Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности на предприятии'

Организация инновационной деятельности на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
705
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности на предприятии»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ О.Г. Туровец, д-р экон. наук, профессор

Воронежский государственный технический университет

Инновационная экономика - экономика общества, характеризующаяся ускоренными темпами научно-технического прогресса, возрастающей интеллектуализацией всех факторов производства, готовностью к восприятию новых идей, систем и технологий. Характерной чертой инновационной экономики является курс государства на создание национальной инновационной системы. В условиях инновационной экономики происходят структурные преобразования, в результате которых под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу в направлении развития наукоемких отраслей промышленности. В ней формируются условия и механизмы для роста производительности, разработки и организации производства инновационной продукции. Базовыми системами инновационной экономики становятся информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии.

Переход к инновационной экономике обуславливает необходимость создания производственных систем нового поколения, основной чертой которых должна стать способность в постоянном режиме вести активную инновационную деятельность и обеспечивать на этой основе высокую конкурентоспособность и эффективную работу предприятий.

Важным направлением организационной работы в условиях инновационной экономики становится создание и реализация новшеств во всех сферах производственной и управленческой деятельности предприятия. Решение этой задачи предполагает формирование организационно-экономического механизма, обеспечивающего организацию инновационной деятельности на предприятии.

В современных условиях работа по созданию и реализации новшеств выходит за рамки одного предприятия. В комплексе работ по проведению исследований, проектированию, организации подготовки производства, реализации технических, технологических и организационных новшеств часто участвует множество предприятий и организаций. В связи с этим организация инновационной деятельности, ориентированной на создание конкретного продукта или процесса, осуществляется по двум направлениям.

Одно из них сводится к координации и управлению работой различных предприятий и организаций, участвующих в выполнении соответствующего научно-технического проекта.

Другое - предполагает организацию работ по созданию новшеств в рамках той или иной производственной или научно-производственной системы.

В условиях, предшествующих экономическим реформам, в нашей стране существовала довольно стройная система создания продуктовых и технологических новшеств. Функции разработки новых изделий или технологий выполняли отраслевые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, которые создавали новшества и передавали их для производства на промышленные предприятия. В ряде случаев создавались производственные и научно-производственные объединения, в которых объединялись институты, конструкторские бюро и предприятия. В процессе экономической реформы эта система была разрушена, и сейчас возникает задача воссоздания инновационной системы на новой, рыночной основе.

Современный характер научно-технического прогресса обусловил условия, в которых даже крупные, ведущие предприятия не имеют достаточных кадровых, технических и финансовых возможностей для обеспечения высоких темпов развития и проведения собственных работ по созданию новшеств. Поиск новых форм организации инновационной деятельности привел к формированию системы международного партнерства, основанной на принципах аутсорсинга. Система создается таким образом, что под руководством крупной компании осуществляют свою деятельность по созданию новшеств десятки и сотни независимых друг от друга научно-исследовательских центров, проектных институтов, предприятий подготовки производства, серийных заводов и торговых фирм. Тем не менее, в ряде случаев предприятия ведут и собственные разработки, что не отрицает, однако, общей тенденции к широкому развитию инновационного аутсорсинга.

В Российской Федерации идет формирование научно-технических подразделений, способных осуществлять функции аутсореров, принимающих на себя выполнение научно-исследовательских, проектных и других видов работ по созданию новшеств. Можно выделить три группы таких предприятий и организаций:

• сохранившиеся в ходе экономических реформ академические институты, государственные научные центры, вузовские научные подразделения;

• создаваемые государственными и частными структурами инжиниринговые фирмы, технопарки, инновационные предприятия;

• выводимые на основе применения процесса экстернализации из состава предприятий научно-технические подразделения с целью создания сетевой структуры, поддерживающей инновационную деятельность предприятия.

Перестройка процесса создания новшеств на принципах инновационного аутсорсинга и экстерна-

лизации позволяет предприятию оптимизировать внутреннюю структуру и успешно решать задачи инновационного развития.

