Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования'

Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕРЕЧЕНЬ ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ / ВАК / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FSES / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / SURVEY / QUESTIONNAIRE / POSTGRADUATE / RESEARCH / HIGHER ATTESTATION COMMISSION LIST / HAC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Инна Владимировна, Тарасенко Ольга Александровна

В статье оценивается опыт работы вузов в соответствии с требованиями нового ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Эмпирической основой явилось проведенное авторами социологическое исследование, репрезентативность результатов которого обусловлена привлечением к опросу аспирантов разных научных специальностей, курсов, форм обучения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Анализ итогов анкетирования, опыт проведения занятий с аспирантами, работа в научных журналах, членство в диссертационных советах, собственная многолетняя научно-исследовательская деятельность позволили авторам сформулировать ряд выводов и предложений. В целом обоснованным признан концептуальный «разворот» модели аспирантуры в сторону образовательной компоненты. Однако выявленное в ходе анкетирования желание аспирантов снизить аудиторную нагрузку, в том числе по причине ее частичного дублирования с программами магистратуры (специалитета), ставит задачу модернизации учебного процесса. Намеченные в статье положения направлены на изменение методики проведения лекционных и практических занятий, усиление внимания к самостоятельной работе студентов и ее формам. Нивелировать повторение программ разных уровней предлагается за счет формирования дополнительных профессиональных компетенций аспирантов, пути освоения которых определены в статье. Преодоление проблем в научно-исследовательской деятельности видится через придание самим научным исследованиям аспирантов апробации их результатов ключевого характера. В числе основных задач: постоянный поиск актуальных форм сотрудничества, вовлечение аспирантов в научную деятельность кафедры и вуза в целом. Формами активизации научной деятельности аспирантов может стать закрепление обязательности их участия в организации кафедральных научных мероприятий с последующей подготовкой обзоров, ежегодных выступлений с докладами на конференциях (круглых столах, симпозиумах), помощи преподавателю в работе научного кружка, привлечения к выполнению научно-исследовательских проектов кафедры, деятельности в научно-образовательных центрах и других «рамочных» структурах вузов. Позитивно оценивая выведение этапа защиты диссертации за пределы образовательной программы, авторы высказывают мнение, что такая модель будет способствовать появлению необходимого временного люфта и позволит обучающимся посвятить последний год обучения в аспирантуре работе над содержанием диссертации, а не процедуре ее защиты. При этом показано, что в пределах программы аспирантуры остается основная работа по подготовке диссертации и ее апробации. Через призму проблематики качества экспертизы результатов научных исследований сконцентрировано внимание на роли Перечня ВАК, включающего журналы, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации. Осветив основные направления реформирования указанного Перечня, авторы пришли к выводу, что его эффективная модель до сих пор не найдена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION: EXPERIENCE IN SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article evaluates the experience of universities in accordance with the requirements of the new FSES 40.06.01 Jurisprudence (the level of training of highly qualified personnel). The empirical basis was formed by means of the conducted survey; the representativeness of the results is proved by the involvement in the survey of post-graduate students of different programmes of education, course years, and forms of education implemented at the Kutafin Moscow Law State University. (MSAL) The analysis of the results of the survey, the experience of classes with post-graduate students, work in scientific journals, membership in the dissertation councils allowed the authors to formulate a number of conclusions and suggestions. In general, they recognize the conceptual 'turnabout' of the post-graduate programme model towards the educational components as justified. However, the survey revealed the post-graduate students' desire to reduce the number of classes due to its overlap with the Master's and Specialist Degree programmes, which aims at upgrading the educational process. The article outlines some provisions aimed at changing the methodology for conducting lectures and practical classes, increasing the attention paid to the independent work of students and its forms. It is proposed to mitigate the overlap of programs at different levels through the development of additional postgraduate professional competencies, the development of which are defined in the article. The authors believe that it is possible to overcome the challenges in research by granting key characteristics to the postgraduates' research and approbation of the results. Among the main tasks are the following: the constant search for relevant forms of cooperation, involvement of post-graduate students in the research activities of the Department and the University as a whole. The authors suggest the following forms of activities to revitalize the scientific side of postgraduates' work: to make their participation in the organization of the department's scientific activities and subsequent preparation of surveys prerequisite, annual presentations at conferences (round tables, symposiums), assistance in the scientific club work, participation in scientific research projects of the department, engagement in the activities of academic centres and other "framework" structures of universities. The authors regard the preparation and the defense of the thesis beyond the curriculum as a positive trend and state that such a model will provide postgraduates with necessary time and will encourage them to dedicate the final year of their studies to the work on the thesis but not its defense. Moreover, it is stated that the main work on dissertation thesis remains in frames of the curriculum. The authors also draw attention to the important role of the 'Higher Attestation Commission List" of journals which can be chosen for the publication of the main scientific conclusions presented in the thesis. Highlighting the main directions of reforming of the said list, the authors conclude that the effective model is yet to be found.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. В. Ершова*, О. А. Тарасенко**

