Научная статья на тему 'Комплекс новых задач организации подготовки производства'

Комплекс новых задач организации подготовки производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИЙ / MANUFACTURE PREPARATION / THE ORGANISATION OF PREPARATION OF MANUFACTURE OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Борисович, Сербиновский Борис Юрьевич

Рассмотрены задачи, которыми предлагается дополнить комплекс организации подготовки производства инноваций. Приводятся обоснования необходимости их выполнения и связи с традиционными этапами подготовки производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сербиновский Борис Борисович, Сербиновский Борис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tasks which are supposed to be added to a complex of organization preparation for production innovations are touched upon. The necessity of basis for its realization and connections with traditional preparation stages of production is given. Key words: organizational preparation for production, scientific capacious production, innovation integration, cooperation, coordination of work, decisional agreement, planning, participants' interests of integration and cooperation, financial ensuring of production preparation, risks, brand, ability to competition, intellectual property

Текст научной работы на тему «Комплекс новых задач организации подготовки производства»

КОМПЛЕКС НОВЫХ ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

ПРОИЗВОДСТВА Б.Б. Сербиновский, вед. инженер,

Б.Ю. Сербиновский, д-р экон. наук, профессор

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В современной экономике, постепенно переориентируемой на «экономику знаний», происходят перемены, которые, прежде всего, связаны с усложнением объектов подготовки производства (новых изделий, материалов, технологий и техники) и ускорением циклов их обновления.

Сложность объектов подготовки производства служит причиной углубления специализации, расширения интеграции и кооперации. Участники интеграции и кооперации выступают как самоорганизующееся сообщество, готовое стать бизнес-системой и организовать общий бизнес-процесс1. Поэтому возникает ряд задач организации подготовки производства по поводу:

- выбора единого результата, постановки общих технических и экономических целей;

- планирования, организации и координации совместных результатов разработки с учетом того, что декомпозиция целей, превращение их задания (заказы) и набор контрольных характеристик объекта подготовки производства не может быть абсолютно жесткой. Сложность и новизна объектов повышает риск инновации и ее коммерциализации. В этой связи относительно самостоятельные участники интеграции и кооперации2 должны находиться в постоянном взаимодействии с целью не только координации работ, но обсуждения получаемых результатов, их анализа и подтверждения возможности получения заранее запланированных характеристик объекта и (при необходимости) их согласованной коррекции;

- согласования самостоятельных действий и решений участников интеграции и кооперации. Такая согласованность самостоятельных экономических агентов не сводится к заказам и договорным обязательствам, изначальной организации сети интеграции и кооперации. Возникает необходимость в постоянном взаимодействии для своевременного и адекватного выбора решений экономическими агентами, которые связаны интересами по поводу качества и сроков выполнения научных исследований, проектных работ, производства образцов, испытаний, выполнения других видов подготовки производства новой продукции и освоения ее в производстве, а также внедрения новых материалов, техники и технологии. Такая согласованность может достигаться при применении ин-

1 В рамках системы интеграции и кооперации при создании и производстве инноваций

2 Юридически самостоятельные, но зависимые экономиче-

ски и вынужденные строить совместные планы

тегрированной информационной среды и интегрированного управления в системе интеграции и кооперации, которые становятся объектами организации подготовки производства;

- согласования и координации интересов участников интеграции и кооперации, каждый из которых рассчитывает не только возместить издержки производства, координации (трансакционные издержки) и сбыта и получить нормальную (в экономическом смысле) прибыль, но увеличить прибыль настолько, чтобы обеспечить собственное расширенное воспроизводство научного продукта, деятельности и потен-циала3. По сути, цена проекта, выполняемого каждым участником интеграции, и разработанной им инновации должна быть достаточной для покрытия расходов не только по проекту, а для получения прибыли, позволяющей выполнить следующий инновационный цикл;

- согласования и координации интересов участников интеграции и кооперации при распределении финансовой нагрузки. Традиционные схемы финансирования (инвестирования) инноваций были связаны с выделением головного заказчика, который оплачивал заказы, распределяемые по цепочкам интеграции и кооперации. Дороговизна современных наукоемких инноваций ставит под сомнение оправданность такой организации финансирования подготовки производства инноваций любого вида. Участники системы интеграции и кооперации, заинтересованные в сохранении партнерских отношений, могут переходить к самофинансированию собственных разработок, если уверены в согласованности стратегических планов и действий. Самофинансирование становится предпочтительным, по крайней мере, по двум причинам: возникает стратегическая заинтересованность в повышении конкурентоспособности системы; самофинансирование всегда направлено на экономически эффективные результаты в большей степени, нежели работа на оплачиваемый заказ. Экономический агент (участник интеграции) заинтересован не на получение как можно больших средств от заказчика, а взвешенно оценивает все необходимые затраты и рационально строит собственное производство;

