Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта'

Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / НАУЧНАЯ НОВИЗНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТ / POSTGRADUATE STUDIES / SCIENTIFIC INNOVATION / RESEARCH ACTIVITIES OF GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Л. В.

Введение: в статье анализируются проблемы неэффективности аспирантуры и низкого качества диссертационных исследований в сфере юриспруденции. Цель: выявить роль научно-исследовательской деятельности в формировании навыков научного познания у аспирантов. Методы: при проведении исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: диалектический, формально-юридический, лингвистический. Результаты: обосновано, что изменения в законодательстве об образовании не должны трактоваться как снижение требований к аспиранту по осуществлению им научно-исследовательской деятельности в рамках обучения аспирантуры. Отмечается, что аспиранты, обучающиеся по юридическим специальностям, овладевают преимущественно навыками профессионального, а не научного познания, что приводит к снижению качества диссертационных исследований. Рассматриваются институциональные преобразования в науке и образовании, способствующие созданию создания в вузах научной среды. Выводы: указывается на необходимость существенного повышения роли научно-исследовательской деятельности в обучении аспирантов юридических специальностей посредством их участия в научных мероприятиях, а также в коллективных исследованиях, осуществляемых научно-педагогическими коллективами кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES AS A PRINCIPAL ACTIVITY OF POSTGRADUATES

Introduction: The article is analyzed the problem of low quality of dissertations in the field of jurisprudence. Purpose: to identify the role of research activity in the formation postgraduates of legal specialties. Methods: the study is used a general scientific and private-scientific methods: dialectical, formal-legal, linguistic. Results: It is proved that the changes in the law on education should not be interpreted as a reduction in the requirements for a graduate student to implement their research activities in the framework of post-graduate training. It is noted that graduate students enrolled in the legal profession, mainly acquire the skills professional and not scientific knowledge, which leads to a reduction in the quality of dissertation research. It is considered institutional reforms in science and education that contribute to the creation of the scientific environment in universities. Conclusions: it was concluded that graduate students of legal specialties are formed more in the professional than in the scientific community. It is necessary to enhance the role of research activities in the field of training of graduate students.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

УДК 340.1

НА УЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТА

Л.В. Санникова

Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д.10 E-mail: 7718609@mail.ru

Введение: в статье анализируются проблемы неэффективности аспирантуры и низкого качества диссертационных исследований в сфере юриспруденции. Цель: выявить роль научно-исследовательской деятельности в формировании навыков научного познания у аспирантов. Методы: при проведении исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: диалектический, формально-юридический, лингвистический. Результаты: обосновано, что изменения в законодательстве об образовании не должны трактоваться как снижение требований к аспиранту по осуществлению им научно-исследовательской деятельности в рамках обучения аспирантуры. Отмечается, что аспиранты, обучающиеся по юридическим специальностям, овладевают преимущественно навыками профессионального, а не научного познания, что приводит к снижению качества диссертационных исследований. Рассматриваются институциональные преобразования в науке и образовании, способствующие созданию создания в вузах научной среды. Выводы: указывается на необходимость существенного повышения роли научно-исследовательской деятельности в обучении аспирантов юридических специальностей посредством их участия в научных мероприятиях, а также в коллективных исследованиях, осуществляемых научно-педагогическими коллективами кафедр.

Ключевые слова: аспирантура; научная новизна; профессиональное и научное познание; научно-исследовательская деятельность аспирант

Введение

В настоящее время в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров явно прослеживаются кризисные явления, проявляющиеся как в неэффективности аспирантуры, так и в низком уровне диссертационных исследований. Неэффективность аспирантуры проявляется не только в том, что большая часть аспирантов не представляют по ее окончанию подготовленных диссертаций, но и в том, что лишь незначительное количество защитивших кандидатские диссертации в дальнейшем остаются в науке и/или в образовании. О низком уровне диссертационных исследований свидетельствуют случаи плагиата, отсутствие в диссертационных исследованиях научной новизны, описательный характер работ

