Научная статья на тему 'Научно-исследовательский институт географии: некоторые итоги работы'

Научно-исследовательский институт географии: некоторые итоги работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чистобаев А. И.

В статье анализируются итоги научно-исследовательской работы, выполненной в НИИ географии СанктПетербургского государственного университета в конце ХХ начале XXI в., поставлены задачи по дальнейшему развитию географической науки в Учебно-научном центре географии и геоэкологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research institute of Geography: Results of its work

It is a review of the research work done at the Institute of Geography in the late 20th early 21st centuries. Tasks for further geographical investigation are set for the Education and Research Center of geography and geoecology at St. Petersburg University.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский институт географии: некоторые итоги работы»

УДК 378

Вестник СПбГУ. Сер. 7,2004, вып. 3

А. И. Чистобаев

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕОГРАФИИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ1

18 декабря 2003 г. впервые за 85-летнюю историю НИИ географии (НИИГ) СПбГУ отчет о работе и выборы директора института были проведены на Ученом совете Учебно-научного центра (УНЦ) географии и геоэкологии. Этот центр был создан в марте 2003 г. в целях концентрации усилий профессорско-преподавательского состава факультета и научных сотрудников института. Наша общая цель работы - получение новых знаний и подготовка на их основе специалистов в области физической и эволюционной географии, гидрометеорологии, природопользования, геоэкологии, экологической безопасности и устойчивого развития региона, картографии, геоинформатики, географии общества и региональной политики. Создание общего ученого совета вовсе не означает слияния факультета и института в единую структуру университета - каждая составляющая УНЦ сохраняет автономию, но в то же время действует совместно, что обеспечивает синергетический эффект как в научных исследованиях, так и в образовании. Именно в этом заключается специфика и значение вузовской науки.

Первая часть отчетного доклада на очередных выборах директора НИИГ была посвящена обзору основных достижений за весь период моего пребывания в должности директора института, а вторая - подробному анализу результатов научно-исследовательских работ, выполненных за последние 5 лет. Первый период начался в июле 1986 г. - именно тогда приказом министра высшего образования СССР я был назначен директором НИИГ, а затем трижды избирался по конкурсу - один раз на Ученом совете географического факультета и дважды на Ученом совете института. Очередной срок пребывания в должности по заключенному с ректором контракту закончился в апреле 2003 г. К тому времени уже было утверждено упомянутое выше положение об УНЦ, но Ученый совет еще не был избран. Поэтому по результатам конкурсного отбора на Научно-техническом совете НИИГ на меня было возложено исполнение обязанностей директора института. После утверждения состава Ученого совета созданного УНЦ были назначены приказом ректора выборы директора НИИГ.

По характеру работы последние 18 лет четко распадаются на две части: до 1991 г. - когда институт имел штатное расписание и устойчивое бюджетное финансирование, и после 1991 г. - бюджетное финансирование практически прекратилось, штатного расписания по институту не стало. Соответственно специфике названных периодов определялись функции и характер работы директора: если на первом этапе главное внимание приходилось уделять подбору и расстановке кадров, научному руководству исследовательским процессом, то на втором - поиску источников финансирования, организации работ по договорам и грантам.

На первом этапе в части административно-управленческой работы удалось осуществить следующее:

1) разработать и утвердить на Ученом совете университета новую организационную структуру управления, в соответствии с нею создать 6 научно-исследовательских лабораторий (позднее появились еще 2 лаборатории);

2) освободиться от, я бы сказал, унизительной 2-й категории (к ней институт относился на протяжении 69 лет), встать по оплате труда в один ряд с другими институтами университета;

3) добиться в Госплане РСФСР дополнительных бюджетных ставок для расширения исследований по этнологической проблематике малочисленных народов Севера СССР;

4) осуществлять на протяжении нескольких лет функции координатора научно-исследовательских работ по ряду направлений общероссийских программ: «Экология России», «Народы России» и др.

На втором этапе основные достижения свелись к следующему:

1) разработке на хозяйственной основе с Комитетом экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга научно-аналитического сопровождения программ и проектов стабилизации и последующего социально-экономического развития города;

2) участию в создании при Научном совете Санкт-Петербургского центра РАН «Экология и природные ресурсы» (директор НИИГ - заместитель председателя этого совета) Центра независимой экологической экспертизы крупнейших на Северо-Западе России инвестиционных проектов: портово-технологических комплексов, наземных транспортных коммуникаций, промышленных объектов и т.д.

