Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы'

Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕСКРИПТОРЫ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРАНТЫ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / STUDENTS' GRANTS / RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / DESCRIPTORS / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

Статья посвящена характеристике научно-исследовательской деятельности студентов как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы. Раскрыты принципы подготовки обучаемых к научно-исследовательской деятельности, ее основные свойства, проанализирована система научно-методического обеспечения этого направления вузовской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the characteristics of resear ch activity of studen ts as mean s of professional competence formation of the future bachelors of social work. The principles of preparation of trainees to research activity, its basic properties are revealed, the system of scientific-methodical maintenance of this direction of high school work is analyzed.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена характеристике научно-исследовательской деятельности студентов как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы. Раскрыты принципы подготовки обучаемых к научно-исследовательской деятельности, ее основные свойства, проанализирована система научно-методического обеспечения этого направления вузовской работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность будущих бакалавров социальной работы, профессиональная компетентность, дескрипторы, научное общество студентов, студенческие гранты и др.

Нестабильная социально-экономическая ситуация в России характеризуется возрастанием социальной напряженности, резким падением жизненного уровня населения, распадам системы ценностей.

Эти кризисные процессы, обострившие социальные проблемы населения, активизировали деятельность по оказанию социальной помощи различным группам населения. В таких условиях возникает необходимость в новых структурах, которые способны компенсировать функции, утраченные социумом в результате реформ.

Одной из таких структур является социальная работа как институт социальной поддержки различных категорий населения. В связи с этим возрастают требования к профессиональной деятельности социальных работников.

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки кадров в этой сфере объясняется также сложностями перестройки системы высшего профессионального образования - переходом на многоуровневое образование.

Вступающий в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2011), сформулировал совокупность требований, обязательных при реа-

лизации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Учитывая высокие требования общества к социальной работе вообще и подготовке кадров для социальной сферы, в частности, новый Госстандарт ориентирован на компетентностный подход к оценке качества социального образования, что соответствует доминирующей международной тенденции развития образования, расширяет возможности трудоустройства, мобильности социальных работников с высшим образованием.

Подготовка будущих бакалавров социальной работы нацелена на выполнения профессиональной деятельности в системе социальной защиты населения, связанной с предоставлением помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, что предполагает выполнение многообразных видов деятельности. Наряду с социально-технологической, организационноуправленческой, социально-проектной Госстандарт предполагает подготовку обучаемых и к исследовательской деятельности, которая рассматривается как профессиональная обязанность социального работника. Это отражено не только в Кодексе этики социального работника, но и закреплено во многих официальных документах,

в том числе в квалификационных требованиях к социальному работнику.

В результате обучения в вузе выпускник должен овладеть следующими исследовательскими профессиональными компетенциями: быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14); быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15); быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16); быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17); быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18) и др.

Новый Госстандарт третьего поколения учел имеющихся в вузах опыт организации научно-исследовательской деятельности, а также разработки отдельных аспектов этой проблемы Т. П. Дъя-чек, Л. В. Куриленко, Р. М. Куличенко, А. И. Тимо-нина, В. А. Фокина, Н. Б. Шмелевой и многих др.

Таким образом, в настоящее время наиболее востребованными становятся не просто высококвалифицированные специалисты, а профессионалы, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, обобщать, находить оптимальные варианты решений, то есть проводить исследования в конкретных сферах деятельности.

Для будущих социальных работников с высшим образованием все больше значение приобретают также качества личности, как готовить к самоуправлению, креативность, способность осуществлять поисковую деятельность, приобретать новые знания, видеть перспективы и планировать стратегию развития социальной сфе-

ры. В связи с этим активная научно-исследовательская деятельность студентов может обеспечить подготовку высокопрофессиональной творческой личности, способной к эффективной профессиональной деятельности.

Поэтому становится актуальной разработка механизмов и технологий формирования готовности к научно-исследовательской деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

Анализ научной литературы и исследований дает возможность определить сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности студентов: это вид творческой познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экпериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента (М. И. Колдина, С. М. Маркова).

В связи с этим научно-исследовательская деятельность социального работника с высшим образование представляет собой форму отражения социальной действительности, вид познавательной деятельности, процесс целенаправленного поиска, изучения объектов социальной сферы и выработки новых научных знаний о социальной действительности.

Научно- исследовательская деятельность бакалавра преследует цель превышения качества социальной работы, развитие системы профессионального социального образования, всей социальной сферы.

Многие специалисты сущность научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров социальной работы определяют как вид познавательной деятельности, процесс целенаправленного поиска обучаемых, изучения содержания объектов социальной действительности и выработки новых научных знаний о социальной работе.

К принципам подготовки будущих бакалавров социальной работы к научно-исследовательской деятельности можно отнести принцип системности, непрерывности, научности, инновационности, прогностичности, социально-экономической обусловленности содержания подготовки и др.

