2. Найти три последние цифры произведения: 1 • 2 • 3 • 4 • ... • 17 • 18
3. Какую цифру нужно приписать к числу 97 справа и слева, чтобы полученное число делилось на 27? Мною приведены несколько примеров.
Список литературы:
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
3. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М., 1994.
5. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.
7. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
8. http://m.wikipedia.org/wiki/Творчество.
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
© Карагулов Ш.*
Кыргызско-Китайский институт при Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына, Кыргызская Республика, г. Бишкек
Одним из наиболее перспективных среди инновационных форм и методов обучения, используемых в вузах, является модульно-рейтинговая технология обучения. В статье обосновывается эффективность применения модульного обучения и рейтингового контроля знаний студентов.
В настоящее время широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию, получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением на высоком университетском уровне.
Обучение с использованием рейтинга применяется в вузах достаточно давно, и является сегодня важной составной частью новых технологий. Од-
* Заведующий информационно-техническим отделом.
ной из таких технологий, сочетающих в себе элементы классического подхода и новые формы обучения и контроля, является модульно -рейтинговая система.
Основой модульной системы является разбиение курса на модули, которое, по своей сути, близко к принятому разбиению курса на темы, сложившемуся на основе определённых традиций. Такой подход позволяет выделить группы основных фундаментальных понятий, логично и компактно сгруппировать материал (большинство дисциплин, как правило, получает семестровую протяженность), избежать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах. Для обучаемого модульная система дает целостное представление об учебной дисциплине в ее межпредметных связях, создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний.
Учебный модуль представляет собой логически законченный самостоятельный раздел дисциплины, объединяющий ряд тем в соответствии с рабочей программой. Цель разработки модулей - расчленить содержание дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определить для всех частей дисциплины целесообразные виды и формы обучения, согласовать их во времени и объединить в единый комплекс.
Будучи крупным разделом дисциплины, модуль может представлять собой фундаментальное понятие дисциплины - явление, закон, структурный план и так далее, или группу взаимосвязанных понятий. Обычно семестровый курс лекций делят на несколько модулей аналогично принятому программой делению курса на разделы, подразделы, основные темы.
Основным ядром учебного модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы студента.
Модульный метод обучения предусматривает чтение проблемных и установочных лекций, дающих обобщенную информацию по узловым вопросам курса и направленных на развитие творческих способностей студента. Матери ал практических и лабораторных занятий каждого модуля должен быть проработан в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков (овладения методикой расчетов, решения задач с использованием вычислительной техники, навыков проведения инженерного и научного эксперимента с применением современной аппаратуры и так далее).
Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в процессе обучения. В частности, для каждого моду ля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения, программа модуля снабжается списком рекомендуемой литературы.
К преимуществам модульного обучения относятся системный подход к построению структуры дисциплины, самих образовательно-профессиональных программ и определению их содержания; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры модульного построения курса и самих образовательно-профессиональных программ; эффективный контроль знаний студентов; возможность индивидуализации обучения и установления индивидуального рейтинга обучаемого; возможность реализации методических принципов развивающего обучения, при которых создаются предпосылки для творческой деятельности студента.
Количество модулей по дисциплине в каждом семестре должно быть не более трех. Ограничение количества модулей создает предпосылки для оптимальной организации непрерывного текущего контроля знаний студента и организации учебного процесса в целом.
Важным и ответственным этапом проектирования и внедрения модуль-но-рейтинговой технологии обучения является этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных с точки зрения педагогики методов и организационных форм обучения, самых современных средств предъявления информации, невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, умений и навыков студентов и отсутствует обратная связь.
Итак, модульно-рейтинговая технология обучения предполагает обязательность количественного представления уровня обученности студента и, следовательно, предусматривает рейтинговую систему диагностики образовательного процесса, которая позволяет обеспечить постоянный мониторинг качества образовательного процесса и повысить объективность в оценке знаний. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний, к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучающемуся развивать в себе адекватную самооценку.
Объектом мониторинга являются результаты обучения, а также средства, которые используются для их достижения. Мониторинг позволяет определить, каково состояние умений и навыков, обучающихся на данном этапе обучения, в какой мере реализуется образовательная технология и насколько она эффективна.
В качестве внутренних условий модульного обучения, обеспечивающих высокий уровень активности обучающегося, его максимальное взаимодействие с содержанием познания, выступает мотивация познавательной деятельности. Система мотивов в условиях модульной технологии помимо собственно познавательных и профессиональных мотивов включает мотивы достижения, которые реализуются через рейтинговый контроль.
Контроль учебных достижений при модульном обучении организуется в виде цикличного управления, что реализует принцип обратной связи, обеспечивающий регулирование образовательного процесса.
Представление обучающемуся в начале процесса обучения видов и содержания контрольных процедур с указанием их максимального рейтинга реализует еще один специфический принцип модульного обучения - принцип осознанной перспективы.
Технология модульного обучения предусматривает осуществление контроля на различных этапах процесса изучения дисциплины. Такой систематический контроль позволяет иметь непрерывную информацию о качестве усвоения учебной информации.
Контрольные процедуры при модульном обучении являются средством оценивания уровня обученности студентов с позиций норм и требований профессиональной деятельности. Результат обученности может быть определен как степень достижения интегрирующих дидактических целей каждого модуля.
