Научная статья на тему 'Научно-методические труды Г. И. Годера'

Научно-методические труды Г. И. Годера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воронцова Анна Юрьевна, Михайловский Фёдор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические труды Г. И. Годера»

А.Ю. Воронцова,

Ф.А. Михайловский

Научно-методические труды Г.И. Годера

Имя Георгия Израилевича Годера известно каждому, кто когда-либо был связан с преподаванием истории в школе. В МГПУ также работают его ученики, друзья, коллеги, рецензенты, соавторы — причем не только на историческом факультете.

Без преувеличения, Г.И. Годер внес весьма значительный вклад в развитие отечественной методики преподавания истории, да и в развитие школьного исторического образования в целом. Его перу принадлежит более ста статей, рецензий, брошюр, учебно-методических и учебно-наглядных пособий. Он создал несколько десятков экранных пособий (диафильмов и диапозитивов). Наконец, в соавторстве с профессором, доктором исторических наук И.С. Свенцицкой и профессором, доктором исторических наук А.А. Вигаси-ным написал школьный учебник по истории древнего мира, а в соавторстве с кандидатом исторических наук, доцентом МГПУ Г.А. Ртищевой — учебник по истории средних веков.

Созданная Г.И. Годером учебная литература в разные годы была переведена на казахский, киргизский, татарский, якутский, латышский, литовский, молдавский языки. По совокупности научно-методических трудов в 1987 году ему была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

Научно-методические труды Г.И. Годера — результат и продолжение его многолетней педагогической деятельности, которая началась 1 сентября 1951 года, когда он впервые пришел работать учителем истории в школу — и продолжает преподавать до сих пор!

В разные годы Г.И. Годер вел занятия по методике истории с учителями в институтах повышения квалификации в ряде городов страны — в Москве, Рязани, Владимире, Саратове, Петрозаводске, Риге, Вильнюсе. Он также преподавал на исторических факультетах — МГУ им. М.В. Ломоносова и различных московских педвузов; руководил студенческой педпрактикой. В 1994 году ему присвоили звание Заслуженного учителя России.

Однако главные вехи жизни любого ученого — не степени, звания и награды, а его труды, в данном случае труды методиста и педагога. На протяжении многих лет Г.И. Годер разрабатывал методику преподавания школьного курса древней истории применительно к учебнику Ф.П. Коровкина. Его первые методические публикации появились в 1955 году [1-2], затем было множество

статей, посвященных научно-методическим разработкам отдельных уроков и тем школьного курса древней истории, в журнале «Преподавание истории в школе» и в специальных сборниках. В 1965 г. вышла в свет так называемая «методичка», главная книга для учителя, — поурочное методическое пособие к учебнику Ф.П. Коровкина [6]. Книга в дальнейшем выдержала ряд изданий, причем каждое из них автор дополнял и перерабатывал [7-8].

В 60-е годы Г.И. Годер обратился к созданию экранных пособий для школы — диафильмов и диапозитивов. К тому времени они уже прочно вошли в практику преподавания, но их фонд был крайне узкий. В общей сложности на протяжении двадцати с лишним лет Г.И. Годер выпустил более сорока учебных диафильмов и наборов диапозитивов по курсу истории древнего мира в школе [9: с. 206-207]. Такого фонда экранных пособий не имелось ни у одного школьного курса.

Выпуская экранные пособия, Г.И. Годер в то же время занимался разработкой методических приемов работы с ними на уроках. Так в 1985 году увидело свет методическое пособие для учителя «Преподавание истории в V классе», в котором методика работы с диафильмами и диапозитивами получила наиболее полное отражение [9]. В книге, состоящей из двух больших разделов, в форме очерков описываются разнообразные формы, методы и приемы работы в 5 классе, в том числе и работа с экранными пособиями. Во втором разделе книги подробно рассматриваются конкретные уроки с конкретными диафильмами.

Работа по созданию учебных диафильмов заняла очень важное место в творчестве Г.И. Годера. Можно сказать, он выступил здесь и как режиссер, и как сценарист, и как автор текстов. Создание учебного диафильма — очень непростое дело. Текст к кадрам диафильма должен быть кратким, точным, доступным. О высоком качестве созданных Г.И. Годером диафильмов свидетельствует, помимо всего, издание в 90-е годы некоторых из них в виде небольших книжек в серии «История в картинках» [13-14].

