Научная статья на тему 'Научно-исследовательское основание профессионального музыкального образования'

Научно-исследовательское основание профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICIAN'S CREATIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / ТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёгин Н. В.

В статье представлены научно-исследовательские основания развития студенческой науки, освещены результаты анализа творческой функции исполнителя и педагога, роль научной работы музыканта-исполнителя. Выявлены инновационные технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих музыкально-образовательных сред, требующие усовершенствованных средств, методов обучения и учебных пособий нового поколения. Психодидактическая система музыкальной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Востребуются новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель музыкант-ученик учебная информация музыкально-исполнительская деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC BASIS OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION

The article presents the research bases for the development of student science, the results of the analysis of the creative function of the performer and teacher, the role of the scientific work of the musician-performer. Innovative technologies based on a polydisciplinary basis have been identified, having a personality-value orientation of designing a new type of developing musical and educational environments that require improved means, methods of teaching and teaching aids of the new generation. The psychodactical system of musical activity deepens the development of specific areas of the psyche in the educational process and fixes them with the sensory sphere. New interactions in the system of relations “musician-teacher musician-student educational information music-performing activity” are claimed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательское основание профессионального музыкального образования»

References

1. Borodina E.N., Saryglar T.S. Nravstvennoe vospitanie detej cherez tuvinskie narodnye prazdniki i razvlecheniya. Bashky, 2010; 4.

2. Timofeeva L.L., Koroleva N.I. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v processe formirovaniya kul'tury bezopasnosti u uchaschihsya. Upravlenie nachal'nojshkoloj. 2014; 1: 40.

3. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006.

4. Boldyreva N.G., Zvereva L.A., Ryabinina S.I. Semejnye tradicii kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2015; 22: 753 - 755.

5. Lyahova O.M. Vozrozhdenie semejnyh tradicij kak osnova social'nogo partnerstva pedagogov i roditelej uchaschihsya. Upravlenie nachal'noj shkoloj. 2014; 1: 51 - 56.

Статья поступила в редакцию 16.05.18

УДК 001.92:378.1-057.875:78.071.2

Seryogin N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting,

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SereginNV@yandex.ru

THE SCIENTIFIC BASIS OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION. The article presents the research bases for the development of student science, the results of the analysis of the creative function of the performer and teacher, the role of the scientific work of the musician-performer. Innovative technologies based on a polydisciplinary basis have been identified, having a personality-value orientation of designing a new type of developing musical and educational environments that require improved means, methods of teaching and teaching aids of the new generation. The psychodactical system of musical activity deepens the development of specific areas of the psyche in the educational process and fixes them with the sensory sphere. New interactions in the system of relations "musician-teacher - musician-student - educational information - music-performing activity" are claimed.

Key words: musician's creativity, pedagogical process, research work.

Н.В. Серёгин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования,

Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: SereginNV@yandex.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены научно-исследовательские основания развития студенческой науки, освещены результаты анализа творческой функции исполнителя и педагога, роль научной работы музыканта-исполнителя. Выявлены инновационные технологии, построенные на полидисциплинарной основе, имеющие личностно-ценностную направленность проектирования нового типа развивающих музыкально-образовательных сред, требующие усовершенствованных средств, методов обучения и учебных пособий нового поколения. Психодидактическая система музыкальной деятельности углубляет развитие конкретных областей психики в образовательном процессе и закрепляет их чувственной сферой. Востребуются новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность».

Ключевые слова: творчество музыканта, педагогический процесс, научно-исследовательская работа.

Для профессионального музыкального образования неотъемлемым является педагогическое и научное наполнение. Творчество музыканта, с одной стороны, выражается в своеобразных особенностях звукового воплощения музыкальных произведений, а с другой - зависит от положительных воздействий педагогического процесса на его творческую функцию [1]. Содержание этих воздействий требует специальных исследований фундаментального и прикладного характера.

Анализируя курсовые, дипломные работы, диссертационные исследования, мы пришли к выводу, что исполнительские проблемы в них по большинству параметров выходят на необходимость глубоких научных изысканий в области педагогики и психологии [2]. Такая ситуация имеет жизненное основание, поскольку первым своим пробуждением природная творческая функция может быть обязана рациональному педагогическому руководству.