- согласования и координации интересов участников интеграции при организации финансового обеспечения подготовки производства, которое необхо-

3 так согласовывается будущее и стратегические планы совместного роста и развития участников системы интеграции и кооперации

димо согласовать по поводу общих конечных технико-экономических результатов, но, прежде всего, по поводу цены и ценности продукта, предназначенного для конечного потребления. Поясним эту задачу. Например, удовлетворение потребности потребителя быстро переместиться в пространстве создает его представление о ценности услуги, которую могут оказать разные перевозчики по разной цене, с разной скоростью и другими условиями. Ценность (полезность) услуги будет ограничивать цену услуги, что в свою очередь создаст ограничения по множеству затрат, связанных с перевозкой пассажира, в том числе затрат на транспортное средство, включая его стоимость. Такая цепочка ограничений имеет существенное значение, поскольку они распространяются не на производителя транспортного средства, а на всю систему интеграции и кооперации при подготовке производства и при производстве новой техники, используемой перевозчиками. Заглянуть столь глубоко в проблемы финансирования и ценообразования при подготовке производства инновации становится возможным только тогда, когда такая сложная задача ставится и решается с помощью интегрированного управления и интегрированной информационной среды. В условиях жесткой действия пяти сил конкурен-

4

ции ценовые ограничения невозможно преодолеть даже при построении монополий, к примеру, путем создания единой авиационной корпорации (холдинга);

- выбора инструментов управления и координации финансового обеспечения подготовки производства, в качестве которых могут быть использованы бюджетирование в сети интеграции и кооперации, управление затратами, а также контроллинг в сети интеграции. Построение общего управления на уровне системы интеграции и кооперации становится возможным, если участники интеграции осознают общность интересов и общую направленность на конечный коммерческий результат, проявляющийся на этапе конечного потребления и удовлетворения потребностей потребителей. В частности, именно стремление снизить затраты при высоком качестве продукции и отдельны работ заставляет обращаться к аутсорсингу функций и процессов. Следовательно, при построении системы интеграции и кооперации необходимо решить задачу выделения части работ на аутсорсинг, который все чаще применяется на разных этапах подготовки производства инноваций [1];

- распределения рисков разработки, освоения инноваций в производстве и их коммерциализации. В традиционной системе финансирования разработки и освоения инноваций практически все риски ложились на заказчика и инвестора. В условиях развития самофинансирования при подготовке производства возникает новое распределение рисков, экономические агенты, переходя на самофинансирование, принимают

4 имеется в виду модель М. Портера

на себя и риски. Появляется распределенная система рисков, следовательно, возникает задача внесение структурных и процессных изменений в управление рисками;

- расширения горизонтов организации подготовки производства. Современная организация подготовки производства уже не может ограничиваться подготовкой производства продукции. Она должна быть дополнена этапами, связанными с реализации новой продукции, ее эксплуатацией у потребителя, сервисом в процессе эксплуатации и утилизации. По сути, в организации подготовки производства должны найти отражение все этапы, которые составляют «Петлю (спираль) качества» [2, с. 284]. Вместе с этим возникает острая необходимость включения маркетинговой подготовки производства инноваций, которая не сводится к маркетинговым исследованиям, а все в большей степени ориентируется на ранее продвижение инновации на рынок, создание и продвижение бренда. Задачи раннего продвижения инновации на особенно актуальны для высокотехнологичной, наукоемкой и дорогой продукции. Здесь с помощью интегрированной информационной среды должно быть налажено взаимодействие с покупателем, который может помочь в уточнении совокупности потребностей, которые будут удовлетворяться инновацией. Поэтому покупатели становятся своеобразными участниками подготовки производства инноваций. Вместе с этим они нуждаются в раннем информировании о результатах разработки, поскольку должны просчитать собственные выгоды от приобретения нового товара и выстроить планы финансового обеспечения закупок или выбрать форму лизинга дорогостоящей техники и т. д.

- разработки и продвижения брендов. Бренд рассматривается как необходимый инструмент построения эффективного сбыта продукции. В отношении дорогой наукоемкой продукции проявляются дополнительные причины, заставляющие заниматься брендингом на ранних стадиях подготовки производства инноваций. Конкуренция производителей, во-первых, приводит к ускорению смены инноваций, сокращению их жизненного цикла, укорочению, а во-вторых, среди товаров-конкурентов, обладающих множеством полезных свойств, подчас нет явных лидеров, поэтому многовариантность выбора покупатель преодолевает, учитывая силу бреда. В-третьих, дороговизна наукоемкого товара и быстрая смена моделей делает невозможным приобретение опыта эксплуатации товара путем покупки у разных производителей и практического сравнения потребительских свойств. И в этом случае бренд может стать существенным фактором выбора товара. Именно поэтому большинство ведущих производителей наукоемкой продукции задолго до вывода товара на рынок начинают выполнять программы продвижения товара на рынок, проводит презентации, реализуют рекламные и РЯ-акции, создают бренд, который выступает как обещание наилучшего