Г.И. Годер создал и другую историю в картинках: два интересных и важных учебно-наглядных пособия. В 1986 году появился «Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира для 5 класса» [10], а в 1991 году — «Аппликации по истории Древнего мира» [12]. Оба пособия были снабжены подробными методическими руководствами и в дальнейшем нашли широкое применение на уроках истории.

Аппликации как средство обучения и прежде применялись в школьных курсах истории (первым их широко внедрял в практику преподавания Д.Н. Никифоров). Однако такого полного комплекта, включающего 16 композиций, по истории древнего мира прежде не имелось. По сути новаторским было и другое из названных пособий. Раздаточный материал представлял собой набор из 64 карточек ко всему школьному курсу. Кроме богатого видеоряда, который невозможно поместить ни в одном учебнике, карточки содержали тексты для дополнительного чтения, по существу образуя «книгу для чтения». Думается оба учебные пособия, расширяющие возможности преподавания, и ныне не утратили своего значения, и их следовало бы переиздать.

На рубеже 80-90-х годов Г.И. Годер совместно с кандидатом педагогических наук О.И. Бахтиной и профессором, доктором исторических наук В.И. Ку-зищиным осуществили методическую переработку учебника Ф.П. Коровкина, который на протяжении нескольких десятилетий был в СССР единственным допущенным к преподаванию в школе, марксистским учебником. Хотя переработанный учебник оставался по вполне понятным причинам марксистским, но многое было улучшено: изменена рубрикация, даны более интересные и доступные для школьников заголовки, написаны новые разделы, шире представлены вопросы развития культуры народов древности и так далее.

Политические изменения в нашей стране (последовавший за «перестройкой» крах коммунистической идеологии и социализма) вызвали глубокие реформы школьного образования. Потребовались и новые учебники по истории. В 1995 году появился учебник по истории древнего мира для 5 класса, который до сих пор остается основным, применяемым в подавляющем большинстве школ страны и выдержавшим уже 16 изданий [24]. Г.И. Годер — не только один из авторов этого учебника, наравне с профессорами И.С. Свенцицкой и А.А. Вигасиным, — именно он провел методическое редактирование всего учебника, а в дальнейшем создал необходимые методические дополнения к учебнику. Его «Рабочие тетради» (в 2-х выпусках) к настоящему времени выдержали уже 13 изданий [21-22].

К учебнику Г.И. Годер написал и новую «методичку» — поурочные методические разработки и рекомендации для учителя. На этом, последнем по времени (2003 г.; 2009. - 2-е изд.) научно-методическом труде по истории древнего мира, хотелось бы остановиться более подробно, поскольку ныне по нему работает подавляющее большинство учителей [23].

Пособие состоит из методических рекомендаций и разработок ко всем шестидесяти восьми урокам, предусмотренным учебным планом для изучения истории древнего мира в 5 классе общеобразовательной школы. К каждому разделу и теме, а также к каждому уроку даются небольшие преамбулы с указанием их целей и задач, здесь же акцентированы основные факты, понятия, концептуальные идеи. К каждому уроку автор предлагает вопросы и задания, необходимые для повторения пройденного и позволяющие организовать опрос, а также указывает домашнее задание. Однако главное внимание уделяется в методическом пособии изучению нового материала.

Удобство пользования методическим пособием состоит в том, что новый материал изучается по вопросам, которые в целом соответствуют логической последовательности его изучения в учебнике. Методические разработки, содержащиеся в пособии, позволяют организовать активную работу с учебником в классе. Широко применяется прием громкого чтения, поскольку у большинства пятиклассников нет навыка правильного, беглого, сознательного чтения. Большое внимание уделено в пособии работе с иллюстративным материалом учебника. При этом немаловажно, что автор ориентирует свое пособие на любое издание учебника.

В пособии даются рекомендации по организации работы с настенными и помещенными в учебнике историческими картами, а также по работе с аппликациями. В качестве варианта изучения нового материала предлагается работа с учебными диафильмами и диапозитивами. Г.И. Годер указывает, какие записи делаются в ходе изучения нового материала на классной доске и в ученических тетрадях. Пособие содержит очень много дополнительного к учебнику материала, часть которого сгруппирована под рубрикой «В свободную минуту на уроке» или выделена словами «При наличии времени». Таким образом, Г.И. Годер предусмотрел самые разнообразные приемы и формы работы на уроке.