Наблюдаются эти явления и в сфере юриспруденции. Юристы являются одной из наиболее высокооплачиваемых категорий специалистов, в то время как оплата труда в образовании и науке остается довольно низкой. Поэтому крайне незначительная часть тех, кто проявил себя как оригинальный ученый при защите кандидатской диссертации, остаются в сфере образования или науки. Юридической науки коснулась и проблема низкого качества диссертационных исследований. В отличие от других социальных и гуманитарных наук в области юриспруденции не было выявлено большого количества диссертаций, содержащих плагиат. Однако уровень научной новизны во многих диссертационных работах по юридическим наукам не выдерживает критики. Научное исследование подменяется комментированием действующего законодательства, а положения, выносимые

© Санникова Л.В., 2014

на защиту, содержат предложения по совершенствованию законодательства, обоснованность и востребованность которых не очевидна.

Основной контент

Кризис российской науки, в том числе и юридической, обусловил проведение в Российской Федерации институциональных изменений в сфере образования и науки, которые нашли отражение в обновленном законодательстве об образовании. При этом данные изменения, направленные на решение этих проблем, по сути, носят разновек-торный характер.

С одной стороны, в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [1] аспирантура признана третьим образовательным уровнем высшего образования, что предполагает освоение соответствующей учебной программы. Соответственно обучение в аспирантуре, по существу, сводится к посещению занятий и сдаче экзаменов, по результатам которых будет выдаваться диплом об окончании. Таким образом, для успешного окончания аспирантуры защита кандидатской диссертации становится не обязательной. В связи с этим научная общественность сделала неутешительный вывод, что аспирантуру и науку развели «по разным углам» [2]. Однако аспиранты, воспринимающие аспирантуру исключительно как очередной этап обучения, как правило, успешно сдают кандидатские экзамены, но испытывают затруднения при подготовке кандидатской диссертации. Они ждут от научного руководителя определения темы и плана диссертации, формулировки научной проблемы и т.д. При таком подходе творческий потенциал аспиранта как ученого остается не раскрытым.

С другой стороны, государством взят курс на развитие вузовской науки, повышение уровня научных исследований в ВУЗах. Статья 72 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена формам интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) дея-

тельности в высшем образовании. В ней в качестве одной из целей такой интеграции указывается на привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников. Достижению данной цели способствует переход к грантовой системе финансирования научных исследований, которая осуществляется через созданные государством научные фонды: Российский научный фонд (РНФ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Особое внимание при поддержке научных проектов этими фондами уделяется участию в них молодежи. При экспертизе проектов РГНФ одним из критериев оценки данного проекта является преобладание в научном коллективе лиц в возрасте до 35 лет. РНФ в качестве обязательного требования конкурса научных групп установил участие в проекте не менее 1 кандидата наук до 35 лет и не менее 2-х аспирантов или студентов. Таким образом, создаются условия для привлечения талантливой молодежи к участию в научно-исследовательской деятельности.

Представляется, что изменения в законодательстве об образовании не должны трактоваться как снижение требований к аспиранту по осуществлению им научно-исследовательской деятельности в рамках обучения аспирантуры. Цель аспирантуры, как и ранее, состоит в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Следовательно, аспирант должен за время обучения в аспирантуре не только углубить свои знания по избранной им научной специальности, но и овладеть приемами и навыками, необходимыми для осуществления им самостоятельной научной деятельности.

Сложности, связанные с функционированием аспирантуры по юридическим наукам, обладают существенной спецификой. Большинство аспирантов по юридическим специальностям совмещают обучение в аспирантуре с работой по специальности и при этом отдают явное предпочтение практической деятельности. Соответственно они овладевают преимущественно навыками

профессионального, а не научного познания.

Как справедливо указал В. М. Сырых, две формы познания - профессиональное и научное юридическое, имеют ряд сходных черт: «...обе формы в равной мере применяют понятийный аппарат правовой науки и даже определенную часть методов научного познания» [3, с. 207]. По его мнению, «провести четкую границу между эмпирическими исследованиями, проведенными учеными-юристами и практическими работниками, не представляется возможным. Научные результаты таких исследований оказываются тождественными и могут быть в равной мере использованы как в практических, так и научных целях» [3, с. 207].