Одним из принципов успешной организации научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров социальной работы является непрерывность развития данного направления, которая обеспечивается организацией научно-исследовательской работы студентов

в учебной и во внеучебной деятельности, а также во время практик.

В соответствии с этим выделяют некоторые свойства научно-исследовательской деятельности: целенаправленность, поиск нового, системность, строгая объективность, воспроизводство, доказательность, обоснованность обобщений и выводов.

В процессе организации научно-исследовательской работы будущих бакалавров социальной работы важное значение приобретает создание нескольких подсистем этого процесса: научноисследовательская деятельность обучающихся в процессе учебной, во время внеучебной деятельности, включение студентов в научно-производственную, инновационную деятельность во время учебных и производственных практик.

В связи с этим важно иметь в вузе систему научно-методического обеспечения научно-исследовательской деятельности студентов. В первую очередь это обуславливает необходимость специальной подготовки к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров социальной работы в процессе профессионального обучения в стенах вуза.

Организационное и методическое обеспечение подготовки обучающихся к исследовательской деятельности базируется на основе усвоения некоторых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: история (1 семестр), дающая представление о всеобщих законах и этапах развития человечества; философия (3 семестр), раскрывающая философско-мировозренческие позиции мыслителей разных эпох; социология (3 семестр), объясняющая принципы развития социума, утверждающая значимую роль социальных факторов в развитии человека; культурология (2 семестр), подчеркивающая связь социальной деятельности с культурно-историческими условиями развития общества. Профессиональный цикл: теория социальной работы (1 семестр), раскрывающая главные понятия категориального строя социальной работы как науки, объясняющая концепции, теории, механизмы, закономерности, движущие силы, условия и факторы развития социальной деятельности; история социальной работы (2 семестр), дающая представления о законах, принципах, этапах исторического развития социальной работы как отрасли знаний, профессиональной деятельности, науки.

Все указанные знания являются необходимой базой для овладения обучающимися основами методов исследования в социальной работе.

Кроме того, в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей), обучающиеся должны уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические взгляды; логично думать и выстраивать программу устного высказывания; отстаивать личностную позицию; использовать навыки публичной речи, корректно вести дискуссию; адекватно использовать информационно-коммуникативные технологии.

Обучающиеся должны быть готовы к получению, хранению и переработке информации; работе с компьютером; продуктивному взаимодействию с преподавателем и студенческой группой; проявлению креативности в процессе учебных занятий и др.

Системообразующим компонентом содержания подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает курс «Методы исследования в социальной работе», основной целью которого является развитие позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности бакалавра социальной работы, понимания ее сущности и структуры.

Освоение дисциплины «Методы исследования в социальной работе» открывает возможность для междисциплинарного подхода в изучении дисциплин, рассчитанных на подготовку бакалавров социальной работы, для осмысления в новом, нетрадиционном ракурсе таких учебных дисциплин как «Технология социальной работы», «Проектирование и пронозирование в социальной работе», «Управление в социальной работе». Это позволяет отразить существенную междисциплинарность исследований в социальной сфере как методологический принцип.

Этот курс необходим также для успешного проведения исследований в рамках выпускной квалификационной (бакалаврской) работы и ее грамотного оформления.

В результате освоения курса «Методы исследований в социальной работе» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) знать: тезаурус методики исследований в социальной работе (категориально-понятийный аппарат); известных исследователей, которые вне-слои существенный вклад в развитие теории исследований проблем социальной работы; логику развития исследований проблем социальной работы; основные направления и проблемы исследования социальной работы с точки зрения различных научных концепций и теорий; социальные

проблемы различных категорий населения и пути их изучения.

2) уметь: работать с научной, учебной литературой; конспектировать монографии ученых; творчески перерабатывать полученную информацию; анализировать различные социальные явления с точки зрения наиболее адекватных научных подходов; использовать основные методы исследования проблем социальной работы; обрабатывать и интерпретировать научные данные; оформлять результаты научного поиска в форме исследовательской работы, отчета, статьи, методических рекомендаций.

Очень важно, что рассматриваемый курс «Методы исследований в социальной работе» кроме типологий исследований в социальной работе, измерения социальных характеристик, организации исследования, методов сбора и анализа данных, обращает внимание студентов на особенности выполнения письменных научных работ: курсовых и выпускных.

Известно, что в мировой практике результаты обучения будущих бакалавров социальной работы могут быть заданы в виде дескрипторов -описания того, что должны знать, понимать и /или уметь обучаемый по завершению основной образовательной программы (ООП). Дескрипторы используются и в России применительно к компетентностной модели бакалавра в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения, вводимого в 2011 году.

В соответствии с этим подходом объем знаний и понимание в бакалавриате поддерживается учебниками с дополнением некоторых аспектов современных знаний во время аудиторных занятий.

Применение знаний на первом уровне профессионального образования (бакалавриате) происходит путем представления конкретных и имеющих отношения к делу аргументов. Способность к анализу и выводам проявляется у бакалавров через сбор и интерпретацию соответствующих знаний.

