвящения студентов в образовательные замыслы и от меры участия студентов в их разработке и претворении в жизнь.

Образовательный процесс — не просто общая работа, взаимные контакты преподавателя и студентов, но, прежде всего, создание и исполнение общих планов. Сотворчество оказывается, прежде всего, выстраиванием общепонятной участникам образовательного процесса его логики, оказывающейся проявленной в предвидении перспектив развертывания образовательного содержания, причем видение перспектив предполагает опору на наличный информационный багаж студентов.

В целях налаживания и активного поддержания сотворчества преподавателей и студентов в образовательном процессе его организация включала ряд важных аспектов.

Прежде всего, отметим опережающий характер деятельности студентов по отношению к работе преподавателей. Опережающий характер реализуется в конструктивно-смысловом проектировании студентами предназначенного к изучению материала. Конкретно это выражалось в том, что новый материал вначале осваивался студентами в ходе домашней самоподготовки к занятию, а уже затем результаты этого освоения выносились на аудиторное обсуждение с участием преподавателя. Такие аудиторные занятия получили наименование Встреч.

Самоподготовка студентов к Встречам имела составной характер. Студентам было необходимо не только ознакомиться с информационным материалом, но и выполнить сопровождающие его задания. Задания включали вопросы для углубления проникновения студентов в материал, а также тезисы для последующего обсуждения и творческую работу. В ходе Встреч осуществлялась проверка выполнения студентами заданий путем обсуждения достигнутых результатов и формулировались дальнейшие задачи.

У студентов имелись возможности активного влияния на ход образовательного процесса. Уже сами задания для обсуждения и творческие задания подразумевали возможность формирования и предъявления студентами своих личных позиций по тому или иному изучаемому вопросу. У студентов также были возможности вести дискуссию, так-

тично и компетентно (на своем уровне) оценивать работу товарищей. Используемые технологии содержали эти и им подобные внутренние механизмы.

Результативность сотворчества предстает для студента наглядным фактом, если оно заключено в систему ценностно-смысловых «координат», ориентиров самооценок. Их наличие позволяет студентам отслеживать состоявшиеся в себе изменения и в той или иной мере намечать направления и пути дальнейшего развития. Ориентиры самооценок задают логику движения и дисциплинируют сознание обучающихся. С этой целью в обеспечении предусмотрены самооценочные листы для студентов.

Гуманитаризация обучения на основе истори-ко-специальных знаний не может ограничиваться отдельными учебными дисциплинами. Она требует целостной, распространяемой на разные стороны образовательной работы, педагогической культуры, в рамках которой обучающиеся реализовали бы свои широкие жизненные интересы, творческие силы и склонности, широкие жизненные интересы, возможности проектного подхода и т. п. Все это немыслимо без соответствующей нацеленности всех (или, по крайней мере, большинства) ведущих обучение преподавателей на такую работу, принятие соответствующих педагогических ценностей.

Требующая подготовленности преподавателей целостная педагогическая требует и соответствующих мероприятий, в ходе которых происходило бы их знакомство с гуманитарными ценностями и их принятие ими. Мероприятия могут, в частности, представлять собой работу проектных групп по конкретизации состава формируемых компетенций и технологических возможностей формирования. В состав групп могут включаться преподаватели, наиболее заинтересованные в такой работе и готовые ее вести. Целесообразен подбор состава групп по конкретным направлениям формируемых компетенций.

Результаты работы проектных групп подлежат вынесению на широкое обсуждение всеми преподавателями, ведущими подготовку по данной специальности. Для этого могут проводиться проектно-методические конференции с их участием. Наряду с активным научным анализом итогов работы проектных групп, работа конференции должна включать выработку и принятие итоговых конкретных рекомендаций по уточненному составу формируемых компетенций и возможностей формирования. Принятие итоговых документов конкретизирует предстоящую преподавателям работу, задает значительно более близкие и понятные им ее ориентиры, способствует технологическому осмыслению требований ФГОС.

К работе в составе групп могут привлекаться и отдельные, наиболее мотивированные студенты.

По результатам своей работы в составе групп они смогут выступать в роли ретрансляторов ценностей, получивших «звучание» в ходе работы групп, так или иначе доносить их до сознания своих товарищей.

Итак, разработанная нами модель научно-методического обеспечения позволяет решить важные вопросы гуманитаризации подготовки специалистов техносферы, а также сделать по результатам разработки ряд теоретических обобщений. Здесь следует отметить необходимость ведения разработки в едином ключе, при наличии общей методологической базы, которую сегодня создают культурологический и компетентностный подходы. Гуманитарная культура будущего специалиста, связанная с его социальным мировоззрением, способностями жить в коллективе, творчески мыслить и действовать, должна опираться на требующиеся ему профессиональные компетенции и не может создаваться в отрыве от них.

Моделирование научно-методического обеспечения в гуманитарной культуре опирается на возможности обучения историко-специальным знаниям. Потенциал истории специальности заключается как в сообщении соответствующих сведений, облегчающих понимание современного материала, так и в формировании позиции студента как субъекта культуры, которая (позиция) переносима затем в обучение другим дисциплинам. История специальности оказывается наиболее выразительным средством согласования освоения специальной, профессиональной информации с освоением общекультурных, гуманитарных форм активности, самовыражения будущего специалиста.

В рамках формирования гуманитарной культуры имеет значение проблемное построение учебного материала как комплекса способов приближения его содержания к потребностям и возможностям студента. Эти способы касаются отбора

профессионально-значимой тематики, выраженности композиционной логики содержания курса, ясности используемого языка, а также состава технологий, в которых имеются возможности актуализации субъектности студента. Возможности проблемного содержания принципиально дополняются создаваемыми возможностями студента влиять на весь ход образовательного процесса, создавать, так или иначе, собственные версии его развертывания и следовать им, в т. ч. предъявлять свое мнение по изучаемым вопросам, принимать ту или иную функциональную роль и т. п.

В структуре научно-методического обеспечения должны быть предусмотрены и материалы, созданные в помощь преподавателю и студентам. Имеет значение создание общих контуров деятельности тех и других, открытые их свободному ознакомлению, элементы общего планирования и оценки результатов.

Список литературы

1. Московский А. Необходима школа стратегического управления // Курьер ВПК. — № 46 (514). — 27 ноября — 3 декабря 2013 г. — С. 8.

2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. — Казань: Казан. гос. технолог. ун-т, 2004. — 212 с.

3. Мовсум-заде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю., Шавшукова С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. Ч. 1. Этапы освоения нефтегазовых месторождений Урало-Поволжья: учеб.-метод. пособие. — Ижевск: КнигоГрад, 2013. — 166 с.

4. Мовсум-заде Э.М., Колодкина Л.С.. Серикова У.С., Черноглазкин С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. История становления нефтегазового дела в регионах России: Волго-Уральская нефтегазоносная провинция: учеб.-метод. пособие.' — Ижевск: КнигоГрад, 2013. — 158 с.

5. Современные педагогические технологии в гуманитарно-ориентированном техническом образовании: метод. пособие; авторы-составители Л.С. Колодкина, У.С. Серикова. — Ижевск: КнигоГрад, 2013. — 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.