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье оценивается опыт работы вузов в соответствии с требованиями нового ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Эмпирической основой явилось проведенное авторами социологическое исследование, репрезентативность результатов которого обусловлена привлечением к опросу аспирантов разных научных специальностей, курсов, форм обучения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Анализ итогов анкетирования, опыт проведения занятий с аспирантами, работа в научных журналах, членство в диссертационных советах, собственная многолетняя научно-исследовательская деятельность позволили авторам сформулировать ряд выводов и предложений.

В целом обоснованным признан концептуальный «разворот» модели аспирантуры в сторону образовательного компонента. Однако выявленное в ходе анкетирования желание аспирантов снизить аудиторную нагрузку, в том числе по причине ее частичного дублирования с программами магистратуры (специалитета), ставит задачу модернизации учебного процесса. Намеченные в статье положения направлены на изменение методики проведения лекционных и практических занятий, усиление внимания к самостоятельной работе студентов и ее формам. Нивелировать повторение программ разных уровней предлагается за счет формирования дополнительных профессиональных компетенций аспирантов, пути освоения которых определены в статье.

Преодоление проблем в научно-исследовательской деятельности видится через придание научным исследованиям аспирантов и апробации их результатов ключевого характера. В числе основных задач: постоянный поиск актуальных форм сотрудничества, вовлечение аспирантов в научную деятельность кафедры и вуза в целом. Для активизации научной деятельности целесообразно закрепить обязательное участие аспирантов в организации научных мероприятий кафедры с последующей подготовкой обзоров; ежегодные выступления с докладами на конференциях (круглых столах, симпозиумах); помощь преподавателю

© Ершова И. В., Тарасенко О. А., 2017

* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Тарасенко Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

в работе научного кружка; участие в научно-исследовательских проектах кафедры; деятельность в научно-образовательных центрах и других «рамочных» структурах вузов. Позитивно оценивая выведение этапа защиты диссертации за пределы образовательной программы, авторы высказывают мнение, что такая модель будет способствовать появлению необходимого временного люфта и позволит обучающимся посвятить последний год обучения в аспирантуре работе над содержанием диссертации, а не процедуре ее защиты. При этом показано, что в пределах программы аспирантуры остается основная работа по подготовке диссертации и ее апробации.

Через призму проблематики качества экспертизы результатов научных исследований подчеркивается роль Перечня журналов ВАК, где должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации. Осветив основные направления реформирования указанного Перечня, авторы пришли к выводу, что его эффективная модель до сих пор не найдена.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, подготовка кадров высшей квалификации, социологическое исследование, анкетирование, аспирантура, научные исследования, Перечень Высшей аттестационной комиссии, ВАК.

DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.166-176

ТАК ЛИ ПЛОХ СТАНДАРТ, КАК ЕГО РУГАЮТ?

После преобразования аспирантуры в систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации зазвучала критика в адрес многочисленных положений ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утв. приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 15381 (далее — ФГОС). В качестве основных недостатков ФГОС называются: смещение основного содержания аспирантуры с подготовки диссертации на образовательную составляющую программ и выведение этапа защиты диссертации за рамки программы аспирантуры. Кроме того, в негативном ключе воспринимаются: неспособность аспирантуры обеспечить полноценное «погружение» в научное образование, жесткая структуризация программ аспирантуры, ценность диплома с присвоением квалификации «преподаватель», отсутствие акцентов на развитие академической мобильности аспирантов и др.

Данные проблемы были выявлены и озвучены Институтом аспирантуры и докторантуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на

круглом столе по проблемам и перспективам оценки диссертационных исследований в системе государственной научной аттестации по праву, проведенном в рамках научно-образовательной сессии IV Московского юридического форума2. При этом некоторые из указанных проблем активно обсуждаются Советом по науке при Министерстве образования и науки РФ по вопросам модернизации аспирантуры3.

В значительной степени разделяя высказанные опасения научного сообщества, авторы настоящей статьи сочли правильным услышать мнение и конечного потребителя программы — аспиранта. Ведь первый вопрос, который встает перед учебным заведением, реализующим образовательную программу аспирантуры: для какой аудитории она предназначена? С этой целью нами была разработана анкета и проведен социологический опрос в группе из 28 аспирантов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Репрезентативность результатов проведенного исследования обусловлена выборкой: привлечением к анкетированию аспирантов разных научных специальностей, первого и второго курса, очной и заочной форм обучения. Их мнения представлены в таблице.