Существенным образом перестраивается деятельность по инновационному развитию непосредственно на предприятиях. Особенностью большинства отечественных предприятий является то, что на этих предприятиях протекают два существенно отличающихся между собой процесса: производственный и инновационный. В ходе их реализации возникают противоречия и несогласованности, которые резко замедляют процесс создания и внедрения новшеств. Выходом из создавшегося положения является структурная перестройка. Как показывает опыт практической деятельности на предприятиях, для решения задач создания и реализации новшеств создаются инновационные подразделения, характер которых зависит от важности и особенностей новшеств, степени самостоятельности предприятия, обеспеченности ресурсами и т.д. Наиболее типичными являются следующие организационные решения:

• Если нововведение тесно связано с основным производством, то разработка и реализация новшества интегрируется в соответствующую систему управления.

• Для разработки и организации производства нового продукта создается специальное подразделение (отдел или группа). После завершения работы новое изделие передается в производства, а подразделение ликвидируется.

• Создаются специализированные хозяйственные единицы, которым поручается создание и освоение новой техники или технологии. В случае успеха они преобразуются в самостоятельные производственные отделения фирмы.

• Формируются отделения рискованных инициатив, которые создаются как своеобразные инкубаторы для выращивания новых идей.

Важным фактором успешной реализации инновационной деятельности является создание условий, обеспечивающих достижение высокой гибкости производственных процессов. Гибкость - это способность производственной системы в целом или частичных процессов осуществлять освоение новых изделий, деталей, технологий без значительных затрат времени и средств на переналадку производственных процессов. Гибкость производственной системы достигается за счет применения быстропереналаживаемых технических средств и использования организационных факторов. Такими факторами являются: применение групповых методов организации производства, сокращение времени на переналадку оборудования, создание резерва производственных мощностей, повышение мобильности трудового коллектива за счет освоения рабочими смежных профессий и повышения квалификации, применения ориентированных на быструю смену объектов производства организационных систем.

На предприятиях должен быть сформирован организационно-экономический механизм, опирающий-

ся на адаптированную к инновационным требованиям организационную структуру предприятия и гибкую организацию производства и имеющей своей целью сокращение времени освоения новшеств и вывод на рынок новых товаров и услуг.

Такой механизм должен реализовать максимально четкую координацию и параллельную работу всех участников создания новшеств на основе разработки и реализации проектных и плановых документов и решений.

Одним из существенных факторов успешной организации инновационной деятельности на предприятии является рационализация работы по внедрению созданных на предприятии новшеств. При этом, необходимо учитывать факторы и условия, определяющие возможности предприятия осуществлять внедренческую деятельность, и которые можно объединить в три группы: характер внедренных новшеств, особенности внутренней среды предприятия, внешние условия.

Характер внедряемых новшеств. Особенности разрабатываемых и намечаемых к внедрению новых видов продукции и новых технологий во многом определяют собой темпы и успешность внедренческой деятельности. При выводе на рынок технических новшеств важное значение имеют технические параметры новшеств, их стоимость и параметры сложности в эксплуатации. Эти характеристики определяют риски потребителя и прибыльности внедрения новшеств в сфере эксплуатации. Отсюда важность наличия гарантий производителя в части участия в наладке продукции при ее приобретении и обеспечении сервисного обслуживания при эксплуатации. При внедрении радикальных новшеств важна поэтапность, постепенность реализации нововведения.

Особенности внутренней среды предприятия. Успех внедренческой деятельности, в значительной степени определяется параметрами внутренней среды предприятия. Важное значение имеет наличие четко разработанной производственной и внедренческой стратегии; наличие у предприятия опыта создания, освоения и реализации новшеств; взаимное соответствие показателей технической базы и организации производства. Решение задач внедрения и коммерциализации новшеств определяется и качеством организационной структуры системы управления. Необоснованно усложненная структура, высокая степень централизации и формализации управленческих процедур пагубно сказывается на работе по внедрению новшеств. Ускоряет процесс внедрения хорошо отлаженная маркетинговая деятельность и наличие коммуникационных программ, работы с потенциальными потребителями, оптимальная стратегия сегментации рынка и положительная репутация предприятия.