С последним утверждением трудно согласиться. То или иное исследование можно квалифицировать как научное в случае достижения результатов, обладающих признаками научной новизны, независимо от субъекта проведения исследования -юриста-практика или ученого-правоведа. Другое дело, что цели познания у данных субъектов различны. Исследование, проводимое ученым, изначально нацелено на получение нового знания. В то время как юрист-практик вырабатывает решение конкретной проблемы, имеющей прикладное значение. Именно поэтому В.М. Сырых делает акцент при разграничении профессионального и научного юридического на такой критерий как цели познания [3, с. 207].

Признавая важность данного критерия, все же полагаем, что главным критерием отнесения того или иного исследования к научным исследованиям должна выступать научная новизна. Я.О. Косьмина определяет научную новизну как «критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных» [4]. При этом различают три уровня научной новизны:

а) преобразование известных данных, коренное их изменение

б) расширение и дополнение известных данных без изменения их сути

в) уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных

результатов на новый класс объектов или систем [5, с. 135].

Особо следует отметить, что свойством научной новизны должны обладать именно полученные научные результаты. Само исследование может быть новым, если его объектом выступают новые общественные отношения, которые ранее не исследовались в науке. Если такое исследование будет носить описательный характер, т.е. на его основе не будут выработаны новые знания об описываемом правовом явлении, то оно не будет обладать и свойством научной новизны. Поэтому в качестве обоснования научной новизны диссертации не допустимо указывать на то, что данная работа является «первым исследованием» или «комплексным исследование», или на то, что «впервые проведено» то или иное исследование.

Однако в большинстве диссертационных исследованиях по юридическим наукам используются именно такие формулировки научной новизны. При этом в качестве положений, выносимых на защиту, указываются предложения по совершенствованию законодательства или правоприменения. Представляется, что это происходит из-за того, что юристы, формируясь преимущественно в профессиональной, а не в научной среде, подменяют научное познание профессиональным. Снижение качества диссертаций является лишь одной, причем не самой важной проблемой, возникающей в связи с подменой научного познания профессиональным. Главная проблема заключается в девальвации юридических знаний.

Под девальвацией знаний понимается «снижение значимости научных знаний в практической деятельности человека. Возникает в периоды разрыва связей теории и практики, низкого уровня внедряемости научных результатов, в моменты перепроизводства научных кадров и низкой оплаты их труда. Показателями девальвации знаний служат падение мотивации учения, снижение уровня обученности, появление мотивации формального получения диплома об образовании, снижение доли самостоятельной поисковой работы в процессе обучения во многих образовательных учреждениях»

[6]. Все эти негативные явления можно наблюдать в современном юридическом образовании.

Присуждение ученой степени лицам, исследование которых не может быть квалифицировано как научное в силу отсутствия у него научной новизны, порождает целый пласт «псевдученых», которые своими работами не только снижают общий уровень научных исследований в юриспруденции, но и демонстрируют свое неуважение к тем ученым, которые стремятся к получению, прежде всего, научных результатов. Ставя во главу угла прикладной характер результатов исследования, они забывают общеизвестную истину: «нет ничего практичнее хорошей теории». Сложившаяся негативная практика «остепенения» высокопоставленных чиновников и судей, а потом и назначение их на административные руководящие должности в научных и образовательных учреждениях приводит к воспроизводству таких же «псевдоученых».

Возвращаясь к проблеме формирования у аспирантов юридических специальностей навыков научного познания, отметим важность создания научной среды при обучении аспирантов. Научно-педагогические коллективы кафедр и лабораторий в ВУЗах и есть та питательная среда, в которой должны взращиваться новые научно-педагогические кадры.