Российская газета. 04.02.2015. № 21.

URL: http://moslegforum.ru/programm/progra (дата обращения: 23.04.2017).

См.: заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ по вопросам модернизации аспирантуры. 19.05.2016 // URL: http://sovet-po-nauke.ru/info/19052016-declaration_postgraduate (дата обращения: 20.04.2017).

2

3

т1

Варианты ответов Ответы

1. Какова была Ваша мотивация к поступлению в аспирантуру?

А. Получение новых знаний, умений, навыков 24

Б. Защита кандидатской диссертации и получение ученой степени 21

В. Престиж статуса аспиранта, кандидата юридических наук в обществе 10

Г. «Бонус» для продвижения по карьерной лестнице 7

Д. Иное (укажите) 6 (развитие темы дипломного или магистерского исследования, намерение работать в МГЮА, направление от иностранного государства для получения образования в России и др.)

2. Удовлетворены ли Вы содержанием учебного плана (набором учебных дисциплин) в аспирантуре?

А. Да 20

Б. Нет (причина) 8 (отсутствие системного характера учебного плана, дублирование тематики отдельных дисциплин, избыточность факультативных дисциплин, недостаточность дисциплин по специальности и разработанных заданий по ним, неудобное расписание)

3. Не усматриваете ли Вы дублирования программ аспирантуры и магистратуры (специалитета)?

А. В большой степени 4

Б. Частичное 8

В. Программы различаются глубиной, охватом проблематики 16

4. Какие формы занятий в аспирантуре Вы считаете полезными?

А. Лекционные занятия 17

Б. Практические занятия 14

В. Выполнение заданий для самостоятельной работы 12

Г. Иное (укажите) 3 (допуск к зачету по результатам выполнения заданий самостоятельной работы, педагогическая практика, круглые столы с преподавателями кафедры)

5. Считаете ли Вы необходимым снизить объем аудиторных занятий в аспирантуре?

А. Да 19

Б. Нет 9

6. Осуществлялась ли Вами в текущем учебном году научно-исследовательская работа?

А. Да (в каких формах) 21 (преимущественные формы: подготовка статьи и работа над главой диссертационного исследования)

Б. Нет (укажите причины) 6 (нет необходимости вести их на первом году обучения; нехватка времени из-за высокого объема занятий)

В. Затрудняюсь ответить 1

7. Посещаете ли Вы научные мероприятия кафедры, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), иных вузов?

А. Да (укажите названия) 25 (преимущественно посещение ограниченного количества конференций и круглых столов на кафедре, а также Кутафинских чтений, Зимней школы молодых ученых в Университете имени О.Е Кутафина (МГЮА), мастер-классов специалистов, лекций-дискуссий известных юристов, проводимых в МГЮА)

Б. Нет (укажите причины) 3 (вследствие нехватки времени из-за большого количества занятий и неудобного расписания)

8. Задумывались ли Вы об инициативе создания самостоятельной научной группы либо вхождения в научно-исследовательский коллектив кафедры?

А. Да, задумывался/задумывалась 19

Б. Уже предприняты действия (укажите) 1 (подача заявок на участие в конкурсе и получение гранта)

В. Нет (укажите причины) 6 (отдают предпочтение самостоятельной работе, не видят смысла, не хватает времени вследствие плотного графика занятий)

Г. Затрудняюсь ответить 1

9. Какого результата Вы хотите достичь по завершении обучения в аспирантуре?

А. Защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук 6

Б. Защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук и получить диплом с присвоением квалификации «преподаватель-исследователь» 21

В. Затрудняюсь ответить 1

10. Если защита кандидатской диссертации не состоится, то является ли важным для Вас получение диплома с присвоением квалификации «преподаватель-исследователь»?

А. Важно 19

Б. Нет, этот диплом не нужен 8

В. Затрудняюсь ответить 1

11. Планируете ли Вы после завершения образования в аспирантуре остаться работать в сфере образования?

А. Да 24

Б. Нет (укажите причины) 3 (до настоящего времени не определился, интересует иная деятельность)

В. Затрудняюсь ответить 1

12. Предполагаете ли Вы после окончания аспирантуры заняться научно-исследовательской деятельностью?

А. Да 24

Б. Нет (укажите причины) 3

В. Затрудняюсь ответить 1

13. На какой позиции (должности) и в какой профессиональной сфере Вы видите себя в среднем возрасте?

