ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 55-58.
УДК 340.1
DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.55-58
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ АСПИРАНТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ABOUT THE PLACE OF GRADUATE SCHOOL IN HIGHER LEGAL EDUCATION SYSTEM
С. В. ВОРОШИЛОВА (S. V. VOROSHILOVA)
Рассматривается положение аспирантуры в соответствии с Законом об образовании 2012 г., характеризуются основные подходы к формулировке цели обучения в аспирантуре: диссертационный, квалификационный и образовательный. Определяются основные проблемы аспирантуры в юридических вузах.
Ключевые слова: аспирантура; высшее образование; диссертация; научное руководство; юридическая специальность.
The article describes the graduate school position according to the Education Law of 2012. What is more, it characterizes the basic approaches to the formulation of the postgraduate study goals: dissertation, qualifying, educational. The article defines the main problem of the graduate school in the law universities. Key words: graduate school; higher education; dissertation; scientific guidance; legal specialty.
Реформы в сфере образования и науки, осуществляемые в современной России, являются источником острой полемики среди представителей научной общественности. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» придал аспирантуре статус третьего уровня высшего образования, что соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. Молодой учёный и будущий педагог, обучаясь в аспирантуре, должен освоить определённый цикл образовательных дисциплин, приобрести навыки и умения преподавательской деятельности, овладеть методикой научного исследования. В соответствии с п. 4 ст. 69 к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица,
© Ворошилова С. В., 2018
имеющие образование не ниже высшего (спе-циалитет или магистратура). Уменьшение числа таких выпускников и необязательность защиты кандидатской диссертации, в соответствии с ФГОС, привели к снижению требований для поступающих в аспирантуру. Сегодня обучение в аспирантуре завершается защитой выпускной квалификационной работы и присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Статистика свидетельствует, что из выпускников аспирантуры до защиты кандидатской диссертации доходит менее 30 %, а по юридическим наукам - менее 15 %, что почти в два раза меньше, чем 10 лет назад [1]. Можно согласиться с предположением учёных о том, что при такой тенденции к 2020 г. защита кандидатской диссертации станет явлением скорее уникальным, нежели нормальным [2]. И всё
это происходит в условиях, когда защита кандидатской диссертации аспирантом в срок является важнейшим показателем эффективности расходования бюджетных средств на подготовку кадров высшей квалификации.
Выпускники аспирантуры, отказавшиеся от написания и защиты кандидатской диссертации, получают документ об образовании, позволяющий им осуществлять педагогическую деятельность в вузе на должности ассистента или преподавателя. Поскольку практическая деятельность юриста предполагает более высокую оплату труда, это является причиной, как правило, совмещения процесса обучения в аспирантуре с юридической практикой и нежелания выпускников оставаться в вузе в качестве педагогов.
Согласно закону аспирантура готовит научно-педагогические кадры, что подразумевает подготовку профессорско-преподавательского состава вуза и научных работников. Вместе с тем именно подготовка научных кадров высшей квалификации вновь должна стать приоритетной задачей аспирантуры, поскольку нежелание продолжить свою научную работу после окончания аспирантуры является причиной острого дефицита молодых научных кадров. Средний возраст докторов наук в нашей стране приближается к 70 годам, а кандидатов наук - к 50 [3]. При средней продолжительности жизни в 70 лет необходимость и важность защит кандидатских и докторских диссертаций (в том числе по юридическим специальностям) не вызывает сомнений. Между тем статистика показывает снижение интереса молодых людей к профессии преподавателя вуза или учёного, что выражается в их нежелании идти в аспирантуру.
Причины падения интереса выпускников юридических вузов к преподавательской и научной деятельности объясняются многими факторами, среди которых высокая интенсивность преподавательского труда (аудиторная нагрузка) и относительно низкая его оплата, снижение престижа профессии учёного и т. д. Вместе с тем талантливые молодые люди, имеющие способности к научному анализу, не спешат в аспирантуру, осознавая предстоящие трудности, связанные в том числе с необходимостью существенных финансовых затрат, вызванных сокра-
щением бюджетных мест в аспирантуре и закрытием диссертационных советов во многих вузах. Всё это стало причиной того, что число научных кадров в нашей стране сокращается в течение многих лет. Если в 1995 г. численность персонала, занятого научными исследованиями, составляла около
1 млн чел., то в 2015 г. она сократилась до 738 тыс. [4]. По направлению «Юриспруденция» приём в аспирантуру в 2015 г. составил
2 191 чел., что почти в два раза меньше, чем в 2007 г.
Следует заметить, что данное явление наблюдается в условиях роста финансирования науки со стороны государства. В этой ситуации потребность в научных кадрах очевидна. Вместе с тем включение аспирантуры в один из уровней образования, как свидетельствует практика, не способствует решению данной проблемы.
Среди поступающих в аспирантуру сегодня значительное количество составляют выпускники магистратуры. Однако при внимательном ознакомлении с ФГОС магистратуры и аспирантуры можно заметить отсутствие существенных различий, что позволяет утверждать, что универсальные и общепрофессиональные компетенции аспиранта формируются на уровне магистратуры. Аспирантура способна лишь совершенствовать данные компетенции в процессе научного творчества. Необходимость разработки и внедрения образовательных программ, не повторяющих программы магистратуры и предусматривающих развитие дополнительных компетенций, необходимых для проведения научного исследования, неоднократно отмечалась научным сообществом [5]. Вместе с тем эта проблема актуальна и сегодня.
