Научная статья на тему 'Научно-методические основы рейтинговой оценки знаний студентов в цикле социально-гуманитарных дисциплин'

Научно-методические основы рейтинговой оценки знаний студентов в цикле социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SCIENTIFICALLY-METHODICAL BASES / A RATING ESTIMATION / SOCIALLY-HUMANITARIAN DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунёва Раиса Маратовна

Автор статьи считает, что сегодня главным аспектом широкого внедрения рейтинга в вузовскую практику является, прежде всего, повышение психолого-педагогической компетентности преподавательского корпуса, особенно, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL BASES OF THE RATING ESTIMATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS IN THE CYCLE OF SOCIALLY-HUMANITARIAN DISCIPLINES

The Author of article considers, that today the main aspect of wide introduction of a rating in high school practice is, first of all, increase of psihologo-pedagogical competence of the teaching case, especially, teachers of socially-humanitarian disciplines.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы рейтинговой оценки знаний студентов в цикле социально-гуманитарных дисциплин»

P.M. Петрунёва

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ЦИКЛЕ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: научно-методические основы, рейтинговая оценка, социально-гуманитарные дисциплины.

Keywords: scientifically-methodical bases, a rating estimation, social-ly-humanitarian disciplines.

Аннотация: Автор статьи считает, что сегодня главным аспектом широкого внедрения рейтинга в вузовскую практику является, прежде всего, повышение психолого-педагогической компетентности преподавательского корпуса, особенно, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин.

Аbstract: The Author of article considers, that today the main aspect of wide introduction of a rating in high school practice is, first of all, increase of psihologo-pedagogical competence of the teaching case, especially, teachers of socially-humanitarian disciplines.

Переход к Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, ожидаемый в 2007 году, так и не состоялся. Судя по степени готовности новых ФГОСов и легкой панике, царящей в рядах разработчиков, набор абитуриентов и в 2010 году вузы будут проводить на основе ГОСов старого поколения. Новые стандарты инициировали очень много проблем в дидактическом отношении. Пока нам не довелось ознакомиться со сколько-нибудь убедительной технологией перехода от традиционной модели специалиста к компетентностной. Ясно, что здесь появился целый пласт объективных трудностей, из которых мы остановимся только на одной.

Если отбросить нагрузку по дисциплине «Физическое воспитание», которую традиционно считают гуманитарной, то в целом доля социально-гуманитарных дисциплин изменится не сильно - с 18 процентов до 15. Но если посмотреть на то, что должны уметь студенты по окончании

курса социально-гуманитарных дисциплин, то становится очевидным, что традиционная технология обучения объективно не в состоянии обеспечить весь требуемый набор компетенций! Для примера приведу несколько компетенций, перечисленных в проекте ФГОСа по направлению 220500 «Стандартизация и метрология» для гуманитарного, социального и экономического цикла:

- способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности элементарные навыки работы с компьютером (ИК-1);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка (ИК-2);

- способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ИК-3);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК- 4);

- способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-1);

- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-2);

- готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов (СЛК-3);

- готовность руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, стремиться к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; способность к сотрудничеству (СЛК-4) (прим: ИК - инструментальные компетенции, СЛК

- социально-личностные и общекультурные компетенции).

Очевидно, что традиционные подходы к организации учебного процесса по ГСЭ-блоку не в состоянии обеспечить формирование указанных компетентностей. Понятно, что в «чистом виде» ни один из этих навыков не формируется при традиционных методах изучения гуманитарных наук. Нужны какие-то интегрированные методы и обучения, и контроля знаний, которые позволяли бы актуализировать механизмы формирования указанных компетентностей в учебной, а также внеучебной деятельности. Это связано с тем, что на

гуманитарные дисциплины и соответствующие им компетентности приходится небольшое количество зачетных единиц, а формируемые компетентности носят системный характер и осваиваются студентом только при выполнении сложных творческих учебных поручений с большой долей самостоятельной работы.