А. Приведите примеры Совмещение профессиональной деятельности юриста на высокой позиции с работой на кафедре вуза (приблизительно 1/2 опрошенных); должность категории «руководитель» (генеральный директор, начальник управления, заведующий отделом и т.п.); государственная служба (руководитель департамента), адвокатура

Б. Затрудняюсь ответить 6

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ АСПИРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)

Результаты проведенного авторами социологического опроса высветили несколько иную картину, чем та, которая описывалась ранее. Прежде всего диаметрально противоположным озвученному является мнение аспирантов об образовательном компоненте программы аспирантуры. Как можно увидеть, подавляющее большинство аспирантов после завершения обучения планирует остаться работать в сфере образования и признает ценность диплома с присвоением квалификации «преподаватель-исследователь» (!). В связи с этим концептуальный «разворот» модели аспирантуры в сторону образовательного компонента в целом можно признать обоснованным и заключить, что одной из задач современной аспирантуры становится подготовка полноценного преподавателя.

Между тем нельзя не отметить желание аспирантов снизить количество аудиторной нагрузки, в том числе по причине частичного дублирования программ магистратуры (спе-циалитета). Полагаем, что данную проблему можно решить и в рамках действующего ФГОС. Прежде всего возможно максимально снизить трудоемкость блока «Дисциплины», а также изменить методику проведения лекционных и практических занятий, отойдя от традиционных форм. Более гибкий подход позволит образовательным организациям «наложить» расписание части занятий в аспирантуре на научные мероприятия, в определенной части заменив консервативные лекции и практические занятия на конференции, практикумы, круглые столы, мастер-классы, лекции-дискуссии известных юристов, заседания научного кружка, заседания диссертационного совета. Представляется, что подобные активные и интерактивные формы

обучения, фундамент проведения которых закладывается еще в магистратуре4, должны быть усилены на третьем уровне образования.

Кроме того, в рамках образовательного компонента большее внимание следует уделять самостоятельной работе аспирантов, поскольку ей отведено значительное число часов в учебном плане. Как показывает другой проведенный ранее в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) социологический опрос5, большинство аспирантов, равно как и студентов бакалавриата и магистратуры, отдают предпочтение практико-ори-ентированным заданиям для самостоятельной работы (решение казусов, составление проектов документов, обобщение судебной практики, заполнение форм документов и др.). Что же касается заданий, призванных подготовить аспиранта к научно-исследовательской деятельности (обобщение теоретических положений, написание эссе и рефератов, изучение авторефератов диссертаций, перевод иноязычной научной литературы и пр.), то они не рассматриваются респондентами в качестве эффективных. Убеждены, что результаты опроса, явно обнажившие упущения в подготовке кадров высшей квалификации, должны быть учтены как при разработке преподавателями учебно-методической литературы, так и в процессе модернизации образовательной деятельности в целом.

Новые подходы к преподаванию в аспирантуре призваны сформировать у обучающихся универсальные компетенции (в частности, способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1), и способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5)). Кроме того, нивелировать дублирование программ магистратуры или специалитета представляется целесообразным за счет дополнительных профессиональных компетенций аспирантов.

Пункт 7.2 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») предусматривает, в частности, необходимость проведения тренингов, групповых дискуссий, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, а также включение в программы учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов (утв. приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763.

Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 27—33.

4

5

Согласно п. 5.5 ФГОС перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры образовательная организация формирует самостоятельно в соответствии с направленностью программы и (или) номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Полагаем, что в настоящее время при подготовке кадров высшей квалификации по направлению «Юриспруденция» актуальны: обучение аспирантов основам редакционной деятельности в научно-практических журналах, посвященных проблемам юридической науки и образования; овладение навыками мониторинга научных конкурсов, грантов, оформления конкурсной документации; тренинг работы в информационно-аналитической системе SCIENCE INDEX, коррекция и поддержание списка публикаций и цитирований кафедры и (или) образовательной организации в РИНЦ в актуальном состоянии6.

НАУКА ПОДЧАС НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ «ОТ» ДИССЕРТАЦИИ

На взгляд авторов статьи, самым проблемным аспектом в настоящее время являются научные исследования аспирантов. Социологический опрос явственно запечатлел скудность форм их проведения и апробации. Обучающиеся минимизируют научные исследования, уделяя внимание подготовке одной-единственной статьи, которая затем включается в содержание главы диссертации, либо вовсе не занимаются этим, ссылаясь на нехватку времени. Весьма примечательным при этом выглядит желание 67 % аспирантов создать самостоятельную научную группу либо войти в научно-исследовательский коллектив кафедры, равно как и намерение 85 % аспирантов заниматься научно-исследовательской деятельностью после завершения обучения. Представляется, что

данная статистика полностью отражает проблему «кадрового голода» российской науки, страдающей от притока низкоквалифицированных исследователей, консервации баланса распределения кадров, низкой академической мобильности (ситуации редкой, а иногда и прямо запрещенной в большинстве ведущих научных стран)7. Кроме того, приоритет формы диссертации и процедуры ее защиты над содержанием, боязнь малоизученных тем8 и самого исследования вне рамок уже существующих школ ведут к застою в науке. В связи с этим принципиальна и проблема создания современных институтов развития, которые смогли бы стимулировать подготовку и защиту инновационных диссертаций.