Внешние условия. Влияние факторов внешней среды также необходимо учитывать при выработке политики коммерциализации. Речь идет об учете ситуации, сложившейся в отрасли, жесткость конкурентной борьбы, сложившейся норме прибыли. Сле-

дует постоянно заботиться о точности прогнозов и снижении степени неопределенности спроса, налаживании деловых отношений между партнерами, повышении качества рекламы. Все большее значение при-

обретает работа по повышению уровня профессиональной подготовке работников, привлекаемых для решения задач коммерциализации новшеств.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО АУТСОРСИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА, СОЗДАНИИ И ОСВОЕНИИ ИННОВАЦИЙ Б.Ю. Сербиновский, д-р экон. наук, профессор, Б.Б. Сербиновский, ведущий инженер, Т.Г. Гусенко, зам. декана Южный федеральный университет

За пятьдесят лет «официального» существования концепции аутсорсинга этот вид деятельности приобрел значительные масштабы и видовое разнообразие. Например, аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса [1]. По данным Американской ассоциации менеджмента еще в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса [2]. Американские автомобилестроители, вступив в альянсы с японскими производителями автомобилей, приняли практику передачи на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов [3]. Перспективность аутсорсинга подтверждается тем, что за период 19962000 гг. его мировой рынок вырос более чем в 1,6 раз (с 150 до 400 млн. долл. США)1.

Причины появления и распространения аутсорсинга кроются в стремлении компаний повышать эффективность и конкурентоспособность.

Научно-исследовательский аутсорсинг еще не получил должного развития, хотя его использование в организации подготовки производства и освоении инноваций весьма перспективно. Этот вид аутсорсинга занимает особое место в решении проблем инновационного развития предприятий, которые освобождаются от необходимости создавать специальные основные фонды и оборотные средства для научных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, подбирать соответствующий высококвалифицированный и опытный персонал. Предприятиям выгодно заказывать научные исследования и инновационные разработки специализированным организациям, используя научно-исследовательский аутсорсинг.

Анализ определений аутсорсинга, его сущности и содержания позволяет предложить дефиниции терминов «аутсорсинговые отношения или отношения аутсорсинга», «аутсорсинг» и «научно-исследовательский аутсорсинг», предварительно рассмотрев отдельные и необходимые элементы этих дефиниций.

Термин «аутсорсинговые отношения» в словарях и экономической литературе не описывается, хотя

1 http:// www.outsoursing.com

необходимость в этом связана с многообразием и сложностью таких отношений, отсутствием теоретического их описания, теоретическим и прикладным значением термина, позволяющего упорядочить ту часть экономической терминологии, которая связана с аутсорсингом.

Аутсорсинговые отношения - это форма производственных отношений, которые объективно складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ при передаче предприятием-заказчиком определенных работ и функций специализированной фирме -исполнителю, позволяющая заказчику эффективно использовать собственные ресурсы и средства производства исполнителя на основе разделения, специализации и кооперации труда и высокой компетенции рабочей силы, используемой исполнителем для специализированного производства работ и оказания услуг. Заказчик передает часть производственных процессов исполнителю, называемому аутсорсером, отказывается от активов и рабочей силы, которые позволяют выполнять переданную часть процессов, а аутсорсер приобретает такие активы, привлекает рабочую силу и организует специализированное производство работ и оказание услуг, используя соответствующие технологии и управление производством и трудом людей, обладающих высокой, специальной и соответствующей переданным функциям и работам компетенцией. Производственно-экономические аутсорсинговые отношения предполагают юридическую независимость аутсорсера от заказчика, но допускают участие заказчика в собственности аутсорсера. Аутсорсинговые отношения предусматривают товарный обмен продукцией и информацией при осуществлении заказчиком совместно с аутсорсером некоторого общего процесса производства, выполнение части которого поручено аутсорсеру. Заказчик в результате обмена сначала передает исполнителю продукцию в форме незавершенного производства или исходную информацию и после выполнения заказных работ, поручных функций получает от исполнителя продукцию или обработанную особым образом информацию, которую далее использует в своем производственном процессе и оплачивает ее по оговоренной цене, отражающей распределение ресурсов и дохода между заказчи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.