Отрицательные воздействия на творчество исполнителя со стороны педагога всегда связаны с недостатками знаний, и, как следствие, неумелым руководством, ошибками в стратегии и тактике развития музыканта. Именно эти недостатки, а по сути своей - факты отрицательной педагогической подготовки и формируют чаще всего ту или иную степень заторможенности музыканта, задержку в его развитии и культуре природной творческой функции.

Основной базой и первой предпосылкой развития исполнительского творчества является рациональная техническая школа, усваиваемая под руководством педагога. Всесторонняя культура художественного ритма в совокупности с определённой метрической установкой конкретного музыкального произведения составляет перспективу развития исполнительского искусства [3]. Соответственно, в этом направлении находится непосредственная и постоянная забота хорошего педагогического руководства. Усвоение основ художественной фразировки и

оформления архитектоники целого музыкального произведения, приёмов такого оформления, наконец, уяснение характера и содержания исполняемой музыки являются дальнейшими категориями воздействия педагога на творческую функцию исполнителя.

Всю эту систему взаимодействий и взаимовлияний необходимо исследовать. В противном случае обучающийся с преподавателем идёт по пути проб и ошибок. Отрицательное воздействие плохого руководства на исполнительское творчество ученика заключается, прежде всего, в невнимании или, что гораздо хуже, в непонимании причин и сущности элементарных просчётов ученика. Сюда мы относим технические недочеты, метроритмические и фразировочные недостатки. Каждый из этих отрицательных факторов служит тормозом, затрудняющим развитие творческой функции учащегося. Вместе или в отдельности эти недостатки, годами допускаясь в исполнение, могут подавить любую творческую одарённость.

Для того чтобы творчество музыканта проявлялось свободно и во всей своей полноте, необходимо, чтобы исполнитель обладал всеми требуемыми для этого данными. Научная работа помогает конкретизировать и систематизировать необходимые знания и качества музыканта. Владение техникой исполнения, теоретическими познаниями и развитым художественным чувством приобретаются в период обучения и путем дальнейшей самостоятельной исследовательской работы. Они составляют основу индивидуального исполнительского творчества.

Все эти компоненты взаимосвязаны. Само по себе техническое оснащение, сколь бы совершенно и разносторонне оно не было, не может гарантировать исполнителю полного совершенства. Весьма важен факт того, что техника исполнителя, чтобы быть действительно средством к художественному исполнению, должна сама по себе быть художественной. Для этого ей недостаточно быть только механической. Важен

процесс исследования психодидактики музыкальной деятельности [4].

Художественный уровень техники характеризуют, прежде всего, динамика звука, художественная окраска динамических оттенков, качество звука во всех динамических градациях. Это высокое качество звуковой окраски является чаще всего результатом обработки природных данных исполнителя под руководством педагога и в процессе самостоятельной работы ученика над воспитанием исполнительской культуры.

Особо важным для свободного, полного и разностороннего проявления исполнительского творчества является теоретическое оснащение. Музыкально-теоретические познания служат орудием анализа структуры музыкальных произведений, строения звуковой ткани, ресурсом для организации отдельных звуковых элементов цельных звуковых образов и оформления архитектоники целого произведения. На этих знаниях основывается художественная сторона оснащения музыканта-исполнителя. Художественные ресурсы исполнительского творчества можно разделить на две большие группы.

Для правильного выбора музыкантом тех или других художественных элементов воплощения, той или другой динамики, окраски, ритма, фразировки необходимо воспитать художественное чутье, общую культуру исполнителя. Конкретизация и систематизация необходимых знаний и качеств музыканта проходит в процессе научной работы.

Для глубокого проникновения в содержание любого музыкального произведения недостаточно вокального подтекста, авторских ремарок, самой глубокой сопроводительной программы и одного только музыкального дарования. Необходимы ещё элементы большого жизненного опыта, чуткость, сочувствие к разнообразнейшим явлениям жизни, начитанность и широкий эмоциональный, а также умственный кругозор. В связи с последним следует иметь в виду все области логического мышления и широких мыслительных обобщений, область философии и научного исследования, оказывающие огромное влияние на обогащение внутреннего мира артиста [5].