Гуманитарная подготовка технических специалистов должна сопровождаться, на наш взгляд, не только освоением ценностей и смыслов гуманитарного знания, но и внедрением рациональных методов и подходов в практику преподавания дисциплин социальногуманитарного блока. Одним из таких подходов может являться способ оценки знаний студентов в цикле гуманитарных дисциплин на основе объективных методик. Актуальность данной задачи представляется нам очевидной в связи с наличием ряда противоречий в системе гуманитарной подготовки будущих технических специалистов. Назовем только наиболее значимые из них. Прежде всего, это противоречие, связанное с фрагментарным характером гуманитарной подготовки технических специалистов, с одной стороны, и объективной необходимостью формирования в сознании инженера целостной картины мира, - с другой. Следующее противоречие - между структурой и содержанием гуманитарных дисциплин и количеством часов, отведенных на их изучение - наметилось в связи с тенденцией снижения качества социогуманитарного образования. Несмотря на то, что сейчас социально-гуманитарные дисциплины занимают около 25 % учебного времени студентов, говорить о повышении качества гуманитарной подготовки будущих инженеров вряд ли справедливо. Проблема состоит в том, что дидактическая система высшей технической школы построена на автономности гуманитарного и технического знания. Эти две различные семиотические области знания циркулируют в системе подготовки специалистов в практически не пересекающихся плоскостях: преподаватели-гуманитарии не знают, где в практической деятельности инженера можно использовать знания по их предмету, а преподаватели-«технари» мало задумываются о всеобщности законов развития материи, природы, техники и технологии, общества. Хотя именно в инженерной деятельности тесно сплелись проблемы материального и духовного производства, социосферы, биосферы и техносферы [1]. Поэтому гуманитарное знание представляет ценность для инженера только в связи с его неразрывностью с естественнонаучным и техническим знанием, а вот этого как раз существующие учебные планы и сама идеология инженерного образования не позволяют достигнуть [2, 3]. Кроме того, основным видом аудиторной работы на гуманитарных дисциплинах является лекция и семинар. Причем текущие (оперативные) знания студента оцениваются

преподавателем исключительно на семинарах, чаще всего как результат устного выступления студента. Однако времени на семинаре объективно недостаточно, чтобы выслушать выступления всех двадцати - двадцати пяти человек. В результате на одном занятии могут быть оценены преподавателем всего три - пять человек. При этом другие студенты, подготовленные к занятию, не имеют возможности проявить свои знания. Важными противоречиями в системе гуманитарной подготовки технических специалистов являются противоречия между слабо формализованным содержанием гуманитарных наук (что не является характерным для технических наук) и объективной необходимостью сплошного формализованного контроля знаний студентов; между ориентировкой в сфере человековедения на ценности, на понимание, а не на объективные истины как на когнитивный эталон (как это принято в точных дисциплинах), и необходимостью объективной количественной оценки уровня и качества гуманитарной подготовки студентов. При этом отсутствие строгих критериев истинности в гуманитарных знаниях дает возможность преподавателю оценивать знания студента в соответствии со своими личными академическими и аксиологическими пристрастиями, которые могут расходиться с личной системой ценностей студента. Проблема осложняется также процессом переоценки ценностей, идущим в современном российском обществе: системы ценностей субъектов образования могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие друг с другом, что особенно видно на примере дисциплины «Политология».

Объективная необходимость усиления гуманитарной подготовки будущих инженеров не всегда вызывает прилив энтузиазма у студентов со слабой мотивационной базой. Поэтому обязательные и разнообразные виды учебных поручений создают устойчивую мотивацию к активному поиску нового знания и опыта. Особенно важен в этих обстоятельствах индивидуальный подход в формировании персональных заданий студентам в сочетании со свободой выбора формы, тематики, методов. Обязательным условием активизации познавательной активности студентов является постоянный контроль и требовательность со стороны преподавателя. При распространении на дисциплины всех блоков единого подхода в оценке знаний студентов у субъектов образования формируется целостная картина образования, дисциплины гуманитарного блока не воспринимаются как второсортные предметы в техническом вузе, чуждые культуре рационального знания.

Сущность рейтингового контроля в блоке социальногуманитарных дисциплин. В ВолгГТУ на протяжении ряда лет действует система рейтингового контроля знаний студентов. Однако применение стандартной для технических дисциплин методики вызывает ряд затруднений по блоку социально-гуманитарных дисциплин. Во-первых, стандартная методика рассчитана на все виды учебных поручений студентов, в то время как не все виды этих поручений в силу специфики естественнонаучных дисциплин имеют место в социально-гуманитарном блоке. Во-вторых, по гуманитарному блоку методически трудно организовать такие задания студентам, чтобы их можно было оценивать по формальным признакам, так как имманентные качества гуманитарных дисциплин, как правило, требуют развернутого ответа на поставленные вопросы, понимания проблематики, при этом большое значение приобретает личное отношение студентов к поставленному вопросу. По этой причине ответы студентов носят некомпактный, содержательно варьируемый, неоднозначный характер. Это затрудняет быструю и адекватную их проверку преподавателем. В-третьих, а может быть, это есть главная причина, традиционно знания студентов по дисциплинам рефлексивного характера оценивались в виде устного ответа или личного собеседования с преподавателем.

В целях повышения качества социогуманитарной подготовки будущих инженеров, формирования в их сознании целостной картины мира, организации единого подхода к оценке знаний студентов по всем образовательным программам и уровням кафедрами социально-гуманитарного цикла на базе принятой в ВолгГТУ методики была разработана система рейтингового контроля, при этом соблюдались следующие принципы:

1. Принцип предметной автономии и социально-культурной детерминации: при перекрывании предметных областей в содержательную часть рейтингового контроля каждой из этих дисциплин могут входить одни и те же дидактические единицы, но с учетом специфики дисциплин, например, социология и психология.

