Научная статья на тему 'Научно-исследовательский аутсорсинг в организации подготовки производства: проблемы и пути развития'

Научно-исследовательский аутсорсинг в организации подготовки производства: проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Организация и управление»

CC BY
124
31
Поделиться
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АУТСОРСИНГ / ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по организации и управлению, автор научной работы — Сербиновский Борис Борисович

Рассмотрены особенности, проблемы и пути развития научно-исследовательского аутсорсинга в самоорганизующейся вертикально интегрированной системе, решающей задачи подготовки производства продуктовых инноваций и освоения новой техники и технологии.

SCIENTIFIC-RESEARCH OUTSOURCING IN ORGANIZATION OF PREPARATION FOR PRODUCTION: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

The peculiarities, problems and ways of scientific research outsourcing development in self-organizing integral system, solving the tasks of preparation for production innovations and assimilating new technique and technology are touched upon.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательский аутсорсинг в организации подготовки производства: проблемы и пути развития»

УДК 65.011:001 Б.Б. СЕРБИНОВСКИЙ

ББК 65.291.216-432 аспирант Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону e-mail: serbinovskiy@mail.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АУТСОРСИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Рассмотрены особенности, проблемы и пути развития научно-исследовательского аутсорсинга в самоорганизующейся вертикально интегрированной системе, решающей задачи подготовки производства продуктовых инноваций и освоения новой техники и технологии.

Ключевые слова: научно-исследовательский аутсорсинг, подготовка производства инноваций, интеграция, система.

Постепенный подъем экономики России и ее переход на инновационный путь развития актуализируют проблему повышения эффективности организации подготовки производства, освоения новой техники и технологии. Вместе с этим существовавшая в условиях плановой экономики система централизованной разработки образцов новой продукции практически полностью разрушена. Большинство предприятий не обладает необходимым научным потенциалом и возможностями проектировать новые товары, проводить их испытания, осуществлять полный цикл организации подготовки производства новой продукции, а также освоения новой техники и технологии. При возрастании сложности продукции, техники и технологий отсутствие высококвалифицированных кадров становится препятствием на пути не только разработки и освоения инноваций, но и правильного выбора нового продукта, способного в перспективе обеспечить предприятию желаемое положение на рынке товаров и услуг. Поэтому все чаще применяется научно-исследовательский аутсорсинг и расширяется интеграция производственных предприятий со специализированными научными, научно-исследовательскими, проектными, технологическими и консалтинговыми организациями, способными на высоком научном и практическом уровне решать задачи подготовки производства продуктовых инноваций и внедрения новой техники, технологии и систем органи-

зации производства и управления предприятием. Аутсорсинговые организации берут на себя весь комплекс работ по подготовке производства или его часть, специализируясь на отдельных функциях научно-исследовательского аутсорсинга1. Формирование аутсорсинговых отношений облегчается тем, что создание новых видов продукции в процессе подготовки производства всегда организуется вне рамок производственного процесса как единовременный, но повторяющийся, циклический процесс, связанный с закономерным обновлением продукции, техники и технологии. Поэтому подготовка производства рассматривается как особый вид деятельности, совмещающий выработку инноваций и их превращение в объект практического применения в товарном производстве предприятия.

Подготовка производства имеет достаточно сложную структуру. Реализуемые процессы неоднородны и отличаются сложной топологией. Это инициирует углубление специализации, которая разделяет аутсорсеров по видам и характеру работ, а также по пространственно-временному признаку. Выделяются организации, которые выполняют маркетинговые исследования, научно-исследовательские, проектные (конструкторские, технологические) и производственные работы, осуществляют экономическое и организационное проектирование, управление проектами и т.д. Некоторые аутсор-

© Б.Б. Сербиновский, 2008

серы специализируются на определенных стадиях подготовки производства, например на подготовительной, выполняя научные исследования, технические и организационные разработки и другие работы творческого характера, но не берутся за изготовление опытных образцов и их доводку. Другие организации создают опытные производства и испытательные полигоны (станции) с соответствующей материально-технической базой, кадрами, технологической специализацией. Третьи еще в большей степени углубляют специализацию и занимаются только некоторыми видами исследований, инженерными расчетами, экспертизой проектов, поиском эффективных форм и методов организации производства, экспериментированием, экономическим анализом и обоснованием решений и т.п. Например, в России и за рубежом распространены центры коллективного пользования, обладающие специфическим оборудованием и выполняющие отдельные виды исследований.

Наблюдается специализация и по временному признаку, когда организация выполняет отдельные виды научно-исследовательского аутсорсинга в определенное время года. Последнее обстоятельство связано с условиями использования производственных мощностей во времени.

Пространственная разобщенность организаций, способных войти в систему вертикальной интеграции и решать задачи подготовки производства инноваций, продолжает играть заметную роль при выборе партнеров, но развитие информационных технологий и электронных средств коммуникации постепенно изменяет ситуацию и улучшает условия выбора топологии сети вертикальной интеграции.