К сожалению, 10-летнее реформирование в области образования, науки, подготовки и аттестации кадров имеет ограниченный эффект: многое было сделано для обеспечения работы сложившихся научных коллективов, но без постоянного притока новых кадров этот результат сведется к минимуму.

Преодоление обозначенных негативных трендов — сложный вызов, но авторы сочли возможным вынести на обсуждение ряд предложений, а в некоторых случаях и пойти дальше — внедрить новшества в проводимую с аспирантами работу.

Первичной видится необходимость придать научным исследованиям, как и апробации их результатов, ключевой характер. Это возможно в том числе посредством закрепления обязательности участия аспирантов в организации конференций кафедры, ежегодных выступлений с докладами либо сообщениями на конференциях, круглых столах в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и в иных вузах, проведения объективной и дифференцированной оценки научной деятельности и итогов научных исследований аспирантов за каждый год их обучения.

Тарасенко О. А. Формирование дополнительных профессиональных компетенций в системе многоуровневого образования по направлению подготовки «Юриспруденция» // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11. С. 108—113.

Заявление Совета по науке при Минобрнауки РФ об инструментах, направленных на развитие кадрового потенциала российской науки. 21—22.12.2015 // URL: http://sovet-po-nauke.ru/info/22122015-declaration (дата обращения: 21.04.2017).

Ершова И. В. О диссертационных исследованиях по специальности 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 2—6.

6

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

Застойным фактором является отсутствие академической мобильности аспирантов, развивающих свои идеи вне корреляции с ведущими национальными и международными научными центрами. В дальнейшем это приводит к низкой мобильности российской науки, в то время как академическая мобильность — эффективный способ развития образовательных возможностей на индивидуальном уровне9. Одним из инструментов поддержки этого направления может быть вузовская программа по созданию наиболее перспективным аспирантам условий для участия в конференциях в ведущих российских региональных и зарубежных научных центрах.

Проблема воспроизводства научных кадров решается путем активного вовлечения аспирантов в деятельность кафедры (обязательное посещение заседаний кафедры, научного кружка, набор целевых аспирантов). Необходим также постоянный поиск актуальных форм сотрудничества. Например, по данным нашего социологического опроса, два респондента привлекались кафедрой для подготовки обзора конференции и его дальнейшей публикации в журнале из Перечня ВАК10. Указанная работа потребовала активного включения аспирантов в научную жизнь кафедры, участия в организации конференции, присутствия на ней, установления контактов с известными учеными, сформировала способность к критическому анализу современных научных достижений и навык представления материалов к публикации.

Проблема роста научных кадров носит глобальный характер. Среди опрошенных аспирантов лишь один «целевой» аспирант предпринимал активные попытки включиться в работу кафедры и научно-исследовательскую работу (НИР), в том числе неоднократно самостоятельно подавая заявки на участие в конкурсах и грантах. Однако показательно, что абсолютное большинство аспирантов заинтересовано в научно-исследовательской

деятельности, но не предпринимает никаких конкретных шагов (возможно, из-за нехватки знаний об организационной стороне процессе вообще и на конкретной кафедре в частности, а также из-за отсутствия инструментов поддержки таких стартап-структур). Для преодоления этого вызова видится необходимым использовать комплексный подход. Аспирантов можно привлечь к научно-исследовательской работе кафедры, однако этот вариант востребован, когда тематика их диссертации так или иначе имеет точки соприкосновения с конкретной НИР. Соответственно, для остальной части молодых исследователей этот путь не так интересен, однако и их можно задействовать в работе научного коллектива, если создавать научно-образовательные центры при кафедрах (например, в настоящий момент при кафедре предпринимательского и корпоративного права возможно создание научных образовательных центров, занимающихся актуальными вопросами медицинского права, разработкой правового контура для программных роботов и искусственного интеллекта и др.). Кроме того, как представляется, задача университетов — обеспечивать «рамочную инфраструктуру» для плодотворной деятельности научных групп.