Организация названного центра при РАН, а не при НИИГ вполне объяснима: в силу бюрократических проволочек с определением статуса университетов, включая старейший в России Санкт-Петербургский государственный университет, нам практически невозможно было самостоятельно оформить лицензию на выполнение данного вида деятельности (замечу, что в перспективе нельзя устраниться от решения этой задачи: если классическим университетам будут приданы функции не только образовательных, а и научно-исследовательских учреждений, то решение вопроса о лицензировании значительно упростится);

3) заключению и выполнению хозяйственных договоров в регионах-субъектах РФ, а также в странах СНГ и «дальнего» зарубежья;

1 Доклад на Ученом совете Учебно-научного центра географии и геоэкологии СПбГУ. © А. И. Чистобаев, 2004

4) фундаментальным научным исследованиям по единому заказ-наряду Министерства образования РФ, грантам РФФИ и РГНФ, международным программам;

5) сохранению института как структурного подразделения СПбГУ (особо следует подчеркнуть значимость этого положения, ибо несколько раз за 1990-е годы судьба института, как говорится, висела на волоске и, если бы в ректорате глубоко не вникли в суть назревших в то время проблем в части взаимоотношений факультета и института, то одно из старейших научно-исследовательских подразделений университета «приказало бы долго жить»),

В своей научно-исследовательской работе мы стремимся достичь выполнения триединого требования: знаю -умею - могу. Оно особенно важно в условиях рыночной экономики - ведь мало выявить и всесторонне познать ту или иную научную категорию, нужно уметь применять ее в практических целях. Причем нельзя надеяться на то, что придет «дядя», заинтересуется нашими знаниями и использует их без нас в своих интересах. Как раз этого нельзя допускать, а нужно самим доводить до внедрения результаты научного поиска. Это настоящая беда географов - постоянно расширять диапазон научных исследований, не углубляя их, не доводя до потенциального потребителя. Тот кто осознал важность прикладных разработок, имеет успех у заказчиков, финансовую поддержку. И, наоборот, приверженцы сугубо теоретических концепций (гипотез, парадигм и т.п.) в условиях рыночной экономики, когда не стало бюджетной поддержки, практически не имеют предпосылок самофинансирования.

С учетом специфики времени пришлось пересмотреть основные направления фундаментальных исследований, а именно: приблизить их к нуждам практики. В настоящее время они представлены: 1) выявлением динамических процессов в природе, хозяйстве и расселении, пространственно-временных сдвигов в природопользовании вообще и в природопользовании малочисленных народов Севера, в частности; 2) исследованием эволюции природной среды, палеоэкологической обстановки в бассейне Балтики и субарктической зоне России; 3) изучением изменчивости океанологических условий в прибрежной зоне северных морей и акватории Тихого океана; 4) установлении фитоценотических критериев и биорастительных индикаторов оценки устойчивости геосистем к техногенным воздействиям; 5) многокритериальной оценкой экологического состояния территорий, комплексной диагностики и моделирования геосистем; 6) дешифрированием аэрокосмических снимков в целях дистанционного мониторинга окружающей среды; 7) выработкой основополагающих принципов пространственного планирования и рег иональной политики в России.

Результаты фундаментальных исследований находят воплощение в монографиях (3-4 в год), статьях (несколько десятков), научных докладах. Ежегодно сотрудники НИИГ участвуют в международных симпозиумах за рубежом. В 2002 г. в университете была проведена организованная нами международная конференция «Учение Л. Н. Гумилева об этносах и современность». В созданном при НИИГ Центре этнологии имени Л. Н. Гумилева постоянно действует научный семинар, в котором, помимо географов, участвуют историки, социологи, психологи, биологи, химики, математики.

В прикладном аспекте сотрудниками НИИГ выполняются следующие виды работ:

датировки возраста пород на основе методов радиоуглерода, выделения изотопов урана и тория, пыльцевого анализа (они находятся на уровне мировых достижений, к ним неизменно проявляют интерес коллеги из стран Балтии, Канады, США, Польши, Японии; наши специалисты приглашаются для работы за рубежом, участвуют в выполнении исследований по международным программам и грантам);

делимитация границ на суше и акватории, анализ экологических последствий техногенных воздействий на природу, составление кадастров земли на основе исходных топографо-геодезических, картографических и аэросъемочных материалов и данных, материалов космических съемок (эти работы самые доходные: на них приходит-, ся половина заключенных в 2003 г. хоздоговоров, 2/3 хоздоговорных денежных средств);

прогнозирование путей миграции рыб в океане в зависимости от изменения погодных условий (этот вид прикладных разработок является самым традиционным - выполняется на протяжении нескольких десятилетий, исключая 1990-е годы);