К числу методических находок следует отнести рубрику «Из дневника учителя», представляющую собой серию наблюдений и выводов педагогического и методического характера. Здесь отражен огромный учительский опыт Г.И. Годера и, думается, эта рубрика могла бы стать основой для отдельной книги.

Особый интерес представляют включенные в пособие познавательные задачи и направленные на развитие творческих способностей учащихся задания, а также упражнения, способствующие развитию умения оперировать историческими датами. Все они — авторские разработки. Дело в том, что еще в 1996 году, после создания нового учебника и до написания к нему поурочной «методички», Г.И. Годер выпустил удивительную книгу «Задания и задачи по истории древнего мира» [15].

Когда-нибудь будущие исследователи развития исторического образования в России обязательно обратят особое внимание на это пособие. Оно не традиционно, по существу перед нами научно-методическое открытие Г.И. Годера. Для школьного курса он разработал более двухсот остроумных и познавательных задач и дал к ним подробные методические комментарии. Подобного пособия не существует ни по одному курсу всеобщей истории, ни по курсу отечественной истории. Такое пособие невозможно написать, просто однажды усевшись за письменный стол. Оно — итог многолетней преподавательской практики.

Созданные Г.И. Годером научно-методические труды по праву сделали его ведущим специалистом в области методики преподавания школьного курса истории древнего мира, а в последние годы и средние века прочно вошли в орбиту его научно-методической и педагогической деятельности. Впрочем, интерес к преподаванию истории средних веков у Г.И. Годера не случаен. Еще в 1957 году он опубликовал небольшое учебное пособие, посвященное изучению вопросов культуры на уроках истории средних веков [3], а в «Аппликациях по истории Древнего мира» (1991 г.) в качестве приложения разработаны две темы из курса истории средних веков.

В 2002 году в соавторстве с кандидатом исторических наук, доцентом МГПУ Г.А. Ртищевой Г.И. Годер выпустил учебник по истории средних веков для 6 класса [17], а затем и «Рабочую тетрадь» к нему [18]. В дальнейшем после второго издания авторы переработали учебник уже в соавторстве с профессором А.А. Вигасиным [19].

Совсем недавно, буквально накануне 80-летия Г.И. Годера, вышло его новое методическое пособие для учителей «История Средних веков. Поурочные разработки» [25]. Это издание представляет собой продолжение многолетней работы Г.И. Годера над методическим комплексом по истории средних веков для школы.

В пособии представлены методические разработки уроков, составляющих основной курс по истории средних веков. Материал разбит на четыре раздела: Раздел I. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир; Раздел II. Средневековое общество Индии и Китая; Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура; Раздел IV Средневековое общество. Христианские и исламские государства.

Это пособие стало настоящим подарком не только для молодых специалистов, но и для опытных учителей. В нем сочетается академизм, четкость и выверенность подачи фактического материала, с глубоким знанием и пониманием специфики современной школы, ее возможностей и запроса. Это реальная помощь, которая дает возможность не только грамотно скомпоновать курс, организовать урок, но и показывает главные сложности работы и пути их преодоления с разноуровневой, поликультурной аудиторией.

Одно из основных достоинств этого издания — четко выраженная гуманистическая позиция автора. Его оценки и то, как расставлены акценты в изложении материала, приучают ребят к толерантности, к корректности, так необходимых в современной школе. Условно можно выделить несколько наиболее важных акцентов, которые определяют направленность изложения материала. Во-первых, это формирование интереса учащихся к личности, ее значимости и вариативности в различных исторических контекстах, во-вторых, это стремление к пониманию специфики взаимодействия различных культур и религий, последствий и значения этого взаимодействия. В-третьих, это общая направленность на про-блемность, а, следовательно, уход от однозначности и категоричности.

Работа написана интересным, живым языком. Помимо основного материала Г.И. Годер включил в нее массу исторических справок и дополнительных сведений по историографии. Кроме того, в разделе «Все для пользы дела» он делится историями из собственной жизни, курьезами из своей учительской практики. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, знакомствах с интересными людьми создают особую доверительную обстановку на уроке, а также ощущение сопричастности к личному опыту учителя.

Такая готовность к диалогу, возможность быть максимально откровенным — дорогого стоит, и конечно для многих учителей может быть примером того, что не только знание материала и умение его грамотно изложить служат залогом возможного успеха на уроке, но еще и личность учителя, его харизматичность, его личные качества — все это неотделимо взаимосвязано.