удовлетворения потребностей потребителя. Например, задолго до ввода лайнера на рынок потенциальным потребителям был представлен проект ЯШ. При этом российский региональный самолет был назван «Сухой-100 Супер джет» и в этом названии «супер» обозначает несколько концепций, обеспечиваемых в проекте ЯШ на супервысоком уровне, а цифра 100 -усредненный класс пассажировместимости. Уже на Фарнборо 2006 (ГатЬого^Ь 2006) генеральный директор компании «Сухой» М. Погосян заявил, что в рамках проекта ЯШ завершается проектирование самолета и подготовка его производства, на серийные заводы передана конструкторская документация, подписаны контракты с первыми заказчиками, закончено формирование глобальной производственной кооперации, начались стендовые испытания двигателя и производство самолета. Лайнер был представлен как лучший по сравнению со своими конкурентами. Было заявлено, что он должен стать новым стандартом качества в 21 веке, принесет в семейство региональных самолетов комфорт и экономичность магистральных лайнеров. М.Погосян пояснил: «Мы стремились создать самолет, который будет признан как суперсамолет в своем классе» [3].

- усиления конкурентоспособности всей цепочки взаимодействующих производств и выпускаемого товара. Координация интересов партнеров по интеграции проявляется в стремлении сохранения и повышения конкурентоспособности взаимодействующих производств, которая складывается из достаточно высоких конкурентоспособностей отдельных экономических агентов. В этом случает система интеграции и кооперации будет устойчива, а при снижении конкурентоспособности одного из партнеров угроза возникает для всего бизнес-процесса и появляется необходимость его замены или повышения конкурентоспособности. Задача обеспечения конкурентоспособности бизнес-системы и бизнес-процесса должна решаться на начальной стадии организации подготовки производства путем выбора надежных и конкурентоспособных участников интеграции и кооперации;

- создания системы общих ограничений. Функционирование системы интеграции и кооперации неизбежно связывает партнеров некоторыми организационными, технико-технологическими, информационными, ресурсными (финансовыми) и другими ограничениями. Поэтому уже на начальных этапах организации подготовки производства такие ограничения должны стать предметом анализа, обсуждения, качественного и количественного определения, отражаемого в проектных заданиях, договорах, соглашениях и других документах. Кроме этого они (как нормы поведения и традиции) могут стать частью общей организационной культуры, распространяемой участников интеграции и кооперации. Установленные ограничения способствуют выбору согласованных решений разными экономическими агентами;

- согласования методов защиты и использования права на совместно создаваемую интеллектуальную собственность. Особенностью подготовки производства наукоемкой продукции в условиях широкой интеграции и кооперации партнеров является коллективный вклад в общий результат, представляющий, с одной стороны, некоторую общую интеллектуальную собственность, присущую конечному продукту, т.е. собственность накопленную, кумулятивную, которая, с другой стороны, может быть разделена на отдельные вклады партнеров, защищенные как отдельные объекты интеллектуальной собственности. Поэтому по поводу прав на интеллектуальную собственность возникают специфические отношения распределения общих доходов от кумулятивной интеллектуальной собственности, которые следует учитывать на заключительном этапе подготовки производства.

Таким образом, современная организация подготовки производства инноваций, прежде всего наукоемких, сталкивается с необходимостью решения дополнительных специфических задач, которые нельзя игнорировать в условиях обострения конкуренции и развития процессов экономической глобализации.

Литература

1. Сербиновский Б.Ю. Научно-

исследовательских аутсорсинг: монография / Б.Ю. Сербиновский, Б.Б. Сербиновский, Т.Г. Гусенко. -Новочеркасск: Оникс+, 2007. - 146 с.

2. Организация производства на предприятии: учебник для технических и экономических специальностей / под ред. О.Г. Туровца и Б.Ю. Сербиновского. Сер. «Экономика и управление». - Ростов-н-Д.: Издательский центр МарТ, 2002. - 464 с.

3. Перспективный региональный самолет RRJ отныне будет называться «Сухой-100 Супер джет» [Электронный ресурс]:

http://industrialnews.ru/oboronka/perspektivnyiy-regionalnyiy-samolet-rrj-otnyine-budet-nazyivatsya-suhoy-100-super-dzhet

Э 8-918-529-93-14

E-mail: serbinovskiv@mail.ru

[1] Подготовка производства

[2] Организация подготовки производства инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.