Поиск новых точек роста российской науки, способных объединить молодых ученых и ученых среднего возраста, Совет по науке при Минобрнауки РФ называет приоритетной за-дачей11. Данная задача должна коррелировать с созданием комфортных условий ведения научной деятельности профессорско-преподавательским составом Университета.

Что касается выпадения этапа защиты диссертации из программы аспирантуры, считаем возможным поддержать эту небесспорную новеллу по следующим причинам. Защита диссертации действительно находится за рамками программы аспирантуры, однако основная цель научных исследований, которые

Ершова И. В., Кудряшова Е. О., Тарасенко О. А. Предпринимательское право в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) // Актуальные

проблемы российского права. 2017. № 6.

Отметим, что это были аспиранты кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), научными руководителями которых являются авторы данной статьи. Аспирантами указанный вид научной работы был оценен как полезный и эффективный. Заявление Совета по науке при Минобрнауки РФ о проекте Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. 19.05.2016 // URL: http://sovet-po-nauke.ru/mfo/19052016-declaration_strategy (дата обращения: 22.04.2017).

9

10

11

ведутся в аспирантуре, — это подготовка диссертации, оформленной в соответствии с требованиями ВАК, а также защита научного доклада об основных результатах диссертации, по результатам которой организация дает заключение в соответствии с п. 16 Положения о присуждении ученых степеней12 (п. 6.5, 6.6 ФГОС).

Таким образом, «конечным продуктом» освоения программы является кандидатская диссертация, соответствующая требованиям постановления Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». К государственной итоговой аттестации допускаются аспиранты, прошедшие предварительную экспертизу диссертации на кафедре.

Итак, в пределах программы аспирантуры находятся подготовка кандидатской диссертации, апробация ее защиты на кафедре, защита научного доклада об основных результатах диссертации, а также утверждение заключения организации по диссертации, действительное в течение трех лет и обязательное к приему любым диссертационным советом.

Вне рамок программы аспирантуры находится лишь процедура защиты диссертации, которая, по сути, является отдельным, самостоятельным этапом работы над диссертацией и может быть абсолютно беспрепятственно осуществлена после государственной итоговой аттестации. Принимая во внимание краткие сроки обучения в аспирантуре, вынос защиты диссертации за пределы образовательной программы будет способствовать лишь появлению временного люфта, в котором так нуждаются диссертанты, и позволит им посвятить последний год обучения в аспирантуре работе

над содержанием диссертации, а не процедуре ее защиты. Отметим, что проблема нехватки у аспирантов времени для выполнения всего комплекса содержательных и организационных мероприятий очевидна: из года в год падает число аспирантов, окончивших аспирантуру по направлению «Юриспруденция» с защитой диссертации. Так, по итогам 2015 г. лишь 14,03 % аспирантов выпущены из аспирантуры с защитой; в 2013 г. — 16,34 %; в 2010 г. — 21,57 %13.

НЕ ВСЕ ТО НАУКА, ЧТО В ПЕРЕЧНЕ ВАК

В настоящее время повышение качества экспертизы результатов научных исследований в основном сосредоточено на идее трансформации сети диссертационных советов с учетом оценки показателей их научного и кадрового потенциала14. Вместе с тем нельзя не отметить, что в этом вопросе колоссальную роль играет пресловутый Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации. Данный Перечень (и это отмечается как Советом по науке при Минобразнауки России, так и профессиональными общественными организациями15) содержит большое число изданий низкого научного уровня, не обеспечивающих серьезной профессиональной экспертизы публикуемых материалов. Кроме того, в Перечень входят журналы, в которых неоднократно публиковались статьи, содержащие масштабные некорректные заимствования. В такой «проблемной» области науки, как право, подобные журналы составляют более 15 % Перечня. Со-

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. 3). Ст. 5074.

Рассчитано авторами на основании данных официальной статистики Росстата. См.: URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 23.04.2017).

Шишканова И. А., Пахомов С. И., Гуртов В. А., Пенние И. В. Критерии оценки деятельности диссертационных советов для трансформации национальной сети аттестации кадров ВНК // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4 (77). С. 209.

Данная проблема обсуждалась и была признана актуальной членами Национальной ассоциации научных изданий (NATSPA) на общем собрании 17.04.2017 (см.: URL: http://natspa.ru/2017/04/10/17-04-2017-nani-conference/ (дата обращения: 23.04.2017)); участниками Общероссийской конференции «Актуальные вопросы модернизации системы подготовки научных кадров: российский и зарубежный опыт», состоявшейся в рамках Учредительной конференции Российского профессорского собрания 21.11.2016 (см.: URL: http://rosakurn.ru/conference.html (дата обращения: 23.04.2017)).