Учитывая данные дискриптеры можно определять и требования к конкретным видам исследовательских работ с учетом уровня обучения -бакалавриат.

Важно, чтобы исследования студентов были действительно актуальными, дополняли, уточняли результаты разрабатываемых кафедрой социальной работы проблем, включенных в общую

научно-исследовательскую программу этого научного подразделения.

Анализ деятельности университетов позволил С. И. Гессену в своей знаменитой книге «Основы педагогики: введение в прикладную философию» сделать вывод: «Высшая научная школа должна быть прежде всего очагом научного исследования, ее преподаватель - активным исследователем, самостоятельным ученым, расширяющим своей научной работой область познанного, студент - участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим ученым, место занятий - аудитория, лаборатория, семинарий - местом, где открываются новые научные истины, излагаются и проверяются результаты только что сделанных открытий. Высшая научная школа, или университет, есть поэтому нераздельное единство преподавания через производимое на глазах учащихся исследование» [4].

Особое значение в систем научно-исследовательской работы студентов имеют учебная и производственные практики, в программе которых включены задания, носящие научно-исследовательский характер: обобщение опыта социального учреждения, составление социального портрета клиента, нуждающегося в оказании помощи, изучение специфики трудной жизненной ситуации клиента, разработка проекта социальной рекламы учреждения социального обслуживания населения и др. Все это способствует закреплению у будущих бакалавров социальной работы таких научноисследовательских умений как: аналитико-ис-следовательские, модельно-прогностические, организационно-методические, профессионально-поисковые, рефлексивно-оценочные и многие другие умения.

В результате проведения производственных практик формируются такие профессиональные компетенции как способность определять научную и практическую ценность решаемых задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16); готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки и благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17); практиканты должны быть готовыми представлять результаты исследования в форме отчетов,

рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19); быть способными к участию в работе научных коллективов, проводящих исследование по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21).

Следует обратить внимание и на то, что проблемы, изучаемые будущими бакалаврами носят социальный, общественно значимый характер. Это означает, что результаты студенческих исследований должны быть доступны для практических работников социальной сферы, управленцев отрасли, общественности.

Важно организовать студенческие исследования, выполняемые по запросам работодателей. В связи с этим на кафедре социальной работы Костромского госуниверситета в последние годы сложился опыт написания выпускных квалификационных работ по заказу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства администрации Костромской области. Среди заявленных примерных тем значатся проблемы использования инновационных методов и форм социальной работы на селе, особенностей содержания и форм социальной работы с гражданами без определенного места жительства и занятий; социокультурной реабилитации инвалидов и др.

Важным центром, обеспечивающим непрерывный процесс подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности должно стать научное общество студентов (НСО). Именно оно организует и координирует работу в данном направлении, способствует, на основе деятельностного подхода, включению студентов в организацию и проведение научных конференций, олимпиад, конкурсов и т. д. В последние годы в Костромском госуниверситете хорошо зарекомендовала себя такая форма научно-исследовательской работы, как конкурс студенческих грантов по проблемам социальной работы, который является формой университетской поддержки социально-ориентированных проектов, выполняемыми студентами.

Не менее эффективной формой работы научного общества студентов является ежегодное проведение конкурса студентов КГУ Он является своеобразным этапом Всероссийского конкурса квалификационных работ, проводимым УМО вузов России по социальной работе на базе РГСУ (г. Москва).

Массовой и эффективной формой работы является участие будущих бакалавров во Всерос-

сийских студенческих олимпиадах. Например, одной из задач III тура Всероссийской студенческой олимпиады по направлению подготовки «Социальная работа» (11-13 ноября 2010 г. Москва, РГСУ) явилось «стимулирование научного творчества студентов». Научно-исследовательский характер носили презентация проектов, викторина, тестирование. В задания для участников олимпиады были включены проблемы не только из дисциплин истории, теории, технологии социальной работы, но и курса «Методика исследований в социальной работе».

В целом важно добиться того, чтобы в вузах исследовательская деятельность будущих социальных работников стала обязательным составным элементом их профессиональной подготовки. Она должна ориентировать выпускника по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация бакалавр) на самообразование, мотивацию на пополнение знаний. Приобщение студентов к исследовательской деятельности способствует включению их в творческое усвоение новой информации, позволяет заметно увеличить долю знаний, получаемых студентами самостоятельно, повышает уровень научного мышления, вырабатывает профессионально важные качества личности: креативность, инициативность, самостоятельность и др.

Библиографический список

1. Басов Н. Ф. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. - Кострома, 2005.

2. Басов Н. Ф. Использование зарубежного опыта в подготовке студентов к социальной работе // Место встречи - социальная работа: 5 лет Программы имени Александра Герцена. - Вологда, 2003.

3. Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома, 2004.

4. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995.

5. Дьячек Т. П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика. - Тамбов, 2002.

6. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. -М., 2005.

7. Пискунова Е. В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 58-65.

8. Собкин В. С., Ткаченко О. В., Федюнина А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. - 2005. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.