Однако за последние годы научная атмосфера в ВУЗах была во многом утрачена. В условиях недофинансирования высшей школы и науки в целом, резко упал уровень доходов преподавателей и ученых, которые были вынуждены зарабатывать деньги чтением лекций и проведением занятий в нескольких ВУЗах или уходить из образования и науки на практику. В настоящее время ситуация стала исправляться. Как уже отмечалось выше, для возрождения потенциала вузовской науки был предпринят ряд мер, как финансового, так и организационного характера. Среди последних, можно назвать использование наукометрических показателей (в частности, индексов цитирования в базах РИНЦ, Web of Science, Scopus; индексов Хирша и др.) для оценки как вуза в це-

лом, так и его научно-педагогических коллективов и отдельных сотрудников профессорско-преподавательского состава. Не менее важное значение придается и участию научных коллективов в научных проектах, финансируемых за счет грантов РГНФ и РНФ. Тем самым стимулируется научно-исследовательская деятельность всех участников образовательного процесса, в том числе и аспирантов.

Выводы

Аспирант, участвуя в научных мероприятиях (конференциях, круглых столах), в реализации научных проектов овладевает навыками научного познания, необходимыми для подготовки диссертационного исследования, которое будет не только отвечать формальным требованиям, предъявляемым к такого рода работам, но и обладать сущностными характеристиками научного исследования, прежде всего, научной новизной.

Библиографический список

1. СЗ РФ. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Волочкова Н. По разным углам. Новый закон разводит науку и образование // Поиск. 2013. №26.

3. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 464 с.

4. http://kid.stu.cn.ua/~dart_vader (дата обращения: 26.11.2014).

5. Ашеров А.Т. Подготовка, экспертиза и защита диссертаций: уч. пособие. -Харьков: издательство УИПА, 2002. 152 с.

6. http://www. diplom-dissertacia.ru/degree/ dictionary-d.htm (дата обращения: 26.11.2014).

References

1. SZ RF. 2012. №53 (ch. 1). St. 7598. (In-Russ).

2. Volochkova N. Po raznym uglam. Novyy zakon razvodit nauku i obrazovanie [At different angles. The new law separates science and education] // Poisk - Search. 2013. №26. (In Russ).

3. Syrykh V.M. Istoriya i metodologiya yuridicheskoy nauki: uchebnik. [History and methodology of legal science: textbook]. Moscow: Norma: INFRA-M, 2013. 464 p. (In Russ).

4. http://kid.stu.cn.ua/~dart_vader (data obrashcheniya: 26.11.2014). (InRuss)

5. Asherov A.T. Podgotovka, ekspertiza i zashchita dissertatsiy: uch. posobie [Preparation, examination and thesis defense: textbook]. Kharkiv, 2002. 152 p. (In Russ).

7. http://www.diplom-

dissertacia.ru/degree/dictionary-d.htm (data obrashcheniya: 26.11.2014). (In Russ).

RESEARCH ACTIVITIES AS A PRINCIPAL ACTIVITY OF POSTGRADUA TES

L.V. Sannikova

Financial University under the Government of the Russian Federation 10, Znamenka St., Moscow, 119019 E-mail: 7718609@mail.ru

Introduction: The article is analyzed the problem of low quality of dissertations in the field of jurisprudence. Purpose: to identify the role of research activity in the formation postgraduates of legal specialties. Methods: the study is used a general scientific and private-scientific methods: dialectical, formal-legal, linguistic. Results: It is proved that the changes in the law on education should not be interpreted as a reduction in the requirements for a graduate student to implement their research activities in the framework of post-graduate training. It is noted that graduate students enrolled in the legal profession, mainly acquire the skills professional and not scientific knowledge, which leads to a reduction in the quality of dissertation research. It is considered institutional reforms in science and education that contribute to the creation of the scientific environment in universities. Conclusions: it was concluded that graduate students of legal specialties are formed more in the professional than in the scientific community. It is necessary to enhance the role of research activities in the field of training of graduate students.

Keywords: postgraduate studies; scientific innovation; research activities of graduate students

Информация для цитирования:

Санникова Л.В. Научно-исследовательская деятельность аспиранта как основной вид деятельности аспиранта // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 271-275.

Sannikova L. V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' aspiranta kak osnovnoy vid deyatel'nosti aspiranta [Research activities as a principal activity of postgraduates] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 271-275. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.