К сожалению, в силу ограниченности формата издания, автор не включил в пособие такие важные и сложные темы как Столетняя война, Чехия в конце средних веков, Раннее итальянское Возрождение. Хотелось бы надеяться, что

Георгий Израилевич продолжит работать над этим курсом и в ближайшее время издание будет дополнено новыми уроками.

В целом научно-методические труды Г.И. Годера представляются чем-то большим, чем практические руководства для проведения уроков в школе в соответствии с действующим учебным планом и текущими задачами. Учебные планы, государственные стандарты и возраст учащихся в будущем могут еще не раз измениться. Но научно-методические труды Г.И. Годера и тогда не утратят своего значения, поскольку представляют собой обобщение опыта крупнейшего методиста, ученого и учителя-практика.

Список основных работ Г.И. Годера

1. Опыт проведения исторического вечера в шестых классах на тему «Культура Древнего Рима» // Внеклассная работа по истории в средней школе: Сб. ст.: Из опыта учителей московских школ. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 69-79.

2. Опыт организации и проведения многодневного туристского похода // Внеклассная работа по истории в средней школе: Сб. ст.: Из опыта учителей московских школ. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 140-159.

3. Изучение вопросов культуры на уроках истории Средних веков. - М.: Учпедгиз, 1957. - 93 с.

4. Дальние историко-туристские походы. - М.: Учпедгиз, 1957. - 123 с. (В соавторстве с Н.А. Куперман.)

5. Организация тематических путешествий школьников. - М.: Учпедгиз, 1962. - 115 с.

6. Изучение истории Древнего мира в V классе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1965. - 335 с.

7. Изучение истории Древнего мира в 5 классе: Пособие для учителей. -2-е изд., переработ. - М.: Просвещение, 1972. - 319 с.

8. Методическое пособие по истории Древнего мира (5 кл.): Пособие для учителей. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1977. - 352 с.

9. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

10. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира для 5 класса и методическое руководство к нему: Учебно-наглядное пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 64 карточки на 20 листах.

11. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 318 с.

12. Аппликации по истории Древнего мира и методическое руководство к ним: Учебно-наглядное пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 53 с.; XVIII композиций.

13. Тутмос. Иллюстрированная серия «История в картинках». Для младшего школьного возраста. - М.: Издательский Центр детской книги, 1994. - 31 с.

14. Падение Рима. Иллюстрированная серия «История в картинках». Для младшего школьного возраста. - М.: Издательский Центр детской книги, 1994. - 31 с.

15. Задания и задачи по истории Древнего мира. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1996. - 144 с.

16. История Древнего мира и Средних веков: Справочные материалы. 5-6 классы. - М.: Дрофа, 1997. - 127 с. (В соавторстве с И.С. Свенцицкой.)

17. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2002. - 2-е изд., 2003. - 320 с. (В соавторстве с Г. А. Ртищевой.)

18. История Средних веков. 6 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2003. -128 с. (В соавторстве с Г. А. Ртищевой.)

19. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 288 с. (В соавторстве с А.А. Вигасиным и Г. А. Ртищевой.)

20. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. - М.: Просвещение, 2006. - 96 с. (В соавторстве с Г.А. Ртищевой.)

21. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: В 2-х выпусках. -Вып. 1: Жизнь первобытных людей. Древний Восток. - 13-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.

22. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: В 2-х выпусках. - Вып. 2: Древняя Греция. Древний Рим. - 13-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.

23. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 352 с.

24. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 287 с. (В соавторстве с А.А. Вигасиным и И.С. Свенцицкой.)

25. История Средних веков. Поурочные разработки. 6 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.

Spisok osnovnyh rabot G.I. Godera

1. Opyt provedeniya istoricheskogo vechera v shestyh klassah na temu «Kul’tura Drevnego Rima» // Vneklassnaya rabota po istorii v sredney shkole: Sb. st.: Iz opyta uchiteley moskovskih shkol. - M.: Uchpedgiz, 1955. - S. 69-79.

2. Opyt organizatsii i provedeniya mnogodnevnogo turistskogo pohoda // Vneklassnaya rabota po istorii v sredney shkole: Sb. st.: Iz opyta uchiteley moskovskih shkol. - M.: Uchpedgiz, 1955. - S. 140-159.