2. Принцип кратности контроля по видам рейтинга. Одна и та же дидактическая единица содержания образования должна контролироваться как минимум дважды, а, может быть, при объективной потребности и трижды, но в различных формах (текущий контроль, рубежный, итоговый).

3. Принцип комплементарности контроля - взаимодополняемости методов контроля как по виду контроля, формам его проведения, так и по охвату дидактических единиц.

Рейтинговый контроль выполняет ряд важных дидактических функций:

- познавательно-диагностическая, благодаря которой стимулируется познавательно-учебная активность студентов и осуществляется диагностика учебных достижений;

- когнитивно-рациональная, воспроизводящая гуманитарные знания, благодаря которой инициируются достаточно развитые у студентов-«технарей» когнитивно-познавательные механизмы освоения знания (при этом затрагиваются также эмоциональноволевые процессы и тонкие психические движения в сознании субъекта учения, повышается целостность гуманитарного знания, его доступность для освоения, ценность для обучающегося);

- интегративная, объединяющая рационально-гностический и эмоционально-волевой аспекты гуманитарного знания, способствующая формированию глобальных профессиональных компетентностей;

- унифицирующая, определяющая требования по всем блокам дисциплин для создания устойчивой мотивации студентов в течение всего периода обучения;

- структурирующая, улучшающая организацию и повышающая доступность малоформализованного содержания гуманитарного знания для студентов вследствие того, что структура рейтингового контроля изоморфно отражает структуру гуманитарного знания и включают в себя рационально-гностический аспект.

Виды рейтингового контроля. В зависимости от целей, различают формальный и неформальный контроль. Цель формального контроля состоит в оценке усвоения студентами фактологического материала (события, даты, факты, имена, формулировки, понятийный аппарат), поэтому чаще всего он оформляется в виде формализованных тестов учебных достижений. Цель неформального контроля заключается в оценке степени усвоения и понимания студентами ценностно-содержательного аспекта дисциплины. Поэтому и контрольные мероприятия проходят в виде устной беседы (опрос, диалог, дискуссия), контрольной работы, письменного опроса, эссе, предметных олимпиад и конференций, статей для студенческого сборника, составления предметных кроссвордов и структурнологических схем и т.п.

Таксономия рейтингового контроля в цикле социальногуманитарных дисциплин. При изучении дисциплин гуманитарного цикла предусматривается ряд контрольных испытаний. Стартовый контроль предназначен для объективного выявления уровня знаний

и навыков студентов в начальный момент изучения данной дисциплины или ее логических предшественников.

Текущий контроль осуществляется в течение всего срока изучения дисциплины и включает следующие виды учебных поручений:

• вводный контроль - предварительный устный или письменный опрос, который проводится перед семинаром по определенной теме;

• конспектирование первоисточников, аннотирование; реферирование;

• подготовка рефератов по заданным темам (или другие виды организуемой самостоятельной работы студентов (ОргСРС));

• выполнение творческого задания (эссе по заданной теме, составление или решение кроссворда по темам рабочей программы, подготовка и участие в предметной олимпиаде, выступление на студенческой конференции, подготовка научной статьи и проч.).

Рубежный контроль имеет своей целью выяснение степени успешности освоения программы и выполнения учебного плана в установленные контрольные сроки.

Заключительный контроль позволяет определить итоговую оценку по дисциплине и проводится в виде экзамена или зачета, суммирующего результаты всех запланированных контрольных мероприятий. Максимально студент может набрать 100 баллов: 60 - в течение семестра, 40 - на экзамене или зачете. Кроме того, студент может «заработать» добавочные баллы, выполняя задания «произвольной программы», то есть дополнительные (необязательные) задания по дисциплине.

Распределение баллов рейтинга по отдельным видам учебных поручений и контрольных испытаний варьируется на разных дисциплинах гуманитарного блока. Несмотря на то, что распределение нагрузки по различным дисциплинам гуманитарного блока по всем направлениям бакалавриата одинаково, распределение баллов по различным видам учебных поручений может отличаться. Эта оценка зависит, прежде всего, от вклада конкретного учебного поручения в общую подготовку студента. Наивысший рейтинг по дисциплине студент может получить лишь при условии активного выполнения дополнительных заданий, участия в дискуссиях, оппонировании выступлениях, подготовке устных докладов и т.д. Дополнительные задания формируются совместно студентом и преподавателем и могут охватывать все виды занятий по дисциплине: изучение теоретического курса, участие в научной работе кафедры под руководством преподавателя, самостоятельная разработка и выполнение студентом наглядных пособий (плакатов, моделей и т.д.), подготовка обзора по заданной теме по материалам Интернета и т.п. Баллы за вы-

полнение дополнительных видов работ и устные выступления на семинаре проставляются за счет баллов итогового контроля (см. таблицу).