разработка стратегии развития регионов, территориальных целевых комплексных программ с учетом специфики природных условий, природно-ресурсного потенциала, демографических, этнических, конфессионных, эки-стических и геополитических факторов (они имеют большой спрос на этапе реформирования экономики, однако специалистов по этой проблематике в институте крайне мало, подготовка их на факультете не осуществляется; к сожалению, и новая кафедра, задуманная как кафедра региональной политики, в силу ряда причин получила другое название и приобретает несколько иной ракурс работы);

интегральная оценка состояния окружающей среды, выбор индикаторов устойчивого развития регионов (пока эти работы носят поисковый характер, выход их в практику - впереди, причем он уже обозначился; об этом, в частности, свидетельствует накопленный опыт работы по Санкт-Петербургу).

Об эффективности научно-исследовательских работ свидетельствуют защиты кандидатских и докторских диссертаций. Подготовка первых из них осуществляется через аспирантуру, которая официально закреплена за факультетом. Руководителями аспирантов, за небольшим исключением, являются профессора и доценты, работающие на кафедрах. В принципе ничего предосудительного в этом и нельзя было усмотреть, если бы не одно обстоятельство: фактически исследователь может сложиться (и складывается!) не только (правильнее сказать: не столько!) в процессе преподавания, а в ходе экспериментальных работ, проводимых в рамках выполнения научно-исследовательских тем. Следовательно, подготовка кандидатов наук - общая задача, и это должны понять (и признать!) заведующие кафедрами. Без экспериментальной части не может быть настоящего исследования - в лучшем

случае может быть облечена в наукоподобный текст точка зрения автора. К сожалению, именно так и бывает сейчас в реальной действительности.

Сказанное относительно кандидатских диссертаций тем более свойственно докторским. В этой части научных исследований без эксперимента и мыслить нельзя, но тем не менее иногда так случается, особенно в экономической, социальной и политической географии. Поэтому совсем не случайно из 6 докторских диссертаций, защищен-нь^с сотрудниками НИИГ (еще одна представлена к защите), только одна - К. Б. Клокова - относилась, да и то косвенно, к названной специальности. В условиях рынка работы по географии общества востребованы как никогда; поэтому соответственно должен быть поднят на новую высоту и уровень требований к научному обоснованию результатов исследования.

Поскольку НИИГ функционирует в составе СПбГУ, вполне объяснима (сама по себе разумеющаяся) еще одна составляющая деятельности сотрудников - учебно-преподавательская. Она выражается в подготовке к изданию учебников и учебных пособий, руководстве докторантами и аспирантами, производственными практиками, чтении лекций, проведении семинаров. За последние 5 лет А. Г. Исаченко и А. И. Чистобаев выпустили в свет по два учебника с грифом Министерства образования РФ. Некоторые учебники, написанные ныне географами, используются студентами не только нашего факультета, но и экономического, и менеджмента. Еще один учебник - «Теория и методология географии» - готовится к изданию. Не исключено, что он может выйти в свет в двух, альтернативных, вариантах.

В настоящее время в НИИГ 8 лабораторий: эволюции природной среды, ландшафтоведения и тематического картографирования, наземной экологии, региональной океанологии, моделирования и диагностики геосистем, «Аэроспектр», пространственного планирования, географии общества и региональной политики. В состав лабораторий входят собственно сотрудники НИИГ (их 34 человека), инженеры, инженеры-программисты Центра технического сопровождения образовательных программ (16 человек, переданных приказом ректора в оперативное подчинение директору института). Кроме того, в НИИГ трудятся совместители, работающие по единому тематическому плану, хозяйственным договорам и фантам. В целом по разным источникам финансирования исследования в институте ведут от 65 до 80 человек (большой диапазон занятости обусловлен неодинаковыми объемами привлечения Дополнительных средств).

Среди постоянных сотрудников НИИГ' на конец 2003 г. 4 доктора наук, 15 кандидатов наук; А. Г. Исаченко и автор этих строк имеют звания заслуженных деятелей науки России, X. А. Арсланов является Заслуженным геологом России. А. Г. Исаченко присуждена Большая золотая медаль Русского географического общества, он же, а также Л. Н. Гумилев и автор этой статьи становились лауреатами Университетской премии первой степени «За научные труды».

Подавляющая часть сотрудников, к сожалению, «перешагнула» пенсионный рубеж, только в двух лабораториях работают молодые ученые. Попытки омоложения кадров предпринимались и в других лабораториях, однако удачными их не назовешь. Не получая заработной платы даже в объеме прожиточного минимума, молодые люди вынуждены зарабатывать деньги на стороне, а проведение научных исследований становится для них делом второстепенным.

