процесс исследования психодидактики музыкальной деятельности [4].
Художественный уровень техники характеризуют, прежде всего, динамика звука, художественная окраска динамических оттенков, качество звука во всех динамических градациях. Это высокое качество звуковой окраски является чаще всего результатом обработки природных данных исполнителя под руководством педагога и в процессе самостоятельной работы ученика над воспитанием исполнительской культуры.
Особо важным для свободного, полного и разностороннего проявления исполнительского творчества является теоретическое оснащение. Музыкально-теоретические познания служат орудием анализа структуры музыкальных произведений, строения звуковой ткани, ресурсом для организации отдельных звуковых элементов цельных звуковых образов и оформления архитектоники целого произведения. На этих знаниях основывается художественная сторона оснащения музыканта-исполнителя. Художественные ресурсы исполнительского творчества можно разделить на две большие группы.
Для правильного выбора музыкантом тех или других художественных элементов воплощения, той или другой динамики, окраски, ритма, фразировки необходимо воспитать художественное чутье, общую культуру исполнителя. Конкретизация и систематизация необходимых знаний и качеств музыканта проходит в процессе научной работы.
Для глубокого проникновения в содержание любого музыкального произведения недостаточно вокального подтекста, авторских ремарок, самой глубокой сопроводительной программы и одного только музыкального дарования. Необходимы ещё элементы большого жизненного опыта, чуткость, сочувствие к разнообразнейшим явлениям жизни, начитанность и широкий эмоциональный, а также умственный кругозор. В связи с последним следует иметь в виду все области логического мышления и широких мыслительных обобщений, область философии и научного исследования, оказывающие огромное влияние на обогащение внутреннего мира артиста [5].
Систематизация научно-исследовательской деятельности музыканта исходит из диагностики каждого элемента личности обучающегося, педагога, исполнителя, а также многочисленного инструментария, включающего, кроме собственно музыкально-инструментального и нотного материала, социально-культурную, социально-психологическую и психофизиологическую
Библиографический список
составляющие. При этом диагностируются все коммуникационные составляющие учебно-воспитательного и концертно-испол-нительского процесса, а также соответствие технологических решений уровню и содержанию выявленной проблематики. Они учитываются в каждом элементе обучения, востребованного непрерывным образованием. Такая диагностика предусматривает формирование инициативы ученика в процессе художественно-образовательной деятельности: обучение и воспитание строится по индивидуальным образовательным траекториям, по индивидуально проектируемым режимам художественно-исполнительской и образовательно-воспитательной деятельности, учитывающим неформальные и информальные формы обучения. Ученик вовлекается в сознательное становление себя, как субъекта художественно-творческой и образовательной деятельности - собственного развития. В результате дальнейшие диагностические срезы позволяют констатировать повышение уровня самостоятельности и мотивированности в образовании. Развивающееся самосознание формирует способность ученика самостоятельно работать с информацией в различных источниках, оттачивать ощущения исполнительского аппарата, проверять их достоверность, превращать информацию в знания, необходимые для решения стоящих перед ним проблем. Растущее самосознание порождает новую роль ученика в художественном образовании и востребует инновационную позицию и роль преподавателя. Востребует новые взаимодействия в системе отношений «музыкант-преподаватель - музыкант-ученик - учебная информация - музыкально-исполнительская деятельность» [2].
Важнейшим компонентом исполнительской и педагогической подготовки является научное исследование традиций: 1) сохранение прошлого опыта и 2) анализ достижений сегодняшней исполнительской практики. Передача из поколения в поколение творческих традиций, наряду с глубоким анализом современности - огромное, жизненно важное достижение современных научных исследований.
В целом, представленные компоненты исполнительской и педагогической подготовки музыканта складываются, основываясь на преемственности, накоплении из поколения в поколение, чем обусловливается дальнейший общий прогресс и устраняется опасность застоя. Исполнительское и психолого-педагогическое творчество требуют постоянного специального исследования. Научная работа помогает сохранить, конкретизировать и систематизировать опыт предшествующих поколений.
1. Майкопар С.М. Творчество музыканта-исполнителя. Москва: Директ-Медиа, 2011.
2. Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Алтайский государственный институт культуры. Барнаул: Изд-во Алт. гос. инст. культуры, 2017.