Таблица

Виды учебных поручений для рейтингового контроля знаний студентов по социально-гуманитарным дисциплинам

Вид контроля и дисциплины Философия Социология Политология Иностранный язык Русский язьк История

Стартовый контроль 1. Письменная работа 2 Тестирование 3. Участие в деловой игре 1. Письменный опрос 1.Письменный опрос 2 Тестирование 1. Тестирование 1. Тестирование 1. Тестирование

Текущий контроль 1. Тестирование 2 Реферат 3. Научная статья 4. Логическая схема первоисточника 5. Творческое задание 6. Логическая схема темы 7. Сбор и анализ статистического материала 8. Работа над философской терминологией 1. Письменный опрос 2 Устный опрос 3. Реферат 4. Творческое задание (статья, конферен- ция, олимпиада) 1 Конспектирование первоисточников 2 Реферат 3. Творческое задание (эссе, кроссворд, статья, выступление на конференции, олимпиаде 1. Упражнения 2 Чтение и перевод 3. Устная беседа 1. Письменный опрос 2 Конспектирование лингвистических пособий 3. Минисочинение 4. Выступление 5. Социально-речевой эксперимент 1. Письменный опрос 2 Конспектирование 3. Аналитическая работа 5. Выступление на семинаре 6. Оппонирование

Промежуточный (рубежный) контроль 1. Контрольная работа 2 Контрольный опрос 3. Собеседование 4. Коллоквиум 1. Контрольная работа 2 Контрольный опрос 3. Участие в деловой игре 4. Практическое задание (социометрия, расчет индексов, 1. Контрольная работа 1.Программирова ние. контрольная работа 2 Контрольный устный опрос 3. Семестровая работа 1. Письменная контрольная работа 1. Собеседование (коллоквиум) 2 Письменная контрольная работа 3. Тестирование

Итоговый Экзамен Зачет Зачет Зачет Зачет Экзамен

В результате проведенных методических и организационных мероприятий нами была разработана инвариантная часть методики рейтинговой оценки знаний студентов по гуманитарному блоку. Особенности преподавания различных дисциплин отражены в вариативной части. Это коснулось, главным образом, форм и содержания творческого задания: например, на кафедре философии широко практикуется такая нетрадиционная для других дисциплин форма, как составление структурно-логической схемы первоисточника; на кафедре истории, культуры и социологии - участие студентов в поисковой работе, связанной с историей нашего университета, или участие в социологических исследованиях и т.д. Система рейтингового контроля разработана не только для всех базовых дисциплин гуманитарного блока, но и для всех элективных.

Несмотря на проведенную работу, остался ряд нерешенных проблем, а именно: слабая формализация содержания дисциплин гуманитарного блока не позволяет широко внедрять методы формализованного контроля; низкая психологическая готовность преподавателей гуманитарных дисциплин затрудняет широкое использование информационных технологий обучения. Необходима дополнительная методическая работа по формированию дидактического материала для формализованного контроля (вопросы для письменного опроса, билеты для машинного опроса и т.п.). И наконец, отсутствие единого методологического подхода к оценке гуманитарных знаний студентов технических вузов создает определенные трудности при сравнении их достижений при аттестации образовательных программ или при переходе из одного вуза в другой. Но главная проблема внедрения рейтинга в гуманитарные дисциплины носит все-таки субъективный характер. Как показали исследования психолого-социологической службы нашего университета, студенты в целом оценивают рейтинговую систему положительно и приветствуют ее внедрение. А вот преподаватели социально-гуманитарных дисциплин сами во многом недооценивают роль этого мощного инструмента и не прилагают достаточных усилий для актуализации этой методики, часто относясь к ней слишком формально. Нам представляется, что сегодня главным аспектом широкого внедрения рейтинга в вузовскую практику является, прежде всего, повышение психолого-педагогической компетентности преподавательского корпуса, особенно, как ни странно, преподавателей социальногуманитарных дисциплин.

1. Петрунева, Р.М. Социоинженерные задачи // Высшее образование в России. 2003. №3.

2. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В.С. Леднев. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 1991. - 224 с.

3. Петрунева, Р.М. Гуманитаризация инженерного образования: методология и практика [Текст] : монограф. / Р.М. Петрунева. -Волгоград, 2000.

4. Сеногноева, Н.А. Тесты в работе студентов // Высшее образование сегодня. 2005. №11. - С.49-51.

5. Проблемы реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов высших учебных заведений // Материалы семинара вузов Поволжья и Урала, 13-15 мая 2003 г. Волгоград : РПК «Политехник».

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - М. : ЛОГОС, 2000. -384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.