Научная статья на тему 'Информационные технологии важный фактор социально-экономического подъема села'

Информационные технологии важный фактор социально-экономического подъема села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии важный фактор социально-экономического подъема села»

Поэтому потребность в информации для управления устойчивым развитием сельской местности постоянна, информационно-консультационное обеспечение должно поддерживать их функционирование на всех стадиях производственного цикла.

Информационное обеспечение в литературе рассматривается с разных позиций. Наиболее обобщенное определение информационного обеспечения дано в Экономической энциклопедии, которое рассматривается как:

1) сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей; информация, соответствующим образом обработанная (отобранная, систематизированная и оформленная);

2) одна из составляющих современных автоматизированных информационных систем; 3) процесс предоставления информации отдельным лицам или группам в соответствии с их информационными потребностями [2].

В настоящее время информационно-консультационные службы (ИКС) созданы для обслуживания АПК. Система информационно-консультационного обеспечения агропромышленного производства включает федеральный,

ре-гиональный и районный (межрайонный) уровни. Целесообразно ее распространение на другие отрасли сельской экономики и обслуживание сельских жителей. Это отвечает государственным интересам устойчивого развития сельских территорий. Схема возможной организации научно-информационного обслуживания устойчивого развития сельской местности северного региона на примере Республики Коми показана на рис 1.

Итак, одним из основных механизмов провозглашенной государственной политики устойчивого развития сельских территорий является региональная наука и информационно-консультационная служба, распространяющая свою деятельность на все сферы сельской экономики и сельских жителей.

Источники

1. Чепурных Н.В., Новоселов А. Л., Мерзлов А.В. Региональное развитие: сельская местность. М.: Наука, 2006. - С. 99-100.

2. Экономическая энциклопедия / Науч.- ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - С. 248.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА СЕЛА

Т.В. Липницкий, к.э.н., ген. дир. ОАО «Агропром»

Ведущая роль информационных технологий (1Т) в ускорении социального и экономического развития - отличительная черта современного информационного общества. Не составляют исключения аграрная экономика и социальное развитие села. В последние годы Минсельхоз России акцентировал деятельность по следующим направлениям:

а) создание инфокоммуникационной системы АПК России, призванной обеспечить автоматизированный обмен данными на всех уровнях, а также эффективное применение 1Т в деятельности органов управления АПК;

б) создание автоматизированной информационной системы (АИС), интегрирующей информационную поддержку деятельности Минсельхоза РФ и Россельхознадзора, процессов управления отраслью и регулирования аг-ропродовольственных рынков;

в) создание системы дистанционного мониторинга сельхозугодий для точной оценки размеров пахотных земель, выявления их продуктивности, обнаружения признаков поражения культур и ареалов распространения вредителей, выявления

негативных почвенных процессов и проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций;

г) создание системы информации об аг-ропродовольственном рынке для изучения конъюнктуры на сельхозпродукцию и продукцию перерабатывающей промышленности, материально-технические ресурсы и услуги для села, а также для анализа состояния и прогнозирования развития рынка сельхозпродукции и продовольствия с целью регулирования рынков.

Сегодня информационные потребности АПК существенно расширены и в ближайшие годы предстоит создать Единую систему информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК). Серьезное развитие 1Т на селе получили в ходе реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», в рамках которой была проведена комплексная НИР «Проведение научных исследований и определение оптимальных технико-экономических решений по созданию сетей связи в сельской местности».

Привлечение специалистов в области экономики и управления АПК, 1Т и связи сыграло решающую роль в последующей реализации системного подхода к проблемам широкого

использования 1Т в АПК. Предусмотрено 60%-ное увеличение числа телефонных номеров на селе за счет установки 1,9 млн ТА. Новые мощности будут задействованы не только для создания бытовых удобств населению, а станут развитой сетью, средством информационного взаимодействия органов власти и местного самоуправления между собой и с населением, средством предоставления государственных и информационных услуг и, таким образом уровень эффективности телекоммуникаций на селе будет существенно поднят. В ходе НИР внимание акцентировалось на возможности предоставления участникам АПК широкого спектра услуг на базе существующих информационных систем и намечаемой к созданию ЕСИО АПК.

Информационные услуги инициируются органами государственной власти и местного самоуправления (государственные и муниципальные услуги), федеральным центром рыночной информации, сетью из 400 информационно-консультационных центров (развиваемой в соответствии с ФЦП). Кроме того, эти услуги поддерживаются системой Россельхозбанка, институтами РАСХН и исполнительными органами власти.

Технологически информационные услуги можно условно разделить на три группы:

а) голосовая связь с оператором и/или автоинформатором справочно-информационной службы посредством доступа, коммутируемого через СОП (возможно с использованием ресурсов интеллектуальных сетей);

б) узкополосные электронные услуги: интернет, электронная почта, голосовые сообщения, рассылка новостей, 1Р-телефония;

в) широкополосные услуги: видеоконфе-ренцсвязь, видео по запросу, дистанционное обучение.

Для сельских жителей сегодня доступность информационных услуг по ряду причин ограничена. Главная из них - отсутствие связи в 46 тысячах сельских населенных пунктов. Телефонная плотность на селе (11,7 ТА на 100 жителей) вдвое ниже городской, а плотность квартирных телефонов и того меньше - 9,6 ТА (в 60% регионов - 7,8 ТА). Не телефонизировано подавляющее большинство фермерских хозяйств (79%) и объектов социального значения (46%). Мешает и низкое качество установления соединений с информационными службами и оборудованием провайдеров Интернета.