Систематизация научно-исследовательской деятельности музыканта исходит из диагностики каждого элемента личности обучающегося, педагога, исполнителя, а также многочисленного инструментария, включающего, кроме собственно музыкально-инструментального и нотного материала, социально-культурную, социально-психологическую и психофизиологическую

Библиографический список

составляющие. При этом диагностируются все коммуникационные составляющие учебно-воспитательного и концертно-испол-нительского процесса, а также соответствие технологических решений уровню и содержанию выявленной проблематики. Они учитываются в каждом элементе обучения, востребованного непрерывным образованием. Такая диагностика предусматривает формирование инициативы ученика в процессе художественно-образовательной деятельности: обучение и воспитание строится по индивидуальным образовательным траекториям, по индивидуально проектируемым режимам художественно-исполнительской и образовательно-воспитательной деятельности, учитывающим неформальные и информальные формы обучения. Ученик вовлекается в сознательное становление себя, как субъекта художественно-творческой и образовательной деятельности - собственного развития. В результате дальнейшие диагностические срезы позволяют констатировать повышение уровня самостоятельности и мотивированности в образовании. Развивающееся самосознание формирует способность ученика самостоятельно работать с информацией в различных источниках, оттачивать ощущения исполнительского аппарата, проверять их достоверность, превращать информацию в знания, необходимые для решения стоящих перед ним проблем. Растущее самосознание порождает новую роль ученика в художественном образовании и востребует инновационную позицию и роль преподавателя. Востребует новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность» [2].

Важнейшим компонентом исполнительской и педагогической подготовки является научное исследование традиций: 1) сохранение прошлого опыта и 2) анализ достижений сегодняшней исполнительской практики. Передача из поколения в поколение творческих традиций, наряду с глубоким анализом современности - огромное, жизненно важное достижение современных научных исследований.

В целом, представленные компоненты исполнительской и педагогической подготовки музыканта складываются, основываясь на преемственности, накоплении из поколения в поколение, чем обусловливается дальнейший общий прогресс и устраняется опасность застоя. Исполнительское и психолого-педагогическое творчество требуют постоянного специального исследования. Научная работа помогает сохранить, конкретизировать и систематизировать опыт предшествующих поколений.

1. Майкопар С.М. Творчество музыканта-исполнителя. Москва: Директ-Медиа, 2011.

2. Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Алтайский государственный институт культуры. Барнаул: Изд-во Алт. гос. инст. культуры, 2017.

3. Жак-Далькроз Э. Ритм. Москва: Классика-ХХ1, 2006.

4. Серегин Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014.

5. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.

References

1. Majkopar S.M. Tvorchestvo muzykanta-ispolnitelya. Moskva: Direkt-Media, 2011.

2. Seregin N.V. Muzykal'naya pedagogika i psihologiya: monografiya. Altajskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. inst. kul'tury, 2017.

3. Zhak-Dal'kroz 'E. Ritm. Moskva: Klassika-HHI, 2006.

4. Seregin N. V. Psihodidaktika muzykal'noj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.

5. Teplov B.M. Psihologiya ipsihofiziologiya individual'nyhrazlichij. Moskva: Izdatel'ctvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO MOD'EK, 2004.

Статья поступила в редакцию 16.04.18

УДК 371

Sivova I.V., postgraduate, teacher, College of Gzhel State University (Gzhel, Russia), Е-mail: sivova.ira93@mail.ru

PROFESSIONAL CULTURE OF AN ARTIST. The article explores the basics of a notion of professional culture of an artist in terms logical process of detecting the structural members of the concept and identifying their scope and interconnections. The article provides a theoretical background on such concepts as culture, profession, professional culture, moral standards and ethics. The work lists particular features and characteristics of an artistic activity of an individual. The writer argues that high culture is a key element to the efficiency of any work and the key factor to the development of personal competencies of an art specialist. The key role in shaping professional culture of an artist is given to art educational institutions of various stages.

Key words: individual, culture, profession, artist, professional culture, artistic activity, moral standards, ethics.

И.В. Сивова, аспирант второго года обучения, преподаватель колледжа Гжельского государственного

университета, г. Гжель, Е-mail: sivova.ira93@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.