12

13

14

15

ответственно, до той поры, пока главные редакторы и редакционные советы журналов из Перечня ВАК не будут обеспечивать профессиональное и независимое редактирование статей, аспиранты не будут заинтересованы в повышении их качества и, как результат, качества научных исследований.

Говоря о перспективах реформирования Перечня ВАК, в частности его постепенной замены списком журналов Russian Science Citation Index (далее — Список RSCI), отметим следующее. Список RSCI, ведущийся на платформе Web of Science, включает в себя журналы, качество которых подтверждено экспертизой, проведенной в России и за рубежом. К изданиям этого списка планируется, как и ранее, приравнять те, которые входят в международные базы данных и системы цитирования Web of Science, Scopus, а также журналы из Списка ERIH PLUS, важного для юридических наук16. Таким образом, предполагается, что Список RSCI, а также увеличение количества международных баз данных и систем цитирования, с одной стороны, расширят количество возможностей публикационной активности российских ученых, а с другой — повысят качество размещаемых научных материалов17.

Между тем и этот вариант не сможет полноценно отражать результативность научной деятельности, поскольку некоторые страны, и в частности Германия, не поддерживают идею включения немецких журналов в данные базы как не обеспечивающие научное качество. А поскольку многие преподаватели российских вузов традиционно контактируют с немецкими коллегами, активно развивают в этой области академический обмен, работы отдельных российских ученых получили признание в немецкой юридической литературе, получается, что данный ве-

сомый научной пласт не найдет должной оценки в показателях результативности их научной деятельности. В связи с этим представляется, что концепция реформирования Перечня ВАК все же учитывает не все глобальные тренды научного развития18 и требует доработки.

Кроме того, не будет лишним добавить, что, как только были озвучены перспективы реформирования Перечня ВАК, сразу появились «приглашения» к максимально быстрой (т.е. буквально в текущем месяце) публикации в журналах, которые входят в новый перечень ВАК, РИНЦ и Международные базы AGRIS, ERIH PLUS и AIM, сопровождаемые прейскурантом на издательские расходы (стоимость страницы, авторского и дополнительного экземпляра, рисунков и таблиц, справки в электронном виде о принятии работы к публикации, размещение статьи в AGRIS и пр.). Конечно, хотя прямая корреляция между платной публикацией и низким качеством профессионального редактирования научных статей вроде бы должна отсутствовать, она подразумевается ввиду «скоростного» выхода материала в свет.

В этих условиях интересно обратиться к опыту МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ, которые имеют право проводить защиты ученых степеней по собственным правилам и, соответственно, предпринять усилия по повышению качества публикаций диссертантов. Например, в МГУ имени М.В. Ломоносова повышены требования к количеству публикаций основных результатов диссертационных исследований, а также расширено число рецензируемых научных изданий (индексируемые в базах данных Web of Science, Scopus, RSCI, издания из Перечня ВАК). СПбГУ пошел другим путем, наделив Ученый совет правом своим решением по конкретным научным специальностям расширять спи-

16 Заявление Совета по науке при Минобрнауки РФ о «Перечне ВАК» // URL: http://sovet-po-nauke.ru/ info/31032016-declaration_VAK (дата обращения: 14.04.2017).

17 Отметим наличие инструментария наукометрии, позволяющего повысить индекс цитирования российских исследований. В качестве примера можно привести постоянный цифровой идентификатор ORCID (Open researcher and contributor ID). Как заявлено на официальном сайте организации, миссия ORCID — мир, в котором все участники исследовательской, научной и инновационной деятельности обладают уникальным идентификатором, связывающим их с результатами их работы, независимо от научной дисциплины, места или времени (см.: URL: https://orcid.org/ (дата обращения: 24.04.2017)).

18 К таким трендам, в частности, относится развитие альтметрики. Altmetrics — зонтичный термин, определяемый как изучение и использование нетрадиционных средств измерения научного влияния, основанных на активности в сетевой окружающей среде (см.: Роджерс Э., Барброу С. Взгляд на альтметрику и ее растущую важность для исследовательских библиотек // Научная периодика: проблемы и решения. 2015. Т. 5. № 3. С. 126—132).

сок рецензируемых научных изданий, добавляя к изданиям из Перечня ВАК другие рейтинговые журналы мирового научного сообщества.

Изложенное позволяет заключить, что перспективная модель нового Перечня ВАК до сих

пор не найдена. В этой связи с большой долей скептицизма воспринимаются предвосхищающие ее инициативы, которым придается статус то обязательных к исполнению, то «спра-вочных»19.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. — 2017. — № 2.

2. Ершова И. В., Кудряшова Е. О, Тарасенко О. А. Предпринимательское право в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 6.