3. Жак-Далькроз Э. Ритм. Москва: Классика-ХХ1, 2006.
4. Серегин Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014.
5. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.
References
1. Majkopar S.M. Tvorchestvo muzykanta-ispolnitelya. Moskva: Direkt-Media, 2011.
2. Seregin N.V. Muzykal'naya pedagogika i psihologiya: monografiya. Altajskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. inst. kul'tury, 2017.
3. Zhak-Dal'kroz 'E. Ritm. Moskva: Klassika-HHI, 2006.
4. Seregin N. V. Psihodidaktika muzykal'noj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.
5. Teplov B.M. Psihologiya ipsihofiziologiya individual'nyhrazlichij. Moskva: Izdatel'ctvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO MOD'EK, 2004.
Статья поступила в редакцию 16.04.18
УДК 371
Sivova I.V., postgraduate, teacher, College of Gzhel State University (Gzhel, Russia), Е-mail: sivova.ira93@mail.ru
PROFESSIONAL CULTURE OF AN ARTIST. The article explores the basics of a notion of professional culture of an artist in terms logical process of detecting the structural members of the concept and identifying their scope and interconnections. The article provides a theoretical background on such concepts as culture, profession, professional culture, moral standards and ethics. The work lists particular features and characteristics of an artistic activity of an individual. The writer argues that high culture is a key element to the efficiency of any work and the key factor to the development of personal competencies of an art specialist. The key role in shaping professional culture of an artist is given to art educational institutions of various stages.
Key words: individual, culture, profession, artist, professional culture, artistic activity, moral standards, ethics.
И.В. Сивова, аспирант второго года обучения, преподаватель колледжа Гжельского государственного
университета, г. Гжель, Е-mail: sivova.ira93@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХУДОЖНИКА
В статье раскрывается сущность понятия «Профессиональная культура художника» как логический процесс выявления его структурных компонентов с последующим определением их содержания и взаимосвязи. Большое внимание уделено анализу таких понятий как «культура», «профессия», «духовность», «нравственность». Определена специфика и дана характеристика художественной деятельности личности. По мнению автора, наличие высокой культуры - главное условие эффективности любого роль в формировании профессиональной культуры художника отводится образовательным учреждениям художественной направленности разного уровня.
Ключевые слова: личность, культура, профессия, художник, профессиональная культура, художественная деятельность, нравственность, духовность.
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «профессиональная культура» нужно отметить, что каждый субъект труда относится к какому-либо роду деятельности - к профессии. С.Я. Батышев определяет профессию как «род трудовой деятельности (занятия) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием труда или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда» [1].
Как отмечают Л.Н. Коган и О.В. Ханова, «появление профессиональной культуры, в свою очередь, явилось результатом становления самостоятельных видов профессиональной деятельности, формирования новых профессий и специальностей» [2]. В социально-философской, общественно-познавательной и педагогической литературе и других источниках представлен широкий спектр позиций авторов, точек зрения на сущность и содержание понятия «профессиональная культура». Наиболее оптимальным, точным и целостным определением является определение П.В. Кузьмина. Он отмечает, что «сущность профессиональной культуры на личностном уровне выражается мерой освоения необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, степенью интеграции профессиональных и социальных качеств личности; способностью применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы в различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность. В своем реальном функционировании профессиональная культура личности выступает, прежде всего, как совокупность конкретных социально-значимых профессиональных действий» [3].
Для художника общая культура является неотъемлемым компонентом культуры профессиональной. Рассмотренные выше точки зрения на сущность понятия профессиональной культуры надо считать не взаимоисключающими, а взаимодополняющими друг друга. Каждый автор, рассматривающий в своём труде профессиональную культуру, затрагивает и отражает те или иные стороны в зависимости от специфики профессиональной деятельности и целей исследования.
Высокая культура - главное условие эффективности любого труда и главный фактор для развития личностных качеств специалиста. Уровень профессиональной культуры личности определяет сам субъект посредством качественного усвоения и применения в профессиональной деятельности опыта, традиций, знаний, умений и навыков, накопленных предшествующими поколениями. Очень важным показателем уровня профессиональной культуры личности является результат её профессиональной деятельности. Но, нужно понимать, что каждой их профессий присущ определенный набор качеств. Понятие сущности профессиональной культуры имеет большое значение для раскрытия сущности определения профессиональной культуры художника.