Необязательность защиты диссертации по окончании аспирантуры снимает ответственность с научного руководителя за «неос-тепенившегося» ученика, что приводит к снижению требований к научному руководству. А ведь научный руководитель - это не только учитель и критик, это ещё и гарант успешной защиты диссертации. Именно поэтому, как правило, научное руководство осуществляется профессорами, имеющими степень доктора наук. Вместе с тем в последнее время отмечается увеличение среди
К вопросу о месте аспирантуры в системе высшего юридического образования
научных руководителей числа кандидатов наук и даже процесс «феминизации научного руководства» [6]. Заметим, что данный тезис - о недостаточной эффективности женского руководства в процессе написания кандидатской диссертации - вызывает большие сомнения.
Специфика и особенности научного руководства аспирантами-юристами стали предметом специального исследования Л. Б. Эрштейна, в котором отмечается необходимость особой психологической лабильности и готовности пересмотреть основные положения будущей диссертации на всех этапах её написания в связи с постоянно меняющимся законодательством, что предполагает тесное сотрудничество между научным руководителем и аспирантом. Кроме того, по мнению автора, именно в юридической профессии особую важность приобретают самостоятельность и жёсткость в отстаивании собственной точки зрения, что предполагает негативные последствия «грубого силового давления» со стороны научного руководителя [7]. С этой позицией можно согласиться лишь отчасти, поскольку любое научное творчество, вне зависимости от направления, возможно лишь в условиях доверительных, партнёрских отношений между научным руководителем и аспирантом.
Не менее важной проблемой является качество диссертационных исследований, которое подчас вызывает жёсткую критику [8]. Несмотря на то, что в диссертациях по юриспруденции число выявленного плагиата заметно меньше, чем в работах по другим социально-гуманитарным дисциплинам, вопрос научной новизны и актуальности юридических диссертаций остаётся актуальным, что вновь повышает значение высококвалифицированного научного руководства.
В процессе формирования у аспирантов навыков научного познания особую роль играет научная среда, созданная коллективом кафедры вуза. Активное привлечение аспиранта к научным мероприятиям, осуществляемым кафедрой, участие в научных проектах, финансируемых грантами, зарубежных научных стажировках - всё это будет способствовать дополнительной мотивации к научно-исследовательской деятельности молодого учёного.
Сегодня можно констатировать существование нескольких основных подходов к формулировке цели обучения в аспирантуре: диссертационный, квалификационный и образовательный. Более убедительной представляется позиция сторонников первого подхода, утверждающих, что главной целью обучения в аспирантуре и приоритетной задачей аспиранта должна являться подготовка и защита диссертации [9]. Абсолютное большинство профессорского сообщества убеждено в необходимости возвращения к прежней системе классической аспирантуры, главной опорой которой являются научные школы и которая способна эффективно воспроизводить научные кадры вузов. Руководство ВАК даже высказывает мнение о необходимости сделать защиту диссертации выпускниками аспирантуры обязательной [10]. Активно высказываются предложения о введении в России учёной степени PhD [11].
Квалификационный подход, в соответствие с которым главной целью обучения в аспирантуре является формирование у обучаемого определённых знаний, которые в дальнейшем сделают успешной его профессиональную деятельность, предусматривает подготовку специалиста определённого уровня, при этом защита диссертации является важной, но не единственной задачей. Данный подход отражён в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих систему высшего образования, частью которого сегодня является аспирантура.
Ряд исследователей выделяют ещё и образовательный подход, являющийся прямой противоположностью диссертационного подхода и предполагающий восприятие аспирантуры как самодостаточной образовательной программы, утратившей неразрывную связь с приобретением учёной степени [12].
Таким образом, определение места аспирантуры в системе высшего образования и главной цели обучения в аспирантуре является одной из самых острых проблем, требующих пристального внимания не только научного сообщества, но и органов государственной власти. Придание аспирантуре статуса третьего уровня высшего образования завершает переход отечественного высшего
образования к Болонской системе. Вместе с тем многочисленные проблемы, связанные с реализацией данной реформы, свидетельствуют о необходимости более глубокого и детального анализа этих вопросов. Среди проблем современной аспирантуры в юридических вузах можно выделить также слабую мотивацию поступающих в аспирантуру и низкий процент защит кандидатских диссертаций.
1. Индикаторы науки: 2017 : стат. сб. - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - С. 62.
2. Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 25.
3. Индикаторы науки. - С. 42.
4. Там же. - С. 32.
5. Шестак В. П., Шестак Н. В. Указ. соч. -С. 32.
6. Сенашенко В. С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 3 (199). - С. 34.
7. Эрштейн Л. Б. Специфика и особенности научного руководства аспирантами-юристами в современных условиях // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. -2012. - Т. 16, № 3. - С. 112.
8. См.: Санникова Л. В. Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 4 (26). - С. 271-274.
9. См.: КельсинаА. С. Принципы и подходы к оценке эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре // Социальное пространство. - 2017. - № 4 (11). - С. 1-8.
10. Возведение в степень. ВАК и Минобрнауки представили в Госдуме два новых взгляда на старую проблему // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2016. - 14 дек. (№ 7152).
11. См.: Маркин В. В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versus обочина // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20, № 2 (83). -С. 1173.
12. См.: Райчук Д. Ю., Минина Н. В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 4 (200). - С. 36.