Исследование показало, что специализация и связанная с ней система интеграции будет устойчивой, если возможно реализовать весь цикл подготовки производства новой продукции или освоения новой техники и технологии. При этом каждая организация пытается найти собственное решение и следовать собственным интересам, но принятые решения корректируются самоорганизующейся системой вертикальной интеграции:

1. В направлении создания общего эффективного бизнес-процесса, охватыва-

ющего все стадии подготовки производства и имеющего своим результатом готовую к производству новую продукцию. Иногда добавляется стадия продвижения нового товара на рынок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В части перераспределения работ и процессов в соответствии с возможностями и компетенциями участников интеграции. Здесь, как показало исследование, в настоящее время на первый план выступают две основные проблемы. Одна проблема связана с преодолением традиций выполнения одной научно-исследовательской и проектной организацией (НИИ, ОКБ) всего комплекса работ по подготовке производства инноваций. Такие организации должны преодолеть психологические барьеры, научиться применять аутсорсинг, выделять работы, которые на стороне будут выполнены лучше, быстрее, дешевле. Это подчас трудно, поскольку необходимо отказаться от некоторых подразделений и уволить ряд сотрудников. Другая проблема связана с компетенциями, творческими и предпринимательскими способностями организаций — участников интеграции. Для успешного решения сложных междисциплинарных задач разработки перспективных инноваций нужны кадры высочайшей квалификации, которые обладают не только знаниями, но и соответствующими умениями. К сожалению, именно отсутствие умений и навыков является препятствием на пути достижения практических результатов.

3. Путем повышения эффективности, надежности и устойчивости образующихся связей между организациями, для которых характерно долговременное сотрудничество еще и потому, что разработчики инноваций будут заинтересованы в авторском надзоре, сопровождении своего проекта, следовательно, должны обладать возможностью влиять на своих партнеров по интеграции. Другие участники интеграции, нуждающиеся в долговременном партнерстве, будут стремиться подтвердить свою репутацию, чтобы претендовать на новые заказы. Хотя существуют цели, интересы и силы, объединяющие разные организации в вертикально интегрированную систему, проблема ее надежности и устойчивости остается и усложняется рядом обстоятельств: система оказывается весьма сложной и малоизученной, поскольку

Известия ИГЭА. 2008. № 4 (60)

объединяет на микроэкономическом уровне ряд относительно самостоятельных объектов со сложными отношениями управления; отсутствует управление в его традиционных формах, которые заменяются связями самоорганизации и договорными отношениями при отсутствии прямого управления, но при наличии организации, которая занимает позицию лидера процесса и за счет этого может управлять партнерами.

4. В отношении перераспределения доходов и прибыли, постепенно гармонизируя это распределение таким образом, чтобы каждый участник сети вертикальной интеграции мог развиваться вместе с сетью, когда принцип пропорциональности удовлетворяется не только в оперативном пространственно-временном контексте, но и в перспективе, обеспечивая пропорциональность в будущем взаимодействии партнеров. Это означает, что, с одной стороны, для каждого партнера должно оставаться достаточно прибыли, чтобы реализовать на практике расширенное воспроизводство, развитие с необходимым для партнеров темпом роста, а с другой — партнеры должны обеспечить эффективное использование производственных ресурсов и управление затратами. Проблема справедливого распределения доходов может решаться известными методами анализа, моделирования и бюджетирования (распространенного на сеть вертикальной интеграции организаций).

5. В соответствии с рациональной организацией общего бизнес-процесса в пространстве и времени, поскольку размер доходов на завершающей стадии такого процесса зависит от условий, которые в логистике называют правилом «семи Н» (seven R-s)2. Это правило в условиях создания инноваций выполнять нелегко, поскольку большинство процессов связано с интеллектуальным, творческим трудом, который практически не поддается нормированию и жесткому планированию. По сути, здесь мы сталкиваемся с новым видом управления, который может быть назван логистикой интеллектуальных процессов.

6. В направлении снижения рисков, совокупность которых достаточно разнообразна. В нее входят коммерческие, предпринимательские, инновационные, инвестиционные и другие риски. Но при построении системы интеграции неизбежно добавляются риски, связанные с тремя моментами: организацией совместных работ и топологией сети; управлением вертикально интегрированной системой; возможностью утраты интеллектуальной собственности. Последнее важно, поскольку значительные инвестиции в инновации могут не окупиться. Поэтому должны применяться эффективные формы и методы защиты интеллектуальной собственности, которая в системе вертикальной интеграции носит коллективный характер, хотя и распределена по конкретным собственникам.

Таким образом, необходимо предусматривать специальные меры, чтобы создать достаточно устойчивую аутсорсинговую сетевую бизнес-систему, для которой самоорганизация и саморегулирование становятся основой управления и поиска наиболее эффективных форм специализации, интеграции, взаимодействия партнеров.

Примечания

1 Сербиновский Б.Б., Сербиновский Б.Ю. Функции, виды и организационные формы научно-исследовательского аутсорсинга // Известия ИГЭА. 2008. № 2 (58). С. 93-97.

2 Нужный товар (right product) — обеспечение потребителя нужным ему товаром (в необходимом ассортименте); необходимое качество (right quality) — обеспечение потребителя товаром нужного ему качества; необходимое количество (right quantity) — обеспечение потребителя товаром в нужном ему количестве (по каждой ассортиментной единице); нужное время (right time) — обеспечение потребителя товаром в нужное ему время; нужное место (right place) — доставка товара потребителю в нужное ему место; нужный (конкретный) потребитель (right customer) — доставка (реализация) товара конкретному потребителю; нужная цена (right cost) — доставка и реализация товара с приемлемой для потребителя ценой, с требуемым уровнем затрат (наилучшими затратами).

Известия ИГЭА. 2008. № 4 (60)