На наш взгляд для того, чтобы более точно раскрыть понятие профессиональной культуры художника необходимо рассмотреть сущность художественной культуры.
Художественная культура является частью духовой культуры и способствует профессиональному становлению личности художника, ее формированию и воспитанию. М.С. Каган определяет художественную культуру как «слой культуры, кристаллизующийся вокруг искусства, как совокупный способ и продукт протекания художественной деятельности людей» [4]. Он определяет художественную культуру как уникальную гармоничную истину художественных ценностей разных видов искусства: изобразительные (живопись, скульптура, графика, художественная фотография), архитектонические (зодчество, прикладные искусства и дизайн) и т. д. Они несут в себе такие влияющие на лич-
ность функции, как воспитательную, правовую, этическую, познавательную и другие. Благодаря этому можно сделать вывод, что важным фактором гармоничного развития личности служит искусство.
С.Д. Давыдова, исследуя вопросы художественно-эстетического образования, утверждает, что в художественную культуру общества входит: совокупность личных художественных ценностей, унаследованных от предыдущих эпох; комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий» художественного творчества, группы непосредственных творцов художественных ценностей, публика, понимающая и ценящая искусство и др. Следовательно, с одной стороны, С.Д. Давыдова рассматривает художественную культуру личности как процесс общей работы структурных компонентов, свойств и качеств личности, которая направлена на освоение и овладение художественными ценностями и технологиями в художественно-творческой деятельности личности. С другой стороны, художественная культура личности рассматривается автором как результат, то есть освоение и принятие художественного наследия, наличие и степень компетентности, показатель творческой активности, проявление инициативы и индивидуальности в своем творчестве [5].
Помимо художественной культуры в основе профессиональной культуры личности лежат такие понятия как «духовность» и «нравственность».
По мнению В.С. Барулина, «человеческая духовность - это не только идеальные цели, знания, это и мир мотиваций, различные оттенки обыденного сознания и самые различные духовные состояния, начиная от депрессии и разочарования до творческого экстаза, и эстетические ценности, нравственные идеалы и т. д. Мир человека духовно безбрежен».
«Человеческая духовность и есть идеальный мир, когда человек живет, оперируя идеальными формами. Духовность - это и целеполагание, понимание как смысл, цель деятельности, ради которой она осуществляется; и цель, как образ того продукта, предмета, который создается посредством деятельности; и момент личной самореализации, и удовлетворения, связанное с этой самореализацией и т. д.» [5].
Очевидно, что рассмотренные понятия «художественная культура», «духовность» и «нравственность» лежат в основе профессиональной культуры художника.
В основе любой деятельности, в том числе и художественной лежат мотивы и потребности субъекта этой деятельности. Мотивы могут быть различными: заказ социальной важности, потребность быть услышанным и воспринятым в выражении той или иной насущной проблемы, материальная составляющая, стремление к самовыражению и т. д. Стремление художника к самовыражению, на наш взгляд, самый главным мотив, без которого было бы невозможно художественное творчество.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что личности художника характерно наличие таланта, развитого эстетического вкуса, высоких нравственных качеств, широкого кругозора и всестороннего развития. Каждый человек обладает художественно-творческими способностями, но не каждый может реализовать свой талант. Это зависит от сочетания в личности художника таланта и мастерства и от воздействия окружающих факторов (жизненных обстоятельств, социальных условий и т. д.).
У художника должна присутствовать острая эмоциональная составляющая, воображение, интуиция, художественные способности. Задачей художника является не только в восприятии художественных образов, но и умение воплотить, материализовать в произведении своё личное восприятие и быть воспринятым зрителем. Это мастерство вырабатывается в процессе
обучения (не является врожденным) и совершенствуется в практическом опыте.
С.А. Сазонова определяет профессиональную культуру художника как «интегративное образование профессиональной подготовленности и духовно-нравственного своеобразия личности, повседневно проявляющейся в продуктивной профессионально-творческой деятельности (эстетическом восприятии окружающей действительности, художественном вкусе и умении отличать истинные ценности от суррогата и уродливых явлений массовой культуры)» [6].