Объем бюджетного финансирования в 2003 г. составил всего 723 тыс. руб. Если принять во внимание, что доля заработной платы в общем объеме выделенных средств составляет немногим более половины, то средняя заработная плата, полученная непосредственно от государства, выражается в 950 руб. Это в десятки раз меньше зарплаты водителей городского транспорта, в три раза - учителя в школе, в два - уборщицы в госучреждении. О сопоставлении уровней доходов ученых и представителей, скажем, «верхушки» нефтяных компаний говорить не приходится. Финансирование по российским грантам распределяется главным образом среди москвичей. Если раньше - 5-7 лет назад - мы имели не менее 10 грантов, то в 2003 г. - всего 2 фанта на общую сумму в 340 тыс. руб. То же самое можно сказать и относительно общероссийских профамм: выделяемые по ним средства также распределяются в основном в столице. И это понятно: с москвичами легче договориться о возврате заказчику части выделенных им в адрес исполнителей средств (по слухам, она составляет до половины выделенных на разработку темы средств). Не лучше обстоит дело и с финансированием по профаммам «Интефация» и «Университеты России» -нет даже намека на объективность проведения конкурса заявленных тем.

Все сложнее становится заключение хозяйственных договоров. Если ранее объем одного договора исчислялся сотнями тысяч рублей, то теперь можно заключить договор лишь в пределах 100 тыс. руб. Так, в 2003 г. было заключено 15 хозяйственных договоров, а общий объем финансирования по ним едва превысил 1 млн руб.

Различия в объемах выполняемых научно-исследовательских работ по лабораториям, а следовательно, и в заработной плате сотрудников достигают несколько сотен раз. Есть лаборатории, в которых вообще нет ни договоров, ни фантов, а часть их руководителей, по косвенным признакам, имеет доходы на стороне. Видимо, при формировании тематического плана надо учитывать это обстоятельство: альтруизм не совместим с рыночной экономикой.

Совершенно очевидна необходимость разработки новой стратегии развития факультета и института в связи с созданием УНЦ геофафии и геоэкологии. В ее основу должна быть положена дальнейшая интефация научных исследований, которые ведутся в обеих частях созданной ассоциации. Это очень важная и ответственная задача. Обсуждать пути ее решения надо на специально посвященном этому вопросу заседании Ученого совета. Пока я свои соображения по нему выражу в качестве лозунга, девиза, а именно: каждый преподаватель обязан выполнять

научные исследования - каждый научный сотрудник должен преподавать! Только при таком сотрудничестве сможем поднять престиж географической науки и географического образования. Мы нужны друг другу.

НИИГ имеет свой субсчет, свою бухгалтерию. Хотелось бы, чтобы сотрудники факультета пользовались нашей обшей инфраструктурой, что более удобно и выгодно, чем в научно-исследовательской части университета. Ведь УНЦ - факультет и институт - наш общий дом. Хороший хозяин всегда стремится нести все в свой дом, а плохой - из своего дома. В дирекции НИИГ можно оформить заявки, составить финансовый отчет. Причем разработчики будут распорядителями кредитов по договорам и грантам.

Обоюдная выгода согласованных совместных действий очевидна уже сейчас. Так, Ученым советом УНЦ руководят декан факультета В. В. Дмитриев (председатель Совета) и директор НИИГ А. И. Чистобаев (заместитель председателя Совета), а ученым секретарем Совета является заместитель директора института Н. И. Тертычный. Часть своих производственных площадей НИИГ передал во временное пользование факультету, который взял на себя обязательство осуществить ремонт помещений лабораторий института. Действуют общая электронная почта, единая система гарантированного обслуживания компьютерных программ. На кафедрах трудятся в качестве профессоров и доцентов те, кто начинал свой путь в науку в лабораториях института, среди них - декан факультета.

В заключение хочу отметить, что часть профессорско-преподавательского состава (А. Н. Ласточкин, К. М. Петров, В. Р. Фукс и др.) даже в годы противостояния руководителей факультета и института не прерывала сотрудничества, была не подвластна «великим», не руководствовалась конъюнктурными соображениями, а в любой ситуации оставалась верна науке, друзьям и соратникам.

Summary

Chistobaev А. I. Research institute of Geography: Results of its work.

It is a review of the research work done at the Institute of Geography in the late 20th - early 2Ist centuries. Tasks for further geographical investigation are set for the Education and Research Center of geography and géoecology at St. Petersburg University.

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.