3. Izuchenie voprosov kul’tury na urokah istorii Srednih vekov. - M.: Uchpedgiz, 1957. - 93 s.

4. Dal’nie istoriko-turistskie pohody. - M.: Uchpedgiz, 1957. - 123 s. (V soavtorstve s N.A. Kuperman.)

5. Organizatsiya tematicheskih puteshestviy shkol’nikov. - M.: Uchpedgiz, 1962. - 115 s.

6. Izuchenie istorii Drevnego mira v V klasse: Posobie dlya uchiteley. - M.: Prosveschenie, 1965. - 335 s.

7. Izuchenie istorii Drevnego mira v 5 klasse: Posobie dlya uchiteley. -2-e izd., pererabot. - M.: Prosveschenie, 1972. - 319 s.

8. Metodicheskoe posobie po istorii Drevnego mira (5 kl.): Posobie dlya uchiteley. - 3-e izd., dop. i ispr. - M.: Prosveschenie, 1977. - 352 s.

9. Prepodavanie istorii v 5 klasse: Posobie dlya uchitelya. - M.: Prosveschenie, 1985. - 207 s.

10. Razdatochnyy illyustrativnyy material po istorii Drevnego mira dlya 5 klas-sa i metodicheskoe rukovodstvo k nemu: Uchebno-naglyadnoe posobie. - M.: Prosveschenie, 1986. - 64 kartochki na 20 listah.

11. Metodicheskoe posobie po istorii Drevnego mira: Posobie dlya uchitelya. -M.: Prosveschenie, 1988. - 318 s.

12. Applikatsii po istorii Drevnego mira i metodicheskoe rukovodstvo k nim: Uchebno-naglyadnoe posobie. - M.: Prosveschenie, 1991. - 53 s.; XVIII kompozitsiy.

13. Tutmos. Illyustrirovannaya seriya «Istoriya v kartinkah». Dlya mladshego shkol’nogo vozrasta. - M.: Izdatel’skiy Tsentr detskoy knigi, 1994. -31 s.

14. Padenie Rima. Illyustrirovannaya seriya «Istoriya v kartinkah». Dlya mladshego shkol’nogo vozrasta. - M.: Izdatel’skiy Tsentr detskoy knigi, 1994. - 31 s.

15. Zadaniya i zadachi po istorii Drevnego mira: Posobie dlya uchitelya. - M.: Prosveschenie, 1996. - 144 s.

16. Istoriya Drevnego mira i Srednih vekov. Spravochnye materialy. 5-6 klassy. -M.: Drofa, 1997. - 127 s. (V soavtorstve s I.S. Sventsitskoy.)

17. Istoriya Srednih vekov: Uchebnik dlya 6 klassa obscheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy. - M.: Drofa, 2002. - 2-e izd., 2003. - 320 s. (V soavtorstve s G.A.Rtischevoy.)

18. Istoriya Srednih vekov. 6 klass: Rabochaya tetrad’. — M.: Drofa, 2003. — 128 s. (V soavtorstve s G.A. Rtischevoy.)

19. Istoriya Srednih vekov: Uchebnik dlya 6 klassa obscheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy . - 2-e izd. - M.: Prosveschenie, 2007. - 288 s. (V soavtorstve s A.A. Vigasinym i G.A. Rtischevoy.)

20. Rabochaya tetrad’ po istorii Srednih vekov. 6 klass. - M.: Prosveschenie, 2006. - 96 s. (V soavtorstve s G.A. Rtischevoy.)

21. Istoriya Drevnego mira. Rabochaya tetrad’. 5 klass: V 2-h vypuskah. -Vyp. 1: Zhizn’ pervobytnyh lyudey. Drevniy Vostok. - 13-e izd., dorab. - M.: Prosveschenie, 2009. - 80 s.

22. Istoriya Drevnego mira. Rabochaya tetrad’. 5 klass: V 2-h vypuskah. -Vyp. 2: Drevnyaya Gretsiya. Drevniy Rim. - 13-e izd., dorab. - M.: Prosveschenie, 2009. - 80 s.

23. Metodicheskoe posobie po istorii Drevnego mira. 5 klass: Posobie dlya uchitelya. - 2-e izd. - M.: Prosveschenie, 2009. - 352 s.

24. Istoriya Drevnego mira: Uchebnik dlya 5 klassa obscheobrazovatel’nyh uchrezhdeniy. - 16-e izd. - M.: Prosveschenie, 2009. - 287 s. (V soavtorstve s A.A. Vigasinym i I.S. Sventsitskoy.)

25. Istoriya Srednih vekov. Pourochnye razrabotki. 6 klass: Posobie dlya uchitelya. - M.: Prosveschenie, 2009. - 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.