Научная статья на тему 'Научно-информационное обеспечение сельской местности Северного региона как фактор ее устойчивого развития'

Научно-информационное обеспечение сельской местности Северного региона как фактор ее устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-информационное обеспечение сельской местности Северного региона как фактор ее устойчивого развития»

(полифункционализм или моноотраслевая специализация) и т.д. Именно сочетание вышеперечисленных факторов определяет социально-экономическую динамику развития сельских сообществ и специфику форм и способов адаптации населения к изменившимся условиям, выбор конкретной адаптационной модели. Сравнительный анализ адаптационных реакций сельских сообществ в различных регионах показывает, что, несмотря на известную региональную специфику, во всех обследованных регионах наблюдается типологически сходная социальная ситуация. Общее положение подавляющего большинства сельских сообществ остается очень сложным, наблюдается тенденция к депопуляции сельских поселений. При этом необходимо подчеркнуть, что модели социально-экономической адаптации сельских локальных сообществ, находятся в определенной зависимости от имеющихся природно-географи-ческих и экономических факторов адаптации.

Нами создана система формирования единого информационного поля, включающего в себя банк методик и данных отражающих:

систему расселения и структуру населения сельских локальных сообществ; социальную стратификацию; этнический состав; демографические показатели; миграционные процессы; структуру экономической активности и политической лояльности сельского населения; модели природопользования и параметры личных подсобных хозяйств, а также нормативные документы, оказывающие воздействие на текущие социальные процессы.

Источники

1. Шмаков В.С.. Социальные проблемы развития трансформационных процессов в контексте глобализации: Россия-Беларусь. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. - № 3. - С. 137-140.

2. Шмаков В.С., Нечипоренко О.В. Сибирское село в условиях реформ. Новосибирск, 2008. -160 с.

3. Шмаков В.С., Сердюкова Ю.С. Моделирование процессов социальной адаптации и определение стратегий развития сельских сообществ. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8. - Вып. 3. - С. 84-91.

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В.А. Иванов, д.э.н., гл. науч. сотр., А.С. Пономарева, асп. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

Северное село в настоящее время переживает системный кризис, порожденный как историческими причинами, так и влиянием современных рыночных реформ. Сельским районам Республики Коми характерны следующие социально-экономические проблемы:

— сокращение численности населения за счет оттока и естественной убыли. За 19892010 гг. численность сельского населения сократилось более чем на треть. Смертность на селе превышает рождаемость в 1,2 раза;

— низкие доходы сельского населения, существенный разрыв в уровне оплаты труда между работниками сельского и лесного хозяйства и других отраслей, работающее население находится за чертой бедности. В 2010 г. среднемесячная зарплата в сельском, лесном и охотничьем хозяйстве составляла 58% от средней по экономике республики. Зарплата в агро-производстве в сельских периферийных районах ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;

— высокий уровень безработицы и слабая социальная защищенность сельских жителей. В настоящее время уровень безработицы на селе составляет 15%;

— нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень менеджмента в организациях сельской экономики. Отток квалифицированных кадров из сельского хозяйства привел к тому, что в аграрных предприятиях агрономическая, зоотехническая, инженерная, экономическая службы представлены по одному человеку, либо вообще отсутствуют. За последние 20 лет, численность занятых в аграрном производстве сократилась в 2 раза;

— значительное отставание сельской местности от города по развитию социальной инфраструктуры и качеству сферы услуг;

— низкая транспортная доступность сельского населения и возможность получения основных видов социальных благ (образование, здравоохранение, культура, бытовое обслуживание). Крайне недостаточная обеспеченность удаленных сельских районов дорогами. Из шести периферийных районов лишь два (Койгородский и Усть-Куломский) имеют транспортную связь с г. Сыктывкар по дорогам с твердым покрытием. За 1990-2010 гг. число дошкольных учреждений сократилось на 45%, образовательных учреждений - 33, больничных учреждений - 50, учреждений культурно-досугового типа - на 24%.

Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским ниже в 3, а медицинским персоналом - в 2 раза;

— значительный спад производства в отраслях сельской экономики. За двадцатилетний период заготовка древесины упала в 3, производство основных видов аграрной продукции сократилось в 2-3 раза;

— большая зависимость села от аграрного сектора, низкая эффективность и конкурентоспособность лесного и сельского хозяйства;

— крайне низкая инновационная активность в ведущих отраслях сельской экономики - лесном и аграрном секторах;

— современная политика, основанная на использовании отраслевого подхода к территориальному развитию, сдерживает устойчивое развитие сельских территорий;

— отсутствие системы научного и информационного обеспечения и подготовки кадров для управления устойчивым развитием сельской местности.

В последнее время делается попытка формирования государственной политики устойчивого развития сельских территорий. Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Сейчас разрабатывается Концепция сохранения и комплексного развития сельских территорий Республики Коми на 2012-2020 гг. Но этого явно недостаточно. Нужна стратегия комплексного развития сельской местности, включающие диверсификацию экономической деятельности, модернизацию всей инфраструктуры.

Особая роль в устойчивом развитии села принадлежит региональной науке и службе информационно-консультационного обслуживания всех сфер сельской экономики и сельских жителей. В Республике Коми отсутствует целостная система научно-информационного обеспечения устойчивого развития сельской местности. Отдельными вопросами научного обеспечения аграрного сектора занимаются научно-исследовательский и проектно-технологи-ческий институт АПК РАСХН, институты биологии, физиологии, химии, социально-экономических и энергетических проблем Севера и Выльгортская научно-экспериментальная биологическая станция Коми научного центра УрО РАН, научно-исследовательский институт «Ко-мимелиоводхозпроект», учебные заведения -Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК, Сыктывкарский лесной институт, Сыктывкарский государственный университет, Коми филиал Вятской го-

сударственной сельхозакадемии, Коми республиканский агропромышленный техникум и др.

Научные исследования по проблемам агропромышленного производства решают 36 сотрудников, в том числе десять докторов и 26 кандидатов наук. Из числа докторов - 5 сельскохозяйственных наук, 3 - экономических, 1 -ветеринарных наук. В составе кандидатов наук 10 - сельскохозяйственных, 8 - экономических, 6 биологических и 2 - технических наук.

В период проведения рыночных реформ из-за сокращения объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников произошел отток молодых ученых, и ухудшилась возрастная структура научных кадров. Сейчас в научных организациях республики, занимающихся аграрными исследованиями, доля научных сотрудников старше 60 лет составляет 39%, в том числе кандидатов наук -40, докторов наук - 100%. средний возраст кандидата достигает 56 лет, а доктора наук - 68.

В Республике не определен головной НИИ (ВУЗ), занимающийся научными исследованиями устойчивого развития сельских территорий, отсутствует экспертное сообщество ученых, специалистов, оценивающих те или иные меры государственных и муниципальных органов власти по развитию сельского хозяйства и сельской местности. Исходя из опыта развитых стран в России целесообразно создание сети организаций, занимающихся проблемами развития сельских территорий: головного НИИ, региональных информационных банков развития сельских территорий и вузов, а также неформальной сети ученых разных специальностей, организаторов производства и других экспертов, которые поддерживают переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий путем обмена мнениями на конференциях и семинарах, предоставлением консультаций, проведением специальных исследований, содействием публикации работ о принципах и практике перехода к устойчивому развитию [1].

Среди важнейших факторов, способствующих обеспечению устойчивого сельского развития, особое место занимает информационно-консультационное обеспечение. Хорошо налаженная система информационного и консультационного обеспечения управления устойчивостью позволяет наиболее полно и достоверно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду хозяйствующего субъекта, принять оптимальное для каждой конкретной ситуации управленческое решение, снизить риски в его деятельности и обеспечить устойчивое развитие организаций и хозяйств сельских муниципальных образований.