Развитие первой группы услуг осуществлялось в соответствии с «Концепцией развития телекоммуникационных услуг в России до 2010 года», которая предполагала увеличение телефонной плотности СТС до 15 ТА организацию

в каждом населенном пункте качественного доступа к справочно-информационным службам, в том числе к экстренным службам. Для этих услуг были использованы как существующие сетевые ресурсы, так и новые технологии. Частично решаются и проблемы организации узкополосного и/или широкополосного доступа для населения к ресурсам Интернета из ПКД.

Для организации услуг второй группы необходимо внести в инфраструктуру СТС изменения, не требующие больших капвложений. Так, если число терминалов пользователей не будет превышать 10% от емкости СТС, то может понадобиться замена системы передачи и физической среды на абонентских участках сети. Если пользователей будет в 2-3 раза больше, то, возможно, придется увеличить ресурсы пучков каналов между центральной станцией и междугородной.

Услуги третьей группы, в зависимости от числа потенциальных пользователей, могут потребовать более существенных корректив инфраструктуры. Например, организация широкополосного доступа для 1% абонентов СТС при наличии 50% пользователей узкополосных услуг возможна только на базе цифрового коммутационного оборудования, SDH-систем передачи либо Ethernet.

Для организации узкополосных услуг рекомендуется выбирать в качестве основного доступа узкополосный радиодоступ (при удаленности терминалов пользователей от населенных пунктов, где размещено сетевое оборудование, на 5-50 км), а в пределах населенного пункта (при удаленности терминалов пользователей до 5 км) возможен также доступ по медной паре. Доступ жителей к услугам обеспечит xDSL или Ethernet, а для предприятий АПК и объектов социального значения такой доступ вообще рекомендуется в качестве базового.

Широкополосные услуги не следует предоставлять на территориях с плотностью населения менее 20 человек на 1 кв. км, хотя в отдельных случаях возможен радиодоступ. Широкополосные услуги xDSL-доступа рекомендованы для населенных пунктов с большей плотностью населения, удаленных от точки размещения сетевого оборудования не более чем на 5 км.

При узкополосном/выделенном доступе до 2 Мбит/с рекомендуется использовать в качестве транспортной сети выделенные потоки (2 Мбит/с) или сетевой Ethernet. При широкополосном/выделенном xDSL-доступе транспортом могут служить выделенные потоки n х 2 Мбит/с или ATM через SDH. Если информационными услугами пользуются одно или несколько предприятий АПК на территории одно-

го населенного пункта, то целесообразно создать мультисервисную корпоративную сеть.

Стоимостная оценка выбранных вариантов доступа определяется на этапе технико-экономического обоснования проекта. Сумма зависит от количества оборудования, степени структурных изменений, топологии сети, географии местности и колеблется от $150 до $1500 в расчете на абонента.

Данные по объемам потребления услуг местной связи абонентами СТС таковы: на начало 2011 года спрос составлял в среднем 17 минут в месяц в расчете на 1 жителя. Попытки объяснить низкий спрос селян на услуги связи только низкой платежеспособностью, невысокой деловой и социальной активностью или низким уровнем развития СТС и на этом основании утверждать, что капвложения в сельскую связь не окупаются, представляются не вполне состоятельными. При средней по России стоимости установки одного телефонного номера 11-22 тыс.руб. и стоимости подключения к Интернету 0,6 тыс.руб., капвложения в связь окупаются за 18 месяцев. Сроки могут еще сократиться при условии развития системы государственных информационных услуг, которые должны оказываться селу как обобщенному потребителю. Обнадеживающим фактором в

данном случае является то, что уже сейчас в России Интернетом пользуются порядка 20 миллионов потребителей.

Электронные услуги скрывают колоссальные резервы эффективности управления. Социальная и экономическая эффективность информационных систем по-настоящему проявляется только тогда, когда органы власти и местного самоуправления будут предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде. На селе электронные услуги могли бы сберечь людям дорогое время за счет исключения многократных и неблизких походов в органы власти и местного самоуправления за различными документами. Кроме того, сельские жители нуждаются в консультациях по производственным научно-техническим вопросам, в безналичных платежах и сбыте продукции; хотят решать вопросы культуры и самообразования.

Создание ЕСИО АПК значительное повысит качество муниципальных и государственных информационных услуг, неся в массы информационную грамотность, но станет одним из инструментов подъема агропроизводства и совершенствования качества управления объектами АПК.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Е.В. Иванова, инженер, соискатель Института социально-экономических и энергетических

проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

В Республике Коми информационно-консультационный центр (ИКС) создан на региональном уровне при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК и является его структурным подразделением в составе двух чел. Сотрудники центра совмещают консультационную деятельность с преподавательской работой. На районном (межрайонном) уровне информационно-консультационная служба (ИКС) отсутствует.

В настоящее время сложившаяся организационная структура ИКС ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг. Данные анкетного опроса показали, что платные услуги (составленные бизнес-планов и учредительных документов) готовы оплачивать лишь 6% сельхозтоваропроизводителей республики.

В настоящее время информационно -консультационное обеспечение сельхозпроизводителей в республике находится на начальном этапе своего развития. Остаются не решенными вопросы с определением статуса ИКС, формиро-

ванием этой службы на районном уровне, ее финансированием. Из-за отсутствия финансовых средств ИКЦ республики не занимается рекламно-издательской деятельностью, выпуском информационных материалов, бюллетеней, обзоров, недостаточно удовлетворяются потребности сельхозтоваропроизводителей в информации по вопросам производства, хранения, переработки и сбыта продукции, медленно развивается система информационно-консультационного обеспечения сельского населения, трудно привлечь высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы, в органы ИКС. Из-за неудовлетворенности заработной платой штатные работники вынуждены совмещать работу с преподавательской деятельностью. В результате снижается качество и объем оказанных услуг.

При формировании и развитии ИКС северного региона необходимо учитывать природные, социально-экономические факторы, институциональные особенности сельскохозяйственного производства. В связи с трудными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.