Библиографический список
Рассмотрев и проанализировав главные составляющие компоненты определения профессиональной культуры художника, можно сделать вывод, что профессиональная культура художника - это объединение в одной личности духовно-нравственных качеств, высокой профессиональной подготовки, способностей и таланта, профессиональной мотивации, любви и трепетного отношения к общечеловеческой культуре, культурному наследию человечества и отдельной нации, проявляющихся в активной и продуктивной профессионально-творческой деятельности.
1. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Под редакцией С.Я. Батышева. Москва, 1999.
2. Коган Л.Н. Культура и условия НТР. Саратов, 1987.
3. Кузьмин П.В. Профессиональная культура офицера-политработника и пути ее формирования. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 1989.
4. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996.
5. Давыдова, С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики: учебное пособие. Екатеринбург, 2003.
6. Сазонова С.А. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
References
1. Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya. V 3-h t. Pod redakciej S.Ya. Batysheva. Moskva, 1999.
2. Kogan L.N. Kul'tura iusloviya NTR. Saratov, 1987.
3. Kuz'min P.V. Professional'naya kul'tura oficera-politrabotnika i puti ee formirovaniya. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1989.
4. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg, 1996.
5. Davydova, S.D. Hudozhestvenno-'esteticheskoe obrazovanie mladshih Shkolnikov: voprosy teoriiipraktiki: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2003.
6. Sazonova S.A. Formirovanie v vuze professional'noj kul'tury hudozhnika dekorativno-prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 37
Soloviev A.V., Professor, Department of Conducting, Moscow Conservatory n.a. P.I. Chazkovskz (Moscow, Russia), E-mail: n.yushenko@list.ru
PEDAGOGICAL TRADITIONS OF THE NATIONAL CHORAL SINGING SCHOOL AND THEIR ROLE IN VOCATIONAL TRAINING FUTURE CHOIRMASTERS. The article examines the achievements of the national choral art, which is made up of the best traditions of choral singing in our country. Their pedagogical potential, the masses claimed by the entire system of musical and aesthetic education of the younger generation are analyzed. The main directions of choral practice have been singled out, which have become a national treasure and a means for the spiritual and moral development of modern society. The author considers the traditions of the professional training of the future choir based on the centuries-old domestic experience in the art of choral singing and choral management. The author's appeal to the problem of the understanding of the pedagogical traditions of the future, the choir conductors and their application in the practice of teaching the young generation of musicians will allow teachers of colleges, universities of culture and art, training heads of choirs, optimize the content of the educational process, incorporate the main principles of the Choral Art Masters in the design-research process of the students, motivate them to acquire new knowledge in the disciplines of the special profession of the cycle of the curriculum. The results of this analysis will allow the professional community to consider the perspectives of applying the traditions of choral art and their pedagogical potential in the educational practice of professional educational institutions from the value-semantic positions.
Key words: tradition, pedagogy, upbringing, vocational education, choral art, choral conducting, choirmaster.
А.В. Соловьев, проф. каф. дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва, E-mail: n.yushenko@list.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХОРОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ХОРМЕЙСТЕРОВ
В статье рассмотрены достижения отечественного хорового искусства, составившие лучшие традиции хорового пения в нашей стране; проанализирован их педагогический потенциал, широко востребованный всей системой музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения; выделены основные направления хоровой практики, ставшие национальным достоянием и средством духовно-нравственного развития современного общества. Автор рассматривает традиции профессиональной подготовки будущих дирижеров хора на основе сложенного веками отечественного опыта искусства хорового пения и управления хором. Обращение автора статьи к проблеме осмысления педагогических традиций обучения будущих дирижеров хора и их применения в практике обучения молодого поколения музыкантов позволит преподавателям колледжей, вузов культуры и искусства, осуществляющих подготовку руководителей хоровых коллективов, оптимизировать содержание учебного процесса, включить основные принципы Мастеров хорового искусства в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, мотивировать их на получение нового знания по дисциплинам специального профессионального цикла учебного плана. Итоги этого анализа позволят профессиональному сообществу с ценностно-смысловых позиций рассмотреть перспективы применения традиций отечественного хорового искусства и их педагогического потенциала в образовательной практике профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: традиция, педагогика, воспитание, профессиональное образование, хоровое искусство, хоровое дирижирование, хормейстер.