Взаимодействие

Наука

Академические учреждения и организации

Институты Коми НЦ УрО РАН

Образование

Учебные организации

НИПТИ АПК РАСХН

ф Пе

я а (В ч О р о

л й

н ч ч

К о

Ор

с

О я

СГУ

СЛИ

Коми филиал ВГСА

Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК

Сельскохозяйственный техникум и аграрные колледжи

ИКС

Экспертный совет

Устойчивое развитие сельской местности (район, село, организация)

Научные исследования

Финансовое обеспечение

Сельская экономика

Социальная сфера

Экология

Концепции и стратегии устойчивого развития районов и поселений

Научное обоснование программ устойчивого развития муниципальных образований

Рисунок 1 - Схема организации научно-информационного обеспечения устойчивого развития сельской местности Республики Коми

Поэтому потребность в информации для управления устойчивым развитием сельской местности постоянна, информационно-консультационное обеспечение должно поддерживать их функционирование на всех стадиях производственного цикла.

Информационное обеспечение в литературе рассматривается с разных позиций. Наиболее обобщенное определение информационного обеспечения дано в Экономической энциклопедии, которое рассматривается как:

1) сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей; информация, соответствующим образом обработанная (отобранная, систематизированная и оформленная);

2) одна из составляющих современных автоматизированных информационных систем; 3) процесс предоставления информации отдельным лицам или группам в соответствии с их информационными потребностями [2].

В настоящее время информационно-консультационные службы (ИКС) созданы для обслуживания АПК. Система информационно-консультационного обеспечения агропромышленного производства включает федеральный,

ре-гиональный и районный (межрайонный) уровни. Целесообразно ее распространение на другие отрасли сельской экономики и обслуживание сельских жителей. Это отвечает государственным интересам устойчивого развития сельских территорий. Схема возможной организации научно-информационного обслуживания устойчивого развития сельской местности северного региона на примере Республики Коми показана на рис 1.

Итак, одним из основных механизмов провозглашенной государственной политики устойчивого развития сельских территорий является региональная наука и информационно-консультационная служба, распространяющая свою деятельность на все сферы сельской экономики и сельских жителей.

Источники

1. Чепурных Н.В., Новоселов А. Л., Мерзлов А.В. Региональное развитие: сельская местность. М.: Наука, 2006. - С. 99-100.

2. Экономическая энциклопедия / Науч.- ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - С. 248.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА СЕЛА

Т.В. Липницкий, к.э.н., ген. дир. ОАО «Агропром»

Ведущая роль информационных технологий (1Т) в ускорении социального и экономического развития - отличительная черта современного информационного общества. Не составляют исключения аграрная экономика и социальное развитие села. В последние годы Минсельхоз России акцентировал деятельность по следующим направлениям:

а) создание инфокоммуникационной системы АПК России, призванной обеспечить автоматизированный обмен данными на всех уровнях, а также эффективное применение 1Т в деятельности органов управления АПК;

б) создание автоматизированной информационной системы (АИС), интегрирующей информационную поддержку деятельности Минсельхоза РФ и Россельхознадзора, процессов управления отраслью и регулирования аг-ропродовольственных рынков;

в) создание системы дистанционного мониторинга сельхозугодий для точной оценки размеров пахотных земель, выявления их продуктивности, обнаружения признаков поражения культур и ареалов распространения вредителей, выявления

негативных почвенных процессов и проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций;

г) создание системы информации об аг-ропродовольственном рынке для изучения конъюнктуры на сельхозпродукцию и продукцию перерабатывающей промышленности, материально-технические ресурсы и услуги для села, а также для анализа состояния и прогнозирования развития рынка сельхозпродукции и продовольствия с целью регулирования рынков.

Сегодня информационные потребности АПК существенно расширены и в ближайшие годы предстоит создать Единую систему информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК). Серьезное развитие 1Т на селе получили в ходе реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», в рамках которой была проведена комплексная НИР «Проведение научных исследований и определение оптимальных технико-экономических решений по созданию сетей связи в сельской местности».

Привлечение специалистов в области экономики и управления АПК, 1Т и связи сыграло решающую роль в последующей реализации системного подхода к проблемам широкого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.