Основным показателем является объективность оценки, поэтому в самом начале изучения модуля, обучающиеся должны четко знать систему рейтингового контроля и критерии оценки знаний.
Для оценивания достигнутых результатов обучения предпочтительно использовать рейтинговую систему. Рейтинговая система оценки знаний представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу обучающихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний, к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучающемуся развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
Введение рейтинговой системы контроля знаний позволяет повысить активность и качество работы студентов в течение семестра и всего периода обучения, более объективно оценивать студентов по уровню знаний и творческих способностей в группе, потоке, на курсе и определить их дальнейший путь обучения по ступеням бакалавра и дипломированного специалиста, прогнозировать успеваемость студентов на последующий этапы обучения. А также развивать у студентов такие социально-значимые качества личности, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность, стремление освоить изучаемую дисциплину.
Под рейтингом здесь будем понимать количественный показатель состояния или результатов по определенному виду деятельности субъекта или объекта, позволяющий оценить степень превосходства их по сравнению с другими субъектами или объектами.
Рейтинговая система предусматривает непрерывный поэтапный контроль знаний студентов на протяжении семестра и всего периода обучения.
При этом рабочие программы изучаемых дисциплин формируются преподавателем в виде блока логически законченных модулей. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Итоговым контролем знаний по дисциплине является экзамен или зачет. Под контролем знаний в системе учебной деятельности следует понимать совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения, оценить, как усвоен студентом материал учебной программы.
В систему контроля знаний входят устный опрос, контрольная работа, тест, проверка расчетно-графических заданий, рефератов, отчетов по лабораторным работам, коллоквиум, зачет и экзамен.
В графике текущего контроля должны быть обозначены все контрольные точки по всем формам контроля и учебным процедурам. На первом занятии по дисциплине преподаватель обязан довести до сведения студентов график контроля и критерии оценки знаний по всем формам контроля и учебным процедурам.
Реализацию непрерывного контроля знаний согласно указанным графикам преподаватель осуществляет в часы текущего контроля и плановых консультаций.
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем (преподавателями), ведущим лекционные и семинарские занятия. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине. По возможности он проводится на каждом аудиторном занятии. Оптимальные формы и методы текущего контроля: устное выборочное собеседование, письменные и устные фронтальные опросы, проверка и оценка выполнения практических заданий и др.
Это наиболее оперативный вид контроля, при котором выявляется степень понимания учебного материала, его усвоения, умение студентов применять знания в решении практических задач.
Промежуточный (рубежный) контроль успеваемости студентов осуществляется ведущим преподавателем по каждому дисциплинарному модулю дисциплины в сроки, установленные графиком учебного процесса. При промежуточном контроле преподавателем выставляется промежуточная рейтинговая оценка, представляющая собой сумму всех рейтинговых баллов, полученных студентом при изучении дисциплинарного модуля.
Формы и методы проведения промежуточного контроля могут быть как устные, так и письменные. Устный контроль предусматривает проведение коллоквиума, который позволяют в течение одного учебного занятия проверить, во-первых, знание обучающимися основного учебного материала, во-вторых, проверить умение рационально использовать его для решения практических задач, в-третьих, умение грамотно объяснять полученные результаты.
Результаты сдачи коллоквиумов обсуждаются с каждым студентом индивидуально во время ответа, а в заключительной части занятия проводится анализ выступлений, подводится общий итог и выставляется индивидуальный рейтинговый балл. Письменный контроль осуществляется в виде контрольной работы, тестирования (бланочного или компьютерного).
Итоговый контроль успеваемости студентов, включает в себя сдачу зачета или экзамена по дисциплине и выставление итоговой рейтинговой оценки, включая рейтинговые баллы за выполненную самостоятельную работу творческого обобщающего характера. Рейтинг итогового контроля вычисляется на основании установленной шкалы баллов, входит в рейтинговую сумму баллов по дисциплине.
Автоматизация процедуры контроля усвоения знаний дает возможность провести всестороннюю и полную их проверку. При традиционной организации особенно промежуточного контроля из-за дефицита времени он носит эпизодический характер и не охватывает всех обучающихся. При использовании персонального компьютера каждый студент выполняет задание и получает оценку, причем она не зависит от субъективного отношения преподавателя к конкретному студенту. Тестирование с помощью формализованных методов повышает объективность контроля и обеспечивает его стандартизацию.
Кроме того, использование компьютерной технологии для выполнения контролирующих задач экономит время преподавателя, избавляет его от выполнения трудоемкой и долговременной работы по проверке контрольных заданий, освобождает время для совершенствования других аспектов его профессиональной деятельности, для воспитательной работы, самообразования.
Необходимо отметить, что научные и организационные задачи, встающие при создании системы мониторинга качества профессионально-педагогического образования, весьма сложны, а их решение требует существенных затрат и усилий. Однако результаты, которые можно получить от ее применения, еще более важны для анализа и дальнейшего развития учебного процесса.
Список литературы:
1. Вилинский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2005.
2. Загвязинский В.И. Теории обучения: современная интерпретация. -М., 2006.
3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2006.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2006.
5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 2005.