3. Ершова И. В. О диссертационных исследованиях по специальности 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право // Предпринимательское право. — 2012. — № 2.

4. Тарасенко О. А. Формирование дополнительных профессиональных компетенций в системе многоуровневого образования по направлению подготовки «Юриспруденция» // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11.

5. Шишканова И. А., Пахомов С. И., Гуртов В. А., Пенние И. В. Критерии оценки деятельности диссертационных советов для трансформации национальной сети аттестации кадров ВНК // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 4.

Материал поступил в редакцию 5 мая 2017 г.

TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION: EXPERIENCE IN SOCIOLOGICAL RESEARCH

ERSHOVA Inna Vladimirovna — Doctor of Law, Professor, Honorary Lawyer of the Russian Federation, Head of the Department of Entrepreneurial and Company Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9 [email protected]

TARASENKO Olga Aleksandrovna — Doctor of Law, Professor of the Department of Business and Company Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9

[email protected]

Review. The article evaluates the experience of universities in accordance with the requirements of the new FSES 40.06.01 Jurisprudence (the level of training of highly qualified personnel). The empirical basis was formed by means of the conducted survey; the representativeness of the results is proved by the involvement in the survey of post-graduate students of different programmes of education, course years, and forms of education implemented at the Kutafin Moscow Law State University. (MSAL) The analysis of the results of the survey, the experience of classes with post-graduate students, work in scientific journals, membership in the dissertation councils allowed the authors to formulate a number of conclusions and suggestions. In general, they recognize the conceptual 'turnabout' of the post-graduate programme model towards the educational components as justified. However, the survey revealed the post-graduate students' desire to reduce the number of classes due to its overlap with the Master's and Specialist Degree programmes, which aims at upgrading the educational process. The article outlines some provisions aimed at changing the methodology for conducting lectures and practical classes, increasing the attention paid to the independent work of students and its forms. It is proposed to mitigate the overlap of programs at

19 См., например: письмо Минобрнауки РФ от 24.06.2015 № 13-3163 «О рассмотрении ходатайств о создании диссертационных советов» // СПС «ГАРАНТ».

different levels through the development of additional postgraduate professional competencies, the development of which are defined in the article.

The authors believe that it is possible to overcome the challenges in research by granting key characteristics to the postgraduates' research and approbation of the results. Among the main tasks are the following: the constant search for relevant forms of cooperation, involvement of post-graduate students in the research activities of the Department and the University as a whole. The authors suggest the following forms of activities to revitalize the scientific side of postgraduates' work: to make their participation in the organization of the department's scientific activities and subsequent preparation of surveys prerequisite, annual presentations at conferences (round tables, symposiums), assistance in the scientific club work, participation in scientific research projects of the department, engagement in the activities of academic centres and other «framework» structures of universities.

The authors regard the preparation and the defense of the thesis beyond the curriculum as a positive trend and state that such a model will provide postgraduates with necessary time and will encourage them to dedicate the final year of their studies to the work on the thesis but not its defense. Moreover, it is stated that the main work on dissertation thesis remains in frames of the curriculum.

The authors also draw attention to the important role of the 'Higher Attestation Commission List» of journals which can be chosen for the publication of the main scientific conclusions presented in the thesis. Highlighting the main directions of reforming of the said list, the authors conclude that the effective model is yet to be found.

Keywords: Federal State Educational Standard, FSES, training of highly qualified personnel, survey, questionnaire, postgraduate, research, Higher Attestation Commission List, HAC.

1. Ershova I. V., Enkova E. E. Student Individual Work: Self-Study of Students: Theoretical and Applied Gaps and Conflicts // Juridical Education and Science. — 2017. — № 2.

2. Ershova I. V., Kudryashova E. O., Tarasenko O. A. Entrepreneurial Law in the Multi-Level System of Higher Legal Education (Bachelor, Master, Postgraduate) // Topical Issues of Russian Law. — 2017. — No.6.

3. Ershova I. V. On Dissertation Research in the Programme of Study 12.00.03 — Civil Law; Entrepreneurial Law; Family Law; Private International Law // Entrepreneurial Law. — 2012. — No.2.

4. Tarasenko O. A. The Formation of Additional Professional Competencies in the System of Multilevel Education in Training Programme «Jurisprudence»// Bulletin of the Kutafin Moscow State University (MSAL). — 2016. — No. 11.

5. Shishkanova I. A., PakhomovS.I., Gurtov V. A., Pennie I. V. Criteria for Assessing the Activities of Dissertational Councils for the Transformation of the National Network of Personnel Certification of VNK // Topical Issues of Russian Law. — 2017. — No.4.

BIBLIOGRAPHY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.